Научная статья на тему 'КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ / ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС "ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривдина Ирина Юрьевна, Мартилова Наталья Викторовна

В статье раскрывается роль конкурсов педагогического мастерства в персонифицированном профессиональном развитии учителя географии. Определено место и назначение профессиональных конкурсов педагогов в персонифицированной модели профессионального развития, представленной несколькими последовательным треками. Особое внимание уделено уровню трека «мастер-эксперт», который дает возможность педагогам оформить и представить свою авторскую позицию, транслировать свои личные педагогические достижения, методические идеи в конкурсах различного уровня. В статье представлен опыт НГПУ имени К. Минина (Нижний Новгород) по организации и проведению профессиональных конкурсов учителей географии - от ежегодного регионального конкурса им. А.В. Потаниной, до Всероссийского конкурса «Лучший учитель географии», что говорит о развитии системного конкурсного движения в регионе. Определены такие важнейшие задачи конкурса в профессиональном развитии учителей географии как обобщение своего инновационного опыта как результата персонифицированного развития, обогащение профессиональной деятельности новыми методическими идеями, а также выявление профессиональных дефицитов на основе знакомства с эффективными методическими решениями конкурсантов и выстраивание траектории дальнейшего профессионального совершенствования. В статье раскрываются особенности критериев экспертной оценки таких групп компетенций педагогов как предметные, методические, коммуникативные и управленческие, которые конкурсанты демонстрируют в различных конкурсных испытаниях. Конкурс учителей географии, организованный в Мининском университете является мотивацией педагогов для следующего этапа профессионального развития - наставничества, менторинга, обучения взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривдина Ирина Юрьевна, Мартилова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITION OF PEDAGOGICAL SKILLS OF GEOGRAPHY TEACHERS AS A TOOL FOR PERSONALIZED PROFESSIONAL DEVELOPMENT: THE EXPERIENCE OF MININ UNIVERSITY

The article reveals the role of pedagogical skill contests in the personalized professional development of a geography teacher. The place and purpose of professional competitions of teachers in the personalized model of professional development, represented by several consecutive tracks, is determined. Special attention is paid to the level of the track "master expert", which gives teachers the opportunity to formalize and present their author's position, broadcast their personal pedagogical achievements, methodological ideas in competitions of various levels. The article presents the experience of Minin University (Nizhny Novgorod) in organizing and conducting professional competitions for geography teachers - from the annual regional competition named after A.V. Potanina to the All-Russian competition "The Best Geography Teacher", which indicates the development of a systemic competitive movement in the region. The most important tasks of the competition in the professional development of geography teachers are defined as generalization of their innovative experience as a result of personalized development, enrichment of professional activity with new methodological ideas, as well as identification of professional deficiencies based on acquaintance with effective methodological solutions of the contestants and building a trajectory for further professional improvement. The article reveals the features of the criteria for expert evaluation of such groups of teachers' competencies as subject, methodological, communicative and managerial, which the contestants demonstrate in various competitive tests. The Geography Teachers' Competition initiated by Minin University is the motivation of teachers for the next stage of professional development - mentoring, mentoring, adult education.

Текст научной работы на тему «КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ МИНИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

6. Рязанов, О.Е. Некоторые актуальные аспекты способов совершенствования оружия и приемам обращения с ним в практической деятельности сотрудников полиции / О.Е. Рязанов, С.А. Чернов, А.В. Курицын // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. - 2018. - № 12. - С. 207-211

7. Сметановский, А.Ю. Пути совершенствования методики преподавания огневой подготовки / А.Ю. Сметановский // В сборнике: Актуальные проблемы совершенствования огневой подготовки в уголовно-исполнительной системе. Сборник материалов научно-практического семинара, проводимого в рамках VII ежегодного открытого турнира памяти Н.Ф. Макарова по стрельбе из пистолета. Под общей редакцией С.М. Смолева. - 2018. - С. 49-54

8. Файрушин Т.А. Современные методики обучения огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел / Т.А. Файрушин // В сборнике: Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник материалов Всероссийского круглого стола. - 2017. - С. 216-218

Педагогика

УДК 371.13; 372.891

кандидат педагогических наук, доцент Кривдина Ирина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Мартилова Наталья Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ МИНИНСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье раскрывается роль конкурсов педагогического мастерства в персонифицированном профессиональном развитии учителя географии. Определено место и назначение профессиональных конкурсов педагогов в персонифицированной модели профессионального развития, представленной несколькими последовательным треками. Особое внимание уделено уровню трека «мастер-эксперт», который дает возможность педагогам оформить и представить свою авторскую позицию, транслировать свои личные педагогические достижения, методические идеи в конкурсах различного уровня. В статье представлен опыт НГПУ имени К. Минина (Нижний Новгород) по организации и проведению профессиональных конкурсов учителей географии - от ежегодного регионального конкурса им. А.В. Потаниной, до Всероссийского конкурса «Лучший учитель географии», что говорит о развитии системного конкурсного движения в регионе. Определены такие важнейшие задачи конкурса в профессиональном развитии учителей географии как обобщение своего инновационного опыта как результата персонифицированного развития, обогащение профессиональной деятельности новыми методическими идеями, а также выявление профессиональных дефицитов на основе знакомства с эффективными методическими решениями конкурсантов и выстраивание траектории дальнейшего профессионального совершенствования. В статье раскрываются особенности критериев экспертной оценки таких групп компетенций педагогов как предметные, методические, коммуникативные и управленческие, которые конкурсанты демонстрируют в различных конкурсных испытаниях. Конкурс учителей географии, организованный в Мининском университете является мотивацией педагогов для следующего этапа профессионального развития - наставничества, менторинга, обучения взрослых.

Ключевые слова: конкурс педагогического мастерства, персонифицированное профессиональное развитие, персонификация, учитель географии, Всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель географии».

Annotation. The article reveals the role of pedagogical skill contests in the personalized professional development of a geography teacher. The place and purpose of professional competitions of teachers in the personalized model of professional development, represented by several consecutive tracks, is determined. Special attention is paid to the level of the track "master expert", which gives teachers the opportunity to formalize and present their author's position, broadcast their personal pedagogical achievements, methodological ideas in competitions of various levels. The article presents the experience of Minin University (Nizhny Novgorod) in organizing and conducting professional competitions for geography teachers - from the annual regional competition named after A.V. Potanina to the All-Russian competition "The Best Geography Teacher", which indicates the development of a systemic competitive movement in the region. The most important tasks of the competition in the professional development of geography teachers are defined as generalization of their innovative experience as a result of personalized development, enrichment of professional activity with new methodological ideas, as well as identification of professional deficiencies based on acquaintance with effective methodological solutions of the contestants and building a trajectory for further professional improvement. The article reveals the features of the criteria for expert evaluation of such groups of teachers' competencies as subject, methodological, communicative and managerial, which the contestants demonstrate in various competitive tests. The Geography Teachers' Competition initiated by Minin University is the motivation of teachers for the next stage of professional development - mentoring, mentoring, adult education.

Key words: pedagogical skills competition, personalized professional development, personification, geography teacher, All-Russian professional competition "The best geography teacher".

Исследование проводилось в рамках выполнения работ по проекту «Методология проектирования

персонализированных треков повышения квалификации учителей на основе результатов комплексной диагностики сформированности профессиональных компетенций» в соответствии с Государственным заданием ФГБОУВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» от 13.01.2022 № 073-03-2022-112

Введение. На современном этапе модернизации дополнительного профессионального образования педагогов одним из главных инновационных трендов является персонифицированный подход. Теоретические основы реализации персонифицированного подхода раскрыты в работах В.И. Слободчикова, Г.И. Игнатьевой, О.В. Тулуповой и др. [3, 6]. Анализ современных исследований позволяет определить персонификацию как способ самоорганизации педагогом своего профессионального развития путем выстраивания индивидуальной образовательной траектории с учетом выявленных потребностей и личностных особенностей.

Наиболее широкие возможности для реализации персонифицированного подхода в профессиональном развитии открываются в формате неформального и информального образования. Отечественная практика обладает огромным

потенциалом для персонифицированного развития педагогов: участие в профессиональных сообществах, ассоциациях, семинарах, конференциях, круглых столах, конкурсах педмастерства.

Определим место и назначение профессиональных конкурсов педагогов в персонифицированной модели профессионального развития. Анализ теории и практики персонификации образования позволяет выделить несколько уровней персонифицированного развития [9].

Первый трек для начинающего педагога направлен на выявление и устранение профессиональных дефицитов, связанных с недостаточным владением базовыми предметными и методическими компетенциями. Трек для специалиста -профессионала предполагает устранение дефицитов, связанных с решением новых профессиональных задач, обусловленных требованиями государственной образовательной политики, а также личностно-профессиональным ростом. Уровень трека «мастер-эксперт» дает возможность педагогам оформить и представить свою авторскую позицию, транслировать свои личные педагогические достижения, методические идеи.

Именно этот уровень персонифицированного развития дает возможность оптимального сочетания формального пути повышения квалификации учителя в виде традиционных курсов с неформальными и информальными способами. Горизонтальная плоскость информального профессионального общения «педагог - педагог» позволяет обобщить накопленный инновационный опыт и предъявить его в рамках профессионального конкурса [7].

Профессиональный педагогический конкурс как одна из ступеней профессионального развития, выявляет лучшие образовательные практики и приближает педагога к уровню мастера-эксперта.

Участие в конкурсе является не спонтанным решением, а осознанным этапом профессиональной деятельности, направленным на демонстрацию высокого уровня владения предметными, методическими, коммуникативными и управленческими компетенциями. Педагогический опыт, индивидуальный методический стиль преподавания, основанный на современных подходах, концепциях образования трансформируется педагогом в методическую идею, которая является стержнем профессионального педагогического конкурса учителей географии. Осознание и оформление авторской методической идеи является проявлением высокого уровня профессионализма педагога, что обусловлено не только внутренней активностью личности, но и внешними факторами, к числу которых относятся конкурсы педагогического мастерства, способствующие реализации потребности личности в саморазвитии и самореализации [1, 4].

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день конкурсы профессионального мастерства педагогов приобрели массовый характер и проводятся как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Одним из наиболее известных и значимых Всероссийских конкурсов является «Учитель года России», который демонстрирует опыт лучших педагогов всех регионов страны, независимо от их предметной направленности. В Нижегородском регионе в системное движение оформился конкурс профессионального мастерства учителей географии.

С 2015 года по инициативе Ассоциации учителей географии Нижегородской области, Мининского университета и Нижегородского регионального отделения Русского географического общества был организован региональный конкурс учителей географии имени А.В. Потаниной. Ориентированный на выявление и поощрение наиболее талантливых, креативных, педагогов региона, он способствовал повышению статуса профессии и развитию школьного географического образования в Нижегородской области. Конкурс проводился по нескольким номинациям, критериями для выделения которых послужили профессиональные компетенции педагогов, опыт в реализации инноваций в географическом образовании, стабильно высокие результаты учебной и внеучебной деятельности школьников по географии, успешный старт учительской деятельности. Конкурс позволил решить ряд важнейших задач профессионального развития учителей географии региона:

1) обобщение своего инновационного опыта как результата персонифицированного развития;

2) обогащение своей профессиональной деятельности новыми методическими идеями;

3) выявление профессиональных дефицитов на основе знакомства с эффективными методическими решениями конкурсантов и выстраивание траектории дальнейшего профессионального совершенствования.

Многолетний опыт коллектива по организации и проведению регионального конкурса профессионального мастерства учителей географии позволил вывести его на всероссийский уровень.

В 2020 году в Нижнем Новгороде впервые был проведён Всероссийский конкурс «Лучший учитель географии». Участниками первого конкурса стали 57 учителей из разных регионов России.

Ключевым критерием отбора конкурсантов стало наличие сформированной авторской методической идеи как результата персонифицированного профессионального развития. Анализ конкурсных материалов педагогов позволил выявить единую методологическую основу представленных методик, обусловленную требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. В контексте системно-деятельностного подхода конкурсанты наиболее часто выбирали основой своей методической идеи технологии интерактивного взаимодействия, проектно-исследовательской деятельности, интегративного междисциплинарного обучения и другие образовательные технологии [5]. По итогам отборочного этапа были определены 15 лучших педагогов, прошедших в следующий тур.

Главными конкурсными испытаниями очного этапа стали «Урок географии» и «Внеурочное мероприятие по географии», направленные на демонстрацию учителями реализации своей методической идеи в условиях реального учебно-воспитательного процесса.

Методологической основой разработки критериев оценки конкурсных испытаний выступает компетентностный подход. Анализ нормативных документов и научных исследований позволил выделить следующие группы компетенций педагогов, подлежащих оценке в конкурсных испытаниях: предметные, методические, коммуникативные и управленческие.

Оценка предметных компетенций осуществляется на основе демонстрации педагогом свободного владения содержанием преподаваемого предмета, его соответствия современному уровню развития географической науки и умения педагога трансформировать научное географическое содержание в доступную для обучающихся форму.

Методические компетенции, которые педагоги демонстрируют в рамках конкурса педагогического мастерства, традиционно включают умения конструировать все элементы учебно-воспитательного процесса по географии в урочной и внеурочной деятельности, реализовать его на практике и осуществить самоанализ профессиональной деятельности. Однако оценка методических компетенций осуществляется через призму реализации авторской «методической идеи», которая выражается в обоснованных эффективных оригинальных решениях, нетрадиционных подходах к обучению и воспитанию школьников средствами учебного предмета географии. В этом контексте оцениваются и коммуникативные компетенции конкурсантов, определяющие характер взаимодействия участников образовательного процесса: организация эффективной коммуникации с обучающимися, соответствующей их возрастным особенностям и поведенческим реакциям, способность применять различные коммуникативные тактики в соответствии с конкретной ситуацией, владение речевой культурой.

На основе представленных критериев оценивания урока географии и внеурочного мероприятия экспертная комиссия определила 5 финалистов конкурса. Финальное мероприятие прошло в Нижнем Новгороде на площадке НГПУ им. К. Минина.

На заключительном этапе конкурса финалисты демонстрируют управленческие и коммуникативные компетенции в рамках панельной дискуссии «Разговор с образовательными политиками». В ходе испытания конкурсанты отвечают на вопросы экспертов в сфере образования - представителей законодательной и исполнительной власти, высших учебных заведений, профессиональных сообществ и общественных организаций.

Дискуссионные вопросы финала конкурса направлены на обсуждение современных проблем в области географического образования: повышение престижа учительской профессии, личностное самоопределение школьников и роль учителя географии в их профессиональной ориентации, система профессиональной подготовки учителей географии, направления краеведческой работы в своем регионе, обновление современных учебников по географии, воспитательный потенциал географии, популяризация профессии педагога и др.

На этом этапе коммуникативные компетенции раскрываются в личностно-ориентированном отношении учителей в различных ситуациях профессиональной деятельности. Критериями оценки выступают: свободное владение материалом, личная позиция по обсуждаемому вопросу и ее аргументация, грамотность в формулировках, выводах, культура публичного выступления [8].

Управленческие компетенции конкурсантов проявляются в оценке современного состояния и выработке путей развития географического образования в стране и своем регионе. Оценка управленческих компетенций основана на следующих критериях: владение нормативно-правовыми основами в области образования, способность к стратегическому и тактическому управлению, умение проектировать траекторию персонифицированного личностно-профессионального развития.

Панельная дискуссия определяет победителя конкурса - лучшего учителя географии.

Конкурс профессионального мастерства не только выявляет лучшего учителя географии, но и выступает площадкой для реализации горизонтального обучения педагогов в формате Р2Р. Вне конкурсной программы финалисты проводят серию обучающих мастер-классов для учителей географии Нижегородской области и других регионов России, направленных на развитие профессиональных компетенций в соответствии со своей методической идеей. Таким образом, исходя из уровневой структуры персонифицированного развития педагогов, выход участников в финал может рассматриваться как достижение уровня мастера-эксперта, готового выстраивать свою индивидуальную траекторию профессионального роста до уровня «акме». Это наивысший уровень профессионализма учителя, который готов к наставничеству, менторингу, проведению обучающих тренингов для взрослых [2].

Выводы. Конкурсы педагогического мастерства являются эффективным средством персонифицированного развития учителей поскольку побуждают к построению индивидуальных треков профессионального роста. Оформление методической идеи и ее демонстрация в реальном педагогическом процесс является результатом осмысления и обобщения своего профессионального опыта, а организация мастер-классов для коллег выводит конкурсантов на качественно новый уровень.

Литература:

1. Дубровская, В.А. Научно-методическое сопровождение конкурсного движения педагогов / В.А. Дубровская // Вестник ТГПУ. - 2007. - Выпуск 7 (70). Серия: ПЕДАГОГИКА. - С. 35-40

2. Игнатьева, Г.А., Сдобняков В.В. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г.А. Игнатьева, В.В. Сдобняков // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №3. - С. 7.

3. Игнатьева, Г.А. Технология самоопределяемого обучения как новый формат дополнительного профессионального образования педагогов / Г.А. Игнатьева, О.В. Тулупова // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. - №4. - С. 162-183

4. Камерилова, Г.С. Профессиональный конкурс как значимый ресурс повышения педагогического мастерства / Г.С. Камерилова, И.В. Прохорова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №3. - С. 1.

5. Кривдина, И.Ю. Первый Всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель географии» в Нижнем Новгороде / И.Ю. Кривдина, Н.В. Мартилова // География и экология в школе XXI века. - 2020. - № 10. - С. 44-47

6. Слободчиков, В.И. Антропологический статус дополнительного профессионального образования педагогов в контексте национальной повестки развития образования / В.И. Слободчиков, Г.А. Игнатьева // Нижегородское образование. - 2020. - №1. - С. 4-10

7. Соловьева, Ю.А. Персонализация профессионального развития педагогов в формальном и неформальном повышении квалификации / Ю.А. Соловьева, Е.А. Нагрелли //Отечественная и зарубежная педагогика. - 2018. - Т. 1. -№ 2(49). - С. 20-28

8. Трофимова, Г.С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты: монография / Г.С. Трофимова. - Ижевск: УдГУ, 2012. - 116 с.

9. Тулупова, О.В. Компетентностная уровневая модель профессионального стандарта педагогической деятельности «Специалист - Профессионал - Эксперт» / О.В. Тулупова // Методист. - 2011. - №10. - С. 6-11

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ МАГИСТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ИММЕРСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Задача иммерсивных технологий - стереть грани между реальным и вымышленными мирами. К иммерсивным технологиям относятся технологии виртуальной и дополненной реальностей. В статье рассмотрены особенности подготовки будущих магистров педагогического образования к применению данных технологий. Возможности освоения технологий рассмотрены на примере дисциплины «Иммерсивные технологии обучения». Эта дисциплина ведется для обучающихся направления подготовки «Педагогические образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Дисциплина посвящена применению в образовании одной из сквозных цифровых технологий - технологии виртуальной и дополненной реальности. Для освоения дисциплины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.