Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СТРАТЕГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / МАГИСТЕРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАГИСТРАТУРА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Картавых Марина Анатольевна

Предметом обсуждения в данной статье является процесс становление креативной личности в магистерском педагогическом образовании по безопасности жизнедеятельности. Выполнена оценка растущей личной и социальной значимости профессиональной креативности как важнейшего показателя педагогической компетентности учителя и решающего фактора прогрессивных перемен в системе обучения. Обоснована возможность реализации образовательной стратегии профессиональной креативности в педагогической магистратуре по безопасности жизнедеятельности на основе проектной деятельности. Обоснован высокий творческий потенциал проектной деятельности в условиях реализации магистерских программ. Разработана в формате модели стратегия развития профессиональной креативности в магистерском образовании по безопасности жизнедеятельности. Модель выстроена в логике антропологических, гуманистических, культурно-исторических идей. В разработанной модели развития профессиональной креативности сопряжены творческие уровни проектной деятельности с критериями креативности. По мере выполнения информационно-познавательных, творческих и исследовательских проектов происходит движение от стимульно-продуктивного к эвристическому и креативному способам деятельности. Информационно-познавательные проекты, ориентированны на поиск и анализ научно-методических материалов, формулирование обоснованных педагогических выводов и аргументированных заключений, принятие самостоятельных решений, авторское представление продуктов самостоятельной деятельности. Творческие проекты включают деятельность повышенного уровня творчества. Они предполагают преобразование обучающей среды в соответствие с современными требованиями. Исследовательские проекты предусматривают выполнение целостного научно-методического исследования. Проявляются виде курсовой работы и магистерской диссертации. Сделан вывод о целесообразности последовательного выполнения магистрантами учебно-методических проектов. Проекты выстраиваются в логике возрастания творческой самостоятельности на пути к становлению кративной личности учителя безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Картавых Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGY OF PROFESSIONAL CREATIVITY IN THE CONDITIONS OF PEDAGOGICAL MAGISTRACY ON LIFE SAFETY

The subject of discussion in this article is the process of becoming a creative personality in master's pedagogical education in life safety. An assessment was made of the growing personal and social importance of professional creativity as the most important indicator of teacher's pedagogical competence and the decisive factor of progressive changes in the educational system. The possibility of implementing an educational strategy of professional creativity in the pedagogical master's school on life safety on the basis of project activities is justified. The high creative potential of the project activity in the conditions of the implementation of master's programs is justified. A strategy for the development of professional creativity in master's degree in life safety has been developed in the model format. The model is built in the logic of anthropological, humanistic, cultural and historical ideas. The developed model of professional creativity development involves creative levels of project activity with criteria of creativity. As information-educational, creative and research projects are carried out, there is a movement from stimulus-productive to heuristic and creative methods of activity. Information and educational projects focused on the search and analysis of scientific and methodological materials, the formulation of reasonable pedagogical conclusions and reasoned conclusions, the adoption of independent decisions, the author's presentation of products of independent activity. Creative projects include activities of an increased level of creativity. They involve transforming the learning environment into a state-of-the-art environment. Research projects provide for the implementation of holistic scientific and methodological research. Manifested in the form of coursework and a master's thesis. It was concluded that it is advisable for undergraduates to consistently carry out educational and methodological projects. Projects are built in the logic of increasing creative independence on the way to the formation of a creative personality of a life safety teacher.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 371.8

доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СТРАТЕГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАГИСТРАТУРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Предметом обсуждения в данной статье является процесс становление креативной личности в магистерском педагогическом образовании по безопасности жизнедеятельности. Выполнена оценка растущей личной и социальной значимости профессиональной креативности как важнейшего показателя педагогической компетентности учителя и решающего фактора прогрессивных перемен в системе обучения. Обоснована возможность реализации образовательной стратегии профессиональной креативности в педагогической магистратуре по безопасности жизнедеятельности на основе проектной деятельности. Обоснован высокий творческий потенциал проектной деятельности в условиях реализации магистерских программ. Разработана в формате модели стратегия развития профессиональной креативности в магистерском образовании по безопасности жизнедеятельности. Модель выстроена в логике антропологических, гуманистических, культурно-исторических идей. В разработанной модели развития профессиональной креативности сопряжены творческие уровни проектной деятельности с критериями креативности. По мере выполнения информационно-познавательных, творческих и исследовательских проектов происходит движение от стимульно-продуктивного к эвристическому и креативному способам деятельности. Информационно-познавательные проекты, ориентированны на поиск и анализ научно-методических материалов, формулирование обоснованных педагогических выводов и аргументированных заключений, принятие самостоятельных решений, авторское представление продуктов самостоятельной деятельности. Творческие проекты включают деятельность повышенного уровня творчества. Они предполагают преобразование обучающей среды в соответствие с современными требованиями. Исследовательские проекты предусматривают выполнение целостного научно-методического исследования. Проявляются виде курсовой работы и магистерской диссертации. Сделан вывод о целесообразности последовательного выполнения магистрантами учебно-методических проектов. Проекты выстраиваются в логике возрастания творческой самостоятельности на пути к становлению кративной личности учителя безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: профессиональная креативность, магистерское образование, педагогическая магистратура, безопасность жизнедеятельности, проектная технология, учебно-методический проект.

Annоtation. The subject of discussion in this article is the process of becoming a creative personality in master's pedagogical education in life safety. An assessment was made of the growing personal and social importance of professional creativity as the most important indicator of teacher's pedagogical competence and the decisive factor of progressive changes in the educational system. The possibility of implementing an educational strategy of professional creativity in the pedagogical master's school on life safety on the basis of project activities is justified. The high creative potential of the project activity in the conditions of the implementation of master's programs is justified. A strategy for the development of professional creativity in master's degree in life safety has been developed in the model format. The model is built in the logic of anthropological, humanistic, cultural and historical ideas. The developed model of professional creativity development involves creative levels of project activity with criteria of creativity. As information-educational, creative and research projects are carried out, there is a movement from stimulus-productive to heuristic and creative methods of activity. Information and educational projects focused on the search and analysis of scientific and methodological materials, the formulation of reasonable pedagogical conclusions and reasoned conclusions, the adoption of independent decisions, the author's presentation of products of independent activity. Creative projects include activities of an increased level of creativity. They involve transforming the learning environment into a state-of-the-art environment. Research projects provide for the implementation of holistic scientific and methodological research. Manifested in the form of coursework and a master's thesis. It was concluded that it is advisable for undergraduates to consistently carry out educational and methodological projects. Projects are built in the logic of increasing creative independence on the way to the formation of a creative personality of a life safety teacher.

Key words: professional creativity, master's degree, pedagogical master's degree, life safety, design technology, educational and methodological project.

Введение. Динамично развивающееся информационное общество, характеризующееся нарастанием угроз и рисков, предъявляет особые требования к магистерской подготовке педагогов в сфере безопасности жизнедеятельности, призванных активно решать актуальные задачи современного образования. Инновационные изменения в образовании (А.Г. Асмолов [1], А.В. Крутых [12], В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова [16], В.И. Слободчиков [17], В.П. Соломин [19]), происходят настолько высокими темпами, что для получения значимых педагогических эффектов необходим творческий подход и креативность Анализ магистерских программ [19] показал перспективность их использования в развитии профессиональной креативности, требующей системной работы в период всего срока обучения.

Анализ феномена креативности показал многообразие точек зрения на определение ее сущности. Для нашего исследования наибольший интерес представляет личностный подход (Ф. Баррон, А. Маслоу, Н.Б. Богоявленская), в котором креативность как особое свойство выражается в оригинальной постановке и решении проблем, имеющих личностный смысл [5]. Данный подход требует обращения к субъекту обучения как естественной целостности, в единстве ее ценностно-смысловых оснований, мотивации, эмоций, логики, процесса и результатов деятельности. Мы обращаем также внимание на рационально-логический подход с акцентом на интеллект, когнитивность, результативные идеи дивергентного мышления (Дж. Гилфорд, С. Тэйлор, Э. Торренс) [6]. В условиях магистерского образования создаются реальные возможности реализации творческой индивидуальности, направленные на развитие профессиональной креативности будущих педагогов (И.С. Батракова, О.Ф. Пиралова, С.А. Писарева, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына) [4, 7, 14].

Креативнный потенциал педагогической магистратуры усиливается благодаря внедрению проектной технологии обучения (М.П. Горчакова-Сибирская, И.А. Колесникова [11], М.Ю. Бухаркина Е.С. Полат [15], Л.И. Соколова, Д.С. Ермаков [18]). Проектная деятельность, творческая по своей сущности, опирается на поисковые, исследовательские, проблемные методы и интегративные процессы, особенно значимые в теории и методике обучения безопасности жизнедеятельности [11]. Представляя собой вариант преобразовательной деятельности, учебно-методический проект

готовит магистрантов к реальным условиям будущей профессии. Приобретая в магистратуре определенную уверенность, креативные молодые педагоги способны к совершенствованию школьного обучения на идеях гуманизации, интеграции, информатизации, культурологичности. Вместе с тем, вопрос развития профессиональной креативности в педагогической магистратуре по безопасности жизнедеятельности на основе проектной технологии требует дальнейшей разработки.

Цель исследования состояла в оценке роли профессиональной креативности и обосновании стратегии ее развития в педагогической магистратуре по безопасности жизнедеятельности на основе проектной технологии.

Изложение основного материала статьи. При разработке модели развития профессиональной креативности в магистерском образовании мы опирались на ряд принципиальных положений. Во-первых, профессиональная креативность как инновационная образовательная стратегия магистерской подготовки педагогов в сфере безопасности жизнедеятельности, отражающая ведущие тенденции развития отечественной высшей школы. Во-вторых, профессиональная креативность - главный показатель педагогической компетентности, означающей готовность и способность творчески осуществлять стратегию образования в сфере безопасности жизнедеятельности. В-третьих, профессиональная креативность педагога означает генерирование инновационных и оригинальных идей, активный поиск новых образовательных перспектив, ресурсов и средств, в том числе методов, форм, технологий. В-четвертых, профессиональная креативность характеризуется взаимодействием образного и рационально-логического мышления, объединяющего творческое воображением с проблемным видением педагогической ситуации. Стиль мышления имеет преобразующий характер и отличается критичностью. В-пятых, профессиональная креативность способствует взятию на себя ответственности и принятию решений в неоднозначных педагогических ситуациях и условиях неопределенности, с риском для собственной репутации, и доводить начатое дело до конца. В-шестых, профессиональная креативность включает постоянную потребность в обогащении своего педагогического опыта, расширении общего кругозора, открытость к диалогическому общению, рефлексии.

Особенности обучения в педагогической магистратуре позволяют достаточно широко использовать перспективную проектную технологию, направленную на формирование культурной личности безопасного типа поведения (С.П. Данченко, Г.А. Костецкая) [9]. Стратегия развития профессиональной креативности в магистерском образовании по безопасности жизнедеятельности разрабатывалась нами в формате модели, выстроенной в логике антропологических, гуманистических, культурно-исторических идей. Антропологические идеи (В.И. Слободчиков [21]) связаны с аксиологическими аспектами и жизненным смыслом образования в области безопасности жизнедеятельности, поскольку безопасность представляет собой первостепенную универсальную ценность для человека, его духовно-нравственного становления как культурной личности безопасного типа поведения. Гуманистические идеи реализуются в проектной деятельности посредством объединения личностного, деятельностного и диалогического подходов (В.А. Сластенин). Весь процесс магистерского образования пронизан культурно-историческими идеями современной эпохи, отличающейся новыми смыслами профессиональной педагогической деятельности, постнеклассическими подходами к познанию (проблемность, интегративность и др.), масштабной цифровизацией, нарастанием напряженности в природной, техногенной, социальной и экологической сферах, ориентацией на устойчивое развитие. Выполнение профессионально-ориентированных проектов развивает креативность магистрантов, которая проявляется в создании продуктов творческой деятельности, подлежащих изучению (Л.С. Выготский, К. Тейлор). Их анализ и оценка учитывали компетентностно - ориентированные требования к диагностике педагогической подготовки.

Конструирование модели развития профессиональной креативности в педагогической магистратуре по безопасности жизнедеятельности осуществлялось исходя из признания деятельностного направления исследования (Т.А. Барышева [3]). В этой связи личностные критерии развития профессиональной креативности (стимульно-продуктивный, эвристический и креативный, обоснованные Д.Б. Богоявленской [5], были сопряжены с типологией выполняемых проектов, разграниченных нами по уровню творческой самостоятельности. С опорой на исследования Е.С. Полат и М.Ю. Бухаркиной [15] нами разработаны информационно-познавательные, творческие и исследовательские учебно-методические проекты, отличающиеся нарастанием творчества и общей направленностью на усиление креативности.

Информационно-познавательные проекты, выполняемые в первом семестре, ориентированны на поиск и анализ научно-методических материалов, формулирование обоснованных педагогических выводов и аргументированных заключений, принятие самостоятельных решений, активность в коллективном обсуждении, авторское представление продуктов самостоятельной деятельности. При выполнении проекта «Формирование комфортной и безопасной городской среды», предусматривающего благоустройство общественно значимых городских пространств, магистранты самостоятельно выбирают объект-локацию (парк, набережная, сквер) и готовят доклад с презентацией. Проект «СТОП-Буллинг», раскрывающий остроту проблемы регулярного агрессивного психологического и физического давления на обучающихся в школе, оформляется в реферативной форме с последующим групповым обсуждением. Проект «Исследовательская деятельность в образовательной организации», предусматривающий анализ лучших школьных исследовательских практик, представляется в виде аналитической справки. Выполняя информационно-познавательные проекты, обучающиеся усваивают научно-педагогические методы, базовые для развития креативности. Проектная деятельность в рамках заданного способа деятельности, с преобладанием внешней мотивации, отражает стимульно-продуктивный уровень творчества.

Творческие проекты, выполняемые во втором семестре, включают магистрантов в деятельность повышенного уровня творчества и требуют личной увлеченности и внутренней мотивации. Предлагаются проектные задания на преобразование обучающей среды в соответствие с современными требованиями. Магистранты выполняют проекты: «Дизайн современного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности»; «Рабочая тетрадь - электронный тренажер» с упражнениями по отработке алгоритмов безопасного поведения при природных, техногенных, социальных и экологических угрозах; «Показательное деловое портфолио», где представлены лучшие работы магистрантов, дипломы, награды. Использование научных методов дополняется художественными приемами, направленными на эмоционально-чувственную сферу и создание визуального образа образовательного продукта. Магистры проявляют методическую изобретательность, используя интегративные символы безопасности, исторические экскурсы, игровое моделирование. Широко используются групповые дискуссии, мозговые штурмы, различные варианты навыковых тренингов. Выход из зоны комфорта в новое образовательное пространство означает вызов для магистрантов, ответ на который требует инициативы и активности в поиске неординарных решений и эмпирических обобщений. Проектная деятельность в рамках свободного способа действий, с преобладанием внутренней мотивации сопряжена с эвристическим уровнем творчества.

Исследовательские проекты, выполняемые на втором курсе, предполагают выполнение целостного научно-методического исследования в виде курсовой работы по тематике инновационных технологий в обучении безопасности жизнедеятельности, а также собственно магистерскую диссертацию. Курсовая работа в педагогической магистратуре - это законченное самостоятельное учебное исследование в сфере теоретического осмысления и практики применения инновационных подходов в образовании по безопасности жизнедеятельности. В ней представлены все компоненты научно-

методического исследования, включая выбор и обоснование актуальности темы, формулирование цели, объекта и предмета исследования; выдвижение гипотезы, постановка задач и выбор методов; описание опытно-экспериментальной работы и ее результатов по проверке эффективности авторских методических разработок. На защите курсовой работы магистры демонстрируют понимание ее личностного смысла для развития собственной профессиональной креативности, оценивают степень новизны и практической значимости для образования в сфере безопасности жизнедеятельности. В их выступлениях объясняется замысел и общая логика исследования, его внутренняя структура, диагностика результативности, выдвигаются предложения по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса. Характер проектной деятельности соотносится с креативным уровнем творчества, при котором выявленные и доказанные в эксперименте положения дают основание для новых идей модернизации образования. Следовательно, в процессе решения научно-педагогических задач в педагогической магистратуре развивается профессиональная креативность, означающая выход в новое исследовательское пространство теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности.

Выводы. Прогресс образования в сфере безопасности жизнедеятельности во-многом определяется уровнем креативности педагогических кадров, в связи с чем актуализируется проблема ее развития в рамках магистерской подготовки будущих учителей. Выделенные принципиальные положения относительно сущности профессиональной креативности легли в основу инновационных преобразований в педагогической магистратуре, направленных на активизацию инициативности и творческой самостоятельности. Созданная и реализованная в образовательной практике модель развития профессиональной креативности является системообразующим фактором инновационного процесса обновления педагогической магистратуры по безопасности жизнедеятельности. Целостность разработанной модели развития профессиональной креативности обеспечивается единством ее основных компонентов, а также взаимосвязью уровней креативности с выполнением проектов разной степени творчества. Интеграция теоретико-методологической, содержательно-деятельностной, коммуникативно-презентационной, рефлексивно-оценочной видов проектной деятельности реализует антропологические, гуманистические и культурно-исторические идеи развития современного высшего образования, направленного на реализацию потенциальных возможностей каждого магистранта и его профессиональной креативности как личностного и социального достояния. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о перспективности дальнейшей разработки рассматриваемой проблемы в теории и методике обучения безопасности жизнедеятельности.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции / А.Г. Асмолов, Е.Д. Шехтер, А.М. Черноризов // Вопросы психологии. - 2017. - № 4. - С. 3-26.

2. Асташина, Н.И. Исследовательская экологическая деятельность как ресурс развития профессиональной креативности в условиях инновационной стратегии высшего образования / Н.И. Асташина, Г.С. Камерилова // Азумут научных исследований. - 2019. - Т.8. - №2(27). - С 18-22.

3. Барышева, Т.А. Теория развития креативности: теория, диагностика, технологии: Монография / Т.А. Барышева. -СПб: ООО "Издательство ВВМ",2016. - 316 с.

4. Батракова, И.С. Исследование процессов профессионального становления студентов магистратуры в современном вузе: монография / И.С. Батракова, И.Б. Государев, Ю.А. Комарова [и др.]. - СПб.: Лема, 2013. - 210 с.

5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: «Академия», 2002. - 320 с.

6. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд; под ред. А.М. Матюшкина // Психология мышления. - М., 1965. - С. 15-20.

7. Глубокова, Е.Н. Педагогическая магистратура: требования стандартов и новые модели / Е.Н. Глубокова, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына // Человек и образование. - 2015. - №4 (45).; URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pedagogicheskaya-magistratura-trebovaniya-standartov-i-novye-modeli.

8. Данченко, С.П. Педагогика безопасности: о понятии «личность безопасного типа» / С.П. Данченко, Г.А. Костецкая // Педагогика. - 2021. - №2. - С. 57-84

9. Жданко, Т.А. Диагностика предметной и методической компетенций педагогов / Т.А. Жданко, С.В. Гершпигель, А.В. Гуринович, М.М. Михайлова // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30576.

10. Картавых, М.А. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении / М.А. Картавых, Г.С. Камерилова // Вестник Мининского университета, 2018. - Т. 6. - № 1. -http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/752/643.

11. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.

12. Крутых, А.В. Внедрение инноваций в систему высшего образования России / А.В. Крутых // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 02 (56). - Часть 3. - С. 28-30. - URL: https://research-journal.org/economical/vnedrenie-innovacij-v-sistemu-vysshego-obrazovaniya-rossii/.

13. Маркова, С.М. Методика исследования содержания профессионального образования / С.М. Маркова, А.К. Нарказиев // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - № 1. - С. 1.; URL:https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-2.

14. Пиралова, О.Ф. Особенности обучения в магистратуре современных вузов / О.Ф. Пиралова // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 5. - С. 78-80; URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=8125.

15. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высш. учеб. Заведений / Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

16. Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А Сластенин, Г.И. Чижова. - М.: Академия, 2003. - 192 с.

17. Слободчиков, В.И. Концептуальные основы антропологии современного образования / В.И. Слободчиков // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №3; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-antropologii-sovremennogo-obrazovaniya-1.

18. Соколова, Л.И. Инновационные проекты в области формального, неформального и информального образования для устойчивого развития / Л.И. Соколова, Д.С. Ермаков // Педагогика и просвещение. - 2021. - № 3. - С. 63-75.

19. Соломин, В.П. Новая модель практико-ориентированной подготовки педагогов с учетом требований профессионального и образовательного стандарта / В.П. Соломин, В.А. Рабош, А.Г. Гогоберидзе // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 145-151.

20. Kamerilova, G.S. Development of Professional Creativity of Teachers in the System of Professional Safety Culture of Children in Transport / G.S. Kamerilova, M.A. Kartavykh, E.L. Ageeva, I.A. Gordeeva, M.A. Veryaskina // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - T. 91. - C. 446-451; URL: https://www.researchgate.net/publication/337001130.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат биологических наук, доцент Агеева Елена Львовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат биологических наук, доцент Егорова Юлия Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ВУЗЕ

Аннотация. В статье обосновывается важность проектно-модульного обучения в вузе для формирования профессиональной креативности будущих педагогов. Раскрывается актуальность развития профессиональной креативности как феномена личной и социально-педагогической значимости, способствующей преобразованию учебно-воспитательного процесса в школе на современных идеях гуманистической и культурологической направленности. Разработанный вариант проектно-модульного обучения объединяет учебные проекты разного уровня творчества и самостоятельности, последовательное выполнение которых обеспечивает этапность развития профессиональной креативности. Выделенные стимульно-продуктивный, эвристический, креативный уровни творчества обучающихся формируются по мере выполнения проектной деятельности в информационно-познавательных, практико-ориентированных, творческих и исследовательских проектах. Содержательной основой проектного модуля является проблема здорового образа жизни, социальный приоритет которой определяется вниманием к здоровью обучающихся в образовательной организации. Сделан вывод о том, что процесс развития профессиональной креативности в процессе создания учебных проектов в сфере здоровьесбережения означает переход от доминирующих частично-поисковых к эвристическим и далее к исследовательским методам обучения.

Ключевые слова: проектно-модульное обучение, профессиональная креативность, педагогическое образование, проектный модуль, творчество, здоровый образ жизни, здоровьесбережение.

An^tatton. The article substantiates the importance of project-based modular education at the university for the formation of professional creativity of future teachers. The article reveals the relevance of the development of professional creativity as a phenomenon of personal and socio-pedagogical significance, contributing to the transformation of the educational process at school based on modern ideas of humanistic and culturological orientation. The developed version of the project-modular training combines educational projects of different levels of creativity and independence, the consistent implementation of which ensures the stage-by-stage development of professional creativity. The identified incentive-productive, heuristic, creative levels of creativity of students are formed as project activities are carried out in information and cognitive, practice-oriented, creative and research projects. The substantive basis of the project module is the problem of a healthy lifestyle, the social priority of which is determined by attention to the health of students in an educational organization. It is concluded that the process of developing professional creativity in the process of creating educational projects in the field of health care means a transition from the dominant partially searchable to heuristic and further to research methods of teaching.

Key words: project-modular training, professional creativity, pedagogical education, project module, creativity, healthy lifestyle, health care.

Введение. Современная система образования, отвечая на запросы стремительно развивающегося общества, в числе первоочередных задач, выдвигает развитие творческой личности педагогов. Инициативный, коммуникативный и творчески работающий учитель способен быстро реагировать на текущие изменения, проявляя изобретательность в организации учебно-воспитательного процесса. Он позитивно воспринимает педагогические инновации и успешно внедряет их в свою педагогическую практику на основе гуманистических и культурологических идей (Н.Б. Бондаревская, В.А. Сластенин). Организация творческой деятельности требует создания особой развивающей образовательной среды, создаваемой, по мнению Н.О. Ложенко, в процессе научно-иследовательской, проектной, профессионально-ориентированной работы [7]. В нашем исследовании приоритетная роль отводится проектной деятельности (И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская, М.Ю. Бухаркина Е.С. Полат) и проектно-модульному обучению (С.А. Дейнега), как самостоятельному творчеству обучающихся, направленному на выполнение педагогических проектов [3, 8, 11]. Образовательный продукт - проект выполняется в ходе совместной командной работы, которая имеет практический смысл и обеспечивается внутренней мотивированной активностью обучающихся. При этом происходит усиление субъектности за счет деятельностного разнообразия, инициативное открытие новых знаний и умений в процессе решения актуальных образовательных проблем, расширение интеграции, проблематизации, конкретной методической ориентации. Проектно-модульный подход, связывая воедино проектное и модульное обучение (П.А. Юцявичене), объединяет их достоинства и позволяет структурировать учебное содержание и способы его освоения, исходя из целевой направленности [4, 5]. Проектный модуль по здоровому образу жизни обеспечивает реализацию индивидуально-личностной направленности образования, его адаптацию к потребностям и возможностям обучающихся. Как показывает анализ научных исследований и вузовской практики проектная деятельность и модульная технология получили, в качестве самостоятельных направлений, широкое распространение в подготовке будущих педагогических кадров. Однако их комплексное использование раскрыто недостаточно. Ориентированное на творчество, проектно-модульное обучение становится востребованным в развитии креативности обучающихся. В психолого-педагогических работах креативность рассматривается как наивысшее проявление творческой личности (Дж. Гилфорд, Д.Б. Богоявленская, М.Ф. Морозов, Л.М. Фридман). В зависимости от контекста исследования предлагаются различные трактовки креативности. В логике нашего исследования интерес представляет точка зрения Н.Б. Богоявленской, определяющей креативность как личностное качество, проявляющееся в оригинальности решения проблемной задачи, имеющей личностный смысл [2]. В научной среде сформировалось представление о таких свойствах креативности, как дивергентность мышления, означающая его беглость, гибкость, оригинальность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.