гает, что специалист может четко обозначить, какие реальные жизненные проблемы стояли, стоят или будут стоять за его построениями и какой вклад в их решение он вносит. Без общетеоретического, социально-гуманитарного образования невозможно представить современного специалиста любой отрасли деятельности.
Нарастание роли знания в обществе стало характеризоваться термином «общество знания». Данное понятие введено совсем недавно в 60-х-70-х годах 20 века. Его ввел американский ученый Р Лэйн, который исследовал роль знания в сфере политики. «На сегодняшний день общепризнано: знание превратилась в предмет воистину колоссальных экономических, политических и культурных интересов настолько, что может служить для определения качественного состояния общества, контуры которого лишь начинают вырисовываться» - пишет профессор Белгородского университета Н.Н. Шамандин [6, с. 188]. Складывается такой тип общества, в котором отсутствие знания является фактором риска, увеличивающим вероятность невостребованности, невозможности самореализации, выпадения из социальной системы выпускника-специалиста. В «обществе
Библиографический список
знания» экспертные оценки должны прогнозировать результаты обучающего процесса, снижать риски, в том числе индивидуальные, уметь находить пути их преодоления. Считаем, отсутствие такого рода задач в системе образования способствует его выхолащиванию, «работе» на сегодняшний день, не определяя результаты и перспективу.
Одной из важных задач образовательной системы является предвидение, какие знания, умения необходимы специалисту завтрашнего дня, в каких условиях социальных изменений он окажется через 20 - 25 лет (мы говорили о консервативности образования) и как он ими распорядится и приспособит к изменившейся действительности. Интерпретация социальных изменений в терминах функциональной зависимости определила новый способ экспертирования, учитывающий даже несущественные, на первый взгляд ситуации, условия, влияющие на социальные процессы. Специалист-выпускник в нашем динамичном, быстроменяющемся обществе, скорее всего, окажется в изменившихся условиях, значительно отличающихся и профессионально и социально от тех, в рамках которых он начинал обучение и выбирал профессию.
1. Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. Москва, 2014;
2. Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. Москва, 2014: Вып. 2.
3. Задорожнюк И.Е., «Рейтинг» - слово мобилизующее или дезориентирующее? Высшее образование в России. 2015; 1: 162 - 167.
4. Тюренкова Л.М. Внедрение практико-ориентированных технологий в образовательный процесс (на примере направлений подготовки специалистов Алтайской государственной академии культуры и искусств). Сборник материалов международного образовательного форума «Алтай-Азия 2014», 25 - 26 сентября 2014 г., Барнаул, 2014: 335 - 337.
5. Бурдьё П., Пассрон Ж.К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. Москва, 2007: 267. Available at: http://bourdieu. name/en/node/125
6. Шамандин Н.Н. «Общество знаний»: философско-методологическая критика понятия. Научные ведомости. 2015. Вып. 33; № 14 (211): 185 - 192.
References
1. Izmerenie rejtingov universitetov: mezhdunarodnyj i rossijskij opyt. Moskva, 2014;
2. Izmerenie rejtingov universitetov: mezhdunarodnyj i rossijskij opyt. Moskva, 2014: Vyp. 2.
3. Zadorozhnyuk I.E., «Rejting» - slovo mobilizuyuschee ili dezorientiruyuschee? Vysshee obrazovanie vRossii. 2015; 1: 162 - 167.
4. Tyurenkova L.M. Vnedrenie praktiko-orientirovannyh tehnologij v obrazovatel'nyj process (na primere napravlenij podgotovki specialistov Altajskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv). Sbornik materialovmezhdunarodnogo obrazovatel'nogo foruma «Altaj-Aziya 2014», 25 - 26 sentyabrya 2014 g., Barnaul, 2014: 335 - 337.
5. Burd'e P., Passron Zh.K. Vosproizvodstvo: 'elementy teoriisistemy obrazovaniya. Moskva, 2007: 267. Available at: http://bourdieu.name/en/ node/125
6. Shamandin N.N. «Obschestvo znanij»: filosofsko-metodologicheskaya kritika ponyatiya. Nauchnye vedomosti. 2015. Vyp. 33; № 14 (211): 185 - 192.
Статья поступила в редакцию 28.12.16
УДК 378
Ignatieva L.V., postgraduate, The High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
PEDAGOGICAL SUPPORT OF YOUNG PROFESSIONALS. The article reveals the basics of the process of pedagogical support of young specialists in the initial period of independent professional activities in an educational organization. The work provides a detailed historical and pedagogical analysis of problems of pedagogical support. The author defines what the features of the modern system of pedagogical support are and what its difference from "the school of young professionals" and "the school of coaching" is. The system of pedagogical support is considered from the position of the essential characteristics, which are based on the results of research scientists in the field of vocational pedagogy and psychology. The paper substantiates the reasons for the need of pedagogical support of young professionals, who do not have basic pedagogical education.
Key words: pedagogical support, pedagogical support, educational services, adaptation of young specialist, mentoring, tutorial.
Л.В. Игнатьева, аспирант Высшей школы народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В статье раскрывается сущность процесса педагогического сопровождения молодого специалиста в начальный период самостоятельной профессиональной деятельности в образовательной организации. Дан подробный историко-педагогиче-ский анализ изучения проблемы педагогического сопровождения. Определены особенности современной системы педагогического сопровождения и ее отличия от «Школы молодых специалистов», «Школы наставничества». Система педагогического сопровождения рассматривается с позиции сущностных характеристик, в основу которых заложены результаты исследований учёных в области профессиональной педагогики и психологии. Дано обоснование причин необходимости педагогического сопровождения молодых специалистов, не имеющих базового педагогического образования.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, образовательные услуги, адаптация молодого специалиста, наставничество, тьюториал.
Профессиональное становление молодого специалиста сложное и многогранное явление педагогической деятельности. От того, как пройдет этот процесс, зависит, состо-
ится ли начинающий педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдёт себя в другом деле.
Статистика показывает, что процент молодых педагогов, готовых начать свою профессиональную карьеру в образовательном учреждении, в том числе и в образовательной организации по направлению культуры и искусства, в настоящее время крайне низок. Многие молодые педагоги уходят из профессиональных колледжей, так как не могут справиться с трудностями педагогической деятельности. И если молодому педагогу вполне достаточно теоретических знаний, полученных в процессе обучения в институте, университете академии, то практика показывает, что ему не хватает практического педагогического опыта. Возникающие у молодого педагога трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием опыта организации собственной педагогической деятельности, сложностями владения приемами и методами обучения. Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, связана с его адаптацией в новом коллективе. Это сопряжено с тем, что молодой педагог попадает в незнакомую для него среду, каким является сложившийся педагогический коллектив. От имеющегося у него арсенала профессиональных знаний на первых порах зависят не только общий успех работы молодого специалиста, но и уровень самооценки и притязаний.
Как правило, в образовательной организации с целью оказания помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении создаются «Школы молодых специалистов», «Школы наставничества», методические объединения в помощь начинающим педагогам. Однако опыт показывает, что становление и профессиональный рост молодого педагога проходит быстрее, если использовать индивидуальный подход в работе с ним.
Анализ опыта работы многих профессиональных образовательных организаций подтверждает, что в современных условиях развития образовательного учреждения педагогическое сопровождение молодого специалиста является достаточно актуальной проблемой.
Педагогическое сопровождение молодого специалиста позволяет помочь ему в реальных ситуациях с учетом его индивидуальных особенностей Индивидуальный подход предполагает молодыми педагогами на организационном и методическом уровнях с учетом особенностей личности педагога. Многие авторы подчеркивают, что сопровождение - очень разноплановое движение. Изменяя фокус сопровождения, можно получить разные его виды. И в этой связи в научной литературе определены следующие виды сопровождения: психологическое; психолого-педагогическое; социально-педагогическое; медико-педагогическое; педагогическое и др.
В целом сопровождение в педагогике рассматривается как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на решение жизненных проблем сопровождаемого (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына [1, с. 37 - 38]).
Педагогическое сопровождение можно рассматривать как перспективный процесс наставничества в работе с молодыми педагогами. Наставничество в образовании существует относительно давно. Но только практики наставничества, на наш взгляд, в современном учреждении образования недостаточно. Можно просто рассказать молодому специалисту, как и что нужно делать, а затем его контролировать. А можно работать с ним на основании использования современных управленческих технологий, в том числе и тьюторского характера. Это поможет создать для молодого педагога реальную образовательную среду, разработать индивидуальный маршрут его сопровождения и, постоянно взаимодействуя с этим педагогом, направлять и помогать ему в профессиональном становлении.
Педагогическое сопровождение, по мнению другого автора - М.А. Иваненко, предполагает: диагностирование; консультирование; коррекцию; системный анализ проблемных ситуаций; программирование планирование деятельности.
Все перечисленное, по определению автора, направлено на разрешение и определенную организацию всех субъектов образовательного процесса; координацию всех присущих ему функций.
Программа педагогического сопровождения в педагогике рассматривается Л.Н. Бережновой, Е.И. Битяновой через последовательную реализацию следующих шагов: диагностики сути проблемы; информационного поиска методов для ее решения; обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее целесообразного пути её решения; оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения.
Педагогическое сопровождение помогает предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в орга-
низации деятельности молодого педагога, найти возможные пути их преодоления. Спланированная ситуация педагогического сопровождения помогает молодому педагогу развивать индивидуальный стиль деятельности, своевременно устраняет недостатки в профессиональной деятельности, нейтрализует проблемы в процессе психолого-педагогической адаптации.
Но педагогическое сопровождение не должно ограничиваться только передачей профессиональных умений, знаний и навыков. Педагогическое сопровождение - это длительный процесс постоянного диалога на основе межличностной коммуникации. Диалог не состоится, если между педагогом с опытом практической работы и молодым педагогом будет большая дистанция.
Понятие педагогического сопровождения тесно соприкасается с понятием педагогической поддержки. Так В.А. Сла-стенин и И.А. Колесникова в работе считают педагогическое сопровождение развитием, некоторой стадией педагогической поддержки. Но при этом по направленности оказания педагогическая поддержка предназначена, прежде всего, для ребёнка, а педагогическое сопровождение для достаточно взрослых людей. Главным отличием педагогического сопровождения от поддержки, на наш взгляд, является динамика, деятельность, процесс, которые лежат в основе первого понятия и некоторая статичность второго.
Большинство определений педагогического сопровождения в своей основе содержат действия педагога или наставника по отношению к потребителю этого действия. Например, Е.А. Александрова под педагогическим сопровождением понимает умение быть рядом, следовать за подопечным, сопутствуя в индивидуальном поступательном продвижении.
В определении педагогического сопровождения И.А. Колесниковой отмечает, что это процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности в проблемной ситуации [3, с. 23].
Следует отметить, что значительная часть толкований термина «педагогическое сопровождение» связана с характером действий педагога по отношению к «подопечным». К подопечным мы с полным правом относим и начинающего педагога. Так, например, Е.А. Александрова говорит о педагогическом сопровождении как не просто действие, а сложный процесс взаимодействия субъектов педагогической деятельности, направленный на достижение прогресса [4, с. 112]. В качестве недостатка приведенной трактовки следует выделить то, что в ней не раскрывается возможность применения педагогических методов и средств.
В.А. Сластенин подробно раскрывает в своей трактовке педагогического сопровождения методы актуальной педагогической деятельности. С его точки зрения, педагогическое сопровождение - это «процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии наставника» В.А. Айрапетов определяет педагогическое сопровождение как форму партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений. Мы позволим себе остановиться на том, что педагогическое сопровождение - это форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора. Данное определение, на наш взгляд, подробно раскрывает цели сопровождения как конкретные результаты развития личности.
Кроме педагогического сопровождения начинающему педагогу необходима педагогическая поддержка. Педагогическая поддержка - это эффективный способ постдипломного обучения молодого специалиста. В идеале, с такой функцией может справиться тьютор как специально подготовленный к такой работе педагог. Нормативными документами федерального уровня с 2009 года должность тьютора введена в список должностей педагогических работников профессионального образования.
В настоящее время постепенно оформляется система подготовки и переподготовки для специалистов службы педагогического сопровождения. В таких специалистах должны быть заинтересованы в первую очередь руководители образовательных учреждений, так как таким образом повышается культурный и профессиональный уровень молодых педагогических кадров.
В тоже время при очевидной необходимости в условиях апробации новых образовательных стандартов педагогическое сопровождения работы молодых педагогов имеют место следующие противоречия между: