Научная статья на тему 'Специфика педагогической модели сопровождения профессионального становления молодых специалистов как фактор повышения качества их работы'

Специфика педагогической модели сопровождения профессионального становления молодых специалистов как фактор повышения качества их работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / TUTOR / КОУЧ / COACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / MODEL OF SUPPORT OF PROFESSIONAL FORMATION OF YOUNG SPECIALISTS / МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Л.В.

В статье рассмотрена специфика педагогической модели сопровождения профессионального становления молодых специалистов, создание которой обусловлено комплексом проблем: уменьшением периода адаптации молодых педагогов в колледже; корректировкой теоретических знаний, приобретенных во время обучения в вузе, в процессе практической работы; стратегиями развития профессиональных колледжей и выявлением их роли и места в рейтинге учреждений культуры и искусства. Выявлены и учтены особенности педагогического сопровождения молодых специалистов в профессиональных художественных колледжах Республики Саха (Якутия); выстроены ситуации, способствующие успешности применения раз работанной модели сопровождения; описаны её системообразующие требования. Автор особенно подчеркивает существенные отличия предлагаемой модели, обуславливающие её эффективность в качестве средства профессиональной адаптации преподавателей в современной социокультурной ситуации, реалиях образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE PEDAGOGICAL MODEL SUPPORTING THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG EXPERTS AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF THEIR WORK

The article considers the specificity of the pedagogical model of supporting the professional development of young specialists. Its creation is caused by a complex of problems: reduction of the period of adaptation of young teachers in the college; the adjustment of the theoretical knowledge acquired during the university studies, in the process of practical work. The work studies the development of professional colleges and identifying their role and place in the ranking of institutions of culture and art. The author identifies and takes into account features of pedagogical support of young specialists in professional art colleges of the Republic of Sakha (Yakutia). The author builds environments that facilitate the successful application of the developed model of support and describes its strategic requirements. The author emphasizes the significant differences of the proposed model, determining its effectiveness as a means of professional adaptation of teachers in the contemporary socio-cultural situation and the realities of educational space.

Текст научной работы на тему «Специфика педагогической модели сопровождения профессионального становления молодых специалистов как фактор повышения качества их работы»

Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы считаем, что важным фактором в процессе формирования всех социально-профессиональных качеств будущего специалиста является не только учебный, но и воспитательный процесс, который, прежде всего обращен к эмоциональной стороне личности, ее отношениям с окружающим миром.

Важными для любого профессионального образования, в том числе и для среднего медицинского образования является следующие аспекты воспитания: способность к самопознанию, саморазвитию, самоопределению, к диалогическому взаимодействию; утверждение ценностно-смыслового равенства и взаимодействия по типу «субъект-субъект».

Главным механизмом достижения указанных аспектов выступает педагогическое общение, под которым мы понимаем социально-психологическое взаимодействие педагога и вос-питуемых с целью оказания воспитательного воздействия. При организации педагогического общения мы выделяем следующие принципы: уважение ученика как конструктивной личности; понимание мотивов его поведения; конкретность общения. Неправильное понимание и отражение педагогом индивидуальности обучаемого, восприятие внешней стороны поступка, неспособность к анализу сложившейся социально-психологической ситуации приводят к необдуманным, поспешным действиям педагога, нередко переходящим в конфликт со студентом, что неизбежно сказывается на качестве обучения.

Нельзя воспитывать, не передавая знания, которые закрепляются только в том случае, если человек устойчив в своих предпочтениях. Воспитательный процесс требует особого уклада жизни и деятельности в мире соответствующих ценностей, особой организации всей системы взаимоотношений с окружающим миром, что, в свою очередь, связано с пониманием значения проблем нравственности и духовной культуры.

В целом процесс образования и воспитания, который, определяя положительное отношение студента к будущей профессии, детерминируется: осознанием студентом социальной значимости выбранной профессии в обществе; содержанием и стремлением студента повысить уровень своей компетентности в профессиональной деятельности.

Для педагогики, как и для других социальных наук, аксиоматично утверждение, что формирование человека происходит через развитие его как субъекта деятельности. По справедливому утверждению Л.С. Выготского, процессы обучения и воспитания развивают человека не сами по себе, а лишь тогда, когда имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием [3; 4]. Между обучением и психическим развитием человека, а особенно на этапе профессионального обучения, всегда стоит его деятельность. Деятельность не является каким-то самостоятельным образованием, её сущность производна от сущности субъекта. В форме нейтрально-пассивного восприятия нельзя сформировать ни прочных знаний, ни глубоких убеждений, ни гибких умений. Преобразующий характер любой деятельности является ведущим свойством объективного характера. Он основан на активной роли субъекта.

С этой точки зрения становится интересным открытое в педагогике и психологии явление фасилитации (от англ.О facilitate -облегчить, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия) Главная задача фасилитатора - донести до студента мысль о том, что основной результат обучения в учебном заведении - способность к интенсивному и грамотному поиску знаний. Значимое учение определяется особенностями отношений, которые устанавливаются между фасилитатором и студентом. Суть педагогической фасилитации в профессиональном образовании состоит в том, чтобы преодолеть традиционное закрепление за обучающимися исполнительной части совместной деятельности и тем самым перейти от формирования специалиста - функционера к подготовке активного, способного к самостоятельному анализу и принятию нестандартных решений выпускника. Потребности и мотивы активного поведения складываются не в исполнительной, а в ориентационной части взаимодействия. В связи с этим задача преподавателя - включить студентов в совместную ориентировку, разделить с ним ряд управленческих функций в целях создания условий для пробуждения глубокого интереса к предмету и возникновению реальных содержательных мотивов учения.

Мы считаем, что педагогическая фасилитация - это качественно более высокий и соответствующий современным запросам практики уровень обучения профессионалов. Практически студент усваивает столько, сколько у него возникло вопросов,

т.е. насколько он был активен в учебном процессе. Никакое эмоциональное и логически построенное изложение материала не даст желаемого эффекта, если обучающиеся по тем или иным причинам остались пассивными слушателями, которые лишь присутствуют на лекции и лишь машинально фиксируют ее содержание. Каждый из них берет от занятия столько материала, сколько проявлено им сознательности при его восприятии.

При фасилитации обучения преподаватель получает возможность не догматические методы и приемы, а те их них, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые грани проблем в уже известном материале. Все это вместе взятое создает условия для повышения интереса и познавательной активности студентов, формированию у них креативности, самовыражения, оптимизирует процесс развития их профессиональной компетентности.

Современному педагогу, желающему работать творчески, профессионально, приходится много не просто переосмысливать заново, а что-то искать и открывать самостоятельно. Творческая деятельность педагога переходит в исследовательскую, когда он, решая обобщить свой опыт, внедрить опыт своих коллег или новые технологии, сознательно применяет методы исследования, которые дают возможность за внешними проявлениями субъектных педагогических действий обнаружить объектную основу. Исследовательская деятельность педагога представляет собой диалектическое единство объективной и субъективной сторон. Первая отражает исследовательскую деятельность, образующее специфическое социокультурное образовательное пространство, в котором транслируются, поддерживаются и сохраняются ценности, нормы, образцы исследовательской деятельности педагогического сообщества. Для педагога как ее субъекта они выступают как объект освоения. Существуя объективно и, имея относительную автономность, исследовательская деятельность педагогического сообщества функционирует через субъективный мир «субъективность» отдельного педагога и его личностные смыслы. Результат исследовательской деятельности - достоверные знания о процессе обучения и воспитания, раскрытая их сущность (внутренняя структура, функционирование, возникновение и развитие). Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности общества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности.

В общей теории деятельности выделяют различные подходы, имеющие значение для любого педагогического процесса [5; 6]. Это, прежде всего акцентирование внимания на таких свойствах деятельности, как целеполагание, предметность, осмысленность и преобразующий характер (А.Н. Леонтьев, Э.Г. Юдин и др.). Эти свойства составляют сущность деятельности любого вида, они выражают в ней единство объективного и субъективного. Для нас важно методологическое положение относительно применения категории «деятельность», сформулированное Э.Г Юдиным. Он пишет, что: «В современном познании, особенно гуманитарном, понятие деятельности играет ключевую роль, поскольку с его помощью даётся универсальная характеристика человеческого мира. Естественно, что это понятие в той или иной форме фигурирует во всяком методологическом анализе и, в частности, без него не обходится ни одно обоснование конкретного предмета гуманитарного знания».

В структуре человеческой деятельности А.Н. Леонтьев выделил следующие составляющие: потребность, мотив, цель, условия достижения цели, действия, операции. Человек осуществляет деятельность потому, что посредством этого удовлетворяет ту или иную потребность. Потребность - это состояние испытываемой субъектом нужды в чем-то, недостатка чего-то. Потребность может существовать в двух формах - неопредмеченной (нужды в чем-либо) и опредмеченной (направленной на определенный предмет). Опредмеченная потребность, т. е. потребность, имеющая предметное определение является мотивом. Без мотива не бывает деятельности. Немотивированная деятельность, согласно А.Н. Леонтьеву, - это не деятельность, лишенная мотива, а деятельность с субъективно - объективно скрытым мотивом.

Всякая деятельность реализуется через действие. Действие - это процесс, подчиненный достижению определенного результата, существующего в форме цели. Конечная цель в процессе деятельности достигается посредством промежуточных результатов. То есть, деятельность, это совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Развернутая деятельность осуществляется как сложная структу-

ра действий, она предполагает выполнение множества связанных между собой действий. Помимо цели, определяющей, что должно быть сделано, действию соответствуют и определенные способы его выполнения, которые можно называть операциями. Выбор операции определяется соответствующими условиями. Цель в единстве с условиями ее достижения образуют задачу [7].

В результате анализа философской литературы исследователи данной проблемы выделяют следующие характеристики деятельности:

- деятельность - специфически человеческая форма отношения к миру. Её содержание составляет целенаправленное и целесообразное преобразование мира, творение людьми собственных общественных отношений и самих себя;

- в отличие от целенаправленного биологического поведения в животном мире, деятельность предполагает свободное целеполагание, проектирование целей. Она всегда произвольна;

- способ деятельности определяется не биологическими задатками, а исторически выработанными социокультурными программами. Эти программы не только реализуются в деятельности, в ней они вырабатываются и изменяются;

- деятельность способна к неограниченному развитию. В этом обнаруживается ее принципиальная открытость и универсальность.

В целом это позволяет включить студентов не только в конструирование знаний и процедуры их открытия себя через знания и других студентов через межличностные взаимоотношения. Их целью является выявление и оценка резервов самопрезентации, самовыражения, изобретения и развития собственных смыслов. Важным свойством при этом является создание условий для проявления инициативы и демонстрации более ярких сторон и свойств своей натуры. Успешность в процессе зависит от мониторинга позитивных изменений в отношениях и поведении каждого студента, развития умений самонаблюдения и самооценки.

Библиографический список

1. Лазарев В.С. Управление образованием на пороге новой эпохи. Педагогика. 1995, 5: 14 - 25.

2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). Москва: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

3. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996.

4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений: в 6 т. Москва: Педагогика, 1983; Т. 3. Проблемы развития высших психических функций.

5. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к проектированию целей педагогического образования. Педагогика. 1999: 12 - 22.

6. Лазарев В.С. Кризис «деятельностного подхода» в психологии и возможные пути его преодоления. Вопросы философии. 2001, 3: 33 - 47.

7. Французова Н.П. Методология научного познания: Программа специального курса. Москва, 2008.

References

1. Lazarev V.S. Upravlenie obrazovaniem na poroge novoj 'epohi. Pedagogika. 1995, 5: 14 - 25.

2. Bajdenko V.I. Kompetentnostnyj podhod k proektirovaniyu gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosy). Moskva: Issled. Centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2005.

3. Vygotskij L.S. Antologiya gumannojpedagogiki. Moskva: Izd. dom Sh. Amonashvili, 1996.

4. Vygotskij L.S. Istoriya razvitiya vysshih psihicheskih funkcij. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva: Pedagogika, 1983; T. 3. Problemy razvitiya vysshih psihicheskih funkcij.

5. Lazarev V.S., Konoplina N.V. Deyatel'nostnyj podhod k proektirovaniyu celej pedagogicheskogo obrazovaniya. Pedagogika. 1999: 12 - 22.

6. Lazarev V.S. Krizis «deyatel'nostnogo podhoda» v psihologii i vozmozhnye puti ego preodoleniya. Voprosy filosofii. 2001, 3: 33 - 47.

7. Francuzova N.P. Metodologiya nauchnogo poznaniya: Programma special'nogo kursa. Moskva, 2008.

Статья поступила в редакцию 02.02.18

УДК 378

Ignatieva L.V., postgraduate, Higher School of Folk Arts (Academy) (St. Petersburg, Russia), E-mail: vshni@mail.ru

THE SPECIFICITY OF THE PEDAGOGICAL MODEL SUPPORTING THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF YOUNG EXPERTS AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY OF THEIR WORK. The article considers the specificity of the pedagogical model of supporting the professional development of young specialists. Its creation is caused by a complex of problems: reduction of the period of adaptation of young teachers in the college; the adjustment of the theoretical knowledge acquired during the university studies, in the process of practical work. The work studies the development of professional colleges and identifying their role and place in the ranking of institutions of culture and art. The author identifies and takes into account features of pedagogical support of young specialists in professional art colleges of the Republic of Sakha (Yakutia). The author builds environments that facilitate the successful application of the developed model of support and describes its strategic requirements. The author emphasizes the significant differences of the proposed model, determining its effectiveness as a means of professional adaptation of teachers in the contemporary socio-cultural situation and the realities of educational space.

Key words: tutor, coach, professional development, professional adaptation, model of support of professional formation of young specialists.

Л.В. Игнатьева, аспирант, Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург,

E-mail: vshni@mail.ru

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ РАБОТЫ

В статье рассмотрена специфика педагогической модели сопровождения профессионального становления молодых специалистов, создание которой обусловлено комплексом проблем: уменьшением периода адаптации молодых педагогов в колледже; корректировкой теоретических знаний, приобретенных во время обучения в вузе, в процессе практической работы; стратегиями развития профессиональных колледжей и выявлением их роли и места в рейтинге учреждений культуры и искусства. Выявлены и учтены особенности педагогического сопровождения молодых специалистов в профессиональных художественных колледжах Республики Саха (Якутия); выстроены ситуации, способствующие успешности применения раз-

работанной модели сопровождения; описаны её системообразующие требования. Автор особенно подчеркивает существенные отличия предлагаемой модели, обуславливающие её эффективность в качестве средства профессиональной адаптации преподавателей в современной социокультурной ситуации, реалиях образовательного пространства.

Ключевые слова: тьютор, коуч, профессиональное становление, профессиональная адаптация, модель сопровождения профессионального становления молодых специалистов.

Целый комплекс существующих противоречий, которые связаны с уменьшением периода адаптации молодых педагогов в колледже; корректировкой теоретических знаний, приобретенных во время обучения в вузе, в процессе практической работы; стратегиями развития профессиональных колледжей и выявлением их роли и места в рейтинге учреждений культуры и искусства обуславливает необходимость разработки условий и форм педагогического сопровождения молодых специалистов, которые только приступают к реализации профессиональной деятельности в художественных профессиональных колледжах. Иными словами, молодой специалист должен в максимально короткие сроки быть способен адаптироваться не только в педагогическом коллективе, но и образовательном процессе в целом. При этом от него требуется как навык работы в рамках уже сформировавшейся системы обучения студентов, так и способность к творческому формату - желание и умение экспериментировать, реализовывать инновационную проектную деятельность.

Существующие и изученные возможности помощи молодому специалисту - начинающему преподавателю - имеют достаточное количество репутационных рисков, не исключают вероятности ранней стадии профессионального выгорания, что стимулировало процесс разработки новой педагогической модели сопровождения молодых специалистов [1].

Предполагаемая модель включает в себя такие формы работы с начинающими преподавателями, которые связаны с модификацией, коррекцией и коррегированием их деятельности. Она объединяет как предшествующий положительный опыт педагогического сопровождения молодого специалиста, так и современные варианты, направленные на для достижение положительной результативности в работе [2]. Объективность, независимость, алгоритмичность и надёжность сочетания теоретической подготовки и практической реализации знаний в педагогике и психологии; надежность системы определения готовности и способности к последующему совершенствованию системы знаний и умений; репрезентативность системы критериев оценки применяемых знаний, умений и творческих способностей с позиций содержания; полнота перечня показателей и критериев диагностики работы и саморазвития образовательных систем в системе среднего профессионального образования в области культуры и искусства; прозрачность и доказуемость критериев проектирования современных педагогических технологий, дидактических систем и комплексов - факторы и показатели, которые способствуют подтверждению эффективности новых вариантов. Это связано с тем, что их планируемые результаты еще требуют определенного анализа, пересмотра и разработки.

В случае определения оптимального варианта взаимодействия между молодым педагогом и преподавателем со стажем (который выполняет функциональные обязанности тьютора), т. е. налаживания субъект-субъектных отношений, предполагается, что модель будет иметь положительную результативность в процессе внедрения в практическую деятельность.

«Тьютор» - квалификация, введенная в перечень педагогических специальностей приказом Министерства здравоохранения и социального развития (май 2009 г.). В 2010 г. в этот перечень были внесены коррективы [3], которые, однако, не затронули содержания квалификационной характеристики тьютора. Таким образом, выявим направления, которые предполагает должность тьютора по своим функциональным действиям: тьютор-преподаватель; тьютор группы студентов; тьютор, сопровождающий определенное административное управленческое направление деятельности колледжа [4].

В процессе разработки модели педагогического сопровождения начинающих преподавателей в профессиональных художественных колледжах Республики Саха (Якутия) был учтен ряд особенностей. Охарактеризуем подробно каждую из них.

1. В период 2012 - 2017 гг. в учреждениях среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) в области культуры и искусства произошли изменения в педагогическом составе: ряд молодых специалистов, осуществляющих преподавательскую деятельность, не имеют профильного педагогического образования. Колледжи, которые реализуют федеральные государственные образовательные стандарты в области культу-

ры и искусства, располагаются не только в Якутске. В связи с их территориальным расположением, удаленностью от центра, требуется скорректировать традиционный формат тьюторского сопровождения и модифицировать его в интеграционный формат «тьютор-коуч». При этом образовательная организация должна получить статус «саморазвивающейся».

2. «Диалоговое взаимодействие» (молодой специалист -тьютор) - сущностная характеристика модели педагогического сопровождения молодого специалиста. Подобный формат стимулирует разработку определенного количества ситуаций, которые будут способствовать эффективности применения выбранной модели сопровождения.

Ситуативная (преодоление возможного отсутствия психологического контакта между тьютором и молодым преподавателем) - нацелена на исключение разобщенности действий «партнеров» в относительно ограниченном пространстве. Ин-теракционная (отказ от невозможности командной работы в группах молодых специалистов / тьюторов) - ориентирует на формирование социального взаимодействия с коллегами, со студентами колледжа. Контрсуггестивная (профилактика неоправданного профессионального апломба) - для исключения рисков в отношениях, которые могут возникнуть из-за предубеждений, отсутствия чувства юмора. Тезаурусная (формирование профессиональной лексики) - непонимание, общение «на разных языках» косвенно говорит о существующих сложностях, спорных моментах и важности работы по корректировке имеющихся знаний и умений.

Выполнение ежедневных стандартных обязанностей согласно квалификационной характеристике преподавателя и стремление к творческой самореализации, проявлению инициативы при педагогическом сопровождении молодого специалиста дает возможность использование перечисленных ситуаций.

Модель педагогического сопровождения молодых специалистов, рекомендуемая для реализации на практике, имеет следующие положительные перспективы: 1. Снижение рисков отторжения рекомендаций со стороны опытных (со стажем работы) преподавателей в колледже; 2. Обеспечение процесса самопознания, преодоления чувства инерции, что становится возможным благодаря наличию в модели и индивидуального, и командного тьюторского педагогического сопровождения молодого специалиста. Подобное взаимодействие позволяет начинающему преподавателю осознанно преодолевать сложности, неизбежно возникающие в работе; в специально формируемой комфортной ситуации возможного успеха избегать опасения возможных ошибок и формировать опыт вариативного решения задач.

Быстрый, с наименьшими потерями процесс формирования устойчивого профессионального интереса и опыта и молодых коллег - задача, обусловленная адаптацией приступивших к работе педагогов, которая решается командой тьюторов [5]. Модель педагогического сопровождения дает возможность опережать фиксируемые в профессиональной психологии этапы обобщения, формирования устойчивого механизма ассоциативного мышления. Доминирующие технологии, которые использованы в управленческом и педагогическом процессах - профессионального кейса, индивидуального портфолио (т.е. проектные).

Системообразующие требования модели - эффективность, надежность, стабильность, оперативность. Интеграция двух контрольных блоков (квалификационные требования преподавателя образовательной организации системы художественных профессиональных колледжей / компетентностная характеристика молодого специалиста) необходима для моделирования педагогического сопровождения молодого специалиста. Эти блоки логически продолжены в итоговых блоках, представленных профессиональным кейсом и портфолио личных достижений специалиста.

Кейс наделён функцией учебно-методического комплекса и способствует созданию индивидуальной системы работы педагога. Профессиональное портфолио ориентировано на помощь педагогу в досрочном прохождении квалификационной аттестации на категорию и преодолении статуса молодого специалиста-стажера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.