Научная статья на тему 'Система педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации выпускников педвуза'

Система педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации выпускников педвуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
861
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО / АДАПТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL MENTORING / ADAPTATION OF TEACHERS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ичетовкина Надежда Михайловна

В статье представлена система педагогического наставничества и психолого-педагогического и научно-методического сопровождения молодых педагогов в школе. Определены уровни актуальности изучаемой проблемы (социально-педагогический, научно-педагогический, региональный). Выделены и охарактеризованы структурные компоненты системы педагогического наставничества и сопровождения выпускников педвуза (мотиво-целевой, содержательный и результативный). Обозначены направления педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации молодых учителей в школе: психолого-педагогическое, методическое, научно-исследовательское, организационноуправленческое. Выделены проблемные области (аспекты) системы педагогического наставничества, требующие дальнейшего психолого-педагогического, научного и организационного обоснования, а также перспективных направлений ее развития и становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ичетовкина Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System of Pedagogical Mentoring and Supporting of the Process of Adaptation of Graduates of Teacher Training Institutes

The article presents a system of pedagogical mentoring and psychological, pedagogical and scientific and methodological support of young teachers in school. The levels of relevance of the studied problem (socio-pedagogical, scientific-pedagogical and regional) are determined. The structural components of the system of pedagogical mentoring and support of graduates of a teacher training university (motivational, informative and effective) are identified and characterized. The directions of pedagogical mentoring and support of the process of adaptation of young teachers at the school are indicated. They are as follows: psychological, pedagogical, methodical, research, organizational and managerial. The problem areas (aspects) of the system of pedagogical mentoring that require further psychological and pedagogical, scientific and organizational substantiation, as well as promising directions of its development and formation are highlighted.

Текст научной работы на тему «Система педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации выпускников педвуза»

УДК 378.048.2 ББК 74.04

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДВУЗА

I Н.М. Ичетовкина

Аннотация. В статье представлена система педагогического наставничества и психолого-педагогического и научно-методического сопровождения молодых педагогов в школе. Определены уровни актуальности изучаемой проблемы (социально-педагогический, научно-педагогический, региональный). Выделены и охарактеризованы структурные компоненты системы педагогического наставничества и сопровождения выпускников педвуза (мотиво-целевой, содержательный и результативный). Обозначены направления педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации молодых учителей в школе: психолого-педагогическое, методическое, научно-исследовательское, организационно-управленческое. Выделены проблемные области (аспекты) системы педагогического наставничества, требующие дальнейшего психолого-педагогического, научного и организационного обоснования, а также перспективных направлений ее развития и становления.

Ключевые слова: педагогическое наставничество, адаптация учите- 95 лей, психолого-педагогическое сопровождение, научно-методическое сопровождение, организационно-управленческое сопровождение.

THE SYSTEM OF PEDAGOGICAL MENTORING AND SUPPORTING OF THE PROCESS OF ADAPTATION OF GRADUATES OF TEACHER TRAINING INSTITUTES

I N.M. Ichetovkina

Abstract. The article presents a system of pedagogical mentoring and psychological, pedagogical and scientific and methodological support of young teachers in school. The levels of relevance of the studied problem (socio-pedagogical, scientific-pedagogical and regional) are determined. The structural components of the system of pedagogical mentoring and support of graduates of a teacher training university (motivational, informative and effective) are iden-

tified and characterized. The directions of pedagogical mentoring and support of the process of adaptation of young teachers at the school are indicated. They are as follows: psychological, pedagogical, methodical, research, organizational and managerial. The problem areas (aspects) of the system of pedagogical mentoring that require further psychological and pedagogical, scientific and organizational substantiation, as well as promising directions of its development and formation are highlighted.

Keywords: pedagogical mentoring, adaptation of teachers, psychological and pedagogical support, scientific and methodological support, organizational and managerial support.

96

Современное общество характеризуется стремительным обновлением во многих сферах жизни и предъявляет новые, более высокие требования к уровню образованности, духовной и нравственной культуры подрастающего поколения. Значимая роль в этих процессах принадлежит выпускникам педагогических вузов, молодым учителям и специалистам школы. Профессиональное развитие и самореализация — сложный и многогранный процесс, который подразумевает не только успешное применение усвоенных в вузе знаний, умений и навыков, формирование и развитие личности молодого педагога, но и условия, в которых он начинает свою профессиональную деятельность, функционирование сложившейся и развивающейся системы психолого-педагогического и научно-методического сопровождения молодых специалистов в образовательной организации. Можно констатировать, что от успешности начального этапа трудовой адаптации молодого учителя зависит его уверенность в правильности совершенного профессиональной выбора, познавательная и воспитательная мотивация, стремление к овладению педагогическим мастерством.

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне заключается в повышении качества педагогического наставничества и роли наставника-педагога, учителя, классного руководителя, тьютера в образовательной и воспитательной системе образовательной организации, в необходимости переосмысления педагогических позиций, содержания, методов и форм сопровождения процесса адаптации молодых специалистов школы.

Разработка, функционирование и успешная реализация системы педагогического наставничества и психолого-педагогического, методического, научно-исследовательского, организационно-управленческого сопровождения процесса адаптации молодых специалистов в школе предполагает осмысление и обобщение уже имеющегося опыта в решении данной проблемы в теории и практике отечественной педагогики, что отражает актуальность проблемы исследования на научно-педагогическом уровне. В частности, анализ историко-пе-дагогического опыта позволяет выявить теоретические представления о сопровождении процесса адаптации молодых учителей в школе, выделить

ЕК

целевые ориентиры, основные направления, средства и формы сформулировать конструктивные идеи и перспективные направления.

Актуальность педагогического исследования на региональном уровне заключается в возможности восполнения информационного и методического пробела, выделения особенностей развития локально-региональных процессов и их изучения. Кроме того, осмысление необходимости развития такой системы сопровождения молодых учителей в школе способствует пониманию идей, которые необходимо реализовать в современных условиях, сохранив при этом педагогическое и национально-культурное наследие России [1].

Анализ различных теорий и концепций педагогического наставничества и адаптации молодых педагогов (структура профессиональной адаптации — А.К. Маркова; особенности профессиональной адаптации — М.П. Будякина, А.Г. Мороз; психологические условия адаптации молодых специалистов — Г.Б. Андреева, Л.К. Зубцов, Н.Л. Руфова, Л.Н. Хара-винина; методическая работа с молодыми педагогами в системе среднего профессионального образования — Е.В. Бурмистрова, И.Ю. Ковалева, В.А. Подвойский; профессиональная адаптация преподавателей высшей школы — В.Т. Ащепков; развитие профессиональных компетенций в процессе адаптации — М.О. Бабуцид-зе) позволил констатировать сложность и многоуровневый характер системы сопровождения [2].

При этом, можно заключить, что целостная система педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации молодого учите-

ля в условиях образовательной организации, которая отвечала бы современным положениям модернизации системы образования как на федеральном, так и на региональном и вузовском уровне, не оформлена в полной мере. На наш взгляд, система психолого-педагогического и научно-методического сопровождения молодых педагогов в школе включает: мотиво-целевой, содержательный и результативный компоненты.

Первый компонент представлен ведущим целевым ориентиром педагогического наставничества и сопровождения, согласно которому реализуется процесс обеспечения профессиональными педагогическими кадрами коллектива школы, предоставление качественных образовательных услуг с учетом потребностей всех субъектов образовательного процесса, а также создание условий для сохранения в профессии молодых педагогов, оказание им помощи в адаптации, развитии и саморазвитии.

Содержательный компонент в системе педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации молодых учителей представлен такими направлениями, как: психолого-педагогическое, методическое, научно-исследовательское и организационно-управленческое. Акцентируем внимание на том, что реализация всех выделенных направлений обеспечивается их тесной взаимосвязью и взаимной обусловленностью с применением различных педагогических методов, средств и форм.

Заключительный компонент системы включает в себя такие результаты, как развитие педагогического мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно-нравствен-

97

98

ных качеств молодых педагогов, готовых к самообразованию и самосовершенствованию; формирование индивидуального стиля педагогического мышления учителя, включающего такие его характеристики, как системность, комплексность, конкретность; развитие у учителей толерантности, чувства меры, гибкости, мобильности, этических представлений.

Среди направлений педагогического наставничества и сопровождения процесса адаптации молодых учителей в школе необходимо выделить психолого-педагогическое направление. Выпускник педагогического вуза, устроившийся работать в школу, нуждается в оказании психолого-педагогической помощи и поддержки в период профессиональной адаптации. Формой оказания такой помощи могут стать Центры оказания психолого-педагогической помощи, различные психологические центры при педагогических вузах, управлениях образования и др. Так, в задачи психологического центра «Зеркало», открытого при кафедре педагогики и психологии «Глазов-ского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко», входит организация непринужденного профессионального общения; знакомство молодых педагогов с современными педагогическими технологиями; оказание психолого-педагогической помощи в организации работы с родителями учеников; знакомство с современными методами саморегуляции и профилактики профессионального выгорания и др.

В последнее время большое распространение получает организация городских (районных) методических объединений молодых специалистов

как одной из форм работы по повышению квалификации молодых педагогов и их информационного и практико-ориентированного просвещения. Так, при Управлении образования г. Глазова Удмуртской Республики с 2014 года функционирует такое структурное подразделение. В течение учебного года для молодых учителей города разработан и реализуется цикл семинаров «Психолого-педагогическое сопровождение молодых педагогов». Он предназначен для тех начинающих учителей, которым не достаточно живого профессионального общения, информации о современных тенденциях развития образования, поддержки и доброжелательных советов коллег. В программу занятий включены семинары-практикумы, лектории, круглые столы, брейн-ринги, деловые игры и тренинги, которые помогут молодым педагогам совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Приведем примеры тематических направлений, предлагаемых слушателям: «Адаптация молодого педагога в общеобразовательной организации», «Психологические особенности современных детей и проблемы школьной дисциплины», «Эмоциональная составляющая образовательного процесса», «Психолого-педагогические особенности работы молодого учителя с родителями», «Легко ли быть молодым педагогом?», «Стрессоустойчивость молодого педагога», «Роль молодых педагогов в воспитании нравственности детей» и др. К реализации программы привлекаются не только опытные педагоги-наставники и методисты школ и информационно-методического центра, но и ученые, препода-

ватели кафедры педагогики и психологии Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, педагоги-психологи психологического центра «Зеркало», общественные деятели.

Методическое направление сопровождения процесса адаптации молодых педагогов представлено получившей распространение системой педагогического наставничества, а также организацией «базовых» кафедр вузов, в том числе педагогических, в структуре школ.

Наставничество как педагогическое явление не является инновационным, оно получило широкое распространение в середине ХХ века и в настоящее время очень популярно. Многие образовательные организации применяют педагогическое наставничество в процессе сопровождения молодых педагогов. Педагогическое наставничество становится одной из результативных форм поддержки молодого специалиста. При осуществлении педагогического наставничества теоретический курс, как правило, сведен к минимуму, акцент ставится на формирование практических умений и навыков. Педагогическое наставничество может быть коллективным, когда за одним наставником в школе закрепляется несколько молодых учителей, и индивидуальным (шефство). Среди форм и методов педагогического наставничества выделяются такие как индивидуальные консультации, кураторство, работа клубов молодых педагогов и педагогов-наставников.

Анализ имеющихся исследований и научно-методических разработок позволил нам выделить такую тенденцию в развитии института педаго-

гического наставничества как создание целевых программ и реализация целевых проектов данной тематики. Во многих регионах России разработаны такие проекты; приведем несколько примеров: проект «Развитие системы педагогического наставничества» (Костромская область), целевая программа «Педагогические кадры» (Пермский край), Школа компетентных педагогов» (г. Екатеринбург), проект «Вхождение в профессию: эффективные модели становления начинающего педагога» (г. Томск), программа методического сопровождения молодых специалистов «Школа педагогического мастерства» (г. Южно-Сахалинск) и др. Отметим, что в Удмуртской Республике 3 марта 2018 года состоялся окружной (Приволжский федеральный округ) форум «Наставник», который объединил наставников, молодых специалистов, студентов и учащихся из ведущих региональных образовательных организаций, центров дополнительного образования детей, участников кружковых движений. На площадках Окружного пп форума были проведены презентации 99 лучших практик наставничества в образовании, обширная деловая программа, мастер- классы.

Характеризуя базовую кафедру как форму поддержки и сопровождения молодого специалиста в школе, стоит отметить, что данное структурное подразделение призвано обеспечивать практическую подготовку обучающихся на базе профильной образовательной организации.

Отметим, Глазовским государ -ственным педагогическим институтом им. В.Г. Короленко организовано две базовые кафедры: кафедра инклюзивного образования и кафе-

100

дра методических инноваций. Обе базовые кафедры являются площадкой для педагогической практики студентов, реализации педагогических экспериментов и исследований, проектов, проведения практических занятий и семинаров, лабораторных работ. Многочисленные исследования подтверждают, что нередко студенты выпускных курсов, обучающиеся на базовой кафедре, имеют возможность продолжить свой профессиональный путь в образовательной организации. Очевидно, что их профессиональная адаптация будет более эффективной, быстрой. Кроме того, в рамках сотрудничества школы и базовой кафедры также возможно методическое сопровождение молодых педагогов, например, в организации научно-методических конференций и семинаров, конкурсов, встреч с ведущими специалистами и экспертами, наставниками.

Многие специалисты, завершившие обучение в вузе по программам бакалавриата, продолжают обучение в магистратуре, аспирантуре, становятся инициаторами и участниками грантовых и других научно-исследовательских проектов — все это находит отражение в третьем — научно-исследовательском — направлении педагогического наставничества и сопровождения молодого учителя.

Исследовательская компетентность молодого учителя является педагогической ценностью. Она предполагает наличие у учителя ценностного отношения к исследовательской деятельности, самому себе как ее субъекту; потребности изучать действительность в ее существенных связях и отношениях, получать новые знания, реализовывать исследова-

тельскую деятельность [3]. Для молодого учителя чрезвычайно важно сформировать и придерживаться активной исследовательской позиции по отношению к своей деятельности, заниматься самообразованием, изучать передовой педагогический опыт и инновационные процессы, происходящие в системе образования.

Организационно-управленческое направление в наставничестве и сопровождении молодого учителя в период его профессиональной адаптации заключается в оказании информационной, организационной и педагогической помощи в подготовке к различного уровня конкурсам, олимпиадам, фестивалям, а также в участии в программах переподготовки, повышения квалификации, получения дополнительного образования и специализации, аттестации.

Выпускник педагогического вуза с момента начала профессиональной деятельности оказывается вовлечен в большое количество олимпиадных испытаний, конкурсов профессионального мастерства (Учитель года, Учитель нового поколения, Педагогическое начало, Педагогический дебют и пр.), неделях открытых уроков, методических выставках, педагогических чтениях, декадах молодых учителей, олимпиадных марафонах. Очевидно, что подготовка к ним предполагает взаимодействие с опытными коллегами-наставниками, специалистами, учеными, экспертами.

Важное место в формировании организационной культуры молодого учителя занимают вопросы аттестации, повышения квалификационного уровня, оформления портфолио и других документов. Наконец, стоит упомянуть о диагностике и самоди-

ЕК

агностике по итогам учебного года, уровня педагогического мастерства, творческого подхода к работе, коммуникативной компетентности и пр.

Таким, образом, нами выделены и охарактеризованы такие направления педагогического наставничества сопровождения процесса адаптации молодых учителей в школе:

• психолого-педагогическое направление (центры оказания психолого-педагогической помощи, городские (районные) методические объединения молодых специалистов);

• методическое направление (наставничество в образовании, организация «базовых» кафедр);

• научно-исследовательское направление (обучение в магистратуре, аспирантуре, участие в гранто-вых программах, научно-исследовательская деятельность);

• организационно-управленческое направление (участие в конкурсах профмастерства, олимпиадах, фестивалях; аттестация и повышение квалификации, специализация, переподготовка; документационное сопровождение).

Однако несмотря на имеющиеся методические разработки и накопленный опыт педагогического наставничества и сопровождения молодых педагогов стоит отметить проблемные области (аспекты), требующие дальнейшего психолого-педагогического, научного и организационного обоснования. Среди них выделим:

• несовершенство (полное или частичное отсутствие) нормативно-правовой и организационной основы, базы в направлении педагогического наставничества и сопровождения молодых специалистов в системе образования;

• несогласованность и отсутствие целостной структуры, функциональной дифференциации, взаимосвязи между компонентами и направлениями в системе педагогического наставничества и сопровождения молодых специалистов в системе образования;

• следовательно, слабая (недостаточная) психолого-педагогическая, научно-методическая и организационная помощь и поддержка молодых учителей в школе;

• а также нередко консерватизм педагогического профессионального сообщества и пассивность самих молодых специалистов, что становится негативным фактором в процессе педагогического наставничества и сопровождения, формирования готовности работать в современных социокультурных условиях общества.

Эти и другие проблемы могут замедлить выстраивание и создание инновационной профессионально-образовательной системы наставничества и сопровождения и, следовательно, становления молодого специалиста как профессионала, мастера и наставника.

В качестве перспективных направлений развития и становления целостной системы педагогического наставничества и сопровождения молодых специалистов в системе образования возможно обозначить следующие:

• Создание объединений, проектных групп и инициатив, программ, подразумевающих организацию педагогической образовательно-развивающей среды, в которой молодые специалисты школ, учителя получат возможность обмена инновационным педагогическим опытом, поддержки (например, Ассоциация

101

102

молодых выпускников, Школа молодого учителя, Школа педагогического мастерства, «Педагогическое наставничество» и др.

• Разработка и внедрение в учебный процесс педагогических вузов учебных модулей, дисциплин по выбору, исследовательских проектов, межкурсовых проблемных, методических, проектировочных семинаров, раскрывающих содержание, специфические черты, трудности и перспективы развития системы педагогического наставничества и сопровождения молодого учителя в школе (например, «Организация работы с молодыми и начинающими педагогами», «Имидж педагога как условие формирования профессиональной компетентности», «Методические основы профессионального становления молодого учителя», «Психологический инструментарий молодого специалиста в школе» и др.);.

Приведем опыт Глазовского государственного педагогического института им. В.Г.Короленко по внедрению в учебный процесс учебных модулей «Классный руководитель», «Основы образовательного менеджмента», «Технологии трудоустройства выпускников». Изучая на протяжении всего периода обучения содержание перечисленных модулей, студенты и выпускники вуза, а в последующем молодых педагоги получают серьезную практи-коориентированную подготовку в области организации воспитательной работы в школе, познания организационных основ школьного менеджмента и трудоустройства. Заслуживает внимания и разработанная в вузе система непрерывной педагогической практики, которая начинается с 1 курса как учебная (ознакомительная), продолжается на 2 курсе (летняя пе-

дагогическая), 3-4 курсах как педагогическая и завершается в последний год обучения как преддипломная и стажерская.

• Обоснование научно-методических и исследовательских направлений в работе кафедр педагогических вузов, методических объединений образовательных организаций, раскрывающих различные аспекты создания и функционирования системы педагогического наставничества и сопровождения молодого учителя в образовательных организациях (например, кафедральная исследовательская тема, методологические семинары, аспирантские семинары...). Оформление результатов в формате научных и методических статей, учебных и учебно-методических пособий, информационно-аналитических материалов, которые отражают содержательные направления работы с молодыми педагогами (например, «Молодой специалист в школе: проблемы и условия профессионального становления», «Организация методической работы с молодыми специалистами», «Психолого-педагогическая поддержки начинающего учителя» «Рабочая тетрадь личност-но-профессионального роста педагога в период профессиональной адаптации», «Диагностическая карта профессиональной компетентности молодого преподавателя» и др.);

• организация олимпиад, фестивалей, форумов, конкурсов профессионального мастерства для начинающих педагогов с целью повышения их адаптации к профессиональной педагогической деятельности, популяризации педагогической профессии среди молодежи. Укажем, что опыт не только участия, но и органи-

зации подобных мероприятий молодые учителя получают, будучи студентами педвуза. Они оказывают помощь в организации предметных олимпиад школьников, проводимых в вузе. Студенты становятся участниками ежегодного вузовского конкурса педагогического мастерства.

Таким образом, специально созданная целостная система педагогического наставничества и организационно-методического сопровождения молодых педагогов позволяет создать им условия для преодоления трудностей адаптационного периода, для осознания себя участником большого педагогического сообщества, обучаемого в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя. Данный подход формирует у молодого педагога потребность в непрерывном образовании, стремление к развитию и саморазвитию, самоорганизации в процессе непрерывного педагогического самосовершенствования и поиска.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ичетовкина, Н.М. Классное наставничество в воспитательной системе отечественной гимназии во второй половине

XIX-начале XX в.: на материале Казанского учебного округа: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Н.М. Ичетовкина, Ижевск, 2012, 23 с.

2. Харавинина, Л.Н. Сопровождение лич-ностно-профессионального развития молодого педагога: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 [Текст] / Л.Н. Харавинина, Ярославль, 2011, 23 с.

3. Рындина, Ю.В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. — 2011. — № 1. — С. 228-232 [Электронный ресурс] / Ю. В. Рындина. — URL: https:// moluch.ru/archive/24/2553 (дата обращения: 22.04.2018).

REFERENCES

1. Haravinina L.N., Soprovozhdenie lichnost-no-professionalnogo razvitiya molodogo pedagoga, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Yaroslavl, 2011 (in Russian)

2. Ichetovkina N.M., Klassnoe nastavnichestvo v vospitatelnoj sisteme otechestvennoj gim-nazii vo vtoroj polovine XIX-nachale XX v. : na materiale Kazanskogo uchebnogo okru-ga, Extended abstract of PhD dissertation (Pedagogy), Izhevsk, 2012 (in Russian)

3. Ryndina Y.V., Issledovatelskaya kompetent-

nost kak psihologo-pedagogicheskaya ka- JQJ tegoriya, Molodoj uchenyj, 2011, No. 1, pp. 228-232, available at: https://moluch.ru/ archive/24/2553 (accessed: 22.04.2018).

Ичетовкина Надежда Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, факультет социальных коммуникаций и филологии, Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, [email protected] Ichetovkina N.M., PhD in Education, Associate Professor, Pedagogy and Psychology Department, Social Communication and Philology Faculty, Glazov State Pedagogical Institute, tonkovanm1@ rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.