Научная статья на тему 'ПОСТДИПЛОМНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

ПОСТДИПЛОМНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ / СИСТЕМА ПОСТДИПЛОМНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ / GRADUATES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES / THE SYSTEM OF POST-DEGREE SUPPORT / CONDITIONS FOR SUCCESSFUL PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Сергей Григорьевич, Меха Иван Васильевич, Рабочих Татьяна Борисовна

Проблема и цель. Исследование посвящено проблеме постдипломного сопровождения молодых педагогов. Цель статьи - раскрыть систему научно-педагогического сопровождения профессионального становления молодых педагогов. Методология. Исследование проводится на основе методов анализа литературы, анкетирования педагогов, проектирования системы сопровождения. Результаты заключаются в выявлении профессиональных затруднений молодых педагогов и проектировании системы научно-педагогического сопровождения их профессионального становления. В статье исследуются возможности создания региональной системы постдипломного сопровождения выпускников педагогических вузов, построенной на диагностической основе, с учётом затруднений педагогов на различных этапах профессионального становления. Раскрываются содержание, формы и условия сопровождения молодых педагогов. Выводы. Успешность постдипломного сопровождения молодых педагогов обеспечивается при организации непрерывного процесса обучения, базирующегося на результатах индивидуальной диагностики затруднений педагогов и построении индивидуальной дорожной карты профессионального становления. Авторы приходят к выводу, что организация научно-педагогического сопровождения молодых педагогов, построенная на диагностической основе и с учётом индивидуальных потребностей, позволит гибко реагировать на актуальные запросы педагогов и обеспечит их профессиональное становление и мотивацию к педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеев Сергей Григорьевич, Меха Иван Васильевич, Рабочих Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-DEGREE SUPPORT FOR GRADUATES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Introduction. The research concentrates on the problem of post-degree support for young teachers. The purpose of the article is to reveal a system of scientific and methodological support for the professional development of young teachers. Materials and Methods. The study is based on the methods of literature analysis, teachers’ survey, and designing the system of support. Results are to identify professional difficulties of young teachers and design a system of scientific and pedagogical support for the professional development of young teachers. The article examines a possibility of creating a regional system of post-degree support for graduates of pedagogical universities, designed on a diagnostic basis, taking into account the difficulties of teachers at different stages of professional development. It reveals the content, forms and conditions of support for young teachers. Conclusions. The success of post-degree support for young teachers is ensured by the organization of a continuous learning process based on the results of individual diagnostics of teachers’ difficulties and the construction of an individual road map of professional development. The authors concluded that the organization of scientific and pedagogical support for young teachers, designed on a diagnostic basis, taking into account individual needs would enable to respond to actual needs of teachers and provide their professional formation and motivation to pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «ПОСТДИПЛОМНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

УДК 374 Б01 10.17238/188П1998-5320.2019.38.78

С. Г. Алексеев, И. В. Меха, Т. Б. Рабочих, Омский государственный педагогический университет

ПОСТДИПЛОМНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Проблема и цель. Исследование посвящено проблеме постдипломного сопровождения молодых педагогов. Цель статьи - раскрыть систему научно-педагогического сопровождения профессионального становления молодых педагогов.

Методология. Исследование проводится на основе методов анализа литературы, анкетирования педагогов, проектирования системы сопровождения.

Результаты заключаются в выявлении профессиональных затруднений молодых педагогов и проектировании системы научно-педагогического сопровождения их профессионального становления. В статье исследуются возможности создания региональной системы постдипломного сопровождения выпускников педагогических вузов, построенной на диагностической основе, с учётом затруднений педагогов на различных этапах профессионального становления. Раскрываются содержание, формы и условия сопровождения молодых педагогов.

Выводы. Успешность постдипломного сопровождения молодых педагогов обеспечивается при организации непрерывного процесса обучения, базирующегося на результатах индивидуальной диагностики затруднений педагогов и построении индивидуальной дорожной карты профессионального становления. Авторы приходят к выводу, что организация научно-педагогического сопровождения молодых педагогов, построенная на диагностической основе и с учётом индивидуальных потребностей, позволит гибко реагировать на актуальные запросы педагогов и обеспечит их профессиональное становление и мотивацию к педагогической деятельности. Ключевые слова: выпускники педагогических вузов, система постдипломного сопровождения, условия успешного профессионального становления молодых педагогов.

Проблема и цель. Профессиональное становление молодого специалиста - сложный и многогранный процесс. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли начинающий педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдёт себя в другой сфере деятельности. Успешное профессиональное становление молодого педагога является основой его уверенности в правильности выбранного пути, благополучном преодолении возникающих профессиональных трудностей, развитии профессионального самосознания. Однако статистика показывает, что процент молодых педагогов, готовых начать свою педагогическую карьеру в образовательной организации, в настоящее время крайне низок. Начинающие учителя, придя работать в школу, сразу сталкиваются с трудностями, связанными со слабой методической подготовкой, недостаточным владением современными приёмами и методами обучения, неумением организовать свою педагогическую деятельность, слабым владением приёмами творческого саморазвития.

Одной из причин является то, «...что на сегодня в РФ отсутствует система многоканального входа в педагогическое образование и далее - в педагогическую деятельность, позволяющая привлекать лучших и наиболее мотивированных будущих педагогов» [1, с. 50].

Вторая причина - недостаток внимания к постдипломному сопровождению выпускников педагогических вузов. Анализ мер по привлечению молодых специалистов в образовательные учреждения показывает, что главное внимание сегодня уделяется рассмотрению вопросов по выплате различных «подъёмных» пособий, повышению материальной заинтересованности и недостаточно -постдипломному сопровождению профессиональной деятельности начинающих педагогов [2].

Несмотря на наличие научных исследований и разработок по профессиональной адаптации, полезного и интересного опыта отдельных образовательных учреждений по профессиональному становлению молодых педагогов, необходимо отметить недостаточную вовлечённость педагогических вузов в этот процесс.

Методология. Анализ литературы и анализ деятельности функционирующих в вузах центров содействия трудоустройству показывают, что подобные центры ограничиваются информационно-консультационной работой со студентами, организацией взаимодействия вузов со службами занятости, работодателями, органами исполнительной власти и общественными организациями [3].

Современная ситуация низкой закрепляемости молодых специалистов в образовательных организациях обусловливает необходимость создания региональной системы постдипломного сопровождения выпускников педвузов.

Под постдипломным сопровождением мы понимаем совокупность комплексно-целевых мер, направленных на обеспечение успешного вхождения в профессиональную, эффективную реализацию педагогической деятельности, адаптацию к профессиональной среде и разрешение проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности.

Постдипломное сопровождение рассчитано на три года и включает следующие этапы: 1) организационный этап; 2) этап самодиагностики и формирования «дорожной карты» профессионального становления молодого специалиста; 3) этап научно-педагогического курирования и наставничества; 4) этап профессионального роста выпускника.

На организационном этапе представители педвуза должны договориться с муниципальными органами управления образованием и образовательными организациями о совместной работе по постдипломному сопровождению начинающих педагогов. Форматом переговоров могут быть совещания, круглые столы по обсуждению проблем вхождения выпускников педвузов в профессиональную педагогическую деятельность. Важным организационно-управленческим результатом проблемного обсуждения может явиться подписание конкретного соглашения на предмет совместной работы по двойному наставничеству (представителей педагогического вуза и работодателей).

Этап самодиагностики и формирования «дорожной карты» профессионального становления молодого специалиста предполагает разработку диагностического материала, который поможет выявить и изучить трудности, с которыми сталкивается конкретный молодой педагог. Диагностический материал в виде анкет и опросников разрабатывается, как правило, научно-педагогическими сотрудниками педвуза и согласовывается со специалистами органа управления образованием конкретного муниципалитета для практического применения (использования). Основой для разработки диагностических материалов может служить содержание профессионального стандарта «Педагог», а именно конкретные знания, умения, которыми должен владеть учитель, трудовые действия и трудовые функции, которые он должен выполнять. Профессиональный стандарт «Педагог», с дополнениями и изменениями 2019 г. позволяет осуществлять уровневую диагностику готовности педагога к реализации профессиональных функций, т. к. в нём определены требования к должностям «учитель», «старший учитель», «ведущий учитель».

Диагностирование по разработанным анкетам и опросникам может проводиться начинающими педагогами самостоятельно, но желательно после консультации со специалистом-разработчиком диагностики. Результаты самодиагностики позволят выявить «профессиональные дефициты» молодых педагогов. При определении готовности педагогов общеобразовательных школ к реализации требований профессионального стандарта было выявлено, что они испытывают затруднения в реализации определённых умений, а именно:

• «разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;

• использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности, обучающихся, для которых русский язык не является родным, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

• строить воспитательную деятельность с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

• защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и / или неблагоприятных условиях;

• владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т. п.» [4].

Также было обнаружено, что выпускники педвузов хотели бы актуализировать свои знания по следующим вопросам:

• «основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;

• основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях;

• пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения (личностных и метапредметных УУД);

• нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)» [4].

На основе результатов диагностики разрабатывается «дорожная карта» профессионального становления молодого специалиста.

Целью формирования «дорожной карты» является обеспечение успешного вхождения в профессиональную деятельность, эффективная реализация этой деятельности, адаптация к профессиональной среде, повышение профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов посредством индивидуализации процесса научно-педагогического курирования и наставничества.

Процесс научно-педагогического курирования и наставничества требует чёткой организации и планирования совместной деятельности со стороны педагогического вуза, муниципального органа управления образованием, образовательной организации и начинающего педагога.

На уровне образовательной организации закрепляется наставник и организуется внутришко-льное обучение молодых учителей с использованием всего многообразия форм и методов обучения. На уровне муниципальных органов управления образованием осуществляется тьюторское сопровождение молодых учителей района. Вузы к кураторству молодых учителей привлекают научно-педагогических работников профильных кафедр.

Этап профессионального роста молодого педагога характеризуется выстраиванием индивидуального маршрута обучения, которое должно происходить не периодически, а непрерывно. Этот маршрут включает и самообразование. Учитель определяет вид образовательной услуги (курсы повышения квалификации по конкретной программе или индивидуальное (групповое) научно -педагогическое сопровождение педагога). Вуз предлагает, а начинающий педагог выбирает форму обучения и содержание программы. На протяжении всего периода обучения педагог должен фиксировать результаты своего профессионального становления в портфолио.

Использование портфолио как отчётного документа существенно облегчает деятельность куратора и наставника, которым необходимо проводить анализ работы с молодым педагогом, оценивать полученные результаты в динамике, создавать условия для повышения профессионализма педагога, готовить его к процедуре аттестации и т. д.

Выводы. Таким образом, организация научно-методического сопровождения молодых педагогов, построенная на диагностической основе и с учётом индивидуальных потребностей, позволит оперативно реагировать на актуальные запросы педагогов и обеспечит их профессиональное становление и мотивацию к педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 41-57. [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/files/ 71565/pno_3_2014_margolis.pdf

2. Черкасова И. И., Яркова Т. А. Методологические основания концепции управления профессиональной адаптацией молодых педагогов // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 11 (19). [Электронный ресурс] URL: http://j0urnal-s.0rg/index.php/sisp/issue/view/112012

3. Агапова Е. Н., Трапицын С. Ю. Сопровождение процесса адаптации и начального этапа профессиональной деятельности учителя // Вестник Герценовского университета. СПб. : 2013. № 3. С. 36-46

4. Министерство труда Российской Федерации. Приказы. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) : приказ от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/499053710.

S. G. Alekseev,

Ph.D., Director of the Institute of Continuing Education, Omsk State Pedagogical University, 32 Mira ave., Omsk, 644050, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8817-2082

е-mail: asg2065@mail.ru I. V. Mekha,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Continuing Professional Education,

Omsk State Pedagogical University, 32 Mira ave., Omsk, 644050, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9516-1776

е-mail: mekha@omgpu.ru

T. B. Rabochikh

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Continuing Professional Education Omsk State Pedagogical University, 32 Mira ave., Omsk, 644050, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5523-9156 e-mail: tatyanarabochikh@yandex.ru

POST-DEGREE SUPPORT FOR GRADUATES OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

Introduction. The research concentrates on the problem of post-degree support for young teachers. The purpose of the article is to reveal a system of scientific and methodological support for the professional development of young teachers.

Materials and Methods. The study is based on the methods of literature analysis, teachers' survey, and designing the system of support.

Results are to identify professional difficulties of young teachers and design a system of scientific and pedagogical support for the professional development of young teachers. The article examines a possibility of creating a regional system of post-degree support for graduates of pedagogical universities, designed on a diagnostic basis, taking into account the difficulties of teachers at different stages of professional development. It reveals the content, forms and conditions of support for young teachers.

Conclusions. The success of post-degree support for young teachers is ensured by the organization of a continuous learning process based on the results of individual diagnostics of teachers' difficulties and the construction of an individual road map of professional development. The authors concluded that the organization of scientific and pedagogical support for young teachers, designed on a diagnostic basis, taking into account individual needs would enable to respond to actual needs of teachers and provide their professional formation and motivation to pedagogical activity.

Keywords: graduates of pedagogical universities, the system of post-degree support, conditions for successful professional development of young teachers.

References

1. Margolis A. A. Problems and prospects for the development of teacher education in the Russian Federation // Psychological science and education. 2014. V. 19. No. 3. Pp. 41-57. [Electronic resource]. Available at: http://psyjournals.ru/files/71565/pno_3_2014_margolis.pdf (In Russian)

2. Cherkasova I.I., Yarkova T.A. Methodological foundations of the concept of managing professional adaptation of young teachers // Modern studies of social problems. 2012. № 11 (19). [Electronic resource] Available at: http://journal-s.org/index.php/sisp/issue/view/112012 (In Russian)

Agapova E.N., Trapitsyn S.Yu. Maintenance of the adaptation process and the initial stage of the teacher's professional activity // Bulletin of Herzen University. SPb: 2013. No. 3. Pp. 36-46

The Ministry of Labor of Russia. Orders. On approval of the professional standard Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher) : order of October 10, 2013, No 544n [Electronic resource] Available at: http://docs.cntd.ru/document/499053710 (In Russian)

Поступила в редакцию 18.10.2019 © С. Г. Алексеев, И. В. Меха, Т. Б. Рабочих, 2019

Авторы статьи:

Сергей Григорьевич Алексеев, кандидат педагогических наук, директор института дополнительного образования, Омский государственный педагогический университет, 644050, Омск, пр. Мира, 32, е-mail: asg2065@mail.ru Иван Васильевич Меха, кандидат исторических наук, доцент, и .о. зав. кафедрой дополнительного профессионального образования, Омский государственный педагогический университет, 644050, Омск, пр. Мира, 32, е-mail: mekha@omgpu.ru

Татьяна Борисовна Рабочих, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дополнительного профессионального образования, Омский государственный педагогический университет, 644050, Омск, пр. Мира, 32, е-mail: tatyanarabochikh@yandex.ru

Рецензенты:

Л. В. Лонская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ДПО, Омский государственный медицинский университет.

Н. Н. Рыбакова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой инженерной педагогики, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.