Научная статья на тему 'Региональная система педагогического наставничества Томской области: механизмы формирования и развития'

Региональная система педагогического наставничества Томской области: механизмы формирования и развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
928
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО / СЕТЕВОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО / УЧИТЕЛЬ-НАСТАВНИК / СЕТЕВОЙ НАСТАВНИК / НАСТАВНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА / MENTORING / NETWORK MENTORING / TEACHER-MENTOR / NETWORK MENTOR / REGIONAL MENTORING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыжина Н. П., Сарычева М. О.

Введение. Исходя из социально-экономических особенностей Томской области, целей и задач по развитию кадрового потенциала системы общего образования, авторы статьи раскрывают механизмы формирования и развития системы педагогического наставничества в регионе. Методология. Работа строится на основе практической методологии, ориентирована на решение практических проблем воспроизводства, обновления кадрового потенциала и целенаправленного развития системы педагогического наставничества. Основными методами, которые используются в работе, являются анализ и синтез, анкетирование, экспертная оценка, моделирование. Результаты. Реализация регионального проекта «Педагогическое наставничество» позволила разработать, апробировать и начать поэтапное внедрение многоуровневой системы педагогического наставничества, значительно увеличить число наставников в образовательных организациях, привлечь к наставнической деятельности лучших учителей Томской области, создать условия для эффективного профессионального развития и, как следствие, повысить закрепление молодых учителей в школе. Заключение. Авторы отмечают, что целенаправленная работа по развитию педагогического наставничества оказала положительное влияние на решение задач по развитию кадрового потенциала в системе общего образования региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL SYSTEM OF TEACHER MENTORING IN TOMSK REGION: MECHANISMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT

Introduction. Proceeding from the social and economic features of the Tomsk region, the goals and objectives for the development of the human resources potential of the general education system, the authors of the article disclose the mechanisms for the formation and development of the system of pedagogical mentoring in the region. Materials and Methods. The work is built on the basis of practical methodology, focused on solving practical problems of reproduction and renewal of human resources and targeted development of the system of pedagogical mentoring. The main methods used in the work are analysis and synthesis, questioning, expert evaluation, modeling. Results. The implementation of the regional project “Pedagogical Mentoring” allowed to develop, approve and begin the gradual introduction of a multi-level system of pedagogical mentoring, significantly increase the number of mentors in educational organizations, attract the best teachers of the Tomsk region to mentoring. Conclusions. The implementation of the regional project “Pedagogical Mentoring” allowed to develop, approve and begin the gradual introduction of a multi-level system of pedagogical mentoring, significantly increase the number of mentors in educational organizations, attract the best teachers of the Tomsk region to mentoring.

Текст научной работы на тему «Региональная система педагогического наставничества Томской области: механизмы формирования и развития»

12. First LEGO League Junior India [Electronic resource]. URL: https://juniorfirstlegoleagueindia.org (дата обращения: 22.07.2018).

13. ATLAB STEM Academy India [Electronic resource]. URL: http://www.atlabstemacademy.com/ (дата обращения: 22.07.2018).

14. Penang Science Cluster [Electronic resource]. URL: www.pscpen.com (дата обращения: 22.07.2018).

15. Commonwealth Scientific and Industrial Research Organization (CSIRO) [Electronic resource]. URL: http://www.csiro.au/ en/Education/Programs/Indigenous-STEM (дата обращения: 22.07.2018).

16. Elevate learning outcomes. Empowering educators to inspire greatness [Electronic resource]. URL: https://education. smarttech.com/ (дата обращения: 22.07.2018)

17. Warren Simmons. Smart Education Systems: Community-Centered School Reform [Electronic resource]. URL: http:// annenberginstitute.org/who-we-are/smart-education-systems (дата обращения: 22.07.2018).

18. Warren Simmons. From Smart Districts to Smart Education Systems: Design Principles for Urban System Transformation. Boston University School of Education Faculty Retreat [Electronic resource]. URL: http://www.bu.edu/sed/files/2013/07/ Boston-University-Simmons.pdf (дата обращения: 22.07.2018).

References

1. Larina L.N. Benchmarking obrazovatel'nyh programm vedushhih zarubezhnyh vuzov kak instrument povyshenija konkurentosposobnosti rossijskih universitetov na mirovom rynke pri realizacii mezhdunarodnogo rekrutinga studentov [Benchmarking of educational programs of leading foreign universities as a tool to increase the competitiveness of Russian universities in the world market in the implementation of international recruiting of students]. University Management, 2016, no. 6, pp. 103-110. (In Russian).

2. Future Technologies in Education. Available at: http://study.com/academy/lesson/future-technology-in-the-classroom. html (accessed 22.07.2018).

3. NMC/CoSN Horizon Report. 2017 K-12 Edition. Available at: https://cdn.nmc.org/media/2017-nmc-cosn-horizon-report-k12-EN.pdf (accessed 22.07.2018).

4. STEM learning. Available at: https://www.stem.org.uk/ (accessed 22.07.2018).

5. Federal science, technology, engineering, and mathematics (STEM) education 5-year strategic plan. A report from the Committee on STEM education, National science and technology Council, May, 2013. Available at: https://www.whitehouse. gov/sites/default/files/microsites/ostp/stem_stratplan_2013.pdf (accessed 22.07.2018).

6. National STEM school education strategy. A comprehensive plan for science, technology, engineering and mathematics education in Australia. Available at: http://www.educationcouncil.edu.au/site/DefaultSite/filesystem/documents/ National%20STEM%20School%20Education%20Strategy.pdf (accessed 22.07.2018).

7. Programmy dopolnitel'nogo obrazovaniya LEGO Education [Additional education programs LEGO Education]. Available at: https://education.lego.com/ru-ru/afterschool (accessed 22.07.2018). (In Russian).

8. LUMA Centre Finland. Available at: http://h75.it.helsinki.fi/centre (accessed 22.07.2018).

9. Center for STEM Education, University of Notre Damme. Available at: https://stemeducation.nd.edu/ (accessed 22.07.2018).

10. India Stem Foundation. Available at: https://www.indiastemfoundation.org/ (accessed 22.07.2018).

11. STEM Mini Science Center. Available at: http://stemlearning.in/ (accessed 22.07.2018).

12. First LEGO League Junior India. Available at: https://juniorfirstlegoleagueindia.org (accessed 22.07.2018).

13. ATLAB STEM Academy India. Available at: http://www.atlabstemacademy.com/ (accessed 22.07.2018).

14. Penang Science Cluster. Available at: www.pscpen.com (accessed 22.07.2018).

15. Commonwealth Scientific and Industrial Research Organization (CSIRO). Available at: http://www.csiro.au/en/Education/ Programs/Indigenous-STEM (accessed 22.07.2018).

16. Elevate learning outcomes. Empowering educators to inspire greatness. Available at: https://education.smarttech.com/ (accessed 22.07.2018)

17. Warren Simmons. Smart Education Systems: Community-Centered School Reform. Available at: http://annenberginstitute. org/who-we-are/smart-education-systems (accessed 22.07.2018).

18. Warren Simmons. From Smart Districts to Smart Education Systems: Design Principles for Urban System Transformation. Boston University School of Education Faculty Retreat. Available at: http://www.bu.edu/sed/files/2013/07/Boston-University-Simmons.pdf (accessed 22.07.2018).

УДК/UDC 373.5(571.16) Н. П. Лыжина, М. О. Сарычева

N. Lyzhina, M. Sarycheva

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСТАВНИЧЕСТВА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

REGIONAL SYSTEM OF TEACHER MENTORING IN TOMSK REGION: MECHANISMS OF FORMATION AND DEVELOPMENT

Введение. Исходя из социально-экономических особенностей Томской области, целей и задач по развитию кадрового потенциала системы общего образования, авторы статьи раскрывают механизмы формирования и развития системы педагогического наставничества в регионе.

Методология. Работа строится на основе практической методологии, ориентирована на решение практических проблем воспроизводства, обновления кадрового потенциала и целенаправленного развития системы педагогического наставничества. Основными методами, которые используются в работе, являются анализ и синтез, анкетирование, экспертная оценка, моделирование.

Результаты. Реализация регионального проекта «Педагогическое наставничество» позволила разработать, апробировать и начать поэтапное внедрение многоуровневой системы педагогического наставничества, значительно увеличить число наставников в образовательных организациях, привлечь к наставнической деятельности лучших учителей Томской области, создать условия для эффективного профессионального развития и, как следствие, повысить закрепление молодых учителей в школе.

Заключение. Авторы отмечают, что целенаправленная работа по развитию педагогического наставничества оказала положительное влияние на решение задач по развитию кадрового потенциала в системе общего образования региона.

Introduction. Proceeding from the social and economic features of the Tomsk region, the goals and objectives for the development of the human resources potential of the general education system, the authors of the article disclose the mechanisms for the formation and development of the system of pedagogical mentoring in the region.

Materials and Methods. The work is built on the basis of practical methodology, focused on solving practical problems of reproduction and renewal of human resources and targeted development of the system of pedagogical mentoring. The main methods used in the work are analysis and synthesis, questioning, expert evaluation, modeling.

Results. The implementation of the regional project "Pedagogical Mentoring" allowed to develop, approve and begin the gradual introduction of a multi-level system of pedagogical mentoring, significantly increase the number of mentors in educational organizations, attract the best teachers of the Tomsk region to mentoring.

Conclusions. The implementation of the regional project "Pedagogical Mentoring" allowed to develop, approve and begin the gradual introduction of a multi-level system of pedagogical mentoring, significantly increase the number of mentors in educational organizations, attract the best teachers of the Tomsk region to mentoring.

Ключевые слова: педагогическое наставничество, сетевое наставничество, учитель-наставник, сетевой наставник, наставническая деятельность, региональная система наставничества.

Keywords: mentoring, network mentoring, teacher-mentor, network mentor, mentoring, regional mentoring system.

Введение

Демографические процессы, связанные с ростом рождаемости в регионе, естественным старением кадров, с 2013 г. остро ставят проблему воспроизводства и профессионального развития кадров в Томской области. Так, по данным Законодательной Думы Томской области (приложение к постановлению от 23.04.2013 № 1165), в системе образования Томской области наблюдался рост вакансий в образовательных организациях — с 185 человек в 2009 г. до 473 человек в 2012/13 уч. г.; прогнозируемая потребность в учителях в общеобразовательных организациях к 2021 г. составляет 12 331 человек, то есть кадровый дефицит, исходя из числа работающих в 2014 г., — около 4,5 тыс. учителей и педагогов дополнительного образования. Наблюдалась значительная возрастная дисгармония. По данным регионального мониторинга по вопросам управления адаптацией педагогов, проведенного в октябре 2013 г., укомплектованность общеобразовательных учреждений Томской области молодыми педагогическими кадрами составляла 14,31 %, в то время как число педагогических работников пенсионного возраста — почти 26 %. Данная проблема усугублялась недостаточным притоком молодых кадров в систему общего образования, трудностями процесса адаптации молодых специалистов, их закрепляемостью в образовательных организациях.

Таким образом, объектом нашего исследования стала проблема воспроизводства и обновления учительского корпуса в системе общего образования Томской области и возможности ее решения, в том числе через формирование и развитие системы педагогического наставничества

в регионе. Актуальность профессиональной поддержки молодого учителя наставником подтверждается результатами международного исследования TALIS, которые показали, что значительная часть недавно завершивших профессиональную подготовку молодых российских педагогов испытывают дефицит знаний в области педагогических технологий и преподавательских умений, отвечающих требованиям ФГОС и профессионального стандарта [3].

Наставничество имеет глубокие исторические корни, а деятельность наставника рассматривалась многими исследователями как сложный и содержательный процесс, включающий ценностные, когнитивные и деятельностные компоненты (О. А. Абдуллина, В. И. Загвязинский, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин и др.). До начала 90-х гг. XX в. в СССР наставничество как один из методов практического обучения молодежи, адаптации молодых специалистов на рабочем месте активно использовалось во всех отраслях экономики и социальной сферы, в том числе в образовании. С изменением социально-экономического положения в стране, ценностной ориентации и профессиональных приоритетов, переходом на рыночную экономику наставничество утратило свою актуальность для работодателей и практически перестало существовать. В этот же период в обществе снизился престиж профессии педагога, она стала непопулярной у выпускников школ. В студенческой среде произошла существенная деформация профессиональной и миграционной мотивации, гражданской позиции и нравственных ценностей [1].

В современной российской практике в последние годы отмечается динамичное возрождение института наставничества в качестве одной из антикризисных технологий в обеспечении финансовой стабильности, экономического развития предприятий и определенной кадровой технологии для системы обновления органов государственной власти и местного самоуправления [2].

В целях развития института наставничества в системе общего образования Томской области Региональный центр развития образования (РЦРО) в 2014 г. разработал и реализует до 2020 г. региональный проект «Педагогическое наставничество» (рис. 1).

Региональный проект «Педагогическое наставничество»

(Поручение губернатора Томской области на VI Съезде учителей Томской области, март 2014 г.)

Региональный комплексный план мероприятий по совершенствованию кадровой политики в сфере общего образования на территории Томской области до 2020 г.

>

I>

а.

I-

о

£ в

X

ОО

ТГПУ

НИ ТГУ

ТГПК

РВЦИ

ДОО ТО ОГБУ «РЦРО»

Наставники

Эксперты

Сообщества

Династии

о

о о о

о

Повышение

квалификации

наставников

Мониторинг

Поддержка и стимулирование, в т. ч. через конкурсы

Выявление и тиражирование лучших практик

Использование потенциала лучших наставников

Ресурсная поддержка наставников

Конкурс на назначение стипендии губернатором лучшим учителям

199 наставников ежемесячно в течение года получают стипендию в размере 10 000 руб.

Региональный конкурс «Лучший наставник»

Лауреат I ст. - 60 000 руб. Лауреат II ст. - 50 000 руб. Лауреат III ст. - 50 000 руб. Победители в номинациях (6 чел. по 20 000 руб.

Рис. 1.

Методология

Результаты мониторинговых исследований, проводимых в Томской области ежегодно с 2013 г, позволяют оценить состояние, динамику, увидеть качественные изменения кадрового потенциала системы общего образования региона, оценить, спрогнозировать и принять актуальные управленческие решения.

Мониторингом по вопросам управления адаптацией педагогов охвачены все 20 муниципалитетов Томской области, 100 % молодых учителей в возрасте до 35 лет. Данные мониторинга предоставлены специалистами муниципальных органов управления образованием, координаторами мониторинга областных государственных и муниципальных образовательных организаций Томской области. Объектом мониторинга является организация и управление процессом адаптации, закрепления и профессионального развития молодых учителей Томской области. Анализ данных мониторинга позволяет получить информацию о числе молодых учителей в возрасте до 35 лет, характеристике молодых кадров (по преподаваемым предметам, уровню образования, стажу работы), мерах профессиональной, социальной и материальной поддержки молодых учителей на уровне образовательной организации и муниципалитета. Также мониторинг позволяет получить данные о числе наставников, сопровождающих молодых учителей, о мерах поддержки наставников на уровне образовательной организации и муниципалитета.

В мониторинге реализации планов деятельности учителей-наставников — победителей конкурса на назначение стипендии губернатора Томской области лучшим учителям областных государственных и муниципальных образовательных организаций — участвуют 199 наставников из 20 муниципалитетов региона. Цель мониторинга — выявление, обобщение и тиражирование лучших практик наставничества. В ходе мониторинга также анализируются, систематизируются и проходят экспертную оценку разработанные и используемые в наставнической деятельности диагностические и дидактические материалы.

На основании анализа полученных в ходе мониторингов данных разрабатываются механизмы формирования и развития системы педагогического наставничества.

Результаты

Региональный проект «Педагогическое наставничество», разработанный по поручению губернатора Томской области, данному на VI Съезде учителей Томской области (март 2014 г.), призван создать условия для развития системы педагогического наставничества в Томской области, значительно увеличить количество наставников в образовательных организациях, привлечь к наставнической деятельности лучших учителей Томской области, создать условия для эффективного профессионального развития и, как следствие, повысить закрепляемость молодых учителей в школе. Основными направлениями проекта являются: выявление и тиражирование лучших практик наставничества, разработка и внедрение механизмов стимулирования и поддержки наставников, организация и проведение мониторинга деятельности наставников, повышение квалификации учителей-наставников, использование потенциала лучших наставников для развития региональной системы общего образования.

Действенным механизмом выявления лучших практик наставничества, стимулирования и поддержки учителей-наставников являются профессиональные конкурсы. Проводимый с 2011 г конкурс на назначение стипендии губернатора Томской области лучшим учителям областных государственных и муниципальных образовательных организаций в 2016 г. переориентирован на поддержку учителей, осуществляющих наставническую деятельность. Ежегодно 199 учителей-наставников — победителей конкурса, получают стипендию губернатора в размере 10 тыс. рублей ежемесячно в течение календарного года. В целях выявления лучших практик наставничества на основании распоряжения Департамента общего образования Томской области каждую четверть проводится мониторинг реализации планов наставнической деятельности победителей конкурса. Выявленные в ходе мониторинга лучшие практики наставничества рекомендуются для распространения, опыт лучших наставников транслируется на круглых столах, лабораториях, семинарах-практикумах, курсах повышения квалификации и других мероприятиях проекта.

В 2017 г. в Томской области впервые проведен региональный конкурс «Лучший наставник», в котором приняли участие 42 учителя из 12 муниципалитетов области. Конкурс проходил в два этапа. На заочном этапе конкурсанты представили портфолио с описанием опыта наставнической деятельности, методические и диагностические материалы, которые они используют при работе

с молодыми учителями. По результатам заочного этапа определены 20 финалистов, которые в очном этапе провели мастер-классы с демонстрацией современных образовательных технологий обучения взрослых, форм, методов и приемов передачи профессионального опыта, авторских находок и идей в области наставничества. По итогам конкурсных испытаний определены лауреаты I, II и III степени, победители в номинациях «Лучший сетевой наставник», «Лучшая система работы наставника», «Лучшие диагностические материалы», «Лучшие методические материалы», «Лучшая программа профессиональной адаптации», «Лучший мастер-класс наставника», а также обладатель специального приза за высокие результаты участия в конкурсе. На торжественной церемонии награждения лауреатам I, II и III степени были вручены дипломы, знаки «Лучший наставник» и денежные премии в размере 60, 50 и 40 тыс. рублей соответственно, победителям в номинациях — денежные премии в размере 20 тыс. рублей каждому. Конкурс позволил выявить лучшие практики наставников по сопровождению молодых учителей в образовательных организациях и практики сетевого наставничества, пополнить банк диагностических, методических материалов и программ профессиональной адаптации.

Развивается система профессиональных конкурсов и в муниципалитетах Томской области. В 17 из 20 муниципалитетов проводятся конкурсы для молодых учителей, организуются профессиональные конкурсы, в которых совместно участвуют наставники и их молодые коллеги. В 2017 г в Томске прошел муниципальный конкурс «Педагог-наставник», в котором приняли участие 77 пар наставников и молодых педагогов — всего 154 педагога.

В Верхнекетском районе проведен межмуниципальный конкурс для молодых педагогов и их наставников «Педагогический союз», участниками которого стали представители 10 школ трех муниципалитетов: Верхнекетского, Первомайского и Колпашевского районов. Совместная подготовка и участие в конкурсных испытаниях — хорошая возможность для профессионального и личностного развития не только молодого педагога, но и наставника.

Региональным центром развития образования создаются условия для распространения лучших практик наставничества. Так, в апреле 2017 г. проведен круглый стол «Наставничество: лучшие практики», в работе которого в очно-дистанционном формате приняли участие 120 педагогов из 12 муниципалитетов области.

В августе 2017 г. в рамках XIII Регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок проведена лаборатория регионального проекта «Педагогическое наставничество». В работе лаборатории приняли участие 53 педагога-наставника из 12 муниципалитетов Томской области. В ходе работы подвели итоги и рассмотрели перспективы реализации проекта «Педагогическое наставничество», представили значимый опыт 13 учителей-наставников, обсудили актуальные вопросы организации наставнической деятельности.

В октябре 2017 г. в рамках II Межрегионального форума молодых педагогов «Молодой профессионал Сибири»: «Будущее в руках тех, кто учит и учится!» проведен круглый стол «Наставничество как эффективный механизм повышения профессионального уровня педагогов», в котором приняли участие наставники, специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители и заместители руководителей образовательных организаций 9 регионов Сибирского федерального округа — всего 42 человека. Обсуждение представленных практик показало необходимость более тесного взаимодействия и обмена опытом между учителями-наставниками. Участники круглого стола высказались за необходимость создания межрегиональной ассоциации учителей-наставников.

В течение 2017 г. РЦРО организованы и проведены выездные обучающие мероприятия «Лаборатория педагогического мастерства» в Томском, Асиновском и Кожевниковском районах. В мероприятиях приняли участие молодые учителя, наставники, руководители образовательных организаций, специалисты муниципальных органов управления образованием 10 муниципалитетов области, всего 356 человек. В рамках лаборатории для молодых учителей проведены открытые уроки, мастер-классы сетевых наставников и лучших учителей России и Томской области, семинар-погружение по бесконфликтному общению, выездные заседания Ассоциации молодых учителей Томской области, презентация ресурсов для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Для учителей-наставников в рамках лабораторий проведены круглые столы, на которых обсуждались проблемы организации сопровождения молодых учителей, представлен опыт муниципалитетов, образовательных организаций и наставников.

Обобщая представленный в ходе перечисленных мероприятий опыт педагогического наставничества, авторы отмечают, что на всех уровнях образования в основе работы по адаптации и про-

фессиональному становлению молодых учителей лежит диагностика профессиональных затруднений и изучение образовательных потребностей молодых педагогов. Презентация муниципального опыта показала системную работу по адаптации, профессиональному становлению и развитию молодых учителей, которая осуществляется методическими службами большинства районов, включающую как традиционные, так и инновационные формы, технологии и методы. Все активнее используются информационно-коммуникационные технологии, проводятся дистанционные педагогические олимпиады и конкурсы, организуется наставничество в дистанционном формате. Расширяются возможности для совместной работы творческой пары «наставник — молодой учитель» через участие в профессиональных конкурсах, сетевых региональных проектах РЦРО. Внедряется проектный метод наставничества, основанный на организации и проведении микроисследований, анализа полученных результатов и создании по выявленным дефицита совместных педагогических проектов с последующей презентацией результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях повышения компетентности педагогов в вопросах организации наставнической деятельности, эффективного сопровождения молодых учителей Региональным центром развития образования разработана и реализуется программа повышения квалификации по теме «Наставничество в образовательной организации: слияние теории и практики» в объеме 72 часов. В 2016/17 уч. г. слушателями курсов повышения квалификации стали более 60 человек.

В соответствии с региональным комплексным планом мероприятий по совершенствованию кадровой политики в сфере общего образования на территории Томской области до 2020 г., с сентября по декабрь 2017 г. для учителей-наставников проведена серия курсов повышения квалификации по самым актуальным вопросам современного образования, на которых наставники получили рекомендации и познакомились с современными механизмами сопровождения молодых учителей. Обучающие мероприятия посетили более 100 наставников.

Организованы и проведены выездные курсы повышения квалификации в объеме 108 часов для 50 учителей-наставников городского округа Стрежевой и Верхнекетского района. Курсы повышения квалификации включали стажировку в объеме 36 часов, которая прошла на базе ресурсно-внедренческих центров инноваций с привлечением лучших учителей Томской области. Это позволило педагогам из удаленных и труднодоступных районов области получить теоретические знания и практический опыт по организации наставнической деятельности, изучить приемы, методы и технологии передачи профессионального опыта.

В целях изучения лучшего опыта организации наставнической деятельности в декабре 2017 г. для руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций и специалистов муниципальных органов управления образованием организованы и проведены курсы повышения квалификации по теме «Создание условий для адаптации и развития молодых учителей в общеобразовательной организации», которые прошли на базовых площадках проекта «Педагогическое наставничество». В ходе курсов представлены модели сопровождения молодых учителей, лучшие практики наставничества, рассмотрена нормативная документация, проведены мастер-классы, тренинги, практические занятия. Всего прошли повышение квалификации 54 человека.

Системная работа по развитию педагогического наставничества в Томской области позволила значительно увеличить число наставников в образовательных организациях, повысить престиж и значимость наставнической деятельности, привлечь к ней лучших учителей Томской области (рис. 2).

Благодаря активной работе по выявлению и распространению лучших практик в Томской области развивается не только наставничество в предметной области. Наставники сопровождают молодых учителей путем участия в профессиональных конкурсах, в сетевых региональных проектах и путем реализации совместных педагогических проектов, помогают в организации классного руководства, выстраивании бесконфликтных отношений со всеми участниками образовательного процесса. Развивается система регионального сетевого наставничества. Так, число сетевых наставников из числа лучших учителей Томской области — носителей инновационного опыта, в совершенстве владеющих теми или иными современными образовательными технологиями, — увеличилось с 5 человек в 2013 г. до 50 человек в 2017 г. (рис. 3).

Сетевые наставники оказывают консультационную помощь молодым учителям области, проводят стажировки, открытые уроки, мастер-классы, участвуют в лабораториях, слетах, форумах и других образовательных событиях. Осуществляется консультирование через персональный сайт наставника, социальные сети, Бкуре и электронную почту.

2013 2014 2015 2016 2017

Рис. 2. Число наставников в образовательных организациях Томской области

50

_38__

^ёШ

2013 2014 2015 2016 2017

Рис. 3. Число сетевых наставников в Томской области

По примеру регионального сетевого наставничества в муниципалитетах области развивается муниципальное сетевое наставничество. Из-за удаленности многих школ от центра, значительной доли малокомплектных школ, в которых молодой учитель преподает сразу несколько предметов, сетевое наставничество является перспективной формой сопровождения молодого специалиста, обеспечения условий для его адаптации и профессионального развития.

Реализация регионального проекта «Педагогическое наставничество» позволила разработать, апробировать и начать поэтапное внедрение многоуровневой системы педагогического наставничества (табл. 1).

Многоуровневая модель наставничества обеспечивает решение следующих задач:

— создать нормативно-правовые, методические и организационные условия для развития педагогического наставничества на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации в Томской области;

— разработать и внедрить систему непрерывного повышения квалификации педагогов-наставников;

— создать сеть базовых образовательных организаций по педагогическому наставничеству и сообщество учителей-наставников молодых учителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования;

— создать условия для стимулирования, поддержки и тиражирования перспективного опыта педагогического наставничества.

Таблица 1

Региональная система педагогического наставничества

Организационно-управленческий компонент Содержательный компонент Технологический компонент

Региональный уровень Субъекты: администрация Томской области, департамент общего образования, РЦРО, сетевые наставники. Функции: 1. Координация деятельности всех субъектов проекта. 2. Повышение квалификации наставников. 3. Выявление и распространение лучших практик наставничества. 4. Меры морального и материального стимулирования наставников. 5. Формирование и развитие регионального сетевого наставничества. 6. Мониторинговые исследования 1. Нормативно-правовое, программное, диагностическое обеспечение. Программа мониторинга. 2. Учебно-методическое обеспечение повышения квалификации. 3. Механизмы выявления и критерии оценки лучших практик наставничества 1. Ресурсный центр. Технология сетевого взаимодействия. 2. Повышение квалификации: семинары-практикумы, стажировки, мастер-классы, лекции, консультации, лаборатории, круглые столы, конференции, сетевое наставничество. 3. Региональный конкурс «Лучший наставник». 4. Конкурс на назначение стипендии губернатора

Муниципальный уровень Субъекты: начальник, методисты, специалисты управления образованием. Функции: 1. Координация деятельности на уровне муниципалитета. 2. Повышение профессионального мастерства наставников, обмен опытом, информирование. 2. Развитие муниципального сетевого наставничества. 3. Стимулирование деятельности наставников 1. Учебно-методическое обеспечение обучающих и информационных мероприятий наставников. 3. Механизмы выявления лучших муниципальных и школьных практик наставничества 1. Привлечение наставников к сопровождению сообществ молодых педагогов (клубы, ассоциации и пр.]. 2. Семинары, мастер-классы, инструктивно-методические совещания, консультации. 3. Конкурсы профессионального мастерства

Уровень образовательной организации Субъекты: директор, заместители директора, школьный наставник, психолог. Функции: 1. Введение в образовательное пространство учебного учреждения. 2. Психологическое и методическое сопровождение молодого педагога в процессе адаптации. 3. Сопровождение наставника-предметника по организации образовательного процесса 1. Программа адаптации и профессионального развития молодого педагога. 2. Программа наставничества. 3. План методической работы образовательной организации. 4. Диагностика профессиональных затруднений Беседа, презентация, представление коллективу, информирование, инструктивное совещание, консультация, собеседование, тренинги. Совместная разработка сценариев уроков, открытые уроки с последующим анализом и самоанализом; посещение уроков наставника; семинары, сопровождение в конкурсах и др.

Заключение

Мы полагаем, что целенаправленная работа по развитию педагогического наставничества, разработка и внедрение многоуровневой системы наставничества, оказала положительное влияние на решение задач по воспроизводству и профессиональному развитию кадров в системе общего образования региона. Так, по данным мониторинга по вопросам управления адаптацией педагогов, при увеличении общего числа учителей с 7 556 человек в 2013 г. до 8 110 человек в 2017 г доля молодых учителей в возрасте до 30 лет увеличилась с 14,31 до 15,63 %. Значительно возросла закрепляемость молодых специалистов в среднем по региону: с 70,4 % в 2013 г. до 83,2 %. Об успешной закрепляемости молодых учителей свидетельствует также тот факт, что увеличивается доля молодых учителей в возрасте до 35 лет. Так, если в 2016 г. доля молодых учителей в возрасте до 35 лет составляла 21,84 %, то в 2017 г. этот показатель стал равен 26,49 %.

Проектный подход к решению задач по воспроизводству и развитию кадрового потенциала системы общего образования, апробированный и реализуемый в Томской области, вполне технологичен, что обусловливает возможность тиражирования.

Литература

1. Багракова А. А. Наставничество в организации // Управление развитием персонала. 2008. № 4. С. 296-311.

2. Бачин Д. А. Наставничество как метод обучения и развития персонала [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4, Ч. 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/32311.

3. Пинская М. А., Пономарева А. А., Косарецкий С. Г. Профессиональное развитие и подготовка молодых учителей в Рос-

сии // Вопросы образования. 2016. № 2. С. 100-124.

4. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 5. URL: https://cybenleninka.nu/article/n/nastavnichestvo-kak-osobyy-vid-pedagogicheskoy-deyatelnosti-suschnostnye-hanaktenistiki-i-struktura.

5. Круглова И. В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя // Педагогическое образование и наука. 2007. № 1. С. 25-27.

6. Никитина В. В. Роль наставничества в современном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6. С. 50-56.

7. Пастухова Л. С., Сорокина-Исполатова Т. В. Наставничество как социально-педагогический ресурс повышения качества подготовки будущих специалистов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6. С. 26-31.

8. Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 845-847. URL: https://moluch.ru/archive/110/26995/.

9. Аржаных Е. В. Роль института наставничества в профессиональном становлении молодых педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 4. С. 27-35.

References

1. Bagrakova A. A. Nastavnichestvo v organizacii [Mentoring in the organization]. Personnel Development Management, 2008, no. 4, pp. 296-311. (In Russian).

2. Bachin D. A. Nastavnichestvo kak metod obucheniya i razvitiya personala [Mentoring as a method of training and development of personnel]. Modern scientific research and innovation, 2014, no. 4, part 1. Available at: http://web.snauka.ru/ issues/2014/04/32311. (In Russian).

3. Pinskaya M. A., Ponomareva A. A., Kosaretsky S. G. Professional'noe razvitie i podgotovka molodyh uchitelej v Rossii [Professional Development and Training of Young Teachers in Russia]. Issues of Education, 2016, no. 2, pp. 100-124. (In Russian).

4. Dudina E. A. Nastavnichestvo kak osobyj vid pedagogicheskoj deyatel'nosti: sushchnostnye harakteristiki i struktura [Mentoring as a special kind of pedagogical activity: essential characteristics and structure]. Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University, 2017, vol. 7, no. 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-osobyy-vid-pedagogicheskoy-deyatelnosti-suschnostnye-harakteristiki-i-struktura. (In Russian).

5. Kruglova I. V. Nastavnichestvo v povyshenii professional'noj kompetentnosti molodogo uchitelya [Mentoring in raising the professional competence of a young teacher]. Pedagogical Education and Science, 2007, no. 1, pp. 25-27. (In Russian).

6. Nikitina V. V. Rol' nastavnichestva v sovremennom obrazovanii [The Role of Mentoring in Modern Education]. Domestic and Foreign Pedagogy, 2013, no. 6, pp. 50-56. (In Russian).

7. Pastukhova L. S., Sorokina-Ispolatova Т. V. Nastavnichestvo kak social'no-pedagogicheskij resurs povysheniya kachestva podgotovki budushchih specialistov [Mentoring as a social and pedagogical resource for improving the quality of training future specialists]. Domestic and foreign pedagogy, 2013, no. 6, pp. 26-31. (In Russian).

8. Shchipunova N. N. Organizaciya nastavnichestva v shkole s molodymi pedagogami [The organization of mentoring in school with young teachers]. Young Scientist, 2016, no. 6, pp. 845-847. Available at: https://moluch.ru/archive/110/26995/. (In Russian).

9. Arzhanykh E. V. Rol' instituta nastavnichestva v professional'nom stanovlenii molodyh pedagogov [The role of the mentoring institute in the professional development of young teachers]. Psychological science and education, 2017, vol. 22, no. 4, pp. 27-35. (In Russian).

УДК/UDC 378.046.4 М. К. Медведева

M. Medvedeva

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЯДЕРНОГО УНИВЕРСИТЕТА «МИФИ»

DEVELOPMENT STRATEGY OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AT THE SEVERSK TECHNOLOGICAL INSTITUTE OF THE NATIONAL RESEARCH NUCLEAR UNIVERSITY "MEPHI"

Введение. В статье представлено исследование проблемы развития системы дополнительного профессионального образования, способствующей формированию эффективной подготовки и переподготовки специалистов для предприятий атомной отрасли, отвечающих современным требованиям по уровню полученных знаний и практических навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.