Научные сообщения
УДК 378.091.398
Роль системы повышения квалификации в сопровождении профессионального роста педагогов
А. А. Пивоваров, Ю. А. Скурихина
The role of the advanced training system in the teachers' professional growth
A. A. Pivovarov, J. A. ЗкипкИта
Аннотация. Актуализируется проблема предъявления современной образовательной среды достаточно серьезных требований к педагогу. Актуализируются аспекты мотивации педагога на профессиональный рост, готовность его к творческой инновационной деятельности. Обосновывается идея о том, что существенным мотивом для профессионального развития педагога может стать введение Национальной системы учительского роста (НСУР), которая предполагает наличие различных должностей учителя в соответствии с уровнями владения профессиональными компетенциями. Развитие педагога в соответствии с НСУР предполагает его рост от начинающего учителя до педагога-мастера и педагога-исследователя.
Выделены и охарактеризованы новые требования к системе повышения квалификации. Она не может ограничиваться только курсовой подготовкой, обеспечивающей формирование (или развитие) базовой предметной или методической компетентности, что подходит только для начинающих учителей.
Показана их роль и значение к реализации различных подходов к повышению квалификации учителей-мастеров (учителей-наставников), передающих свой опыт молодым учителям, учителей-исследователей, апробирующих в своей деятельности научные концепции. Обозначены и аргументированы условия, со-
блюдение которых в процессе проектирования системы повышения квалификации имеет большое значение.
Это анализ образовательного запроса к системе повышения квалификации, планирование разноуровневой системы повышения квалификации в зависимости от образовательных запросов и владения педагогом профессиональными компетенциями.
Методологию исследования составляет изучение информационных источников по вопросам эффективности системы повышения квалификации, анализ результатов оценочных процедур и возможности их применения в планировании работы Института развития образования, моделирования системы профессионального роста педагогов.
В статье проводится анализ различных подходов к понятию «повышение квалификации» в российской и зарубежной литературе, определяются современные требования к повышению квалификации, проводится анализ направлений учета образовательных потребностей педагогов. На основании данного анализа в статье представлена трехуровневая модель системы повышения квалификации. Данная модель может привлекаться для планирования системы профессионального роста педагогов.
Abstract. The problem of enough serious requirements to the teacher from of modern educa-
àk
ЧИППКРО
tional environment is actualized. The aspects of motivation of teachers for professional growth, readiness for creative innovative activity are actualized. The idea of adoption of the National System of Teacher Growth (NSSD) is substantiated, which presupposes the presence of various teacher positions in accordance with the levels of proficiency competence, can become an essential motive for the professional development of the teacher. The development of a teacher in accordance with the NSDS presupposes its growth from a beginner teacher to a master teacher and a teacher-researcher.
New requirements for the system of advanced training are highlighted and characterized. It can't be limited only to course preparation, which provides the formation (or development) of basic subject or methodological competence, which is suitable only for beginning teachers.
Their role and importance to the realization of various approaches to the development of the skills of teachers-masters (teacher-mentors), transferring their experience to young teachers, teachers-researchers, approbating scientific concepts in their work is shown. The conditions are indicated and argued, the observance of which in the process of designing an advanced training system has great importance. This is the analysis of the educational request to the system of advanced training the planning of a different level system of advanced trading depending on educational requests and the knowledge of the teacher's professional competencies.
The methodology of the study is the study of information sources on the effectiveness of the professional development system, the analysis of the results of evaluation procedures and the possibility of their application in planning the work of the Institute for the Development of Education, modeling the system ofprofessional growth of teachers.
The article analyzes various approaches to the notion of "advanced training " in Russian and foreign literature, determines the current requirements for advance training, and analyzes the directions of the educational needs of teachers. Based on this analysis, the article presents a three-level model of the system of professional development. This model can be used to plan the system of professional growth of teachers.
Ключевые слова: повышение квалификации, система профессионального роста, оценочные
процедуры, профессиональный стандарт, инновации.
Keywords: advanced training, system of professional growth, evaluation procedures, professional standards, innovation.
Современная система образования в России характеризуется скоростью изменения образовательной среды, ее многообразием и многогранностью, наукоемкостью образовательного процесса. Современный учитель встречается с такими вызовами, как новые федеральные государственные образовательные стандарты, увеличение количества учеников, приходящихся на одного учителя, профессиональный стандарт, в котором сформулированы требования к педагогу.
Происходит смещение акцентов от централизованного управления образованием к децентрализованному, при котором государство определяет только основные направления развития системы образования, предъявляет требования к результатам и условиям обучения, оставляя за образовательной организацией выбор путей достижения данных результатов [1].
Все это требует формирования нового типа педагогического работника, готового к исследованиям, анализу и самоанализу, принятию самостоятельных решений, саморазвитию. Это возможно только в условиях непрерывного обучения педагога за счет интеграции формального, неформального и информаль-ного образования [2]. В такой ситуации важным аспектом становится мотивация педагогов на профессиональный рост, готовность его к творческой инновационной деятельности.
При планировании работы с педагогами в Институте развития образования Кировской области мы выделяем следующие уровни готовности к профессиональному росту.
1. Имитационный. Это уровень начинающего учителя, который принимает образцы успешной педагогической практики, применяет их в своей работе.
2. Поисковый. Уровень педагога-мастера (наставника). На этом уровне педагог не только применяет в работе готовые методы и приемы, но и анализирует существующую ситуацию (возможности учащихся, образовательной сре-
ды, существующие методики технологии), отбирает методы и приемы работы, соответствующие текущей ситуации, вырабатывает индивидуальный педагогический стиль.
3. Исследовательский. Это уровень педагога-исследователя, когда учитель готов к научно-исследовательской, экспериментальной работе, созданию авторских методик обучения [3]. На основе данных уровней готовности и должна формироваться программа профессионального роста современного педагога. Однако в настоящее время существует проблема мотивации учителей на саморазвитие, повышение квалификации часто бывает формальным, для галочки, так как учитель не заинтересован в повышении своей профессиональной компетентности. Одним из ресурсов решения данной проблемы становится Национальная система учительского роста (НСУР), план мероприятий по формированию и введению которой был утвержден Приказом Минобрнауки от 26 июля 2016 года № 703. НСУР предполагает следующие направления работы:
- установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями;
- изменение системы аттестации, ориентированной на определение уровней владения профессиональными компетенциями;
- учет мнения выпускников общеобразовательных организаций при определении уровней владения профессиональными компетенциями;
- учет уровней владения профессиональными компетенциями при планировании системы повышения квалификации. В соответствии с НСУР в образовательных организациях появятся новые должности: старший учитель и ведущий учитель. Различные требования к данным
должностям уже нашли косвенное отражение в профессиональном стандарте педагога, который предполагает такие обобщенные трудовые функции: реализация образовательных программ (для учителя), проектирование и реализация образовательных программ (для старшего учителя) и управление проектированием и реализацией образовательных программ (для ведущего учителя).
Все это также соотносится с уровнями готовности учителей к профессиональному росту (табл. 1).
НСУР обеспечивает мотивацию педагогов к профессиональному росту, а методическое сопровождение должна оказывать система повышения квалификации педагогических работников.
В настоящее время само понятие «повышение квалификации» не является таким простым и однозначным.
Так, зарубежные ученые под повышением квалификации понимают «принцип образования, основанный на обучении в течение всей жизни в связи с изменчивостью внешней среды» (Ф. Димер, О. Петерс) [4]; «все образовательные процессы, связанные с повышением профессиональной компетенции после окончания высшего учебного заведения» (К. Бо-хард) [5]; «расширение дидактических возможностей педагогов» (Й. Вильдт) [6].
Т. А. Питерскова, О. А. Юрмашева дают такое определение повышения квалификации: это обновление и расширение профессиональных компетенций на основе уже полученных теоретических знаний и имеющегося практического опыта в связи с необходимостью современных методов решения профессиональных задач для улучшения качества обучения [7].
Таблица 1
Соответствие должностей учителя, обобщенных трудовых функций и уровней готовности
Должности учителя Обобщенная трудовая функция (профстандарт) Уровни готовности учителя к профессиональному росту
Учитель Реализация образовательных программ Имитационный
Старший учитель Проектирование и реализация образовательных программ Поисковый
Ведущий учитель Управление проектированием и реализацией образовательных программ Исследовательский
ЧИППКРО
Таким образом, система повышения квалификации предполагает непрерывное обучение в течение всей жизни и включает формальное, неформальное и информальное образование. Ф. Кумбс и М. Амд отмечают, что пересечение образовательного пространства с социальным позволило наряду с формальным образованием выделить неформальное и информальное как нетрадиционные виды образования. В противовес формальному образованию как «институционализированному, построенному по возрастному принципу и иерархически структурированному, охватывающему все ступени от начальной школы до выпускного курса университета», неформальное образование рассматривается как «любая организованная, систематическая образовательная деятельность вне рамок формальной системы». Наконец, информальное образование представляет собой «приобретение знаний, навыков, норм и представлений в ходе повседневной жизни и контактов с окружением» [8].
В своей работе «Взрослость как категория андрагогики» С. Г. Вершловский определяет комплекс формального и неформального постдипломного образования как условие успешного преодоления профессиональных кризисов и сохранения психического здоровья и работоспособности [9].
Следовательно, повышение квалификации предполагает формальное, неформальное и ин-формальное образование, направленное на преодоление профессиональных дефицитов педагогов, на удовлетворение образовательного запроса. Обучение взрослых предполагает такой продукт на выходе, который будет востребован
«здесь и сейчас». Этот продукт должен стать своеобразным средством «перезагрузки» мышления педагога от модели специалиста к образу профессионала [10].
При планировании системы профессионального роста на уровне региона важно учесть следующие факторы: образовательный заказ к системе повышения квалификации, в основе которого лежат требования государственной политики в сфере образования; анализ качества образования и существующих в регионе проблем; результаты маркетинговых исследований.
Все это дает возможность четче выстроить систему повышения квалификации (курсовую подготовку, методические и научные мероприятия, работу творческих лабораторий, региональных инновационных площадок).
На уровне муниципалитета также проводится анализ качества образования, выявляются образовательные запросы методических объединений учителей, районных методических кабинетов, что позволяет спланировать запрос к региональной системе повышения квалификации, спланировать образовательные мероприятия муниципалитета (проведение конференций, круглых столов, обмена опытом).
Немаловажную роль играет формирование образовательного запроса от образовательной организации, где подробно анализируются существующие профессиональные дефициты каждого педагога, формируются индивидуальные образовательные маршруты профессионального роста каждого педагога, предполагающие наличие мероприятий как школьного, так и муниципального и регионального уровней (табл. 2).
Таблица 2
Уровни определения профессиональных дефицитов педагогических работников
Уровень Субъект анализа Процедуры определения профессиональных дефицитов Результат планирования ПК
Региональный Региональный Институт развития образования Анализ качества образования в регионе, государственной образовательной политики Планирование мероприятий повышения квалификации (план-проспект курсовых мероприятий, план мероприятий ИРО)
Муниципальный Управление образованием муниципалитета (районный методический кабинет) Анализ качества образования муниципалитета, запросов от МО, РМК Планирование образовательных мероприятий в муниципалитете (Программа / план развития
Уровень Субъект анализа Процедуры определения профессиональных дефицитов Результат планирования ПК
системы образования в муниципалитете)
Школьный Методическая служба школы Выявление профессиональных дефицитов педагога Планирование индивидуального образовательного маршрута профессионального роста педагога)
Практика выявления профессиональных дефицитов в системе дополнительного профессионального образования предполагает анализ стратегических документов, состояние учебно-методического обеспечения приоритетных направлений развития образования, анализ результатов мониторинговых процедур (государственная итоговая аттестация (ГИА), Национальные исследования качества образования (НИКО), Всероссийские проверочные работы (ВПР), мониторинги ФИРО, региональные мо-ниторинги и исследования качества образования), исследования в рамках курсов повышения квалификации, анализ мнений членов педагогического сообщества. Все эти направления станут основой для проектирования модели профессионального роста педагогов в курсовой и межкурсовой период.
Планирование системы профессионального роста в Кировской области является прерогативой Института развития образования Кировской области. При планировании курсовой подготовки учитываются следующие результаты анализа образовательных потребностей педагогов региона:
1. Результаты мониторинга потребности в повышении квалификации, который проводится на уровне образовательных организаций. Ежегодно Институт развития образования проводит мониторинг, в ходе которого анализируются потребности образовательных организаций региона в повышении квалификации своих работников. Однако результаты мониторинга не всегда объективно отражают полученную картину. Это связано, с одной стороны, с определенной текучестью кадров, а с другой стороны, с трудностями при определении своих образовательных потребностей отдельными педагогами и образовательными организациями.
2. Результаты процедур оценки качества знаний школьников, таких как Всероссийские проверочные работы (ВПР), Национальное ис-
следование качества образования (НИКО), государственная итоговая аттестация (ГИА), международные исследования. Все эти процедуры должны применяться для определения профессиональных дефицитов и образовательных потребностей педагога.
С 2014 года ИРО Кировской области проводится анализ результатов ОГЭ, ЕГЭ, а с 2017 года - анализ результатов ВПР в регионе. На основе проведенного анализа разрабатываются методические рекомендации для учителей и руководителей образовательных организаций по подготовке школьников к сдаче ОГЭ, ЕГЭ. Результаты анализа обсуждаются на окружных совещаниях, заседаниях методических объединений.
Однако одних методических рекомендаций недостаточно. Поэтому в 2017 году были запланированы курсовые потоки по теме «Система подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС». Эти курсы предусматривают формирование не только предметных, но и метапред-метных компетенций учителей, таких как: способность и готовность решать универсальные профессиональные задачи, связанные с ключевыми умениями и навыками педагога работать с информацией, проводить исследование, взаимодействовать с окружающими, управлять и самосовершенствоваться (проектировочная, мотивационная, информационная, коммуникативная, исследовательская, методическая, технологическая компетенция, компетенция самосовершенствования).
В рамках данных курсов рассматриваются, в том числе и процедуры оценки качества образования слушателей, особенности учета их результатов в деятельности по развитию педагога. Кроме того, для сопровождения педагогов в межкурсовой период, проводятся семинары, вебинары, консультирование и другие формы научно-методического сервиса.
ЧИППКРО
3. Результаты оценки профессиональной компетенции учителей (такой, как исследование компетенций учителей). В 2016 году порядка 1600 учителей математики, русского языка и литературы Кировской области приняли участие в исследовании компетенций учителей. Целью данного исследования было повышение качества подготовки педагогов путем создания научно-обоснованной системы комплексной оценки компетенций учителей. Кроме того, исследование компетенций учителей является одним из компонентов НСУР. Министерством образования отмечается особая роль данного исследования в формировании системы национального учительского роста.
В Институте развития образования проведен анализ результатов данной процедуры по области, а также в разрезе образовательных округов. Были выявлены характерные затруднения, которые проанализированы специалистами кафедры предметных областей и представлены на заседания окружных и районных методических объединений. Стоит отметить, что по всем заданиям результаты учителей Кировской области выше среднероссийских (с учетом того, что в Кировской области в исследовании компетенций учителей приняли участие практически 100% учителей математики, русского языка и литературы).
Исследование включало три группы заданий:
1. Задания, относящиеся к блоку «Предметная подготовка». Первая часть данного блока, содержащая задания базового уровня, была выполнена достаточно хорошо. Сложности вызвали те задания, которые чаще всего вызывают сложности и у учащихся при решении заданий ЕГЭ.
2. Задания по методике преподавания. Здесь область показала довольно низкие результаты, хотя и выше среднероссийских. Только треть учителей справилась с заданиями методического блока. На основании анализа результатов были выявлены такие профессиональные дефициты, как планирование работы с детьми с ОВЗ, работа с родителями, мотивация школьников.
3. Задания на оценивание работ учащихся. Задания этого блока также были решены небольшим количеством учителей, что выявило проблему формирования умений оценивания
результатов обучения в соответствии с определенными критериями.
На основе анализа результатов исследования были выявлены существующие проблемы в предметной, методической и психолого-педагогической компетентности педагогов области. Многие учителя отмечают, что им не хватило времени на выполнение задания, что можно объяснить неумением распределять время (что относится к регулятивным УУД). При планировании курсовой подготовки стоит обращать на это особое внимание и применять не только объяснительно-иллюстративные, но и практико-ориентированные методы обучения, что будет способствовать развитию УУД у самих учителей.
1. Анализ запросов на консультирование, а также результатов курсовой подготовки, результатов работы творческих лабораторий, базовых образовательных организаций. Процесс консультирования предполагает активное взаимодействие консультанта и педагогического работника, что позволяет гибко реагировать на реальные затруднения педагога. В ходе консультирования происходит анализ тех проблем, с которыми наиболее часто обращаются в Институт, выявление характерных профессиональных дефицитов (в разрезе образовательных округов, муниципалитетов), что позволяет выстроить наиболее эффективную систему повышения квалификации.
2. Учет результатов мониторинга школ, показывающих низкие образовательные результаты и школ, находящихся в сложных социальных условиях. В межкурсовой период основной задачей является определение актуальных направлений повышения предметных, методических, психолого-педагогических компетенций на основе анализа стратегических документов, результатов оценочных процедур, запросов от образовательных организаций и муниципальных методических служб, формирование перечня актуальных программ повышения квалификации. Кроме того, необходимо обеспечить возможности для непрерывного образования (самообразования педагога) за счет проведения методических мероприятий, подготовки методических рекомендаций, информационных ресурсов.
Сегодня в Институте развития образования реализуется трехуровневая модель профессио-
нального роста педагогических работников. Традиционный уровень повышения квалификации включает курсы повышения квалификации, информационные и обучающие семинары, ве-бинары, научно-практические конференции, методические дни, тематические педагогические советы, открытые уроки, мастер-классы, круглые столы, консультирование. При этом на основе анализа результатов оценочных процедур и исследований профессиональных дефицитов, в Институте развития образования Кировской области планируются изменения в курсовой подготовке. Это акцентирование внимание на тех предметных компетенциях, которые недостаточно сформированы в регионе. Кроме того, это включение вопросов оценки результатов в курсовые мероприятия, проведение веби-наров и семинаров по данному направлению. Что касается методической компетенции, то это проведение курсов, консультаций, вебинаров по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс, рассмотрение вопросов мотивации учеников, работе с родителями. Все эти мероприятия направлены на начинающего учителя, развитие его предметной компетенции и предполагают формальное обучение (в рамках курсовой подготовки).
Большое внимание в Институте уделяется формированию ИКТ-компетентности. Уровень компетентности педагогов в сфере ИКТ до сих пор недостаточно высок. Современные информационные технологии развиваются очень быстро, появляются новые устройства, обновляются программы [11]. Поэтому программы повышения квалификации включают темы, связанные с ИКТ в профессиональной деятельности педагога, предусматривают необходимость привлечения ИКТ для повышения ква-
лификации. Существуют также отдельные курсы по развитию ИКТ-компетентности педагога.
Творческий уровень представлен проблемными семинарами и вебинарами, рабочими группами по решению актуальных вопросов развития образования, работой базовых образовательных организаций, пилотных площадок, ассоциациями молодых педагогов, сельских учителей, педагогических работников дополнительного образования, медиаторов, психологов, участников конкурса «Учитель года», Ассоциацией лидеров информатизации регионального образования, конкурсным движением. Такие мероприятия ориентированы на учителя-мастера, развитие его методической компетентности (а также «метапред-метных» умений) и предполагают неформальное обучение [12].
Для тех учителей, которые владеют достаточным методическим опытом, уже открыт путь саморазвития. Исследовательский уровень представлен творческими лабораториями, региональными инновационными площадками, экспериментальными площадками ФИРО, экспертным советом, региональным УМО. В Институте реализуются региональные проекты «Реализация предметных концепций», «Интеграция общего и дополнительного образования», «Школа молодого педагога», «Развитие системы профессиональной ориентации», «Система оценки качества образование», «Информационно-образовательная среда региона», «Развитие робототехники и медиаобразова-ния». Данная группа мероприятий ориентирована на учителя-методиста, развитие личностных качеств (ориентация на обмен опытом, наставничество) и предполагают информальное обучение (табл. 3).
Таблица 3
Соответствие уровней повышения квалификации должностям учителя
Должности учителя Уровни готовности учителя к профессиональному росту Тип образования Уровни повышения квалификации
Учитель Имитационный Формальное Традиционный
Старший учитель Поисковый Неформальное Творческий
Ведущий учитель Исследовательский Информальное Исследовательский
àk
ЧИППКРО
Таким образом, характерной особенностью нового типа педагогического профессионализма является его незавершенность, неповторимость и нелинейность, вариативность и изменчивость.
Новый смысл и роль системы повышения квалификации заключается в том, что она сегодня должна выйти из подчиненной обслуживающей роли и рефлексивно оценивать образовательную систему, делая ее предметом анализа и проектирования, инициируя инновационное движение в образовании.
На основе проведенного анализа выделяются не только существующие профессиональные дефициты, но и группы учителей, требующих разного подхода (начинающие учителя, учителя-мастера и учителя-исследователи). Все это позволяет делать систему повышения квалификации адресной, а значит, отвечающей вызовам времени.
Библиографический список:
1. Скурихина Ю. А. Учет результатов процедур оценки качества образования в профессиональном развитии педагогов [Электронный ресурс] / Ю. А. Скурихина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 8 (август). - Режим доступа: http://e-koncept.ru/ 2017/170205.htm (дата обращения: 27.05.2017).
2. Пивоваров А. А. «Перезагрузка» профессионального мышления и поведения педагогов в условиях инновационного развития образовательной организации / А. А. Пивоваров // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 1. -С. 36-38.
3. Русских Г. А. От учителя-практика к учителю-исследователю / Г. А. Русских // Школьные технологии. - 2011. - № 6. - С. 66-71.
4. Diemer V., Peters O. Bildungsbereich Weiterbildung. Rechtliche und organisatorische Bedingungen, Inhalte, Teilnehmer. Weinheim, 2003, р.23.
5. Borchard C. Hochschuldidakt ische Weiterbildung - Akzeptanz und Wirkung. Eine Analyse am Beispiel des Bausteinprogramms WindH - Weiterbildung in der Hochschullehre. Munster: Lit, 2002, р. 197.
6. Wildt J. Ein Hochschuldidaktischer Blick auf Lehren und Lernen. Eine kurze Einfuhrung in die Hochschuldidaktik // In B. Berentdt, H.-P. Voss & J. Wildt (Hrsg.), Neues Handbuch Hochschullehre.
Lehren und Lernen effizient gestalten (Griffmarke A.1.1). Berlin: Raabe, 2002, р. 144.
7. Питерскова Т. А. Понятия «профессиональная подготовка» и «повышение квалификации» в российской и немецкой системах послевузовского педагогического образования / Т. А. Питерскова, О. А. Юрмашева // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2009. - Т. 15. - С. 242-245.
8. Coombs Ph., Ahmed M. Attacking Rural Poverty. How Nonformal Education Can Help. Baltimor, 1974, p. 8.
9. Вершловский С. Г. Взрослость как категория андрагогики / С. Г. Вершловский // Вопросы образования. - 2013. - № 2. - С. 285-297.
10. Пивоваров А. А. Дополнительная образовательная программа как средство «перезагрузки» профессионального мышления взрослого слушателя / А. А. Пивоваров // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 2 (23). - С. 65-72.
11. Скурихина Ю. А. Информационная система региона: барьеры и точки роста / Ю. А. Ску-рихина // Актуальные проблемы современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа : Аэтерна, 2014. - С. 69-73.
12. Скурихина Ю. А. Основные аспекты управления медиасредой образовательной организации / Ю. А. Скурихина // Ресурсы педагогического сообщества в глобальном информационном пространстве : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 4 марта 2014 года. - Киров : «ИРО Кировской области», 2014. - C. 57-61.
References:
1. Skurikhina J. A. Accounting for the results of assessing education quality procedures in the teachers ' professional development [Uchet rezu-l'tatov procedur ocenki kachestva obrazovanija v professional'nom razvitii pedagogov] / Scientific and methodical electronic journal "Concept", 2017, No. 8 (august) [Web resource]. Access mode: http://e-koncept.ru/2017/170205.htm (accessed date: 05/27/2016).
2. Pivovarov A. A. "Reloading" of professional thinking and behavior of teachers in conditions of innovative development of the educational organization / Experiment and innovations in school ["Perezagruzka" profession-al'nogo myshlenija i povedenija pedagogov v
uslovijah innovacionnogo razvitija obra-zovatel'noj organizacii / Jeksperiment i innovacii v shkole], 2014, No. 1, pp. 36-38.
3. Russkikh G. A. From the practice teacher to the teacher-researcher / School technology [Ot uchitelja-praktika k uchitelju-issledovatelju / Shkol'nye tehnologii], 2011, No. 6, pp. 66-71.
4. Diemer V., Peters O. Bildungsbereich Weiterbildung. Rechtliche und organisatorische Bedingungen, Inhalte, Teilnehmer, Weinheim, 2003, 23 p.
5. Borchard C. Hochschuldidakt ische Weiterbildung - Akzeptanz und Wirkung. Eine Analyze am Beispiel des Bausteinprogramms WindH, Weiterbildung in der Hochschullehre, Munster: Lit, 2002. 197 p.
6. Wildt J. Ein Hochschuldidaktischer Blick auf Lehren und Lernen. Eine kurze Einfuhrung in die Hochschuldidaktik // In B. Berentdt, H.-P. Voss & J. Wildt (Hrsg.), Neues Handbuch Hochschullehre. Lehren und Lernen effizient gestalten (Griffmarke A.1.1), Berlin: Raabe, 2002. 144 p.
7. Peterskova T. A., Yurmasheva O. A. The concepts of "vocational training" and "advanced training" in the Russian and German systems of postgraduate pedagogical education [Ponjatija "professional'naja podgotovka" i "povyshenie kvalifikacii" v rossijskoj i nemeckoj sistemah poslevuzovskogo pedagogicheskogo obrazovani-
ja], Newspaper of O. N. Nekrasov KSU, 2009, Volume 15, pp. 242-245.
8. Coombs Ph., Ahmed M. Attacking Rural Poverty. How Nonformal Education Can Help, Baltimor, 1974. 8 p.
9. Vershlovskiy S. G. Adulthood as a category of androgogy [Vzroslost' kak kategorija an-dragogiki], 2013, No. 2, pp. 285-297.
10. Pivovarov A. A. Additional educational program as a means of "resetting " the professional thinking of an adult listener [Dopolnitel'naja obrazovatel'naja programma kak sredstvo «pere-zagruzki» professional'nogo myshlenija vzroslogo slushatelja] / Scientific support of a system of advanced training, 2015, No. 2 (23), pp. 65-72.
11. Skurikhina J. A. Information system of the region: barriers and growth points [Informacion-naja sistema regiona: bar'ery i tochki rosta] / Actual problems of modern science: a collection of articles of the International Scientific and Practical Conference, Ufa: Aeterna, 2014, pp. 69-73.
12. Skurikhina J. A. The main aspects of the media environment management of the educational organization [Osnovnye aspekty upravlenija medi-asredoj obrazovatel'noj organizacii] / Resources of the pedagogical community in the global information space: Collected materials of the Russian Scientific and Practical Conference of March 4, 2014, Kirov, 2014, pp. 57-61.