УДК: 502(07)
Е.Ю. КАРПЕЕВА, аспирант, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ МАССОВЫХ ОРНИТОЛОГИЧЕСКИХ АКЦИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
E.Y.Karpeeva
FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS ON THE BASIS OF MASS ORNITHOLOGICAL ACTION IN ADDITIONAL ENVIRONMENTAL EDUCATION
Массовые орнитологические акции - наиболее привлекательная форма работы в процессе формирования коммуникативной компетентности в дополнительном экологическом образовании. Процесс формирования коммуникативной компетентности представляет собой систему последовательных этапов, направленных на формирование мотивационного, когнитивного, творческо-деятельностного и личностного компонентов компетентности. Для каждого этапа характерно использование своей компетентностно-ориентированной коммуникативной ситуации, отвечающей цели этапа. На ценностно-смысловом этапе с целью формирования положительной мотивации, создания атмосферы взаимопонимания, общего эмоционального фона межсубъектного общения применяется ситуация-«отношение». Операционно-деятельностный этап отличается использованием ситуации-«действие». На результативно-оценочном этапе межсубъектное взаимодействие осуществляется в условиях ситуации-«рефлексии». Каждая ситуация предполагает использование форм, методов, средств интерактивных технологий, выделенных, исходя из особенностей коммуникативного взаимодействия: технологии межсубъектного взаимодействия, основанные на живом, непосредственном общении; технологии делового общения на основе читательской деятельности с текстом; информационно-коммуникационные технологии.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, компетентностно-ориентированные коммуникативные ситуации, массовые орнитологические акции.
Mass ornithological action - the most attractive form of work in the process of formation of communicative competence in additional environmental education. Communicative activities carried out during the campaign, focusing on the exchange, environmental information and knowledge, skills and methods of environmental activities between the participants of the action. The process of formation of communicative competence is a system of successive stages, aimed at the formation of motivational, cognitive, creative-activity and personal components of competence. For each stage, characterized by the use of its competence-oriented communicative situation, meet the objective of stages. On value-sense step to form a positive motivation, creating an atmosphere of mutual understanding, the general emotional background intersubjective communication used situation-"attitude". Operational-activity phase is characterized by situation-"action". At the evaluation stage, effectively intersubjective interaction takes place in a situation-"reflection." Each situation involves the use of forms, methods and means of interactive technologies, selected based on the characteristics of communicative interaction: technology intersubjective interaction, based on a live, direct communication; technology business communication based on the reading activity with the text; information and communication technologies.
Keywords: communicative competence, competence-oriented communicative situations, mass ornithological action.
Тенденции социально-экономического развития при переходе к постиндустриальному, информационному обществу сопряжены с экологическими и культурными приоритетами, стремлением к всесторонней открытости и коммуникативности.
Оптимальной стратегией во взаимоотношениях человечества и всего многообразия форм жизни на Земле, по мнению Н.Н. Моисеева, должна стать коэволюционная стратегия, спецификой которой можно считать установку на толерантность, стремление к мирному развитию полифоничного бытия.
Решение острых экологических проблем требует объединенных усилий жителей планеты, отдельных стран и регионов на идеях устойчивого развития (А.Д. Урсул [18; 19], Н.М. Мамедов [12], Э.В. Гирусов [6]), что определяет необходимость воспитания экологически культурной личности, готовой и способной к диалогу в различных формах и видах коммуникации. Дополнительное экологическое образование создает уникальные возможности для развития коммуникативной компетентности в условиях изучения эколого -орнитологических проблем сохранения биоразнообразия. На важность формирования коммуникативной компетентности обращали внимание И.А. Зимняя [8], И.А. Колесникова [11], Е.В. Мельник [13], Дж. Равен [17], А.В. Хуторской [21]. В их исследованиях подчеркивается роль коммуникативной компетентности в процессе освоения личностью социально-культурных, в том числе и культурно-экологических ценностей, и её самореализацию в качестве творческой, уникальной, толерантной индивидуальности в ходе социального взаимодействия. Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности подтверждается требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования второго поколения, в котором основные результаты обучения и воспитания выражены через достижение социального, личного, познавательного и коммуникативного развития. Коммуникативное развитие, согласно ФГОС общего образования, предполагает формирование компетентности в общении, построение продуктивного сотрудничества на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации [20].
Коммуникативная компетентность является предметом обсуждения в теории и практике экологического образования. В исследованиях С.В. Алексеева [1], Н.Д. Андреевой [2], Н.Ф. Винокуровой [5], Д.С. Ермакова [7], Г.С. Камериловой [9], В.В. Николиной [15], И.Н. Пономаревой [16], В.П. Соломина [16] раскрываются значимость коммуникативной компетентности в формировании экологической культуры как стратегической цели экологического образования, ее главные аспекты; особенности применения различных форм коммуникативной ситуации и коммуникативных технологий.
Широкими возможностями для развития коммуникативной компетентности обладают массовые орнитологические акции, проводимые в рамках дополнительного экологического образования. Анализ теории и методики дополнительного экологического образования позволил установить тесные и разнообразные виды общения больших социальных групп -массовых коммуникаций - во время проведения орнитологических акций. Они играют огромную роль в формировании коммуникативной компетентности - основы экологической культуры личности, однако еще не получили должного теоретического и методического обоснования. Наша работа является продолжением изучения проблемы формирования коммуникативной компетентности учащихся средствами массовых орнитологических акций в дополнительном экологическом образовании на основе идей коэволюции и устойчивого развития, сохранения биоразнообразия, компетентностного подхода, предполагающих использование разнообразных взаимодополняющих друг друга технологий в различных педагогических ситуациях [3; 4; 10].
В качестве условия, способствующего успешности формирования коммуникативной компетентности учащихся на основе массовых орнитологических акций, нами определена ситуативная этапность данного процесса. Нами выделяются: ценностно-смысловой,
операционно-деятельностный и результативно-оценочный этапы, влияющие на аффективную, когнитивную, волевую сферы сознания личности. Операционно-деятельностный этап осуществляется в двух фазах: информационно-поисковой и учебно-исследовательской, отличающихся характером эколого-орнитологической деятельности учащихся.
С этапами формирования коммуникативной компетентности учащихся сопряжены компетентностно-ориентированные коммуникативные ситуации, которые определяются нами на основе исследований И.А. Колесниковой [11] как совокупность конкретных, складывающихся в системе экологического образования, объективных и субъективных факторов, условий, обстоятельств и отношений, в которых разворачивается коммуникативная деятельность. Нами выделяются ситуация-«отношение», ситуация-«действие», ситуация-«рефлексия».
Каждая из них предполагает использование своеобразного комплекса интерактивных технологий: технологии межсубъектного взаимодействия, основанные на живом, непосредственном общении; технологии общения на основе читательской деятельности при работе с текстом; информационно-коммуникационные технологии [9]. Обладая единой технологической структурой, каждая компетентностно-ориентированная коммуникативная ситуация включает различные приемы, методы и организационные формы интерактивных технологий, которые адекватны поставленным на каждом из этапов коммуникативным целям и задачам.
На ценностно-смысловом этапе формируется желание, интерес, установка на участие в акции. Мотивация учащихся обеспечивается с помощью коммуникативной ситуации-«отношение». Достижение поставленных целей обеспечивается с помощью знакомства учащихся с народными экологическими традициями по охране птиц, фольклором, использования эмоционально-насыщенных, наглядных орнитологических образов, стихов, пословиц, поговорок, мультимедийных презентаций, демонстраций фильмов, затрагивающих чувственную сферу сознания.
Усилению мотивации способствует вовлечение учащихся в игровые виды деятельности: тематические эколого-орнитологические конкурсы и викторины: «Птицы родного края», «Орнитологическая мозаика», «Куда Вы летите, птицы?». Это позволяет учащимся осознать разнообразие и уникальность орнитофауны, развить интерес к ее изучению и охране, включиться в общение, направленное на обмен ценностями.
Большой эффективностью обладает e-mail переписка, общение в социальных сетях. На данном этапе коммуникативная компетентность формируется путем интерактивного общения с целью преимущественного обмена эмоциями, чувствами, позитивным отношением. Этап завершается инструктажем о методах и средствах наблюдения и о правилах взаимодействия.
Операционно-деятельностный этап направлен на приоритетное формирование когнитивного и творческо-деятельностного компонентов коммуникативной компетентности. Учащиеся включаются в компетентностно-ориентированную коммуникативную ситуацию -«действие», организованную в форме групповой работы. Деятельность учащихся направлена на освоение и осмысление эколого-орнитологического содержания, решение исследуемой проблемы. Данный этап включает две фазы:
• информационно-поисковая. Деятельность учащихся носит, в основном, алгоритмический характер, направленный на овладение общими умениями и способами деятельности: поиск нужной информации в источниках различного типа (научно-популярной, нормативной, инструктивной, агитационной литературе), отделение основной информации от второстепенной, использование компьютерных технологий (работа с приложениями Office: Excel, Word, PowerPoint; Интернет-ресурсов: использование электронной почты, поиск информации в сети Интернет, хранение данных в сети, геоинформационных технологий) для обработки, передачи, систематизации информации.
•учебно-исследовательская. Учащиеся включаются в непосредственное наблюдение за пролетами птиц, осуществляют их учет, определяют видовую принадлежность, заполняют карточки учета. При этом используются ресурсы Интернет-сайта www.biodat.ru, где в онлайн режиме отражаются результаты наблюдений. Деятельность учащихся принимает более самостоятельный характер. Проявляется творческая активность, не стимулируемая внешними факторами. По ходу выполнения задания (индивидуально, в парах, группах) школьники усваивают нормы общения и правила поведения, учатся проводить наблюдения за пролетом птиц, распознавать их по внешнему строению, голосу, использовать бинокли, полевые определители птиц, компас и JPS-навигатор, топографические карты местности. Доминирует обмен эколого-орнитологическими знаниями о видах пролетных птиц, способах пролета, формах мигрирующих стай, порядке расположения летящих птиц, направлениях пролета, охране орнитофауны.
На результативно-оценочном этапе происходит анализ результатов деятельности и подведение итогов: обобщение собранных материалов, правильности и корректности полученных выводов. Данный этап характеризуется высоким уровнем самостоятельности и творческой активности, что достигается за счет вовлечения учащихся в ситуацию -«рефлексию». По завершению разрабатываются компьютерные презентации различной тематики, например «До свидания, птицы!», «Журавлиный клин», «Неожиданная встреча на лесной опушке»; выпуск школьной газеты, посвященный итогам акции. Результаты исследовательской работы представляются на конференциях научного общества учащихся и тематических конкурсах. В результате формируются навыки публичных выступлений, умения аргументировать собственную позицию, приводить доказательства своей правоты в ответ на альтернативные точки зрения, умения отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности, использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, рисунок) в соответствии с коммуникативной задачей, использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии.
В заключении учащимися готовится практико-ориентированный проект «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною», который подразумевает создание и развешивание кормушек, составление листовок и плакатов по проблемам охраны птиц для организации пропагандистской работы по вовлечению в акции большего числа единомышленников.
Эффективность разработанной методики проверялась в опытно-экспериментальной работе в школах г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Нижегородском отделении Союза охраны птиц России. В эксперименте приняло участие 126 учителей и руководителей кружков экологической направленности и 336 школьников. Общая сформированность коммуникативной компетентности определялась по трем уровням: стихийно-эмпирический (слабое проявление интереса к миру птиц, его изучению и охране, готовности к сотрудничеству, неуверенное владение навыками эффективного общения в условиях орнитологических акций), эмпирический (коммуникативная активность стимулируется, в основном, учителем, развивается умение выполнять различные социальные роли в групповой работе, с освоением методов наблюдения и охраны птиц), теоретический (высокая самостоятельная коммуникативная активность учащихся на всех этапах орнитологической деятельности в акциях, свободное владение вербальными и невербальными средствами общения, умение проявлять эмпатию, желание прийти к компромиссу в обсуждении проблемы охраны птиц), выделенных Е.В. Мельник.
Полученные опытно-экспериментальные результаты показали действенность и эффективность этапности процесса формирования коммуникативной компетентности с применением компетентностно-ориентированных коммуникативных ситуаций. В процессе обучения существенно увеличилось число учащихся с эмпирическим и теоретическим уровнями (от 23% до 65%; от 10% до 27% соответственно). Личные наблюдения и беседы с педагогами показали, что учащиеся достаточно легко и продуктивно работают в группе, как
в режиме сотрудничества, так и дискуссионо по поводу обсуждения разных мнений на меры по охране конкретного вида. С пониманием выслушивают и обсуждают различные эколого-орнитологические проблемы, аргументировано отстаивают свою точку зрения. Отмечается более уверенное владение вербальными и невербальными средствами коммуникации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев, С.В. Экологическое образование в базовой школе: методическое пособие / С.В. Алексеев, Н.В. Гузеева, Л.В. Симонова. - СПб.: Специальная литература, 1999. - 88 с.
2. Андреева, Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студентов высших учебных заведений / Н.Д. Андреева, В.П. Соломин, Т.В. Васильева; под ред. Н.Д. Андреевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.
3. Асташина, Н.И. Развитие исследовательской деятельности учащихся на ключевых орнитологических территориях в дополнительном экологическом образовании: дис. ... кан. пед. наук: 13.00.02 / Асташина Нина Игоревна. -Н.Новгород, 2011. - 190 с.
4. Вандышева, В.В. Формирование экологической культуры школьников в системе дополнительного экологического образования средствами массовых орнитологических акций: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Вандышева Валентина Владимировна. -Н.Новгород, 2010. - 215 с.
5. Винокурова, Н.Ф. Методика использования электронных информационно-коммуникативных модулей в школьном географическом образовании для устойчивого развития / Н.Ф, Винокурова, А.В. Зулхарнаева, О.В. Смирнова // Вестник Мининского университета. - 2013. - № 2. - Режим доступа: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific ае1;т11е8/уе81шк (дата обращения: 20.04.2014).
6. Гирусов, Э.В. Экологическая культура - основа устойчивого развития / Э.В. Гирусов // Вестник экологического образования в России. - 2009. - № 4. - С. 4-5.
7. Ермаков, Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. Монография / Д.С. Ермаков. - М.: РУДН, 2008. - 180 с.
8. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 19 с.
9. Камерилова, Г.С. Технологический инструментарий культурно-экологической образовательной среды вуза / Г.С. Камерилова // Технологии коэволюционного взаимодействия субъектов в условиях формирования культурно-экологической образовательной среды региона: учебное пособие. - Н.Новгород: ООО «Исток», 2013. - С. 61-91.
10. Киселева, Н. Ю. Научные и природоохранные результаты проекта «На благо людей и птиц (массовые акции по изучению птиц и их местообитаний - эффективный механизм становления гражданского общества в России)»/ Н.Ю. Киселева // Бутурлинский сборник: материалы II Международных Бутурлинских чтений. - Ульяновск, 2006. - С. 193-195.
11. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
12. Мамедов, Н.М. Ведение в теорию устойчивого развития/ Н. М. Мамедов. - М.: СТУПЕНИ, 2002. - 240 с.
13. Мельник, Е.В. Содержание коммуникативной компетентности педагога / Е.В. Мельник // Психология и школа. - 2004. - №4. - С. 36-42.
14. Моисеев, Н. Н. Экология и образование / Н.Н. Моисеев. - М.: «ЮНИСАМ», 1996. - 192 с.
15. Николина, В.В. Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: учебное пособие / В.В. Николина, Г.П. Шалфицкая. -Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. - 72 с.
16. Пономарёва, И.Н. Экологическое образование в Российской школе: История. Теория. Методика / И.Н. Пономарёва, В.П. Соломин; под ред. В.П. Соломина. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 415 с.
17. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. - 400 с.
18. Урсул, А.Д. Перспективы экоразвития / А.Д. Урсул. - М., 1990. - 316 с.
19. Урсул, А.Д. Универсальный эволюционизм: концепции, подходы, принципы, перспективы / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул. - М.: РАГС, 2007. - 324 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 г. Москва // Интернет-портал «Российской газеты». - 2012. -Ц^-адрес: http://www.rg.ru (дата обращения: 27.02.2014).
21. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 10.03.2012).
© Карпеева Е.Ю., 2015