Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ОБРАЩЕНИЮ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ (ДИСЦИПЛИНА "ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА")'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ОБРАЩЕНИЮ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ (ДИСЦИПЛИНА "ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЩЕНИЕ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочесоков Рустам Хажмударович

Изучив материалы данного исследования, приходится констатировать ряду выводов, а именно: 1. Методика теоретического обучения по дисциплине «Огневая подготовка» претерпевает значительные изменения и актуализируется в соответствии с потребностями современной правоохранительной практики. 2. Обучающиеся не прикладывают достаточных усилий при прохождении теоретической подготовки в силу самых различных причин. В качестве примера одного из путей решения можно задуматься о создании специального портала для обучающихся образовательных организаций МВД России, в котором будут храниться аудио или видеозаписи лекций, семинаров и практических занятий по различным направлениям подготовки. Учебный процесс в любом своем проявлении должен нести индивидуальный характер, а не общий. Если задуматься, то каждый человек уникален по-своему и у каждого есть своя, особая методика запоминания, кому-то достаточно лишь раз взглянуть на текст, и он остается в его памяти в виде изображения, кто-то лучше усваивает информацию не читая текст, а переписывая его, кому-то достаточно пару раз прочитать и текст запоминается и таких методов можно перечислить десятки. Соответственно, когда речь идет о подготовке высококвалифицированных кадров для системы правоохранительных органов, особое внимание должно быть уделено учебному процессу, по завершении которого обучающиеся должны запомнить как можно больше информации по каждой дисциплине. А самое главное - это сформировать умение применить эти знания на практике. Учебный процесс практическому обращению с оружием на начальном этапе заключается в том, что обучающихся ознакамливают с оружием, учатся его обслуживать и точной и скоростной стрельбе из него. На начальном этапе перед профессорско-преподавательским составом лежит задача за максимально короткий промежуток времени научить людей, никогда раньше не имевших дела с оружием обращаться с ним на довольно хорошем уровне, который позволит им в первую очередь сдать аттестационную работу, а во-вторых, послужит фундаментом для дальнейшего развития в данной области. Сделан вывод о том, что если сотрудники полиции будут демонстрировать незнание или недостаточное владение оружием, то это может привести к печальным последствиям из-за неэффективных действий с оружием вплоть до ранений и гибели, как самих сотрудников, так и мирных граждан. Проведенный нами анализ действующих методик обучения дисциплине «Огневая подготовка» на данном этапе отвечает предъявляемым к нему требованиям, однако не является столь эффективным каким бы хотелось его видеть и требует проработок и внедрения новых методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочесоков Рустам Хажмударович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING METHODS FOR STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR HANDLING FIREARMS (DISCIPLINE "FIRE TRAINING")

Having studied the materials of this study, we have to state a number of conclusions, namely: 1. The methodology of theoretical training in the discipline "Fire training" is undergoing significant changes and is being updated in accordance with the needs of modern law enforcement practice. 2. Students do not make sufficient efforts in the course of theoretical training due to a variety of reasons. As an example of one of the solutions, you can think about creating a special portal for students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which will store audio or video recordings of lectures, seminars and practical exercises in various areas of training. The educational process in any of its manifestations should be individual, not general. If you think about it, each person is unique in his own way and everyone has his own, special memorization technique, someone just needs to look at the text once, and it remains in his memory in the form of an image, someone better absorbs information without reading the text, and rewriting it, it is enough for someone to read it a couple of times and the text is remembered and there are dozens of such methods. Accordingly, when it comes to training highly qualified personnel for the law enforcement system, special attention should be paid to the educational process, after which students should remember as much information as possible in each discipline. And the most important thing is to form the ability to apply this knowledge in practice. The educational process for the practical handling of weapons at the initial stage consists in the fact that students are introduced to weapons, they learn to maintain them and to accurately and quickly shoot from them. At the initial stage, the teaching staff is faced with the task of teaching people who have never dealt with weapons before to handle them at a fairly good level in the shortest possible time, which will allow them, first of all, to pass the certification work, and secondly, will serve as a foundation for further development in this area. It is concluded that if police officers demonstrate ignorance or insufficient possession of weapons, this can lead to sad consequences due to ineffective actions with weapons, up to injury and death, both of the officers themselves and of civilians. Our analysis of the current methods of teaching the discipline "Fire Training" at this stage meets the requirements for it, but is not as effective as we would like to see it and requires elaboration and implementation of new methods.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ОБРАЩЕНИЮ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ (ДИСЦИПЛИНА "ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА")»

акцент делается на экологичность и экономичность современных промышленных предприятий для сохранения окружающей среды и очистки её от результатов жизнедеятельности человека. В книге также представлены наиболее интересные сочинения и проекты сибирских школьников и студентов по экономическому развитию родного Красноярья. Материалы можно использовать преподавателю при разработке творческих заданий для учащихся младшего школьного возраста и в качестве дополнительной информации.

Книга «Культура и традиции» авторов Ларисы Репиной, Елены Лалетиной, Анастасии Брейнер и др. [10], является продолжением проекта «Путешествия по Красноярскому краю». Книга повествует о первых землепроходцах и освоении русскими новых земель, о коренных народах Сибири, о взаимосвязи старых и новых традиций в культуре, переплетении и взаимодействии культур, рассказывает о традициях, обычаях, культуре народов, проживающих в далёком прошлом и сегодня на территории нашего края. Здесь даётся описание жизни самых многочисленных национальных сообществ, их традиционных праздниках, повседневной жизни, обрядах и верованиях, сказках и песнях. Эта книга даёт много дополнительной информации и может быть образцом для учащихся в пробуждении интереса к исследованиям, т.к. в книгу вошли рассказы школьников из различных районов края об украшениях, нарядах, куклах, других игрушках и развлечениях народов.

Обе книги проекта «Путешествия по Красноярскому краю» богаты цветными иллюстрациями и фотографиями, содержат пояснения и дополнительный справочный материал, знакомя читателей с терминами и понятиями.

Мероприятия, проводимые с использованием ресурсов сельской библиотеки, должны вызывать интерес у младших школьников, поэтому и названия их должны быть привлекательными для детей, содержать тайну, соревновательный импульс. А так как основной метод - игровой, то и названия соответствующие (Лабиринт, Самый умный, Эрудит, Зоркий глаз, Художник, творческая лаборатория «Своими руками» и др.). Вся работа с детьми основывается на изучении материалов книг, с применением различных приёмов, например: мероприятие «Зоркий глаз» проводится с применением приёмов: «найди отличия / общие черты»; «Эрудит» и «Самый умный» с применением приёма толстых и тонких вопросов. Все мероприятия помогают формированию читательской и функциональной компетентности у детей, развивают творческие способности, «пытливость» ума, формируют навыки индивидуальной и командной работы, способствуют патриотическому воспитанию младших школьников.

Выводы. Таким образом, ресурсы сельской библиотеки, в первую очередь - книжные, а также: информационные, пространственные, человеческие, методические могут выступать средством организации краеведческой работы с младшими школьниками для достижения ее целей в патриотическом и гражданско-правовом воспитании, позволят создать условия для достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов.

Литература:

1. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 13 / гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - Москва: Советская энциклопедия, 1973. - 608 с.

2. Глебов, Ю.К. Как красноярцы Победу приближали: комплект [книжка + игра] / Ю.К. Глебов. - Красноярск: Поликолор, 2018. - 72 c.

3. Гринева, Е.А. Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект: монография / Е.А. Гринева, Л.Х. Давлетшина. - 1-е изд. — Москва: Прометей, 2015. - 158 с.

4. Добрых слов кораблик полон: Сборник сказок, стихов и рассказов / составитель В.Л. Нестеренко, Художник Н.С. Пронько. - Красноярск: ИД Класс Плюс, 2014. - 184 с.: ил.

5. Костомаров, Н.П. Быт и нравы русского народа / Н.П. Костомаров. - 1-е изд. - Москва: Э, 2016. - 400 с.

6. Красноженова, М.В. Сказки нашего края: сборник / М.В. Красноженова. - Красноярск: Тренд, 2012. - 272 с.

7. Лалетина, Е.И. Историческое путешествие. Кто живёт в Красноярском крае: комплект [книжка + игра] / Е.И. Лалетина, Е.В. Щелканова. - Красноярск: Поликолор, 2018. - 72 с.

8. Пыхтина, Ю.Г. Литературное краеведение: учебное пособие / Ю.Г. Пыхтина, О.Н. Проваторова. - Оренбург: ОГУ, 2017. - 129 с.

9. Репина, Л.С. Путешествие по Красноярскому краю. Проекты будущего сегодня / Гл. ред., Л.С. Репина. -Красноярск: Поликолор, 2010. - 192 с.

10. Репина, Л.С. Путешествие по Красноярскому краю. Культура и традиции / Л.С. Репина, Е.В. Лалетина, А.Б. Брейнер и [др.]. - Красноярск: Поликолор, 2012. - 192 с.

11. Солнцева, С.С. Сокровища Красноярского края [комплект: книга + игра] / составит: С.С. Солнцева, Н.А. Кузьминых. - Красноярск: ООО "Издательство Поликолор", 2019. - 72 с.

12. Статейнов, А.А. Флора и фауна мира. Красноярский парк флоры и фауны «Роев ручей» / А.А. Статейнов. - 2-е изд, перераб. и доп. - Красноярск: Буква, 2017. - 192 с.

Педагогика

УДК 378

преподаватель кафедры огневой подготовки, капитан полиции Кочесоков Рустам Хажмударович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ОБРАЩЕНИЮ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМ ОРУЖИЕМ (ДИСЦИПЛИНА «ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА»)

Аннотация. Изучив материалы данного исследования, приходится констатировать ряду выводов, а именно: 1. Методика теоретического обучения по дисциплине «Огневая подготовка» претерпевает значительные изменения и актуализируется в соответствии с потребностями современной правоохранительной практики. 2. Обучающиеся не прикладывают достаточных усилий при прохождении теоретической подготовки в силу самых различных причин. В качестве примера одного из путей решения можно задуматься о создании специального портала для обучающихся образовательных организаций МВД России, в котором будут храниться аудио или видеозаписи лекций, семинаров и практических занятий по различным направлениям подготовки. Учебный процесс в любом своем проявлении должен нести индивидуальный характер, а не общий. Если задуматься, то каждый человек уникален по-своему и у каждого есть своя, особая методика запоминания, кому-то достаточно лишь раз взглянуть на текст, и он остается в его памяти в виде изображения, кто-то лучше усваивает информацию не читая текст, а переписывая его, кому-то достаточно пару раз прочитать и текст запоминается и таких методов можно перечислить десятки. Соответственно, когда речь идет о подготовке высококвалифицированных кадров для системы правоохранительных органов, особое внимание должно быть уделено учебному процессу, по завершении которого обучающиеся должны запомнить как можно больше информации по каждой

дисциплине. А самое главное - это сформировать умение применить эти знания на практике. Учебный процесс практическому обращению с оружием на начальном этапе заключается в том, что обучающихся ознакамливают с оружием, учатся его обслуживать и точной и скоростной стрельбе из него. На начальном этапе перед профессорско-преподавательским составом лежит задача за максимально короткий промежуток времени научить людей, никогда раньше не имевших дела с оружием обращаться с ним на довольно хорошем уровне, который позволит им в первую очередь сдать аттестационную работу, а во-вторых, послужит фундаментом для дальнейшего развития в данной области. Сделан вывод о том, что если сотрудники полиции будут демонстрировать незнание или недостаточное владение оружием, то это может привести к печальным последствиям из-за неэффективных действий с оружием вплоть до ранений и гибели, как самих сотрудников, так и мирных граждан. Проведенный нами анализ действующих методик обучения дисциплине «Огневая подготовка» на данном этапе отвечает предъявляемым к нему требованиям, однако не является столь эффективным каким бы хотелось его видеть и требует проработок и внедрения новых методик.

Ключевые слова: обучающиеся, образовательные организации МВД России, огневая подготовка, методика обучения, обращение с огнестрельным оружием.

Annotation. Having studied the materials of this study, we have to state a number of conclusions, namely: 1. The methodology of theoretical training in the discipline "Fire training" is undergoing significant changes and is being updated in accordance with the needs of modern law enforcement practice. 2. Students do not make sufficient efforts in the course of theoretical training due to a variety of reasons. As an example of one of the solutions, you can think about creating a special portal for students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which will store audio or video recordings of lectures, seminars and practical exercises in various areas of training. The educational process in any of its manifestations should be individual, not general. If you think about it, each person is unique in his own way and everyone has his own, special memorization technique, someone just needs to look at the text once, and it remains in his memory in the form of an image, someone better absorbs information without reading the text, and rewriting it, it is enough for someone to read it a couple of times and the text is remembered and there are dozens of such methods. Accordingly, when it comes to training highly qualified personnel for the law enforcement system, special attention should be paid to the educational process, after which students should remember as much information as possible in each discipline. And the most important thing is to form the ability to apply this knowledge in practice. The educational process for the practical handling of weapons at the initial stage consists in the fact that students are introduced to weapons, they learn to maintain them and to accurately and quickly shoot from them. At the initial stage, the teaching staff is faced with the task of teaching people who have never dealt with weapons before to handle them at a fairly good level in the shortest possible time, which will allow them, first of all, to pass the certification work, and secondly, will serve as a foundation for further development in this area. It is concluded that if police officers demonstrate ignorance or insufficient possession of weapons, this can lead to sad consequences due to ineffective actions with weapons, up to injury and death, both of the officers themselves and of civilians. Our analysis of the current methods of teaching the discipline "Fire Training" at this stage meets the requirements for it, but is not as effective as we would like to see it and requires elaboration and implementation of new methods.

Key words: students, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, fire training, teaching methods, handling of firearms.

Введение. На современном этапе можно наблюдать некоторые сложности в обучении слушателей образовательных организаций МВД России обращению с огнестрельным оружием. В этой связи, решением данной проблемы в разные периоды времени занималось множество ученых, которые о разному подходили к процессу исследования изучаемого ими вопроса. Следственно это привело к разным умозаключениям и выводам, на основе которых каждый из ученых, работавших по данному вопросу, предложили свои методы решения.

Изложение основного материала статьи. Далее разберем наиболее прижившиеся и известные методы решения изучаемой нами проблемы. Первая и самая известная теория заключается в том, что ряд ученых сошлись во мнении, что умение сотрудников внутренних дел применять огнестрельное оружие наиболее эффективно и правомерно в реальной жизни или экстренной ситуации будет очень сильно зависеть от уровня теоретической подкованности конкретного индивида в вопросах баллистики, мер безопасности, основам устройства огнестрельного оружия и т.д. В качестве подтверждения данной теории было проведено исследование на базе Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России. Суть исследования заключалась в том, что проверке подверглись все обучающиеся, и по данным тестирования невооруженным глазом было видно, что обучающиеся, которые владели большим объемом теоретических знаний по данной дисциплине, смогли показать результаты лучше, чем те, которые имели слабую теоретическую подготовку. И если разделить всех индивидов принимавших участие в исследовании на две группы, то средний результат группы теоретически подкованной будет выше результатов второй группы. Изучив материалы данного исследования, приходится констатировать ряду выводов, а именно:

1. Методика теоретического обучения по дисциплине «Огневая подготовка» претерпевает значительные изменения и актуализируется в соответствии с потребностями современной правоохранительной практики.

2. Обучающиеся не прикладывают достаточных усилий при прохождении теоретической подготовки в силу самых различных причин [2, 3, 8].

Далее мы попытаемся более обширно развернуть сформированное нами мнение и предложить пути решения данных проблем.

Итак, развивая тему первого вывода, стоит вначале сказать, что, наверняка, к такому умозаключению пришли многие исследователи, и наверняка данный тезис чаще всего упоминается людьми, которые также знакомы с данным исследованием, или сталкивались с ней сами. Связанно это в первую очередь, с тем, что рано или поздно методы познания чего-либо известные человечеству устаревают, и новые поколения не могут усвоить необходимый объем информации, используя ту или иную методику, и дисциплина, освящаемая нами, не является исключением. Известные нам на сегодняшний день методы подготовки по данной дисциплине были разработаны давно и имели успех в свое время, однако современная молодежь, которая решает пополнить ряды органов внутренних дел, выросла в совершенно других реалиях, со свойственными им новыми методами получения и передачи информации. Еще совсем недавно, буквально 20 лет назад высокие технологии и технический прогресс только зарождались. Самыми доступными способами получения новых знаний были книги, журналы и люди, которые в достаточной степени разбирались в осваиваемом направлении. Сегодня мир трансформировался и для того чтобы получить ответ на тот или иной вопрос люди пользуются смартфоном и интернетом и находят ответ менее чем за минуту. И тот факт, что для того, чтобы получить ответы на интересующие вопросы стало до неприличия легко, у современной молодежи отсутствуют учиться, умение изучать и познавать, и по этой причине методика обучения должна трансформироваться и отвечать современным требованиям [1, 2, 5].

В качестве примера одного из путей решения можно задуматься о создании специального портала для обучающихся образовательных организаций МВД России, в котором будут храниться аудио или видеозаписи лекций, семинаров и

практических занятий по различным направлениям подготовки. На наш взгляд этот метод будет успешен по одной простой причине - в последние годы возросла популярность видео-сервисов и аудиокниг. Современная молодежь проводит большую часть своего времени за просмотром самого различного видео-контента в сети Интернет и об этом свидетельствует рост популярности таких платформ как Youtube и Twitch. Соответственно человек, который уже приучил свой мозг именно к такому методу получения и сохранения знаний, внедрение таких методик и в учебный процесс могут положительно повлиять на количество и качество усваиваемых знаний. Тоже самое можно сказать и о аудиокнигах, которые также становятся все популярнее, и основная причина заключается в том, что можно получать знания и узнавать содержимое книги занимаясь другими делами, не обязательно для этого выделять время на чтение, можно просто слушать книгу пока бегаешь, едешь на учебу или занимаешься бытовыми делами. Поэтому считаем, что следует обратить внимание на создание таких сервисов именно на интернет-ресурсах образовательных организаций МВД России, так как в период пандемии коронавирусной инфекции ряд крупных федеральных ВУЗов в кратчайшие сроки разработали и внедрили такие системы в свою программу. Например, Северо-Кавказский Федеральный Университет, находящийся в Ставрополе в период пандемии записал видео-лекции по всем возможным дисциплинам и разместил их на отдельном сайте. Данные лекции, как и ранее делились на группы, и обучающиеся не могут пропустить ту или иную лекцию и перейти к другой, также преподаватель со своей стороны может отследить каждого студента и время которое он провел на конкретной лекции, что исключает возможность пропуска лекций. По окончании изучения того или иного блока лекций, обучающийся проходит тестирование на той же платформе для подтверждения, что он прошел весь курс лекций и усвоил всю информацию. Считаем такую методику обучения очень эффективной и прогрессивной, так как она в полной мере перекрывает потребность в проведении лекции, и что немаловажно для современного человека внедряются новые высокие технологии в учебный процесс [3, 6].

Второй вывод, сделанный нами, заключался в том, что контингентом обучающихся не прикладываются достаточных усилий при прохождении теоретической подготовки. Опять же причин, по которым это происходит ровно столько же, сколько и самих обучающихся: кому-то б просто неинтересно, кто-то недооценивает теорию думая, что в вопросе огневой подготовки важнее практика и т.д. И это нас приводит к мысли, к которой пришли многие, а именно что учебный процесс в любом своем проявлении должен нести индивидуальный характер, а не общий. Если задуматься, то каждый человек уникален по-своему и у каждого есть своя, особая методика запоминания, кому-то достаточно лишь раз взглянуть на текст, и он остается в его памяти в виде изображения, кто-то лучше усваивает информацию не читая текст, а переписывая его, кому-то достаточно пару раз прочитать и текст запоминается и таких методов можно перечислить десятки. Соответственно, когда речь идет о подготовке высококвалифицированных кадров для системы правоохранительных органов, особое внимание должно быть уделено учебному процессу, по завершении которого обучающиеся должны запомнить как можно больше информации по каждой дисциплине. А самое главное - это сформировать умение применить эти знания на практике. Если учебный процесс не был организован таким образом, то большая часть информации попросту будет утрачена или не будет применяться на практике, чего нельзя категорически допустить. И задача профессорско-преподавательского состава состоит в нахождении подхода к каждому обучающемуся, и преподносить ему информацию именно в том виде, в котором он ее усвоит [3, 7].

Однако, несмотря на то, что в первой части нашего исследования уделено особое внимание особенностям и важности теоретических знаний, мы ни в коем случае, таким образом, не хотели принизить значение и важность практических знаний. Известно, что практические навыки также играют немаловажную роль в формировании у обучающихся достаточных знаний по применению огнестрельного оружия.

Как бы хороши не были познания человека в той или иной области, наиболее важным является умение их применения в реалиях жизни. Особенно это касается изучаемой нами дисциплины. Как бы хорошо человек не разбирался в баллистике и других дисциплинах тяжело представить, что он будет хорошим стрелком, если он не держал в руках настоящего оружия, не стрелял из него. Когда речь идет о прикладном значении теоретических знаний по дисциплине «Огневая подготовка», приходит понимание, что здесь самым главным является то, насколько хорошо обучающиеся обращаются с оружием, понимают в каких случаях они могут его использовать, и самое главное как применить его в экстремальных ситуациях. Все эти навыки вырабатываются годами в том числе и в процессе обучения.

Учебный процесс практическому обращению с оружием на начальном этапе заключается в том, что обучающихся ознакамливают с оружием, учатся его обслуживать и точной и скоростной стрельбе из него. На начальном этапе перед профессорско-преподавательским составом лежит задача за максимально короткий промежуток времени научить людей, никогда раньше не имевших дела с оружием обращаться с ним на довольно хорошем уровне, который позволит им в первую очередь сдать аттестационную работу, а во-вторых, послужит фундаментом для дальнейшего развития в данной области [5, 6, 8].

Выводы. В заключение отметим, что если сотрудники полиции будут демонстрировать незнание или недостаточное владение оружием, то это может привести к печальным последствиям из-за неэффективных действий с оружием вплоть до ранений и гибели, как самих сотрудников, так и мирных граждан. Проведенный нами анализ действующих методик обучения дисциплине «Огневая подготовка» на данном этапе отвечает предъявляемым к нему требованиям, однако не является столь эффективным каким бы хотелось его видеть и требует проработок и внедрения новых методик.

Литература:

1. Гончарова, Э.А. Методики обучения огневой подготовке сотрудников ОВД на современном этапе / Э.А. Гончарова // Аллея науки. - 2018. - Т. 1. - № 7 (23). - С. 614-617

2. Гусев, С.Н. Применение спортивных методик при обучении огневой подготовке сотрудников ОВД / С.Н. Гусев, Д.В. Чайченко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 12 (190). - С. 57-60

3. Колесников, А.С. Методика обучения огневой подготовке сотрудников правоохранительных органов на современном этапе / А.С. Колесников // Молодой ученый. - 2019. - № 15 (253). - С. 266-270

4. Меньщиков, М.П. Эффективные методики обучения огневой подготовке в образовательных организациях МВД России // В сборнике: Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2022. - С. 252-257

5. Никишкин, А.В. Актуальные вопросы огневой подготовки, состояние, перспективы совершенствования, методика обучения / А.В. Никишкин, В.А. Пайметова // В сборнике: Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел. Материалы международной научно-практической конференции. Составители: В.В. Горбатов, С.А Горелов.,О.В. Григорьева. - 2020. - С. 291-294

6. Рязанов, О.Е. Некоторые актуальные аспекты способов совершенствования оружия и приемам обращения с ним в практической деятельности сотрудников полиции / О.Е. Рязанов, С.А. Чернов, А.В. Курицын // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. - 2018. - № 12. - С. 207-211

7. Сметановский, А.Ю. Пути совершенствования методики преподавания огневой подготовки / А.Ю. Сметановский // В сборнике: Актуальные проблемы совершенствования огневой подготовки в уголовно-исполнительной системе. Сборник материалов научно-практического семинара, проводимого в рамках VII ежегодного открытого турнира памяти Н.Ф. Макарова по стрельбе из пистолета. Под общей редакцией С.М. Смолева. - 2018. - С. 49-54

8. Файрушин Т.А. Современные методики обучения огневой подготовке сотрудников органов внутренних дел / Т.А. Файрушин // В сборнике: Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник материалов Всероссийского круглого стола. - 2017. - С. 216-218

Педагогика

УДК 371.13; 372.891

кандидат педагогических наук, доцент Кривдина Ирина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Мартилова Наталья Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОНКУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: ОПЫТ МИНИНСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. В статье раскрывается роль конкурсов педагогического мастерства в персонифицированном профессиональном развитии учителя географии. Определено место и назначение профессиональных конкурсов педагогов в персонифицированной модели профессионального развития, представленной несколькими последовательным треками. Особое внимание уделено уровню трека «мастер-эксперт», который дает возможность педагогам оформить и представить свою авторскую позицию, транслировать свои личные педагогические достижения, методические идеи в конкурсах различного уровня. В статье представлен опыт НГПУ имени К. Минина (Нижний Новгород) по организации и проведению профессиональных конкурсов учителей географии - от ежегодного регионального конкурса им. А.В. Потаниной, до Всероссийского конкурса «Лучший учитель географии», что говорит о развитии системного конкурсного движения в регионе. Определены такие важнейшие задачи конкурса в профессиональном развитии учителей географии как обобщение своего инновационного опыта как результата персонифицированного развития, обогащение профессиональной деятельности новыми методическими идеями, а также выявление профессиональных дефицитов на основе знакомства с эффективными методическими решениями конкурсантов и выстраивание траектории дальнейшего профессионального совершенствования. В статье раскрываются особенности критериев экспертной оценки таких групп компетенций педагогов как предметные, методические, коммуникативные и управленческие, которые конкурсанты демонстрируют в различных конкурсных испытаниях. Конкурс учителей географии, организованный в Мининском университете является мотивацией педагогов для следующего этапа профессионального развития - наставничества, менторинга, обучения взрослых.

Ключевые слова: конкурс педагогического мастерства, персонифицированное профессиональное развитие, персонификация, учитель географии, Всероссийский профессиональный конкурс «Лучший учитель географии».

Annotation. The article reveals the role of pedagogical skill contests in the personalized professional development of a geography teacher. The place and purpose of professional competitions of teachers in the personalized model of professional development, represented by several consecutive tracks, is determined. Special attention is paid to the level of the track "master expert", which gives teachers the opportunity to formalize and present their author's position, broadcast their personal pedagogical achievements, methodological ideas in competitions of various levels. The article presents the experience of Minin University (Nizhny Novgorod) in organizing and conducting professional competitions for geography teachers - from the annual regional competition named after A.V. Potanina to the All-Russian competition "The Best Geography Teacher", which indicates the development of a systemic competitive movement in the region. The most important tasks of the competition in the professional development of geography teachers are defined as generalization of their innovative experience as a result of personalized development, enrichment of professional activity with new methodological ideas, as well as identification of professional deficiencies based on acquaintance with effective methodological solutions of the contestants and building a trajectory for further professional improvement. The article reveals the features of the criteria for expert evaluation of such groups of teachers' competencies as subject, methodological, communicative and managerial, which the contestants demonstrate in various competitive tests. The Geography Teachers' Competition initiated by Minin University is the motivation of teachers for the next stage of professional development - mentoring, mentoring, adult education.

Key words: pedagogical skills competition, personalized professional development, personification, geography teacher, All-Russian professional competition "The best geography teacher".

Исследование проводилось в рамках выполнения работ по проекту «Методология проектирования

персонализированных треков повышения квалификации учителей на основе результатов комплексной диагностики сформированности профессиональных компетенций» в соответствии с Государственным заданием ФГБОУВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» от 13.01.2022 № 073-03-2022-112

Введение. На современном этапе модернизации дополнительного профессионального образования педагогов одним из главных инновационных трендов является персонифицированный подход. Теоретические основы реализации персонифицированного подхода раскрыты в работах В.И. Слободчикова, Г.И. Игнатьевой, О.В. Тулуповой и др. [3, 6]. Анализ современных исследований позволяет определить персонификацию как способ самоорганизации педагогом своего профессионального развития путем выстраивания индивидуальной образовательной траектории с учетом выявленных потребностей и личностных особенностей.

Наиболее широкие возможности для реализации персонифицированного подхода в профессиональном развитии открываются в формате неформального и информального образования. Отечественная практика обладает огромным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.