УДК 378.016:79
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
З. Н. Черных1, Г. А. Степанова2
1канд. пед. наук, доцент кафедры спортивных дисциплин и физического воспитания e-mail: [email protected]
Шадринский государственный педагогический университет
2докт. пед. наук, профессор кафедры теории и методики подготовки профессиональных кадров высшей квалификации email: g_stepanova53@mail. ru
Югорский государственный университет
Занятия физической культурой в процессе профессиональной подготовки будущих учителей в период обучения в вузе выступают в качестве педагогических условий и как фактор, оказывающий значительное влияние не только на общее развитие студентов, но и на формирование их готовности к профессиональной педагогической деятельности. В основу физической культуры входят способы и нормы физической активности, которые направлены на совершенствование природных качеств, что является основным и важным условием развития и физической подготовки студентов к современной жизни, к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: физическая культура; физическое воспитание; профессиональная педагогическая деятельность; общекультурная подготовка студентов; формирование профессиональной готовности.
Физическая культура в высших учебных заведениях является основным предметом в развитии высококвалифицированных специалистов в разных областях жизнедеятельности человека.
В дефиниции «физическая культура» присутствует понятие «культура». Традиционно принято считать, что это понятие включает все то, что противопоставляется слову «природа». Социологи, при рассмотрении понятия культура определяют его через понятие «ценности». Социальные явления, которые индивид, социальная группа или общество в целом оценивает позитивно, рассматривает как значимые, полезные, привлекательные, а потому поддерживает, сохраняет, передает из поколения в поколение, выступают для него как ценности. Ориентация людей на определенные ценности называют ценностными, аксиологическими. Различают три вида ценностей: декларативные, эмоциональные и реальные. Поэтому, понятие культура может характеризовать деятельность социального субъекта по созданию, освоению и потреблению сложного и многообразного мира ценностей [Столяров, Кудрявцева 1997].
В современной науке понятие «физическая культура личности» рассматривается как социально детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате
воспитания и интегрированных в физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье [Виленский, Соловьев 2001].
Рассматривая ценности физической культуры, современные ученые выделяют два уровня ценностей: общественные и личностные.
К общественным ценностям физической культуры относят: интеллектуальные, ценности двигательного характера, ценности педагогических технологий, мобилизационные; личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется знаниями человека в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового образа жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью [Лубышева 2001].
Для современного общества физическая культура является важной частью общей культуры человека. Физическая культура играет важную роль на всех этапах развития человеческого общества. Роль физической культуры значительно возросла в современном обществе, и связано это с тем, что в наши дни существенно снизилась доля тяжелого физического труда. Если сто лет назад 98% энергии, необходимой для материального производства, создавалось за счет мускульных движений человека и домашних животных, то в наши дни этот показатель составляет 2-3% [Митина 1998].
Специалисты - психологи, физиологи отмечают, что занятия физической культурой позволяют, как никакая другая деятельность, формировать психические качества и свойства личности. В ряде исследований отмечается, что физически развитые люди легче общаются в коллективе, быстрее решают спорные проблемы. И.П. Волков отмечает, что такие качества, как дружелюбие, чувство коллективизма, трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, формируемые в спорте, в процессе занятий физической культурой, нужны человеку в его трудовой жизни. А такие психомоторные свойства, как быстрота реакции, выносливость, концентрация внимания, выявляемые у спортсменов, являются необходимыми свойствами для успешной профессиональной адаптации в ряде современных профессий - оператора, диспетчера, летчика и, как мы полагаем, учителя [Волков 2002].
Как особый феномен, физическая культура реализует в единстве несколько взаимодействующих друг с другом общекультурных и социальных функций -воспитательную, образовательную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, экономическую и др. [Лубышева 2001].
Ученые склоняются к единодушному мнению, что среди комплекса причин становления физической культуры следует признать ведущей объективную необходимость подготовки подрастающих и взрослых поколений к жизненной практике, главными формами которой, во многом определяющими сам факт существования человека как социально-биологического существа, были и остаются трудовая профессиональная и оборонная деятельность [Полянский 1999].
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, физическая культура
объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла. Физическая культура является важным компонентом общекультурной подготовки студентов педагогического вуза. Общекультурная подготовка определяется как интегративная способность личности обучаемого, обусловленная опытом освоения культурного пространства, уровнем обученности, воспитанности и развития, ориентированная на использование культурных эталонов как критериев оценки при решении проблем познавательного, мировоззренческого, жизненного, профессионального характера. Когнитивный, ценностно-ориентационный и
коммуникативно-деятельностный компоненты составляют единство, целостность общекультурной подготовки [Троянская 2004].
Целью физического воспитания студентов педагогического вуза является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
В связи с этим основными направлениями физического воспитания студентов педвуза являются: сохранение здоровья, физического совершенства; развитие умения рационального использования свободного времени; повышение общественной и трудовой активности; обеспечение единства психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной педагогической деятельности. Очень важным является и то, что студенты во время обучения в вузе овладевают всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств личности [Давиденко, Пономарев 2004].
Физическое воспитание как вид социальной деятельности, в процессе и посредством которой осуществляется, в частности, профессиональная подготовка будущего учителя, включает множество социальных отношений, а ее формы являются формами социальной активности (организаторская, педагогическая, пропагандистская, судейская, познавательная, самосовершенствование, зрелищная).
Физическое воспитание оказывает большое влияние на организм занимающихся, способствует физическому развитию и формированию всесторонней личности на основе здорового образа жизни, улучшению двигательной подготовленности, воспитанию волевых и нравственных черт характера.
Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).
Физическое развитие человека можно контролировать с помощью физических упражнений, в различных видах спорта, с правильным питанием, с режимом труда и отдыха можно изменять показатели физического развития в индивидуальном направлении занимающегося. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Из всего вышесказанного мы не должны забывать о том, что физическое развитие происходит по законам наследственности, которые могут благоприятно действовать на организм, а могут, наоборот, препятствовать физическому совершенствованию человека.
Здоровье человека зависит от его физического развития. Здоровье является основным фактором, который активно влияет на успешность освоения профессии, на плодотворность будущей профессиональной педагогической деятельности, что в результате обеспечивает общее жизненное благополучие.
Профессионально-прикладная физическая культура создаёт предпосылки для успешного овладения той или иной профессией. В высшем учебном заведении - это специально разработанная система физических упражнений, на производстве - это вводная гимнастика, физкультурные паузы, физкультминутки, реабилитационные упражнения после работы и др. Содержание и состав средств в профессионально-прикладной физической культуре, порядок их применения определяются особенностями трудового процесса.
Формированию профессиональной, педагогической готовности студентов способствует развитие активности личности педагога, формирование опыта физкультурно-спортивной деятельности, повышение уровня его самостоятельности в будущей профессиональной деятельности. Занятия физической культурой мобилизуют личность на выполнение поставленных целей и задач, повышают ответственность педагога за результаты своей деятельности, то есть физическая культура является важным фактором формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза.
Формирование готовности к профессиональной педагогической деятельности обеспечивает более высокую дееспособность, адаптивность к изменяющимся условиям педагогической деятельности, стрессоустойчивость и в конечном счете влияет на такое важное качество личности, как конкурентоспособность, восприимчивость к инновациям не только на рынке образовательных услуг, но и в целом на рынке трудовых ресурсов. Значимость такой характеристики личности, как конкурентоспособность, особо возрастает в условиях рыночно ориентированной парадигмы социально-экономического развития.
Особенностью готовности к профессиональной педагогической деятельности является ее устойчивость. Сформированная в процессе обучения, готовность к профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, сохраняется как качество личности достаточно долго. Именно поэтому ее часто называют подготовленностью или устойчивой (длительной) готовностью, отмечая при этом, что устойчивость этой характеристики обеспечивает существенные временные предпосылки успешной профессиональной деятельности. Такая устойчивость предполагает и обновление. Это означает, что готовность к профессиональной педагогической деятельности является одновременно и динамичной характеристикой личности, то есть она должна при постоянном сохранении корректироваться в зависимости от изменений внешней макросреды. И.Б. Готская, Г.А. Кручинина рассматривают следующие сообщенные блоки (группы) компонентов, составляющих структуру готовности к профессиональной педагогической деятельности:
- мотивационный - профессионально-значимые потребности и мотивы педагогической деятельности;
- познавательно-оценочный - знания о содержании профессии, о структуре педагогической деятельности, способах решения профессиональных задач;
- эмоционально-волевой - чувство ответственности за результаты педагогической деятельности; самоконтроль, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение обязанностей (см.: [Мещеряков 1998]).
Итак, профессиональная готовность будущего педагога - интегративное личностное качество, совокупность профессионально обусловленных требований к учителю, в состав которой входит, с одной стороны, психологическая, психофизиологическая и физическая готовность, а с другой - научно-теоретическая и практическая составляющая.
Мы в своих исследованиях пришли к выводу, что физические упражнения являются основным средством воспитания необходимых качеств в формировании профессиональной готовности. Заметное влияние на формирование профессиональной готовности студентов оказывает их включение в физкультурно-спортивную деятельность. Однако, как показали специальные исследования, занятия различными видами спорта оказывают неодинаковое воздействие на совершенствование отдельных психофизиологических функций, необходимых для конкретной профессиональной деятельности, поэтому в процессе физического воспитания студентов должны использоваться определенные прикладные умения, навыки, физические и специальные средства на основе учета индивидуальных особенностей занимающихся.
В процессе занятий физической культурой студентов объединяют общественные
и личные интересы, которые формируют необходимые индивидуальные потребности. Специфическим ядром этой деятельности являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, ценностными ориентациями. При этом происходит превращение социального опыта в свойства личности. Целостный характер такой деятельности делает ее мощным средством повышения социальной активности личности.
Рассматривая формирование профессиональной готовности будущих педагогов во взаимосвязи с развитием личности в сфере физической культуры, мы опираемся на критерии, определяющие характеристику данного качества:
- соответствие личностных качеств студентов будущей профессиональной педагогической деятельности;
- соответствие требований к выпускнику педагогического вуза нормативной модели;
- уровень здоровья и физической подготовленности участников педагогического процесса;
- профессионально-педагогическая направленность деятельности во время обучения в вузе, профессиональные компетенции [Черных 2012].
С учетом этого правомерным является вывод о том, что будущие учителя, имеющие более высокую физическую подготовленность, могут более продолжительное время или более интенсивно выполнять производственное задание, чем слабо подготовленные.
Целью нашего исследования выступает выявление педагогических условий, способствующих формированию профессиональной педагогической готовности. Важным условием развития интереса к профессии у студентов является формирование положительного эмоционального отношения к данной деятельности, что становится возможным при наличии положительно-эмоциональной атмосферы на занятиях и создании условий для обеспечения удовлетворенности студентов результатами своей деятельности в процессе подготовки.
Итак, к первой группе педагогических условий мы относим условия, способствующие формированию психолого-физиологического аспекта готовности студентов к физкультурно-спортивным занятиям. Следующим условием второй группы является алгоритмизация, квалиметрия обучения. Формирование практических умений и навыков предполагает освоение образцов деятельности определенного содержания и в определенной последовательности. Использование алгоритмов различных типов в процессе профессиональной подготовки позволяет упорядочить, контролировать, измерить и своевременно корректировать процесс развития интереса к физкультурно-спортивной деятельности. Это относится и к процессу овладения студентами необходимыми методологическими, теоретическими и методическими знаниями [Черных 2009].
Реализация определенных педагогических условий предполагает выбор рациональных, оптимальных технологических основ профессионально-педагогической активности, которые характеризуются наличием четко и диагностически заданной цели, корректно измеряемого результата деятельности, представлением содержания учебной деятельности в виде системы познавательных средств и методов их решения, логики основ учебной деятельности с ее многомерной аксиологической (ценностной) системой [Степанова 2002].
Эти условия и их составляющие в какой-то мере могут определить готовность к любой профессиональной деятельности. А дополненные специфическими для педагогической профессиональной деятельности условиями, они формируют интегративную характеристику готовности личности к профессиональной
педагогической деятельности.
Исходя из такого понимания сущности и особенностей определения педагогических условий, мы пришли к выводу, что наиболее значимыми, существенно влияющими на эффективность процесса формирования профессиональной готовности у студентов педвуза являются такие педагогические условия, которые бы способствовали формированию и развитию мотивационного, рефлексивного, оценочного и морфофункционального компонентов профессиональной готовности.
Овладение профессионально-педагогическими знаниями, умениями, и навыками в процессе физического воспитания не только будет способствовать повышению уровня профессиональной готовности, но, главное, в реальной педагогической деятельности создаст условия для социальной и профессиональной стабильности учительских кадров.
Библиографический список
Баранов В.А., Венгкинский Г.П., Столяр К.Э. Теория и практика физической культуры в вузе: учеб. пособие. М.: РГТЭУ, 2004. 104 с.
Виленский М.Я., Соловьев Г.М. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 2-8.
Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. СПб.: Питер, 2002. 384 с.
Давиденко Д.Н., Пономарев Г.Н. Размышления о понятиях и сущности образования в области физической культуры // Теория и практика физической культуры. 2004. №5. С. 52.
Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2008. 366 с.
Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. М.: Академия, 2001.
238 с.
Мещеряков Б.Г. Логико-семантический анализ концепции Л.С. Выготского. Самара, 1998. 61 с.
Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология // Народное образование. 1998. № 9-10. С. 166-170.
Полянский В. П. Теоретико-методические основы совершенствования прикладной физической культуры (ее содержания и формы) в современном обществе: автореф. дис. ... докт. пед. наук / РГАФК. М., 1999. 62 с.
Степанова Г.А. Профессионально-педагогическая готовность студентов к физической реабилитации детей. Сургут: РИО СурГПИ, 2002. 220 с.
Столяров В.И., Кудрявцева Н.В. Физкультурно-спортивная работа с населением на пороге XXI столетия: проблемы и пути их решения // Спорт, духовные ценности, культура. М., 1997. Вып. 9. С. 94-216.
Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: на примере подготовки будущих педагогов: дис. . канд. пед. наук. Ижевск, 2004. 190 с.
Черных З.Н. Формирование профессиональной готовности студентов педагогического вуза в процессе физкультурно-спортивной деятельности: дис. . канд. пед. наук. Шуя, 2012. 162 с.
Черных З.Н. Интерес к физкультурно-спортивной деятельности как условие формирования профессиональной готовности студентов педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. 2009. №10. С. 365.