Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНКУРСОВ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНКУРСОВ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС / КОНКУРСНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АКСИОЛОГИЧНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Ирина Владимировна, Камерилова Галина Савельевна, Веряскина Наталья Павловна

В данной статье раскрывается значение педагогических конкурсов в освоении учителями безопасности жизнедеятельности новых актуальных компетенций. Обосновывается положение о важных личностно-профессиональных и социально-педагогических функциях конкурсов, реализующих идеи аксиологичности, интегративности, коммуникативности. Аксиологичность определяет ценности и смыслы конкурсной деятельности, интегративность характеризует ее содержание, коммуникативность акцентирует внимание на межсубъектном взаимодействии. Конкурсное участие творчески работающих педагогов демонстрирует педагогическому сообществу лучшие практики, что служит условием повышения эффективности образования в сфере безопасности жизнедеятельности. Разработан процесс конкурсной профессиональной деятельности учителей, включающий доконкурсный, конкурсный и послеконкурсный этапы. Раскрыты особенности деятельности на каждом этапе с выделение методических аспектов подготовки, рекомендаций по реализации запланированных процедур, итоговой рефлексии. Сделан вывод о достоинствах профессиональных конкурсов в осмыслении педагогами собственного опыта и его презентации педагогическому сообществу, возможности повышения своей научно-методической квалификации, развитию профессиональной компетентности в контексте новых образовательных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Ирина Владимировна, Камерилова Галина Савельевна, Веряскина Наталья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PEDAGOGICAL COMPETITIONS IN IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF LIFE SAFETY

This article reveals the importance of pedagogical competitions in the development of life safety by teachers of new relevant competencies. The article substantiates the position on the important personal-professional and socio-pedagogical functions of competitions that implement the ideas of axiology, integrativity, and communication. Axiological character determines the values and meanings of competitive activity, integrativity characterizes its content, communicativeness focuses on intersubjective interaction. The competitive participation of creatively working teachers demonstrates the best practices to the pedagogical community, which serves as a condition for improving the effectiveness of education in the field of life safety. The process of competitive professional activity of teachers has been developed, including pre-competitive, competitive and post-competitive stages. The features of the activity at each stage are disclosed, with the allocation of methodological aspects of preparation, recommendations for the implementation of planned procedures, final reflection. The conclusion is made about the advantages of professional competitions in teachers' understanding of their own experience and its presentation to the pedagogical community, the possibility of improving their scientific and methodological qualifications, the development of professional competence in the context of new educational strategies.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНКУРСОВ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопр. психологии. - 2001. - №1. - С. 57-65.

9. Масюкова, Н.А. Объективные и субъективные критерии и показатели научно-управленческой компетентности / Н.А. Масюкова // Стратегические приоритеты развития современного образования: Материалы межд. науч. конф. Минск, 14 окт. 2004 г.: В 4 т. - Т. 1. - Мн.: НИО, 2006. - С. 150-157.

10. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности / Н.Д. Никандров // Профессиональное образование. - 2006. - № 11. - С. 2-11.

11. Поляков, Д.О. Формирование профессионально-значимых личностных качеств бакалавра физической культуры средствами активного туризма: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Поляков Дмитрий Олегович. - Орел, 2016. - 162 с.

12. Померанцева, Ю.К. Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01; 13.00.08 / Померанцева Юлия Константиновна. - Челябинск: УралГУФК, 2009. - 210 с.

13. Померанцева, Ю.К. Развитие профессиональной этики у студентов вуза физической культуры / Ю.К. Померанцева // Физическая культура и спорт: наука, образование, технологии: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции посвященной 50-летию УралГУФК (Челябинск, 9 апреля 2020 г.) / под ред. Н.Ю. Мищенко, Е.В. Быкова. -Челябинск: УралГУФК, 2020 - С. 292-294.

14. Померанцева, Ю.К. Развитие педагогической культуры бакалавра спортивного вуза в процессе профессиональной подготовки / Ю.К. Померанцева // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПО, 2018. - Вып. 59. - С. 257-261.

15. Природа эмоций // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. - М.: Прогресс, 1975. -Вып. 5. - 284 с.

16. Ройтблат, О.В. Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования / О.В. Ройтблат // Мир науки, культуры, образования. - № 7-2. - 2009. - С. 211-213.

17. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / Л.С. Рубинштейн. - М.: Изд-во АПН СССР, 1957. - С. 117.

18. Сергеев, А.Н. Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования: автореферат дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08 / Сергеев Александр Николаевич. - Тула, 2010. - 49 с.

19. Соколов, В.Ю. Роль специально организованных занятий физической культурой в формировании профессиональных и личностных качеств студентов / В.Ю. Соколов, К.А. Колосов, В.Е. Якунин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2012. - № 1. - С. 119-125.

20. Хазова, С.А. Особенности профессиональной деятельности и профессионально значимые качества личности спортивного педагога / С.А. Хазова, Н.Х. Хакунов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2010. - № 1. - С. 2-8.

Педагогика

УДК:378

кандидат педагогических наук Прохорова Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Веряскина Наталья Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНКУРСОВ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В данной статье раскрывается значение педагогических конкурсов в освоении учителями безопасности жизнедеятельности новых актуальных компетенций. Обосновывается положение о важных личностно-профессиональных и социально-педагогических функциях конкурсов, реализующих идеи аксиологичности, интегративности, коммуникативности. Аксиологичность определяет ценности и смыслы конкурсной деятельности, интегративность характеризует ее содержание, коммуникативность акцентирует внимание на межсубъектном взаимодействии. Конкурсное участие творчески работающих педагогов демонстрирует педагогическому сообществу лучшие практики, что служит условием повышения эффективности образования в сфере безопасности жизнедеятельности. Разработан процесс конкурсной профессиональной деятельности учителей, включающий доконкурсный, конкурсный и послеконкурсный этапы. Раскрыты особенности деятельности на каждом этапе с выделение методических аспектов подготовки, рекомендаций по реализации запланированных процедур, итоговой рефлексии. Сделан вывод о достоинствах профессиональных конкурсов в осмыслении педагогами собственного опыта и его презентации педагогическому сообществу, возможности повышения своей научно-методической квалификации, развитию профессиональной компетентности в контексте новых образовательных стратегий.

Ключевые слова: педагогический конкурс, конкурсная педагогическая деятельность, профессиональная компетентность, безопасность жизнедеятельности, аксиологичность, интегративность, коммуникативность, проект.

An^tatton. This article reveals the importance of pedagogical competitions in the development of life safety by teachers of new relevant competencies. The article substantiates the position on the important personal-professional and socio-pedagogical functions of competitions that implement the ideas of axiology, integrativity, and communication. Axiological character determines the values and meanings of competitive activity, integrativity characterizes its content, communicativeness focuses on intersubjective interaction. The competitive participation of creatively working teachers demonstrates the best practices to the pedagogical community, which serves as a condition for improving the effectiveness of education in the field of life safety. The process of competitive professional activity of teachers has been developed, including pre-competitive, competitive and post-competitive stages. The features of the activity at each stage are disclosed, with the allocation of methodological aspects of preparation, recommendations for the implementation of planned procedures, final reflection. The conclusion is made about the advantages of professional competitions in teachers' understanding of their own experience and its presentation to the pedagogical community, the possibility of improving their scientific and methodological qualifications, the development of professional competence in the context of new educational strategies.

Key words: pedagogical competition, competitive pedagogical activity, professional competence, life safety, axiological, integrative, communicative, project.

Введение. Современные представления о педагогической деятельности опираются на идею непрерывности личного и профессионального совершенствования педагога. В условиях динамично меняющегося мира сфера образования нуждается в творческих педагогических кадрах, позитивно реагирующих на новые образовательные запросы. Идея «двойного опережения» педагогического образования (Г.А. Бордовский) обеспечивает возможность реализовывать инновации в школьной жизни, создавать благоприятные условия для обучения. Современный учитель безопасности жизнедеятельности ориентирован на постоянное овладение новыми актуальными компетенциями, как в предметном, так и в методическом направлениях (Н.П. Абаскалова, С.В. Абрамова, С.В. Алексеев, А.В. Бабич, М.А. Картавых, Л.А. Михайлов, О.Н. Русак, В.П. Соломин, П.В. Станкевич) [3]. Благодаря пониманию инноваций в научной сфере по обеспечению безопасности, а также освоению перспективных педагогических идей, работающий педагог проявляет готовность и способность изменить традиционно сложившийся учебно-воспитательный процесс в направлении его большего соответствия современным требованиям. Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» учитель может повышать свою профессиональную компетентность различными способами, в том числе и посредством участия в педагогических конкурсах, проводимых на разных уровнях (региональные, областные, всероссийские) и в разных формах (фестивали, олимпиады), видах конкурсной деятельности (проекты, открытые уроки, творческие методические разработки цифрового формата). В ходе анализа теоретических разработок (Л.П. Дуганова, В.А. Дубровская, А.А. Ковшова, А.В. Машуков, Е.М. Пахомова [7, 8]) и практики участия в педагогических конкурсах был установлен очевидный рост их количества и разнообразия, а также признание важности в повышении квалификации учителей, развитии их педагогического мастерства. Выявлены подходы к классификациям конкурсов, оценки преимуществ и недостатков, организации процесса конкурсной деятельности. В исследованиях Е. Булавкиной и Е.А. Ермолинской конкурсы рассматриваются в логике компетентностного подхода, где основное внимание обращается на индивидуально-личностные качества, позволяющие создать творческий образовательный продукт и продемонстрировать его педагогической общественности [4]. Ряд вопросов конкурсной тематики рассматривались нами ранее [6, 9].Растущие масштабы конкурсной педагогической деятельности в условиях активных преобразований учебно-воспитательного пространства дают основание для дальнейшей разработки данной проблемы в сфере безопасности жизнедеятельности в контексте перспективных педагогических идей аксиологичности, интеграции, межсубъектной коммуникации.

Цель исследования состояла в формировании современного научного представления о педагогических конкурсах, их личностно-профессиональной и социально-педагогической роли, а также разработки процесса конкурсной педагогической деятельности учителей в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Изложение основного материала статьи. Феномен педагогических конкурсов привлекает к себе особое внимание из-за его широкой распространенности и признанной популярности. Представляя собой массовое состязание учителей и других педагогических работников, демонстрирующих осмысленный и обобщенный инновационный опыт своей профессиональной деятельности, педагогические конкурсы выполняют ряд важных личностно-профессиональных и социально-педагогических функций. Личностно-профессиональные функции связаны с повышением педагогической компетентности участников в процессе зарождения замысла, разработки, апробации в практике обучения безопасности жизнедеятельности конкурсного образовательного продукта. Освоение новых компетенций обеспечивается презентацией выполненной работы, публичной защитой своих методических идей, которая часто приобретает характер дискуссии. Социально-педагогические функции состоят в реализации инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе по безопасности жизнедеятельности, необходимость которых определяется доминирующим развивающим вектором отечественного образования и требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов. Продуктивный характер приобретает деятельность обучающихся, базирующаяся на ценностно-смысловом отношении, мотивации, интегративном освоении объемного и разнопланового материала по безопасности жизнедеятельности в условиях различных коммуникативных моделей взаимодействия. Повышаются результаты освоения учебной программы, развивается творчество и самостоятельность школьников, их ответственность за собственные достижения. Благодаря педагогическим конкурсам становятся доступными и понятными для массовой педагогической общественности привлекательные инновации, где может быть реализован собственный личностно-профессиональный потенциал. Несмотря на очевидные достоинства конкурсной педагогической деятельности, нами определен ряд проблем:

- недооценка учительской аудиторией роли педагогических конкурсов в повышении своей профессиональной компетентности в сфере безопасности жизнедеятельности, развитии ее аксиологического, когнитивно-интегративного, деятельностно-коммуникативного компонентов. Недостаточное понимание значимости конкурсной деятельности приводит к формальному выполнению заданий и недостижимости значимого для себя результата и социально-образовательных педагогических эффектов;

- отсутствие четкого представления о конкурсной педагогической деятельности, ее назначении, содержании, этапах, способах организации. Конкурсная деятельность учителя представляет собой самостоятельный и особый вид педагогической деятельности с глубокой заинтересованностью в предстоящей работе, четко осмысленными результативно-целевыми ориентирами, пониманием интеграции содержания деятельности и оценкой ее эффективности.

Разработанный нами процесс повышения профессиональной компетентности учителей безопасности жизнедеятельности на основе участия в педагогических конкурсах в своей основе опирается на идеи аксиологичности [2], интегративности [1], коммуникативности [5]. Аксиологичность задает ценностно-смысловые установки конкурсной деятельности педагогов, понимание ими ее смысла и целей. Внутренняя мотивация формирует убеждение в необходимости и правильности принятого решения, придающего уверенность в успешном конечном результате. Интегративность содержания конкурсной деятельности исходит из понимания ее целостности и достижения интегрированного результата в виде социального, личностного, познавательного, коммуникативного развития участников. Коммуникативность означает широкое участие конкурсантов в профессиональном общении, диалогическом взаимодействии с обучающимися и родителями, представителями смежных организаций, коллегами.

Повышение профессиональной компетентности в конкурсной деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности носит этапный характер и включает этапы: доконкурсный, конкурсный, послеконкурсный. Первый доконкурсный этап («этап вхождения в конкурс») имеет очень важное значение, потому что он включает весьма ответственную стадию принятия решения об участии в конкурсе. Решение представляет собой обдуманный вывод, исходящий из оценки собственных интересов и профессиональных возможностей. Учитель осознает предстоящие риски конкурсной деятельности, поскольку ему предстоит «выход из привычной зоны комфорта». Анкетирование участвующих в различных конкурсах педагогов показало, что большинство из них (86%) принимает участие по собственному желанию, а не по принуждению, и проявляет готовность к конкурсным испытаниям. Как правило, это не рядовые учителя, а творчески

работающие педагоги. С одной стороны, они проявляют желание продемонстрировать педагогическому сообществу свои лучшие практики, с другой, познакомиться с инновационным опытом своих коллег для его дальнейшего использования. Конкурсанты осознают достоинства педагогического состязания для развития своей компетентности в сфере обучения безопасности жизнедеятельности, повышения профессионального рейтинга, налаживания делового взаимодействия в среде учительского сообщества. Внутренняя мотивация переходит в стадию целеполагания и планирования конкурсной деятельности, направленной на достижение результатов.

Второй конкурсный этап включает деятельность педагогов, которая раскрывает их личностные и профессиональные качества, демонстрирует продукты творческой работы. Среди них, проекты по детской дорожно-транспортной безопасности, конкурс «Лучший учитель года», цифровой образовательный контент по социальной безопасности. При выполнении конкурсной деятельности следует придерживаться положений и требований, разработанных для каждого мероприятия. Так, при предоставлении проекта педагоги обосновывают актуальность темы и ее практическую значимость; соблюдают требования полноты методических разработок; логичности и структурности; демонстрируют свой уровень творчества, проявляемый в новизне и оригинальности методических решений; качество оформления и яркость подачи. При защите проектов учитывается, во-первых, качество доклада, зависящее, во-многом, от коммуникативно-речевых компетенций (композиция сообщения, убедительность результатов, их аргументация); во-вторых, отражение предметных, метапредметных и межпредметных аспектов, новых технологий; в-третьих, адекватность реакции на вопросы и возможные замечания, проявление выдержки и такта. В конкурсе на звание «Лучший учитель года» в очной форме или режиме online показываются открытые уроки, сопровождаемые методическими пояснениями, и предоставляются видеоматериалы о внеклассных мероприятиях по самостоятельно выбранной конкурсантами теме. Цифровой образовательный контент по социальной безопасности в школе реализует идею информатизации учебного процесса, обеспечивает проведение занятий в дистанционном режиме.

Послеконкурсный этап посвящен подведению итогов, их оцениванию, рефлексия ожиданий и полученных результатов. Каждый участник выводит суждение об эффективности конкурсной деятельности для повышения профессиональной компететности. Формулирует ответы на вопросы: в чем смысл участия в профессиональных конкурсах, что удалось, над какими проблемами стоит задуматься. Качественно выполненная итоговая рефлексия определяет личностный рост и профессиональный прогресс учителя безопасности жизнедеятельности. Понимание необходимости улучшения сделанной работы и видение новых перспектив ведет педагогов к дальнейшему совершенствованию их деятельности. Анализ результатов проведенного среди учителей анкетирования показал в целом положительное отношение к профессиональным конкурсам (76%). В тоже время порядка 28% педагогов отмечают большую временную затратность подготовки и эмоциональную перегрузку. Тем не менее, 84%, считают их полезными в плане профессионального самоутверждения в педагогическом коллективе, 93% респондентов обращают внимание на собственный профессиональный рост в научно-методическом плане и деловой коммуникации, 79% открыли для себя новые возможности дальнейшей самореализации в профессии с учетом аксиологичности, ориентированной на ценностно-смысловые акценты, интеграции и междисциплинарности деятельностного содержания обучения безопасности жизнедеятельности, диалогического общения. Необходимость предлагаемой организации конкурсной деятельности отметили 89%. Профессиональные состязания расширяют педагогический кругозор опытных педагогов и служат стартовой площадкой для молодых учителей безопасности жизнедеятельности на пути к профессиональным достижениям.

Выводы. Активная конкурсная деятельность, развернувшаяся в образовательном сообществе, имеет высокую педагогическую ценность, поскольку обогащает участников новыми педагогическими идеями ценностно-смыслового, интегративного, коммуникативного характера. Она способствует развитию профессиональной компетентности учителей безопасности жизнедеятельности - участников конкурсов, выполняющих творческие задания, основанные на инновационных технологиях, педагогических взглядах, подходах. Обретение актуальных педагогических компетенций позволяет педагогам модернизировать учебно-воспитательный процесс по безопасности жизнедеятельности. Успешность конкурсной деятельности зависит от ее организации, которая обоснована посредством раскрытия ее этапности. Последовательное выполнение этапов систематизирует и облегчает работу по выполнению конкурсных заданий.

Литература:

1. Ардабацкая, И.А. Процессы интеграции в образовательном пространстве современной школы / И.А. Ардабацкая // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 6. - С. 36-40.

2. Асмолов, А.Г. О ценностном смысле социокультурной модернизации образования: от реформ - к реформации / А.Г. Асмолов, М.С. Гусельцева // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». - 2019. - № 1. - С. 18-43.

3. Бабич, А.В. К вопросу о профессиональной компетентности учителя ОБЖ как психолого-педагогическая проблема / А.В. Бабич // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - № 4 (9). - С. 14-16.

4. Булавкина, Е.Б. Конкурсы педагогического мастерства как эффективный способ повышения профессионализма учителя / Е.Б. Булавкина, Е.А. Ермолинская // Педагогика искусства. - 2015. - №2. - С. 21-26.

5. Камерилова, Г.С., Коммуникативная компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности: монография / Г.С. Камерилова, М.А. Картавых, И.В. Прохорова. - Москва: ФЛИНТА; Нижний Новгород: Мининский университет, 2017. - 212 с.

6. Картавых, М.А. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении / М.А. Картавых, Г.С. Камерилова // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т.6. - № 1(22). - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32833339 (дата обращения: 03.03.2022). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

7. Ковшова, А.А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога / А.А. Ковшова // Концепт. - 2021. - № 7. - С. 1-12.

8. Машуков, А.В. Конкурсы профессионального мастерства как фактор развития педагогического творчества учителя / А.В. Машуков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 2(7). - С. 87-91. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21996756 (дата обращения: 03.03.2022). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

9. Kamerilova, G.S. Development of Professional Creativity of Teachers in the System of Professional Safety Culture of Children in Transport / G.S. Kamerilova, M.A. Kartavykh, E.L. Ageeva, I.A. Gordeeva, M.A. Veryaskina // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т.91. - pp. 446-451.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.