► СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
УДК 378 ББК 74.48
DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-249-264
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РОССИИ. НОВЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
IMPROVEMENT OF SCHOOL TEACHER QUALIFICATION SYSTEM. THE NEW WAY OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL MASTERY
Шершнев Степан Александрович
Студент бакалавриата, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: stepan.shershnev.science@gmail.com
Аннотация. На фоне быстро растущего научного и технического прогресса требования к уровню образования повышаются все больше, следовательно, требуются новые способы повышения квалификации учителей. В настоящее время происходит разработка и внедрение неоднозначной модели национальной системы учительского роста. Эти стратегические изменения в системе повышения квалификации учителей России носят спорный характер. В связи с этим возникает вопрос эффективности национальной системы учительского роста и одного из ее главных элементов - единых федеральных оценочных материалов. Повышение квалификации педагогов школ - важнейшая
Shershnev Stepan A.
Student at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
E-mail: stepan.shershnev.science@gmail.com
Abstract. Against the background of rapidly growing scientific and technological progress, the requirements for the level of education are increasing more and more, therefore, new ways of improving the skills of teachers are required. Today, an ambiguous model of the national system of teacher growth is being developed and implemented. These strategic changes in the system of professional development of teachers in Russia are controversial. This raises the question of the effectiveness of the national system of teacher growth and one of its main elements -the unified Federal assessment materials. Improving the skills of school teachers is an
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Шершнев С. А., 2021
задача для достижения высоких результатов всей национальной системы образования. Школьные учителя - это главный инструмент формирования национальных ценностей и государственной идеологии во всем обществе. В статье проведен анализ текущей системы повышения квалификации педагогических кадров и концепции национальной системы учительского роста. Проведено исследование фундаментальных работ в сфере педагогического мастерства И. Ф. Харламова, а также критериев педагогического мастерства Н. В. Кузьминой, В. И. Ковальчука. Дано определение системы повышения квалификации и выделены ее структурные элементы: критерии, профессиональная классификация, аттестационная форма, образовательный пакет, субъект и объект повышения квалификации. Результатом работы является формирование концепции и вектора новой системы повышения квалификации, ориентированной на запросы педагогического сообщества, требования современности, принцип непрерывного развития, потенциальное развитие науки и технологий в образовательной сфере.
important task for achieving high results in the entire national education system. And school teachers are the main tool for forming national values and state ideology in the entire society. The article analyzes the current system of professional development of teachers and the concept of the national system of teacher growth. The study of fundamental works in the field of pedagogical skills by I. F. Kharlamov, as well as criteria of pedagogical skills by N. V. Kuzmina, V. I. Kovalchuk is carried out. The article defines the professional development system and highlights its structural elements: criteria, professional classification, certification form, educational package, subject and object of professional development. The result is the development of the concept and the vector of the new system of qualification-oriented queries to the educational community, the demands of modernity, the principle of continuous development, the potential development of science and technology in education.
Ключевые слова: система повышения квалификации, национальная система учительского роста (НСУР), единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ), педагогическое мастерство.
Keywords: system of professional development, national system of teacher growth, unified federal assessment materials, pedagogical mastery.
Проблемы повышения квалификации учителей
Общее образование является фундаментальным уровнем образования для любого человека. Именно школьное образование - это основа теоретических и практических знаний и навыков. Опыт, который получают школьники, находит применение не только в повседневной жизни, но и играет большую роль в их следующих этапах образования. Но уровень школьного образования в России существенно снизился [1; 2].
Необходимость высоко качества школьного образования обосновывается рядом причин, главная из которых заключается в том, что на основе школьного образования строится
вся национальная система образования, а следовательно, весь научный и технический прогресс государства. От качества школьного образования зависит то, чему будут учить будущих студентов профессиональных и высших учебных заведений, от этого же зависит и то, каких профессионалов будут выпускать такие учебные заведения.
Центром любого образования всегда были и остаются преподаватели. Именно они являются двигателем качества и уровня образования. Учитель занимается формированием у детей социальных ценностей, развивает в детях самые различные умения, начиная от выполнения поставленных задач и заканчивая самообучением.
В соответствии с ФГОС выпускники, освоившие программу бакалавриата по направлению «Педагогическое образование», должны быть готовы решать множество профессиональных задач, среди которых обеспечение образовательной деятельности с учетом особых образовательных потребностей; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий [3]. Выполнение этих задач на протяжении всей профессиональной деятельности педагога невозможны без постоянного самообразования и повышения квалификации.
Система повышения квалификации - это классифицированные уровни - этапы профессионального мастерства и установленные способы их получения. В систему повышения квалификации входят следующие структурные элементы: критерии, в соответствии с которыми оценивается педагогические мастерство, профессиональная классификация, определяющая профессиональное мастерство на основе определенных критериев, установленная аттестационная форма, которая проходит для проверки объектов оценивания на соответствие критериям профессиональной квалификации, образовательный пакет, которым осуществляется повышение профессионального мастерства, и субъекты оценивания, которые объективно определяют компетентность объекта оценивания на уровень профессионального мастерства, соответствующий определенному профессиональному классу, и сами объекты, в отношении которых проходит повышение квалификации.
При отсутствии одного из названных элементов система престанет быть таковой. Дело в том, что повышение профессионального мастерства не означает одновременно с этим повышения квалификации. Квалификация включает в себя множество разноразвитых компетенций, которые образуют профессиональное мастерство, и при достаточном уровне этого профессионального мастерства субъект получает установленный законодательством уровень.
Повышение квалификации можно определить как один из видов профессионального обучения работников предприятия, которое проводится с целью повышения уровня теоретических знаний и совершенствования практических навыков и умений.
Профессиональное мастерство рассматривается как набор умений, навыков, знаний в определенной профессиональной сфере. Стимулированием преподавателя для получения квалификации могут стать повышенный оклад, общешкольное признание и уважение среди педагогического совета учебных заведений. Но для этого необходимо правильно классифицировать педагогических работников в соответствии с их профессиональным мастерством. Именно благодаря такому определению квалификационных уровней (этапов) и границ между ними можно добиться необходимых результатов системы повышения квалификации: объективная и востребованная система квалификации, желание
педагогов повышать свою квалификацию и, как следствие, рост качества национальной системы образования.
Рассматривая стадии профессионального развития педагога, приведем позицию И. Ф. Харламова [4]. Он выделяет четыре стадии профессионального роста учителя: педагогические умелость, мастерство, творчество и новаторство.
Умелого учителя И. Ф. Харламов характеризует как педагога, умеющего выполнять свои профессиональные обязанности. Он должен обладать профессиональным образованием в области педагогики для того, чтобы осуществлять свою деятельность.
Следующим этапом профессионального развития учителя является педагогическое мастерство, которое определяется тем, что мастерство преподавателя выходит на новый уровень благодаря более высокому качеству преподавания, которое может быть улучшено за счет педагогического опыта. Педагогическое мастерство - это усовершенствованная педагогическая умелость.
Совершенно другим этапом является педагогическое творчество. Оно характеризуется не столько введением каких-то концептуально новых положений в процесс обучения, сколько некоторой модернизацией таких положений и принципов.
И завершающим этапом является педагогическое новаторство - внесение в образовательный процесс новых идей, принципов, приемов.
Неизменно внедрить такие стадии в систему повышения будет сложно, ведь достижение новаторства сложно отследить у огромного числа школьных педагогов.
Аттестационная форма. Критерии педагогического мастерства
Аттестация - это процесс оценки объекта аттестации на соответствие требованиям, необходимым для обозначения педагогического мастерства и присвоения квалификационной категории, как конечного результата аттестации. Аттестационная форма включает в себя методы и измерители. Методы определяют порядок прохождения аттестации. А измерители - это испытания, по которым проходит проверка на соответствие критериям. Важно понимать, что критерии сами по себе не являются измерителями. Например, критерий «выносливость» может определяться такими измерителями, как бег на выносливость, удержание в висе на согнутых руках. Как правило, для объективного оценивания какого-либо критерия одного измерителя может быть недостаточно, поэтому рекомендуется использовать несколько разных измерителей.
Фундаментальную работу по определению таких критериев в контексте педагогического мастерства провела Н. В. Кузьмина [5; 6]. Она выделяет функциональные компоненты, за счет которых достигается «вершинность» педагогического мастерства [7]. К таким компонентам относятся семь групп умений: проектировочные, прогностические, гностические (исследовательские), организаторские, коммуникативные, конструктивные и оценочные, которые находятся в центре педагогических умений.
Проектировочные умения - это умения, заключающиеся в способности организации и проведения мероприятий, формулировке целей, планов, задач. У преподавателя эти умения отражаются в возможности проектировать занятия, представлять процесс урока до его начала, то есть умение до мелочей смоделировать урок.
Прогностические умения - умения прогнозировать результаты своей деятельности, то есть то, как все действия педагога скажутся на учениках, это способность предвидеть потенциальные ошибки, чтобы препятствовать их конвертации в действительные неудачи.
Гностические (исследовательские) умения характеризуются способностью анализировать непосредственную профессиональную среду. В контексте педагогических кадров это умение анализировать успеваемость учащихся, связывая результаты анализа с образовательной средой и условиями обучения.
Организаторские умения определяются как умения организовать собственную работу и работу других членов профессионального коллектива. Учитель должен уметь организовать, в первую очередь, себя, и потом - деятельность учеников.
Коммуникативные умения - это умения, которые выражаются в способности выстраивать правильный диалог между субъектами профессионального процесса, это возможность учителя наладить контакт со всеми участниками образовательного процесса: учениками, другими учителями и руководством школы, родителями (лицами их заменяющими).
Конструктивные умения характеризуются как способность выполнять свою профессиональную деятельность. Такие умения учителя выражаются в грамотном и четком выстраивании урока.
Оценочные умения - это умения оценивать свою профессиональную работу и работу своих «подчиненных». Учитель оценивает как свою работу, так он и работу учеников.
Еще один набор предлагает В. И. Ковальчук [8], выделяя следующие критерии развития педагогического мастерства:
• ценностно-целевой, который характеризует отношение к своей профессиональной деятельности, мотивационно-ценностный фундамент;
• профессиональный, определяющий профессиональные знания в предметной области, понятийный аппарат, общие умения необходимые для профессиональной деятельности;
• ситуативно-деятельностный, который позволяет педагогу правильно оценивать ситуацию, определять, что хорошо, а что плохо в конкретной ситуации. Он определяет умение преподавателя правильно подобрать форму взаимодействия с учеником в зависимости от его взглядов, ценностей;
• ситуативно-ценностный, который дает возможность определить моральность в конкретной ситуации, то есть учитывается умения педагога толерантно подходить к своим ученикам, оценивать справедливость определенных поступков и т. п.;
• психофизический, отвечающий за качество выполнения профессиональных функций.
Ценностно-целевой и психофизический критерии должны соответствовать базовым
требованиям, у которых не может быть минимального и максимального значения, с которыми бы повышалось или понижалось педагогическое мастерство.
Такие наборы критериев в совокупности каждого из них является достаточно полными, в первую очередь, для формирования видения путей развития педагога. Но и критерии В. И. Ковальчука, и функциональные компоненты Н. В. Кузьминой нуждаются в измерителях степени владения этими критериями. Оба набора критериев способны отражать профессиональные навыки и мастерство педагога, но также они имеют совершенно разную
структуру конечных умений учителя. Оба набора таких критериев дополняют друг друга и одновременно нуждаются в унификации и систематизации.
Текущая система повышения квалификации учителей
Сегодня отслеживается тенденция снижению количества педагогических кадров в России. Если в 2010 г. в российских школах работали 1,8 млн человек, на 2019 г. - 1,1 млн человек. Такое сокращение нельзя объяснить демографическим положением в России, ведь если число учителей сократилось более чем на 40%, то число детей на 25%. Можно выделить множество причин такого тотального сокращения кадров, среди которых низкая заработная плата, ухудшающиеся условия труда, утеря престижности профессии учителя, проблемы повышения квалификации.
Для развития качества образования в Российской Федерации поставлены ряд задач:
• разработка и внедрение национальной системы учительского роста, охватывающей не менее 50% учителей общеобразовательных организаций;
• обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 г. [9].
Для их решения утвержден паспорт национального проекта «Образование» [10]. Общее финансовое обеспечение реализации национального проекта «Образование» с 2019 по 2024 г. составляет 784,5 млрд руб. Национальный проект включает в себя 10 федеральных проектов, в который входит и федеральный проект «Учитель будущего», и его реализация составляет 15,4 млрд руб. [10].
Текущая система повышения квалификации учителей Российской Федерации заключается в прохождении аттестации и получении на основании успешного прохождения такой аттестации права осуществлять свою профессиональную деятельность или же получить первую или высшую квалификационную категорию [11].
Как уже упоминалось, любые педагогические работники должны организовывать свою деятельность через призму времени и требований современности. Но аттестация учителей на соответствие занимаемой должности не решает такие задачи.
Одной из самых главных таких проблем повышение квалификации учителей с целью установления первой или высшей категории является отсутствие значительной (необходимой) разницы между первой и высшей категориями,
Может показаться, что учитель высшей категории - это лишь немного «улучшенная версия» учителя первой категории. Если проанализировать положения, необходимые для получения первой и высшей категорий, то мы не найдем кардинальных различий между ними. Высшая категория определяется тем, что учитель, имеющий такую категорию, показывает, что способен развивать ученика, а учитель первой категории - способствовать стабильному успеху (высокому результату) ученика (рис. 1).
Этот рисунок наглядно демонстрирует всю концептуальную разницу между достижениями учеников учителей первой и высшей категорий. Здесь также интересен способ регистрирования достижения учащимися положительной динамики результатов - участие в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. Важно отметить, что порядком не устанавливается, что ученики должны занимать высокие места на этих олимпиадах и соревнованиях.
л
л
а)
б)
Рис. 1. Разница между успехом учеников учителя первой (а) и высшей (б)
квалификации
Также можно заключить, что система присвоения квалификационных категорий не до конца объективна. Система сводится к анализу результатов учеников. Но ведь есть и такие ситуации, в которых сами ученики заинтересованы в отдельной дисциплине, а учитель не заинтересован в качественном обучении своих учеников и, следовательно, не имеет никакого отношения к достижениям этого ученика. Таким образом формируется ложное представление о проделанной работе педагога и, как следствие, неоправданное присвоение категории.
К недостаткам аттестации можно отнести:
• сложность прохождения аттестации;
• при наличии квалификационной категории учитель не имеет существенных привилегий в профессиональной сфере;
• при прохождении аттестации не учитываются личные достижения учителя в предметной области.
Особое внимание в системе квалификации педагогических работников уделяется и государственным стандартам. Одним из главных требований для осуществления образовательного процесса со стороны учителей является наличие высшего или среднего профессионального образования направлений подготовки 44.00.00 «Образование и педагогика» [12].
Выпускник такой программы «Педагогическое образование» должен быть готов реа-лизовывать образовательные программы по учебному предмету, уметь использовать современные методы и технологии обучения, использовать технологии, соответствующие возрастным особенностям обучающихся. Решение этих задач невозможно без постоянного периодического обновления педагогического мастерства, которое происходит либо за счет учителей, либо образовательных организаций.
Более того, в России нет качественных образовательных программ и курсов, которые бы были доступны для всех педагогических кадров. И это огромная проблема государства в области образования. К примеру, ФГОС по вышеуказанному направлению подготовки определяет обязательные дисциплины для освоения в процессе обучения, и к таким дисциплинам относятся только пять: философия, история, иностранный язык, физкультура. Эти дисциплины явно не являются фундаментальными и основообразующими для будущих учителей.
Анализ и оценка национальной системы учительского роста (НСуР)
Для решения национальных проблем в области повышения квалификации педагогических кадров в 2015 г. Президент РФ В. В. Путин поручил создать национальную систему учительского роста (НСУР) [13].
Национальная система учительского роста представляет собой комплекс мер, направленных на совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров общего образования и создания непрерывного роста педагога [14]. Этот комплекс мер можно свести к двум основным задачам:
• создание нового, помимо уже имеющегося горизонтального карьерного роста, вертикального карьерного роста;
• внедрение новой формы оценки квалификации учителей - единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ) [10].
Предполагается внедрение должностей «старший учитель» и «ведущий учитель». Введение таких изменений обусловлено самим определением национальной системы учительского роста - системной модели поддержки учителей, предусматривающей работу по непрерывному развитию профессионального мастерства учителей, обновлению содержания программ повышения квалификации, введению усовершенствованной модели аттестации учителей, которая должна более точно отражать качество работы педагога [16].
Предполагается, что в должностные обязанности педагогических работников, занимающих должность «старший учитель», наряду с установленными будут входить обязанности по проектированию и координации участия педагогических работников в разработке компонентов образовательных программ общего образования, учитывающих особенности континента обучающихся, методическое сопровождение деятельности педагогов образовательной организации.
В должностные обязанности педагогических работников, занимающих должность «ведущий учитель», наряду с установленными будут входить обязанности по интеграции профессиональной деятельности педагогических работников (учителей, психологов, де-фектологов, социальных педагогов), педагогическому наставничеству [16].
В целом введение дополнительных должностей можно охарактеризовать позитивно. Но главная проблема в отношении установления должностных обязанностей заключается в том, что эти должности не предусматривают рабочую «разгрузку» учителей. Поэтому должностные обязанности не соответствуют запросам педагогического сообщества и нуждаются в пересмотре, ориентированном на решение существующих проблем и трудностей учителей общего образования.
Второй задачей НСУР являются внедрение единых федеральных оценочных материалов во всю систему горизонтального роста педагогических кадров общего образования России. Они будут необходимы как профессиональный экзамен при «входе в профессию», для аттестации педагогических работников в целях подтверждения занимаемой должности, для установления первой и высшей категорий.
ЕФОМ - это составная часть разработанной аттестационной формы, установленной для оценки педагогического мастерства. ЕФОМ представляют собой совокупность испытаний (экзаменационных материалов), необходимых для выявления уровня владения
определенными компетенциями1. В какой-то степени эти компетенции в системе повышения квалификации являются критериями, так как на основе их сформированности определяется профессиональное мастерство учителя. Перечень этих компетенций также определен:
• предметные компетенции;
• методические компетенции;
• психолого-педагогические компетенции;
• коммуникативные компетенции [17].
Особое внимание уделяется психолого-педагогическим и коммуникативным компетенциям. Для оценки их сформированности должен проводиться анализ образца профессиональной деятельности учителя, который включает в себя: план (конспект) урока; видеоурок с указанными в нем видеофрагментами, иллюстрирующими проверяемые компетенции; образцы самостоятельной работы обучающегося (с оцениванием этих работ учителем); рефлексивный самоотчет.
А сформированность компетенции в части профессиональных знаний и суждений проверяется в решении педагогических кейсов.
Полная структура аттестационной формы представляет собой суммирование ее структурных элементов - результаты единых федеральных оценочных материалов, справка работодателя, оценка образовательных результатов учащихся, учет мнения выпускников - некая 100-балльная система (рис. 2).
Этот учет мнения выпускников при оценке педагогического мастерства предполагается проводить не ранее, чем через 4 года после окончания выпускниками школы. Вполне
Рис. 2. Структурные элементы аттестационной формы на основе ЕФОМ
1 Компетенция понимается как способность совершения профессиональных действий (в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога) на основе профессиональных знаний, умений и профессиональных суждений.
оправдано то, что устанавливается некий срок, но спустя 4 года, если выпускники не забудут педагога, объективно установить, как он преподавал 4 года назад, получится с сомнительным успехом. Можно оправдаться низким уровнем этого значения в общей модели, но тогда встает вопрос необходимости учета такого мнения вообще. Оценка результатов единых федеральных оценочных материалов в 60 ед. - неоправданно высокое. Значение этого элемента может занимать половину от всей структуры.
Нельзя заметить хотя бы идейного сходства национальной системы учительского роста с рассмотренными выше концепциями Н. В. Кузьминой и В. И. Ковальчука.
Новая концепция системы повышения квалификации учителей
Е. А. Ямбург, заслуженный учитель России, отметил, что к повышению качества образования приводит квалификация учителя [18]. Эта мысль, несомненно, подкрепляет гипотезу о том, что вся национальная система образования находит свое начало и развитие в школьном образовании. Изменение качества образования возможно только путем изменения сознания учителей. Главным инструментом в решении этой задачи является самообразование, которое получают учителя, непосредственно обучаясь профессии и повышая свою квалификацию.
Основное образование2 также имеет огромное значение в квалификации педагога. Оно закладывает фундамент и задает планку системе повышения квалификации. Образовательные программы высшего педагогического образования в России перенасыщены ненужными дисциплинами. Если обратиться к зарубежному опыту высшего образования в педагогике, то, к примеру, Stanford University предлагает около 250 дисциплин в области образовании [19]. Также есть и прямая необходимость совершенствования магистерского образования в педагогике, принимая во внимание лучший зарубежный опыт.
Непрерывность образования требует очень четкого, слаженного подхода и в то же время гибкого - для возможности подстраиваться под международный научно-технический прогресс [3; 20].
Повышение квалификации должно рассматриваться как пятикомпонентная система, в которой особое внимание должно уделяться такому компоненту, как «образовательный пакет». Образовательный пакет - это основной компонент, который выполняет требования, предъявляемые непрерывностью образования. Именно он определяет то, чему и как будут учить учителей.
Создание государственных центров (программ), направленных на решение вопросов повышения квалификации и способных соответствовать указанным условиям, - главная задача государства в области обучения учителей. Государственность таких центров (программ) обосновывается тем, что исключительно государство является властным социальным институтом, способным развивать народные массовые ценности и внедрять и воплощать национальную политическую задачу. Такие центры (программы) могут обучать учителей новым технологиям преподавания, педагогике, открытиям и инновациям в предметной области.
2 Образовательная программа вуза или среднего профессионального образовательного учреждения.
Они также могут являться платформами для обмена опытом между кадрами общего образования. Проведение конференций, круглых столов, тренингов - это все инструменты поддержки непрерывного образования.
Для ответа на вопрос, в чем должен заключаться образовательный пакет системы повышения квалификации педагогических кадров общего образования, необходимо определить критерии педагогического мастерства.
На основе описанной теории системы повышения квалификации можно выделить следующие критерии педагогического мастерства:
• предметно-теоретический, определяющий знания педагога в преподаваемой им области;
• творческий, характеризующий подход к проведению урока в зависимости от ресурсно-технической среды преподавания, а также психофизических и ценностных условий учеников;
• рефлективный (от англ. reflection - отражение), который определяет реакцию педагога на продукты и действия всех субъектов образовательного процесса;
• психофизический - этот критерий определяет соответствие психических и физических качеств, необходимых для осуществления педагогической деятельности. Этот критерий не нуждается в постоянной перепроверке, ведь первых трех критериев достаточно, чтобы убедиться в возможности учителя осуществлять свою деятельность. И педагог просто не может осуществлять свою деятельность, если не будет советовать этому критерию.
Указанные критерии определяют все необходимые и возможные для развития педагогом своего профессионального мастерства. Педагогическое мастерство представляет собой совокупность умений. Также определены и измерители, которые при правильной проверке и оценке могут дать объективный результат профессионального аттестационного экзамена в отношении каждого из умений, а затем и критериев. Вся совокупность оценок этих измерителей может представлять собой 100-балльную систему.
Важно также определить профессиональную классификацию, которая представляет собой не просто классификацию учителя в зависимости от педагогического мастерства, но и определяет уровень педагогического мастерства для получения того или иного класса (категории).
Педагогическое мастерство можно разбить на 4 уровня (категории):
1. Общая категория присваивается всем выпускникам педагогических программ. Она обозначает, что учитель имеет базовые знания и навыки для осуществления педагогической деятельности. Являясь своего рода лицензией, ее необходимо подтверждать один раз в 4 года.
Такое время обосновывается необходимостью обновления своих знаний. Но если педагог проходил образовательные курсы или участвовал в тематических конференциях, то время на переаттестацию может быть отложено.
2. Вторая категория присваивается учителям, имеющим высшее образование в области педагогики, которые набрали необходимое количество баллов определенного объема за профессиональный аттестационный экзамен. Обучающиеся должны показывать высокие результаты в предметной области. Предъявляется требование к стажу работы - не менее 3 лет учителем в одной образовательной организации.
Стаж работы в этом случае необходим для объективного подтверждения высоких результатов обучающихся.
3. Первая категория присваивается учителям, у которых отмечается положительная динамика повышения собственного образования, которые показывают свое стремление в повышении собственного образования, набрали необходимый результат профессионального аттестационного экзамена, применяют неординарные решения при осуществлении педагогической деятельности.
4. Высшая категория присевается учителям, которые показали высокий результат профессионального аттестационного экзамена, проявляют особое стремление к педагогической деятельности, воплощают новаторские идеи в решении педагогических задач. Предъявляется требование к наличию степени магистра образования в области педагогики. Обучающиеся показывают высокие результаты на творческих конкурсах, соревнованиях, экзаменах и олимпиадах в предметной области.
Вторая, первая и высшая категории присваиваются сроком на 4 года. В случае получения квалификационной категории преподаватель освобождается от прохождения аттестации в целях подтверждения занимаемой должности. Также немаловажно отметить, что не допускается «перескакивание» через категории: все они должны быть подтверждены преподавателем. Таким образом, педагог, получивший высшую категорию, будет всесторонне развит.
Важно отметить, что учитель высшей категории должен соответствовать описанными критериями в равной степени. Этого результата можно достичь, если учитель пройдет каждый этап: последовательно получит каждую категорию, которая системно ориентирована на совершенствование педагогического мастерства учителя (рис. 3).
Общая категория предполагает, что учитель будет обладать высокими теоретическими знаниями. Вторая категория ориентирована на совершенствование теоретических знаний, но также непрерывно повышаются умения педагога по двум другим критериям. Первая категория уже предполагает ориентированность совершенствования педагога по творческому критерию. А высшая категория предполагает доведения «творческих» умений педагога на самый высокий уровень. Важно понимать, что при совершенствовании своих категорий педагогическое мастерство накладывается одно на другое.
Процесс получения высшей категории должен быть плавным. Если педагог будет ориентирован на получение высшей категории, то совершенно адекватным сроком на реализацию этой цели может быть 10 лет.
Введение дополнительных должностей обусловлено необходимостью снизить нагрузку учителя для выполнения им своей основной работы - обучение. Исходя из этого вертикальный карьерный рост учителя не представляется необходимым. Для совершенствования учителя предлагается получение категорий. Но, ориентируясь на учителя, можно предложить 2 новые должности педагогических работников: некий «учитель-ассистент» и некий «ответственный учитель».
Учитель-ассистент должен заниматься помощью одному учителю (или группе учителей) в методической и документационной работе, проводить уроки во время отсутствия учителя.
Ответственный учитель - это учитель, который берет на себя дополнительные обязанности в сфере организации учебной деятельности в школе. Если исходить из того, что
Общая категория Вторая категория Первая категория Высшая категория
| Предметно-теоретический | Рефлективный | Творческий
Рис. 3. Развитие педагогического мастерства по трем критериям
школа должна обучать 2-3 тысячи учеников, то эта должность оправдана. Но определение обязанностей должно быть гибким - в соответствии с потребностью каждой школы. Поэтому определение обязанностей ответственного учителя должно оставаться за руководителем образовательной организации. К примеру: ответственный учитель по математическим дисциплинам, ответственный учитель по воспитанию, ответственный учитель по внутренним делам образовательной организации. Здесь необходимо перенять американский опыт «отделов» образовательных организаций.
Выводы
На основе исследования и анализа работ Н. В. Кузьминой, В. И. Ковальчука был сформирован набор критериев педагогического мастерства, который охватывает и систематизирует рассмотренные выше критерии: предметно-теоретический, творческий, рефлективный и психофизический. А анализ стадий профессионального роста учителя И. Ф. Харламова помог сформулировать объем критериев, необходимый для общей, второй, первой и вышей категорий учителей, определенных в этой статье.
Важно отметить, что сформирован именно вектор развития системы повышения квалификации, который требует дополнений и уточнений. Он может послужить материалом для дискуссий среди педагогического сообщества на предмет модернизации СПК в России.
Список литературы
1. Лебедев О. Е. Результаты школьного образования в 2020 г. // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 40-60.
2. Могилев А. В. Новые образовательные стандарты: давайте разберемся! // Народное образование. 2011. № 5. С. 32-39.
3. Сериков Г. Н. О непрерывности образования человека в современной действительности // Человек. Спорт. Медицина. 2005. № 15 (55). С. 16-22.
4. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие. 4-е изд., пер. и доп. М.: Гардарики, 2003.
5. Кузьмина Н. В. Критерии оценки педагогических систем и деятельности педагогов и учащихся // Народное образование. 2014. № 6 (1439). С. 57-63.
6. Остапенко А. А. Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия // Южно-российский журнал социальных наук. 2013. № 4. С. 37-52.
7. Вейдт В. П. Профессиональное мастерство учителя: толкование понятия // Калининградский вестник образования. 2019. № 3. С. 13-23.
8. Ковальчук В. И. Модель развития педагогического мастерства мастера производственного обучения профессионально-технических учебных заведений // Вестник МГОу. 2014. № 2. С. 112-120.
9. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изм. и доп.)».
10. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16).
11. Приказ Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
12. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (зарег. в Минюсте России 06.12.2013 № 30550).
13. Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 23.12.2015 (утв. Президентом РФ 02.01.2016 № Пр-15ГС).
14. Дипломатова З. Ю., Иванов В. Н. Карьерный рост учителя в условиях внедрения профессионального стандарта педагога // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. 2019. № 2 (102). С. 82-90.
15. Лебедев В. В. Совершенствование предметных компетенций учителей и национальная система учительского роста педагога // Школьные технологии. 2018. № 5. С. 14-19.
16. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».
17. Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов. URL: http://ефом.рф/materials/Model.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
18. Интервью с Е. А. Ямбургом, директором школы № 109, заслуженным учителем РФ. URL: https://www.youtube.com/watch?v=KZB76-gPCfg (дата обращения: 11.05. 2020).
19. Stanford University Bulletin Explore Courses. URL: https://explorecourses.stanford.edu/ search?q=EDUC (дата обращения: 12.05. 2020).
20. Леонова О. Ю. Аксиологические модели образования и проблема его непрерывности // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. 2019. № 4. С. 83-94.
21. Лях Ю. В., Донина И. А. Подходы к разработке концепции уровневой оценки компетенций учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 214-218.
22. ФГОС ВО Уровень высшего образования - Бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: утв. Приказом Минобрнауки РФ от 04.12.2015 № 1426.
References
1. Lebedev O. E. Rezultaty shkolnogo obrazovaniya v 2020 g. Voprosy obrazovaniya. 2009, No. 1, pp. 40-60.
2. Mogilev A. V. Novye obrazovatelnye standarty: davayte razberemsya! Narodnoe obrazovanie. 2011, No. 5, pp. 32-39.
3. Serikov G. N. O nepreryvnosti obrazovaniya cheloveka v sovremennoy deystvitelnosti. Chelovek. Sport. Meditsina. 2005, No. 15 (55), pp. 16-22.
4. Kharlamov I. F. Pedagogika: ucheb. posobie. 4-e izd., per. i dop. Moscow: Gardariki, 2003.
5. Kuzmina N. V. Kriterii otsenki pedagogicheskikh sistem i deyatelnosti pedagogov i uchashchikhsya. Narodnoe obrazovanie. 2014, No. 6 (1439), pp. 57-63.
6. Ostapenko A. A. Teoriya pedagogicheskoy sistemy N. V. Kuzminoy: genezis i sledstviya. Yuzhno-rossiyskiy zhurnal sotsialnykh nauk. 2013, No. 4, pp. 37-52.
7. Veydt V. P. Professionalnoe masterstvo uchitelya: tolkovanie ponyatiya. Kaliningradskiy vestnik obrazovaniya. 2019, No. 3, pp. 13-23.
8. Kovalchuk V. I. Model razvitiya pedagogicheskogo masterstva mastera proizvodstvennogo obucheniya professionalno-tekhnicheskikh uchebnykh zavedeniy. Vestnik MGOU. 2014, No. 2, pp. 112-120.
9. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 26.12.2017 No. 1642 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii 'Razvitie obrazovaniya' (s izm. i dop.)".
10. Pasport natsionalnogo proekta "Obrazovanie" (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsionalnym proektam, protokol ot 24.12.2018 No. 16).
11. Prikaz Minobrnauki RF ot 07.04.2014 No. 276 "Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya attestatsii pedagogicheskikh rabotnikov organizatsiy, osushchestvlyayushchikh obrazovatelnuyu deyatelnost".
12. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 No. 544n (red. ot 05.08.2016) "Ob utverzhdenii professionalnogo standarta 'Pedagog (pedagogicheskaya deyatelnost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel, uchitel)'" (zareg. v Minyuste Rossii 06.12.2013 No. 30550).
13. Perechen porucheniy Prezidenta Rossiyskoy Federatsii po itogam zasedaniya Gosudarstvennogo soveta Rossiyskoy Federatsii ot 23.12.2015 (utv. Prezidentom RF 02.01.2016 No. Pr-15GS).
14. Diplomatova Z. Yu., Ivanov V. N. Karyernyy rost uchitelya v usloviyakh vnedreniya professionalnogo standarta pedagoga. Vestn. Chuvashskogo gos. ped. un-ta im. I. Ya. Yakovleva. 2019, No. 2 (102), pp. 82-90.
15. Lebedev V. V. Sovershenstvovanie predmetnykh kompetentsiy uchiteley i natsionalnaya sistema uchitelskogo rosta pedagoga. Shkolnye tekhnologii. 2018, No. 5, pp. 14-19.
16. Proekt postanovleniya Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii "O vnesenii izmeneniy v nomen-klaturu dolzhnostey pedagogicheskikh rabotnikov organizatsiy, osushchestvlyayushchikh obrazovatelnuyu deyatelnost, dolzhnostey rukovoditeley obrazovatelnykh organizatsiy".
17. Model attestatsii uchiteley na osnove ispolzovaniya edinykh federalnykh otsenochnykh materialov. Available at: http://efom.rf/materials/Model.pdf (accessed: 10.05. 2020).
18. Intervyu s E. A. Yamburgom, direktorom shkoly No. 109, zasluzhennym uchitelem RF. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=KZB76-gPCfg (accessed: 11.05. 2020).
19. Stanford University Bulletin Explore Courses. Available at: https://explorecourses.stanford. edu/search?q=EDUC (accessed: 12.05. 2020).
20. Leonova O. Yu. Aksiologicheskie modeli obrazovaniya i problema ego nepreryvnosti. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. 2019, No. 4, pp. 83-94.
21. Lyakh Yu. V., Donina I. A. Podkhody k razrabotke kontseptsii urovnevoy otsenki kompetentsiy uchitelya. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018, No. 59-1, pp. 214-218.
22. FGOS VO Uroven vysshego obrazovaniya - Bakalavriat. Napravlenie podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie: utv. Prikazom Minobrnauki RF ot 04.12.2015 No. 1426.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 1
Статья поступила в редакцию 09.06.2020 The article was received on 09.06.2020