педагогические науки
Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...
УДК 378
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0001
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2019
Асташина Нина Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Сервис» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606260, Россия, п. Воротынец, ул. Мира, д.7, e-mail: [email protected]) Камерилова Галина Савельевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1; e-mail: [email protected])
Аннотация. Инновации, происходящие в системе высшего образования, актуализируют проблему развития профессиональной креативности выпускников. Высоким потенциалом для становления креативной личности обладает исследовательская экологическая деятельность, организуемая в вузе в рамках профильной подготовки бакалавров и магистров. Развиваемая, на основе выполнения обучающимися исследовательской экологической деятельности, креативность рассматривается в качестве главной особенности творческой личности. В статье акцентируется внимание на подходах к определению сущности креативности, критериях ее развития, связь с ком-петентностным подходом. Обосновывается разработанная модель развития профессиональной креативности на основе выполнения экологической исследовательской деятельности. В результате сопряженного подхода к логике научного экологического исследования и этапам развития профессиональной креативности сделаны выводы о возможности становления креативности как личностно-профессионального свойства выпускника. Выполнение экологических исследований предполагает проблемно-целевой, информационно-познавательный, поисково-исследовательский, презентационно-оценочный этапы работы. По мере прохождения этапов исследовательской экологической деятельности обучающийся переходит от стимульно-продуктивного уровня творческой инициативы к эвристическому и креативному. Открываемое в процессе исследовательской экологической деятельности новое научное знание информационного, процедурного, оценочного, прогностического, рефлексивного характера, обогащая познавательный опыт, закладывает фундамент личностного и социального смысла профессиональной креативности.
Ключевые слова: инновационная стратегия высшего образования, креативность, профессиональная креативность, исследовательская экологическая деятельность, уровни творческой инициативы: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный, формы творческой деятельности.
ENVIRONMENTAL RESEARCH ACTIVITY AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CREATIVITY IN TERMS OF INNOVATIVE STRATEGIES IN HIGHER EDUCATION
© 2019
Astashina Nina Igorevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associae Professort
of Department of "Service» Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics (606260, Russia, Vorotynets settlement, Mira street, d. 7, e-mail: [email protected]) Kamerilova Galina Savelevna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Physiology and Safety of Human Activity Nizhny Novgorod Pedagogical University. K. Minina (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova str., 1; e-mail: [email protected])
Abstract. The Innovations taking place in the system of higher education actualize the problem of development of professional creativity of graduates. High potential for the formation of creative personality has research environmental activities organized at the University in the framework of specialized training of bachelors and masters. The article focuses on the approaches to the definition of the essence of creativity, the criteria of its development, the relationship with the competence approach. The developed model of development of professional creativity on the basis of implementation of ecological research activity is proved. As a result of the conjugate approach to the logic of scientific ecological research and the stages of development of professional creativity, conclusions are made about the possibility of formation of creativity as a personal and professional property of the graduate. Environmental research involves problem-target, information and cognitive, search and research, presentation and evaluation stages of work. As the stages of environmental research are passed, the student moves from the stimuli-productive level of creative initiative to the heuristic and creative one.
Keywords: innovative strategy of higher education, creativity, professional creativity, research environmental activity, levels of creative initiative: incentive-productive, heuristic, creative, forms of creative activity.
Современный уровень модернизации высшего образования, связанный с инновационным подходом, затрагивает его фундаментальные основы. Изменения затронули главный системообразующий фактор образовательного процесса - его цель, формулируемую, согласно ФГОС ВО, через систему компетенций (В.А. Болотов, И.А.Зимняя, Дж. Равен, В.В. Сериков, А.В.Тряпицына). Анализ методологии компетентностного подхода, позволяет сделать вывод о его направленности на становление творческой личности выпускника, открытого к инновациям, готового и способного успешно осуществлять профессиональную деятельность в условиях динамичности общественных вызовов и стремительных перемен [1, 2]. Следовательно, для вуза выпускники, овладевшие требуемыми компетенциями, являются ин-
новационным продуктом деятельности. Они социально мобильны и устойчивы на рынке труда, успешно реализуются в профессиональной сфере.
В центре внимания теории современного высшего образования находится не только получение качественного результата, но и особенности организации и управления процессом творческого обучения, в ходе которого развивается профессиональная креативность личности выпускника (Дж. Гилфорд, Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарёв, М.Ф.Морозов, А.М. Матюшкин) [3-5].
В результате смены приоритетов актуализируется направление исследований в области развития профессиональной креативности [6,7,8]. Этот процесс требует инновационной образовательной среды, для которой, согласно представлениям Н.О. Ложенко, ха-
Astashina Nina Igorevna, Kamerilova Galina Savelevna pedagogical
ENVIRONMENTAL RESEARCH ACTIVITY ... sciences
рактерны три направления:1) научно-исследовательская деятельность, связанная с открытием нового знания; 2) проектная деятельность, состоящая в разработке инструментально-технологического знания; 3) образовательная деятельность, в ходе которой осуществляется профессиональное развитие субъектов образования [9]. Для инновационной модели высшей школы, по мнению Е.В. Егорова, свойственны следующие особенности: а) овладение студентами базовыми компетенциями исследовательской и инновационной деятельности; б) сочетание в преподавательской работе образовательной деятельности с исследовательской и инновационной; в) сотрудничество кафедр и субъектов образования с соответствующими их профилю сектором экономики; г) создание инновационных организаций [10].
Отмечая позиции авторов относительно важности научно-исследовательской деятельности и формирования у обучающихся исследовательских компетенций [11-20], обратим внимание на креативный потенциал исследовательской экологической деятельности, недостаточно раскрытый в педагогике высшей школы.
Развиваемая, на основе выполнения обучающимися исследовательской экологической деятельности, креативность рассматривается в психолого-педагогических исследованиях в качестве главной особенности творческой личности (Дж. Гилфорд, Д.Б.Богоявленская, Я.А.Пономарёв, М.Ф.Морозов, Л.М. Фридман, Ю.Н. Ку-люткин, К.А. Абульханова-Славская). Именно профессиональная креативность способствует выходу выпускника вуза из рамок привычных стереотипов, настраивает на поиск инновационных подходов, продуцированию оригинальных экологических идей.
В отношении сущности самого явления креативности, как показал проведенный анализ, выделяются разные точки зрения (Д.Б.Богоявленская, Т.А.Барышева, Дж. Гилфорд, И.Н.Дубровина, М.М. Кашапов, И.А.Малахова, А.И. Попов, Э.Торренс).
Так, Дж. Гилфорд , характеризуя креативность, выделил совокупность интеллектуальных способностей человека, отражающих дивергентность его мышления, то есть мышления, наиболее соответствующего современным условиям неопределенности и открытость к инновациям, позволяющим не только адаптироваться к жизненной среде, но и изменять их в соответствие со своими представлениями об оптимизации и коэволю-ционной гармонизации. В контексте нашей работы это означает экологическое мышление, которое одновременно охватывает не одно, а ряд направлений поиска решения экологических проблем (законодательное, технологическое, экономическое, инженерно-планировочное, воспитательное), при этом допускающее возможность вариативных способов выхода из проблемной ситуации. Среди показателей дивергентного мышления Дж. Гилфордом выделяются: беглость - быстрое продуцирование новых идей; гибкость - оперативное переключение с одной идеи на другую; оригинальность - способность выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых, а также повышенная любознательность, ир-релевантность.
Модель креативности Э.Торренса включает три фактора: беглость, гибкость, оригинальность мышления. А.Маслоу рассматривает креативность в личностном аспекте как способность к творчеству, направленному на самореализацию личности, поэтому главная роль отводится мотивации, ценностям, индивидуально-личностным чертам. Известный отечественный специалист в этой области Д.Б.Богоявленская определяет креативность как глубинное личностное свойство, которое выражается в оригинальной постановке проблемы, наполненной личностным смыслом [21].
При обобщении взглядов специалистов выясняется, что выделяются общие черты профессиональной креативности, состоящие в дивергентности мышления, то есть его беглости, гибкости, оригинальности, способно-20
сти к выдвижению и разработке гипотез, метафоричности, обеспечивающих новое видение проблемы и путей ее разрешения, оперативное переключение внимания с одного аспекта на другой в ситуации неопределенности, применение оригинальных цифровых ресурсов и ассоциативных средств для представления авторских находок, интеллектуальную инициативу. Профессиональная креативность рассматривается как реализация личност-но-профессиональной индивидуальности, которая развивается в субъект-субъектном взаимодействии и проявляется в конкретной деятельности. Она связывается с характером коммуникаций, свободным выбором направленности и методов творческой деятельности, возможностями образовательной среды, последовательностью прохождения этапов становления креативности в онтогенезе [22].
Цель настоящей работы: осмысление процесса развития профессиональной креативности при выполнении студентами экологической исследовательской деятельности.
Разработка проблемы развития креативности в высшем образовании осуществлялось в логике управления исследовательской деятельностью обучающихся, рассмотренной ранее (Асташина Н.И., Камерилова Г.С. Функциональная модель педагогического управления самостоятельной эколого-ориентированной деятельностью в системе высшего образования //Азимут научных исследований. 2018. Т.6. №1(18). С.107-111). Первоначальный поиск, обзор лучших практик и проведенный теоретический анализ позволил сформулировать проблему и выдвинуть гипотезу о высоком предназначении экологической исследовательской деятельности в развитии профессиональной креативности.
В разработанной нами модели развития профессиональной креативности на основе научно-исследовательской экологической деятельности сопряжена логика научного экологического исследования с этапами развития профессиональной креативности. Исследовательская экологическая деятельность, представленная различными формами, включает, как правило, следующие этапы: проблемно-целевой, информационно - познавательный, поисково-исследовательский, презентационно-оценочный.
Содержание деятельности на проблемно-целевом этапе состоит в определении в совместной деятельности под руководством преподавателя экологической проблемы и конкретизации темы, отражающие профессиональный контекст предстоящего исследования (например, «Оценка активов регионального туристического брендинга», «Проблемы и перспективы развития экологического туризма в Нижегородской области», «Оздоровительный туризм для лиц серебряного возраста»). В условиях положительной эмоциональной реакции формируется мотивация, связанная с осознанием роли развития территориального туризма как стратегии повышения конкурентоспособности нашего региона с целью привлечения инвесторов и туристов, рабочих мест. Обосновывается актуальность, цель и задачи, объект и предмет исследования, выдвигаются гипотезы творческих решений, которые помогут нашей области выйти на новый уровень развития внутреннего туризма. На информационно-познавательном этапе происходит информационный поиск, анализ, систематизация, обобщение теоретического материала по экологической проблеме, выбор и освоение методов исследования (теоретических, эмпирических, статистических). Этапы соотносятся с выделенным Д.Б.Богоявленской этапом стимульно-продуктивного уровня творческой инициативы, для которого характерна добросовестная работа обучающихся в рамках заданных условий деятельности. Преобладает проблемно-реферативный вид исследований, включающий самостоятельную работу по составлению аннотированного списка литературы, конспектов научных статей по данной проблематике,
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...
рефератов с обзором и сравнительным анализом научных источников. На проблемных семинарах, играющих важное значение для смысло-целевой деятельности [23, 24], обсуждаются результаты поисковой работы и интернет-исследований. Анализируются материалы о туристическом бренде страны, ее ценнейшем нематериальном активе, который основывается на принципах социальной ответственности бизнеса; проблемах развития экологического туризма в условиях рыночной экономики, рассматриваются важные в современных условиях геронтологические аспекты туристической сферы. Сравниваются различные подходы, например, к дизайнерским решениям туристического брендинга (образ калейдоскопа как символа географической многогранности территорий и этнических культур России; образ женской души России, выраженной в аллегории платка; дружелюбие в слогане «Россия согревает» и др.). При доминировании внешней мотивации отсутствует интеллектуальная инициатива, а поставленные конкретные задания решаются как частные, не связанные между собой и общей экологической проблемой, характеризуя единичный уровень познания.
Содержание деятельности на поисково-исследовательском этапе включает сбор региональных данных, их обработку, визуализацию на диаграммах, графиках, картах, слайдах. Используются данные статистики, информация профильных министерств и ведомств, собственные экспедиционные материалы. Свод информационных данных включает сведения о различных направлениях туризма в Нижегородской области, количестве туристических объектов, туроператоров, экскурсионных маршрутов, их протяженности, продолжительности, стоимости. Особое внимание обращается на уже известные туристической общественности места: Земля Серафима Саровского; Большое Болдино, связанное с весьма продуктивным периодом в жизни А.С.Пушкина; Нижегородский Кремль. Отмечается важность лечебно-оздоровительного отдыха, перспективность водного и экологического туризма. В ходе аналитико-системати-зирующего вида исследовательской деятельности рассматриваются качественная и количественная информация, диагностико-продуктивный вид - мониторинг, дает возможность изучить современное состояние и динамику в сфере рекреационного природопользования, осуществить поиск закономерностей и их причин. Этап соотносится с эвристическим уровнем творческой инициативы, когда обучающиеся демонстрируют уверенную деятельность в заданном способе решения. При этом происходит открытие новых знаний, оригинальных идей, остроумных решений, воспринимаемых как творческие авторские находки. В процессе формирование внутренней мотивации происходит сопоставление и объединение на общей основе ряда выполняемых задач, что отражает уровень особенного в познании.
Содержание деятельности на презентационно-оце-ночном этапе состоит в окончательном осмыслении личностной и социальной значимости выполненной работы, ее целостное представление, логическая связь структурных компонентов, презентация, внешняя и внутренняя оценка, рефлексия. Этап соотносится с креативным уровнем творческой инициативы, когда выявленные идеи и закономерности оформляются в новые проблемы для самостоятельного творчества. Устойчивая внутренняя мотивация побуждает к самостоятельной постановке проблемы, не стимулированной внешними факторами. На основе анализа выявленных закономерностей происходит интеграция выполненных задач под единую проблему, что означает уровень всеобщего в познании. Таким образом, на основе решения исходных задач, развивается профессиональная креативность как выход на новую проблему, в инновационное исследовательское пространство.
Выводы. В результате проведенного исследования установлена актуальность проблемы развития профес-
сиональной креативности в современной подготовке выпускников высшей школы. Становление креативной личности наиболее успешно происходит в результате выполнения исследовательской экологической деятельности. Понимание ее роли и последовательности действий в управлении экологическими исследованиями в практике обучения обеспечивает рост творческой инициативы выпускников, креативности, влияя на их дальнейшее профессиональное саморазвитие и успешность карьерного продвижения. Открываемое в процессе исследовательской экологической деятельности новое научное знание информационного, процедурного, оценочного, прогностического, рефлексивного характера, обогащая познавательный опыт, закладывает понимание личностного и социального смысла профессиональной креативности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе //Педагогика. 2003. №3. С. 8-15.
2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2006. 72 с.
3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта //Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М. 1965.
4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: Изд-во МПСИ. 2003.
5. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты. М.: Чистые пруды. 2006.
6. Шамин А.Е., Касимова Ж.В. Особенности предоставления образовательных услуг в региональных вузах // Вестник НГИЭИ. 2018. №10(89). С.119-134.
7. Козлов А., Уромова И. Научно-исследовательская деятельность обучающихся как основа реализаций профессиональных компетенций// Вестник Мининского университета. 2017 №1. URL:https:// vestnik. mininuniver. ru/jour/article/view/327/328 (дата обращения 12.12.2018).
8. Озина А.М., Чернышов А.Н. Методология и инструментарии создания региональной системы социального партнерства в здравоохранении и образовании //Вестник НГИЭИ. 2017. №11 (78). С.120-130
9. Ложенко Н. О. Инновационная деятельность как тенденция развития высшей школы в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2010. T.10. № 4. С. 51-53.
10. Егоров Е.В. Государственная научно-инновационная политика в РФ и высшей школе // Инновационное развитие высшей школы России: монография /Под ред. Е. В. Егорова, С. А. Карева. М: МАКС Пресс. 2010. 215 с.
11. Асташина Н.И. Подходы к определению структуры, содержания, путей формирования исследовательской компетентности студентов, будущих специалистов в области социально-культурного сервиса //Балтийский гуманитарный журнал. 2015. №1 (10). С.106-109.
12. Матвеева А.А., Иванцов Е.А. Применение интерактивных технологий в контексте формирования экологоориентированной личности будущих специалистов // Вестник Нижневартовского государ-ственногоуниверситета. 2018. №2. С. 68-74
13. Тохохов Б.А. Формирование самообразовательных компетенций студентов в процессе аудиторных занятий // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т.7. №2(23). С.341-344.
14. Асташина Н.И., Камерилова Г.С. Научно-исследовательская экологическая деятельность в свете современных требований университетского образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т.6 №1(18). С.107-110
15. Усатова И.Ю. Реализация компетентностного подхода в обучении английскому языку студентов неязыковых направлений с помощью интерактивных технологий //Карельский научный журнал. 2017. Т.6. №1(18). С.38-42.
16. АсташинаН.И., Камерилова Г.С. Рекреационное природопользование: перспективы использования экологических троп для формирования исследовательской компетентности // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 115-119.
17. Чигишева О.П. Роль исследовательской грамотности в профессиональной деятельности ученого // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 323-326.
18. Явон С.В. Исследовательские практики городского пространства // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 376-380.
19. Чигишева О.П., Бондаренко А.В., Солтовец Е.М. Функциональные показатели продуктивности научно-исследовательской деятельности молодых ученых //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 429-433.
20. Кан В.В., Свистунов Б.Л. Опыт формирования исследовательской компетенции в экспериментальной части курса физики // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 155-161.
21. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия». 2002. 320 с.
22. Попов А.И. Развитие профессиональной креативности в си-
Astashina Nina Igorevna, Kamerilova Galina Savelevna ENVIRONMENTAL RESEARCH ACTIVITY ...
pedagogical sciences
стеме высшего образования //Непрерывное педагогическое образование: проблемы и поиски Continuing pedagogical education: problems and search http://kpfu.ru/psychology/programma-razvitiya-ipo-kfu 2016. № 1 (1) 50.С.
23. Камерилова Г.С., Картавых М.А. Коммуникативная компетентность бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: концептуальные подходы и циклическая модель формирования // Вестник Мининского университета. 2017. №1; URL:https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/327/328 (дата обращения 16.11.2018).
24. Kamerilova, G.S., Kartavykh, M.A., Ageeva, E.L., Gordeeva, I.A., Astashina, N.I., Ruban, E.M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers (2018) Espacios, 39 (29), 7 p.
Статья поступила в редакцию 24.02.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019
22
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)