Научная статья на тему 'Профессиональные стандарты в сфере образования как инструмент формирования Национальной системы профессионального роста и развития педагога'

Профессиональные стандарты в сфере образования как инструмент формирования Национальной системы профессионального роста и развития педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY / КВАЛИФИКАЦИЯ / QUALIFICATION / ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ / LABOR FUNCTION / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD / НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / NATIONAL QUALIFICATIONS FRAMEWORK / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ / THE NATIONAL SYSTEM OF TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT / GROWTH AND CAREER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Христидис Татьяна Витальевна, Федорова Елена Николаевна

Статья посвящена актуальным проблемам разработки Национальной системы квалификаций в сфере образования Российской Федерации. Анализируются основные тенденции по разработке Национальной рамки квалификаций в сфере образования. Профессиональный стандарт педагога рассматривается в качестве базового инструмента формирования Национальной системы профессионального роста и развития педагога. Необходимость формирования Национальной системы профессионального роста и развития педагога определяется системными изменениями, происходящими в настоящее время в системе образования, а также повышением роли учителя в инновационных процессах, ориентированных на достижение нового качества образования. В соответствии с концепцией формирования Национальной системы профессионального роста учителя предлагается разработать процедуры и критерии единой федеральной оценки на категорию и соответствие должности, а также формы проведения оценки и аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Христидис Татьяна Витальевна, Федорова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL STANDARDS IN EDUCATION AS AN INSTRUMENT FOR THE FORMATION OF THE NATIONAL SYSTEM OF TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT, GROWTH AND CAREER

The article is devoted to actual problems of development of National system of qualifications in the sphere of education of the Russian Federation. The article analyzes the main trends in the development of the National Qualifications Framework in the field of education. The professional standard of the teacher is considered as a basic tool for the formation of the National system of teacher professional development, growth and career of the teacher. The need for the formation of a National system of teacher professional development, growth and career of teachers is determined by the systemic changes currently taking place in the education system, and increasing the role of teachers in innovative processes aimed at achieving a new quality of education. In accordance with the concept of the formation of the National system of teacher professional development, growth and career, the teacher is invited to develop procedures and criteria for a unified federal assessment for the category and relevance of the position, as well as the forms of assessment and attestation.

Текст научной работы на тему «Профессиональные стандарты в сфере образования как инструмент формирования Национальной системы профессионального роста и развития педагога»

РОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

УДК 371

Т. В. Христидис1, Е. Н. Федорова2

Московский государственный институт культуры

'Московский педагогический государственный университет

Статья посвящена актуальным проблемам разработки Национальной системы квалификаций в сфере образования Российской Федерации. Анализируются основные тенденции по разработке Национальной рамки квалификаций в сфере образования. Профессиональный стандарт педагога рассматривается в качестве базового инструмента формирования Национальной системы профессионального роста и развития педагога. Необходимость формирования Национальной системы профессионального роста и развития педагога определяется системными изменениями, происходящими в настоящее время в системе образования, а также повышением роли учителя в инновационных процессах, ориентированных на достижение нового качества образования. В соответствии с концепцией формирования Национальной системы профессионального роста учителя предлагается разработать процедуры и критерии единой федеральной оценки на категорию и соответствие должности, а также формы проведения оценки и аттестации.

Ключевые слова-, профессиональная педагогическая деятельность, квалификация, трудовая функция, компетенция, профессиональный стандарт, Национальная рамка квалификаций, Национальная система профессионального роста и развития учителя.

ХРИСТИДИС ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры

KHRISTIDIS TATYANA VITALYEVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of State Cultural Policy, Moscow State Institute of Culture

ФЕДОРОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Московского педагогического государственного университета

FEDOROVA ELENA NIKOLAEVNA - Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Moscow State Pedagogical University

e-mail: tahris@mail.ru © Христидис Т. В., Федорова Е. Н., 2018

T. V. Khristidis1, E. N. Fedorova2

1Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

2Moscow State Pedagogical University, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, M. Pirogovskaya str., 1/1, 119991, Moscow, Russian Federation

PROFESSIONAL STANDARDS

IN EDUCATION AS AN INSTRUMENT

FOR THE FORMATION OF THE NATIONAL SYSTEM

OF TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT,

GROWTH AND CAREER

The article is devoted to actual problems of development of National system of qualifications in the sphere of education of the Russian Federation. The article analyzes the main trends in the development of the National Qualifications Framework in the field of education. The professional standard of the teacher is considered as a basic tool for the formation of the National system of teacher professional development, growth and career of the teacher. The need for the formation of a National system of teacher professional development, growth and career of teachers is determined by the systemic changes currently taking place in the education system, and increasing the role of teachers in innovative processes aimed at achieving a new quality of education. In accordance with the concept of the formation of the National system of teacher professional development, growth and career, the teacher is invited to develop procedures and criteria for a unified federal assessment for the category and relevance of the position, as well as the forms of assessment and attestation.

Keywords: professional pedagogical activity, qualification, labor function, competence, professional standard, National Qualifications Framework, the National system of teacher professional development, growth and career.

Для цитирования: Христидис Т. В., Федорова Е. Н. Профессиональные стандарты в сфере образования как инструмент формирования Национальной системы профессионального роста и развития педагога // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 2 (82). С. 164-172.

Динамика современной жизни, обусловленная глобальными сдвигами и системными изменениями во всех сферах жизнедеятельности человека и общества, включая образование как важнейший социокультурный институт, масштабность задач, стоящих перед современной школой, инновационные стратегии развития образования являются определяющими факторами существенного возрастания роли учителя как носителя педагогической культуры, новых образовательных и педагогических ценностей и смыслов.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [3], Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [5], Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы [4] ставится задача существенного повышения качества образовательной и педагогической деятельности. Их результативность во многом определяет условия повышения инновационной способности общества и пер-

спективы успешного транзита Российской Федерации к цифровому обществу и экономике, основанной на знаниях.

Сказанное выше определяет особую актуальность введения профессиональных стандартов «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [7], «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [8] и формируемой в настоящее время по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина Национальной системы учительского роста (НСУР) [6].

Необходимость формирования Национальной системы профессионального роста и развития педагога определяется изменениями, происходящими в настоящее время в образовании, и повышением роли учителя в инновационных процессах, ориентированных на достижение нового качества образования.

Среди глобальных сдвигов в современном образовании, существенно детерминирующих ценностно-смысловые ориентации, характер и содержание образовательной и педагогической деятельности в первой четверти XXI века, учёные особо выделяют:

• изменение культурного, социального и педагогического смыслов образования, ценностей образовательной деятельности на пересечении двух векторов развития: глобального образовательного пространства и историко-культурного пласта образовательных и педагогических традиций;

• трансформацию ценностно-смыслового содержания детства и, как следствие, изменение его жизненного пространства (не «оградительное детство»,

на «достойное детство», «детство ради детства», «цифровое детство» и т.д.), развитие принципиально иных способов проживания ребёнком, подростком собственного детства;

• поддержку разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности, уважение личности ребёнка, подростка как основные смыслы образовательной и педагогической деятельности;

• расширение границы образовательного пространства (не только формальное, но и информальное и неформальное образование, ИКТ-технологии, виртуализация образования);

• смену парадигмы целей парадигмой ролей в образовании, что обеспечивает развивающейся личности включение в социокультурное пространство и формирование её социальной мобильности ресурсами образовательной деятельности - так называемый социальный лифт;

• рассмотрение качества образования как важнейшего компонента качества жизни человека и условие успешности личности в современном и будущем мире;

• ориентацию на принципиально иной тип педагогической культуры — содействие в развитии сущностных сил личности ученика как доминирующий принцип в современной теории и практике образования.

Не вызывает сомнение то, что данные системные изменения, происходящие в образовании, формируют принципиально иной контекст профессиональной деятельности учителя, призванного выступить ключевой фигурой в инновационных процессах, определяющих вектор развития от «школы для всех» к «школе для каждого», «школе ответственного будущего».

Данные изменения предполагают необходимость поиска иного содержания и способов профессиональной реализации социокультурной и профессиональной миссии педагога, его профессиональных функций (педагогическое понимание, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение, педагогическое содействие), его профессиональных ролей («тьютор», «модератор», «фасили-татор»). С другой стороны, это обусловливает и качественные изменения в образовательно-педагогическом дискурсе (ценности, смыслы, стратегии взаимодействия субъектов образовательной деятельности).

В какой степени педагог готов ответить на эти новые вызовы в современном образовании?

К большому сожалению, приходится констатировать тот факт, что, несмотря на принятие учительством новых ценностей и смыслов образования, по-прежнему они не стали для педагогов личным достоянием, побудительной силой к эффективной организации образовательной деятельности в изменившихся условиях. Налицо обострившееся противоречие между социальными ожиданиями в отношении школы, личности и профессионализма учителя, с одной стороны, и, с другой, недостаточным потенциалом и низкой инновационной способностью педагога к решению профессиональных задач на новом уровне и в новых условиях.

В связи с этим решение проблемы профессионального роста и развития учителя является одним из стратегических направлений Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и Федераль-

ной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

Проблема формирования Национальной системы профессионального роста учителя тесно увязывается с другой проблемой - введением Профессионального стандарта педагога в рамках Национального плана развития профессиональных стандартов, что определено майскими (2012) указами Президента Российской Федерации.

Как отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин: «На самом деле это очень важный вопрос для развития экономики, для рынка труда и практически для каждого работника. Профстан-дарты должны задать чёткие и ясные требования к компетенции специалистов, служить ориентиром для людей, какими знаниями, навыками они должны обладать, чтобы быть востребованными на современном рынке труда. В руках государства система профессиональных стандартов призвана стать одним из главных инструментов модернизации экономики, обеспечения высокого качества жизни людей через достойно оплачиваемый, высокопродуктивный производительный труд. Многие существующие требования к профессиям безнадёжно устарели [1]».

Выступая на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования 23 декабря 2015 года, Президент Российской Федерации В. В. Путин особо подчеркнул: «Во все времена в основе качественного школьного образования лежала работа учителя. Сегодня требования к этой профессии многократно возрастают. Создание достойной мотивации для учителей, условий для их постоянного самосовершенствования, для повышения квали-

фикации сегодня становятся ключевым фактором развития всей системы общего образования. В этой связи предлагаю создать общенациональную систему профессионального роста учителей [2]».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2017 года № 703 был утвержден План мероприятий («дорожная карта») по формированию и введению Национальной системы учительского роста (далее — дорожная карта).

7 июля 2017 года по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации и рабочей группы Ассоциации «Педагог XXI века» стартовало общественное обсуждение нового проекта уровневого профессионального стандарта педагога и модели Национальной системы учительского роста.

По словам Е. А. Ямбурга, руководителя группы разработки профессионального стандарта, академика РАО, «мировой опыт показывает, что профессиональные стандарты внедряются, когда люди информированы о его содержании. Они именно тогда воспринимаются профессиональным сообществом, когда само сообщество принимает участие в их формировании [9]».

Как считают эксперты Ассоциации «Педагог XXI века», профессиональный стандарт призван повысить престиж учительской профессии, стимулировать качественную подготовку педагогов, обеспечив им новые возможности для профессионального роста, а Национальная система учительского роста предусматривает создание единых подходов к аттестации педагогов и внедрению новых дифференцируемых должностей в зависимости от сложности выполняемых задач и сте-

пени ответственности. Оба проекта тесно связаны друг с другом.

С 1 сентября 2017 года модель Национальной системы учительского роста апробируется в тринадцати российских регионах (Республика Адыгея, Республика Кабардино-Балкария, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Татарстан, Хабаровский край, Волгоградская, Курганская, Ленинградская, Московская, Рязанская, Томская, Ярославская области).

Нормативно-правовую базу для разработки Национальной системы учительского роста и Профессионального стандарта педагога составляют:

• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

• Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2013 года № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»;

• Приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 года № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки профессиональных стандартов»;

• Приказ Министерства труда и социальной защиты России от 29 апреля 2013 года № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»;

• Приказ Минтруда России от 24 мая 2013 года № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта»;

• Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2015 года № 122 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Рос-

сийской Федерации"» (вступил в силу с 1 декабря 2016 года);

• Приказ Министерства образования и науки России от 26 июля 2017 года № 703 «Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") по формированию и введению Национальной системы учительского роста».

Важно отметить, что рассмотрение проблемы разработки и введения профессиональных стандартов и формирования Национальной системы квалификаций в Российской Федерации следует рассматривать и с позиций аналогичных процессов, происходящих за рубежом.

Так, например, основными тенденциями государств Европейского Союза в решении аналогичных задач являются:

• переход к единым интегрированным национальным системам профессиональных стандартов и квалификаций;

• разработка образовательных стандартов на основе профессиональных стандартов;

• разработка европейской (Европейская рамка квалификаций) и национальных рамок квалификаций (НРК);

• соотнесение национальных квалификаций с зарубежными;

• использование результатов обучения в качестве связующего звена между образованием и трудовой деятельностью;

• стирание границ между формальным, неформальным и информальным образованием в условиях новой парадигмы общества, основанного на знаниях, и «обучение в течение всей жизни».

Такие международные организации, как Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР (Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD), Международная ор-

ганизация труда, МОТ (International Labour Organization, ILO), Европейский союз) используют следующие подходы к определению квалификаций:

• официальное признание о достижении результатов обучения и профессиональной деятельности в соответствии с установленными профессиональными стандартами;

• определение квалификации через результаты обучения и профессиональной деятельности, что способствует формированию различных траекторий профессионального образования, как формального, так и неформального, в рамках которых признаётся и поощряется обучение в течение всей жизни.

В настоящее время в процесс реформирования системы квалификаций вовлечено свыше 155 стран мира. Важно также отметить, что в данном процессе очень активную позицию занимают профессиональные союзы.

Например, данные направления находят своё отражение в документах Европейского Союза, подготовленных при активном участии и по инициативе профсоюза работников образования и определяющих стратегии педагогического образования для XXI века:

• "Green Paper on Teacher Education in Europe: High Quality Teacher Education for High Quality Education and Training";

• "Common European Principles for Teacher Competences and Qualifications";

• "Teacher Education in Europe";

• "Education and Training in Europe 2020"и в других.

В этих документах отражены основные требования к профессиональной подготовке учителя для современной школы Европы:

• высокий профессионализм;

• обучение и профессиональное развитие в течение всей жизни;

• профессиональная мобильность;

• вовлечённость в социальное и профессиональное партнёрство.

Также приводятся конкретные рекомендации по разработке профессиональных стандартов для учителей и руководителей образовательных организаций и оценке их труда.

В соответствии с концепцией формирования Национальной системы профессионального роста учителя предлагается также разработать процедуры и крите-

рии единой федеральной оценки на категорию и соответствие должности, а также формы проведения оценки и аттестации.

Таким образом, российская система образования вступила в сложный и противоречивый процесс формирования Национальной системы профессионального роста учителя. Перед учительством и образовательными организациями страны в ближайшей перспективе стоят задачи введения в сферу образования профессиональных стандартов. В конечном счёте все мероприятия направлены на достижение нового качества образования в Российской Федерации.

Примечания

1. Владимир Путин: «Профстандарты должны стать подлинным ориентиром для системы профессионального образования» [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив : [веб-сайт]. Электрон. дан. 10.12.2013. URL: http://asi.ru/news/l4290 (дата обращения: 20.09.2017).

2. Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации : [веб-сайт]. Электрон. дан. 23.12.2015. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001 (дата обращения: 20.09.2017).

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 10.02.2017) [Электронный ресурс] // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/194365/cc6bbc9dc074e334501deca17e478cb8/

4. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 № 497 [Электронный ресурс] // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/71044750/

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 [Электронный ресурс] // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/70643472/

6. Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста : приказ Минобрнауки России от 26 июля 2017 г. № 703 [Электронный ресурс]// Министерство образования и науки Российской Федерации : [веб-сайт]. Электрон. дан. 10.08.2017. URL: https://минобрнауки.рф/документы/l0651

7. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) [Электронный ресурс] // Законы, кодексы, нормативные и судебные

акты : [веб-сайт]. Электрон. дан. 9.04.2018. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-18102013-n-544n/

8. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» : приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н // СКБ Контур : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1&documentId=260191

9. Ямбург: профессиональный стандарт даст учителям подход к каждому ученику [Электронный ресурс] // Россия сегодня : [веб-сайт]. Электрон. дан. 12.12.2016. URL: https://ria.ru/sn_edu/20161212/1483372325.html (дата обращения: 20.09.2017).

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Vladimir Putin: "Profstandarty dolzhny stat' podlinnym oriyentirom dlya sistemy pro-fessional'nogo obrazovaniya" [Vladimir Putin: "Professional standards should become a true guide for the system of vocational education"]. Available at: http://asi.ru/news/14290 (accessed: 20.09.2017).

2. Zasedanie Gossoveta po voprosam sovershenstvovaniya sistemy obshchego obrazovaniya [Meeting of the State Council on the improvement of the general education system]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001 (accessed: 20.09.2017).

3. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17.11.2008 № 1662-r (v red. Ot 10.02.2017) [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020: the order of the Government of the Russian Federation from 17.11.2008 № 1662-r (redaction from 10.02.2017)]. Available at: http://base.garant.ru/194365/cc6bbc9dc074e334501deca17e478cb8/

4. O Federal'noy tselevoy programme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody : postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 23.05.2015 № 497 [On the Federal Targeted Program for the Development of Education for 2016-2020: Decree of the Government of the Russian Federation No. 497 from May 23, 2015]. Available at: http://base.garant.ru/ 71044750/

5. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Razvitiye obrazovaniya" na 2013-2020 gody : postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15 aprelya 2014 g. № 295 [On the approval of the State Program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020: Decree of the Government of the Russian Federation from April 15, 2014 No. 295]. Available at: http://base.garant.ru/70643472/

6. Ob utverzhdenii Plana meropriyatiy ("dorozhnoy karty") Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii po formirovaniyu i vvedeniyu natsional'noy sistemy uchitel'sko-go rosta : prikaz Minobrnauki Rossii ot 26 iyulya 2017 g. № 70 [On the approval of the Action Plan ("road map" ) of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on the formation and introduction of the national system of teacher growth: the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from July 26, 2017. No. 70]. Available at: https://минобрнауки.рф/документы/l0651

7. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')" : prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 N 544n (red. ot 05.08.2016) [On the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)": the order of the Ministry of Labor and Social Protection of Russian Federation from 18.10.2013 N 544n (redaction from 05.08.2016)]. Available at: http://legalacts.ru/doc/ prikaz-mintruda-rossii-ot-18102013-n-544n/

8. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog dopolnitel'nogo obrazovani-ya detey i vzroslykh": prikaz Mintruda Rossii ot 08.09.2015 N 613n [On the approval of the professional standard "Teacher of additional education for children and adults": the order of the Ministry of Labor and Social Protection of Russian Federation from 08.09.2015 N 613n]. Available at: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=260191

9. Yamburg: professional'nyy standart dast uchitelyam podkhod k kazhdomu ucheniku [Yamburg: a professional standard will give teachers an approach to each student]. Available at: https://ria.ru/sn_edu/20161212/l483372325.html (accessed: 20.09.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.