Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ОПАСНОСТЕЙ БИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ОПАСНОСТЕЙ БИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЕ ОПАСНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / ТВОРЧЕСТВО / NATURAL HAZARDS OF A BIOLOGICAL NATURE / INFECTIOUS DISEASES / LIFE SAFETY / TECHNOLOGY OF PROJECT TRAINING / EDUCATIONAL PROJECT / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Веряскина Марина Александровна, Петрова Елена Николаевна

Беспрецедентный рост и глобальные масштабы распространения инфекционных заболеваний обусловили необходимость и значимость изучения опасностей биологического характера в курсе безопасности жизнедеятельности. Сложность и объемность изучаемого материала, его социальная и личная значимость, практическая ориентация и вектор на творчество определили выбор технологии проектного обучения, специфика которой раскрыта в статье. Рассмотрены подходы к определению особенностей инфекционных заболеваний, их классификации, стадийности, способам профилактики. Обоснована этапность проектной деятельности обучающихся от погружения в проектный замысел до рефлексивной оценки полученного образовательного продукта. Выбор учебных проектов диктовался их ориентацией на творческое развитие обучающихся и уровни творчества: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный. Участие в выполнении учебных проектов способствует становлению культурной личности безопасного типа поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Веряскина Марина Александровна, Петрова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE NATURAL HAZARDS OF THE BIOLOGICAL CHARACTER BASED ON THE PROJECT EDUCATION TECHNOLOGY

The unprecedented growth and global spread of infectious diseases have made it necessary and important to study biological hazards in the course of life safety. The complexity and volume of the studied material, its social and personal significance, practical orientation and vector to creativity determined the choice of project learning technology, the specifics of which are disclosed in the article. Approaches to determining the characteristics of infectious diseases, their classification, stages, and methods of prevention are considered. The author substantiates the stages of project activity of students from immersion in the project idea to reflexive assessment of the received educational product. The choice of educational projects was dictated by their orientation to the creative development of students and the levels of creativity: incentive-productive, heuristic, creative. Participation in the implementation of educational projects contributes to the formation of a cultural personality of a safe type of behavior.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ОПАСНОСТЕЙ БИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ»

ответственность в любых стратегиях. Это также включает готовность принять критику, способность преодолеть сопротивление, приложить все усилия для достижения различных целей, включая физическое воспитание, спорт [3].

С педагогической точки зрения занятия спортом и фитнесом включают в себя цель, средства, процесс деятельности и результат. Деятельность с точки зрения психологии является целенаправленной деятельностью, которая удовлетворяет необходимые потребности человека. Физическая активность улучшает основные функции и системы жизнеобеспечения организма; повышает сопротивляемость организма к вредным воздействиям [1].

Совершенствование физической культуры выполняет следующие функции: образовательная функция -использование физической культуры, улучшающей здоровье в общеобразовательной системе, для обучения жизненным двигательным навыкам, приобретения специальных знаний в области теории и методики физической культуры, необходимой для поддержания здорового образа жизни; оздоровительная функция -использование средств оздоровительной физической культуры в системе мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности, наличия заболеваний или расстройств здоровья и тому подобное; рекреативная функция - использование средств оздоровительной физической культуры в обеспечении полноценного отдыха, восстановления физических и психических сил с учетом характера и специфики утомления; воспитательная функция - формирование качеств личности и черт характера (воли, силы, усидчивости, терпеливости, смелости, находчивости, предприимчивости, социальной мобильности и активности, социальной ответственности, инициативности и других), позволяющих сформировать оптимальный психологический климат в обществе, коллективе, семье, а также формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни [3].

В нашем исследовании занятия спортом и фитнесом являются основным эффективным средством формирования социально значимых качеств личности студентов.

По нашему мнению, занятия фитнесом и фитнесом должны включать в себя основные компоненты: сам студент, наделенный активностью; объект (занятия спортом и фитнесом, на которые направлена деятельность студентов; деятельность студентов во время занятий спортом и фитнесом.

Выводы. Итак, сделаем выводы: занятия спортом и фитнесом способствуют производству материальных благ и физической трансформации, материальной природе человека, что приводит к изменению ориентации смысловых ценностей. Занятия спортом и фитнесом оказывают значительное влияние на формирование студентов.

Во время этих занятий студенты не только укрепляют свое здоровье, достигают высокого уровня силы, скорости, выносливости, физической подготовки к работе и защищают страну, но и формируют социальные качества своей личности, которые необходимы для общества. Это связано с тем, что возросла роль культуры спорта и фитнеса в формировании личностных качеств по отношению к самой ее социальной сущности. Выполняя физкультурно-оздоровительные мероприятия, студент укрепляет здоровье, развивает ответственность, волю. Физкультурно-оздоровительная деятельность способствует развитию личности студентов вуза, формированию их личностных качеств, в том числе социально-значимых. В ходе такой деятельности студенты начинают осознавать ее важность для развития личности, укрепления здоровья; формируют такие социально значимые качества, как ответственность, самостоятельность, социальная активность и многие другие.

Литература:

1. Журавлева, О.П. К вопросу о формировании профессионально-значимых качеств в условиях многоуровневого педагогического образования // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы VI Международной научной конференции. Красноярск: КГПУ, 2009. - С. 284-291.

2. Костюченко, А.А. Формирование социально-значимых качеств личности учащихся в условиях ученического самоуправления: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2010. 227 с.

3. Сериков С.Г., Сериков Г.Н. Здоровьесберегающая роль физической культуры в образовательном процессе вуза // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №5. - С. 6-8.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Веряскина Марина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Петрова Елена Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ОПАСНОСТЕЙ БИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Беспрецедентный рост и глобальные масштабы распространения инфекционных заболеваний обусловили необходимость и значимость изучения опасностей биологического характера в курсе безопасности жизнедеятельности. Сложность и объемность изучаемого материала, его социальная и личная значимость, практическая ориентация и вектор на творчество определили выбор технологии проектного обучения, специфика которой раскрыта в статье. Рассмотрены подходы к определению особенностей инфекционных заболеваний, их классификации, стадийности, способам профилактики. Обоснована этапность проектной деятельности обучающихся от погружения в проектный замысел до

рефлексивной оценки полученного образовательного продукта. Выбор учебных проектов диктовался их ориентацией на творческое развитие обучающихся и уровни творчества: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный. Участие в выполнении учебных проектов способствует становлению культурной личности безопасного типа поведения.

Ключевые слова: природные опасности биологического характера, инфекционные заболевания, безопасность жизнедеятельности, технология проектного обучения, учебный проект, творчество.

Annоtation. The unprecedented growth and global spread of infectious diseases have made it necessary and important to study biological hazards in the course of life safety. The complexity and volume of the studied material, its social and personal significance, practical orientation and vector to creativity determined the choice of project learning technology, the specifics of which are disclosed in the article. Approaches to determining the characteristics of infectious diseases, their classification, stages, and methods of prevention are considered. The author substantiates the stages of project activity of students from immersion in the project idea to reflexive assessment of the received educational product. The choice of educational projects was dictated by their orientation to the creative development of students and the levels of creativity: incentive-productive, heuristic, creative. Participation in the implementation of educational projects contributes to the formation of a cultural personality of a safe type of behavior.

Keywords: natural hazards of a biological nature, infectious diseases, life safety, technology of project training, educational project, creativity.

Введение. Природные опасности биологического характера, к числу которых относятся инфекционные заболевания, несмотря на достижения медицины, до сих пор представляют серьезную угрозу человечеству. В условиях активной миграции и туристических потоков инфекционные вспышки могут приобретать трансграничный характер. Наглядным примером служит современная пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19), влияющей на дыхательную систему человека, вызывающая не только ее негативное изменение, но и смерть людей. Преодоление заболеваний, во-многом, определяется степенью понимания их характера и соблюдением правил безопасного поведения. Большую роль в формировании личной ответственности в сохранении здоровья играет изучение опасностей биологического характера и способов защиты от них в курсе безопасности жизнедеятельности. Научное содержание опирается на исследования Н.И. Брико, Ю.Я. Венгерова, Л.В. Громашевского, Б.К. Данилкина, С.Н. Жарова, Ф.С. Харламова, Б.Л, Черкасского, О.В. Шамшева и другие [1]. В работах специалистов представлена классификация основных инфекционных заболеваний, определена их характеристика, выявлены способы профилактики и меры борьбы. Например, в зависимости от источника инфекции все заболевания разделяются на три группы: антропонозы - источником инфекции являются только больные люди и носители (грипп, вирусные гепатиты); зоонозы - источником инфекции являются только больные животные (бешенство, лептоспироз, бруцеллез); антропозоонозы -источником инфекции являются больные люди и больные животные (сибирская язва). Классифицировать все инфекционные заболевания в зависимости от локализации возбудителя в организме впервые предложил Л.В. Громашевский, выделив следующие группы: 1) кишечные инфекции; 2) инфекции дыхательных путей; 3) кровяные инфекции; 4) инфекции наружных покровов. Основываясь на этих данных академиком Б.Л. Черкасским была предложена наиболее рациональна классификация, отражающая характеристику источников инфекции, среду обитания возбудителей, механизмы и пути передачи возбудителей от больных людей к здоровым людям. Ученый отмечал, что зная только экологическую и эпидемиологическую специфику каждой группы инфекционных заболеваний можно разработать противоэпидемические мероприятия, направленные на профилактику этих заболеваний [1].

Сложный и объемный материал, представляющий несомненную актуальность, может быть сознательно усвоен и использован в реальной практике с помощью технологии проектного обучения. Участие в выполнении учебных проектов имеет большое прикладное значение для каждого обучающегося (М.П. Горчакова-Сибирская, И.А. Колесникова, В.М. Монахов, Е.С. Полат, В.И. Слободчиков), поскольку осваиваются новые актуальные компетенции, связанные с обеспечением безопасности в условиях биологических угроз.

Изложение основного материала статьи. Природные опасности биологического характера включают инфекционные болезни, которые вызываются специфическими возбудителями - живыми организмами: бактериями, вирусами, грибками. Их главная опасность состоит в передаче возбудителей от больного организма здоровому воздушно-капельным путем, при контакте и другими способами. В течении любого инфекционного заболевания различают следующие периоды развития:

1. Инкубационный период (скрытый, латентный) начинается с момента проникновения возбудителя в организм до появления первых не характерных клинических проявлений. Длительность периода может составлять от нескольких часов до нескольких месяцев. В этот период возбудитель накапливается в организме.

2. Продромальный период (начальный или период предвестников) характеризуется тем, что появляются первые не типичные симптомы заболевания такие как слабость, недомогание, нарушение сна и аппетита. При некоторых заболеваниях этот период выражен ярко, а при некоторых длится всего несколько часов. Его наличие не является обязательным.

3. Период явных клинических проявлений (период разгара). Этот период характеризуется появлением симптомов типичных для данного заболевания. При некоторых заболеваниях могут быть атипичные формы, то есть могут отсутствовать типичные проявления заболевания. Наряду с общетоксическими проявлениями (синдром интоксикации) у больных выявляются органные изменения (диарейный синдром при острых кишечных инфекциях, синдром желтухи при вирусных гепатитах и другие) типичные для данного заболевания.

4. Период выздоровления (реконвалесценции). В этот период происходит накопление антител в сыворотке крови и развивается постинфекционный иммунитет. В некоторых случаях может формироваться носительство, то есть микроорганизмы полностью не покидают организм и продолжают свою жизнедеятельность не вызывая клинических проявлений. Например бактерионосительство при дизентерии, сальмонеллезе, холере. При наличии хронических заболеваний, сопутствующих заболеваниях инфекционное заболевание протекает тяжело и может закончиться летальным исходом [8].

В ряде случаев инфекционное заболевание среди людей приобретает характеристики, значительно превышающие обычный уровень, наступает эпидемия, которая может перерасти в пандемию,

представляющую угрозу жизни и здоровью человека, парализует социально-экономическую деятельность регионов и стран, нанося огромный ущерб. Важным средством обеспечения безопасности служит принятие профилактических мер, знание и соблюдение правил безопасного поведения (например, разобщение при СОУГЭ-19) [6]. Их освоение целесообразно организовать при выполнении учебных проектов.

В обучении безопасности жизнедеятельности метод проектов активно применяется, что отражено в работах В.П. Соломина, В.П. Станкевича, Л.А. Михайлова, А.В. Старостенко, Э.М. Киселёвой, Р.И. Поповой [7]. Его значимость связана с использованием обучающимися разнообразных поисково-исследовательских, проблемных, экспериментальных, творческих, рефлексивных, коммуникативных, презентативных методов. Примечательно, что в основе любого учебного проекта по изучению биологических опасностей лежит проблемная ситуация (М.А. Картавых, Г.С. Камерилова), что определяет включение обучающихся в творческую деятельность, означающую активное развитие его аффективной, когнитивной и волевой сфер сознания. В рамках проектной деятельности происходит органичное сочетание теоретической и практической работы обучающихся. Выполняемый учебный проект как специально организованный и самостоятельно выполняемый цикл последовательных учебных действий по биологическим опасностям, завершается разработкой имеющего личную и социальную значимость образовательного продукта и его обязательной публичной презентацией. Это обеспечивает глубокую внутреннюю мотивацию проектной деятельности в плане познания опасности инфекционных болезней и обеспечения эффективной защиты от них [5].

Учебный проект представляет собой завершенный цикл индивидуальной и совместной деятельности обучающихся в области биологических опасностей и защиты от них, объединяющий пять этапов. На первом мотивационно-целевом этапе происходит погружение в проектный замысел посредством проблематизации, целеполагания, выбора методов достижения цели, ориентированной на конкретный результат (буклет, научный доклад, электронная презентация). На втором информационно-аналитическом этапе осуществляется поиск и анализ информационных ресурсов, необходимых для выполнения проектных задач. При этом учитывается достоверность информации, владение методами ее обработки. Неопытному обучающемуся сложно выбрать необходимые данные, выделить главное в больших текстах, отличить правдивую информацию от ложной или неточной, появляется риск использования фейков (фальшивых новостей), поэтому важна консультационная поддержка педагога. На третьем творческо-практическом этапе самостоятельно происходит непосредственное выполнение проекта. Учитывается коллективное мнение всей группы, достигаемое в процессе обсуждений. В ходе четвертого презентативного этапа происходит защита проекта, для которой в групповой работе готовятся демонстрационные материалы, раскрывающие замысел, ход и результаты выполненной проектной деятельности. Важным является пятый оценочно-рефлексивный этап, где обучающиеся проводят самоанализ и самооценку деятельности, озвучивают возникающие трудности и способы их преодоления. Педагог оценивает выполнение проекта, характеризует учебные достижения [3, 4].

Выбор учебных проектов осуществлялся с ориентацией на творческое развитие обучающихся и выявленные уровни творчества [2]. Нами использовались учебные проекты по разработке: а) буклета о правилах безопасного поведения при эпидемии гриппа, соответствующий стимульно-продуктивному уровню;

б) научного доклада о необходимости вакцинации, соответствующий эвристическому уровню;

в) электронной презентации биологических чрезвычайных ситуаций, соответствующий креативному уровню.

При разработке проекта первого уровня творчества педагогом задается цель и условия выполнения работы, в которую обучающиеся включаются с энтузиазмом. Они энергично осуществляют поиск и обоснование правил безопасного поведения при гриппе, используя субъектный опыт и медицинские рекомендации, применяют наглядность и различные варианты дизайна. Проект второго уровня творчества носит поисково-исследовательский эвристический характер, когда обучающиеся, используя научные методы, открывают для себя новые знания в области вакцинации; сравнивают различные подходы, предлагают свои оригинальные идеи. Большое внимание уделяется логичности построения доклада, научной аргументации основных положений. Проект третьего уровня творчества предполагает развитие креативности, состоящей в самостоятельной постановке проблемы обеспечения безопасности в условиях биологических угроз, устойчивой внутренней мотивации на поиск ее решения, выдвижение нестандартных подходов, интеграции, дивергентности. Проект носит индивидуальный характер, что позволяет каждому обучающемуся проявить максимально высокий уровень творчества. Педагог выступает консультантом и помогает в разработке структуры проекта обеспечения безопасности при биологических угрозах: 1) определение проблемы и темы, обоснование ее актуальности; 2) теоретическое содержание проекта: выделение ключевых понятий и их определение; причинно-следственные связи, классификации (инфекционные заболевания, механизм передачи возбудителя инфекции; поражающие факторы; географическая распространенность и статистика заболеваемости и др.); 3) практическое содержание проекта: профилактические и лечебные мероприятия по защите населения от опасностей биологического характера, действия населения при угрозе возникновения, во время и после чрезвычайных ситуаций. Определяется количество и содержание каждого слайда презентации, включая текстовой и иллюстративный материал, приветствуются гиперссылки; 4) библиография: ссылки на научно-справочную литературу, электронные образовательные ресурсы. При подготовке содержательной и яркой презентации проявляется творчество обучающихся, развитие их логического мышления, готовность к конструктивному обсуждению.

Для успешного выполнения проекта предлагается перечень требований к составлению презентаций, принятых в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина (таблица 1).

Таблица 1

Рекомендации по оформлению компьютерной презентации

Оформление слайдов Предоставление информации

- соблюдайте единый стиль оформления; - соблюдайте контрастность текста и фона (темный фон - светлый шрифт; светлый фон -темный шрифт); - используйте во всей презентации не более 5 цветов; - в качестве основного шрифта старайтесь использовать NatGrotesk или Tahoma; - откажитесь от теней, градиентов и других устаревших эффектов; - откажитесь от некачественных изображений; - сохраняйте пропорции изображений; - для визуализации сложных схем, процессов используйте инфографику; - титульный и финальный слайды должны быть лаконичными, без лишней информации. - содержание излагается четко сформулированными предложениями; - соблюдайте основные правила верстки (например, из-за выравнивания текста по ширине между словами образуются большие пробелы, что вызывает трудности при чтении); - для демонстрации наиболее важных фактов рекомендуется использовать рисунки, диаграммы, схемы; - старайтесь размещать на слайде минимум информации; - ключевые тезисы следует размещать на каждом отдельном слайде или на одном слайде, но последовательно или в виде схемы.

Выводы. Проведенный теоретический анализ и осмысление образовательной практики в области безопасности жизнедеятельности позволил установить возросшую актуальность изучения природных опасностей биологического характера на основе технологии проектного обучения. Это способствует реализации прогрессивных тенденций в становлении культурной личности безопасного типа поведения, готовой и способной к безопасной самореализации в условиях роста рисков биологических опасностей. Большим достоинством проектной деятельности при изучении биологических опасных явлений является сочетание самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, приобретение навыков культуры учебного взаимодействия и коммуникации. Равноправный диалог, свобода творчества, выбор вида учебной деятельности обеспечивает успешность работы, а постоянная рефлексия - прогрессивное движение вперед.

Литература:

1. Инфекционные болезни и эпидемиология: Учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 816 с.

2. Камерилова Г.С., Картавых М.А. Развитие креативности на основе исследовательской деятельности обучающихся при изучении географии // География в школе. 2019. № 4. С. 21-27.

3. Картавых М.А., Кривдина И.Ю. Проектная деятельность будущего учителя географии и безопасности жизнедеятельности на основе исследовательской деятельности в условиях интегрированной клинической практики // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: file:///D:/189-188-1-PB.pdf (дата обращения 20.05.2020)

4. Панова И.В. Метод проектов в системе контроля учебных достижений студентов педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2016. №2. URL: file:///D:/197-196-1-PB.pdf (дата обращения 17.05.2020)

5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

6. Суранова Т.Г., Никифоров В.В. Состояние нормативной правовой базы по классификации биологических угроз // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2016. № 21(4). - С. 188-195.

7. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / [Л.А. Михайлов, Э.М. Киселева, О.Н. Русак и др.]; под ред. Л.А. Михайлова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2009. - 288 с.

8. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни: Учебник. - М.: Медицина, 2003. - 544 с.

Педагогика

УДК 372.881.1

кандидат психологических наук, доцент Каштанова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Овсянникова Ксения Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье актуализирована проблема анализа и поиска путей формирования познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития. Представлены результаты эмпирического изучения особенностей познавательного интереса и типологизация трудностей обучения иностранному языку младших школьников с задержкой психического развития. Определен и описан методический алгоритм проведения уроков английского языка, основанный на моделировании бытовых ситуаций через актуализацию жизненного опыта.

Ключевые слова: задержка психического развития, познавательный интерес, трудности обучения иностранному языку, младшие школьники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.