Выводы. Таким образом, развитие лидерской одаренности курсантов в современной военной образовательной среде позволило обозначить круг основных вопросов, на которые следует искать ответы. Мы показали, основные способы их решения в современной психологической теории и образовательной практике.
Литература:
1. Баштинский, А.И. Динамика межличностных отношений во временном учебно-спортивном коллективе: автореф. дис.... канд. психол. Наук:19.00.07 / Баштинский Анатолий Иванович. - Москва, 1983. - 22 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - Москва: Academia, 2002. - 317 с.
3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей: учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 350 с.
4. Дубовская, Е.М., Тихомандрицкая, О.А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы / Е.М.Дубовская, О.А.Тихомандрицкая // Мир психологии. -1999. - № 3. - С. 80-90.
5. Ковалев, А.А. Приоритетные направления для исследования феномена лидерства молодых офицеров силовых ведомств / А.А. Ковалев // Психология в России и за рубежом (II). Материалы II Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). - Т. 0. - Санкт-Петербург: Реноме, 2013. - С. 28-33.
6. Кричевский, Р.Л. Современные тенденции в исследовании лидерства в американской социальной психологии / Р.Л. Кричевский // Вопросы психологии. - 1977. - № 6. - С. 119-129.
7. Лаак, Я. тер, Бругман, Г. Big 5: Как измерить человеческую индивидуальность: Оценки и описания / Я. тер Лаак, Г. - М.: Книжный дом «Университет». 2003. - 112 с.
8. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. - М.: ТОО "Горбунок", 1992. - 224 с.
9. Fiedler, F.E. A Theory of Leadership Effectiveness / F.E. Fiedler. - N.Y.: McGraw-Hill, 1967. - P. 104-122.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Померанцева Юлия Константиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. В условиях современной социокультурной ситуации, рассматривающей личность педагога, тренера одним из решающих факторов обновления общества, возникает потребность в новых подходах к профессионально-личностному развитию студентов вуза физической культуры. Постоянство процесса обучения, качественная педагогическая деятельность и наличие определенных педагогических условий в вузах физической культуры положительно скажется на комплексном процессе подготовки специалиста, конкурентоспособного на мировом уровне, востребованного и компетентного. В своей статье мы обосновываем некоторые тенденции, определяющие прямую и обратную взаимосвязь профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта с развитием личностных, профессионально значимых качеств. Экспериментальная работа, результаты которой представлены в статье, позволила нам выявить приоритетно значимые качества студентов для будущей профессиональной деятельности. Кроме этого мы раскрываем ряд условий, необходимых для качественной организации педагогического процесса. Так же в статье выявлены и описаны необходимые условия для саморазвития студентов. Мы говорим о важности общественных мероприятий в вопросах развития профессионально значимых качеств. Обосновываем важность коммуникаций. В процессе диагностики раскрываем важность самостоятельной работы. Определяем необходимость выхода в рефлексивную позицию. Оценка полученных результатов, представленная в статье, способствует поиску инновационных методик обучения. В том числе использование активных форм обучения. В рамках технологизированного обучения в процессе исследования выявлены уровни развития профессионально значимых качеств. Полученные результаты позволят оптимизировать индивидуальную работу со студентами. Вывести на более высокий уровень традиционную систему высшего физкультурного образования.
Ключевые слова: развитие, профессионально значимые качества, студенты вуза физической культуры, образовательная среда, компетентность.
Annotation. In the conditions of the modern socio-cultural situation, considering the personality of a teacher, coach as one of the decisive factors of the renewal of society, there is a need for new approaches to the professional and personal development of students of the University of physical culture. The constancy of the learning process, high-quality pedagogical activity and the presence of certain pedagogical conditions in universities of physical culture will positively affect the complex process of training a specialist who is competitive at the world level, in demand and competent. In our article, we substantiate some trends that determine the direct and inverse relationship of professional activity in the field of physical culture and sports with the development of personal, professionally significant qualities. The experimental work, the results of which are presented in the article, allowed us to identify the priority qualities of students for future professional activity. In addition, we reveal a number of conditions necessary for the qualitative organization of the pedagogical process. The article also identifies and describes the necessary conditions for students' self-development. We are talking about the importance of public events in the development of professionally significant qualities. We substantiate the importance of communications. In the process of diagnosis, we reveal the importance of independent work. We determine the need to enter a reflexive position. The evaluation of the results presented in the article contributes to the search for innovative teaching methods. Including the use of active forms of learning. Within the framework of technologized training in the process of research, the levels of development of professionally significant qualities are revealed. The results obtained will optimize individual work with students. To bring the traditional system of higher physical education to a higher level.
Key words: development, professionally significant qualities, students of the University of physical culture, educational environment, competence.
Введение. Высокий уровень развития профессионально значимых качеств, как мы считаем [13]: «является необходимым условием успешности профессиональной деятельности специалиста в области физической культуры и спорта, реализующего требования личностно ориентированного образования» [13]. Это позволяет рассматривать профессионально-личностное развитие будущего специалиста физкультурно-спортивного профиля как цель образовательного процесса в высшей школе и как актуальное направление научных исследований [13].
Согласно нашему исследованию [12], мы определили, что: «реализация изложенных положений невозможна без активного внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, применения развивающихся педагогических
приемов, методов, форм и стимулов, направленных на развитие профессионально-значимых качеств студентов вуза физической культуры в образовательной среде» [12].
Изложение основного материала статьи. Осуществление профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта предусматривает выполнение специалистом определенного набора функций. Этот набор обычно санкционирован традицией профессиональной культуры, обеспечивающей преемственность и целостность профессиональной деятельности» [12, С. 102]. Таким образом, профессионально-личностное развитие может быть представлено тремя уровнями. На первом, обучающийся обладает необходимым набором компетентностей (ЗУН профессиональной деятельности). На втором, проявляется желание самосовершенствоваться в профессиональной среде, активно использовать ЗУН полученные в ходе обучения. На третьем уровне проявляется ценностное отношение к профессиональному проявлению (повышение уровня компетентности).
Как показал ретроспективный анализ литературы по проблеме исследования, и в частности мнение с которым мы полностью согласны: ответственность за собственную профессиональную деятельность будет являться одним из ключевых моментов образованности бакалавра физической культуры. Таким образом, можно говорить о смене акцентов на развитии Я-концепции личности, содержании технологии обучения и воспитания в процессе профессиональной подготовки.
Наш опыт педагогической деятельности показал, что эффективная подготовка бакалавра физической культуры, должна ориентироваться с одной стороны, на педагогические условия, обеспечивающие развитие профессионально значимых качеств, а с другой - должна осуществляться специальная подготовка, ориентированная на проектирование содержательно-целевых, организационно-деятельностных ресурсов, воспитательных возможностей образовательной среды.
При проектировании образовательно-рефлексивной среды мы должны помнить, что: «независимо от поставленных задач к бакалавру физической культуры предъявляются требования быстро усваивать и перерабатывать большие объемы поступающей информации, осваивать различные способы профессиональной деятельности, находить эффективные решения профессиональных и социальных задач» [4]. Для этого мы предлагаем следующее:
1) с целью погружения обучающегося в специфику профессиональной деятельности акцентировать роль учебной (ознакомительной), производственной (тренерской и преддипломной) практики;
2) технологизировать процесс профессиональной подготовки;
3) обеспечить «приобретение опыта деятельности и его использования в решении различных педагогических и жизненных ситуаций» [19];
4) вывести в одну из ключевых позиций «способности обучающегося к сложным видам деятельности, трактуя её как сложившееся личностное качество» [1; 2, С. 38-43];
5) спроектировать образовательно-рефлексивную среду как платформу, где за счет различных социально-психологических параметров произойдет максимально эффективное развитие профессионально значимых качеств студента вуза физической культуры.
При такой трактовке появившийся опыт деятельности может дополнять традиционную триаду: « знания - умения -навыки - опыт деятельности» [20, С. 92]. Образовательное пространство выступает условиями, в которых реализуются способности и опыт, формируется модель поведения человека; генеральной образовательной стратегией становится стратегия «образование в течение всей жизни» [8].
В нашей опытно-экспериментальной работе [12], направленной на развитие профессионально значимых качеств студентов вуза физической культуры используются известные технологии, такие как: технология модульного обучения [12], коллективного способа обучения [12], личностно-ориентированного обучения [12], развивающего обучения, проблемного обучения и другие [12].
В процессе организации нами образовательной среды [12] мы: «отмечаем тенденции, свидетельствующие о приоритетности прямой и обратной связи развития профессионально значимых качеств обучающихся с их предстоящей деятельностью в сфере физической культуры и спорта. Процесс развития профессионально значимых качеств студентов в образовательной среде вуза физической культуры сложен и многоаспектен» [12]. «Важно и освоение практических умений, направленных на установление межличностных контактов, на умение общаться в конфликтных ситуациях, отстаивать свою точку зрения, понимать и принимать позицию оппонента, конструктивно взаимодействовать и другое. Овладение профессионально значимыми качествами предполагает так же отработку навыков уверенного поведения, развитие в себе лидерских качеств и профессионального мастерства» [12].
В процессе исследования мы использовали аспекты педагогической диагностики при анализе уровня сформированности у студентов вуза физической культуры профессионально значимых качеств.
Диагностика сформированности профессионально значимых качеств студентов в опытно-экспериментальной работе осуществлялась в несколько этапов. На одном из которых нами был разработан опросник для студентов и преподавателей, включающий 114 информационных ячеек, объединенных в 30 вопросов [14].
Остановимся на некоторых результатах проведенного анкетирования студентов третьего курса ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры».
Анализ материалов исследования показал, что: 12% преподавателей и 60% студентов не контролируют свои эмоциональные проявления в ходе обучения; 20% педагогов и 40% студентов ответили, что имеют необходимый уровень коммуникаций; 25% преподавателей и 42% обучающихся испытывают потребность развивать профессионально значимые качества личности. 17% обучающихся считают, что профессионально значимые качества развиты у них в значительной степени. 33% студентов недовольны уровнем развития своих профессионально значимых качеств. 10% профессорско-преподавательского состава и 25% студентов полагают, что профессионально значимые качества можно и нужно развивать в различных видах аудиторной и внеаудиторной деятельности.
На вопрос опросника: Что Вы цените больше всего в педагоге? Мнения разделились следующим образом: 20% -внимание к студенту; 15% - доброжелательность; 30% - тактичность; 22% - вежливость; 50% - профессиональную компетентность. Это один из самых важных показателей характеристики сегодняшнего педагога. Отмеченное еще раз подтверждает актуальность изучаемой нами проблемы.
Нами было определено, что профессионально-личностное развитие в значительной мере происходит, в том числе, и в процессе участия в общественной жизни вуза. Поэтому интересными были ответы, полученные на такой вопрос: укажите причину, по которой вы принимаете участие во внеаудиторной жизни вуза: 16% - чтобы узнать и научиться новому, что может пригодиться мне в профессиональной деятельности; 25% - чтобы развиваться, самосовершенствоваться духовно, эстетически и интеллектуально; 40% - чтобы весело провести свободное время; 30% - внеаудиторной деятельностью я занимаюсь, потому что это требуют от меня преподаватели; 20% - чтобы стать более коммуникабельным, преодолеть барьеры общения, приобрести новых друзей; 3% - чтобы развивать свои профессионально значимые качества.
Как видим, последний ответ красноречиво говорит о том, что студенты не очень понимают, что профессионально значимые качества можно и прежде всего, необходимо позиционировать в общественных местах, участвуя в мероприятиях, вступая в процесс общения со своими коллегами.
Отметим и крайне низкий уровень представлений обучающихся сути профессионально-личностного развития. Только 7% студентов были в состоянии дать правильные ответы, указывая на то, что профессионально-личностное развитие основывается на мышлении, инициативности, готовности к общению, к самостоятельному анализу, деловитости, настойчивости, уверенности, личной ответственности, контактности, умении решать проблемы и управлять собой, на честности и самоконтроле.
Невозможно быть профессионально образованным, если отсутствует склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний, уважение к партнерам. Весьма низок уровень самооценок студентов по вопросам: на сколько они себя считают образованными; на сколько стремятся выработать у себя профессиональную образованность; какими качествами должен обладать человек, чтобы активно проявлять себя в профессиональной деятельности. Полученные данные сведены в таблице 1.
Только по вопросу: «Что мешает тебе целенаправленно развивать у себя профессионально значимые качества?» получено наибольшее количество правильных ответов - 25%. Подчеркнем и тот факт, что студенты неодинаково оценивают рассматриваемые качества личности.
Таблица 1
Самооценка обучающихся развития профессионально значимых качеств
Частота ответов, %
Вопросы оценивания Правильно Частично правильно Ошибочно
Что Вы понимаете под профессиональным мышлением? 7 11 82
Образованы ли Вы профессионально? 10 17 73
Стремитесь ли Вы выработать у себя профессионально-педагогическое мышление? 20 11 69
Какими качествами должен обладать человек, чтобы он мог проявить профессионально-педагогическое мышление? 4 14 82
Что мешает Вам целенаправленно развивать профессионально-педагогическое мышление? 22 39 39
Какие из перечисленных качеств личности Вы считаете наиболее
значимыми:
- адаптационная мобильность; 22 - 78
- контактность; 40 - 60
- стрессоустойчивость; - доминантность; 39 29 5 61 66
- честность, порядочность; 12 3 85
- самоконтроль, самоанализ, самооценка. 20 2 78
Какие качества необходимы Вам в будущей профессии: - адаптационная мобильность;
- контактность; 21 4 75
- стрессоустойчивость; 32 - 68
- доминантность; 25 - 75
- честность, порядочность; 20 5 75
- самоконтроль, самоанализ, самооценка. 10 12 4 90 84
Что Вы понимаете под этими качествами личности:
- адаптационная мобильность; 10 8 82
- контактность; 8 15 73
- стрессоустойчивость; 12 21 67
- доминантность; 7 11 82
- честность, порядочность; 11 15 75
- самоконтроль, самоанализ, самооценка. 8 15 78
Так, например, 24% из них считают адаптационную мобильность положительным качеством. В то время как 57% придерживается, противоположной точки зрения. Причем, указывая на некоторые качества личности как положительные, обучающиеся не всегда считают их необходимыми в своей будущей профессии.
Так, 41% называют стрессоустойчивость положительным качеством и лишь 30% отмечают его нужным для будущей профессии.
Но, самое интересное на наш взгляд, заключается в том, что некоторые обучающиеся, ряд качеств отмечают как положительные или необходимые в будущей деятельности в сфере физической культуры и спорта, не понимая, что же это за качества. Так, 44% студентов считают контактность положительным качеством личности, 34% отмечают его необходимым в своей будущей профессии, но лишь 10% правильно понимают содержание данного качества.
Кроме этого, мы уточнили исходное состояние профессионально значимых качеств студентов вуза. Для этого им был предложен ряд вопросов. Вопросы были выбраны после анализа реальной психолого-педагогической ситуации, сложившейся в обществе в новых социально-педагогических условиях.
Результаты опроса показали, что в психолого-педагогических знаниях, обучающихся имеются значительные пробелы. Отметим, прежде всего, крайне низкий уровень знаний о сути профессиональной деятельности. Только 10% ответили правильно, на заданный вопрос. Всего 17% опрошенных дали частично правильные ответы, в которых не полностью указали систему рычагов и стимулов для мобильного развития профессионально значимых качеств студентов в образовательной среде вуза. Остальные же 73% дали ошибочные ответы. Весьма низок уровень самооценок обучающихся и по вопросам о сути рефлексивного управления образовательным процессом в вузе. Практически 3/4 респондентов по большинству поставленных вопросов отвечали неверно. Только по вопросу «надобности» профессиональной этики у
субъекта получено наибольшее количество правильных ответов - 27%. Причем число ошибочных ответов составило 58%. Хотя и эти данные нельзя считать удовлетворительными.
Наибольшее значение студенты придают заработку, который отражает оценку вклада каждого из них в повышение эффективности трудовой деятельности и служит важным средством удовлетворения возрастающих потребностей в процессе рыночных отношений. Этот вопрос нами тоже изучался. С этой целью обучающимся был предложен комплекс мотивов выбора профессии. Рассмотрим данные самооценок обучающихся по этому вопросу (таблица 2).
Сильное влияние на студентов оказывает интерес к профессии (60%) и внешняя привлекательность (60%). Такие же мотивы выбора, как ее необходимость и творческий характер труда, в целом проявляются недостаточно и составляют соответственно 40% и 25%.
Таблица 2
Самооценка студентами мотивации выбора профессии
Мотивы выбора профессии Частота ответов, %
Интерес к приобретаемой профессии в образовательном учреждении 60
Необходимость профессии в жизненной ситуации 40
Творческий характер труда выбираемой профессии 25
Оплата труда по осваиваемой профессии 94
Внешняя привлекательность выбранной профессии 60
Анализ данных таблицы 2 показывает, что студенты: не имеют достаточно четких и правильных представлений образованности, в частности не совсем критично оценивают собственные достоинства, иногда приписывают себе качества, которыми не обладают (считают себя профессионально готовыми к труду, в то время как педагоги отрицают это). Некоторые из перечисленных качеств личности считают положительными и необходимыми в своей будущей профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта, и одновременно, не понимают сущности этих качеств. Не всегда осознанно осуществляют выбор, имеют довольно низкий уровень развития профессионально значимых качеств, достаточных для профессионального становления.
Диагностика показала, что важнейшим и необходимым условием развития профессионально значимых качеств личности является самостоятельная работа, осуществляемая путем самообразования и самовоспитания или самосовершенствования. Примечательно, что самообразованием постоянно занимаются только 28% опрошенных, от «случая к случаю» - 33%, не занимаются этой деятельностью более 20% респондентов. Это весьма тревожный показатель. На вопрос: что мешает занятиям «самообразовательной деятельности»? Ответы у большинства студентов были: нет времени
- 45%, плохие условия - 15%, отсутствие методических пособий и рекомендаций - 20%. Из общей выборки, 8% респондентов ответили - «пока» не научили «как» надо заниматься самообразованием. Это очень прискорбный факт.
Важно, чтобы, обучаясь в вузе физической культуры, будущий специалист задавался такими вопросами:
- какие ценности (личностные и профессиональные) играют в моей жизни важную роль?
- что я умею делать лучше всего?
- каким образом я обрел эти умения?
- в какой области деятельности я добился лучших результатов?
Обращение к такого рода вопросам ставит выпускника в рефлексивную позицию. Развитие умений и навыков педагогической рефлексии - весьма значимое направление обогащения профессионально-личностной компетентности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта. Индивидуальная, групповая работа, саморефлексия обладают значительными профилактическими ресурсами, обращение к которым способствует развитию профессионально значимых качеств студентов [12].
Выводы. В ходе проведения экспериментальной работы, направленной на развитие профессионально значимых качеств студентов вуза физической культуры, нами был выявлен: «недостаточно высокий уровень профессиональной компетентности студентов в сложившейся традиционной системе физкультурного образования» [12]. Поэтому был необходим поиск инновационных методов и форм активного обучения студентов и прежде всего по проблеме профессионально-личностного развития [12].
Полученные результаты позволили нам [12] выделить уровни развития профессионально значимых качеств личности: «высокий, достаточный, допустимый, и низкий» [12]. Опытным путем было установлено, что: «наиболее оптимально осуществлять развитие профессионально значимых качеств студентов в образовательной среде, если используются внеаудиторные формы деятельности, в которых усвоение знаний и умений основано на организации совместного решения учебно-творческих задач» [12].
В процессе исследования [12] мы выделили важные для профессионального личностного развития возможности образовательной среды: «В первую очередь это - социально-личностный характер организации самой образовательной среды, ее вариативность, креативность, рефлексивность. Во-вторых, это актуализация субъектности студента и преподавателя, наличие затруднения или противоречия в процессе деятельности. В-третьих, это работа, направленная на формирование всех видов и уровней рефлексии. И последнее - возможность выбора обучающих методик, направленных не только на содержание, но и способы развития профессиональной компетентности» [12].
Литература:
1. Гусев, В.А. Система формирования профессионально важных личностных качеств будущего педагога на основе «Я»-концепции / В.А. Гусев // Журнал прикладной психологии. - 2006. - №1. - С. 106-110.
2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
3. Джига, Н.Д. Рефлексия и образование / Н.Д. Джига // Высшее образование сегодня. - 2009. - №7. - С. 38-43.
4. Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ): URL: http://testoteka. narod. ru/lichn/1/33. html.
5. Запесоцкий, А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности / А.С. Запесоцкий // Педагогика.
- 2002. - №2. - С. 3-8.
6. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского: В 4 кн. - М.: Новая школа, 1994. - 368 с.
7. Имашев, А.М. Состояние и структуры функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры / А.М. Имашев. - Новосибирск: КомГАФКСиТ, 2009. - 127 с.
8. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего /
Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопр. психологии. - 2001. - №1. - С. 57-65.
9. Масюкова, Н.А. Объективные и субъективные критерии и показатели научно-управленческой компетентности / Н.А. Масюкова // Стратегические приоритеты развития современного образования: Материалы межд. науч. конф. Минск, 14 окт. 2004 г.: В 4 т. - Т. 1. - Мн.: НИО, 2006. - С. 150-157.
10. Никандров, Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности / Н.Д. Никандров // Профессиональное образование. - 2006. - № 11. - С. 2-11.
11. Поляков, Д.О. Формирование профессионально-значимых личностных качеств бакалавра физической культуры средствами активного туризма: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Поляков Дмитрий Олегович. - Орел, 2016. - 162 с.
12. Померанцева, Ю.К. Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в образовательно-рефлексивной среде физкультурного вуза: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01; 13.00.08 / Померанцева Юлия Константиновна. - Челябинск: УралГУФК, 2009. - 210 с.
13. Померанцева, Ю.К. Развитие профессиональной этики у студентов вуза физической культуры / Ю.К. Померанцева // Физическая культура и спорт: наука, образование, технологии: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции посвященной 50-летию УралГУФК (Челябинск, 9 апреля 2020 г.) / под ред. Н.Ю. Мищенко, Е.В. Быкова. -Челябинск: УралГУФК, 2020 - С. 292-294.
14. Померанцева, Ю.К. Развитие педагогической культуры бакалавра спортивного вуза в процессе профессиональной подготовки / Ю.К. Померанцева // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта: РИО ГПО, 2018. - Вып. 59. - С. 257-261.
15. Природа эмоций // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. - М.: Прогресс, 1975. -Вып. 5. - 284 с.
16. Ройтблат, О.В. Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования / О.В. Ройтблат // Мир науки, культуры, образования. - № 7-2. - 2009. - С. 211-213.
17. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание / Л.С. Рубинштейн. - М.: Изд-во АПН СССР, 1957. - С. 117.
18. Сергеев, А.Н. Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования: автореферат дис. ... докт. пед. наук: 13.00.08 / Сергеев Александр Николаевич. - Тула, 2010. - 49 с.
19. Соколов, В.Ю. Роль специально организованных занятий физической культурой в формировании профессиональных и личностных качеств студентов / В.Ю. Соколов, К.А. Колосов, В.Е. Якунин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2012. - № 1. - С. 119-125.
20. Хазова, С.А. Особенности профессиональной деятельности и профессионально значимые качества личности спортивного педагога / С.А. Хазова, Н.Х. Хакунов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2010. - № 1. - С. 2-8.
Педагогика
УДК:378
кандидат педагогических наук Прохорова Ирина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доктор педагогических наук, профессор Камерилова Галина Савельевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Веряскина Наталья Павловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНКУРСОВ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В данной статье раскрывается значение педагогических конкурсов в освоении учителями безопасности жизнедеятельности новых актуальных компетенций. Обосновывается положение о важных личностно-профессиональных и социально-педагогических функциях конкурсов, реализующих идеи аксиологичности, интегративности, коммуникативности. Аксиологичность определяет ценности и смыслы конкурсной деятельности, интегративность характеризует ее содержание, коммуникативность акцентирует внимание на межсубъектном взаимодействии. Конкурсное участие творчески работающих педагогов демонстрирует педагогическому сообществу лучшие практики, что служит условием повышения эффективности образования в сфере безопасности жизнедеятельности. Разработан процесс конкурсной профессиональной деятельности учителей, включающий доконкурсный, конкурсный и послеконкурсный этапы. Раскрыты особенности деятельности на каждом этапе с выделение методических аспектов подготовки, рекомендаций по реализации запланированных процедур, итоговой рефлексии. Сделан вывод о достоинствах профессиональных конкурсов в осмыслении педагогами собственного опыта и его презентации педагогическому сообществу, возможности повышения своей научно-методической квалификации, развитию профессиональной компетентности в контексте новых образовательных стратегий.
Ключевые слова: педагогический конкурс, конкурсная педагогическая деятельность, профессиональная компетентность, безопасность жизнедеятельности, аксиологичность, интегративность, коммуникативность, проект.
An^tatton. This article reveals the importance of pedagogical competitions in the development of life safety by teachers of new relevant competencies. The article substantiates the position on the important personal-professional and socio-pedagogical functions of competitions that implement the ideas of axiology, integrativity, and communication. Axiological character determines the values and meanings of competitive activity, integrativity characterizes its content, communicativeness focuses on intersubjective interaction. The competitive participation of creatively working teachers demonstrates the best practices to the pedagogical community, which serves as a condition for improving the effectiveness of education in the field of life safety. The process of competitive professional activity of teachers has been developed, including pre-competitive, competitive and post-competitive stages. The features of the activity at each stage are disclosed, with the allocation of methodological aspects of preparation, recommendations for the implementation of planned procedures, final reflection. The conclusion is made about the advantages of professional competitions in teachers' understanding of their own experience and its presentation to the pedagogical community, the possibility of improving their scientific and methodological qualifications, the development of professional competence in the context of new educational strategies.