2. Блинов В.И., Артамонова М.В. Чего ждут в России от профессионального образования // Блинов. В.И., Артамонова М.В. Вопросы образования. 2012. № 1. - С. 291.
3. Зайнашева Г.Н. Применение системы Moodle для дистанционного обучения в Казанском государственном энергетическом университете. статья. // Секция «Модернизация учебного процесса и дистанционные формы в гуманитарном образовании». Сборник материалов XX Международной научно-методической конференции. Т. 1. - СПб: Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2014. - С. 111-118.
4. Полат Е.С. Модели дистанционного обучения // Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М.: Академия, 2006.
5. Bornschlegl, M. & Cashman, D. (2018). Improving Distance Student Retention Through Satisfaction and Authentic Experiences. International Journal of Online Pedagogy and Course Design, 8(3), S. 60-77.
6. Clemons, S. (2005) Encouraging Creativity in Online Courses. Retrieved from: http:// www.itdl.org/journal/jan_05/article05.htm. Distance learning definition. (2018).
7. Merriam - Webster Dictionary. Retrieved from: https://www.merriam-webster.com/dictionary/distance%20learning. Dehtjare, J. (2019).
8. Pucciarelli, M., & Cantoni, L. (2012). Mobile Access to Knowledge. Retrieved from: https://www.researchgate.net/publication/259754675. Sharples, M. (2018).
9. Tajbiul, H. (2018). Techniques of Educational Broadcasting in Distance Mode and Its Social Implication. Sociology and Anthropology, 6(6), 557-562. doi: 10.13189/ sa.2018.060606.
10. The History of Facebook. (2019). Retrieved from: https://www.brandwatch.com/blog/ history-of-facebook/.
Педагогика
УДК 378.2
старший преподаватель Карабанова Оксана Николаевна
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Трескин Михаил Юрьевич Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); старший преподаватель Хабарова Елена Николаевна
Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск)
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Современные процессы модернизации образования ориентируют педагогическое сообщество на переосмысление системы формирования ценностей здоровья и физического совершенствования будущих педагогов. В последние годы остро стоит проблема социального здоровья и физического состояния студенческой молодежи. Большую тревогу вызывает социальное нездоровье молодого поколения. Сложилась ситуация, характеризующаяся тем, что в целом молодежь России, которая по логике должна быть наиболее здоровой частью общества, таковой не является.
Ключевые слова: студент, физкультурно-оздоровительная деятельность, здоровье, социально-значимые качества.
Annоtation. Modern processes of education modernization Orient the pedagogical community to rethink the system of forming values of health and physical improvement of future teachers. In recent years, the problem of social health and physical condition of students has become acute. The social ill-health of the younger generation is of great concern. There is a situation that is characterized by the fact that in General, the youth of Russia, which logically should be the most healthy part of society, is not.
Keywords: student, physical activity, health, socially significant qualities.
Введение. Ценности здоровья являются частью общечеловеческих ценностей. Для любого человека здоровье является жизненно необходимой и самой востребованной ценностью, особенно тогда, когда состояние здоровья начинает ухудшаться [3]. Сегодня острой социальной и психолого-педагогической проблемой является социализация и обучение социальной компетентности: стратегической задачей образования сегодня становится конструирование систем, которые способствуют социальной адаптации человека и формирование социально-значимых качеств. Современная личность находится в широком информационном и социальном пространстве. На нее влияет поток информации, получаемой через Интернет, телевидение, компьютерные игры, кино и т.д. Социализирующий эффект этих и других источников информации часто является доминирующей социализацией. Вот почему формирование социально-значимых качеств личности так важно.
Целью физического воспитания для студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры личности и умение использовать различные физические, спортивные и туристические культурные средства для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самообучение для будущей профессиональной деятельности.
К числу задач физического воспитания студентов вузов можно отнести:
- формирование отношения мотивационной ценности к физической культуре, установка здорового образа жизни и физического самосовершенствования;
- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и ее подготовка к профессиональной деятельности;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;
- обеспечение общей и профессиональной физической подготовки, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессиональной деятельности;
- развитие личностных и социально значимых качеств человека: ответственность, инициативность, пунктуальность, социальная активность, инициативность и т.д.
Изложение основного материала статьи. Социально значимые характеристики определяют личность человека, поскольку каждый человек зависит от общества, в котором он живет. Социально значимые качества - это качества, которые формируются в обществе и необходимы для того, чтобы человек мог в них жить. Социально значимые личностные черты возникают в процессе социализации как свойства, которые не даны ни природой, ни наследством [1].
Как системное образование, каждая конкретная личность как социальная единица имеет ряд социально значимых характеристик, таких как целостность, открытость, изменчивость, рефлексивность, саморегуляция, саморазвитие и так далее.
Социально значимые черты личности являются неотъемлемой характеристикой личности, выступающей в качестве совокупности ее значимых свойств, позволяющих включить ее в систему общественных отношений и разнообразных форм деятельности.
К социально-значимым качествам личности, в первую очередь, можно отнести:
- выполняемые социальные роли и функции;
- занимаемые социальные статусы;
- нормы, ценности, обычаи (то есть элементы культуры);
- знакомые системы;
- совокупность знаний;
- социально-психологические особенности;
- уровень образования и профессиональной подготовки [5].
Можно выделить четыре группы социально-значимых качеств личности.
Первой группой социально значимых личностных качеств студентов являются их социально-психологические способности, которые обеспечивают как адаптацию, так и самореализацию личности в общении и социальном взаимодействии. Эта группа включает в себя социальное воображение, социальный интеллект, социальные и перцептивные способности [1].
Социальное воображение рассматривается как способность человека понимать свой собственный опыт и определять свою судьбу.
Социальный интеллект - это способность различать и фиксировать сложные отношения и зависимости в социальной сфере.
Социальные перцептивные способности опираются на особую чувствительность человека к состояниям, настроения партнеров по общению, способность проникать через внешний фасад в систему социальных мотивов, идей и прогнозировать их поведение. Это дает ему понимание других людей и дает ему инструмент влияния, который он может использовать как в диалоге, так и в монологе.
Вторая группа социально значимых личностных качеств учащихся - это те, которые возникают в процессе общения человека с другими людьми и обеспечивают ему как адаптацию, так и дальнейшее самостоятельное развитие в социальной среде. С их помощью человек принимает и творчески обрабатывает нормы и ценности своих групп: согласие, доверие к группе, кооперативность и т.д. [1].
Третья группа социально значимых личностных качеств студентов - это более общие свойства, определяющие определенную общесоциальную направленность личности: ведущий тип социальной мотивации, активности и социальной ответственности. Эти характеристики определяют положение человека в общении и взаимодействии с другими людьми [1].
Четвертая группа социально значимых качеств личности студента состоит из индивидуальных свойств человека, которые накладывают отпечаток на стиль его общения, в частности на его социальную позицию. Склонность к доминированию или подчинению, концентрация на других или их внутреннем состоянии, догматизм или гибкость мышления и т.д. [1].
В этих исследованиях физическая активность рассматривается как форма деятельности, направленной на формирование здорового человека, как деятельность, направленная на улучшение физического состояния и здоровья, как сознательно регулируемая физическая активность, направленная на развитие и улучшение собственного здоровья [3].
Занятия спортом и фитнесом кажутся своего рода формой и областью для сравнения социально организованных физических и интеллектуальных способностей, направленных на улучшение, улучшение и поддержание здоровья и подготовленности учащихся, одобренных социальным сообществом. В процессе занятий спортом и фитнесом студенты приобретают знания о рациональных средствах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенных в жизни навыков, изучают правила закаливания организма, получают лечебный эффект и профилактический.
Занятия спортом и фитнесом - целенаправленные, ориентированные на результат. Мотив занятий спортом и фитнесом формируется в процессе поиска удовлетворения потребности в движении, здоровом образе жизни, достижениях в спортивных результатах, объективных и субъективных мотивах занятий спортом и фитнесом.
К объективным мотивам физического воспитания, семейно-бытовым условиям, условиям окружающей среды, возрасту, уровню образования. Субъективные мотивы включают в себя физические интересы личности, индивидуально-психологические особенности, ценностные ориентации, формирование значимых личностных качеств.
Задачи физической подготовительной работы решаются в случае включения студентов в оздоровительные мероприятия: осознание учащимися роли физической культуры в развитии личности; знание научных и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; овладение системой практических навыков по сохранению и укреплению здоровья, развитию качеств и особенностей личности; получение опыта занятий фитнесом в последующей профессиональной деятельности [2].
Спортивные и фитнес занятия в вузе проводятся в течение всего периода обучения студентов, в режиме обучения и вне школьных занятий.
Во время занятий спортом и фитнесом студенты формируют социально значимые особенности, которые способствуют выполнению социально значимых задач. Занятия спортом и фитнесом развивают не только физические характеристики учащихся, но и психические и психосоциальные.
Занятия спортом и фитнесом студентов позволяют создать такое качество, как самосознание. Эта характеристика содержит принятие себя и людей такими, какие они есть на самом деле; умение полагаться на свой опыт, чувства, ум; умение беспристрастно оценивать жизненные ситуации, брать на себя
ответственность в любых стратегиях. Это также включает готовность принять критику, способность преодолеть сопротивление, приложить все усилия для достижения различных целей, включая физическое воспитание, спорт [3].
С педагогической точки зрения занятия спортом и фитнесом включают в себя цель, средства, процесс деятельности и результат. Деятельность с точки зрения психологии является целенаправленной деятельностью, которая удовлетворяет необходимые потребности человека. Физическая активность улучшает основные функции и системы жизнеобеспечения организма; повышает сопротивляемость организма к вредным воздействиям [1].
Совершенствование физической культуры выполняет следующие функции: образовательная функция -использование физической культуры, улучшающей здоровье в общеобразовательной системе, для обучения жизненным двигательным навыкам, приобретения специальных знаний в области теории и методики физической культуры, необходимой для поддержания здорового образа жизни; оздоровительная функция -использование средств оздоровительной физической культуры в системе мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья с учетом возраста, профессиональной деятельности, наличия заболеваний или расстройств здоровья и тому подобное; рекреативная функция - использование средств оздоровительной физической культуры в обеспечении полноценного отдыха, восстановления физических и психических сил с учетом характера и специфики утомления; воспитательная функция - формирование качеств личности и черт характера (воли, силы, усидчивости, терпеливости, смелости, находчивости, предприимчивости, социальной мобильности и активности, социальной ответственности, инициативности и других), позволяющих сформировать оптимальный психологический климат в обществе, коллективе, семье, а также формирование потребности в соблюдении норм здорового образа жизни [3].
В нашем исследовании занятия спортом и фитнесом являются основным эффективным средством формирования социально значимых качеств личности студентов.
По нашему мнению, занятия фитнесом и фитнесом должны включать в себя основные компоненты: сам студент, наделенный активностью; объект (занятия спортом и фитнесом, на которые направлена деятельность студентов; деятельность студентов во время занятий спортом и фитнесом.
Выводы. Итак, сделаем выводы: занятия спортом и фитнесом способствуют производству материальных благ и физической трансформации, материальной природе человека, что приводит к изменению ориентации смысловых ценностей. Занятия спортом и фитнесом оказывают значительное влияние на формирование студентов.
Во время этих занятий студенты не только укрепляют свое здоровье, достигают высокого уровня силы, скорости, выносливости, физической подготовки к работе и защищают страну, но и формируют социальные качества своей личности, которые необходимы для общества. Это связано с тем, что возросла роль культуры спорта и фитнеса в формировании личностных качеств по отношению к самой ее социальной сущности. Выполняя физкультурно-оздоровительные мероприятия, студент укрепляет здоровье, развивает ответственность, волю. Физкультурно-оздоровительная деятельность способствует развитию личности студентов вуза, формированию их личностных качеств, в том числе социально-значимых. В ходе такой деятельности студенты начинают осознавать ее важность для развития личности, укрепления здоровья; формируют такие социально значимые качества, как ответственность, самостоятельность, социальная активность и многие другие.
Литература:
1. Журавлева, О.П. К вопросу о формировании профессионально-значимых качеств в условиях многоуровневого педагогического образования // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы VI Международной научной конференции. Красноярск: КГПУ, 2009. - С. 284-291.
2. Костюченко, А.А. Формирование социально-значимых качеств личности учащихся в условиях ученического самоуправления: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2010. 227 с.
3. Сериков С.Г., Сериков Г.Н. Здоровьесберегающая роль физической культуры в образовательном процессе вуза // Теория и практика физической культуры. - 2016. - №5. - С. 6-8.
Педагогика
УДК 378
доктор педагогических наук, доцент Картавых Марина Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Веряскина Марина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Петрова Елена Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)
ИЗУЧЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ОПАСНОСТЕЙ БИОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Беспрецедентный рост и глобальные масштабы распространения инфекционных заболеваний обусловили необходимость и значимость изучения опасностей биологического характера в курсе безопасности жизнедеятельности. Сложность и объемность изучаемого материала, его социальная и личная значимость, практическая ориентация и вектор на творчество определили выбор технологии проектного обучения, специфика которой раскрыта в статье. Рассмотрены подходы к определению особенностей инфекционных заболеваний, их классификации, стадийности, способам профилактики. Обоснована этапность проектной деятельности обучающихся от погружения в проектный замысел до