Проектирование локальных систем профессионального образования
УДК 37.014; 37.08
И. Ф. Слепцова
Профессиональный стандарт «Педагог»: модель дифференциации уровней владения профессиональными
компетенциями для педагогических работников
Аннотация
Рассмотрена структура профессионального стандарта «Педагог»; приведен сравнительный анализ деятельности учителя и педагога дошкольного образования; определена сущность готовности педагога к взаимодействию с детьми; отмечены предпосылки формирования национальной системы учительского роста (нСУР) в контексте новой образовательной политики государства; раскрыты особенности реализации национальной системы учительского роста: оценка профессиональной квалификации педагогических работников, совершенствование педагогического мастерства, механизмы материального и морального поощрения и др. Представлена и обоснована модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников.
I Ключевые слова: профессиональный стандарт «Педагог», уровни квалификации, оценка квалификации педагога, дошкольное образование, трудовые функции, образовательная программа, деятельность педагога.
I. F. Sleptsova
model of differentiation of professional competencies
Abstract
The article considers the structure of the professional standard «Teacher», provides a comparative analysis of the activities of school and preschool teachers, defines the readiness of the teacher to interact with children and reveals its components, marks the prerequisites for the formation of the National system of teacher growth in the context of the new educational policy. The author presents and substantiates the model of differentiation of the levels of teacher professional competency levels, reveals the specificity of the implementation of the national system of teacher growth: evaluation of professional qualifications of teachers, improvement of pedagogical skills, mechanisms of material and moral incentives.
Professional standard «Teacher»: the the levels of mastery of teacher
Keywords: professional standard «Teacher»; levels of qualification; the qualification of the teacher; early childhood education; job functions; educational program; activities of the teacher.
18
Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2019
Специфика деятельности учителя
и педагога дошкольного образования
Профессиональный стандарт «Педагог» представляет собой инновационный документ, содержащий описание совокупности трудовых функций педагогических работников. Но с позиции деятельностного подхода содержание профстан-дарта в основном ориентировано на учителя и не в полной мере отражает специфику дошкольного образования. В контексте новых требований должности учителя и воспитателя приравнены друг к другу. В то же время сравнительная характеристика школьного и дошкольного образования показывает разные функциональные возможности педагога, работающего в школе, и педагога, работающего в детском саду.
Профессиональная деятельность учителя нацелена на достижение детьми результатов обучения, сформулированных в виде перечня знаний, умений и навыков или универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми является необходимым условием и итогом учебного процесса. Ведущий вид деятельности в школьном образовании — учебная деятельность, в основе которой лежит способность оперировать образами, понятиями, замещающими реальные объекты, процессы и явления. Поэтому хорошо развитое воображение, зарождающееся в период дошкольного детства, — залог будущих успехов человека в учебной и учебно-профессиональной деятельности. Именно поэтому детская игра, способствующая формированию психических и личностных новообразований, готовит ребенка к школьному обучению.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) снимает ответственность за результаты обучения детей в дошкольной образовательной организации и делает акцент на эффективности деятельности педагога. Реализация требований ФГОС ДО предусматривает перечень профессиональных компетенций, характеризующих позицию педагога как партнера, который может сделать образовательный процесс событийным, организовать совместное творчество детей со взрослыми и сверстниками, создать условия для спонтанного детского развития, поддержки детской инициативы и пр.
Достижения ребенка дошкольного возраста определяются не столько суммой знаний и навыков, сколько личностными качествами, которые обеспечивают ему психологическую готовность к школе. Под результатами в дошкольном детстве понимаются целевые ориентиры как возможные
достижения ребенка по следующим направлениям развития: физическое, речевое, познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое. Следует отметить, что эти направления описывают процесс психического и личностного развития в период дошкольного детства и составляют социальный портрет 7-летнего ребенка — выпускника дошкольной образовательной организации (ДОО). Для достижения динамики детского развития педагог должен владеть компетенциями в области воспитания, обучения и развития детей. Идеи Л. С. Выготского о развивающем взаимодействии взрослого с ребенком — в зоне ближайшего развития — являются концептуальными в современном дошкольном образовании.
Готовность педагога к взаимодействию есть проявление его менталитета как совокупности установок и предрасположенности к определенному типу мышления и действия; умственное состояние педагога, объединяющее самосознание его личности, мышление и направленность поступков; потребность в общении с детьми в форме совместной партнерской деятельности. Целенаправленное формирование специального, рефлексивного, технологического и коммуникативного компонентов взаимодействия воспитателя с детьми обеспечивает овладение процессом организации совместной партнерской деятельности с детьми и управления этой деятельностью [9].
Построение образовательного процесса в ДОО предполагает смену парадигм: от жесткости и предметности к целостности и интеграции образовательных областей, детских видов деятельности, образовательных задач и форм работы с детьми.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, которая в своем подлинном проявлении готовит ребенка к школе. Одно из главных психических новообразований периода дошкольного детства — воображение как способность создавать и воссоздавать образы предметов, ощущений, мнимые ситуации в игре и пр. По мнению Л. С. Выготского, развитие воображения непосредственно связано с обогащением опыта ребенка и получением разнообразных впечатлений об окружающем мире. Поэтому позиция педагога дошкольного образования как транслятора знаний меняется на позицию партнера-фасилитатора, способного мотивировать, заинтересовывать детей. Требования ФГОС ДО определяют полифункциональный характер деятельности воспитателя, позволяющий обеспечивать условия позитивной социализации, индивидуализации развития и поддержки детской инициативы.
Слепцова И. Ф.
Профессиональный стандарт «Педагог»
С учетом вышесказанного многие специалисты высказывают мнение о пересмотре профессионального стандарта «Педагог» в сторону его дифференциации для каждого уровня образования: дошкольного, начального общего и основного общего образования.
Национальная система учительского роста в контексте новой образовательной политики
В поручении Президента Российской Федерации о разработке национальной системы учительского роста (НСУР) говорится, что необходимо «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учёт мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях, предусмотрев издание соответствующих нормативных правовых актов» [2].
Важно отметить, что в нынешней редакции профессионального стандарта «Педагог» отсутствует как таковая градация уровней квалификации, то есть в случае применения документа работодатель может предъявить абсолютно одинаковый набор требований как педагогу с большим опытом работы, так и начинающему молодому специалисту. Кроме того, отсутствие в документе дифференциации профессиональных умений и навыков лишает конкретного содержания такое понятие, как «повышение квалификации». Как показала апробация, профессиональный стандарт «Педагог» не может быть использован в качестве эффективного практического инструмента для определения траектории профессионального развития конкретного работника.
Рассматриваемый документ описывает портрет идеального педагога, который выступает ориентиром в профессиональной педагогической деятельности работников и специалистов [1; 5].
Для решения обозначенной проблемы на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) был разработан и представлен на общественное обсуждение проект «<Модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями для педагогических работников». Национальная система учительского роста (НСУР) — это ответ на вызовы времени, современной социокуль-
турной ситуации, который предусматривает, что рост профессионализма и социального престижа педагога должен быть структурно обеспечен и иерархически выстроен. В данном случае речь идет о горизонтальном карьерном росте, связанном с оценкой достигнутого уровня педагогической квалификации работника. Разработчики предлагают уровневую структуру профессионального стандарта «<Педагог», предусматривающую оценку профессионального роста учителя и педагога дошкольного образования.
В связи с этим на первый план выходит вопрос, связанный с повышением квалификации педагогов. Особенность национальной системы учительского роста состоит в разработке механизмов материального и морального поощрения, способствующего повышению мотивации педагогов к совершенствованию ключевых профессиональных компетенций, которые и составляют образ учителя XXI века, учителя с высоким индексом доверия со стороны родителей и детей. И профессиональный стандарт «Педагог» представляет собой инструмент для профессионального роста и развития педагогического мастерства.
Национальная система учительского роста предусматривает два направления: первое — повышение уровня квалификации педагогических работников; второе — аттестация (мониторинг) качества образования.
Важно отметить, что одним из основных достоинств разрабатываемой системы является создание перспективы профессионального роста и развития для молодых педагогов. Появляется возможность раньше выйти на аттестацию при условии демонстрации положительной динамики компонентов профессиональной готовности к педагогической деятельности.
Характеризуя социальную ситуацию развития, следует указать на такую особенность современного детства, как поляризация детского развития, когда в одном классе или возрастной группе могут оказаться разные категории детей (дети с ОВЗ, дети-инвалиды, одаренные дети и пр.). Это воспитанники с особыми образовательными потребностями, удовлетворение которых требует создания определенных психолого-педагогических условий и перечня новых ключевых компетенций современного педагога [3].
При этом новая система не предусматривает отмены установленных ранее льготных условий и званий педагогов — всё будет сохранено. Основной акцент делается на поддержке молодых специалистов в образовательной среде и выстраивании траектории их профессионального роста и развития.
20
Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2019
Разработчики профессионального стандарта «Педагог», опираясь на модель дифференциации уровней владения профессиональными компетенциями, выделили следующие категории: учитель; старший учитель; ведущий учитель.
Отмечается, что такая система должна получить распространение и на деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации, но только с учетом ее сущностных особенностей и специфики осуществления в психолого-педагогической работе с детьми.
Уровневая структура профессионального стандарта «Педагог» в настоящий момент существует в виде проекта и предусматривает несколько вариантов горизонтального карьерного роста, указан-
Особенности реализации национальной системы учительского роста
Итак, в национальной системе учительского роста компетенции педагога переведены в должности (учитель, старший учитель, ведущий учитель). При этом речь идет только об учительской квалификации с перспективой профессионального горизонтального карьерного роста. В связи с этим возникает вопрос: кто будет осуществлять оценку профессиональной квалификации педагогических работников и выступать в роли «судьи»? В настоящий момент оценка профессиональной квалификации отнесена к полномочиям регионов, где главным
ных выше. В данном случае о вертикальном росте речи не идет, так как руководящих должностей не так много в образовательной организации, и они имеют отношение к административно-управленческой работе [6].
Говоря о вариантах карьерного роста, сразу встают вопросы, связанные с дифференциацией в оплате труда педагогических работников, режимом работы, дополнительным профессиональным образованием, требованиями к аттестации и пр. Поэтому в настоящий момент профессиональный стандарт «Педагог» проходит этап апробации. Выделен также длительный переходный период, предполагающий реализацию «дорожной карты» в образовательных организациях [7; 8].
«оценщиком» выступает чиновник, действующий с позиции административного ресурса.
Перед профессиональным сообществом сегодня стоят следующие вопросы: что и как оценивать? Как подходить к оценке профессиональной квалификации? Какие необходимо разработать кейсы? Как оценивать воспитателя, взаимодействующего с детьми в рамках другого ведущего вида деятельности? С учетом каких ценностно-целевых ориентиров проектировать модель ученика, выпускника? И др. Во многом для поиска ответов на эти вопросы создана педагогическая ассоциация «Педагог XXI века», в которую вошли учителя-победители, новаторы, получившие признание
Уровневая структура профессионального стандарта «Педагог»
Квалификационный уровень Образование Требования
Ведущий учитель категории отсутствуют Обязан иметь магистерскую степень Организует разработку образовательных программ и обучение по их использованию в работе с детьми; координирует работу педагогов, психологов, дефектоло-гов; подготавливает других учителей, при этом продолжая работу с детьми
Старший учитель категории отсутствуют Обязан иметь магистерскую степень Обладает всеми необходимыми для работы компетенциями; разрабатывает индивидуальные программы обучения, воспитания, развития; проектирует программы коррекционной работы; помимо использования готовых программ обучения предлагает свои собственные, по которым могут работать другие педагоги
Учитель Может иметь первую или высшую квалификационные категории достаточно иметь профильное образование (выпускник СПО, бакалавр) качественно работает по основной программе; умеет работать со всеми детьми, в том числе инвалидами и мигрантами; профессионально работает с родителями; непрерывно развивается и обучается; осваивает новые образовательные технологии
Слепцова И. Ф.
Профессиональный стандарт «Педагог»
общественности, компетентные лица и специалисты, практический опыт которых широко тиражируется и популяризируется в образовательном пространстве [ 5].
Подчеркнем, что разработка национальной системы учительского роста имеет нормативно-правовую базу, финансовое подкрепление и не предусматривает немедленного внедрения в профессиональную сферу. Планируется воссоздание системы непрерывного образования педагога, личность которого является определяющим фактором социализации ребенка.
Итак, в структуру профессионального стандарта «Педагог» планируется заложить национальную систему учительского роста, которая заключается в усложняющейся системе профессиональных действий. Также она предусматривает вертикальные и горизонтальные уровни, соотносящиеся с профессиональным ростом в профессиональном стандарте «Педагог». Национальная система учительского роста представляет собой «дорожную карту» повышения квалификации и развития профессиональной деятельности учителя. Как отмечалось выше, определение профессионального мастерства и компетентности педагогов, и особенно молодых специалистов как приоритетной категории, должно контролироваться самим педагогическим сообществом. Повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования осуществляется посредством образовательных программ, разработка
которых должна учитывать не только концептуальные положения стандартов, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», но и принципы профессионального стандарта «Педагог» в виде перечня совершенствуемых ключевых компетенций в образовательном процессе [1].
Один из ключевых вопросов касается соотношения результативности системы образования и финансовых условий деятельности педагогов в образовательной организации. Установлено, что повышение заработной платы не всегда приводит к повышению качества образования. Основным фактором выступает непрерывное образование педагога на протяжении его деятельности в форме повышения квалификации или профессиональной переподготовки [3;4].
По предварительным оценкам Министерства образования и науки Российской Федерации, введение новой системы потребует незначительного увеличения фонда оплаты труда, поскольку изменение штатного расписания будет рассматриваться как возможность, но не обязанность. Однако депутаты и представители профсоюза сошлись во мнении о том, что без адекватных финансовых решений эффекта не будет. По мнению специалистов, без ощутимой дифференциации в оплате труда не будет необходимости в введении новых должностей. Национальная система учительского роста должна быть сопряжена с программами профессиональной подготовки педагогов и системой эффективного контракта.
Литература
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 03.02.2014, с изм. и доп., вступившими в силу с 06.05.2014) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения 20. 09. 2019).
2. Перечень поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета от 23 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/51143 (дата обращения 20. 09. 2019).
3. Об утверждении Макета профессионального стандарта: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 147н [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/ prikaz-mintruda-rossii-ot-12042013-n-147n/ (дата обращения 20. 09. 2019).
4. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов: приказ Минтруда РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://
www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70266852/ (дата обращения 20.09.2009).
5. Вифлеемский, А. Б. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога? / А. Б. Вифлеемский // Народное образование. — 2014. — № 3. — С. 34.
6. Духанина, Л. Н. Культура и культурность с точки зрения педагога / Л. Н. Духанина // Образование в современной школе. — 2014. — № 3. — С. 5.
7. Кандриков, С. О профессиональном стандарте педагога / С. Кандриков // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2013. — № 10. — С. 61.
8. Миляева, С. Ю. Поможет ли новый стандарт улучшить профессиональную деятельность педагога? / С. Ю. Миляева // Народное образование. — 2014. — № 4. — С. 45.
9. Слепцова, И. Ф. Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошкольного возраста в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. Ф. Слепцова. — М.: [Б. и.], 2007. — 20 с.
22
HHHOBapoHHbie npoeKiu h nporpaMMM B oQpa3GBaHHH № 6, 2019
References
1. On education in the Russian Federation: Federal law of 12 December, 2012 N 273 FZ (with amendments of 06.05.2014). Available at: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70266852/ (accessed 20.09.2009). (In Russian).
2. List of the instructions of the President following the meeting of the State Council of 23 December, 2013. Available at: http://kremlin.ru/acts/assignments/ orders/51143 (accessed 20. 09. 2019). (In Russian).
3. On the approval of the draft of professional standard: order of the Ministry of Labor and Social Affairs of the Russian Federation of 12 April, 2013 N147n. Available at: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-12042013-n-147n/ (accessed 20. 09. 2019). (In Russian).
4. On the approval of qualification levels for the development of professional standard drafts: order of the Ministry of Labor of the Russian Federation of 12 April, 2013 N 148n. Available at: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70266852/ (accessed [
5. Vifleemsky A. B. (2014) Zachem nuzhen professional-nyj standart pedagoga? [Why is professional standard
«Teacher» necessary?]. Narodnoe obrazovanie, n. 3, pp. 34.
6. Duhanina L. N. (2014) Kultura i kulturnost s tochki zreniya pedagoga [Culture and culture level from the view point of the teacher]. Obrazovanie v sovremennoj shkole, n. 3, p. 5.
7. Kandrikov S. (2013) O professionalnom standarte pedagoga [On the professional standard «Teacher»]. Spravochnik rukovoditelya obrazovatelnogo uchrezh-deniya, n. 10, p. 61.
8. Milyaeva S. Yu. (2014) Pomozhet li noviy standart uluchshit professionalnuyu deyatelnost pedagoga? [Will the new standard help improve teaching?]. Narod-noe obrazovanie, n. 4, p. 45.
9. Sleptsova I. F. (2007) Formirovanie gotovnosti budush-chih vospitateley k vzaimodeistviyu s detmi doshkolnogo vozrasta v protsesse professionalnoy podgotovki: avtoref. dis...kand. ped. nauk [Formation of the readiness to interaction with preschool children in teachers-to-be during professional training: synopsis of the PhD thesis]. Moscow, s.n., 20 p.