Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС КАК ЗНАЧИМЫЙ РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС КАК ЗНАЧИМЫЙ РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ДЕТСКАЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камерилова Г.С., Прохорова И.В.

Введение. Предметом исследования в данной статье является теоретическое осмысление роли профессиональных конкурсов по обеспечению безопасности детей на дорогах в развитии педагогического мастерства работников сферы образования. Аргументируется положение о том, что конкурсное участие творчески работающих педагогов, демонстрирующих лучшие интегративные практики, служит подтверждением непрерывности педагогического образования, его качественного прогресса. Обоснована модель повышения педагогического мастерства в сфере детской дорожно-транспортной безопасности на основе идей аксиологичности, интеграции, коммуникативности в конкурсной профессиональной деятельности. Определены ее ведущие функции и этапы. Научные рассуждения опираются на результаты проводимой сотрудниками кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Мининского университета экспертизы межпредметных проектов по безопасности дорожного движения, представленных в рамках Всероссийского педагогического фестиваля (Москва, 2021).Материалы и методы. Материалами послужили результаты экспертной оценки 273 конкурсных проектов межпредметного и интегративного обучения детей безопасному поведению на дорогах, выполненных педагогами 43 субъектов Российской Федерации. Анализ и оценивание авторских проектов осуществлялось на основе системы диагностических методов, раскрывающихся в отечественных и зарубежных работах и сформатированных в рамках Педагогического фестиваля. Поставленная цель и задачи определили необходимость использования методов анализа, в том числе сравнительного; обобщения и систематизации, прогнозирования и моделирования.Результаты исследования. Формирование современного научного представления о профессиональных конкурсах как эффективных средствах непрерывного образования и обоснование модели повышения педагогического мастерства в сфере детской дорожно-транспортной безопасности на основе выполнения интегративных проектов в конкурсной профессиональной деятельности.Обсуждение и заключения. Выявлены достоинства профессиональных конкурсов в осмыслении педагогами собственного опыта и рефлексии в направлении дальнейшей самореализации в контексте новых образовательных стратегий; сделан вывод о необходимости модельного представления профессионального совершенствования педагогов в обучения детей дорожно-транспортной безопасности в логике интегративной проектной деятельности и разнообразной коммуникативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камерилова Г.С., Прохорова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETITION AS A SIGNIFICANT RESOURCE FOR IMPROVING PEDAGOGICAL SKILLS

Introduction. The subject of the study in this article is a theoretical understanding of the role of professional competitions to ensure the safety of children on the roads in the development of pedagogical skills of educational workers. It is argued that the competitive participation of creative teachers demonstrating the best integration practices serves as confirmation of the continuity of pedagogical education, its qualitative progress. A model of improving pedagogical skills in the field of child traffic safety based on the ideas of axiology, integration, communicativity in competitive professional activities is justified. Its leading functions and stages are defined. Scientific reasoning is based on the results of the examination of inter-subject road safety projects presented as part of the All-Russian Pedagogical Festival (Moscow, 2021), conducted by employees of the Department of Human Physiology and Life Safety of Mininsky University.Materials and Methods. The materials were the results of an expert assessment of competitive projects (273) of interdepartmental and integrative training of children in safe behavior on the roads, carried out by teachers of 43 constituent entities of the Russian Federation. Analysis and evaluation of author's projects was carried out on the basis of a system of diagnostic methods, revealed in domestic and foreign works, and formatted within the framework of the Pedagogical Festival. The objective and objectives identified the need for analysis methods, including comparative; generalizations and systematization, forecasting and modeling.Results of the study. Formation of a modern scientific idea of professional competitions as effective means of continuing education and substantiation of the model of improving pedagogical skills in the field of child traffic safety based on the implementation of integration projects in competitive professional activitiesDiscussion and Conclusions. The merits of professional competitions in the understanding by teachers of their own experience and reflection in the direction of further self-realization in the context of new educational strategies have been revealed; it was concluded that it is necessary to model the professional improvement of teachers in the training of children in road safety in the logic of integrative design activities and diverse communicativity.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС КАК ЗНАЧИМЫЙ РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»

Статья/Article

УДК 378

DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-3-1

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС КАК ЗНАЧИМЫЙ РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Г. С. Камерилова1, И. В. Прохорова1

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. Предметом исследования в данной статье является теоретическое осмысление роли профессиональных конкурсов по обеспечению безопасности детей на дорогах в развитии педагогического мастерства работников сферы образования. Аргументируется положение о том, что конкурсное участие творчески работающих педагогов, демонстрирующих лучшие интегративные практики, служит подтверждением непрерывности педагогического образования, его качественного прогресса. Обоснована модель повышения педагогического мастерства в сфере детской дорожно-транспортной безопасности на основе идей аксиологичности, интеграции, коммуникативности в конкурсной профессиональной деятельности. Определены ее ведущие функции и этапы. Научные рассуждения опираются на результаты проводимой сотрудниками кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Мининского университета экспертизы межпредметных проектов по безопасности дорожного движения, представленных в рамках Всероссийского педагогического фестиваля (Москва, 2021).

Материалы и методы. Материалами послужили результаты экспертной оценки 273 конкурсных проектов межпредметного и интегративного обучения детей безопасному поведению на дорогах, выполненных педагогами 43 субъектов Российской Федерации. Анализ и оценивание авторских проектов осуществлялось на основе системы диагностических методов, раскрывающихся в отечественных и зарубежных работах и сформатированных в рамках Педагогического фестиваля. Поставленная цель и задачи определили необходимость использования методов анализа, в том числе сравнительного; обобщения и систематизации, прогнозирования и моделирования.

Результаты исследования. Формирование современного научного представления о профессиональных конкурсах как эффективных средствах непрерывного образования и обоснование модели повышения педагогического мастерства в сфере детской дорожно-транспортной безопасности на основе выполнения интегративных проектов в конкурсной профессиональной деятельности.

Обсуждение и заключения. Выявлены достоинства профессиональных конкурсов в осмыслении педагогами собственного опыта и рефлексии в направлении дальнейшей самореализации в контексте новых образовательных стратегий; сделан вывод о необходимости

модельного представления профессионального совершенствования педагогов в обучения детей дорожно-транспортной безопасности в логике интегративной проектной деятельности и разнообразной коммуникативности.

Ключевые слова: профессиональный конкурс, педагогическое мастерство, детская дорожно-транспортная безопасность, интегративный проект.

Благодарности: авторы статьи выражают благодарность организаторам Всероссийского педагогического фестиваля за оказанное доверие в экспертизе конкурсных межпредметных проектов по безопасности дорожного движения; коллективу Мининского университета, поддерживающему идеи профессионального самосовершенствования сотрудников; рецензентам за конструктивные замечания и предложения.

Для цитирования: Камерилова Г.С., Прохорова И.В. Профессиональный конкурс как значимый ресурс повышения педагогического мастерства // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10, №3. С. 1.

PROFESSIONAL COMPETITION AS A SIGNIFICANT RESOURCE FOR IMPROVING PEDAGOGICAL SKILLS

G. S. Kamerilova1,1. V. Prokhorova1

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The subject of the study in this article is a theoretical understanding of the role of professional competitions to ensure the safety of children on the roads in the development of pedagogical skills of educational workers. It is argued that the competitive participation of creative teachers demonstrating the best integration practices serves as confirmation of the continuity of pedagogical education, its qualitative progress. A model of improving pedagogical skills in the field of child traffic safety based on the ideas of axiology, integration, communicativity in competitive professional activities is justified. Its leading functions and stages are defined. Scientific reasoning is based on the results of the examination of inter-subject road safety projects presented as part of the All-Russian Pedagogical Festival (Moscow, 2021), conducted by employees of the Department of Human Physiology and Life Safety of Mininsky University.

Materials and Methods. The materials were the results of an expert assessment of competitive projects (273) of interdepartmental and integrative training of children in safe behavior on the roads, carried out by teachers of 43 constituent entities of the Russian Federation. Analysis and evaluation of author's projects was carried out on the basis of a system of diagnostic methods, revealed in domestic and foreign works, and formatted within the framework of the Pedagogical Festival. The objective and objectives identified the need for analysis methods, including comparative; generalizations and systematization, forecasting and modeling.

Results of the study. Formation of a modern scientific idea of professional competitions as effective means of continuing education and substantiation of the model of improving pedagogical skills in the field of child traffic safety based on the implementation of integration projects in competitive professional activities

Discussion and Conclusions. The merits of professional competitions in the understanding by teachers of their own experience and reflection in the direction of further self-realization in the context of new educational strategies have been revealed; it was concluded that it is necessary to model the professional improvement of teachers in the training of children in road safety in the logic of integrative design activities and diverse communicativity.

Keywords: Professional competition, pedagogical skill, children's road safety, integrative project.

Acknowledgements: the authors of the article express gratitude to the organizers of the All-Russian Pedagogical Festival for their trust in the examination of competitive interdepartmental road safety projects; the staff of the University of Minin, which supports the ideas of professional self-improvement of employees; reviewers for constructive comments and suggestions.

For citation: Camerilova G.S., Prokhorova I.V. Professional competition as a significant resource for improving pedagogical skills // Vestnik of Minin University. 2022. Vol. 10, no. 3. P. 1.

Введение

Динамичное общественное развитие предъявляет особые запросы системе образования в сфере безопасности дорожного движения, ключевой фигурой которой выступает педагог, способный работать в условиях междисциплинарного взаимодействия, интеграции, гуманизации и цифровизации обучения. Современные представления о его деятельности основаны на идее непрерывности личностного и профессионального совершенствования, постоянного освоения актуальных педагогических компетенций. Благодаря открытости педагогическим инновациям, заряженности на творческий поиск нового, педагог способен на обновление сложившейся, но уже не отвечающей социальным и личностным потребностям образовательной ситуации в сфере безопасности дорожного движения.

В соответствие с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» непрерывное образование педагогических кадров может осуществляться путем освоения различных дополнительных образовательных программ на курсах повышения квалификации или переподготовки кадров, участия в мастер-классах, тренингах, вебинарах. Особым способом повышения педагогического мастерства в области обеспечения безопасности дорожного движения среди детей и подростков являются получившие широкое распространение профессиональные конкурсы как массовое состязание педагогов, демонстрирующих инновационный проектный опыт своей работы. Выводы, сделанные авторами статьи в процессе экспертизы межпредметных проектов Всероссийского педагогического фестиваля по безопасности дорожного движения, послужили отправной точкой в разработке модели повышения педагогического мастерства в сфере детской дорожно-транспортной безопасности

на основе выполнения интегративных проектов в конкурсной профессиональной деятельности. При разработке модели учитывались принципы аксиологичности, интеграции, коммуникативности, рефлексии, отражающие современные тенденции развития образования. В логике выделенных принципов определены ценностно-смысловая,

теоретико-мировоззренческая, конструктивно-деятельностная, оценочно-рефлексивная функции предлагаемой модели, обоснованы три этапа конкурсной деятельности педагогов. Логика педагогической деятельности на каждом из этапов диктуется особенностями профессионального самоопределения, осознанием смысла, движением к самопознанию и саморазвитию уровня педагогического мастерства. Первый - доконкурсный - этап ориентируется на механизмы проспективной рефлексии, актуализирующий личностно-профессиональный опыт выполнения интегративных проектов по правилам дорожного движения и потребности его теоретического осмысления и презентации профессиональному сообществу. Размышления о будущих планах завершаются постановкой цели, выстраиванием последовательности конкурсной деятельности, прогнозирования предполагаемых результатов и способах их достижения. Второй - конкурсный -этап основан на ситуативной рефлексии - рефлексия «здесь и сейчас», - что обеспечивает непосредственную включенность педагога в реальную ситуацию состязания, понимание ее ведущих направлений, адекватный анализ происходящего. Третий - послеконкурсный - этап имеет в своей основе ретроспективную рефлексию, включающую анализ и оценку выполненной деятельности, осознание ее успешности, выраженное в итоговом рейтинге конкурса, ошибок, причин неудач, путей корректировки. Следование инновационным идеям и предложенным рекомендациям поэтапной подготовки обеспечивает эффективность повышения педагогического мастерства в сфере детской дорожно-транспортной безопасности на основе выполнения интегративных проектов в конкурсной профессиональной деятельности.

Обзор литературы

Проблема непрерывного совершенствования педагогического мастерства как особой способности к творческому решению педагогических задач рассматривается исследованиях В.И. Загвязинского [5], Г.И. Максимовой [14], С.М. Марковой [23], Л.М. Митиной [16], О.Ю. Сенаторовой, В.А. Чвякина [17], А.У. Умаева, Г.М. Гаджикурбановой [20]. Обусловленное уровнем профессиональной компетентности, педагогическое мастерство, по мнению авторов, обладает гуманистической направленностью, высоким уровнем профессионализма, опорой на практику и педагогические техники, личностной индивидуальностью, что позволяет сопоставлять его с искусством [24, 27, 28]. Современные направления педагогического образования акцентируют внимание на инновационных аспектах развития мастерства работающих педагогов: аксиологическом (А.Г. Асмолов, М.С. Гусельцева [2], Д.А. Леонтьев [13], В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова [18], Л.Б. Шамшин [21], антропологическом (В.И. Слободчиков [19]), интегративном (И.А. Ардабатская [1]), информационно-средовом [3, 6, 22], инклюзивном (О.С. Кузьмина [12]), коммуникативном [7, 26].

В совершенствовании педагогического мастерства по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма большую роль играют курсы повышения квалификации, в том числе «Повышение квалификации преподавательского состава общеобразовательных

организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении», выполняемые в течение 3-х лет (2017-2019гг.) ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» в рамках Государственных контрактов с Минобрнауки РФ (от 19 сентября 2017 г. №07.Р61.11.0034; от 07мая 2018 г. №07.Р61.11.0008; от 03 июня 2019 г. №07.Z27.11.0005). Организация курсовой деятельности и ее научно-методическое обеспечение в рамках электронной образовательной среды показало свою эффективность, теоретическую и практическую значимость [8,9,10,25].

Для понимания роли профессиональных конкурсов изучены материалы диссертационных исследований Л.П. Дугановой и Е.М. Пахомовой, основные положения которых получили развитие в работах В.А. Дубровской [4], А.А. Ковшовой [11], А.В. Машукова [15]. Авторы, признавая важную роль конкурсной деятельности в сфере повышения педагогического мастерства, раскрывают цели профессиональных конкурсов, их классификацию, достоинства и риски. В педагогической литературе обращается внимание на широту и всеохватность отечественного конкурсного движения: наряду с общеизвестными Всероссийским конкурсом «Учитель года России», Всероссийской метапредметной олимпиадой «Команда большой страны», командным междисциплинарным конкурсом «Урок для учителя» и другими, конкурсная работа организована в рамках интегрированной образовательной области по безопасности жизнедеятельности. Всероссийский конкурс педагогических проектов по школьному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» «Проектная деятельность в курсе ОБЖ» направлен на выявление и поддержку профессионального потенциала учителей, распространение лучших практик и эффективного опыта в разработке проектов, ориентированных на повышение качества образования и поддержки творческих инициатив. Приветствуются межпредметные проекты информационного, исследовательского, практико-ориентированного, творческого и игрового характера по различным направлениям обеспечения детской безопасности. В каждой категории выделяются номинации: 1) учебные проекты в рамках урока начальной, основной и средней школы; 2) учебные проекты в рамках дополнительного образования; 3) учебные проекты в рамках внеурочной и внеклассной работы. Согласно Положению, конкурсные проекты могут быть представлены в виде методических разработок, сценариев, научно-публицистической статьи или доклада. Структура конкурсных работ должна раскрывать важность и целесообразность проекта, проблематику, цели, задачи, роль и действия участников, сроки, а также оценку ресурсов и планируемый результат.

Наработанный многолетний опыт вызвал потребность рассмотрения феномена профессионального конкурса педагогического мастерства по детской дорожно-транспортной безопасности с учетом современных педагогических идей аксиологичности, интеграции, разнообразной межсубъектной коммуникации. Представляя концепцию целостного взаимодействующего мира, они отражают его единство в многообразии. Это обстоятельство определяет новые тенденции в личностно-профессиональном саморазвитии педагогов, становлении их индивидуальности, совершенствовании педагогического мастерства.

Материалы и методы

Исследование опиралось на современные научные представления о феномене профессиональных конкурсов повышения педагогического мастерства, раскрываемые в логике идей аксиологичности, интеграции, коммуникативности, рефлексии. Совокупность использованных методов включала эмпирические и теоретические методы, позволившие получить целостное представление о проблеме исследования. К основным эмпирическим методам относится изучение межпредметных проектов Всероссийского педагогического фестиваля по безопасности дорожного движения как продуктов творческой деятельности работающих учителей и воспитателей, их экспертиза и обобщение опыта работы. Теоретические методы объединялись вокруг педагогического моделирования процесса повышения педагогического мастерства в сфере детской дорожно-транспортной безопасности на основе выполнения интегративных проектов в конкурсной профессиональной деятельности. В их составе методы научного поиска, прогнозирования, функциональный синтез, структурный анализ.

Результаты исследования

Выполнение исследования проводилось в два этапе: 1) экспертная деятельность по анализу и оцениванию межпредметных проектов Всероссийского педагогического фестиваля по безопасности дорожного движения; 2) разработка модели повышения педагогического мастерства в сфере детской дорожно-транспортной безопасности на основе выполнения интегративных проектов в конкурсной профессиональной деятельности.

Открытый Всероссийский педагогический фестиваль межпредметных проектов по безопасности дорожного движения направлен на формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге и профилактику дорожно-транспортного травматизма на основе перспективных идей интеграции. Являясь составной частью общенациональной системы деятельности в сфере обеспечения детской дорожно-транспортной безопасности, Педагогический фестиваль решает задачу распространения педагогического опыта и лучших практик интегрированного подхода и соответствующих ему инноваций в совместной урочной и внеурочной работе, а также в реализации программ дополнительного образования. Все проекты Педагогического фестиваля по целевой аудитории подразделялись по номинациям: «Светофор безопасности» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста), «Разделительная полоса» (для детей среднего и старшего школьного возраста), «Внимание, дети!» (для детей с ограниченными возможностями здоровья), «Пешеход, убедись в безопасности» (для детей разного возраста, создается на основе интеграции общего и дополнительного образования).

Экспертная оценка конкурсных материалов Педагогического фестиваля осуществлялась на основе выделенных организаторами критериев:

1. Актуальность и новизна проектного замысла межпредметного проекта по обучению и воспитанию детей безопасному поведению на дорогах.

При оценивании учитывалось обоснование актуальности представленного педагогического проекта в отношении обеспечения детской безопасности на дорогах и

необходимости его межпредметности и интеграции как своевременной новизны главной проектной идеи. Следовательно, общая оценка включала учет двух аспектов: 1) обоснование необходимости обеспечения детской безопасности на дорогах, значимость которой возрастает в связи с масштабным строительством автодорог, увеличением скорости подвижного состава, общим стремительным ростом автомобилизации. Данный объективный фактор, несомненно, увеличивает риск дорожно-транспортных происшествий и требует от каждого нового поколения детей знаний правил дорожного движения; 2) раскрытие идей межпредметности и интеграции в проектах, поскольку решаемая в них проблема обеспечения детской безопасности на дорогах должна раскрываться через представление о целостности личности, целостности учебно-воспитательного процесса, достижения интегрированного результата в виде социального, личностного, познавательного, коммуникативного развития. Поставленные задачи не могут быть решены силами одной предметной области знаний, сколь бы обширной она ни была. Отдельный, даже творчески работающий педагог также не в состоянии эффективно организовать обучение правилам безопасности на транспорте. Требуется совместная работа целого коллектива педагогических работников различных образовательных и смежных организаций. Практически во всех работах отражена первая часть проектного замысла, подкрепленная статистическими данными и убедительными аргументами. Раскрытие же важности новых подходов межпредметности и интеграции нашло отражение лишь в немногих работах. Некоторые конкурсанты отмечали новизну применяемых технологий и отдельных аспектов проектной деятельности, что, несомненно, учитывалось при оценке.

2. Целесообразность и обоснованность технологий межпредметных связей и(или) интеграции учебных предметов, предметных областей и(или) профилей и программ.

Педагогические технологии являются движущей силой модернизации образования, в том числе и в реализации межпредметных проектов по обучению и воспитанию детей безопасному поведению на дорогах. Данный критерий предусматривал оценку выбора технологий, который зависит от цели проекта, его содержания, уровня подготовленности воспитанников, их познавательных возможностей, компетентности педагогов, понимания интегративности образовательного пространства. Из этого следует, что используемые технологии, приемы и методики должны отличаться своеобразием и обоснованностью. Однако в большинстве проектов предлагается недифференцированный перечень методов и видов учебной деятельности, причем без всякого обоснования их целесообразности. Наряду с традиционными игровыми и объяснительно-иллюстративными методами ряд педагогов использует инновационные кейс-технологии, тренинги, мастер-классы, участие в инстаграм-каналах, YouTube. Однако вопрос смены образовательных приоритетов: от трансляции знаний к созданию условий для реализации личностного потенциала и безопасности обучающихся на дорогах - остается пока недостаточно проработанным.

3. Качество содержания межпредметного проекта на основе межпредметных связей и(или) интеграции учебных предметов, предметных областей и(или) профилей и программ.

Оценивание качества содержания исходило из положения о номинациях, где заложены требования по межпредметности вокруг общей темы формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге и профилактики дорожно-транспортного травматизма. Так, в номинации «Светофор безопасности» модель интегрированного содержания рассматривалась

с позиций обоснованного объединения предметных областей дошкольного и начального общего образования, а также программ внеурочной деятельности. В номинации «Разделительная полоса» внимание уделялось точности выделения и обоснованности межпредметных связей, интеграции предметов, предпрофильных и профильных программ по уровням основного и среднего общего образования для детей среднего и старшего возраста. В номинации «Внимание, дети!» содержательный контент оценивался с точки зрения взаимосвязи предметных областей, профилей и программ, включая внеурочную деятельность и дополнительное образование для детей с ОВР. В номинации «Пешеход, убедись в безопасности» качество содержания проекта определялось, исходя из интеграции материала программ, профилей начального, основного и среднего общего образования с дополнительными общеобразовательными и общеразвивающими программами. Сделан общий вывод относительно существующей межпредметности подавляющего большинства проектов, в которых выделены главные содержательные линии, направленные на реализацию целевых ориентиров. Замечания касаются степени проработанности отдельных межпредметных связей в структурных элементах проекта, их конкретной реализации в представленных методических разработках.

4. Целесообразность и обоснованность применения межпредметных связей и(или) интеграции учебных предметов, предметных областей и(или) профилей и программ для целевой возрастной категории обучающихся.

Главным основанием оценивания данного критерия являлась целевая возрастная аудитория. Знание возрастных особенностей и специфики целевой аудитории позволяет эффективно организовать межпредметное и интегративное обучение детей безопасному поведению на дорогах. Это должно отражаться на постановке целей и задач в соответствии с основными потребностями возраста и возрастными задачами развития; видах планируемой деятельности детей с учетом их индивидуальной, групповой, фронтальной работы. В основной части межпредметных проектов учитывались принципы природосообразного отбора содержания деятельности: обучающиеся выполняют посильные задания, не превышающие их физических и познавательных возможностей. Вместе с тем конкурсанты далеко не всегда обосновывали свой выбор, поэтому применение популярных видов деятельности (игра, соревнование, викторины, конкурсы) без учета возрастных и психологических особенностей обучающихся было нецелесообразно.

5. Достижимость планируемых результатов обучения детей и освоения навыков безопасного поведения на дорогах.

Выполняемый в рамках Педагогического фестиваля межпредметный проект представляет особую организацию процесса образования и воспитания, направленную на формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге и профилактику дорожно-транспортного травматизма. Решение конкретной лично и социально значимой проблемы межпредметного проекта предусматривает сопряженность всех его структурных частей, которые обеспечивают достижимость планируемых результатов, показанную в диагностике образовательных достижений. К сожалению, необходимая согласованность отсутствует из-за частого непонимания соотношений между целью и задачами, которые к тому же формулируются по-разному, но одинаково необоснованно. При этом следует подчеркнуть, что в проектах четко выделены этапы учебно-воспитательного процесса и достаточно полно раскрыто содержание

деятельности на каждом из них. Видовое разнообразие деятельности педагогов, детей, родителей отражено в представленных методических разработках, система которых является необходимым технологическим инструментарием современного обучения. В ее создании конкурсанты проявили большую изобретательность, творчество, оригинальность.

В ряде работ четко представлена диагностика промежуточных и итоговых достижений участников, представлены диагностические карты, тестовые задания, результаты решения кейс-задач, анкетирования. Использование статистических методов обработки и наглядные графические материалы убедительно демонстрируют уровень достижения планируемых результатов обучения. Вместе с тем наблюдается общая тенденция простой бездоказательной констатации достигнутых высоких результатов, без анализа их зависимости от фактора интеграции.

6. Применение и использование в межпредметном проекте базовых основ Федерального проекта «Безопасность дорожного движения» Национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Принятая при обосновании проектов опора на федеральные и региональные нормативные документы в области безопасности дорожного движения, придающая легитимность проектной деятельности в образовательной организации, использовалась крайне редко.

В целом конкурсантам всех номинаций рекомендуется более подробно изучить базовые основы Федерального проекта «Безопасность дорожного движения» Национального проекта «Безопасные качественные дороги», что позволит им в режиме реального времени представлять ситуацию на российских дорогах, отслеживать значения главных показателей - снижение риска гибели участников дорожного движения в ДТП, транспортный риск, удовлетворенность безопасностью дорожного движения; корректно употреблять новые понятия.

7. Открытость и доступность информации о межпредметном проекте по обучению и воспитанию детей безопасному поведению на дорогах.

Данный критерий оценивался по цифровым следам педагогической профилактики безопасности дорожного движения в виде ссылок в сети Интернет; на официальном сайте образовательной организации, других организаций-партнеров; публикациях, выступлениях на конференциях или форумах. Имеющиеся в содержании подавляющего большинства проектов ссылки подтверждают участие отдельных конкурсантов или команды в разработке и реализации межпредметного педагогического проекта по обучению и воспитанию детей безопасному поведению на дороге.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что общие цели Всероссийского педагогического фестиваля по разработке и реализации межпредметных проектов по безопасности дорожного движения в целом успешно решены. Представленные на конкурсе проекты отражают опыт и лучшие практики творчески работающих педагогов, уровень их педагогического мастерства. Вместе с тем выявлены проблемы, на решение которых направлено наше исследование:

- недооценка педагогами роли профессиональных конкурсов в качестве ресурса повышения своего педагогического мастерства в сфере безопасности дорожного движения на основе аксиологического подхода, рефлексии, коммуникативности;

- недостаточное понимание значимости выполнения межпредметных проектов

по обеспечению дорожно-транспортной безопасности детей в условиях интегративного образовательного пространства;

- отсутствие четкого представления о конкурсной педагогической деятельности, ее этапности, содержании, способах организации, необходимой рефлексии.

Разработка модели повышения педагогического мастерства в сфере детской дорожно-транспортной безопасности на основе выполнения интегративных проектов в конкурсной профессиональной деятельности осуществлялась исходя из цели создания благоприятных условий для участников. Конкурсные условия для педагогов отличаются инновационностью в смысле «выхода» из привычной образовательной среды («зоны комфорта») в образовательное пространство, возникающее в результате интеграции образовательных дисциплин, предметных областей, профилей, формирующих у обучающихся целостное представление о безопасности дорожного движения. Объединение ценностных идей безопасности; межпредметного содержания, методов и средств разных научных областей; видов совместной деятельности, широкое использование проблемных и интегрированных форм обучения решают задачи эффективного саморазвития субъектов образования. Определены основные функции разработанной модели: ценностно-смысловая, теоретико-мировоззренческая, конструктивно-деятельностная, оценочно-рефлексивная. Их реализация обеспечивает позитивную оценку реальных возможностей для самосовершенствования и самопрезентации профессиональных успехов в обеспечении детской безопасности на дорогах в условиях конкурса; уяснение педагогами актуальности фактора интеграции в разработке проектов; особенностей конкурсной педагогической деятельности.

Ценностно-смысловая функция отражает главный смысл процесса проектной интеграции и опирается на ценности - цели, стержнем которых является личность обучающегося, осваивающего правила дорожно-транспортной безопасности. Она объединяет аксиологические аспекты современного образования, конкурсной деятельности, проектной интеграции, детской безопасности на дорогах. Находит свое выражение, с одной стороны, в осознании педагогом профессионального конкурса как перспективного способа повышения своего педагогического мастерства посредством изучения лучших практик в сфере безопасности дорожного движения; с другой - возможности заявить о своих идеях и достижениях в разработке интегративных проектов («других посмотреть и себя показать»). Выполняемый интегративный проект рассматривается с точки зрения метапредметности, объединяющей предметность, надпредметность и рефлексивность. Образовательный процесс в рамках данного проекта представляет собой целостность, которая обеспечивает гармоничность личностного развития обучающегося, его аффективной, когнитивной, волевой сфер сознания. Это определяет личностную направленность обучения правилам безопасного поведения на дорогах, овладение обобщенными способами безопасной деятельности, проблемность обучения, диалогичность и педагогическую рефлексию, благодаря которой происходит осознание и регуляция проектной деятельности.

Теоретико-мировоззренческая функция модели реализуется на основе раскрытия сущности ценностей-знаний, то есть глубоких убеждений педагогов в необходимости формирования у обучающихся знаний в области дорожно-транспортной безопасности, служащих опорным нравственным фундаментом их безопасного поведения на дорогах.

В рамках выполняемых проектов интеграция знаний осуществляется на основе объединения их дисциплинарного (идеи, понятии, факты) и проблемного (проблемы, методы, способы безопасной деятельности и поведения) уровней. Междисциплинарные связи системно объединяют: информационные знания, составляющие опорный каркас интегративного проекта (дорога, дорожное движение, дорожно-транспортное происшествие, правила дорожного движения); процедурные знания (мировоззренческие убеждение, методы познавательной деятельности); оценочные знания (оценка транспортного риска, ситуаций на дороге, принятие ценностей жизни, здоровья, безопасности); рефлексивные знания (самопознание своей мотивации, деятельности, результатов). Когнитивный базис обогащает познавательный опыт обучающихся, его эрудицию. Важным компонентом содержания выступают навыки безопасного поведения на дорогах, представляющие доведенные до автоматизма умения (действия) в результате многократных упражнений, тренинга.

Конструктивно-деятельностная функция определяет организацию интегрированного образовательного пространства для проектной деятельности; пространства, где обучающийся встречается с социальной реальностью - рисками и транспортными угрозами. При этом ведущую роль играют ценности-качества педагога, его индивидуально-личностные свойства и профессиональное мастерство. Благодаря им организуется конкурсная педагогическая деятельность, включающая выстраивание сущностных связей между различными разделами образовательного процесса, направленными на целостность как на результат. Обращается внимание на согласованность ведущих элементов: мотивация, целеполагание, планируемые результаты, межпредметное содержание, адекватные технологии обучения, итоговая диагностика. Понимание образовательного процесса как многостороннего взаимодействия между педагогами, обучающимися, родителями, организаторами конкурса актуализировало ценности - отношения, отражающие различные модели межсубъектного взаимодействия в режиме диалога. Конкурсная педагогическая деятельность обладает высоким аналитическим, когнитивным, технологическим, творческим, коммуникативным, рефлексивным потенциалами, совокупность которых представляет мощный ресурс повышения педагогического мастерства в сфере безопасности дорожного движения.

Оценочно-рефлексивная функция предполагает диагностику результатов обучения безопасности на дорогах, основанную на комплексном подходе, предусматривающем оценку предметных, метапредметных и личностных достижений. Оценочные процедуры организуются «на входе», текущем процессе обучения и итоговой стадии проекта. Наряду с традиционными, используются разнообразные оценочные технологии (тестовые задания, эссе, решение кейс-задач и др.). Проводимая педагогами рефлексия позволяет анализировать свою деятельность с точки зрения ее успешности, соответствия результатов проектному замыслу. Осознание эффективности выполненного интегративного проекта служит основой принятия решения об участии в профессиональном конкурсе по детской дорожно-транспортной безопасности.

Предлагаемая модель повышения педагогического мастерства в сфере детской дорожно-транспортной безопасности на основе выполнения интегративных проектов в конкурсной профессиональной деятельности включает три этапа: 1) доконкурсный этап, включающий актуализацию личностно-профессионального опыта в выполнении интегративных проектов по безопасности дорожного движения, рефлексию мотивации и своих возможностей,

поиск смыслов; 2) конкурсный, основанный на ситуативной рефлексии «здесь и сейчас», обеспечивающей включенность педагога в состязательную ситуацию; 3) постконкурсный, предполагающий итоговую рефлексию и оценку выполненной деятельности, осознание ее успешности, причин неудач.

Психологически важным является первый, доконкурсный, этап - «этап вхождения» в конкурсную деятельность, когда принимается непростое решение об участии в конкурсе педагогического мастерства в сфере детской дорожно-транспортной безопасности. Как показало наше исследование, положительное решение принимается, как правило, творческими педагогами, педагогами с амбициями, осознающими ценность своего профессионального опыта, и готовыми к непростым конкурсным психологическим испытаниям. Являясь по сути педагогами-исследователями, они испытывают потребность в обобщении практики своей работы в выполнении интегративных проектов и ее демонстрации педагогическому сообществу. Они четко осознают достоинства конкурсной деятельности в дальнейшем развитии своего творческого потенциала, повышении профессионального рейтинга, налаживании полезных связей в профессиональном общении. Сформированная мотивация определяет сущность целеполагания, планирования, прогнозирования предполагаемых результатов участия в конкурсе педагогического мастерства в сфере дорожно-транспортной безопасности.

На втором, собственно конкурсном, этапе создается особое интегративное пространство общения (в том числе в режиме онлайн), в котором раскрывается педагогическое мастерство участников, их личностные и профессиональные качества. Презентация интегративных проектов по безопасности дорожного движения требует от педагогов четкой структуры, логичности, терминологической правильности, убедительной аргументации, яркой подачи. Владение коммуникативно-речевыми компетенциями способствует утверждению позиций педагогов в условиях конкурса, они соотносят собственные действия с конкретной педагогической ситуацией, адекватно реагируют на вопросы и замечания, держат на контроле собственные эмоции, проявляя выдержку и такт. Ударным фактором является демонстрация педагогами своих сильных сторон, состоящих, например, в применении современных технологий обучения безопасности на транспорте, новых методов диагностики достижений обучающихся, внедрении современных тренажерных средств обучения.

На третьем, постконкурсном, этапе происходит осмысление и оценивание профессионального конкурса по детской дорожно-транспортной безопасности как лично значимого ресурса повышения своего педагогического мастерства. Формулируются ответы на вопросы: зачем педагогу необходимо участвовать в профессиональных конкурсах? Что включает конкурсная проектная деятельность в контексте идей интеграции? Как наилучшим образом представить свой интегративный проект по безопасности дорожного движения? Процесс осознания смысла выполненной работы определяет личностный рост и профессиональный прогресс педагогического мастерства. Ретроспективная рефлексия служит утверждению профессиональной позиции на основе более глубокого анализа опыта прошлого в создании, реализации и презентации интегративных проектов по безопасности дорожного движения. Проспективная рефлексия ведет к размышлению о будущих планах, корректировке заданной модели конкурсной проектной деятельности в условиях интегративного пространства, выбора наиболее эффективных способов, конструируемых на перспективу.

Обсуждение и заключения

Феномен профессиональных конкурсов педагогического мастерства, получивших широкое распространение в свете современных педагогических инноваций, выражает специфику взглядов на возможности непрерывного образования педагогов. Широкий спектр конкурсов-фестивалей, организуемых Министерством просвещения Российской Федерации по безопасности дорожного движения, позволяет педагогам продемонстрировать свое мастерство и лучшие практики, что, несомненно, снижает риски дорожно-транспортного травматизма среди детей. Активная конкурсная деятельность обогащает участников новыми проектными идеями, интегрированными подходами, технологиями, заложенными в сами проектные задания. Разработанная модель повышения педагогического мастерства в сфере детской дорожно-транспортной безопасности на основе выполнения интегративных проектов в конкурсной профессиональной деятельности обеспечивает системное представление о новом понимании конкурсов, выполняющих ценностно-смысловую, теоретико-мировоззренческую, конструктивно-деятельностную, оценочно-рефлексивную функции. Погружение педагогов в новое интегративное конкурсное пространство, мотивированное направленностью на достижение успеха, осуществляется в соответствии с доконкурсным, конкурсным, постконкурсным этапами. Организованная в предложенной логике конкурсная деятельность упорядочивает и облегчает работу педагогов по выполнению интегративных проектов в сфере дорожно-транспортной безопасности, обеспечивая их доступность и массовость. Участие в профессиональных состязаниях расширяет конкурсную практику опытных педагогов и служит стартовой площадкой для молодых специалистов в их самоопределении и самореализации через стремление к достижениям.

Список использованных источников

1. Ардабацкая И.А. Процессы интеграции в образовательном пространстве современной школы // Ярославский педагогический вестник. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/protsessy-integratsii-v-obrazovatelnom-prostranstve-sovremennoy -shkoly (дата обращения: 13.12.2021).

2. Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. О ценностном смысле социокультурной модернизации образования: от реформ - к реформации // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2019. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/o-tsennostnom-smysle-sotsiokulturnoy-modernizatsii-obrazovaniy a-ot-reform-k-reformatsii (дата обращения: 15.10.2021).

3. Вакуленко Р.Я., Камерилова Г.С., Варламов А.С., Базин В.Е., Матюнькина Ю.С. Информационно-образовательная среда высшего педагогического образования как условие становления компетентной личности // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25624 (дата обращения: 25.11.2016).

4. Дубровская В.А. Научно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов // Вестник ТГПУ. 2007. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-konkursnogo-dvizheniya -pedagogov (дата обращения: 17.12.2021).

5. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 208 с.

6. Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Модульная технология в системе высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в условиях заочной формы обучения // Вестник Мининского университета. 2016. №4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/308 (дата обращения: 09.04.2021).

7. Камерилова Г.С., Картавых М.А., Прохорова И.В. Коммуникативная компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности: монография. М.: ФЛИНТА; Нижний Новогород: Мининский университет, 2017. 212 с.

8. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Концептуальные основы повышения квалификации педагогов в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в свете современных направлений государственной образовательной политики // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 57. Ч. 9. С. 172-180.

9. Картавых М.А., Прохорова И.В. Технологии развития у обучающихся навыков безопасного участия в дорожном движении // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №67-1. С. 126-139.

10. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №1(22). С. 3. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-3.

11. Ковшова А.А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога // Концепт. 2021. №7. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/konkursy-pedagogicheskogo-masterstva-kak-instrument-professio nalnogo-razvitiya-pedagoga (дата обращения: 11.12.2021).

12. Кузьмина О.С. Актуальные вопросы подготовки педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник ОмГУ. 2013. №2(68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-podgotovki-pedagogov-k-rabote-v-usloviyah-in klyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.12.2021).

13. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007.

14. Максимова Г.И. Педагогическое мастерство современного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 11. С. 145-146. URL: http://e-koncept.ru/2017/770182.htm (дата обращения: 18.12.2021).

15. Машуков А.В. Конкурсы профессионального мастерства как фактор развития педагогического творчества учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. №2(7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkursy-professionalnogo-masterstva-kak-faktor-razvitiya-pedag ogicheskogo-tvorchestva-uchitelya (дата обращения: 17.12.2021).

16. Митина Л.М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. -М.; СПб: Нестор-История, 2018. 456 с.

17. Сенаторова О.Ю., Чвякин В.А. Педагогическое мастерство современного педагога в структуре профессиональной компетентности // Педагогическое образование в России. 2019. №8. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pedagogicheskoe-masterstvo-sovremennogo-pedagoga-v-strukture-pro fessionalnoy-kompetentnosti (дата обращения: 15.12.2021).

18. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: Академия, 2003. 192 с.

19. Слободчиков В.И. Концептуальные основы антропологии современного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-antropologii-sovremennogo-obrazovaniya-1 (дата обращения: 15.10.2021).

20. Умаев А.У., Гаджикурбанова Г.М. Педагогическое мастерство учителя как психолого-педагогическая проблема // МНКО. 2018. №2(69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-masterstvo-uchitelya-kak-psihologo-pedagogich eskaya-problema (дата обращения: 11.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Шамшин Л.Б. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования в культурологическом контексте // Человеческий капитал. 2020. №1(133). С.64-70.

22. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Veryaskina M.A., Ruban E.M. Electronic Informational and Educational Environment as a Factor of Competence-Oriented Higher Pedagogical Education in the Sphere of Health, Safety and Environment // International journal of environmental & science education. 2016. Vol. 11, no. 13. Available at: http://www.ijese.net/makale/786.html (accessed: 11.12.2021).

23. Markova S.M., Narkoziev A.K. Methods of research of professional education content // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 1. P. 1. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2.

24. Ilaltdinova E.Yu., Oladyshkina A.A. «This is the best teacher in the world!»: the influence of a school teacher on the professional self-determination of future teachers // Vestnik of Minin University. 2020. Vol. 8, no. 3. P. 1. DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-3.

25. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Veryaskina M.A. Development of Professional Creativity of Teachers in the System of Professional Safety Culture of Children in Transport // Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7_50.

26. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Astashina N.I., Ruban E.M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers // Espacios. 2018. Vol. 39(29). Available at: https://www.revistaespacios.com/a18v39n29/a18v39n29p09.pdf (accessed: 11.12.2021).

27. Rudenko I.V., Bystrova N.V., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Kutepov M.M. Modern technologies in working with gifted students // Propositos y Representaciones. 2021. Vol. 9. DOI: http://dx.doi.org/10.20511/pyr2021.v9nSPE1.818.

28. Tatarnitseva S.N., Merzlyakova N.S., Zhitnikova N.E., Bulaeva M.N., Chernei O.T. Practice-oriented technologies as a means of forming students' communicative competence // Propositos y Representaciones. 2021. Vol. 9. DOI: http://dx.doi.org/10.20511/pyr2021.v9nSPE1.810.

References

1. Ardabackaya I.A. Integration processes in the educational space of modern school. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik, 2017, no. 6. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/protsessy-integratsii-v-obrazovatelnom-prostranstve-sovremennoy -shkoly (accessed: 13.12.2021). (In Russ.)

2. Asmolov A.G., Gusel'ceva M.S. On the value sense of the socio-cultural modernization of education: from reforms to reformation. Vestnik RGGU. Seriya «Psihologiya. Pedagogika. Obrazovanie», 2019, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/o-tsennostnom-smysle-sotsiokulturnoy-modernizatsii-obrazovaniy a-ot-reform-k-reformatsii (accessed: 15.10.2021). (In Russ.)

3. Vakulenko R.YA., Kamerilova G.S., Varlamov A.S., Bazin V.E., Matyun'kina YU.S. Information and educational environment of higher pedagogical education as a condition for the formation of a competent personality. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2016, no. 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25624 (accessed: 25.11.2016). (In Russ.)

4. Dubrovskaya V.A. Scientific and methodological support of the competitive movement of teachers. Vestnik TGPU, 2007, no. 7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-konkursnogo-dvizheniya -pedagogov (accessed: 17.12.2021). (In Russ.)

5. Zagvyazinskij V.I., Atahanov R. Methodology and methods of psychological and pedagogical research. Moscow, Akademiya Publ., 2005. 208 p. (In Russ.)

6. Kamerilova G.S., Ageeva E.L. Modular technology in the system of higher pedagogical education in the field of life safety in the conditions of distance learning. Vestnik Mininskogo universiteta, 2016, no. 4. Available at: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/308 (accessed: 09.04.2021). (In Russ.)

7. Kamerilova G.S., Kartavyh M.A., Prohorova I.V. Communicative competence of the individual in the field of life safety: monograph. Moscow, FLINTA Publ., Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2017. 212 p. (In Russ.)

8. Kartavyh M.A., Kamerilova G.S. Conceptual bases for advanced training of teachers in the field of prevention of children's road traffic injuries in the light of modern directions of state educational policy. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya. Yalta, RIO GPA Publ., 2017. Issue. 57, no. 9. Pp. 172-180. (In Russ.)

9. Kartavyh M.A., Prohorova I.V. Technologies for the development of students' skills of safe participation in road traffic. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2020, no. 67-1, pp. 126-139. (In Russ.)

10. Kartavyh M.A., Kamerilova G.S. Scientific and methodological support of additional professional training programs for teaching staff in the field of developing children's skills of safe participation in road traffic. Vestnik Mininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 1(22), p. 3, doi: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-1-3. (In Russ.)

11. Kovshova A.A. Contests of pedagogical skills as a tool for the professional development of a teacher. Koncept, 2021, no. 7. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/konkursy-pedagogicheskogo-masterstva-kak-instrument-professio nalnogo-razvitiya-pedagoga (accessed: 11.12.2021). (In Russ.)

12. Kuz'mina O.S. Topical issues of preparing teachers for work in conditions of inclusive education. Vestnik OmGU, 2013, no. 2(68). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-podgotovki-pedagogov-k-rabote-v-usloviyah-in klyuzivnogo-obrazovaniya (accessed: 18.12.2021). (In Russ.)

13. Leont'ev D.A. Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of meaning reality. Moscow, Smysl Publ., 2007. (In Russ.)

14. Maksimova G.I. Pedagogical skill of a modern teacher. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept», 2017, vol. 11, pp. 145-146. Available at: http://e-koncept.ru/2017/770182.htm (accessed: 18.12.2021). (In Russ.)

15. Mashukov A.V. Competitions of professional skills as a factor in the development of pedagogical creativity of the teacher. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov, 2011, no. 2(7). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/konkursy-professionalnogo-masterstva-kak-faktor-razvitiya-pedag ogicheskogo-tvorchestva-uchitelya (accessed: 17.12.2021). (In Russ.)

16. Mitina L.M. Personal and professional development of a teacher: strategies, resources, risks. Moscow, St. Petersburg, Nestor-Istoriya Publ., 2018. 456 p. (In Russ.)

17. Senatorova O.YU., CHvyakin V.A. Pedagogical skill of a modern teacher in the structure of professional competence. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2019, no. 8. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-masterstvo-sovremennogo-pedagoga-v-strukture -professionalnoy-kompetentnosti (accessed: 15.12.2021). (In Russ.)

18. Slastenin V.A., CHizhakova G.I. Introduction to pedagogical axiology. Moscow, Akademiya Publ., 2003. 192 p. (In Russ.)

19. Slobodchikov V.I. Conceptual foundations of the anthropology of modern education. Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii, 2011, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-antropologii-sovremennogo-obrazovaniya-1 (accessed: 15.10.2021). (In Russ.)

20. Umaev A.U., Gadzhikurbanova G.M. Pedagogical skill of a teacher as a psychological and pedagogical problem. MNKO, 2018, no. 2(69). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-masterstvo-uchitelya-kak-psihologo-pedagogich eskaya-problema (accessed: 11.12.2021). (In Russ.)

21. SHamshin L.B. Value-semantic guidelines of modern education in a cultural context. CHelovecheskij capital, 2020, no. 1(133), pp. 64-70. (In Russ.)

22. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Veryaskina M.A., Ruban E.M. Electronic Informational and Educational Environment as a Factor of Competence-Oriented Higher Pedagogical Education in the Sphere of Health, Safety and Environment. International journal of environmental & science education, 2016, vol. 11, no. 13. Available at: http://www.ijese.net/makale/786.html (accessed: 11.12.2021).

23. Markova S.M., Narkoziev A.K. Methods of research of professional education content. Vestnik of Minin University, 2019, vol. 7, no. 1, p. 1, doi: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2.

24. Ilaltdinova E.Yu., Oladyshkina A.A. «This is the best teacher in the world!»: the influence of a school teacher on the professional self-determination of future teachers. Vestnik of Minin University, 2020, vol. 8, no. 3, p. 1, doi: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-3-3.

25. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Veryaskina M.A. Development of Professional Creativity of Teachers in the System of Professional Safety Culture of Children in Transport. Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol. 91. Springer, Cham, 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7_50.

26. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Astashina N.I., Ruban E.M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers. Espacios, 2018, vol. 39(29). Available at: https://www.revistaespacios.com/a18v39n29/a18v39n29p09.pdf (accessed: 11.12.2021).

27. Rudenko I.V., Bystrova N.V., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Kutepov M.M. Modern technologies in working with gifted students. Propositos y Representaciones, 2021, vol. 9, doi: http://dx.doi.org/10.20511/pyr2021.v9nSPE1.818.

28. Tatarnitseva S.N., Merzlyakova N.S., Zhitnikova N.E., Bulaeva M.N., Chernei O.T. Practice-oriented technologies as a means of forming students' communicative competence. Propositos y Representaciones, 2021, vol. 9, doi: http://dx.doi.org/10.20511/pyr2021.v9nSPE1.810.

© Камерилова Г.С., Прохорова И.В., 2022

Информация об авторах Камерилова Галина Савельевна - доктор педагогических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: kamerilova-galina@rambler.ru. Прохорова Ирина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, заместитель директора института непрерывного образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: prokhorovaiw@yandex.ru.

Information about the authors Kamerilova Galina S. - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: kamerilova-galina@rambler.ru .

Prokhorova Irina V. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of physiology and safety of human life, the Deputy Director of the continuing education Institute, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: prokhorovaiw@yandex.ru.

Вклад соавторов

Камерилова Галина Савельевна - формирование концептуальных идей; развитие методологии, сбор и анализ результатов анализа, систематизация данных, представление данных в тексте, оформление результатов в публикации.

Прохорова Ирина Владимировна - изучение концепции, участие в организации сбора данных и обобщение результатов его проведения в публикации, оформление результатов в публикации, доработка и написание окончательного варианта статьи.

Contribution of authors

Kamerilova Galina S. - formation of conceptual ideas; development of methodology, collection and analysis of analysis results, systematization of data, presentation of data in the text, presentation of results in publications.

Prokhorova Irina V. - study of the concept, participation in the organization of data collection and generalization of the results of its implementation in the publication, registration of the results in the publication, revision and writing of the final version of the article.

Поступила в редакцию: 06.03.2022 Принята к публикации: 16.08.2022 Опубликована: 26.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.