Научная статья на тему 'АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТДИПЛОМНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА'

АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТДИПЛОМНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА / ЕДИНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ПОСТДИПЛОМНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АТТЕСТАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЭЛЕКТРОННО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / NATIONAL TEACHER DEVELOPMENT SYSTEM / UNIFIED FEDERAL ASSESSMENT MATERIALS / POSTGRADUATE SUPPORT / PEDAGOGICAL CERTIFICATION / COMPETENCIES / ELECTRONIC INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Сергей Григорьевич, Кирьяш Оксана Андреевна, Рабочих Татьяна Борисовна

Исследование посвящено проблеме постдипломного сопровождения выпускников педвуза. Цель статьи - раскрыть суть системы постдипломного сопровождения молодых педагогов на уровне вуза в условиях формирования НСУР. Исследование проводится на основе методов анализа литературы, проектирования системы сопровождения. Результаты заключаются в проектировании системы научно-педагогического сопровождения выпускников в условиях формирования национальной системы учительского роста. В статье раскрываются организационные и содержательные возможности педагогического вуза, способствующие профессиональному становлению выпускников. Предлагаемая система постдипломного сопровождения ориентирована на различные профессиональные потребности молодых педагогов в период их профессионального развития и подготовки к аттестации с учётом содержания ЕФОМ, позволяет использовать возможности электронной информационно-образовательной среды вуза. Успешность адаптации выпускника к профессиональной педагогической деятельности и его профессиональное развитие обеспечиваются системой постдипломного сопровождения, построенной с учётом индивидуальных потребностей молодых педагогов. В условиях формирования НСУР необходимо знакомить выпускников с новыми квалификационными требованиями к учителю, системе педагогической аттестации и содержанием ЕФОМ. Использование ЭИОС вуза позволяет оперативно реагировать на актуальные запросы молодых педагогов и обеспечивает их мотивацию и готовность к аттестации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеев Сергей Григорьевич, Кирьяш Оксана Андреевна, Рабочих Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION ASPECTS OF POSTGRADUATE SUPPORT FOR PEDAGOGICAL UNIVERSITY GRADUATES IN THE CONDITIONS OF NATIONAL TEACHER DEVELOPMENT SYSTEM FORMATION

The study is devoted to the problem of postgraduate support for pedagogical university graduates. The purpose of the article is to reveal the system of postgraduate support granted to young teachers by Universities shaping the national teacher development system. The study is carried out on the basis of literature analysis and support system design. The results are to design a scientific and pedagogical support system for graduates in the context of the national teacher development system formation. The article reveals the organizational and informative capabilities of a pedagogical University contributing the graduates’ professional development. The proposed system of postgraduate support is focused on various professional needs of young teachers during their professional development and certification taking into account the content of Unified Federal Assessment Materials; the system allows using the capabilities of the electronic information and educational environment of the University. The success of the graduate’s adaptation to professional pedagogical activity and his professional development are ensured by the postgraduate support system; this system is designed taking into account individual needs of young teachers. In the context of the national teacher development system formation, it is necessary to get graduates acquainted with new qualification requirements for teachers, with the system of pedagogical certification and the content of the UFAM. The use of the Electronic Information-Educational Environment of the University makes it possible to respond quickly to the actual requests of young teachers and ensures their motivation and readiness for certification.

Текст научной работы на тему «АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСТДИПЛОМНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧИТЕЛЬСКОГО РОСТА»

¡б^Й 12587-94зхРопнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 14 № 4 2020

Раздел 2. Педагогические науки

УДК 374 й01: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.14

С. Г. Алексеев1, О. А. Кирьяш1, Т. Б. Рабочих1

'Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация

Аспекты организации постдипломного сопровождения выпускников педагогического вуза в условиях формирования национальной системы учительского роста

Аннотация. Исследование посвящено проблеме постдипломного сопровождения выпускников педвуза. Цель статьи - раскрыть суть системы постдипломного сопровождения молодых педагогов на уровне вуза в условиях формирования НСУР. Исследование проводится на основе методов анализа литературы, проектирования системы сопровождения. Результаты заключаются в проектировании системы научно-педагогического сопровождения выпускников в условиях формирования национальной системы учительского роста. В статье раскрываются организационные и содержательные возможности педагогического вуза, способствующие профессиональному становлению выпускников. Предлагаемая система постдипломного сопровождения ориентирована на различные профессиональные потребности молодых педагогов в период их профессионального развития и подготовки к аттестации с учётом содержания ЕФОМ, позволяет использовать возможности электронной информационно-образовательной среды вуза. Успешность адаптации выпускника к профессиональной педагогической деятельности и его профессиональное развитие обеспечиваются системой постдипломного сопровождения, построенной с учётом индивидуальных потребностей молодых педагогов. В условиях формирования НСУР необходимо знакомить выпускников с новыми квалификационными требованиями к учителю, системе педагогической аттестации и содержанием ЕФОМ. Использование ЭИОС вуза позволяет оперативно реагировать на актуальные запросы молодых педагогов и обеспечивает их мотивацию и готовность к аттестации.

Ключевые слова: национальная система учительского роста, единые федеральные оценочные материалы, постдипломное сопровождение, педагогическая аттестация, компетенции, электронно-информационная образовательная среда вуза.

Дата поступления статьи: 15 октября 2020 г.

Для цитирования: Алексеев С. Г., Кирьяш О. А., Рабочих Т. Б. (2020) Аспекты организации постдипломного сопровождения выпускников педагогического вуза в условиях формирования национальной системы учительского роста // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 4. С. 112-117. DOI: l0.l72з8/issm998-5320.2020.14.4.14.

Проблема и цель. Сегодня школы России, и Омской области в частности, испытывают потребность в молодых педагогических кадрах, призванных решать поставленные правительством задачи обеспечения высокого качества российского образования. Однако, далеко не все выпускники педагогических вузов выбирают местом своей работы образовательную организацию: одни изначально не были мотивированы на педагогическую деятельность, другие - разочаровались после первых лет работы, столкнувшись с профессиональными трудностями, третьи испытывают страх от предстоящей аттестации. Поэтому становится актуальной проблема закрепления выпускников педагогических вузов в образовательных организациях, обеспечение их успешной профессиональной деятельности и ка-

рьерного роста. Мы видим в качестве одного из направлений решения этой проблемы создание системы научно-педагогического сопровождения выпускников педвуза.

Методология. Анализ информации о работе с молодыми педагогами, представленной на сайтах министерств образования и науки субъектов РФ, позволил выявить, что «в организации поддержки начинающих учителей не учитываются те изменения, которые происходят в системе образования; поддержка строится в расчёте на молодых педагогов «в целом», без учёта различий в умениях и характере испытываемых трудностей у разных категорий педагогов внутри этой группы; без опоры на профессиональный стандарт педагогической деятельности. Такая система поддержки недостаточно эффективна

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

в удержании молодых педагогов в профессии и не способствует приведению профессиональных умений молодых педагогов в соответствие современным требованиям к педагогической деятельности». [1, с. 208-209].

Анализ опыта работы Омского государственного педагогического университета с молодыми педагогами показывает, что чаще всего преподаватели педагогических вузов ограничиваются эпизодическими консультациями учителей при подготовке проектов и конспектов открытых уроков или консультируют по отдельным вопросам при подготовке молодых учителей к профессиональному конкурсу «Дебют». Целенаправленная система постдипломного сопровождения выпускников не выстроена, хотя именно такая система, с нашей точки зрения, поможет выпускнику поверить в свои силы, выступит в качестве мотиватора профессионального развития.

Постдипломное сопровождение выпускников должно стать одним из важных направлений в деятельности педагогических вузов. Актуальность этого направления деятельности подтверждается тем, что в комплексе поручений, сформулированных президентом РФ Путиным В. В. правительству России по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования (23 декабря 2015 г.), присутствует поручение, касающееся формирования национальной системы учительского роста (НСУР) [2].

Официально отмечено, что целью формирования НСУР является повышение качества работы учителя и уровня ответственности педагогических работников за результаты своей профессиональной деятельности.

Под национальной системой учительского роста понимается усовершенствованная форма аттестации учителей, которая должна более точно отображать качество преподавания и профессионализм специалистов в сфере образовательных услуг.

Основные нововведения предусматривают:

- реформирование педагогического стандарта;

- переход от аттестации, как формы контроля, к аттестации, стимулирующей профессиональное развитие педагога;

- изменение системы классификации педагогических должностей;

- утверждение единых правил аттестации учителей и воспитателей;

- разработка единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).

Обновление профстандарта и новая модель педагогической аттестации должны побудить педагогов к личностному и профессиональному росту, стратегию которого они будут выстраивать с учётом инновационных технологий, достижений науки и передового педагогического опыта.

Одним из основных компонентов национальной системы учительского роста является новая система педагогической аттестации. Обновлённая процедура аттестации педагогических кадров предполагает использование единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и позволит оценивать учителей по единым для всей России требованиям. Содержание ЕФОМ позволит, по замыслу разработчиков, оценить деятельность педагогов по четырём видам компетенций: предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным [3].

Для оценки сформированности психолого-педагогических и коммуникативных компетенций на уровне действий предполагается анализ продукта профессиональной деятельности учителя, который включает в себя: план (конспект) урока, видеоурок с указанными в нём видеофрагментами, демонстрирующими проверяемые компетенции, образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем), рефлексивный самоотчёт. Сформированность же компетенции в области профессиональных знаний и суждений будет проверяться через решение кейсов (педагогических задач и ситуаций), направленных на оценку профессионального мышления педагогов [3].

В условиях формирования НСУР совершенно логично актуализируется задача постдипломного сопровождения своих выпускников для педагогического вуза, готовящего кадры для системы общего образования.

Под постдипломным сопровождением мы понимаем совокупность комплексно-целевых мер, направленных на обеспечение успешного начала профессиональной деятельности выпускником, адаптацию его к педагогической среде и преодоление проблемных моментов, возникающих в деятельности молодого учителя [4].

При организации постдипломного сопровождения начинающих педагогов необходимо учитывать обязательность прохождения ими в регламентированный период процедуры педа-

¡б^Й 12587-94зхРопнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 14 № 4 2020

Раздел 2. Педагогические науки

гогической аттестации на соответствие занимаемой должности, предусматривающей оценку компетенций. В этой ситуации вузы должны создать пространство максимального благоприятствования для формирования компетенций, необходимых в будущей деятельности молодых педагогов [5]. Так, например, необходима определённая корректировка содержания рабочих программ по отдельным дисциплинам с ориентацией на содержание ЕФОМ, чтобы выпускники не испытывали затруднений по вопросам предметной и психолого-педагогической подготовки.

Широкими возможностями для решения указанной проблемы обладает электронная информационно-образовательная среда вуза. Так, на образовательном портале педагогического вуза предполагается создать специальный контент для постдипломного сопровождения молодого педагога, позволяющий выявить затруднения, с которыми сталкиваются выпускники, организовать им профессиональную поддержку, дать экспертную оценку их деятельности, оказать консультативную помощь и т. д.

Контент постдипломного сопровождения будет включать следующие тематические блоки:

1. Нормативно-правовой блок. Нормативно-правовые основы педагогической деятельности изложены в ряде законодательных актов, постановлений правительства РФ, приказов Министерства просвещения РФ и иных нормативных документах федерального, регионального уровней. Данный блок может содержать Закон «Об образовании в РФ» с последними изменениями, Федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней общего образования, Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством просвещения РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, региональные нормативно-правовые и организационно-методические документы, рекомендации и т. п.

2. Предметно-методический блок может быть наполнен содержательной информацией по учебным предметам (последние актуальные статьи по проблемным вопросам развития научной дисциплины, информация о современных методиках и технологиях, которые могут быть востребованы молодыми педагогами в их деятельности и т. д.).

3. Психолого-педагогический, коммуникативный блок. Новые реалии образования

увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Актуальна данная проблема для молодого, начинающего педагога. Особенно важна на начальном этапе педагогической деятельности консультативная профессиональная поддержка специалистов психологов и педагогов. Данный блок должен иметь не только контентную информацию, но и возможности онлайн- и офлайн-консультирования, проведения специализированных тренингов, разбора психолого-педагогических ситуаций и т. п.

4. Блок общей информации (календарь проводимых мероприятий, в т. ч. и на базе педвуза, перечень курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки и т. п.).

Контентная информация указанных блоков должна своевременно актуализироваться, предусматривать использование различных форм работы с выпускниками, выстраивать с ними обратную связь, что будет являться залогом сохранения профессиональных контактов между выпускниками и высшей школой. А образовательный портал станет открытым пространством конструктивного диалога вуза и школы, педагогического сообщества и молодых специалистов.

В целях обеспечения оперативности дистанционной связи в системе «преподаватель - выпускник» мы рекомендуем сохранить за выпускниками логины и пароли, которыми они пользовались при организации дистанционного обучения на образовательном портале ОмГПУ, будучи студентами вуза.

Поскольку, как правило, затруднения у начинающих педагогов при организации образовательного процесса носят индивидуальный характер, было бы полезным создание личных кабинетов молодых педагогов, что позволит в первую очередь дифференцировать психолого-педагогическую поддержку в процессе постдипломного сопровождения и уменьшить фактор смущения молодого педагога перед своими коллегами при формулировке собственных профессионально-педагогических проблем и затруднений.

В процесс постдипломного сопровождения выпускников должны быть вовлечены не только структуры дополнительного профессионального образования, но и преподаватели профильных,

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

межфакультетских кафедр вуза. «Привлечение преподавателей профильных кафедр ОмГПУ. обеспечит актуализацию знаний и умений по наиболее трудным и спорным вопросам содержания преподаваемой дисциплины, позволит под руководством опытного преподавателя разработать урок, провести его видеозапись и проанализировать с точки зрения соответствия аттестационным требованиям» [6, с. 44]. Для этого нужно продумать систему стимулирования труда преподавателей, обеспечивающих качественное научно-методическое сопровождение сво-

их выпускников и нацеленных на их успешную профессионально-педагогическую адаптацию.

Выводы. Таким образом, организация постдипломного сопровождения, с привлечением мотивированных преподавателей кафедр вуза, использованием электронной информационно-образовательной среды вуза с включением специального контента, ориентированного на оказание квалифицированной адресной помощи молодым педагогам, позволит им быть успешными в профессиональной деятельности и обеспечивать высокое качество образования.

Источники

1. Ильина Н. Ф., Логинова Н. Ф. Исследование психолого-педагогической компетенции молодых педагогов. [Электронный ресурс] / Н. Ф. Ильина, Н. Ф. Логинова // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 203230. URL: https://v0.hse.ru/data/2019/12/12/1524289391/10%20llyina.pdf (дата обращения : 05.10.2020).

2. Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования (23 декабря 2015 года) [Электронный ресурс] // Официальное интернет-представительство Президента России в сети Интернет. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/51001 (дата доступа : 21.09.2020)

3. Создание и внедрение модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Электронный ресурс] : проект / Мос. гос. псих.-пед. ун-т. URL: http://xn--e1aofx. xn--p1ai/materials/Model.pdf (дата обращения 29.11.2019).

4. Алексеев С. Г., Меха И. В., Рабочих Т. Б. Постдипломное сопровождение выпускников педагогических вузов [Электронный ресурс] // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 4 (38) URL: https://ruc0nt.ru/efd/711130 (дата обращения : 05.10.2020).

5. Родионова Е. Л., Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. Институт двойного наставничества - основа механизма постдипломного сопровождения выпускника целевой подготовки педагога / // Нижегородское образование. Нижний Новгород : Нижегород. инст-т развития образования, 2017. № 2. С. 85-92.

6. Рабочих Т. Б., Кирьяш О. А. Методическое сопровождение педагога в условиях новой модели аттестации // Актуальные проблемы методологии научно-методических исследований и практической деятельности педагога : сборник статей I Всерос. науч.-практ. конф. Омск : Изд-во ОмГА, 2020. С. 40-46.

7. Марголис А. А., Аржаных Е. В., Хуснутдинова М. Р. Институционализация наставничества как ресурс профессионального развития российских педагогов // Вопросы образования. М. : НИ ВШЭ, 2019. № 4. С. 133-139.

8. Михелькевич, В. Н., Кравцов П. Г. Методы и средства измерения уровней сформированности функционально-профессиональных компетенций у выпускников педагогических вузов // Вестник Самарского государственного педагогического университета. Серия : Психолого-педагогические науки. Самара : Изд-во СГСПУ, 2015. № 6. С. 125-130.

9. Федоров А. А., Седых Е. П. Моделирование процессов целевого обучения и трудоустройства в системе педагогического образования // Психологическая наука и образование. М. : Изд-во МГППУ, 2015. Т. 20. № 5. C. 93-98

10. Ямбург Е. А. Внедрение профессионального стандарта педагога: необходимость второго шага // Психологическая наука и образование. М. : Изд-во МГППУ, 2016. Т. 21. № 2. С. 35-43.

Информация об авторах

Алексеев Сергей Григорьевич

Кандидат педагогических наук, директор института дополнительного образования. Омский государственный педагогический университет» (644050, РФ, г. Омск, пр. Мира, 32). ORCID ID: https://orcid. org/ 0000-0001-8817-2082. E-mail: fpk@omgpu.ru

¡^бЙ 12587'-94зхР0Пнпе) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 14 № 4 2020

Раздел 2. Педагогические науки

Кирьяш Оксана Андреевна

Кандидат исторических наук, зам. директора центра дополнительного профессионального образования. Омский государственный педагогический университет (644050, РФ, г. Омск, пр. Мира, 32). ORCID ID: https://orcid. org/0000-0002-7302-8245. E-mail: fpk@omgpu.ru

Рабочих Татьяна Борисовна

Кандидат педагогических наук, доцент, зам. директора центра дополнительного профессионального образования. Омский государственный педагогический университет (644050, РФ, г. Омск, пр. Мира, 32). ORCID ID: https://orcid. org/0000-0001-5523-9156. E-mail: fpk@omgpu.ru

S. G. Alekseev1, O. A. Kiryash1, T. B. Rabochikh1

'Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation

Organization aspects of postgraduate support for pedagogical university graduates in the conditions of national teacher development system formation

Abstract. The study is devoted to the problem of postgraduate support for pedagogical university graduates. The purpose of the article is to reveal the system of postgraduate support granted to young teachers by Universities shaping the national teacher development system. The study is carried out on the basis of literature analysis and support system design. The results are to design a scientific and pedagogical support system for graduates in the context of the national teacher development system formation. The article reveals the organizational and informative capabilities of a pedagogical University contributing the graduates' professional development. The proposed system of postgraduate support is focused on various professional needs of young teachers during their professional development and certification taking into account the content of Unified Federal Assessment Materials; the system allows using the capabilities of the electronic information and educational environment of the University. The success of the graduate's adaptation to professional pedagogical activity and his professional development are ensured by the postgraduate support system; this system is designed taking into account individual needs of young teachers. In the context of the national teacher development system formation, it is necessary to get graduates acquainted with new qualification requirements for teachers, with the system of pedagogical certification and the content of the UFAM. The use of the Electronic Information-Educational Environment of the University makes it possible to respond quickly to the actual requests of young teachers and ensures their motivation and readiness for certification.

Keywords: national teacher development system, Unified Federal Assessment Materials, postgraduate support, pedagogical certification, competencies, Electronic Information-Educational Environment of the university.

Paper submitted: October 15, 2020.

For citation: Alekseyev S. G., Kiryash O. A., Rabochikh T. B. (2020) Organization aspects of postgraduate support for pedagogical university graduates in the conditions of national teacher development system formation. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 4, pp. 112-117. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2020.i4.4.i4.

References

1. Ilina N. F., Loginova N. F. (2019) Study of psychological and pedagogical competence of young teachers. [Electronic resource]. Voprosy obrazovaniya, 2019, no. 4, pp. 203-230. Available at: https://vo.hse.ru/ data/20i9/i2/i2/i52428939i/i0%20llyina.pdf (accessed 05.10.2020) (In Russian).

2. State Council meeting on improving the general education (December 23, 2015) [Electronic resource]. The official website of the President of Russia. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/51001 (accessed 21.09.2020) (In Russian).

3. Design and introduction of a teachers certification model based on the of their qualifications assessment in accordance with the requirements of the professional standard of the teacher and Federal state educational standards

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

of General education [Electronic resource] Project of the Moscow State Pedagogical University. Available at: http://xn--eiaofx.xn--piai/materials/Model.pdf (accessed 29.11.2019) (In Russian).

4. Alekseev S. G., Meha I. V., Rabochikh T. B. (2019) Post-graduate support of of pedagogical graduates [Electronic resource]. The Science of Person: Humanitarian Researches, 2019, no. 4 (38). Available at: https://rucont.ru/efd/711130 (accessed 05.10.2019) (In Russian).

5. Rodionova E. L., Ilaltdinova E. Yu., Frolova S. V. (2017) Institute of double mentoring - the basis of the mechanism of postgraduate support for graduates of target teacher training. Nizhny Novgorod education, 2017, no. 2, pp. 85-92. (In Russian).

6. Rabochikh T. B., Kiryash O. A. (2020) Methodological support of the teacher in the new model of certification. Actual problems of methodology of scientific and methodological research and practical activity of a teacher. 1st all-Russian scientific and practical conference : collection of articles. Omsk : Omsk State University Publ., 2020, pp. 40-46. (In Russian).

7. Margolis A. A., Arzhanykh E. V., Khusnutdinova M. R. (2019) Institutionalization of mentoring as a resource for professional development of Russian teachers. The issues of education, 2019, no. 4, pp. 133-139. (In Russian).

8. Mikhelkevich, V. N., Kravtsov, P. G. Methods and means of measuring the levels of formation of functional and professional competencies in graduates of pedagogical universities (2015). Bulletin of the Samara State Pedagogical University. Series Psychological and pedagogical sciences, 2015, no. 6, pp. 125-130. (In Russian).

9. Fedorov A. A., Sedykh E. P. (2015) Modeling of target training and employment processes in the system of pedagogical education. Psychological science and education, 2015, vol. 20, no. 5, pp. 93-98. (In Russian) (In Russian)

10. Yamburg E. A. (2016) Introduction of the professional standard of the teacher: the need for the second step. Psychological science and education, 2016, vol. 21, no. 2, pp. 35-43. (In Russian).

Information about the authors

Sergey G. Alekseev

Cand. Sc. (Ped.), Director of the Institute of additional education. Omsk State Pedagogical University (32 Mira ave., Omsk, 644050, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid. org/ 0000-0001-8817-2082. E-mail: fpk@omgpu.ru

Oksana A. Kiryash

Cand. Sc. (Hist.), Deputy Director of the center of additional professional education. Omsk State Pedagogical University (32 Mira ave., Omsk, 644050, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid. org/0000-0002-7302-8245. E-mail: fpk@omgpu.ru

Tatyana B. Rabochikh

Cand. Sc. (Ped.), Associate Professor, Deputy Director of the center for additional professional education. Omsk State Pedagogical University (32 Mira ave., Omsk, 644050, Russian Federation). ORCID ID: https:// orcid. org/0000-0001-5523-9156. E-mail: fpk@omgpu.ru

© С. Г. Алексеев, О. А. Кирьяш, Т. Б. Рабочих, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.