Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВАХ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВАХ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ПЕДАГОГ / СТУДЕНТ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ И НАВЫКИ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илюхина Ксения Александровна, Левченкова Татьяна Викторовна

Введение. У большинства студентов вузов физической культуры и спорта получение высшего образования совпадает по времени с наиболее активным периодом спортивной карьеры и началом профессиональной педагогической деятельности в качестве тренера. Именно для студентов вузов физической культуры и спорта индивидуализация (персонализация) процесса обучения наиболее актуальна. В данных обстоятельствах на передний план выходит личность спортивного педагога - наставника и учителя. Цель исследования. Приступая к исследованиям в студенческой среде, мы поставили целью определить набор профессионально значимых личностных качеств, знаний, умений и навыков спортивного педагога, способствующих получению максимально качественного образования в области физической культуры и спорта. Методика и организация исследования. В исследовании мы использовали методы анкетирования и математической статистики. Исследование проводилось в три этапа в 2020 г. Мы опрашивали студентов РГУФКСМиТ, обучающихся очно по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профилю подготовки «Спортивная подготовка в избранном виде спорта». Полученные в результате анкетирования данные были обобщены и проанализированы. Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования нами определены личностные качества, знания, умения и навыки спортивного педагога, наиболее сильно влияющие на вовлеченность студентов в учебный процесс и увлеченность им. Коэффициент конкордации, рассчитанный при оценке ответов на вопросы, требовавших ранжирования, оказался неожиданном низким. Выводы. Студенческий состав неоднороден, а ранжирование наиболее значимых для обучающихся в данный момент личностных качеств, знаний, умений и навыков преподавателя, различны. Поэтому именно педагогам вуза физической культуры и спорта для повышения успешности и эффективности учебного процесса следует подходить к каждому студенту индивидуально.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илюхина Ксения Александровна, Левченкова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF UNIVERSITY STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ABOUT PROFESSIONALLY IMPORTANT SKILLS OF A SPORTS TEACHER

Introduction. Getting higher education for most students of physical education and sports is coincides in time with the most active period of a sports career and the beginning of professional pedagogical activity as a coach. The personalization of learning process is most relevant for students of physical education and sports. Under the circumstances personality - the mentor and the teacher, has moved center stage. The purpose of the study. Starting research in the student environment we setting a target of define a set of professionally significant personal qualities, knowledges, skills and abilities of sports teacher contributing to the receipt of the highest quality education in the field of physical culture and sports. Methodology and organization of the study. In the study, we used the methods of questionnaires and mathematical statistics. The study was carried out in three stages in 2020. We interviewed full-time students of RSUPESYT, in the field of training 49.03.01 "Physical culture", profile of training "Sports training in the chosen sport". The results of the questionnaires were compiled and analyzed. Research results and their discussion. As a result of the study, we have identified personal qualities, knowledges, skills and abilities of sports teacher, the most influences on students' involvement and enthusiasm for it. Concordance factor that was calculated when evaluating answers to questions, that requiring ranking, turned out to be unexpectedly low. Conclusions. The student composition is heterogeneous and the ranking of the most significant for students personal qualities, knowledge, skills and abilities for a teacher are different at that moment. Therefore, it is the teachers of the higher educational institution of physical culture and sports that should approach each student individually in order to increase the success and effectiveness of the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВАХ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА»

educational and methodical-logical conference, Krasnodar, pp 329-331.

3. Parkhomenko, E.A., Dubovova, A.A. and Matveeva, E.S. (2020), "Features of the formation of self-regulation as a component of psychological culture in athletes of different ages", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp 488-492.

4. Kharkovskaya, A.G. and Usenko, A.I. (2014), "The main directions of personal and social training of a person for labor activity", Bulletin of IMSIT, No. 3/4 (59/60), pp. 64-68.

Контактная информация: [email protected].

Статья поступила в редакцию 07.04.2021

УДК 796.011.3

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА О ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВАХ СПОРТИВНОГО

ПЕДАГОГА

Ксения Александровна Илюхина, соискатель, Татьяна Викторовна Левченкова, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Российский государственный

университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва

Аннотация

Введение. У большинства студентов вузов физической культуры и спорта получение высшего образования совпадает по времени с наиболее активным периодом спортивной карьеры и началом профессиональной педагогической деятельности в качестве тренера. Именно для студентов вузов физической культуры и спорта индивидуализация (персонализация) процесса обучения наиболее актуальна. В данных обстоятельствах на передний план выходит личность спортивного педагога - наставника и учителя. Цель исследования. Приступая к исследованиям в студенческой среде, мы поставили целью определить набор профессионально значимых личностных качеств, знаний, умений и навыков спортивного педагога, способствующих получению максимально качественного образования в области физической культуры и спорта. Методика и организация исследования. В исследовании мы использовали методы анкетирования и математической статистики. Исследование проводилось в три этапа в 2020 г. Мы опрашивали студентов РГУФКСМиТ, обучающихся очно по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профилю подготовки «Спортивная подготовка в избранном виде спорта». Полученные в результате анкетирования данные были обобщены и проанализированы. Результаты исследования и их обсуждение. В результате исследования нами определены личностные качества, знания, умения и навыки спортивного педагога, наиболее сильно влияющие на вовлеченность студентов в учебный процесс и увлеченность им. Коэффициент конкордации, рассчитанный при оценке ответов на вопросы, требовавших ранжирования, оказался неожиданном низким. Выводы. Студенческий состав неоднороден, а ранжирование наиболее значимых для обучающихся в данный момент личностных качеств, знаний, умений и навыков преподавателя, различны. Поэтому именно педагогам вуза физической культуры и спорта для повышения успешности и эффективности учебного процесса следует подходить к каждому студенту индивидуально.

Ключевые слова: спортивный педагог; студент вуза физической культуры и спорта; представления; профессионально важные знания, умения и навыки, качества личности; индивидуальный подход.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p169-173

CONCEPT OF UNIVERSITY STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ABOUT PROFESSIONALLY IMPORTANT SKILLS OF A SPORTS

TEACHER

Kseniya Aleksandrovna Ilyukhina, the competitor, Tatyana Victorovna Levchenkova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism, Moscow

Abstract

Introduction. Getting higher education for most students of physical education and sports is coincides in time with the most active period of a sports career and the beginning of professional pedagogical activity as a coach. The personalization of learning process is most relevant for students of physical education and sports. Under the circumstances personality - the mentor and the teacher, has moved center stage. The purpose of the study. Starting research in the student environment we setting a target of define a set of professionally significant personal qualities, knowledges, skills and abilities of sports teacher contributing to the receipt of the highest quality education in the field of physical culture and sports. Methodology and organization of the study. In the study, we used the methods of questionnaires and mathematical statistics. The study was carried out in three stages in 2020. We interviewed full-time students of RSUPESYT, in the field of training 49.03.01 "Physical culture", profile of training "Sports training in the chosen sport". The results of the questionnaires were compiled and analyzed. Research results and their discussion. As a result of the study, we have identified personal qualities, knowledges, skills and abilities of sports teacher, the most influences on students' involvement and enthusiasm for it. Concordance factor that was calculated when evaluating answers to questions, that requiring ranking, turned out to be unexpectedly low.

Conclusions. The student composition is heterogeneous and the ranking of the most significant for students personal qualities, knowledge, skills and abilities for a teacher are different at that moment. Therefore, it is the teachers of the higher educational institution of physical culture and sports that should approach each student individually in order to increase the success and effectiveness of the educational process.

Keywords: sports teacher; student of physical education and sports; concept; professionally important knowledge, skills and abilities, personal qualities; individual approach.

ВВЕДЕНИЕ

Педагог является ключевой фигурой в любом учебном заведении, однако в вузах физической культуры и спорта его роль приобретает особое значение. Только обладающий максимально полным набором профессиональных качеств специалист может на должном уровне подготовить спортивные кадры на всех уровнях - от ДЮСШ до членов сборных команд, представляющих Российскую Федерацию на международной арене. Высокий уровень предполагает наличие у спортивного педагога не только профессионально важных знаний, навыков и умения передать их студентам, но и определенных личностных качеств [4]. Студент вуза физической культуры и спорта является субъектом одновременно двух видов деятельности - учебной и спортивной. Таким образом, обучение спортсменов в вузе реализуется параллельно с их активной профессиональной деятельностью вне стен учебного заведения, а значит, процесс обучения должен быть максимально индивидуализирован. Предоставление студентам возможности индивидуализации процесса обучения вынуждает педагогов интересоваться ожиданиями обучающихся и, по возможности, максимально соответствовать этим представлениям [1; 4]. Таким образом, прежде чем предъявлять требования к спортивному педагогу, необходимо вывить представления студентов - чтобы четко понимать, чему же преподавателям следует «соответствовать».

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Определить комплекс профессиональных личностных качеств, знаний, умений и навыков спортивного педагога, способствующих, по мнению студентов РГУФКСМиТ -вуза физической культуры и спорта, - получению качественного образования, полномасштабному освоению профессии спортивного педагога в самом широком спектре предъявляемых к нему требований.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в 2020 году на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)».

Участники исследования - 80 студентов 2 курса, обучающиеся на 10 спортивно-педагогических кафедрах по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура», профилю подготовки «Спортивная подготовка в избранном виде спорта» (очная форма обучения). Из опрошенных 80 человек 67 (83,75%) являются действующими профессиональными спортсменами. В свете поставленных перед исследованием задач данная выборка представляется репрезентативной.

Исследование проходило в три этапа. На первом (поисково-теоретическом) этапе нами изучалась и анализировалась научная и научно-методическая литература, конкретизировалось понятие «профессионально важные качества», формулировалась цель исследования. Основываясь на изученном теоретическом материале, мы разработали анкету, адаптированную под онлайн-опрос студентов РГУФКСМиТ в период дистанционного обучения.

Анкета содержит: вводную часть, группу конкретных вопросов, заключительную часть. На втором (опытно-экспериментальном) этапе исследования посредством программы Google Формы было проведено онлайн-анкетирование. На третьем (обобщающем) этапе исследования осуществлена статистическая обработка и графическая интерпретация результатов, полученных в ходе исследования, а также сформулированы выводы.

Для достижения цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и изучение литературных источников, анкетирование, методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ научной и научно-методической литературы позволил нам уточнить и конкретизировать определения понятий «профессионально важные качества» и «спортивный педагог». Под «профессионально важными» мы понимаем качества педагога, которые оказывают влияние на эффективность решения задач профессиональной деятельности, то есть способствуют продуктивному осуществлению учебно-методической и научной деятельности [1]. «Спортивного педагога» мы определяем в данном исследовании, как специалиста, работающего в сфере физической культуры и спорта, выполняющего функции тренера по избранному виду спорта, преподавателя физической культуры и спорта, преподавателя спортивных и теоретических дисциплин в высшем учебном заведении [3].

Из приведенных выше определений следует, что мастерство и творческий потенциал педагога вуза физической культуры и спорта характеризуются, прежде всего, имеющимся у него необходимым объемом знаний, спортивных умений и навыков.

Профессиональные возможности спортивного педагога определяют именно знания [2]. Их можно условно разделить на социально-гуманитарные, естественно-научные, психолого-педагогические, медико-биологические, теоретические, методические и практические.

Мы установили: по мнению студентов, спортивному педагогу, выполняющему функции тренера по избранному виду спорта, наряду с практическими знаниями, важно на профессиональном уровне владеть основами психолого-педагогических и медико-биологических дисциплин. Знания по указанным блокам - медико-биологическим и психолого-педагогическим дисциплинам, - по мнению второкурсников, составляют основу качественного образовательного и тренировочного процесса (рисунок 1).

Мы предполагаем, что это связано с совпадением получения высшего образования с периодом начала профессиональной педагогической деятельности у студентов. При этом теоретические знания по естественно-научному и социально-гуманитарному блоку дисциплин студенты-второкурсники не относят к первостепенно-важным знаниям спортивного педагога.

Вторым в нашей анкете был вопрос об умениях и навыках спортивного педагога -

необходимость комплекса профессионально-значимых личностных качеств, знаний и умений сомнению не подвергается. Мы предложили студентам проранжировать умения и навыки преподавателя вуза физической культуры и спорта, расположив их в порядке убывания - от «наиболее важных» к «наименее важным».

Методические Практические Медико-биологические Психолого-педагогические Естествено-научные Теоретические Социально-гуманитарные

Ранг

Рисунок 1 - Предпочтения студентов в отношении профессионально важных знаний спортивного педагога

Анализ полученных данных выявил: лидирующие позиции в студенческой среде заняли гностические и коммуникативные умения и навыки, а организационные, конструктивные и двигательные расположились ниже. Согласованность мнений студентов определялась путем расчета коэффициента конкордации Полученный результат показал достаточно слабую степень согласованности мнений обучающихся ^=0,49).

Данный факт требует отдельного изучения, хотя очевидно, что на формирование мнений студентов повлиял комплекс факторов. Часть из них объективна, другие же обусловлены субъективной оценкой, возникающей у каждого студента.

Коммуникативные Гностические Организаторские Конструктивные Двигательные

2,5 3 3,5 4 4,5 5 Ранг

Рисунок 2 - Предпочтения студентов в отношении профессионально важных умений и навыков спортивного

педагога

В следующем вопросе мы выделили пять групп основных профессионально важных качеств личности преподавателя в сфере физической культуры и спорта: нравственные, коммуникативные, волевые, интеллектуальные и психомоторные качества. По аналогии с предыдущими вопросами студентам было предложено расположить их в порядке предпочтения (рисунок 3).

Согласованность мнений студентов по коэффициенту конкордации составила W=0,33 - то есть оказалась значительно ниже, чем в предыдущем вопросе, что позволяет судить об еще меньшем единодушии студентов, принимавших участие в опросе.

На первых позициях в студенческих ответах оказались требовательность, трудолюбие, вежливость и общительность. Можно предположить, что именно вышеперечисленные качества спортивного педагога и влияют главным образом на вовлеченность студентов в учебно-тренировочный процесс.

Нравственные Интеллектуальные Коммуникативные Волевые Психомоторные

01122334455

Ранг

Рисунок 3 - Предпочтения студентов в отношении профессионально важных личностных качеств спортивного

педагога

ВЫВОДЫ

Выявленная в результате исследования слабая согласованность мнений опрошенных студентов позволяет сделать вывод о том, что каждый обучающийся в вузе физической культуры и спорта посредством учебы удовлетворяет свои индивидуальные потребности, ориентируясь при этом на личностные особенности - как свои собственные, так и каждого отдельно взятого преподавателя, а представления студентов вуза физической культуры и спорта о профессионально значимых знаниях, умениях, навыках и качествах личности спортивного педагога нестабильны.

Студенческий состав неоднороден. Кроме того, студенты вузов физической культуры, в большинстве своем одновременно с учебой занятые профессиональным спортом, требуют к себе в каждый период обучения индивидуального подхода со стороны преподавателя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бегидова С.Н. Акмеологический подход в профессиональной подготовке будущих специалистов / С.Н Бегидова., С.А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. - 2008.- Вып. 5.- С. 26-31.

2. Касаткин С.Ф. Акмеологический подход к исследованию профессионально-личностного становления педагога / Касаткин С.Ф. // Человек и образование.- 2013.- № 2 (35).- С. 103-108.

3. Прохода В. А. Представления студентов и преподавателей вуза об идеальном педагоге / Прохода В. А. // Социальные явления.- 2015.- № 3.- С. 105-111.

4. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве России : монография / Алексеев С.В., Виленский М.Я., Гостев Р.Г. [и др.].- Москва: Еврошкола ; Воронеж: РИТМ, 2017.520 с.

REFERENCES

1. Begidova, S.N. and Hazova, S.A. (2008), "The acmeological approach in a professional training of the future professionals", The messenger of Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and psychology, No. 5, pp. 26-31.

2. Kasatkin, S.F. (2013), "The acmeological approach to the study of professional and personal becoming of a teacher", Human and education, No. 2(35), pp. 103-108.

3. Prohoda, V.A. (2015), "The concept of university students and teachers about perfect teacher", Social phenomenon, No. 3, pp. 105-111.

4. Alekseev, S.V., Vilensky, М.Уа. and Gostev, R.G. (2017), Physical culture and sport in the educational space of Russia: monograph, Euroschool, Moscow, RHYTHM, Voronezh.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.