Научная статья на тему 'О функционировании системы «Серебряного» наставничества в профессиональной образовательной организации'

О функционировании системы «Серебряного» наставничества в профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / «СЕРЕБРЯНОЕ» НАСТАВНИЧЕСТВО / «СЕРЕБРЯНЫЙ» НАСТАВНИК / MENTORING / “SILVER” MENTORING / “SILVER” MENTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шивцова Елена Александровна, Плаксина Валентина Александровна

В данной статье «серебряное» наставничество рассматривается как значимый элемент кадровой политики профессиональной образовательной организации, помогающий решить ряд организационных задач, среди которых адаптация и обучение молодых педагогов. Внимание авторов сосредоточено на организации работы «серебряных» наставников как механизма укрепления связей между поколениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шивцова Елена Александровна, Плаксина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FUNCTIONING OF THE “SILVER” MENTORING SYSTEM IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

In this article, “silver” mentoring is considered as an important element of the personnel policy of a professional educational organization, helping to solve a number of organizational problems, including adaptation and training of young teachers. The authors’ attention is focused on organizing the work of “silver” mentors as a mechanism for strengthening ties between generations

Текст научной работы на тему «О функционировании системы «Серебряного» наставничества в профессиональной образовательной организации»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

8. Sichinskiy E. P., Stashkevich I. R., Fedoseeva Z. A. O sisteme nepreryvnogo povysheniya kvalifikatsii rabotnikov srednego professional'nogo obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti [On the system of continuing professional development of workers of secondary vocational education in the Chelyabinsk region], Sovremennaya nauka: Aktual'nye problemy teorii i praktiki. Ser.: Gumanitarnye nauki [Modern science: Actual problems of theory and practice. Ser.: Humanitarian sciences], 2018, no. 8, P. 72-75. (In Russian)

9. Fedoseeva Z. A. Metodicheskaya sluzhba kak instrument nepreryvnogo professional'nogo razvitiya pedagogicheskikh kadrov sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya Chelyabinskoy oblasti [Methodical service as an instrument of continuous professional development of pedagogical personnel of the secondary vocational education system of the Chelyabinsk region], Tul'skoe obrazovatel'noe prostranstvo [Tula educational space], 2016, no. 4, pp. 121-125. (In Russian)

10. Fedoseeva Z. A., Stashkevich I. R. Traektorii razvitiya kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov srednego professional'nogo obrazovaniya [Trajectories for the development of qualifications of teachers of secondary vocational education], Sovremennaya vysshaya shkola: Innovatsionnyy aspekt [Modern Higher School: Innovative Aspect], 2018, no. 4, pp. 46-61. (In Russian)

Федосеева Зинаида Александровна, проректор по УМР ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», кандидат педагогических наук, г. Челябинск, e-mail: fedoseeva.zinaida@mail.ru

Fedoseeva Zinaida Aleksandrovna, Vice-Rector for educational and methodical work, Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, candidate of pedagogical sciences, Chelyabinsk, e-mail: fedoseeva.zinaida@mail.ru

Сведения для цитирования: Шивцова, Е. А. О функционировании системы «серебряного» наставничества в профессиональной образовательной организации / Е. А. Шивцова, В. А. Плаксина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 73-78.

УДК 377 ББК 74.58

О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СИСТЕМЫ «СЕРЕБРЯНОГО» НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е. А. Шивцова, В. А. Плаксина

В данной статье «серебряное» наставничество рассматривается как значимый элемент кадровой политики профессиональной образовательной организации, помогающий решить ряд организационных задач, среди которых адаптация и обучение молодых педагогов. Внимание авторов сосредоточено на организации работы «серебряных» наставников как механизма укрепления связей между поколениями.

Ключевые слова: наставничество, «серебряное» наставничество, «серебряный» наставник.

В настоящее время происходит возрождение опыта советских времен, а именно актуализируются практики организации наставничества на производстве, в бизнесе и образовании [1]. Безусловно, это перспективное направление работы в профессиональной образовательной организации (далее — ПОО), поскольку наставничество помогает качественно решать многие вопросы, связанные в том числе и с развитием кадрового потенциала ПОО. Мы полагаем, что именно вза-

имосвязь старшего и подрастающего поколений играет определяющую роль в воспитании и профессиональном становлении молодых специалистов, а наставничество — механизм укрепления связей между поколениями [2].

В педагогической литературе понятие «наставничество» трактуется как одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным

руководством педагога-наставника [3]. Мы в своей работе трактуем понятие «наставничество» как систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому [4]. Система наставничества на протяжении долгих лет активно развивается в ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омель-ченко» (далее — ГБОУ ПОО МТК). Но в настоящее время особенно актуально «серебряное» наставничество, которое позволяет передать жизненный и профессиональный опыт от «серебряного» наставника молодому педагогу путем преемственности поколений.

Мы исходим из того, что «серебряные наставники» — это лица, к которым относятся высококвалифицированные руководящие и педагогические работники, достигшие пенсионного возраста, входящие в состав первичной ветеранской организации, принимающие активное участие в совершенствовании качества профессионального образования, системы управления профессиональной образовательной организацией, адаптации в трудовом коллективе молодых педагогов, подготовке их к профессиональной деятельности, а также трудовому, профессиональному и патриотическому воспитанию студентов [5].

Целью «серебряного» наставничества является оказание помощи студентам в освоении профессии (специальности) и молодым педагогическим работникам в овладении в полном объеме должностными обязанностями путем передачи «серебряным» наставником личного профессионального опыта.

Основными задачами «серебряного» наставничества являются:

- развитие имеющихся у молодых педагогов знаний в области предметной специализации и методики преподавания, способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них задачи по занимаемой должности;

- вовлечение молодого специалиста в образовательный трудовой процесс и общественную жизнь колледжа с учетом его индивидуальных особенностей, закрепление его в профессии;

- создание условий для становления квалифицированного педагогического работника;

- повышение качества подготовки и квалификации молодых педагогических работников;

- способствование созданию в коллективе благоприятного социально-психологического климата и творческого настроя на дальнейшую деятельность;

- трудовое, патриотическое и профессиональное воспитание студентов.

Рассмотрим систему «серебряного» наставничества, реализуемую в ГБОУ ПОО МТК. Основным нормативным документом, регулирующим работу системы наставничества, является положение о «серебряном» наставничестве, рассмотренное и согласованное на заседании совета ветеранов колледжа. «Серебряные» наставники назначаются для работы с новыми сотрудниками, принятыми на педагогические должности, не имеющими опыта работы в сфере образования. Как правило, «серебряные» наставники закрепляются сроком на один год, но наставничество может быть продлено до двух лет в случае необходимости. Предметом «серебряного» наставничества являются профессиональные и личностные компетенции педагогических работников, способствующие приобщению к правилам внутреннего трудового распорядка и корпоративной культуре колледжа. «Серебряный» наставник избирается из числа педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Кроме того, «серебряный» наставник должен иметь опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом, системное представление о педагогической деятельности и работе колледжа [6].

В ГБОУ ПОО МТК система «серебряного» наставничества реализуется по двум направлениям: наставничество над педагогами и наставничество над студентами.

Рассматривая систему «серебряного» наставничества над педагогами, можно выделить следующие этапы взаимодействия «серебряного» наставника и молодого специалиста:

1) прогностический: определение целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение перечня обязанностей, выявление недостатков в умениях и навыках молодого педагога;

2) практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого педагога;

3) аналитический: определение уровня профессиональной адаптации молодого педагога и степени его готовности к выполнению своих должностных обязанностей.

Ежегодно на совете ветеранов колледжа на основании положения о наставничестве составляется план работы совета наставников, на основании которого «серебряный» наставник разрабатывает индивидуальный план работы, по которому работает на протяжении учебного года.

План работы совета наставников ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко»

на 2018/19 учебный год

-j (Л

Мероприятия Сроки выполнения Ответственный

Совместная деятельность руководства ГБОУ ПОО МТК и ветеранской организации по наставнической деятельности

1. Поздравление студентов колледжа и педагогов с Днем знаний 1 сентября Директор колледжа Председатель совета ветеранов Председатели цикловых комиссий Председатель совета ветеранов Зам. директора по УМР

2. Разработка и утверждение плана работы наставников ГБОУ ПОО МТК на учебный год Сентябрь 2018 г.

3. Участие ветеранов-наставников в работе цикловых комиссий В соответствии с планами работы ЦК

4. Разработка и утверждение плана работы первичной организации на учебный год Сентябрь 2018 г.

5. Участие ветеранов-наставников в работе научно-методических семинаров (внутриколледжная школа повышения квалификации) В соответствии с планом работы методической службы

6. Участие ветеранов-наставников во временном творческом коллективе по подготовке студентов — участников регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенциям «Поварское дело», «Кондитерское дело», «Парикмахерское искусство», «Технология моды» Октябрь — ноябрь 2018 г.

7. Организация работы по подготовке музейной экспозиции «Профессия „фотограф"»: интервью, сбор материалов и экспонатов (фотооборудование) Зам. директора по УМР

8. Участие ветеранов-наставников в заседаниях круглого стола по вопросам формирования положительной мотивации к избранной профессии В соответствии с планами профессиональных декад по профессиям «оператор связи», «сварщик», «электромеханик по торговому и холодильному оборудованию», «электромонтер охранно-пожарной сигнализации» и специальностям «парикмахерское искусство», «поварское и кондитерское дело» Зам. директора по УМР

9. Участие ветеранов-наставников в мероприятиях, включенных в план профессиональных декад Председатели цикловых комиссий

10. Встречи ветеранов-наставников с целью передачи профессионального опыта: - проведение мастер-классов по сварочному производству; - классный час на тему «Современное оборудование в области охранно-пожарной сигнализации»; - классный час на тему «Деловая культура оператора связи»; - мастер-класс «Современные стрижки»; - классный час «Секреты кулинарии» Председатель совета ветеранов Зам. директора по ВР Зам. директора по УПР

11. Выступление ветеранов-наставников перед студентами колледжа с целью повышения мотивации к выбранной профессии (специальности) Февраль 2019 г.

12. Работа ветеранов-наставников в качестве членов комиссии государственной итоговой аттестации Июнь 2019 г. Председатель совета ветеранов

Ш -С

(D О Н

п о

■а

о

в-cd О О

ш (Г

о о о» ■а ш

со О п ш

тз (Г

о ж н ■а

о п

(Г X тз

(D

О <

о о п

Показателями оценки эффективности работы «серебряного» наставника являются профессиональное становление молодого специалиста, положительная динамика его профессионального роста, положительные результаты участия молодых педагогов в областных конкурсах профессионального мастерства. В кадровый резерв «серебряного» наставничества входят мастера производственного обучения, которые принимают активное участие в конкурсе ^ЪгЫЗкПЬ для профессионалов старше пятидесяти лет «Навыки мудрых» и занимают призовые места. Таким образом, «серебряные» наставники демонстрируют не только высокие результаты своей профессиональной деятельности, но и служат молодому поколению примером для подражания.

Второе направление, реализуемое «серебряными» наставниками, связано с воспитанием студентов. В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта выпускники, овладевающие профессией или специальностью, входящей в ТОП-50, должны не только обладать высоким уровнем профессиональных компетенций, но и владеть определенным набором общих компетенций, а именно:

- ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

- ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

- ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

- ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;

- ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста;

- ОК 06. Проявлять гражданско-патриоти-ческую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

- ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

- ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

- ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Таким образом, воспитание будущего специалиста должно быть разносторонним: включать в себя не только профессиональное, но и патриотическое, гражданственное и духовно-нравственное направление. С этой целью к работе привлекаются «серебряные» наставники, которые принимают активное участие в воспитании студентов. Работа по воспитанию студентов разделена на несколько направлений: профессиональное, патриотическо-гражданст-венное, духовно-нравственное [7].

Реализуя профессиональное воспитание студентов, «серебряные» наставники принимают участие в работе по формированию положительной мотивации к выбранной профессии (специальности). Отметим, что очень часто ветераны-наставники привлекаются к подготовке студентов к конкурсам профессиональной направленности. Подготовка ведется к таким конкурсам, как:

- региональный отборочный этап Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью « Абилимпикс»;

- региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенциям «Поварское дело», «Кондитерское дело», «Парикмахерское искусство», «Технология моды».

Занимаясь подготовкой студентов к конкурсам, ветераны-наставники создают те неповторимые условия (симбиоз опыта, доброжелательности и успеха), которые так необходимы участникам. Таким образом, у студентов появляется возможность перенять от «серебряного» наставника профессиональные навыки, получить мудрые советы и моральную поддержку. Отметим, что на протяжении многих лет, по результатам конкурсов, студенты МТК занимают призовые места, что позволяет повысить престиж профессий и специальностей, а также мотивацию к обучению.

В соответствии с планами проведения профессиональных декад с целью воспитания положительной мотивации к обучению и профессии (специальности) «серебряные» наставники принимают участие в проведении круглых столов по вопросам развития социального партнерства и классных часов на темы: «Кем быть? Каким быть?», «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». После таких мероприятий студенты осознают необходимость выбранной профессии, повышается их интерес к обучению,

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

они могут получить ответы на интересующие вопросы от людей, которые прошли большой путь от получения знаний до получения высоких результатов в своей профессиональной деятельности.

«Серебряное» наставничество занимает особое место в гражданско-патриотическом воспитании студентов. Работая в этом направлении, «серебряные» наставники принимают участие в таких мероприятиях, как:

- митинги «Россия против террора», «День защитника Отечества», «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества»;

- акции «Мой город — чистый город», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Поздравь ветеранов».

Кроме вышеперечисленного, ветераны-наставники организуют и проводят для студентов классные часы («Дарите людям доброту», «Память жива», «Этих дней не смолкнет слава», «Герои Победы», «Суровые годы Ленинграда», «Война глазами детей»), после которых у подрастающего поколения развивается чувство гордости за нашу страну, расширяется кругозор, появляется возможность увидеть и услышать необходимую информацию из первых уст о важных событиях в жизни нашей Родины.

Реализуя духовно-нравственное воспитание студентов, «серебряные» наставники организуют посещение спектаклей в Драма-

тическом театре им. А. С. Пушкина, выставки декоративно-прикладного творчества ветеранов труда в Магнитогорской картинной галерее. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является совместная работа «серебряных» наставников и студентов по организации музея трудовой славы. В соответствии с планом работы музея проводятся экспозиционные выставки, классные часы, направленные на патриотическое воспитание, профессиональное и духовное становление и развитие личности с использованием материалов, посвященных истории возникновения и развития колледжа. Так, ветераны принимают участие в сборе музейных экспонатов и организации тематических классных часов, например, посвященных 90-летию города Магнитогорска и 75-летию ГБОУ ПОО МТК.

На наш взгляд, совместная работа «серебряных» наставников и педагогического коллектива способствует формированию у студентов высокого уровня овладения общими и профессиональными компетенциями, которые помогают выпускникам стать высококвалифицированными и конкурентоспособными специалистами.

Анализируя проведенную работу в рамках «серебряного» наставничества, отметим, что совместная деятельность обучающихся, педагогического коллектива и ветеранов-наставников колледжа является механизмом укрепления связей между поколениями.

Библиографический список

1. Башарина, О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 18-25.

2. Галкина, Е. В. Модель наставничества в образовательном учреждении / Е. В. Галкина. — иРЬ: ЬИр://У8еу1ете.ги/пе1шогк/2144/айасЬтеп18/зЬош?соп1еп1=775814 (дата обращения: 03.06.2019).

3. Вагин, И. О. Наставничество / И. О. Вагин. — Москва : Студия АРДИС, 2014. — 692 с.

4. Гареева, Л. Р. Система наставничества в профессиональном образовании / Л. Р. Гаре-ева // Материалы IX Междунар. студен. науч. конф. «Студенческий научный форум». — иРЬ: Ьйрз://зс1епсе1:огит.ги/2017/а|11с!е/2017037727 (дата обращения: 05.06.2019).

5. Положение о наставничестве ГБОУ пОо «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко» от 15.12.2017 № 58. — и^: ИИр://шшш.т1со!.ги/Ыех.Мт! (дата обращения: 27.05.2019).

6. Наставничество как институт профессионального становления молодых педагогов : описание системы работы / Н. Л. Лабунская [и др.] ; ГБОУ СПО Кузнецкий техникум сервиса и дизайна им. Волкова В. А. — Новокузнецк : Изд-во «ГБОУ СПО КузТСиД», 2015. — 89 с.

7. Баранова, С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества / С. В. Баранова. — Москва : Новая реальность, 2011. — 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citation: Shivtsova, E. A. On the functioning of the "silver" mentoring system in a professional educational organization / E. A. Shivtsova, V. A. Plaksina // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 2 (22). — P. 73-78.

ON THE FUNCTIONING OF THE "SILVER" MENTORING SYSTEM IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

E. A. Shivtsova, V. A. Plaksina

In this article, "silver" mentoring is considered as an important element of the personnel policy of a professional educational organization, helping to solve a number of organizational problems, including adaptation and training of young teachers. The authors' attention is focused on organizing the work of "silver" mentors as a mechanism for strengthening ties between generations.

Key words: mentoring, "silver" mentoring, "silver" mentor.

References

1. Basharina O. V. Nastavnichestvo kak strategicheskiy resurs povysheniya kachestva professional'nogo obrazovaniya [Mentorship as a strategic resource for improving the quality of vocational education], Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya [Innovative development of vocational education], 2018, no. 3 (19), pp. 18-25. (In Russian)

2. Galkina E.V. Model' nastavnichestva v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Mentoring model in an educational institution], available at: http://vsevteme.ru/network/2144/attachments/show?content=775814 (accessed: 03.06.2019). (In Russian)

3. Vagin I. O. Nastavnichestvo [Mentoring]. Moscow, Studiya ARDIS, 2014 , 692 p. (In Russian)

4. Gareeva L. R. Sistema nastavnichestva v professional'nom obrazovanii [The system of mentoring in vocational education], Materialy IXMezhdunar. studen. nauch. konf. «Studencheskiy nauch-nyy forum» [Proc. of the IX Intern. studen. scientific conf. Student Scientific Forum], available at: https://scienceforum.ru/2017/article/2017037727 (accessed: 05.06.2019). (In Russian)

5. Polozhenie o nastavnichestve GBOU POO «Magnitogorskiy tekhnologicheskiy kolledzh im. V. P. Omel'chenko» № 58 ot 15.12.2017 [Regulations on mentoring "Magnitogorsk Technological College named after V.P. Omelchenko "No. 58 dated 12/15/2017], available at: http://www.mtcol.ru/ index.html (accessed: 05.06.2019). (In Russian)

6. Labunskaya N. L. [et al.] Nastavnichestvo kak institut professional'nogo stanovleniya molo-dykh pedagogov: opisanie sistemy raboty [Mentoring as an institution of professional formation of young teachers]. Novokuznetsk, Izd-vo «GBOU SPO KuzTSiD», 2015, 89 p. (In Russian)

7. Baranova S. V. Osnovnye polozheniya dukhovno-nravstvennogo nastavnichestva [The main provisions of spiritual and moral mentoring]. Moscow, Novaya real'nost', 2011, 176 p. (In Russian) (In Russian)

Шивцова Елена Александровна, методист ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: elenashivcova@bk.ru Плаксина Валентина Александровна, мастер п/о ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омельченко», Челябинская область, г. Магнитогорск, e-mail: plaksina_1961@bk.ru

Shivtsova Elena Aleksandrovna, methodologist, Magnitogorsk Technological College named after V.P. Omelchenko, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, e-mail: elenashivcova@bk.ru

Plaksina Valentina Aleksandrovna, master of p/o Magnitogorsk Technological College named after V.P. Omelchenko, Chelyabinsk Region, Magnitogorsk, e-mail: plaksina_1961@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.