20. Kamerilova, G.S. Development of Professional Creativity of Teachers in the System of Professional Safety Culture of Children in Transport / G.S. Kamerilova, M.A. Kartavykh, E.L. Ageeva, I.A. Gordeeva, M.A. Veryaskina // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - T. 91. - C. 446-451; URL: https://www.researchgate.net/publication/337001130.
Педагогика
УДК 378
доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат биологических наук, доцент Агеева Елена Львовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат биологических наук, доцент Егорова Юлия Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки» (г. Нижний Новгород)
ПРОЕКТНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ В ВУЗЕ
Аннотация. В статье обосновывается важность проектно-модульного обучения в вузе для формирования профессиональной креативности будущих педагогов. Раскрывается актуальность развития профессиональной креативности как феномена личной и социально-педагогической значимости, способствующей преобразованию учебно-воспитательного процесса в школе на современных идеях гуманистической и культурологической направленности. Разработанный вариант проектно-модульного обучения объединяет учебные проекты разного уровня творчества и самостоятельности, последовательное выполнение которых обеспечивает этапность развития профессиональной креативности. Выделенные стимульно-продуктивный, эвристический, креативный уровни творчества обучающихся формируются по мере выполнения проектной деятельности в информационно-познавательных, практико-ориентированных, творческих и исследовательских проектах. Содержательной основой проектного модуля является проблема здорового образа жизни, социальный приоритет которой определяется вниманием к здоровью обучающихся в образовательной организации. Сделан вывод о том, что процесс развития профессиональной креативности в процессе создания учебных проектов в сфере здоровьесбережения означает переход от доминирующих частично-поисковых к эвристическим и далее к исследовательским методам обучения.
Ключевые слова: проектно-модульное обучение, профессиональная креативность, педагогическое образование, проектный модуль, творчество, здоровый образ жизни, здоровьесбережение.
An^tatton. The article substantiates the importance of project-based modular education at the university for the formation of professional creativity of future teachers. The article reveals the relevance of the development of professional creativity as a phenomenon of personal and socio-pedagogical significance, contributing to the transformation of the educational process at school based on modern ideas of humanistic and culturological orientation. The developed version of the project-modular training combines educational projects of different levels of creativity and independence, the consistent implementation of which ensures the stage-by-stage development of professional creativity. The identified incentive-productive, heuristic, creative levels of creativity of students are formed as project activities are carried out in information and cognitive, practice-oriented, creative and research projects. The substantive basis of the project module is the problem of a healthy lifestyle, the social priority of which is determined by attention to the health of students in an educational organization. It is concluded that the process of developing professional creativity in the process of creating educational projects in the field of health care means a transition from the dominant partially searchable to heuristic and further to research methods of teaching.
Key words: project-modular training, professional creativity, pedagogical education, project module, creativity, healthy lifestyle, health care.
Введение. Современная система образования, отвечая на запросы стремительно развивающегося общества, в числе первоочередных задач, выдвигает развитие творческой личности педагогов. Инициативный, коммуникативный и творчески работающий учитель способен быстро реагировать на текущие изменения, проявляя изобретательность в организации учебно-воспитательного процесса. Он позитивно воспринимает педагогические инновации и успешно внедряет их в свою педагогическую практику на основе гуманистических и культурологических идей (Н.Б. Бондаревская, В.А. Сластенин). Организация творческой деятельности требует создания особой развивающей образовательной среды, создаваемой, по мнению Н.О. Ложенко, в процессе научно-иследовательской, проектной, профессионально-ориентированной работы [7]. В нашем исследовании приоритетная роль отводится проектной деятельности (И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская, М.Ю. Бухаркина Е.С. Полат) и проектно-модульному обучению (С.А. Дейнега), как самостоятельному творчеству обучающихся, направленному на выполнение педагогических проектов [3, 8, 11]. Образовательный продукт - проект выполняется в ходе совместной командной работы, которая имеет практический смысл и обеспечивается внутренней мотивированной активностью обучающихся. При этом происходит усиление субъектности за счет деятельностного разнообразия, инициативное открытие новых знаний и умений в процессе решения актуальных образовательных проблем, расширение интеграции, проблематизации, конкретной методической ориентации. Проектно-модульный подход, связывая воедино проектное и модульное обучение (П.А. Юцявичене), объединяет их достоинства и позволяет структурировать учебное содержание и способы его освоения, исходя из целевой направленности [4, 5]. Проектный модуль по здоровому образу жизни обеспечивает реализацию индивидуально-личностной направленности образования, его адаптацию к потребностям и возможностям обучающихся. Как показывает анализ научных исследований и вузовской практики проектная деятельность и модульная технология получили, в качестве самостоятельных направлений, широкое распространение в подготовке будущих педагогических кадров. Однако их комплексное использование раскрыто недостаточно. Ориентированное на творчество, проектно-модульное обучение становится востребованным в развитии креативности обучающихся. В психолого-педагогических работах креативность рассматривается как наивысшее проявление творческой личности (Дж. Гилфорд, Д.Б. Богоявленская, М.Ф. Морозов, Л.М. Фридман). В зависимости от контекста исследования предлагаются различные трактовки креативности. В логике нашего исследования интерес представляет точка зрения Н.Б. Богоявленской, определяющей креативность как личностное качество, проявляющееся в оригинальности решения проблемной задачи, имеющей личностный смысл [2]. В научной среде сформировалось представление о таких свойствах креативности, как дивергентность мышления, означающая его беглость, гибкость, оригинальность
(Дж. Гилфорд), позволяющие успешно решать проблемы в ситуации неопределенности, оперативно переключая внимание на новые задачи [12]. Обобщение подходов показало, что креативность предполагает наличие глубокой внутренней мотивации (А. Маслоу), развивается и реализуется в деятельности, продукты которой свидетельствуют о различной степени творчества. В этой связи возрастает роль формирования профессиональной креативности в вузе, особенно при подготовке педагогических кадров, задача которых состоит в воспитании творческой личности, способной к успешному самоопределению^, 6, 9]. Реализация в практике педвуза идеи проектного модуля для развития профессиональной креативности будущих учителей представляет актуальную проблему.
Цель исследования: разработка и обоснование варианта проектно-модульного обучения в процессе развития профессиональной креативности будущих педагогов.
Изложение основного материала статьи. Главным функциональным фактором модернизации школьного образования в свете инновационных преобразований выдвигается творчество и креативность педагогов. Именно этот социально педагогический запрос акцентирует внимание на изменении профессиональной подготовки будущих учителей. Современная ориентация высшего педагогического образования на формирование профессиональной компетентности предполагает творчество в организации и результатах учебно-воспитательного процесса, осуществляемое за счет креативности учителей. Профессиональная креативность как личностно-профессиональная индивидуальность развивается в субъект-субъектном взаимодействии и проявляется в конкретной педагогической деятельности. Она связана со свободным выбором способов реализации своего творческого потенциала, характером коммуникаций, созданием благоприятной образовательной среды, этапностью становления креативности в онтогенезе. Профессиональная креативность рассматривается не только как лично значимая цель высшего педагогического образования, но и, что не менее важно, ключевой фактор поступательного развития общего образования. Выпускники, обладая креативностью, проявляют большую устойчивость к часто возникающей в образовании ситуации неопределенности, и демонстрируют быстроту реакции на вызовы, переключаясь с одной проблемной ситуации на другую, решая их не только с помощью логики и здравого смысла, но и с помощью интуиции. В этом случае решается двойная задача удовлетворения личных и социальных потребностей обучающихся, что служит повышению мотивации обучения и его эффективности.
В нашем исследовании развитие профессиональной креативности педагогов выстраивается на основе проектно-модульного обучения. В предлагаемой модификации проектного модуля с укрупненной темой «Здоровый образ жизни» в курсе «Безопасность жизнедеятельности» в качестве главной цели выступает развитие профессиональной педагогической креативности будущих учителей. Содержание и методический аппарат воплощают идеи гуманизации, интеграции, проблематизации, компетентностного и личностно-деятельностного подходов.
Исходя из методологических оснований был разработан педагогический вариант проектного модуля, объединивший пакет разноуровневых учебных проектов. Выполнение проектов отличается последовательностью и логикой развития креативности: стимульно-продуктивный, эвристический и креативный уровни (Д.Б. Богоявленская). Учебные проекты мы дифференцировали по уровням творческой самостоятельности:
1) первоначальный уровень, с доминирующими частично-поисковыми методами, для которого характерна деятельность в рамках заданного способа; связаны с настоящим и описывают ситуацию - «здесь и сейчас». Основные задачи являются базовыми для развития креативности: формирование информационных, аналитико-обобщающих умений, способности сравнивать, моделировать, использовать теоретические знания на практике. Учебные проекты выполняются добросовестно и ответственно, с преобладанием внешней мотивации и соответствуют стимульно - продуктивному уровню творчества;
2) средний уровень с доминирующими эвристическими методами, позволяющими устанавливать педагогические закономерности, причинно-следственные связи, развивать оригинальность проблемного мышления. Учебные проекты выполняются с «выходом» за пределы заданного способа действий, творческими находками, оригинальными решениями, преобладанием внутренней мотивации; соответствуют эвристическому уровню творчества;
3) высокий уровень с доминирующими исследовательскими методами, обеспечивающими новизну и прогностичность, выдвижение последующих актуальных педагогических проблем. Устойчивая внутренняя мотивация обучающихся способствует увлеченному выполнению проектной деятельности, целостному системному видению проблемы, ее решению нестандартными подходами; соотносится с креативным уровнем творчества. На первом уровне развития профессиональной педагогической креативности студентами выполняются информационно-познавательный «Здоровый образ жизни» и практико-ориентированный «Первая помощь» проекты. На втором - творческие проекты, посвященные освоению здоровьесберегающих педагогических технологий. На третьем - исследовательский проект «Оценка безопасности среды образовательной организации». Обладая разным потенциалом творческой самостоятельности, они, по сути, представляют последовательные этапы развития профессиональной креативности. У студентов, последовательно выполняющих информационно-познавательные, практико-ориентированные, творческие и исследовательские проекты, формируется внутренняя мотивация, беглость, гибкость, оригинальность педагогического мышления, новые представления об усовершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе, которые отражаются в результатах проектной деятельности. Процесс развития профессиональной креативности в процессе создания учебно-методических проектов означает переход от доминирующих частично-поисковых к эвристических и далее к исследовательских методам. В соответствие с ними изменяется преобладающий характер проектной деятельности и образовательный продукт - проект, выдвигаемый на презентацию. Так, в основе проекта «Здоровый образ жизни»» заложена проблемно-аналитическая деятельность по изучению современной значимости ЗОЖ, его сущности, основных направлений (режим дня, рациональное питание, двигательная активность, отказ от вредных привычек и др.), достоинств и рисков. Результат оформляется в виде мультимедийной презентации, создаваемой в совместной деятельности, и демонстрируется во время педагогической практики в образовательной организации. В проекте «Первая помощь» главное внимание уделяется освоению практических методов оказания первой помощи пострадавшим обучающимся. Необходимые навыки формируются на основе тренингов и оформляются в виде инструкции с отражением правильных алгоритмов помощи. Выполнение творческих проектов по проблеме здоровьесбережения в образовательной среде школы предусматривает самостоятельную аналитико-систематизирующую деятельность, в ходе которой выявляются педагогические закономерности рациональной организации учебного процесса, выявляются проблемы стресса и перегрузок обучающихся на уроке, их снижения с помощью адекватных методик. Результатом проектной деятельности является методические разработки здоровьесберегающих технологий, с последующим обсуждением на круглом столе и апробацией на практике. Цикл проектно-модульного обучения логично завершается выполнением исследовательского проекта «Оценка безопасности среды образовательной организации», в котором осуществляется диагностико-продуктивный поиск и решение системных методических проблем по исследованию опасностей и рисков, а также способов защиты от них. Методы анкетирования, интервьюирования, педагогических наблюдений, научного анализа с опорой на Концепцию обеспечения безопасности образовательного учреждения, разработанную на основе требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», позволяет получить объективное представления о реальных угрозах в образовательной среде. На основе прогнозирования,
моделирования, проведения SWOT-анализа разрабатываются системные меры и конструктивные, в том числе нестандартные, решения по предотвращению опасностей и рисков и повышению общего уровня безопасности. Итогом является доклад с презентацией, служащий основой рефлексивного выходы на новые идеи.
Выводы. Разработка путей развития профессиональной педагогической креативности представляет собой актуальную проблему, направленную на решение современных задач высшего образования. Предлагаемый вариант проектно-модульного обучения в процессе развития профессиональной креативности будущих педагогов является эффективным способом адекватных инноваций в образовании, создавая условия для максимального раскрытия внутренних механизмов его развития. Данное обстоятельство обеспечивает успешность проектной деятельности обучающихся в рамках проектного модуля, направленной на развитие профессиональной креативности. Траектория прогрессивного движения к креативности обосновывается последовательностью выполнения учебных проектов с разной степенью творческой самостоятельности.
Литература:
1. Асташина, Н.И., Исследовательская экологическая деятельность как ресурс развития профессиональной креативности в условиях инновационной стратегии высшего образования / Н.И. Асташина, Г.С. Камерилова // Азумут научных исследований. - 2019. - Т.8. - №2(27). - С. 18-22.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: «Академия», 2002. - 320 с.
3. Дейнега, С.А., Особенности реализации проектно-модульного обучения в техническом вузе / С.А. Дейнега // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №1.
4. Камерилова, Г.С., Модульная технология в системе высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в условиях заочной формы обучения / Г.С. Камерилова, Е.Л. Агеева // Вестник Мининского университета. - 2016. - №4.
5. Картавых, М.А. Технологическое обеспечение подготовки бакалавров образования в области экологической безопасности / Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №3. - С. 34.
6. Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография / под ред. М.М. Кашапова, Т.Г. Киселевой, Т.В. Огородовой. - Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. - 392 с.
7. Ложенко, Н.О. Инновационная деятельность как тенденция развития высшей школы в России / Н.О. Ложенко // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2010. - №4.
8. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие / [И.А. Колесникова и др.]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.
9. Попов, А.И. Развитие профессиональной креативности в системе высшего образования / А.И. Попов // Непрерывное педагогическое образование: проблемы и поиски. - 2016. - № 1 (1) 50. - С. 10.
10. Прохорова, И.В., Агеева Е.Л. Педагогические условия реализации перспективной модели интегрированной клинической практики в высшем педагогическом образовании / И.В. Прохорова, Е.Л. Агеева // Вестник Мининского университета. - 2016. - №2(15). - С. 8.
11. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.:Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.
12. Три стороны интеллекта / Психология мышления / [Дж Гилфорд], под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1965.
Педагогика
УДК 37
аспирант Караулов Максим Александрович
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина» (г. Елец)
СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ
У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. Статья посвящена исследованию готовности к трудоустройству у будущих педагогов. На основании анализа понятий «готовность к деятельности», «готовность к трудоустройству» автором обосновывается авторская трактовка, согласно которой готовность к трудоустройству является устойчивой характеристикой личности, представляющей собой предрасположенность индивида к осуществлению активных действий по трудоустройству и актуализации имеющегося личностного и профессионального потенциала для обеспечения результативности данного процесса с субъективной позиции. Также обосновывается структура готовности к трудоустройству будущего педагога, представленная в виде следующих компонентов: профессиональная мотивация, профессиональные намерения, профессиональная идентичность, знания и умения, связанные с процессом трудоустройства, рефлексивно-волевые качества. В статье приведены отдельные результаты констатирующего исследования уровня сформированности готовности к трудоустройству будущих педагогов.
Ключевые слова: трудоустройство, готовность к трудоустройству, педагогическое образование, студенты, профессиональная мотивация, профессиональные намерения, профессиональная идентичность.
Annotation. The article is devoted to the study of the readiness for employment of future teachers. Based on the analysis of the concepts of "readiness for activity", "readiness for employment", the author substantiates the author's interpretation, according to which readiness for employment is a stable characteristic of the individual, which is the individual's predisposition to take active steps to find employment and update the existing personal and professional potential to ensure effectiveness this process from a subjective point of view. It also substantiates the structure of readiness for employment of a future teacher, presented in the form of the following components: professional motivation, professional intentions, professional identity, knowledge and skills associated with the employment process, reflexive-volitional qualities. The article presents some results of the ascertaining study of the level of formation of readiness for employment of future teachers.
Key words: employment, readiness for employment, teacher education, students, professional motivation, professional intentions, professional identity.
Введение. Трудоустройство выпускников в условиях рыночной экономики является одним из ключевых показателей ее эффективности. В данном случае экономическая система включает в себя как минимум 4 субъектов - предприятия и организации, выполняющие функции работодателя; образовательные организации, осуществляющие профессиональную подготовку и переподготовку кадров; выпускники данных образовательных организаций, составляющие кадровый потенциал страны; социальные службы трудоустройства, наделенные посредническими функциями. Особое значение в