Научная статья на тему 'Проектирование процесса управления образовательной деятельностью педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении'

Проектирование процесса управления образовательной деятельностью педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / НАВЫКИ БЕЗОПАСНОГО УЧАСТИЯ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ / АКТУАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЯМИ / ПРОЕКТНЫЙ КОНВЕЙЕР / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / DESIGN / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY / SKILLS OF SAFE PARTICIPATION IN TRAFFIC / RELEVANT COMPETENCES / ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT / FUNCTIONS OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT / MANAGEMENT OF RESTRICTIONS / DESIGN CONVEYOR / METHODS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Агеева Елена Львовна, Меженина Елена Ивановна

В статье раскрываются особенности проектирования процесса управления образовательной деятельностью педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении на концептуальном, содержательном, процессуальном, технологическом методологических уровнях. Целью и результатом обучения педагогов является освоение новых актуальных компетенций в сфере обеспечения безопасности детей на транспорте. Концептуальный уровень разработки представлен пониманием управления как оптимизации образовательной деятельности преподавателей в отношении детской безопасности на дорогах, включающий идеи системно-средового подхода, принципов компетентностной целенаправленности, открытости, динамичности, личностно-деятельного воплощения в электронной образовательной среде, рефлексивности, ориентации на успех. В основе концепции заложена интеграция функционального, процессного и деятельностного подходов. Содержательный уровень образовательной деятельности настроен на решение целевых установок и представлен аксиологическим, когнитивным, праксиологическим компонентами предметно-методического содержания, соответствующих структурной неоднородности формируемых компетенций. Дается обоснование структурных компонентов проектной деятельности в управлении, включающей создание электронной образовательной среды на платформе (MOOC) Мининского университета, управление ограничениями, организацию межсубъектного взаимодействия в условиях разной формы и видов коммуникации, выход на «проектный конвейер». Обращается внимание на сочетание традиционных и новых методов и технологий педагогического управления; инновационных методик обучения. Особое внимание уделяется управленческим технологиям, касающимися новых каналов социальной коммуникации, управления корпоративными знаниями, социально-психологическим тренингам, а также педагогическим методам тьюторского сопровождения, супервизии, модерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Агеева Елена Львовна, Меженина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN OF PROCESS OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF TEACHERS IN THE SPHERE OF FORMATION AT CHILDREN OF SKILLS OF SAFE PARTICIPATION IN TRAFFIC

In article features of design of process of management of educational activity of teachers in the sphere of formation at children of skills of safe participation in traffic at the conceptual, substantial, procedural, technological methodological levels are revealed. The purpose and training of teachers development of new relevant competences of the sphere of safety of children on transport is result. Conceptual level of development is presented by understanding of management as optimization of educational activity of teachers on children's safety on roads, including the ideas of system and environmental approach, the principles of competence-based focus, openness, dynamism, the personal and active embodiment in the electronic educational environment, reflexivity, orientation to success. At the heart of the concept integration of functional, process and activity approaches is put. Substantial level of educational activity is configured to the solution of purposes and presented axiological, cognitive, praksiologichesky by components of subject and methodical contents, the formed competences corresponding to structural heterogeneity. Justification of structural components of the design activity in management including creation of the electronic educational environment on the platform (MOOC) of the Mininsky university, management of restrictions, the organization of intersubject interaction in the conditions of a different form and types of communication, an exit to «the design conveyor» is given. The attention to a combination of traditional and new methods and technologies of pedagogical management is paid; innovative techniques of training. Special attention is paid to administrative technologies, concerning new channels of social communication, management of corporate knowledge, to social and psychological trainings and also pedagogical methods of tyyutorsky maintenance, a superviziya, moderation.

Текст научной работы на тему «Проектирование процесса управления образовательной деятельностью педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении»

Kamerilova Galina Savelyevna, Ageeva Elena L'vovna, Mezhenina Elena Ivanovna DESIGN OF PROCESS OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY .

pedagogical sciences

УДК 378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО УЧАСТИЯ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ

© 2018

Камерилова Галина Савельевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Агеева Елена Львовна, кандидат биологических наук, доцент, кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова, 1, e-mail: mininuniver@mininuniver.ru) Меженина Елена Ивановна, доцент кафедры механизации животноводства и электрофикации сельского хозяйства Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия (603107, Россия, Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 9 e-mail: ngsha-kancel-1@bk.ru)

Аннотация. В статье раскрываются особенности проектирования процесса управления образовательной деятельностью педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении на концептуальном, содержательном, процессуальном, технологическом методологических уровнях. Целью и результатом обучения педагогов является освоение новых актуальных компетенций в сфере обеспечения безопасности детей на транспорте. Концептуальный уровень разработки представлен пониманием управления как оптимизации образовательной деятельности преподавателей в отношении детской безопасности на дорогах, включающий идеи систем-но-средового подхода, принципов компетентностной целенаправленности, открытости, динамичности, личностно-деятельного воплощения в электронной образовательной среде, рефлексивности, ориентации на успех. В основе концепции заложена интеграция функционального, процессного и деятельностного подходов. Содержательный уровень образовательной деятельности настроен на решение целевых установок и представлен аксиологическим, когнитивным, праксиологическим компонентами предметно-методического содержания, соответствующих структурной неоднородности формируемых компетенций. Дается обоснование структурных компонентов проектной деятельности в управлении, включающей создание электронной образовательной среды на платформе (MOOC) Мининского университета, управление ограничениями, организацию межсубъектного взаимодействия в условиях разной формы и видов коммуникации, выход на «проектный конвейер». Обращается внимание на сочетание традиционных и новых методов и технологий педагогического управления; инновационных методик обучения. Особое внимание уделяется управленческим технологиям, касающимися новых каналов социальной коммуникации, управления корпоративными знаниями, социально-психологическим тренингам, а также педагогическим методам тью-торского сопровождения, супервизии, модерации.

Ключевые слова: проектирование, управление образовательной деятельностью, навыки безопасного участия в дорожном движении, актуальные компетенции, электронная образовательная среда, функции педагогического управления, управление ограничениями, проектный конвейер, методы управления.

DESIGN OF PROCESS OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF TEACHERS IN THE SPHERE OF FORMATION AT CHILDREN OF SKILLS OF SAFE PARTICIPATION IN TRAFFIC

© 2018

Kamerilova Galina Savelyevna, doctor of pedagogical sciences, professor of department of physiology and health and safety of the person Ageeva Elena L'vovna, candidate of Biology, associate professor, departments of physiology and health and safety of the person Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova Street, 1, e-mail: mininuniver@mininuniver.ru) Mezhenina Elena Ivanovna, associate professor of mechanization of livestock production

and electrification of agriculture Nizhny Novgorod State Agricultural Academy (603107, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarin Avenue, 9, e-mails: ngsha-kancel-1@bk.ru)

Abstract. In article features of design of process of management of educational activity of teachers in the sphere of formation at children of skills of safe participation in traffic at the conceptual, substantial, procedural, technological methodological levels are revealed. The purpose and training of teachers development of new relevant competences of the sphere of safety of children on transport is result. Conceptual level of development is presented by understanding of management as optimization of educational activity of teachers on children's safety on roads, including the ideas of system and environmental approach, the principles of competence-based focus, openness, dynamism, the personal and active embodiment in the electronic educational environment, reflexivity, orientation to success. At the heart of the concept integration of functional, process and activity approaches is put. Substantial level of educational activity is configured to the solution of purposes and presented axiological, cognitive, praksiologichesky by components of subject and methodical contents, the formed competences corresponding to structural heterogeneity. Justification of structural components of the design activity in management including creation of the electronic educational environment on the platform (MOOC) of the Mininsky university, management of restrictions, the organization of intersubject interaction in the conditions of a different form and types of communication, an exit to «the design conveyor» is given. The attention to a combination of traditional and new methods and technologies of pedagogical management is paid; innovative techniques of training. Special attention is paid to administrative technologies, concerning new channels of social communication, management of corporate knowledge, to social and psychological trainings and also pedagogical methods of tyyutorsky maintenance, a superviziya, moderation.

Keywords: design, management of educational activity, skills of safe participation in traffic, relevant competences, electronic educational environment, functions of pedagogical management, management of restrictions, design conveyor, methods of management.

Постановка проблемы. Новые стратегии, связанные с образованием в сфере безопасности жизнедеятельности, актуализировали проблему модернизации его

управления. В Федеральном законе « Об образовании в Российской Федерации» особое внимание обращается на управление, поскольку только эффективное управление

педагогические науки

Камерилова Галина Савельевна, Агеева Елена Львовна, Меженина Елена Ивановна ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

гарантирует достижение поставленных современных и сложных целей [1]. Согласно общей теории управления (М.Вебер, Н.А.Витке, О.В.Виханский, А.К.Гастев, М.Гвишиани), понятие «управление» выступает атрибутивным признаком любой системы, в нашем случае, системы дополнительного образования педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Данное исследование выполнено в рамках Государственного контракта от 19.09 2017 г. № 07.Р61.11.0034 по проекту «Повышение квалификации преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении» по направлению выполнения федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах».

В смысловое содержание понятия «управление» заложена идея оптимизации, упорядочения всех процессов и состояний образовательной деятельности преподавателей в отношении детской безопасности на дорогах, в связи с чем, управление рассматривается как актуальное направление работы педагогических кадров. Управление образовательной деятельностью является категорией динамичной и изменяется в соответствие с изменениями в общественной жизни, приоритетами государственной образовательной политики, что не всегда учитывается при его проектировании. Решающее значение для повышения квалификации педагогических кадров в условиях новых образовательных стандартов и освоения новых актуальных компетенций имеет поиск и создание инновационных технологических решений и методов управления, обеспечивающих повышение эффективности образования. Акцентируется внимание на информатизации как ведущем векторе развития государственной образовательной политики в области повышения квалификации преподавателей, широком использовании электронных образовательных ресурсов.

Анализ литературы. Наше исследование системы управления образовательной деятельностью подтвердило выводы специалистов о противоречиях, возникших между современными требованиями к регулированию образования в сторону его оптимизации и сложившимися стереотипами в управленческой деятельности. Как отмечают А.М.Новиков и Д.А.Новиков, актуальность модернизации управления определяется ключевыми недостатками, связанными с бюрократическими традициями активного «вмешательства» работников органов управления в несвойственные им функции при недостаточной компетентности [2]. В научной литературе (Г.М.Бордовский, В.Н.Бурков, Е.Ю.Игнатьева, И.В.Роберт) подчеркивается, что гуманистические тенденции в управлении требуют внимания к социальным направлениям, человеку, регулированию разнообразных коммуникаций, согласованию субъект-субъектных взаимоотношений в образовательной деятельности, инфор-матизации[3,4,5,6]. Следовательно, на смену традиционной авторитарности должны прийти демократические модели, в которых наряду с позитивными методами административного управления используются методы проектного управления. Рассматривая изменения и образовательные инновации, Е.В.Лебедев акцентируя внимание на принципе управляемости выделяет следующие задачи управления образовательным процессом: всеобщая взаимосвязь; создание условий для согласования позиций участников образовательного процесса; планирование изменений в уровне образованности обучающихся, этапов образовательной деятельности и соответствующих им методов руководства; прогнозирование новых социальных ожиданий и возможностей [7]. В решение управленческих задач важно определить главные подходы, широко обсуждаемые в публикациях (А.Файоль, Ф.Тейлор, Т.Парсонс, Т.Питерс). Их анализ позволяет сделать вывод о том, что функциональный и

процессный подходы комплементарны друг другу, поэтому мы разделяем точку зрения на их взаимодополняемость [8]. Действительно, в результате и того, и другого осуществляется проектирование и функциональных аспектов организационной структуры образовательной деятельности педагогов, и процесса широкого межсубъектного взаимодействия в ее рамках. В контексте управления П.И.Третьяков и Л.Н.Павлова рассматривают следующие функции: информационно-аналитическая; мотивационно-целевая; планово-прогностическая; контрольно-диагностическая [9,10]. В созданной нами ранее функциональной модели мы опирались на обоснованный в менеджменте функциональный комплекс: планирование, мотивация, организация, координация, контроль, развитие, рассматриваемые в качестве последовательных этапов формирования исследовательской компетентности студентов вуза [11]. В данной статье раскрываются недостаточно освещенные теоретические проблемы управления образовательной деятельностью педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении, обучающихся по дополнительным программам повышения квалификации с учетом информационного подхода.

Цель исследования: теоретико-методологическое осмысление и практическая реализация проектирования процесса управления образовательной деятельностью педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении в условиях широкомасштабной информатизации.

Результаты работы. Проектирование процесса управления образовательной деятельностью педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении предполагала осмысление проблемы на разных методологических уровнях: концептуальный - теоретико-методологическое обоснование проекта; содержательный, разработка программ обучения для разных целевых педагогических аудиторий; процессуальный - определение последовательности проектирования процесса управления образовательной деятельностью педагогов, последовательно осваивающих новые актуальные компетенции; технологический - использование инновационных технологий и методик, обучения, создание методических рекомендаций, электронных образовательных ресурсов.

Разработка концептуальной основы осуществлялась на идеях системно-средового подхода, характеризующего образовательную деятельность педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении с точки зрения ее компетентност-ной целенаправленности, открытости, динамичности, личностно-деятельного воплощения в электронной образовательной среде Мининского университета, рефлексивности, ориентации на успех за относительно короткий промежуток времени повышения квалификации. При обосновании концепции мы опирались на интеграцию классических функционального и процессного подходов, идеи деятельностного подхода, в котором управление рассматривается как деятельность, направленная на оптимизацию развития управляемой системы (В.И.Безруков, П.И.Третьяков, Т.И.Шамов, М.М.Поташник) [12, 13], а также ранее обоснованные положения педагогического управления подготовкой бакалавров образования по безопасности жизнедеятельности в условиях электронной образовательной среды вуза [14]. Главная цель заключается в освоении педагогами новых актуальных компетенций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.

Содержательный уровень управления образовательной деятельностью педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении разрабатывался исходя из структурной неоднородности профессиональной компетенции педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия

Kamerilova Galina Savelyevna, Ageeva Elena L'vovna, Mezhenina Elena Ivanovna DESIGN OF PROCESS OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL ACTIVITY .

pedagogical sciences

в дорожном движении, включающей мотивационный, ценностно-нормативный, информационно-познавательный, коммуникативный,практико-созидательный аспекты. В соответствие с ними обоснованы аксиологический, когнитивный, праксиологический компоненты предметно-методического содержания. Аксиологический компонент аккумулирует ценности жизни и здоровья детей, их безопасности на транспорте, роли педагога в воспитании культуры безопасного поведения на дорогах, управления образовательной деятельностью преподавателей по освоению необходимых компетенций. Обратим внимание на то, что сформированная ценностная платформа представляет собой внутренний механизм регуляции деятельности. В качестве внешнего регулятора выступает нормативно-правовое обеспечение (Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» и др.). Когнитивный компонент отражает тенденции постиндустриального этапа научного развития, когда приоритетными становятся интегративные научные категории и проблемно-ориентированное знание при сохранении классического дисциплинарного научного наследия. Фактором объединения служит процесс гуманизации, оказывающий решающее воздействие на отбор содержания в области управления образовательной деятельностью педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Основной содержательный материал программ повышения квалификации педагогов сгруппирован в отдельные, взаимосвязанные модули, наиболее полно соответствующие компетентностной цели образования. Модульный дизайн программ, размещенных на платформе МООС Мининского университета, отражает разветвленную гипертекстовую конфигурацию содержания, его «подачу крупными блоками», интеграцию дисциплинарного и проблемного уровней научного знания [15]. При конструировании содержания учитывались интересы педагогов, работающих с разным контингентом обучающихся.

Процессуальный уровень. Проектирование процесса управления образовательной деятельностью педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении включает овладение проектной технологией [16] и системой управления проектом [17] развития профессиональной компетентности в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Системность предполагает единство и последовательность следующих структурных компонентов деятельности: 1) Создание электронной образовательной среды на платформе (МООС) Мининского университета, служащей объединяющим началом всех педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении, независимо от региона их проживания. Централизация управления образовательной деятельностью обеспечивает единство требований к уровню освоения актуальными компетенциями, критериям оценки, возможность единовременного проведения вебинаров, чатов, коммуникацию на форумах. 2) Управление ограничениями, которое предусматривало создание «дорожной карты», календарного плана, рабочих программ, методических рекомендаций, анализ лучших практик и инновационных технологий; управление ресурсами.3) Организация межсубъектного взаимодействия в условиях разной формы и видов коммуникации (в том числе сетевой). Важное значение имеет создание единой базы знаний в области управления деятельностью педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах: нормативно-правовых, психолого-педагогических, предметных, управленческих, методических. Работа с документацией и выполненными педагогами заданиями программы обучения. 4) Проектный конвей-

ер - постановка управления деятельностью педагогов «на поток» на основе стандартных процедур, исходя из управленческих функций: планирование, мотивация, организация, координация, информирование, контроль, развитие. Согласно существующим общим подходам к управлению, планирование - его главная функция, состоящая определении общих целей и конкретных задач по развитию профессиональной компетентности педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении; разработке общей стратегии, необходимых планов, проектов и программ организации образовательного процесса. Осознанность и активность обучения определяется уровнем сформи-рованности устойчивой внутренней мотивации, которая развивается от пассивно-ситуативной к активно-ситуативной (при отсутствии пролонгированной регуляции ответственности), от нее к пассивной регуляции (понимание пролонгированных тенденций при отсутствии деятельности), а от нее к активно - созидательной (сознательная творческая регуляция при четкой жизненной и профессиональной позиции) (К.А.Абдульханова-Славская). Функция организации состоит в проектировании и создании организационных и управленческих структур в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении; определении порядка и регламента выполнения программ курсов повышения квалификации для преподавателей. С целью предотвращения возникающих проблем при освоении новых профессиональных компетенций проводится координация управленческой деятельности: превентивная на подготовительном этапе для предотвращения проблем; устраняющая и регулирующая по ходу обучения для стабильного функционирования курсов повышения квалификации; стимулирующая, направленная на оптимизацию образовательной деятельности. Для оперативности обратной связи широко используются форумы, чаты, электронная почта. Информационная функция осуществляется через постоянное информирование педагогов о ходе и результатах обучения, создание баз данных, в том числе в электронной образовательной среде; распространение информации среди педагогической общественности. Функция контроля реализуется в процедурах проверки достижения поставленных целее, оценке рисков, коррекции ошибочных действий. Управление предполагает определение дальнейшего развития образовательной деятельности педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении: системы формирования актуальных компетенций в целом, разнообразия видов, форм, методов и технологий деятельности; повышение уровня освоения компетенций.

Технологический уровень представлен методами и технологиями управленческой и образовательной деятельности, претерпевающими постоянное обновление. Оно касается, в первую очередь, традиционных нормативных, организационно-административных, социально-психологических, экономических методов управления и педагогических технологий, трансформирующихся под влиянием компетентностного ориентира образования и его личностно-деятельностной направленности. Среди инновационных методов управления активно используется мониторинг, направленный на выявление и оценивание всех действий и управленческих решений; моделирование[18] - создание инновационных моделей и программ обучения в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении, моделей учебного сотрудничества, проектирования [19, 20]. В предлагаемой работе акцент делается на инновационные технологиям управления образовательной деятельностью педагогов, в числе которых использование новых каналов социальной коммуникации (голосовая почта; установочный, текущие и итоговый вебинары; e-mail; тьюторская поддержка на постоянно действующих форумах; индивидуальные консультации в чатах),

педагогические науки

Камерилова Галина Савельевна, Агеева Елена Львовна, Меженина Елена Ивановна ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ...

управление корпоративными знаниями, цель которого сделать общедоступными индивидуальные знания отдельного педагога; социально-психологические тренинги. Индивидуально-личностный подход к формированию у педагогов актуальных компетенций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении сделал востребованной педагогическую супервизию для профессионально-личностной поддержки преподавателей, осваивающих предлагаемые программы за относительно короткое время [21]. Активно используемые групповые дискуссии построены на технологии модерации - управления групповым обсуждением, придавая ему целенаправленность и структурность.

Выводы и перспективы дальнейшего развития данного направления. Проектирование процесса управления образовательной деятельностью педагогов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении является актуальным и инновационным. Рассматривая педагогическое проектирование как особый способ преобразования управленческой деятельности, мы убедились в его достоинствах, включающих деятельность на опережение, системность и последовательность в ее реализации, достижение запланированных результатов за относительно короткое время обучения на основе интеграции ресурсов и усилий, разнообразной коммуникации в электронной образовательной среде. По мере выполнения программных заданий отмечался прогресс в личностно-профессиональном развитии педагогов, становлении их самостоятельности и ответственности, непрерывность к освоению новых компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об образовании в Российской Федерации: приказ от 9 декабря 2012 года N 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». — Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный.

2. Новиков А.М., Новиков ДА. Образовательный проект / Методология образовательной деятельности. М.: Эгвес, 2004. —120 с.

3. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса /Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Тряпицын. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359с.

4. Бурков В.Н., Новиков ДА. Как управлять организациями. — М.: СИНТЕГ, 2004. - 400 с

5. Игнатьева Е.Ю. Педагогическое управление учебной деятельностью студентов в современном вузе: Монография. — СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012.-300 с.

6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. — М.: ИИОРАО, 2010. — 140 с.

7. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2011. — 108 с.

8. Процессный подход к управлению качеством (или что дает применение процессного подхода?) [Электронный ресурс]// https://studme. org/1417062221288/menedzhment/protsessnyy_podhod_upravleniyu_ kachestvom_ili_chto_daet_primenenie_protsessnogo_podhoda (дата обращения 07.10.2018).

9. Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцев Н.Н. Управление образовательным учреждением / П.И. Третьяков, С.Н. Митин, Н.Н. Бояринцев. — М.: Владос, 2003. — 238 с.

10. Павлова Л.Н. Методологические положения педагогического управления / Образование и безопасность: методология, теория, практика. Коллективная монография / Под. ред. В.В.Садырина и др.

— Челябинск, 2011. — С.142-174.

11. Асташина Н.И. Функциональная модель педагогического управления самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской деятельностью в системе высшего образования / Н.И. Асташина, Г.С. Камерилова // Азимут научных исследований. — Т.7.№1(22). — 2018. — С. 23-27.

12. Безруков В.И. Проектирование управления педагогическими системами: методология, теория, практика: дис. ... д-ра пед. наук.

- М., 2005. — 315 с.

13. Управление качеством образования: практико-ориентирован-ная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. —М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.

14. Kamerilova G.S. Environmental safety in the substantive training of bachelors of education in the field of life safety / G. S. Kamerilova, M. A. Kartavykh, O.M. Filatova, E.N. Petrova, E.L. Ageeva, I.A. Gordeeva, M.A. Veryaskina // Ecology, Environment and Conservation. 23 (4): 2017; pp. (446-450).

15. Картавых М.А. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков

безопасного участия в дорожном движении [Электронный ресурс] / М.А. Картавых, Г.С. Камерилова // Vestnik of Minin University. 2018. Volume 6. No 1. Вестник Мининского университета, 2018. Т. 6. - № 1.- http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/752/643 (дата обращения 07.10.2018).

16. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. уч. Заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А. Сластенина, И.А.Колесниковой.-2-изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 288с.

17. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами: справочное пособие. М.: Высш. шк., 2001. — 875 с.

18. Новиков ДА., Глотова Н.П. Модели и механизмы управления образовательными сетями и комплексами. М.: Институт управления образованием РАО, 2004. — 142 с.

19. Технология проектирования образовательных программ повышения квалификации руководителей образовательных учреждений / Д.Ф. Ильясов, О.А. Ильясова //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. - Вып.2/7. — Челябинск, 2011. — С.5-12.

20. Капырин П.А. Новые технологии в управлении инновационным развитием образовательной деятельности вуза [Электронный ресурс] / П.А. Капырин // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. — Режим доступа: http:// http://www.dissercat. com/content/novye-tekhnologii-v-upravlenii-innovatsionnym-razvitiem-obrazovatelnoi-deyatelnosti-vuza (дата обращения 07.10.2018).

21. Синицына Г.П. Возможности супервизии в усилении практической подготовки педагогов // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 5. - URL: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=21663 (дата обращения: 07.10.2018).

Статья поступила в редакцию 14.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.