Научная статья на тему 'Функциональная модель педагогического управления самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской деятельностью в системе высшего образования'

Функциональная модель педагогического управления самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской деятельностью в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT FUNCTIONS / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / FUNCTIONAL MANAGEMENT MODEL / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ / MANAGEMENT CYCLE / ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / КООРДИНАЦИЯ / COORDINATION / КОНТРОЛЬ / CONTROL / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / RESEARCH COMPETENCE / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT METHODS / INDEPENDENT ECO-ORIENTED RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна

В статье обосновывается необходимость совершенствования механизмов управления вузовской подготовки выпускников и раскрывается сущность функциональной модели педагогического управления самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской деятельностью обучающихся. В условиях усложнения структуры и функций высшего образования система педагогического управления рассматривается как целенаправленная деятельность, обеспечивающая устойчивое развитие, реализацию образовательных программ, целей образовательной деятельности. Разработка представленной модели основана на компетентностном подходе и предполагает формирование исследовательской компетентности как одной из основных составляющих профессиональной компетентности. Базовым основанием модели является управленческий цикл, объединяющий функции: планирование, мотивация, организация, координация, контроль, развитие, рассматриваемые в качестве последовательных этапов формирования исследовательской компетентности. Для каждого этапа определяется состав управленческих действий и уровень самостоятельной активности обучающихся: алгоритмический, эвристический, творческий. Обращается внимание на научно-методическое обеспечение организации самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской деятельность в единстве его теоретико-методологических и методических оснований. В педагогическом управлении подчеркивается необходимость как традиционных социально-психологических, экономических методов, так и инновационных управленческих технологий. Эффективное педагогическое управление позволяет существенно повысить уровень организации самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской работы студентов, сформировать исследовательскую компетентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL MODEL OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF SELF-STATE ECOLOGICAL-ORIENTED RESEARCH ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

The article substantiates the need to improve the management mechanisms of higher school graduates' training and reveals the essence of the functional model of pedagogical management of independent, eco-oriented research activities of students. In the context of the complexity of the structure and functions of higher education, the system of pedagogical management is seen as a purposeful activity that ensures sustainable development, the implementation of educational programs, the goals of educational activity. The development of the presented model is based on the competence approach and assumes the formation of research competence as one of the main components of professional competence. The basic basis of the model is the management cycle, which combines functions: planning, motivation, organization, coordination, control, development, considered as successive stages in the formation of research competence. For each stage, the composition of managerial activities and the level of independent activity of students are determined: algorithmic, heuristic, creative. Attention is drawn to the scientific and methodological support of the organization of an independent eco-oriented research activity in the unity of its theoretical, methodological and methodological grounds. The pedagogical management emphasizes the need for both traditional socio-psychological, economic methods, and innovative management technologies. Effective pedagogical management allows to significantly increase the level of organization of independent eco-oriented research work of students, to form research competence.

Текст научной работы на тему «Функциональная модель педагогического управления самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской деятельностью в системе высшего образования»

педагогические науки

Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ...

УДК 378

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018

Асташина Нина Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Сервис» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606260, Россия, Воротынец, ул. Мира, д.7, e-mail: [email protected]) Камерилова Галина Савельевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры физиологии и

безопасности жизнедеятельности человека Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, д.1; e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье обосновывается необходимость совершенствования механизмов управления вузовской подготовки выпускников и раскрывается сущность функциональной модели педагогического управления самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской деятельностью обучающихся. В условиях усложнения структуры и функций высшего образования система педагогического управления рассматривается как целенаправленная деятельность, обеспечивающая устойчивое развитие, реализацию образовательных программ, целей образовательной деятельности. Разработка представленной модели основана на компетентностном подходе и предполагает формирование исследовательской компетентности как одной из основных составляющих профессиональной компетентности. Базовым основанием модели является управленческий цикл, объединяющий функции: планирование, мотивация, организация, координация, контроль, развитие, рассматриваемые в качестве последовательных этапов формирования исследовательской компетентности. Для каждого этапа определяется состав управленческих действий и уровень самостоятельной активности обучающихся: алгоритмический, эвристический, творческий. Обращается внимание на научно-методическое обеспечение организации самостоятельной эколого-ориентирован-ной исследовательской деятельность в единстве его теоретико-методологических и методических оснований. В педагогическом управлении подчеркивается необходимость как традиционных социально-психологических, экономических методов, так и инновационных управленческих технологий. Эффективное педагогическое управление позволяет существенно повысить уровень организации самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской работы студентов, сформировать исследовательскую компетентность.

Ключевые слова: управление, функции управления, функциональная модель управления, управленческий цикл, планирование, мотивация, организация, координация, контроль, самостоятельная эколого-ориентированная исследовательская деятельность, исследовательская компетентность, методы управления.

FUNCTIONAL MODEL OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF SELF-STATE ECOLOGICAL-ORIENTED RESEARCH ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

© 2018

Astashina Nina Igorevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "Service" Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics (606260, Russia, Nizhny Novgorod region, Vorotynets settlement, Mira str., 7, e-mail: [email protected])

Kamerilova Galina Savel'evna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Physiology and

Safety of Human Activity Nizhny Novgorod Pedagogical University (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1; e-mail: [email protected])

Abstract. The article substantiates the need to improve the management mechanisms of higher school graduates' training and reveals the essence of the functional model of pedagogical management of independent, eco-oriented research activities of students. In the context of the complexity of the structure and functions of higher education, the system of pedagogical management is seen as a purposeful activity that ensures sustainable development, the implementation of educational programs, the goals of educational activity. The development of the presented model is based on the competence approach and assumes the formation of research competence as one of the main components of professional competence. The basic basis of the model is the management cycle, which combines functions: planning, motivation, organization, coordination, control, development, considered as successive stages in the formation of research competence. For each stage, the composition of managerial activities and the level of independent activity of students are determined: algorithmic, heuristic, creative. Attention is drawn to the scientific and methodological support of the organization of an independent eco-oriented research activity in the unity of its theoretical, methodological and methodological grounds. The pedagogical management emphasizes the need for both traditional socio-psychological, economic methods, and innovative management technologies. Effective pedagogical management allows to significantly increase the level of organization of independent eco-oriented research work of students, to form research competence.

Keywords: management, management functions, functional management model, management cycle, planning, motivation, organization, coordination, control, independent eco-oriented research activity, research competence, management methods.

Среди основных закономерностей развития педагогического процесса в вузе выделяется закономерность его управления, от которого зависит достижение поставленных целей. Усложнение структуры и функций высшего образования предъявляет особые требования к системе управления как целенаправленной деятельности, обеспечивающей его устойчивое развитие, реализацию образовательных программ, целей деятельности. Вопросы управления образованием в разных смысловых контекстах рассматривались в работах Л.Р. Вышегуровой, B.C. Белгородского, В.Г.Гладких, B.B. Майера, А.М. Осипова, B.B. Тумалеева, А.М.Новикова, Д.А.Новикова и др. [1]. В сети интернета предлагаются

практические разработки моделей управления конкретными проектно-исследовательскими экологическими работами. Действительно, упорядоченность и согласованность, в процессе эффективного управления на основе современных принципов, позволяют существенно повысить уровень организации самостоятельной эколо-го-ориентированной исследовательской работы студентов, сформировать исследовательскую компетентность. В этой связи возрастает необходимость в осмыслении и создании особой модели управления самостоятельными эколого-ориентированными исследованиями обучающихся в процессе освоения основных образовательных программ, нацеленных на формирование профессио-

Astashina Nina Igorevna, Kamerilova Galina Savel'evna pedagogical

FUNCTIONAL MODEL OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT ... sciences

нальной компетентности выпускников.

Анализ обширной литературы по проблеме исследовательской компетентности позволил обобщить подходы специалистов (В.И.Байденко, В.А. Болотов, А.А.Вербицкий, А.А. Деркач, В.В. Сериков, В.Г.Сотник, С.И. Осипова, А.В.Хуторской и др.) и установить, что она является частью профессиональной компетентности, и, следовательно, обладает всеми присущими ей свойствами [2-5]. Специфическая сущность проявляется в готовности и способности обучающихся самостоятельно открывать системы новых экологических знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функционального к преобразовательному, базируясь на ценностно-смысловом отношении, знаниях, умениях и способах деятельности, глубокой личной заинтересованности [6--11]. Обладание исследовательской компетентностью означает способность к системному и критическому мышлению, творческой самостоятельности по освоению теоретических знаний и их использованию с помощью научных методов. Исследователь отличается целеустремленностью, самоорганизацией, рефлексией, принятию ответственных решений, готов к сотрудничеству, проявляет толерантность к иным позициям. А.В.Хуторской отмечает, что сформированные навыки исследовательской деятельности, позволяют выпускнику адаптировать свой профессионализм к условиям неопределённости и быстро меняющейся профессиональной среды[12]. Внимание к самостоятельной эко-лого-ориентированной исследовательской деятельности обучающихся определяется ее потенциалом в становлении профессиональной компетентности будущих выпускников, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, и на значение которой указывалось нами ранее [13-17].

Самостоятельная работа - неотъемлемый компонент исследовательской деятельности, рассматривается в психологии образования как «высшая форма учебной деятельности» (И.Я. Зимняя) [18]. Не случайно, поэтому, проблема самостоятельной работы является одной из самых обсуждаемых [19-23]. Здесь в наивысшей степени проявляется интерес и мотивация обучающегося к исследовательской деятельности, самостоятельность в поиске и анализе информации по интересующей проблеме, методов ее познания, ответственность в выполнении собственного задания, открытия новых научных знаний, их научный комментарий, самоконтроль, рефлексия. Организация и функционирование эффективной самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской деятельности, результатом которой является формирование исследовательской компетентности, зависит от адекватного управления. В литературе обосновывается идея управленческого цикла как комплекса действий по реализации первичных функций управления: планирование, организация деятельности, мотивация и контроль [24].

Цель исследования состоит в обосновании функциональной модели педагогического управления самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской деятельностью в системе высшего образования на основе компетентностного подхода.

Продуктивная самостоятельная эколого-ориентиро-ванная исследовательская деятельность, направленная на решение новых познавательных задач, задач с неизвестным решением, обеспечивается четким управлением. Вписывалась в общую систему высшего образования, управление самостоятельной эколого-ориентиро-ванной исследовательской деятельностью, приобретает характер управленческого цикла. Учитывая педагогическую специфику, управленческий цикл выполняет следующие функции: планирование, мотивация, организация, координация, контроль. На основе выделенных функций складывается особая функциональная модель педагогического управления, включающая комплекс взаимосвязанных управленческих действий для каждого 24

последовательного этапа управленческого цикла.

Разработка управленческих действий, сопряженных с управленческими функциями, исходит из структурной неоднородности исследовательской компетентности. В ее составе выделяют: 1) проблемно-практический аспект, с когнитивными и праксиологическими составляющими; 2) смысловой аспект, включающий значения и смыслы поиска решения экологической проблемы в общем культурном контексте; ценностный - оценка проблемной ситуации, ее смысла и целей, исходя из собственных общезначимых ценностей.

Разработанная нами функциональная модель педагогического управления самостоятельной эколого-ориен-тированной исследовательской деятельностью включает ряд последовательных этапов, на которых уровень самостоятельности обучающихся изменяется от алгоритмического до творческого.

На этапе планирования осуществляется постановка целей и задач по развитию исследовательской эколого-ориентированной компетентности студентов; разработка общей стратегии, необходимых планов и программ, способов коммуникации. Дидактическая обработка учебной деятельности включает:

1) перевод планируемой к освоению исследовательской компетентности в способы самостоятельной эко-лого-ориентированной деятельности через различные виды учебных заданий:

Алгоритмические задания - работа с литературой, документами, электронными образовательными ресурсами (текстовыми, изобразительными, картографическими, мультимедийными, программными продуктами, электронными аналогами печатных изданий);

Эвристические задания - решение кейс-задач, подготовка к проблемным семинарам: «Стоп Че-ГЭС», «Устойчивое развитие - несбыточная мечта человечества или реальная перспектива развития цивилизации»;

Творческие задания - проектно-исследовательская деятельность: «Оценка рекреационного потенциала Нижегородской области», «Экологические следствия природных пожаров в России»

2) перевод исследовательской компетентности в форму самостоятельной исследовательской работы:

Эвристическая самостоятельная исследовательская работа: подготовка доклада, реферата, отчета по полевым исследованиям или лабораторному практикуму, составление кластера ключевых понятий проблемы (рекреационное природопользование), написание рецензий на информационный источник, разработка и составление обобщающих схем и таблиц.

Творческая самостоятельная исследовательская работа: проект, портфолио личных достижений, социологический опрос на основе самостоятельно-разработанной анкеты, курсовая работа, выпускная квалификационная работа.

3) определение форм представлений результатов самостоятельной исследовательской деятельности и ее рейтинг:

Алгоритмическая деятельность - аннотация на информационный источник (по заданному плану), составление тематического глоссария, конспекта научной статьи;

Эвристическая деятельность - доклад, реферат, кластер, отчет, тезисы, схема или таблица, рецензия, аналитическая справка;

Творческая деятельность - проект, доклад по научному исследованию, электронная презентация.

На этапе мотивации приоритет отдается смысловому и ценностному аспектам самостоятельной эколо-го-ориентированной исследовательской деятельности. Сформированная в сознании личности ценностно-смысловая платформа, во-многом определяет успешность дальнейшей работы, поскольку мотив придает позитивное, негативное или нейтрально-безразличное отношение к рассматриваемой тематике, видам предстоящей

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

педагогические науки

Асташина Нина Игоревна, Камерилова Галина Савельевна ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ...

активности, формам организации. Мотивационный настрой бакалавров, включающий интерес и убежденность в значимости предстоящей деятельности, формирует у них устойчивую самостоятельную активность и инициативность, происходит «сдвиг мотива на цель» (А.Н.Леонтьев). Мотивация зависит от ряда внутренних и внешних факторов, среди которых значения и смыслы поиска решения проблемы в общем культурном контексте, личное отношение к оценке проблемной ситуации, социальные мотивы (престижная, познавательная мотивация). Важную роль играет характер и степень организованности самостоятельной деятельности: понимание ее смысла и цели, этапности и свободы выбора методов и средств, возможность различных коммуникативных взаимодействий.

На организационном этапе определяется порядок выполнения программ самостоятельной эколого-ори-ентированной исследовательской деятельности в обучении, происходит создание условий и необходимого ресурсного, научно-методического и информационно-технологического обеспечения. Становление исследовательской компетентности у студентов предполагает создания особой образовательной среды [25], в которой в благоприятных условиях поступательно и непрерывно в течение всего периода обучения выполняется самостоятельная эколого-ориентированная исследовательская деятельность. Особую роль играет система ее научно-методического обеспечения, состоящая из научного и методического компонентов (Г.В. Мухаметзянова, В. И. Сопин). Научный компонент образуют теоретико-методологические основания обучения в высшей школе: компетентностный подход, идеи информатизации, вариативности, ориентация на творческую самостоятельность в профессиональном образовании, концепцию устойчивого развития. Методический компонент состоит из планов, программ, исследовательских методик, методических рекомендаций по выполнению самостоятельных практических и лабораторных работ, курсовых проектов, учебно-методических комплексов, в которых самостоятельная работа, в том числе и в электронной образовательной среде, специально выделена в особый раздел [26; 27].

На этапе координации происходит согласование самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской деятельности по дисциплинам базовой и вариативной частей подготовки, предупреждение возможных проблем, оперативное решение возникающих вопросов, корректировка процесса выполнения заданий, обеспечивающая его рациональное выполнение. Поддерживается необходимое коммуникативное взаимодействие участников, их продуктивное сотрудничество.

На этапе контроля осуществляется сбор и анализ информации о ходе и результатах самостоятельной эколо-го-ориентированной исследовательской деятельности, проводится промежуточная проверка с целью корректировки процесса формирования исследовательской компетентности. Оценка выполненной и представленной включает содержательную характеристику ее достоинств и недостатков, определяющая рейтинг. В результате итоговой рефлексии анализируются образовательные достижения и трудности, пути их преодоления, что помогает обучающимся увидеть свое продвижение в направлении формирования исследовательской компетентности.

В педагогическом управлении остается актуальным использование традиционных методов управления: 1) социально-психологических - создание общественного мнения, изучение психологических особенностей обучающихся, мотивация их активности, укрепление чувства ответственности с помощью различных форм учебно-исследовательских и научных конференций и семинаров, анкетирования, бесед, личных наблюдений, тренингов общения, эмоционально-словесного поощрения [28]; 2) административных - выполнение управленческих задач,

поддержание устойчивости организации самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской деятельности с помощью приказа, распоряжения, указания, инструкции; 3) экономические - материальная мотивация в виде вознаграждения на основе рейтинга достижений, гранты, именные стипендии[29]. Инновационные управленческие технологии [30], связанны с новыми формами управления коммуникациями на основе использования возможностей Интернета - голосовая почта, вебинары, e-mail, форум, чаты; моделированием и проектированием самостоятельной эколого-исследова-тельской деятельности в рамках отдельный модулей обучения.

Современный этап развития высшего образования, направленный на развитие творческой самостоятельности обучающегося, требует оптимизации управления его самостоятельной эколого- ориентированной исследовательской деятельности. Разработанная функциональная модель педагогического управления самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской деятельностью выстроена в логике компетентностного подхода и предусматривает формирование исследовательской компетентности. Каждый этап предложенной модели, выполняя соответствующие функции, включает комплекс управленческих действий, традиционных и инновационных методов. Благодаря идее управленческого цикла, заложенной в основу модели, достигается целостность и завершенность управления самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской деятельностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гладких В.Г. Научно-методическое обеспечение целевого управления учреждением образования: монография. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 234 с

2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.

3. Вербицкий А.А. Личностный и компетентност-ный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2010. 336 с.

4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. №3. С. 8-15

5. Колодезникова С.И. Организационно-методические условия совершенствования научно-исследовательской работы студентов//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. №2. с 153-161

6. Корженевский Б.И., Толкачев Г.Ю., Ильина Т.А., Коломийцев Н.В. Основные принципы мониторинга загрязнения большой реки (на примере бассейна реки Волги) // СтройМного, 2017. №2 (7). URL: http://stroym-nogo.com/science/tech/osnovnye-printsipy-monitoringa-zagr/

7. Асташина Н.И. Подходы к определению структуры, содержания, путей формирования исследовательской компетентности студентов, будущих специалистов в области социокультурного сервиса// Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 106-109.

8. Казанцев И.В., Молчатский С.Л. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор личностного самоопределения // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 2 (11). С. 76-81.

9. Вострокнутов Е.В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально-творческих компетенций студентов технического вуза в научно-исследовательской деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 102-107.

10. Корчагина М.В. Формирование готовности к научно-исследовательской деятельности как фактора повышения качества подготовки будущих педагогов профессионального обучения // XXI век: итоги прошлого и

Astashina Nina Igorevna, Kamerilova Galina Savel'evna FUNCTIONAL MODEL OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT ..

pedagogical sciences

проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 93-98.

11. Кондаурова И.К. Организация научно-исследовательской работы студентов программы магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 115-119.

12. Компетенции в образовании: опыт проектирования [Текст]: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие « ИНЭК», 2007. С. 327

13. Асташина Н.И., Камерилова Г.С. Научно-исследовательская экологическая деятельность в свете современных требований университетского образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т.6. №1(18). С.107-111.

14. Платко А.Ю., Жало Д.А. Взаимосвязь устойчивого экономического развития и международной экологической безопасности // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №2 (31). URL: http://www.innov.ru/science/ economy/vzaimosvyaz-ustoychivogo-ekonomiche/

15. Асташина Н.И. Подходы к определению условий, повышающих успешность самостоятельной работы студентов при подготовке бакалавров по направлению подготовки «социально-культурный сервис»// Современное состояние и перспективы развития научной мысли. Сб. статей международной научно-практической конференции. 2016. с.156-159

16. Коноплянский Д.А. Педагогический инструментарий реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 2. С. 55.

17. Ситаров В.А., Ковров В.В., Сикорская Л.Е. Педагогика и образование XXI в // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 215-218.

18. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

19. Недвецкая М.Н., Кардович И.К. Теоретико-методологические основы организации исследовательской деятельности студентов в процессе формирования предметных компетенций будущего специалиста // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 347-350.

20. Энбом Е.А., Иванова В.А. Самостоятельная исследовательская деятельность студентов младших курсов как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, направленная на повышение качества подготовки бакалавров инженерного профиля // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 79-82.

21. Чигишева О.П., Бондаренко А.В., Солтовец Е.М. Функциональные показатели продуктивности научно-исследовательской деятельности молодых ученых // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 429-433.

22. Колобов А.Н. Комплексный подход как средство формирования готовности студентов и слушателей к научно-исследовательской деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 51-54.

23. Недвецкая М.Н., Миронова Д.А. Педагогические условия эффективности исследовательской деятельности студентов на основе системно-деятельностного подхода к формированию предметных компетенций в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 351-354.

24. Корчинская Т.И. Особенности управления современным учреждением образования: методы управления и виды управленческих функций// Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. № 6. Новосибирск: СибАК, 2011.

25. Камерилова Г.С. Информационно-образовательная среда вуза как средство реализации инфор-

мационного подхода в образовании/ Г.С.Камерилова, И.В. Прохорова, Е.Л. Агеева, Э.Н. Баталова // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 16

26. Кулагина О.В., Енина К.И. Формирование маркетинговой концепции рынка образовательных услуг в высших учебных заведениях // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 65-72.

27. Мухаметзянова Г.В. Основные результаты исследовательской работы института педагогики и психологии профессионального образования РАО за 2009г // Казанский педагогический журнал. 2010. №11-12. С.5-22

28. Асташина Н.И., Симусёва М.В. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6.№1 (18) с.15-18

29. Капырин П. А. Новые технологии в управлении инновационным развитием образовательной деятельности вуза// Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/ novye-tekhnologii-v-upravlenii-innovatsюnnym-razvitiem-obrazovatelnoi-deyatelnosti-vuza#ixzz4uEdFUnEr

30. Зверева И.А., Жданкина И.Ю. Состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 55-64.

Статья поступила в редакцию 30.12.2017

Статья принята к публикации 28.03.2018

26

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 1(22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.