Научная статья на тему 'Технологии и методы организации исследовательской деятельности студентов в процессе изучения математики'

Технологии и методы организации исследовательской деятельности студентов в процессе изучения математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT ACTIVITY / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / МЕТОД / METHOD / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ / FUTURE TEACHER OF MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Марьям Абдрахмановна

В статье выявлены и изучены методы и технологии организации исследовательской деятельности студентов в процессе изучения математики, такие как: модульное обучение; персонализированное обучение; тьюторская система обучения; бригадно-индивидуальное обучение; анализ конкретных ситуаций; семинар-дискуссия; портфель студента; метод проектов; «Мозговой штурм». Внедрение различных технологий и методов в познавательный процесс способствует развитию у будущих учителей математики креативности, раскрывает их творческий потенциал, тем самым совершенствуя исполнение профессиональных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY AND METHODS OF RESEARCH OF STUDENTS IN LEARNING MATHEMATICS

The paper identified and studied the methods and technologies of organization of research activity of students in learning mathematics, such as modular training; personalized training; tutor training system; Brigadier-individual learning; case studies; seminar discussion; student portfolio; project method; Brainstorming. The introduction of different technologies and methods in educational process promotes the development of future mathematics teachers ' creativity, opens their creative potential, thereby improving the performance of professional functions.

Текст научной работы на тему «Технологии и методы организации исследовательской деятельности студентов в процессе изучения математики»

11. Галустян О.В. Практика применения веб-квеста в обучении английскому языку // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-primeneniya-veb-kvesta-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 01.04.2018).

12. Климова А. Б. Веб-квест технология как средство развития информационно-аналитических умений студентов при обучении английскому языку для специальных целей // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. № 4 (14). С. 85-91.

13. Dodge B. (2016) What is a webquest? [видео] // You Tube. 16 февраля (https://www.youtube.com/watch?v=f9dRIIQDk70) Просмотрено: 01.04.2018.

14. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. URL: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html (дата обращения: 01.04.2018).

15. Dodge B. A Rubric for Evaluating WebQuests. URL: http://webquest.org/sdsu/webquestrubric.html (дата обращения: 01.04.2018).

16. Романцова Ю. В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/513088/ (дата обращения: 01.04.2018).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики Исаева Марьям Абдрахмановна

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный)

ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье выявлены и изучены методы и технологии организации исследовательской деятельности студентов в процессе изучения математики, такие как: модульное обучение; персонализированное обучение; тьюторская система обучения; бригадно-индивидуальное обучение; анализ конкретных ситуаций; семинар-дискуссия; портфель студента; метод проектов; «Мозговой штурм». Внедрение различных технологий и методов в познавательный процесс способствует развитию у будущих учителей математики креативности, раскрывает их творческий потенциал, тем самым совершенствуя исполнение профессиональных функций.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, проектная деятельность, творческая деятельность, метод, будущий учитель математики.

Annotation. The paper identified and studied the methods and technologies of organization of research activity of students in learning mathematics, such as modular training; personalized training; tutor training system; Brigadier-individual learning; case studies; seminar discussion; student portfolio; project method; Brainstorming. The introduction of different technologies and methods in educational process promotes the development of future mathematics teachers ' creativity, opens their creative potential, thereby improving the performance of professional functions.

Keywords: research activity, project activity, creative activity, method, the future teacher of mathematics.

Работа выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта Чеченского государственного педагогического университета на инициативное научное исследование

Введение. Студент - будущий учитель математики, у которого не сформированы навыки творческой и исследовательской деятельности не будет в полной мере готов к организации проектно-исследовательской деятельности школьников. В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических вопросов, умением использовать в своей работе все то новое, что появляется в науке и практике, постоянно совершенствовать свою квалификацию, быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Все эти качества необходимо воспитывать в вузе. И воспитываются они через активное участие студентов в научно- и учебно-исследовательской работе, в научном творчестве.

Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является выявление методов и форм организации исследовательской деятельности студентов в процессе изучения математики.

Изложение основного материала статьи. Современное понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два взаимосвязанных элемента: во-первых, обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда; во-вторых, собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством преподавателей.

Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству условно подразделяются на учебно-исследовательскую работу (УИР), проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и учебными программами, и научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время. Но для этого нужна творческая личность руководителя научной работы.

В качестве признаков креативности выделим такие, как оригинальность, эвристичность, фантазию, активность, концентрированность, четкость, чувствительность. Студенту должны быть присущи инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении поставленной цели, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память. Однако творческий характер, например, деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, так как в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности.

Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. «Исследовательский характер деятельности является важнейшей ее

особенностью. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, интерактивные формы и методы, тем самым совершенствовать исполнение профессиональных функций. Область проявления творчества определяется структурой основных компонентов деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию, исследование и анализ результатов» [4; С. 156-160].

Под учебно-исследовательской деятельностью мы понимаем педагогически управляемый процесс, связанный с овладением технологией научного поиска, методикой эксперимента, научной информацией.

Под научно-исследовательской деятельностью, выполняемой во внеучебное время, понимается такая деятельность, которая осуществляется под руководством ученого-педагога на основе применения средств косвенного и перспективного управления и обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы [2; С. 208].

Проведем анализ следующих компонентов методической системы формирования учебно-исследовательской деятельности студентов - методов и форм ее организации в процессе изучения математики.

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения». Так, например, Ю.К. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленных на решение задач образования». Т.А. Ильина понимает под методом обучения способ организации познавательной деятельности учащихся. В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.

Остановимся на классификации методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых. Эту весьма продуктивную классификацию еще в 1965 году предложили И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Они справедливо отмечали, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников [1; С. 80 - 86].

Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества должны служить важным критерием выбора метода. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили выделить пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности студентов нарастает: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический метод, исследовательский метод [5; С. 95].

В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности студентов.

В зависимости от индивидуальных потребностей студентов и их познавательных особенностей в зарубежной высшей школе используются следующие технологии обучения [3; С. 132-138].

Модульное обучение имеет четкую организацию процесса самообразования и групповых занятий. Заключается в том, что студенту предоставляется возможность самостоятельно работать по индивидуальной программе, включающей план и алгоритм действий, банк учебной информации и методическое руководство по достижению целей. Педагог выполняет, преимущественно, консультационно-координирующую функцию. Содержание обучения представлено в виде отдельных учебных пакетов. Студент может самостоятельно комбинировать набор модулей в зависимости от своего индивидуального плана.

Принципы: динамичность, действенность и оперативность знаний; гибкость в организации процесса учебной деятельности; осознанность перспективы в достижении целей; разнообразие методического консультирования; паритетность отношений между преподавателем и студентом.

Персонализированное обучение (Personal System Instruction). Основано на самостоятельном выполнении студентом работы в индивидуальном темпе по специально подготовленным печатным, видео и аудиоматериалам, а также с использованием дистанционных форм. По мере необходимости студенты выборочно посещают лекции, практические или тьюторские занятия. Переход к последующему учебному разделу допускается после изучения предшествующего, усвоение которого проверяется путем обычных или тестовых испытаний.

Суть персонализированного обучения заключается в том, что материал курса разбивается на порции, каждая из которых содержит подлежащую изучению информацию: примеры и задачи, вопросы для самопроверки, а также необходимые методические указания.

Тьюторская система обучения (тьюториал). Основана на регулярных индивидуально-групповых занятиях преподавателя-тьютора с несколькими прикрепленными к нему студентами. В традиционной структуре тьюториала выделяют три различные функции: director of studies отвечает за учебу студентов в целом, moral tutor - отвечает за «моральный облик» студентов, tutor курирует учебу отдельного студента в течение триместра или учебного года.

В Оксфорде эти функции выполняет одно и то же лицо. В Кембридже и в других университетах тьютор ведет практические занятия со студентами и называется supervisor. В его обязанности входит также контроль за успеваемостью студентов, их отношением к учебе, формированием навыков самостоятельной работы.

Бригадно-индивидуальное обучение. Представляет собой индивидуализированное обучение в малых группах, когда значительное количество отстающих не позволяет преподавать материал всей академической группе одновременно. Характеризуется жесткой целевой ориентацией.

Принципы: нацеленность на достижении совершенства в обучении; ориентация на постоянный прогресс в обучении.

Студенты распределяются по группам из 4-5 человек. Преподаватель подбирает группы так, чтобы их состав был максимально разнородным во всех отношениях. Каждый студент прорабатывает материал раздела в собственном темпе в следующей последовательности:

1) ознакомление с составленным преподавателем руководством по овладению той или иной компетенцией;

2) проработка серии рабочих планов, каждый из которых посвящен овладению отдельными компетенциями;

3) самостоятельная проверка владения данной компетенцией;

4) заключительный тест (placement test).

Члены бригады работают парами, проверяя друг у друга выполнение контрольных заданий по 100-балльной шкале. Если студент добивается 80-процентного или более высокого результата в режиме самостоятельной работы и взаимопроверки, он проходит заключительный тест по данной компетенции. Его проводит назначенный преподавателем хорошо успевающий студент (student monitor). К концу каждой недели, исходя из результатов заключительных проверочных работ (тестовых показателей каждого участника и количества тестов, пройденных им за неделю), подводятся итоги работы бригад, составляются бригадные показатели.

Наиболее распространенными методами обучения в зарубежных вузах являются следующие:

Анализ конкретных ситуаций (case-study) - эффективный и распространенный метод организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Цели метода - развивать аналитические способности к исследованию жизненных и производственных задач; способствовать правильному использованию информации; вырабатывать самостоятельность и инициативность в решениях. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить сущность проблемы и выразить к ней свое отношение.

Различают следующие виды ситуаций: ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение, ситуация-оценка, ситуация-проблема.

Метод анализа конкретных ситуаций стимулирует обращение обучающихся к научным источникам, усиливает стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на поставленные вопросы.

Семинар-дискуссия (групповая дискуссия) - процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта участия в совместном обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

На семинаре-дискуссии студент учится точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. В ситуации диалога студент получает возможность выстраивания собственной линии поведения, что предполагает высокий уровень интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.

Метод проектов - совокупность последовательных исследовательских, поисковых, проблемных методов. Предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией этих результатов.

Основные требования к использованию метода проектов:

- наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского творческого поиска для ее решения;

- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность студентов;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговая атака» и «круглый стол»);

- выдвижение гипотезы;

- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

- обсуждение способов оформления конечных результатов;

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Портфель студента - инструмент самооценки собственного познавательного, исследовательского труда студента, рефлексии его собственной деятельности.

«Портфель» представляет собой комплект документов, самостоятельных работ студента. Его ведет преподаватель по предмету. Он дает студенту задания (по каким параметрам отбирать материал), составляет анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного «портфеля».

В итоге студент учится анализировать и объективно оценивать свою работу, видеть способы достижения результатов. Учебно-познавательная деятельность становится более осознанной.

«Мозговой штурм» - представляет собой обучение с помощью формулирования проблемы, имеющей теоретическую и практическую значимость, что вызывает активный интерес студентов. Общее требование при выборе проблемы для мозгового штурма (она выдвигается перед студентами как учебная задача) -возможность многих неоднозначных вариантов ее решения.

Методика организации и проведения «мозгового штурма» предполагает следующие этапы:

- организационный: академическая группа до начала занятия входит в аудиторию и рассаживается по местам; можно включить бодрую динамичную музыку, предпочтительно инструментальную, так как текст может повлиять на формирование установки студентов;

- начальный: преподаватель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Затем знакомит студентов с условиями коллективной работы и выдает им правила «мозгового штурма»;

- основной: формируется несколько рабочих групп из 3-5 человек.

Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит фиксация идей, их последующая оценка и отбор наиболее перспективных предложений. Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями студентов, но группы должны быть примерно равными по числу участников. Группы рассаживаются так, чтобы было удобно работать и студенты могли видеть друг друга.

Выводы. Данные методы и технологии, успешно применяемые в зарубежной высшей школе, становятся все более востребованными и в отечественном высшем образовании. Внедрение различных технологий и методов в познавательный процесс способствует развитию у будущих учителей математики креативности, раскрывает их творческий потенциал, тем самым совершенствуя исполнение профессиональных функций.

Литература:

1. Аксенова Э.А., Знаев С.З. М.Н. Скаткин: как учить творчеству // Педагогика. - 2004. - №8. -С. 80 - 86

2. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В.П. и др. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ: КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ / Москва, 2017.

3. Бондаренко Е.Н. Технологии и методы обучения студентов в зарубежном педагогическом вузе // Высшее образование в России. - 2009. №6. - С. 132-138.

4. Шишлова Е.Э., Курицын И.А., Романенко А.В. Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 ноября 2016 г., Екатеринбург). В 6 ч. Ч. 4 - Уфа: АЭТЕРНА, 2016. - 224 с. С. 156-160

5. Шогенова Ф.А. Методология педагогического проектирования инновационной деятельности студентов в условиях модернизации высшего образования. Монография. - М., 2012. - С. 95

Педагогика

УДК 72. 012

ассистент кафедры изобразительного искусства, методики преподавания и дизайна Катранжи Елена Олеговна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

МЕТОД РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация. В статье представлена и научно обоснована модель развития проектных умений будущих дизайнеров в процессе изучения профессиональных дисциплин, которая рассматривается как эффективный инструментарий организации системы профессиональной подготовки специалистов в области дизайна и является базой для создания такой среды, которая служила бы средством для развития личности, готовности к непрерывному саморазвитию.

Ключевые слова: дизайнер, проектные умения, модель развития умений дизайнеров.

Аппогагюп. In article the model of development of design abilities of future designers in the course of studying of professional disciplines is presented. It is considered to be an effective tool of the organization of vocational training system of experts in the field of design. It is a base for creation of the environment to serve as means for development of the personality, readiness for continuous self-development.

Keywords: designer, design abilities, model of development of designers' abilities.

Введение. Использование метода моделирования с целью изучения процесса развития проектных умений будущих дизайнеров вызвано сложившимися в отечественной педагогике традициями. Реализованные педагогические исследования неоднократно подтверждали эффективность данного метода в процессе познания педагогических объектов, явлений и процессов.

С философской точки зрения, моделью является созданная или выбранная исследованием система, воспроизводящая существующие для этой цели познания стороны исследуемого объекта, и в силу этого она находится с ним в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит косвенным способом получения знания об этом объекте.

Формулировка цели статьи. Цель статьи заключается в разработке и научном обосновании модели развития проектных умений будущих дизайнеров.

Изложение основного материала статьи. Теоретическую основу исследования составили: философские и психолого-педагогические теории деятельности (Б. Г. Ананьев, Э. А. Баллер, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн); концепция педагогических технологий (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, В. П. Панасюк), интегративные теории социально-личностно-ориентированного образования (А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, Н. Ф. Маслова, Н. Д. Никандров, А. Г. Пашков, В. В. Сериков); теории интеграции, межпредметных связей и дифференциации в педагогике (С. В. Александров, В. Н. Карташова, В. К. Кириллов, И. А. Плетнева, В. Н. Максимова, В. Е. Медведев); концепции проектной технологии (Е.М. Бахтиярова, Е.М. Борисова, Л.Д. Морозова, П.С. Лернер, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, А.Л Ховякова); теории и методики художественного и дизайн-образования (В. Р. Аронов, А. Бине, М. С. Каган, А. И. Ковешников, М. А. Коськов, А. П. Кудрявцев, Л. П. Печко, А. Ж. Овчинникова, Н. К. Шабанов).

Анализ теоретических источников позволяет говорить о том, что в современной педагогической науке важное место отводиться изучению и разработке методов обучения графике, живописи, графическому дизайну, художественному конструированию, декоративно-прикладному искусству и архитектуре. Данная проблематика отражена в исследованиях И.С. Абоимовой, Ю.Ю. Артемьевой, Р.Ч. Барциц, А.А. Беллова, Н.В. Воронова, М.В. Галкиной, В.И. Гамаюнова, Г.Е. Гурова, С.Г. Игнатьева, В.И. Климова, Л.Н. Климовой, Е.Н. Ковешниковой, С.М. Кожуховской, А.В. Кучеровой, В.В. Корешкова, С.П. Ломова, М.В. Карамзиной, Б.В. Нешумова, Я.В. Новиковой, А.С. Питерских, Н.Н. Соловьевой, А.В. Степанова, В.В. Щукиной.

С целью реализации анализа эффективности проектной технологии в системе профессиональной подготовки дизайнеров и разработки методической системы формирования проектных умений будущих специалистов в качестве концептуальной основы нами была использована технология моделирования.

Понятие «модель» ученые трактуют по-разному. По определению С.А. Бешенкова, модель представляет собой «искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.