Научная статья на тему 'Рекреационное природопользование: перспективы использования экологических троп для формирования исследовательской компетентности'

Рекреационное природопользование: перспективы использования экологических троп для формирования исследовательской компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / RESEARCH COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / КОЭВОЛЮЦИЯ / CO-EVOLUTION / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / EDUCATIONAL TOURISM / ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ / PROBLEMATIZATION / РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / RECREATIONAL NATURE / РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / RECREATIONAL RESOURCES / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА / ECOLOGICAL TRAIL / ЭКОГУМАНИЗМ / EKOGUMANIZM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна

Растущий интерес к рекреационному природопользованию определяется социально-экономическими и экологическими факторами. В статье раскрываются причины роста значимости и основные направления развития рекреационного природопользования, его экологические проблемы, являющиеся предметом исследовательской деятельности. Обращается внимание на познавательный туризм и перспективы формирования исследовательской компетентности на основе функционирования экологических троп. Экологическая тропа является одной из наиболее перспективных и доступных форм организации познавательной рекреации, имеющих повсеместное значение и не требующих больших финансовых затрат и сложных технологических решений. Новые тенденции в организации экологических троп связаны с развивающим характером современного образования. Его результативно-целевая основа выстроена в логике компетентностного подхода,связанного с коренными социально-экономическими преобразованиями и идеологией устойчивого развития, растущими процессами международной интеграции и требованиями модернизации отечественного образования. Проведенный анализ теории и образовательной практики показал активизацию внимания к исследовательской компетентности, что определяется ее высокой значимостью в повышении мотивации и качества образования. В статье обосновывается концепция формирования исследовательской компетентности у обучающихся на экологической тропе. Основополагающими идеями концепции являются идеи устойчивого развития и коэволюции, предполагающие сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений; рационального рекреационного природопользования, компетентностного подхода. Выделенные идеи разработанной концепции реализуются через систему основополагающих принципов: экологического гуманизма, субъектности, интеграции, проблематизации, рефлексии, краеведческого. Методическая концепция формирования исследовательской компетентности обучающихся на экологической тропе объединяет взаимосвязанные целевой, содержательный, процессуальный, технологический, результативно-оценочный компоненты. Учитывая компетентностный вектор развития современного образования, формирование исследовательской компетентности представляется весьма обоснованным, а применение для этого экологических троп в познавательном туризме рекреационного природопользования уместным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECREATIONAL MANAGEMENT: PROSPECTS FOR THE USE OF ECOLOGICAL TRAILS FOR THE FORMATION OF THE RESEARCH COMPETENCE

The growing interest in recreational nature is determined by socio-economic and environmental factors. The article describes the reasons for the growing importance and the main directions of development of recreational nature, its environmental problems that are the subject of research. Attention is paid to cultural tourism and prospects of formation of research competence on the basis of the functioning of nature trails. Ecological Trail is one of the most promising and affordable forms of cognitive organization of recreation, with the widespread importance and do not require large financial costs and complex technological solutions. New trends in the organization of nature trails associated with the evolving nature of modern education. It effectively target base built-in logic competency approach associated with the root socio-economic reforms and the ideology of sustainable development, increasing international integration processes and the requirements of modernization of national education. The analysis of the theory and practice of education showed the intensification of attention to research competence, which is defined by its high significance in enhancing the motivation and the quality of education. The article explains the concept of formation of research competence in students in the ecological trail. The fundamental ideas are the ideas of the concept of sustainable development and co-evolution, suggesting a balanced solution of socio-economic problems and problems of preservation of favorable environment and natural resource potential in order to meet the needs of present and future generations; rational recreational nature, competence approach. Dedicated ideas developed concept implemented through the system of fundamental principles: ecological humanism, subjectivity, integration, problematization, reflection, local history. Methodical concept of formation of research competence of students in the ecological trail combines related target, substantial, procedural, technological, efficiently-evaluation components. Given the competence development vector of modern education, the formation of research competence is very reasonable, and the use of this ecological trails tourism recreational nature relevant.

Текст научной работы на тему «Рекреационное природопользование: перспективы использования экологических троп для формирования исследовательской компетентности»

педагогические Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна

науки РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ ...

УДК 502.1:371.2

РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРОП ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

© 2016

Асташина Нина Игоревна, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры «Сервис»

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, институт транспорта,

сервиса и туризма, Княгинино (Россия) Камерилова Галина Савельевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры физиологии

и безопасности жизнедеятельности человека Нижегородский педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород (Россия)

Аннотация. Растущий интерес к рекреационному природопользованию определяется социально-экономическими и экологическими факторами. В статье раскрываются причины роста значимости и основные направления развития рекреационного природопользования, его экологические проблемы, являющиеся предметом исследовательской деятельности. В статье обращается внимание на познавательный туризм и перспективы формирования исследовательской компетентности на основе функционирования экологических троп. Экологическая тропа рассматривается как одна из наиболее перспективных и доступных форм организации познавательной рекреации, имеющих повсеместное значение и не требующих больших финансовых затрат и сложных технологических решений. Новые тенденции в организации экологических троп связаны с развивающим характером современного образования. Его результативно-целевая основа выстроена в логике компетентностного подхода,связанного с коренными социально-экономическими преобразованиями и идеологией устойчивого развития, растущими процессами международной интеграции и требованиями модернизации отечественного образования. Проведенный анализ теории и образовательной практики показал активизацию внимания к исследовательской компетентности, что определяется ее высокой значимостью в повышении мотивации и качества образования. В статье обосновывается концепция формирования исследовательской компетентности у обучающихся на экологической тропе. Основополагающими идеями концепции являются идеи устойчивого развития и коэволюции, предполагающие сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений; рационального рекреационного природопользования, компетентностного подхода. Выделенные идеи разработанной концепции реализуются через систему основополагающих принципов: экологического гуманизма, субъектности, интеграции, проблематизации, рефлексии, краеведческого. Методическая концепция формирования исследовательской компетентности обучающихся на экологической тропе объединяет взаимосвязанные целевой, содержательный, процессуальный, технологический, результативно-оценочный компоненты. Учитывая компетентностный вектор развития современного образования, формирование исследовательской компетентности представляется весьма обоснованным, а применение для этого экологических троп в познавательном туризме рекреационного природопользования уместным.

Ключевые слова: интеграция, исследовательская компетентность, компетентностный подход, коэволюция, познавательный туризм, проблематизация, рекреационное природопользование, рекреационные ресурсы, устойчивое развитие, экологическая тропа, экогуманизм.

RECREATIONAL MANAGEMENT: PROSPECTS FOR THE USE OF ECOLOGICAL TRAILS FOR THE FORMATION OF THE RESEARCH COMPETENCE

© 2016

Astashina Nina Igorevna, candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer of the Department "Service" Nizhniy Novgorod state engineering and economic University, Vorotynets (Russia) Kamerilova Galina Pakhomova, doctor of pedagogical Sciences, Professor of the Department

of physiology and security of human life Nizhny Novgorod pedagogical University K. Minin, Nizhny Novgorod (Russia)

Abstract. The growing interest in recreational nature is determined by socio-economic and environmental factors. The article describes the reasons for the growing importance and the main directions of development of recreational nature, its environmental problems that are the subject of research. Attention is paid to cultural tourism and prospects of formation of research competence on the basis of the functioning of nature trails. Ecological Trail is one of the most promising and affordable forms of cognitive organization of recreation, with the widespread importance and do not require large financial costs and complex technological solutions. New trends in the organization of nature trails associated with the evolving nature of modern education. It effectively target base built-in logic competency approach associated with the root socio-economic reforms and the ideology of sustainable development, increasing international integration processes and the requirements of modernization of national education. The analysis of the theory and practice of education showed the intensification of attention to research competence, which is defined by its high significance in enhancing the motivation and the quality of education. The article explains the concept of formation of research competence in students in the ecological trail. The fundamental ideas are the ideas of the concept of sustainable development and co-evolution, suggesting a balanced solution of socio-economic problems and problems of preservation of favorable environment and natural resource potential in order to meet the needs of present and future generations; rational recreational nature, competence approach. Dedicated ideas developed concept implemented through the system of fundamental principles: ecological humanism, subjectivity, integration, problematization, reflection, local history. Methodical concept of formation of research competence of students in the ecological trail combines related target, substantial, procedural, technological, efficiently-evaluation components. Given the competence development vector of modern education, the formation of research competence is very reasonable, and the use of this ecological trails tourism recreational nature relevant.

Keywords; integration, research competence, competence approach, co-evolution, educational tourism, problematization, recreational nature, recreational resources, sustainable development, ecological trail, ekogumanizm.

Рекреационное природопользование - относительно дисциплинарное направление, развивающееся в многомолодое, динамично формирующееся научное меж- плановом порубежье географии и экологии. В научной

Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ .

литературе широко обсуждается растущий интерес к рекреационному природопользованию, который определяется социально-экономическими и экологическими факторами. Социально-экономические факторы отражают возрастание потребностей современного человека в сохранении и развитии его сил и здоровья, увеличении свободного времени и доходов населения. Современная социально-экономическая политика направлена на всемерное развитие рекреационной сферы, являющейся существенным сегментом в экономике регионов и в целом мирового хозяйства. Экологические факторы определяют необходимость выявления и решения проблем, связанных с возрастанием рекреационной нагрузки на природную среду, сохранением и восстановлением рекреационных ресурсов и условий. Речь идет о рациональности рекреационного природопользования, связанной с концепцией Устойчивого развития [1,2,3]. Отмечается устойчиво проявляющаяся закономерность между активным расширением сферы рекреационного природопользования и увеличением рекреационных нагрузок на природную среду и степенью нарушенности природных ландшафтов. Данное противоречие определяет актуальность экологической проблематики рекреационного природопользования и выступает предметом научных исследований.

Теоретические основы рекреационного природопользования заложены в исследованиях Ю.А.Веденина, И.В. Зорина, Л.И.Мухиной, Н.С.Мироненко, И.Т.Твердо-хлебова, В.С. Преображенского, В.А. Квартального [4, 5]. В них определена сущность рекреационного природопользования как научной дисциплины, исследующей общие принципы рационального использования рекреационных ресурсов человеческим обществом и разрабатывающей меры по их сохранению. В число рекреационных ресурсов включается часть природных ресурсов и культурного наследия, используемая для отдыха людей, то есть в целях поддержания и восстановления трудоспособности и здоровья населения [6,7]. Главным объединяющим свойством природно-климатических и культурно-исторических рекреационных ресурсов является их комфортность для человека, положительное воздействие на физическое и духовное здоровье.

Существуют различные подходы к определению структуры рекреационного природопользования, исходя из различных критериев: правового статуса рекреационной деятельности, целевой ориентации, продолжительности, сезонности и др. В контексте нашего исследования наибольший интерес представляет классификация рекреационной деятельности по характеру использования рекреационных ресурсов:1) лечебная (бальнеологическая, грязелечебная, климатолечебная); 2) спортивно-оздоровительная (купально-пляжная, горно-лыжная, прогулочная, рыболовно-охотничья); 3) познавательная (натуралистическая, познавательно-историческая) [8]. Познавательный туризм имеет большое значение в формировании гражданственности и патриотизма, воспитания культурной личности. В связи с обострением экологической ситуации и ориентацией общества на устойчивое социоприродное развитие туристическая деятельность стала приобретать экологический характер. Экологический туризм, согласно требованиям Международного Союза охраны природы, предпринимается с ответственностью перед окружающей средой по относительно ненарушенным природным территориям с целью изучения и наслаждения природой и культурными достопримечательностями, содействуя охране природы.

Рекреационное природопользование по особенностям территориальной структуры, обусловленной характером связи хозяйственной деятельности с природой, относится к фоновым системам, территориально широко использующим природу, тесно связанным с зональными свойствами природной среды и нуждающимся в сохранении и развитии необходимым им воспроизво-

дящих свойств естественных ландшафтов. По степени адаптивности или деструктивности по отношению к естественной среде рекреационное природопользование не создает серьезных экологических нарушений и не сопровождается разрушительными природно-антропоген-ными процессами и явлениями. Создающиеся системы рационального рекреационного природопользования устойчиво функционируют в результате системного экологического мониторинга, экологического контроля и своевременного регулирования. Вместе с тем, превышение рекреационных нагрузок может вызвать серьезные экологические проблемы, связанные с истощением рекреационных ресурсов и снижением их рекреационной привлекательности, механическим воздействием на почву и ухудшение ее воздушного и водного режимов и, как следствие, изменения видового состава растительности и животного мира, деградацию природных ландшафтов в целом.

В центре нашего внимания - познавательная рекреационная деятельность, связанная с удовлетворением познавательных потребностей человека, которая осуществляется в различных видах, формах и направлениях. Одной из наиболее перспективных и доступных форм организации познавательной рекреации, имеющих повсеместное значение и не требующих больших финансовых затрат и сложных технологических решений, является экологическая тропа. Опираясь на исследования, посвященные организации экологических троп [9,10 ], определим экологическую тропу, как специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором участники экскурсий могут получить устную или письменную информацию об этих объектах. Традиционно экологичекие тропы являются неотъемлемой частью в деятельности особо охраняемых природных территорий - памятников природы, ботанических садов, национальных парков,где рекреанты знакомятся с естественными для данной территории коренными природными комплексами, представителями растительного и животного мира, историческим прошлым проживающего здесь населения.

Анализ научно-методической литературы

показывает новые тенденции в территориальной организации экологических троп,связанные с развитием рекреационного природопользования. В первую очередь это касается их организации в рекреационных зонах разного функционального назначения с целью привлечения рекреантов к познавательным аспектам туризма. [11].

Организация и функционирование экологических троп, часто осуществляется по инициативе образовательных учреждений, поскольку экологические тропы служат природной, натуралистической базой для организации разнообразной деятельности обучающихся в рамках дополнительного образования, новых форм досуга, особенно в летнее время.

Развивающий тип современного образования предъявляет особые требования к творческому развитию обучающихся, формированию всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой мировозренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Его результативно-целевая основа выстроена в логике компетентностного подхода,связанного с коренными социально-экономическими преобразованиями и идеологией устойчивого развития,растущими процессами международной интеграции и требованиями модернизации отечественного образования [12,13].

Различные аспекты компетентностного подхода широко обсуждаются в научно-педагогической (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К.Маркова, Д.

Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ ...

Равен, А.В. Хуторской) и методической литературе (С.А.Алексеев, Д.С.Ермаков, Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, М.А.Картавых А.В. Матвеева, И.Н.Пономарева С.В. Суматохин, И.Т.Суравегина). Так, в исследованиях Г.С. Камериловой, А.В. Матвеевой, Н.Н. Демидовой [13,14] рассматриваются особенности формирования экологической компетентности, в исследовании Карпеевой Е. [15] - формирование коммуникативной компетентности в экологическом образовании, в исследовании Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой, Е.Н. Нестеровой [16] -формирование общекультурной компетентности, работы С.В. Суматохина [17] посвящены различным аспектам формирования исследовательской компетентности в биологическом образовании школьников.

Проведенный анализ теории и образовательной практики показал активизацию внимания к исследовательской компетентности, что определяется ее высокой значимостью в повышении мотивации и качества образования. Исследовательская деятельность, предполагающая выполнение исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направлена на создание новых представлений об объекте или явлении окружающего мира [19]. Развивая познавательные потребности и исследовательскую позицию обучающегося, она ориентирована на получение нового знания о мире и доказательство истинности этого знания, организуется в соответствие с традиционными для науки этапами и способами познания [20].

Структура исследовательской компетентности неоднородна и, отражая ее многоплановую сущность, включает взаимосвязанные компоненты: мотивацион-ный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный, каждый из которых выполняет свои функции и задачи. Перспективным для формирования исследовательской компетентности является деятельность на экологической тропе. Отметим, что экологическая тропа может быть использованы на разных этапах исследовательской деятельности: для мотивации выполнения исследовательской работы, при выборе направления и темы исследования, при сборе материалов по теме исследования, а также для получения общего представления о структуре и этапах исследовательской деятельности.

На основе вышеизложенных теоретических положений нами разработана концепция формирования исследовательской компетентности у обучающихся на экологической тропе, опирающаяся на идеи устойчивого развития и коэволюции, предполагающие сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нвнешнего и будущего поколений; рационального рекреационного природопользования, компетентностного подхода (Рис.1).

Теоретико-методологический уровень

Иден: коэволюшинустойчивого ТТрпнпппы: экологического гуманизма, субьектности, интеграции, развития яр о б л емматизаонн, рефлексии, краеведческий

Структура методической концепции

Целевой С одержат ельный Пр оцес су альный Технологический Результативно-оценочный

Формнрова-нсследова- Аксиологический Мотив ационно-орнентироЕочный Технология проблемного обучения Выявление уровня с ф ормир ованностн не сл едовате льской

компетент- Пр обл емно-це л свой компетентности:

Ко ГНИТНБНЫЙ

Лнчностно-деятельно стнын высокий

Праксиологический

Рефлекснвно-презентатнвный

Рисунок 1. Методическая концепция формирования исследовательской компетентности обучающихся на _экологической тропе_

Выделенные идеи разработанной концепции реализуются через систему основополагающих принципов:

- экологического гуманизма, проявляющегося в природо- и культуросообразности образовательного процесса, учитывающего личностное развитие во взаимосвязи с окружающей средой, что отражает единство человека и природы (коэволюцию). Понимание социо-природного единства означает принятие человеком экологических ценностей, ответственности за нерациональность рекреационного природопользования, готовность к обсуждению мер по решению проблем сохранения рекреационного потенциала. Создается смысловая основа формирования исследовательской компетентности;

- принцип субъектности, реализуется через осознание себя самостоятельным творческим деятелем, исследователем, «проектировщиком» собственной жизни, которая обеспечивает его индивидуальное и родовое сохранение и развитие (А.Н.Леонтьев). Принцип субъ-ектности осуществляется за счет активных способов исследовательской деятельности на экологической тропе, означает «включение» обучающегося в разнообразные ценностные отношения с окружающим миром природы, культурного наследия, социумом, самим собой, а также систему исследовательской деятельности;

- принцип интеграции рассматривается как:1) системное объединение целевого, содержательного, процессуального, технологического, результативно -оценочного компонентов; 2) процесс достижения целостности и системности в объединении межпредметного содержания вокруг «стержня» - экологическая тропа как объект исследовательской деятельности; 3) комплекс методов,

- приемов и форм развития исследовательской компетентности на основе технологии проблемного обучения (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов). Происходит перевод содержания образования с эмпирического на преимущественно концептуальный уровень;

- принцип проблематизации как основа содержания ориентирует на изучение обостряющихся экологических проблем рекреационного природопользования, исследуемых на экологической тропе. Отличаясь личной и социальной значимостью, экологические проблемы рекреационного природопользования приобретают особое значение в понимании причин и следствий сокращения рекреационного потенциала, нацеливают на исследование рекреационной деградации природных ландшафтов и обеднения рекреационных ресурсов. Проблематизация образовательного процесса активизирует исследовательский поиск за счет постановки проблемной ситуации, включения обучающихся в разнообразные виды деятельности, обсуждение дискуссионных вопросов, что является необходимым условием формирования исследовательской компетенции;

- принцип рефлексии предполагает анализ собственных действий и состояний на каждом этапе исследовательской деятельности на экологической тропе, исходит из признания рефлексии в качестве специфической формы теоретической деятельности, позволяющей разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и конечном итоге деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям (В.А. Сластенин). Принцип рефлексии, является побудителем к самостоятельному творчеству, изобретательности, прогнозированию;

- краеведческий принцип обладает высоким образовательным потенциалом, так как предполагает формирование исследовательской компетентности на территории знакомого и родного окружения. Изучение краеведческого материала на экологической тропе позволяет выяснить особенности организации природной среды как основы рекреационного природопользования, проблемы живой природы и абиотической среды, состояние культурного наследия, мысленно увязать их с глобальными проблемами человечества, что служит основой формирования исследовательской позиции на основе

Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна педагогические

РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ ... науки

личностно-значимого культуросообразного обучения.

Методическая концепция формирования исследовательской компетентности обучающихся на экологической тропе объединяет взаимосвязанные целевой, содержательный, процессуальный, технологический, результативно-оценочный компоненты.

Цель разработанной концепции состоит в формировании исследовательской компетентности обучающихся в единстве ее ценностно-смыслового, когнитивного, творческо-деятельностного и рефлексивно-оценочных компонентов. Исходя из структурной целевой модели определено сордержание образования, включающее аксиологический, когнитивный и праксиологический аспекты.

Аксиологический аспект представлен содержанием, направленным на формирование мотивационно-ценностных качеств личности, участвующей в исследовательской деятельности на экологической тропе.

Это деятельность, направленная на привлечение внимания учащихся к исследовательским процедурам получения нового знания,способов деятельности, методов исследования; понимание значимости исследовательской деятельности в оценке экологических проблем на экологической тропе, степени рекреационной дигрессии лесных сообществ для сохранения степени ее привлекательности в качестве объекта познавательной рекреационной деятельности. Во время исследовательских экскурсий по экологическим тропам формируется личный опыт общения с живой природой, усвваиваются правила экологичного поведения в природе, знакомство с интересными природными объектами, оценка их красоты и уникальности, готовность к их охране. Когнитивный аспект соответствует удовлетворению познавательной потребности и предполагает поиск и усвоение новых знаний в области рекреационного природопользования. Особое значение приобретают оценка рекреационных ресурсов и пейзажной выразительности территории; изменение биоразнообразия в процессе рекреационной деятельности; исследование степени загрязненности воздуха, поверхностных вод,почвы; степень рекреационной дигрессии природного ландшафта.

Праксиологический аспект концепции предполагает овладение обучающимися компонентами исследовательских действий: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, планирование исследовательских действий и выбор необходимого инструментария,проведение исследования с использованием научных методов, обсуждение результатов и их оценка.

Процессуальный компонент методической концепции выстраивается на основе логики исследовательской деятельности и объединяет следующие этапы: мотивационно-ориентировочный, проблемно-целе-вой, личностно-деятельностный и презентативно-рефлексивный.

Мотивационно-ориентировочный этап обеспечивает личностную и социальную актуальность выполнения исследовательской работы.

Это означает,что исследовательская деятельность должна быть направлена не только на формирование исследовательской компетентности обучающегося, но и на получение выводов, имеющих социальное значение.

Проблемно-целевой этап предполагает определение направления исследования на экологической тропе, постановку проблемы, формулирование гипотезы, раскрытие общего замысла исследования, конкретизация цели и задач, выбора методов исследовательской деятельности.

Личностно-деятельностный этап включает

исследовательскую деятельность, которая, как правило, осуществляется на двух уровнях:эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне происходит наблюдение 118

и сбор полевых и информационных материалов, фиксирование информации в полевых дневниках, выявление новых фактов и явлений,происходящих на экологической тропе в процессе ее рекреационного использования. На теоретическом уровне происходит обработка и осмысление выявленных процессов через систематизацию, анализ, обобщение, установление закономерных связей между объектами экологической тропы и рекреационными факторами. Презентативно-рефлексивный этап включает окончательное оформление работы и подготовку результатов к представлению, оценку резкльтативности, определение перспективы дальнейшей работы.

Технологический компонент концепции представлен педагогической технологией проблемного обучения, объединиющей иерархически соподчиненные структурные компоненты: проблемная ситуация, проблема, проблемная задача,гипотеза. Реализация проблемного обучения просходит посредством проблемного из-ложения,частично-поисковых и исследовательских методов.

Результативно-оценочный компонент методической концепции предполагает выявление уровня сфор-мированности исследовательской компетентности: низкий, средний и высокий.

Оценка каждого уровня включает характеристики всех компонентов исследовательской компетентности: ценностно-смыслового, когнитивного, творческо-деятельностного и рефлексивно-оценочного.

Низкий уровень сформированности исследовательской компетентности характеризуют: ситуативное пассивное положительное отношение к исследовательской деятельности, преобладание внешней мотивации к её выполнению; затруднения в выполнении исследовательских заданий, связанные с недостатком знаний; выполнение исследовательских заданий репродуктивного уровня; затруднения при оценке результатов своего исследования.

Средний уровень сформированности

исследовательской компетентности характеризуют: активное и сознательное отношение к исследовательской деятельности, сочетание внешней и внутренней мотивации; понимание недостаточности собственных знаний, активная осознанная деятельность по их приобретению; наличие отдельных творческих элементов при выполнении исследовательских заданий; деятельность трансформирующий характер;способность к оценочно-рефлексивной деятельности.

Высокий уровень сформированности исследова-тельскойкомпетентностихарактеризуют:положительное отношение к исследовательской деятельности, высокая степень активности, преобладание внутренней мотивации; исследовательская деятельность

направлена на удовлетворение познавательной потребности; творческий подход при выполнении заданий исследовательского характера; самостоятельная оценочно-рефлексивная деятельность.

Таким образом, учитывая компетентностный вектор развития современного образования, формирование исследовательской компетентности представляется весьма обоснованным, а применение для этого экологических троп в познавательном туризме рекреационного природопользования уместным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Снакин В.В. Экология и природопользование в России. Энциклопедический словарь. М.: Academiia. 2008. 816с.

2. Agenda 21: Programme of Action for Sustainable Development and Rio Declaration. New York, 1993

3. Экологическое образование для устойчивого развития: традиции и инновации: коллективная монография /Под ред. Н.Н. Демидовой, Г.С.Камериловой, А.И.Макшеевой. - Н.Новгород: Мининский универси-

Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ ...

тет,2015. -324с.

4. Преображенский В.С., Квартальнов В.А. Основные концепции и модели рекреалогии // Основные проблемы рекреационной географии. М. 1989. 150с.

5. Мироненко Н.С.,Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М.: Изд-во Моск. у-та,1981. -207с.

6. Асташин А.Е, Асташин Е.А. Возможности и преимущества применения метода анализа иерархий для проведения сравнительной оценки территорий по критерию туристско-рекреационной ценности // Азимут научных исследований. - 2015, №3 с.7-12

7. Бадьин М.М., Асташин А.Е., Рыжов Е.В., Чебурков Д.Ф. Инвентаризация и пространственный анализ туристско-рекреационных ресурсов бассейна малой реки на основе ландшафтного подхода с применением геоинформационных систем (на примере бассейна р. Линда Нижегородской области) // Современные проблемы науки и образования, 2014, № 6

8. Кусков А.С., Голубева В.Г., Одинцова Т.Н. Рекреационная география: Учебно-методический комплекс. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 496с.

9. Асташина Н.И. Организация и использование экологических троп в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Биология в школе. 2015. № 5. с.48-50

10. Ермаков Д.С., Суравегина И.Т. Экологическое образование: от изучения экологии - к решению экологических проблем. - Новомосковск: НФ УРАО,2005. 142с.

11. Асташина Н.И. Перспективы диверсификации сервисной деятельности при организации рекреационного природопользования // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. №4 с.123-124

12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г №18976 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования».

13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.11 2009г. №627 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Сервис» ФГОС ВПО

14. Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, А.В. Матвеева. Живая природа урбанизированной среды как фактор формирования культурно-экологической компетентности школьников//География в школе. - 2014. - №7. -с.43-45.

15. Камерилова Г.С., Петрова Е.Н. Концептуальные подходы к организации системы научной и поисково-исследовательской деятельности студентов в компе-тентностно-ориентированном высшем образовании./ Современные эколого-образовательные стратегии: коллективная монография/Под ред. Г.С. Камериловой, Н.Д. Андреевой. - Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013, с.266-278.

16. Kamerilova G,Karpeeva E.Theory and methods of formation of communicative competence of pupils in the additional ecological education//The International Scientific-Practical ^nferen^ оп the Humanities and the Natural Science ISPC 2013.С.196-202.

17. Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н., Нестерова Е.Н. Биогеографический аспект изучения экологического краеведения в старших классах // Биология в школе. -2013. - №1, с.42-48

18. Суматохин С.В. Учебно-исследовательская деятельность по биологии в соответствии с ФГОС: с чего начинать, что делать, каких результатов достичь // Биология в школе. - 2014. -№4. -с. 23-20

19. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика / А.В.Хуторской. М.: Издательский центр «Академия». - 2010. - 256с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М. :Логос. 2001. 384с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.