Научная статья на тему 'К вопросу об использовании интерактивных методов обучения'

К вопросу об использовании интерактивных методов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
823
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / COMPETENCE APPROACH IN EDUCATION / АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE AND INTERACTIVE TEACHING METHODS / КОМАНДНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТУРНИРЫ / THE ENVIRONMENTAL TEAM TOURNAMENTS / ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К КОМАНДНЫМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТУРНИРАМ / STAGES OF PREPARATION FOR THE ENVIRONMENTAL TEAM OF THE TOURNAMENT / МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ / ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ / MOTIVATIONAL INDICATIVE OF SEARCH AND RESEARCH / ОПЕРАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / ПРЕЗЕНТАТИВНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ / OPERATIONAL-ACTIVITY / THE PRESENTATIONAL-REFLECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асташина Нина Игоревна, Симусёва Мария Вадимовна

Стратегическое направление современного этапа развития образования формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной компетентной личности требует обновления арсенала педагогических технологий и методов обучения. Ведущая роль в процессе формирования компетентной личности принадлежит активным и интерактивным методам обучения. Интерактивные методы обучения основываются на широком взаимодействии обучающихся между собой, в настоящее время они рассматриваются как этап развития активных методов обучения. Среди интерактивных методов обучения интерес вызывают экологические турниры, которые могут быть организованы в системе среднего образования время уроков (биология, экология, география и другие) та и во внеурочное время. Форма турнира может быть использована в системе высшего профессионального образования при проведении практических занятий как вариант деловой игры. В статье представлен опыт организации командных экологических турниров в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области", а также система подготовки команд к турниру. Методологической основой разработанной системы являются идеи личностно-деятельностного и компетентностного подхода. Разработанная система включает следующие этапы: мотивационно-ориентировочный, поисково-исследовательский, операционно-деятельностный и презентативно-рефлексивный. Каждый этап способствует формированию комплекса компетенций, но одна из них на каждом этапе является доминирующей. Для каждого этапа подбираются соответсвующие технологии и методы с учетом конкретных условий индивидуальных особенносттей членов команды, содержания заданий, предыдущего опыта команды в подобных турнирах и др. Главным результатом участия в командном экологическом турнире является повышение мотивации познавательной деятельности, формирование комплекса компетенций, и в целом способствует разностороннему личностному развитию обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асташина Нина Игоревна, Симусёва Мария Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE USE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS

The strategic direction of the current stage of development of education the formation of fully formed, and a successful initiative competence the person needs to be updated arsenal of educational technology and teaching methods. The leading role in the formation of a competent person belongs to an active and interactive teaching methods. Interactive teaching methods are based on the broad interaction between the students themselves, they are now regarded as the stage of development of active learning methods. Among the interesting interactive teaching methods cause environmental tournaments, which can be arranged in the secondary education system time lessons (biology, ecology, geography, etc.), and the one after school. The form of the tournament can be used in the system of higher education with practical training as a variant of the business game. The article presents the experience of the environmental team tournaments in the State Budget Institution of additional education "Centre for Development of Children and Youth of the Nizhny Novgorod region", as well as the system of training teams for the tournament. The methodological basis of the developed system is the idea of personality-activity and competence-based approach. The developed system includes the following steps: motivational indicative of search and research, operational-activity and presentational-reflective. Each stage promotes the formation of a complex competence, but one of them on each stage is dominant. For each stage are selected by appropriate technologies and methods to the specific conditions Individual characteristics team members, job content, the previous experience of the team in these tournaments and others. The main result of participation in the environmental team tournament is to increase the motivation of cognitive activity, the formation of complex competencies, and in general contribute to versatile personal development of students.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании интерактивных методов обучения»

УДК 37.02

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

© 2017

Асташина Нина Игоревна, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ,

доцент кафедры «Сервис» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606260, Россия, Нижегородская область, Воротынец, ул. Мира, д.7, e-mail: astashinan@mail.ru)

Симусёва Мария Вадимовна, педагог-организатор отдела экологического образования и воспитания Центр развития творчества детей и молодёжи Нижегородской области (607635, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, д.100, e-mail:simuseva@list.ru)

Аннотация. Стратегическое направление современного этапа развития образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной - компетентной - личности требует обновления арсенала педагогических технологий и методов обучения. Ведущая роль в процессе формирования компетентной личности принадлежит активным и интерактивным методам обучения. Интерактивные методы обучения основываются на широком взаимодействии обучающихся между собой, в настоящее время они рассматриваются как этап развития активных методов обучения. Среди интерактивных методов обучения интерес вызывают экологические турниры, которые могут быть организованы в системе среднего образования - время уроков (биология, экология, география и другие) та и во внеурочное время. Форма турнира может быть использована в системе высшего профессионального образования при проведении практических занятий как вариант деловой игры. В статье представлен опыт организации командных экологических турниров в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области», а также система подготовки команд к турниру. Методологической основой разработанной системы являются идеи личностно-деятельностного и компе-тентностного подхода. Разработанная система включает следующие этапы: мотивационно-ориентировочный, поисково-исследовательский, операционно-деятельностный и презентативно-рефлексивный. Каждый этап способствует формированию комплекса компетенций, но одна из них на каждом этапе является доминирующей. Для каждого этапа подбираются соответсвующие технологии и методы с учетом конкретных условий - индивидуальных особенносттей членов команды, содержания заданий, предыдущего опыта команды в подобных турнирах и др. Главным результатом участия в командном экологическом турнире является повышение мотивации познавательной деятельности, формирование комплекса компетенций, и в целом - способствует разностороннему личностному развитию обучающихся.

Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, активные и интерактивные методы обучения, командные экологические турниры, этапы подготовки к командным экологическим турнирам: мотивационно-ориен-тировочный, поисково-исследовательский, операционно-деятельностный, презентативно-рефлексивный.

ON THE USE OF INTERACTIVE TEACHING METHODS

© 2017

Astashina Nina Igorevna, Ph.D., assistant professor of the "Service" Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics (606260, Russia, Nizhny Novgorod region, Vorotynets, Mira Street, 7, E-mail: Astashinan@mail.ru) Simusёva MariyaVadimovna, teacher-organizer of the department of environmental education Centre for Development of Children and Youth of Nizhny Novgorod region (607635 Nizhny Novgorod, Gagarina, d.100, E-mail:. Simuseva@list.ru)

Abstract. The strategic direction of the current stage of development of education - the formation of fully formed, and a successful initiative - competence - the person needs to be updated arsenal of educational technology and teaching methods. The leading role in the formation of a competent person belongs to an active and interactive teaching methods. Interactive teaching methods are based on the broad interaction between the students themselves, they are now regarded as the stage of development of active learning methods. Among the interesting interactive teaching methods cause environmental tournaments, which can be arranged in the secondary education system - time lessons (biology, ecology, geography, etc.), and the one after school. The form of the tournament can be used in the system of higher education with practical training as a variant of the business game. The article presents the experience of the environmental team tournaments in the State Budget Institution of additional education «Centre for Development of Children and Youth of the Nizhny Novgorod region», as well as the system of training teams for the tournament. The methodological basis of the developed system is the idea of personality-activity and competence-based approach. The developed system includes the following steps: motivational indicative of search and research, operational-activity and presentational-reflective. Each stage promotes the formation of a complex competence, but one of them on each stage is dominant. For each stage are selected by appropriate technologies and methods to the specific conditions - Individual characteristics team members, job content, the previous experience of the team in these tournaments and others. The main result of participation in the environmental team tournament is to increase the motivation of cognitive activity, the formation of complex competencies, and in general - contribute to versatile personal development of students.

Keywords: competence approach in education, active and interactive teaching methods, the environmental team tournaments, stages of preparation for the environmental team of the tournament: motivational indicative of search and research, operational-activity, the presentational-reflective.

Стратегическим направлением современного этапа развития образования закрепленного федеральными государственными стандартами среднего и высшего профессионального образования является формирование компетентной личности.

Понятие «компетентность» в педагогическом словаре соотносится с «возможностью установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру (знание + действие), необходимую для решения пробле-

мы в конкретной ситуации [1]. Различные аспекты ком-петентностного подхода широко обсуждаются в научно-педагогической (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Д.Равен, А.В.Хуторской и др.) [2,3,4] и методической литературе (С.А.Алексеев, Д.С.Ермаков, Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, М.А.Картавых, И.Н.Пономарева, С.В. Суматохин и др.) [5,6].

Для формирования всесторонне образованной, инициативной и успешной - компетентной - личности требуется обновление арсенала педагогических технологий и методов обучения. На первый план выходят активные

и интерактивные методы обучения. Активные методы, в противовес пассивным, обеспечивают активное участие обучающихся в познавательном процессе, превращают их из объекта в субъект познавательной деятельности. Интерактивные методы обучения основываются на широком взаимодействии обучающихся между собой. В настоящее время интерактивные методы рассматриваются как этап развития активных методов обучения [7].

Идеи интерактивного обучения широко используются в современных педагогических технологиях -технологии проектной деятельности (И.Д.Чечель, Е.С. Полат) [8], игровых технологиях (М.В. Кларин, П.И. Пидкасистый)[9,10], информационно-коммуникативных технологиях (В.П. Беспалько, В.П. Зиинченко) [11], технологии кейс-стади (А.М. Гуревич, О.Г. Смольянинова, Демидова Н.Н.) [12].

Отвечая идеям личностно-деятельностного подхода в образовании, интерактивные методы характеризуются исследователями, как:

- «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»;

- «обучение, основанное на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»;

- «обучение, как совместный процесс познания, где знания добываются в совместной деятельности через диалог, полилог» [13]

Анализ научно-методической литературы [14-24] показал востребованность разработки активных и интерактивных форм обучения для использования в педагогической практике. Использование интерактивных форм обучения успешно развивает познавательные способности, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, стимулирует активный поиск решения нестандартных задач, то есть формирует качества компетентной личности.

Опыт педагогической практики показывает, что среди интерактивных методов обучения интерес вызывают экологические турниры, которые могут быть организованы в системе среднего образования - время уроков (биология, экология, география и другие) так и во внеурочное время. Форма турнира может быть использована в системе высшего профессионального образования при проведении практических занятий как вариант деловой игры.

Обратившись к словарю, уточним, что турнир - это особая форма проведения командных соревнований, предполагающая несколько этапов. Турнир устроен таким образом, что выявляются и поощряются не только и не столько конкретные знания, сколько умение понять и решить задачу, умение объяснить свою точку зрения и понять собеседника, а также умение работать в команде.

Успешный опыт организации экологических командных турниров накоплен в Государственном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области». Экологические турниры для разных возрастных групп школьников организуются с 2012 года. Динамика участников турниров подтверждает актуальность и востребованность такой формы работы (рисунок 1)

Рисунок 1 - Количество участников в областных командных экологических турнирах

Турнир - соревнование, требующее длительной и серьезной подготовки. Задания турниров не имеют однозначного решения, поэтому для их выполнения команда должна провести исследование, выразить собственные идеи и даже проявить фантазию. Многие задания составлены так, что затрагивают не только экологию, но и смежные с ней предметы: биологию, географию, химию, а также социальные проблемы. Например:

- оцените состояние системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Нижегородской области, представьте проект системы ООПТ, обоснуйте выбор.

- бездомные животные - популяция безнадзорных собак, кошек или других домашних животных, обитающая стаями и поодиночке на городских улицах и в рекреационных зонах. Большое количество бездомных собак является показателем падения ответственности владельцев. Какую опасность для общества может представлять проблема бездомных животных? Проанализируйте современные подходы в решении данной проблемы. Какой из них, по вашему мнению, является самым гуманным и эффективным. Предложите свои варианты.

Подготовка к турниру предполагает высокий уровень командной работы. Решения задач должны быть представлены ясным, кратким и выразительным образом, сопровождаться продуманной компьютерной презентацией. Участникам турнира приходится вести содержательную дискуссию, быстро и точно задавать вопросы и отвечать на них. На турнире важно не только суметь представить и обосновать свою точку зрения, но и защитить ее в полемике с оппонентами, рецензентами и членами жюри.

Правила проведения турнира:

- в турнире принимают участие 3 команды по 6 (9) человек;

- все команды готовят доклады по всем трем заданиям;

Турнир проводится в 3 раунда. В каждом раунде команда выступает в одной из трех ролей: докладчик, оппонент, рецензент. Докладчики: докладывают суть решенной командой проблемы, согласно поставленной задаче, акцентируя внимание на ее экологическую идею и выводы; используют заранее заготовленные презентации, видеофрагменты; отвечают на замечания и вопросы Оппонента и Жюри по решению задачи.

Оппоненты: задают вопросы Докладчикам, направленные на выяснение неточностей, ошибок в понимании проблемы и в предложенном решении, а также на более подробное пояснение отдельных положений и выводов доклада.

Рецензенты: делают развернутый анализ представленного доклада: оценивают полноту, научность и оригинальность решения; высказывают критические замечания к форме доклада; указывают на положительные моменты и недостатки, как в решении задачи, так и в самом выступлении Докладчиков; дают краткую оценку выступлениям Докладчика и Оппонента; определяют, насколько полно они справились со своими обязанностями; анализируют понимание обсуждаемой проблемы участниками.

- в каждом раунде разыгрывается одна турнирная задача. В ходе следующих двух раундов команды меняются ролями по часовой стрелке.

Успех участия в командном турнире определяется качеством подготовки к нему. Нами разработана система подготовки к командным экологическим турнирам.

Методологической основой разработанной системы являются идеи личностно-деятельностного и компетент-ностного подхода [25-33]. Разработанная нами система включает следующие этапы: мотивационно-ориенти-ровочный, поисково-исследовательский, операцион-но-деятельностный и презентативно-рефлексивный. Взаимосвязь этапов подготовки с содержанием деятельности и ожидаемыми результатами в виде формируемых компетенций представлена в таблице 1._

Таблица 1- Взаимосвязь этапов подготовки к командным экологическим турнирам с содержанием и ожидаемыми результатами деятельности

Этапы Содержание деятельности Формируемые компетенции

Мотивационно-ориентир оеочный Знакомство с Положением о командном экологическом турнире; формирование команды; знакомство с результатами участия школы в предыдущих турнирах Ценно стно-смы еловые; коммуникативные; у чей но-познавательные: общекультурные

поисеобо-исследовательский Поиск и отбор информации по заданиям турнира; Общекультурные. учеб но -по знавателъны е; информационные; коммуникативные; личностного самосовершенствования

Операционно- Подготовка к выполнению ролей турнира «докладчик», «оппонент», «рецензент» Коммуникативные; общекультурные; учеб но -по знавательны е личностного самосовершенствования

ПрезеигатнЕно- Участиев турнире; анализ участлив турнире Личностного самосовершенствования; ценностно-смысловые; коммуникативные

Как видно из таблицы, каждый этап способствует формированию комплекса компетенций, но одна из них на каждом этапе является доминирующей.

Мотивационно-ориентировочный этап обеспечивает личностную и социальную актуальность участия в командном экологическом турнире. Это означает,что деятельность должна быть направлена не только на формирование новых знаний и умений участников турнира, но и на получение выводов, имеющих социальное значение. Доминирующая формируемая компетентность - ценностно-смысловая. Суть ценностно-смысловой компетенции - способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выбирать целевые и смысловые установки своих действий, принимать решения.

Поисково-исследовательский этап предполагает определение направления исследования,

формулирование гипотезы, раскрытие общего направления деятельности, связанного с решением поставленной экологической задачи, сбор информации по теме, обработка и осмысление выявленных процессов и закономерностей через систематизацию, анализ и обобщение. Доминирующая формируемая компетентность - общекультурная, важнейшим компонентом которой выступает исследовательская компетентность [34-40].

Операционно-деятельностный этап предполагает освоение социальных ролей командного турнира - «докладчик», «оппонент», «рецензент», в ходе которого выстраиваются различные комуникативные взаимодействия между членами команды. Доминирующая формируемая компетентность -коммуникативная, её характеризуют умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, владение монологической речью, умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Презентативно-рефлексивный этап включает представление результатов деятельности команды -участие в турнире, оценку и самооценку деятельности команды, определение перспектив дальнейшей работы.

Для каждого этапа подбираются соответсвующие технологии и методы с учетом конкретных условий -индивидуальных особенносттей членов команды, содержания заданий, предыдущего опыта команды в подобных турнирах и др.

Главным результатом участия в командном экологическом турнире является повышение мотивации познавательной деятельности, формирование комплекса компетенций, и в целом - способствует разностороннему личностному развитию обучающихся. Таким образом, командные экологические турниры, как один из интерактивных методов обучения, отвечают задачам формирования компетентной личности, могут быть использованы в образовательной практике, имеют перспективы для дальнейшего развития и совершенствования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. М.:

ТЦ Сфера, 2004. 448 с.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования// Высшее образование сегодня. 2003. №5. с.22

3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр. 2002. 396с

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля, 2002г., Центр Эйдос, с.13

5. Камерилова Г.С., Асташина Н.И. Рекреационное природопользование: перспективы использования экологических троп для формирования исследовательской компетентности //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. №2. с. 115-119

6. Суматохин С.В. Учебно-исследовательская деятельность по биологии в соответствии с ФГОС: с чего начинать, что делать, каких результатов достичь // Биология в школе. 2014. №4. с. 23-20

7. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий0 в высшей школе: учебное пособие/сост. Т.Г. Мухина. Н. Новгород: ННГАСУ. 2013. 97с.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. Пед. кадров/Е. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Академия, 2005. 272с

9. Кларин М.В. Инновационное образование: уроки «несистемных» образовательных практик// Образовательные технологии, 2014. №1. с.22-27

10. Педагогика: учебник для студ. учрежд. высш. проф. образования/П.И. Пидкасистый, В.А. Межериков, Т.А. Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Изд. центр «Академия». 2014. 624 с

11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической техно-логии/Беспалько В.П. М.: Педагогика, 1989. 182с.

12. Демидова Н.Н., Камерилова Г.С. Кейс-стади: «Изучение случая» - технология инактивированного по-знания//Вестник Мининского университета, 2016. №2. с.20

13. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие/ С.Б. Ступина. Саратов: Издательский центр «Наука». 2009. 52с.

14. Асташина Н.И., Асташин Е.А. Перспективы использования конференций в образовательном процессе с позиций компетентностного подхода//Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. с. 131

15. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе// Психологический журнал. 2012. №2 с.1-18

16. Изотова Н.Н. Этнокультурные особенности стиля японской коммуникации // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 6 (27). С. 179-182.

17. Гоева В.В., Миронов К.Е. Использование активных и интерактивных методов обучения при изучении технических дисциплин в вузах // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 11-15.

18. Тимирясова Л.Б. Использование интерактивных мультимедийных проектов в обучении иностранным языкам // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 109-111.

19. Репинецкая Ю.С. Применение интерактивных технологий на уроках истории в старших классах // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 103-106.

20. Деревянко Е.В. Формирование профессиональной компетентности будущих горных инженеров в условиях интерактивных технологий обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 19-22.

21. Сидакова Н.В. Презентация как одна из форм интерактивного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 143-145.

22. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и ин-

терактивные образовательные технологии в вузе // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 26-29.

23. Куликова И.В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 112-116.

24. Саглам Ф.А. Интерактивные методы изучения практикоориентированных разделов психолого-педагогических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 65-68.

25. Асташина Н.И. Организация и использование экологических троп в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Биология в школе. 2015. №5. с.48 -50

26. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т./ Г.К. Селевко. М.: НИИ школьных технологий. 2006. т.1. 816с.

27. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской и др. М.: КНОРУС, 2010. - 432с

28. Старостина А.Н. Деятельностный и личностный подходы как методологические принципы моделирования образовательного процесса геометро-графической подготовки инженеров // Карельский научный журнал.

2015. № 3 (12). С. 33-36.

29. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19-21.

30. Лепешкина Е.Ю. Компетентностный подход - основа формирования профессиональной позиции будущего педагога как воспитателя // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 2 (16). С. 22-24.

31. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.

32. Емельянова Т.В. Компетентностный «портрет» будущего педагога инклюзивного образования // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2014. № 1 (15). С. 13-17.

33. Денисова О.П., Ярыгин А.Н., Ярыгина Н.А. Компетентностный подход как один из инструментов повышения результативности деятельности вуза в концепции комплексной подготовки кадрового состава вуза к экспертизе качества образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 202-206.

34. Асташина Н.И., Камерилова Г.С. Рекреационное природопользование: перспективы использования экологических троп для формирования исследовательской компетентности // Балтийский гуманитарный журнал.

2016. Т. 5. № 2 (15). С. 115-119.

35. Асташина Н.И. Исследовательская деятельность в дополнительном образовании как средство формирования творческой активности школьников // География в школе. 2010. №5. с. 45-47

36. Асташина Н.И. Подходы к определению структуры, содержания, путей формирования исследовательской компетентности студентов, будущих специалистов в области социокультурного сервиса // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 106-109.

37. Балабаева Н.П., Энбом Е.А. Аспекты формирования исследовательской компетентности студентов академического бакалавриата инженерных профилей в процессе освоения курса математического анализа // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 25-30.

38. Ярыгина Н.А., Залалетдинов А.Р. Психолого-педагогические условия формирования исследовательской компетенции в вузе как фундаментальная основа повышения качества образования магистров // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 124-126.

39. Ярыгина Н.А. Повышение качества образования в магистратуре посредством формирования исследовательской компетенции магистрантов // Балтийский гу-

манитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 235-239.

40. Попов Д.В. Модель системы формирования у студентов профессиональной экспериментально-исследовательской компетенции // Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16). С. 179-183.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.