Научная статья на тему 'Физкультурно-спортивная деятельность как средство формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости'

Физкультурно-спортивная деятельность как средство формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1627
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ БАКАЛАВРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИИ / САМОКОНТРОЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ACTIVITIES / FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL TRAINING / SELF-ORGANIZATION / SELF-REGULATION / SELF-CONTROL / PROFESSIONAL STABILITY / COMPONENTS OF PROFESSIONAL STABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усцелемова Наталья Александровна, Иванова Елена Александровна

Потребности общества в высококвалифицированных специалистах, работающих на уровне мировых стандартов, обусловливают высокие требования к качествам и свойствам личности, формируемым в процессе образования. Анализ теории и практики образования показывает недостаточную обоснованность роли физкультурно-спортивной деятельности в процессе физического воспитания как средства формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости, что и определяет значимость нашего исследования. Эффективность формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости обеспечивается благодаря активному включению студентов в процесс физкультурно-спортивной деятельности на основе учета субъективных факторов. Мотивация студентов повышается за счет понимания ими духовной ценности занятий физической культурой, развития познавательных способностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Это достигается посредством повышения информационно-образовательной направленности учебных и внеучебных занятий физическими упражнениями. Такой подход дает возможность успешно решать ряд важных учебных задач, а именно развивать у студентов навыки самоорганизации, саморегуляции и самоконтроля, что, согласно нашим наблюдениям, и характеризует их профессиональную устойчивость. Анализ полученных результатов показал, что положительные изменения структурных компонентов профессиональной устойчивости будущих бакалавров физической культуры и уровень сформированности исследуемого качества находит выражение в развитии их профессионально важных качеств, в умении действовать должным образом непосредственно в учебно-профессиональной деятельности, в частоте применения различных средств и форм физического воспитания во время прохождения практики, в творческом использовании полученных знаний и умений по организации и проведению физкультурно-спортивных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усцелемова Наталья Александровна, Иванова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS ACTIVITY AS MEANS OF FORMATION IN THE FUTURE BACHELOR PHYSICAL EDUCATION PROFESSIONAL STABILITY

The needs of the society in highly qualified specialists working at the level of world standards, stipulate high requirements to the qualities and personality characteristics formed in the process of education. In the practice of education, the role of physical culture and sports activity in the process of physical education as a means of forming a professional culture for future bachelors in physical education is insufficiently substantiated, which determined the significance of our research. The effectiveness of the formation of future professional bachelors in the physical culture of professional sustainability is ensured by the active involvement of students in the process of physical culture and sports and subjective factors. The motivation of students is enhanced by understanding the spiritual value of classes, developing cognitive abilities in the process of physical culture and sports. This is achieved through an increase in the information-educational orientation of educational and extra-curricular forms of physical exercise. This approach to the lessons provides an opportunity to successfully solve a number of important training tasks, namely, to develop skills of self-organization, self-regulation and self-control, which, according to our observations, characterizes their professional stability. The analysis of the obtained results showed that the positive changes in the structural components of the professional stability of future bachelors of physical culture and the level of formation of the studied quality are expressed in the development of professionally important qualities of future bachelors of physical culture, the ability to act properly directly in the educational and professional activities, the frequency of application of various means and forms Physical education during the passage of practice, the creative use of acquired knowledge, skills in the organization and conduct of athletic and sporting events.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-спортивная деятельность как средство формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости»

УДК 378

Усцелемова Н.А., Иванова Е.А.

Магнитогорский государственный технический университет им. Г И. Носова E-mail: ustselemova.natalya@mail.ru

физкультурно-спортивная деятельность

как средство формирования у будущих бакалавров

физической культуры профессиональной устойчивости

Потребности общества в высококвалифицированных специалистах, работающих на уровне мировых стандартов, обусловливают высокие требования к качествам и свойствам личности, формируемым в процессе образования. Анализ теории и практики образования показывает недостаточную обоснованность роли физкультурно-спортивной деятельности в процессе физического воспитания как средства формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости, что и определяет значимость нашего исследования.

Эффективность формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости обеспечивается благодаря активному включению студентов в процесс физкультурно-спортивной деятельности на основе учета субъективных факторов. Мотивация студентов повышается за счет понимания ими духовной ценности занятий физической культурой, развития познавательных способностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Это достигается посредством повышения информационно-образовательной направленности учебных и внеучебных занятий физическими упражнениями. Такой подход дает возможность успешно решать ряд важных учебных задач, а именно развивать у студентов навыки самоорганизации, саморегуляции и самоконтроля, что, согласно нашим наблюдениям, и характеризует их профессиональную устойчивость.

Анализ полученных результатов показал, что положительные изменения структурных компонентов профессиональной устойчивости будущих бакалавров физической культуры и уровень сфор-мированности исследуемого качества находит выражение в развитии их профессионально важных качеств, в умении действовать должным образом непосредственно в учебно-профессиональной деятельности, в частоте применения различных средств и форм физического воспитания во время прохождения практики, в творческом использовании полученных знаний и умений по организации и проведению физкультурно-спортивных мероприятий.

Ключевые слова: физическое воспитание, физкультурно-спортивная деятельность, будущие бакалавры физической культуры, самоорганизация, саморегуляции, самоконтроль, профессиональная устойчивость, компоненты профессиональной устойчивости.

В современных условиях организации процесса образования в вузе повышается значимость и ценность физического воспитания студентов. Это обусловлено, во-первых, политикой государства, направленной на развитие физической культуры и спорта как важнейшего инструмента развития человеческого потенциала, как одного из эффективных средств сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и увеличения продолжительности активной жизни населения [8], [13], [14]; во-вторых, особенностями образовательных программ в области физической культуры и спорта, реализация которых направлена на физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья и т. д. [14]; в-третьих, требованиями федерального государственного образовательного стандарта

высшего образования, определяющего компетенции будущего специалиста в использовании методов физического воспитания и укрепления здоровья для достижения высокого уровня физической подготовки к полноценной социальной и профессиональной деятельности [7]; в-четвертых, требованиями педагогического процесса физического воспитания, главной целью которого является воспитание физической культуры личности [4].

Понятие «физическое воспитание» мы рассматриваем с позиции Федерального закона Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации [13] и определяем его как «процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически здорового человека с высоким уровнем физической культуры». Роль физического

Физкультурно-спортивная деятельность как средство...

Усцелемова H.A., Иванова Е.А.

воспитания в формировании и развитии социально активной личности признается всеми педагогами, психологами, философами. Общей целью физического воспитания студентов в вузе является развитие физической культуры будущего квалифицированного специалиста. Не является исключением и подготовка будущих бакалавров физической культуры, где одним из путей осуществления физического воспитания является физкультурно-спортивная деятельность.

Это обусловлено рядом причин. Во-первых, в настоящее время известно, что в условиях всевозрастающего воздействия научно-технического прогресса повышается потребность в подготовке молодежи к трудовой деятельности, предъявляющей повышенные требования к умственному, физическому и психическому уровню развития личности, познавательной сферы, форм поведения в социальной среде. Во-вторых, учитывая актуальность деятельностного подхода к образованию личности, в процессе физического воспитания основой выступает физкультурно-спортивная деятельность. В-третьих, физическое воспитание активно сокращает период освоения профессии, увеличивает производительность труда, а физкультурно-спортивная деятельность способствует развитию необходимых свойств и качеств личности (М.Я. Виленский, Ю.Д. Железняк, Ю.Ф. Курамшин, Л.И. Лубы-шева, В.С. Макеева, Л.П. Матвеев, В.М. Мин-булатов и др.) [2], [4], [5], [6], [9].

Об этом говорят Ю.Д. Железняк и В.М. Мин-булатов, утверждая, что «трудовая деятельность уже сейчас требует развития таких новых двигательных качеств, как быстрота и точность в получаемой информации, чувство ритма, овладение синхронными быстрыми и точными движениями обоих рук, ограничение их функциональной ассиметрии»[2, с. 24]. В исследованиях М.Я. Виленского и В.С. Макеевой заявлено, что «физические качества и способности человека выступают в качестве умения использовать свое тело для осуществления профессиональной деятельности и жизнедеятельности, выполнять профессиональные навыки и функции, складывающиеся на этой основе» [5, с. 37].

По мнению Ю.Ф. Курамшина [9], в процессе физического воспитания решаются следующие задачи: 1) овладеть системой прак-

тических умений и навыков, сохраняющих и укрепляющих здоровье, психическое благополучие; 2) развить и совершенствовать психофизические способности, качества и свойства личности; 3) осуществить самоопределение в физической культуре; 4) обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студента к будущей профессии; 5) приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Не является исключением и подготовка будущих бакалавров физической культуры, где физическое воспитание играет значительную роль в формировании у них профессиональной устойчивости.

Понятие «профессиональная устойчивость будущих бакалавров физической культуры» мы рассматриваем, как системное, динамичное новообразование личности в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных, действенно-практических и рефлексивно-регулятивных качеств личности, позволяющих уверенно, самостоятельно, без эмоционального напряжения осуществлять профессиональную деятельность на протяжении длительного времени, сохраняя работоспособность вне зависимости от динамики и характера влияния различных внешних, и в том числе негативных, факторов [12]. Исследуя частные элементы педагогического труда связанные с профессионально-педагогической деятельностью, с социально-педагогическими условиями субъекта педагогической деятельности и с личностными качествами педагогов физической культуры нами было установлено, что в ряду личностных качеств большинство опрошенных отмечают неумение регулировать свое эмоциональное состояние; чуть меньше респондентов отметили высокую физическую утомляемость; на третьем месте респонденты поставили напряженное эмоциональное состояние из-за отсутствия уверенности в себе [11]. Отсюда следует, что особая роль в формировании у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости принадлежит физкультурно-спортивной деятельности.

Понятие «физкультурно-спортивная деятельность» рассматривается нами с позиции

В.Г. Камалетдинова и И.Н. Селиверстова [3, с. 98] и трактуется как «особая активность людей, направленная на преобразование самого себя, физической, психической, а в целом и социальной сущности человека, а также влияющая на изменение природы и общества». По мнению Л.И. Лубышевой [4], вовлечение студентов в физкультурно-спортивную деятельность является непременным условием воспитания физической культуры личности. По результатам исследований, проведенным автором, установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом, повышается жизненный тонус, уверенность в своих силах, оптимизм. Недооценка студентами таких субъективных факторов, формирующих мотивацию, как понимание духовной ценности занятий, развитие познавательных возможностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности, связана с низким воспитательно-образовательным уровнем и доминирующим влиянием нормативного подхода в организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Создавшаяся критическая ситуация требует глубокого анализа уровня физкультурной образованности студентов и принятия активных мер для повышения информационно-образовательной направленности учебных и внеучебных форм занятий физическими упражнениями студентов вузов [4, c. 121]. Решение этих задач рассматривается нами в двух аспектах: как процесс развития познавательных возможностей в процессе физкультурно-спортивной деятельности и как процесс перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной разнонаправленной физкультурно-спортивной деятельности, стимулирующим фактором для которой является личный интерес студентов к самостоятельному изучению учебного материала, что способствует эффективному развитию навыков саморегуляции и самоконтроля в процессе физического воспитания.

Рассмотрим, как разнонаправленная физкультурно-спортивная деятельность «работает» на формирование компонентов профессиональной устойчивости в процессе физического воспитания будущих бакалавров физической культуры. Как утверждает В.И. Ильинич, в своей основе физическое воспитание имеет целесообразную двигательную деятельность в

форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность [15]. Совершенствование двигательной деятельности происходит в процессе упражнений и тренировки. Двигательный навык также формируется по механизму образования условных рефлексов на базе безусловных в результате соответствующих систематических упражнений. В результате систематических упражнений студентов повышается уровень саморегуляции, развиваются способности к принятию решений.

Повышение уровня саморегуляции в результате физкультурно-спортивной деятельности необходимо для того, чтобы сформировать у студентов уверенность в себе, своих силах, исключить возникновение паники, пессимистических настроений, боязни завтрашнего дня, повысить их работоспособность, стрессоустой-чивость, более полно реализовать свой потенциал, то есть сделать личность более сильной, что является предпосылкой формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости.

Развитие способности к принятию решений может реально повысить решительность, как характеристику личности, целеустремленность, поможет не только возрастанию социальной активности, но и организации её целенаправленного характера. Самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность повышает стремление студентов к самосовершенствованию, углублению знаний и умений, которые были получены ими на более ранних этапах обучения, развивает навыки самоконтроля. Активизации познавательных процессов, преобразование имеющихся знаний и конструированию на их основе собственных взглядов и убеждений в процессе физкультурно-спортивной деятельности является предпосылкой для формирования у будущих бакалавров физической культуры когнитивного компонента профессиональной устойчивости.

В процессе физкультурно-спортивной деятельности особо подчеркивается роль силы личности и волевых качеств, являющихся необходимым условием для достижения поставленных масштабных целей и внутренним регулятором

Физкультурно-спортивная деятельность как средство...

усцелемова Н.А., Иванова Е.А.

саморазвития и самосовершенствования. Развитие силы личности, воли, волевой стойкости, умений осуществлять волевые усилия, преодолевать волнение и страх, навыков эмоционально-волевого регулирования является главной задачей стремящегося стать профессионалом, что предопределяет формирование рефлексивно-регулятивного компонента профессиональной устойчивости будущих бакалавров физической культуры. Участвуя в соревнованиях и сравнивая свое выступление с выступлениями сокурсников, студенты включаются в аналитическую деятельность, успешность которой повышает самооценку студентов, рассматриваемую нами как важную детерминанту профессионального самосознания. Согласно нашим исследованиям, уровень самооценки отражается на их мотивации к достижению более высоких трудовых результатов и оказывает влияние на формирование мотивационно-ценностного компонента профессиональной устойчивости будущих бакалавров физической культуры [10], [12]. Наконец, приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности в решении учебно-профессиональных задач способствует раскрытию творческого потенциала личности, что обусловливает формирование действенно-практического компонента профессиональной устойчивости будущих бакалавров физической культуры.

Таким образом, в процессе формирования у будущих бакалавров физической культуры профессиональной устойчивости значение физкультурно-спортивной деятельности заключается в следующем: 1) физкультурно-спортивная деятельность создает предпосылки для полноценной умственной и психической деятельности, а именно способствует высокому

уровню развития сенсорных (восприятие, ощущение), интеллектуальных (внимание, память, активация мышления), эмоционально-волевых процессов (чувствительность, переживания, волевые усилия); 2) физкультурно-спортивная деятельность обеспечивает высокий уровень работоспособности, что во многом определяется состоянием здоровья, высоким уровнем развития физического и функционального состояния, общей выносливостью; 3) физкультурно-спортивная деятельность развивает навыки саморегуляции психических состояний; 4) физкультурно-спортивная деятельность способствует развитию таких личностно-профессиональных качеств как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, способность к принятию решений, ответственность; 5) физкультурно-спортивная деятельность создает предпосылки для развития познавательной сферы, заключающееся в развитии навыков самоконтроля, значимыми факторами запуска которого являются мотивация, ответственность, самооценка и проявление уверенности в себе. Анализ полученных результатов показал, что положительные изменения структурных компонентов профессиональной устойчивости будущих бакалавров физической культуры и уровень сформированности исследуемого качества находит выражение в умении действовать должным образом непосредственно в учебно-профессиональной деятельности, частоте применения различных средств и форм физического воспитания в процессе прохождения практики в школе, творческом использовании полученных знаний, умений и владений в организации и проведении соревнований, в работе с учащимися в школе, организации их досуга.

06.03.2017

Список литературы:

1. Горелов, А.А. Теоретическое основы физической культуры: курс лекций / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков. - 2-е изд. перераб. и доп. Белгород: ЛитКараван, 2012. - 124 с.

2. Железняк, Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.

3. Камалетдинов, В.Г. Словарь-справочник по дисциплине «Менеджмент физической культуры и спорта» / В.Г. Камалетдинов, И.Н. Селиверстова. - Челябинск: Издательский центр «Уральская Академия», 2009. - 100 с.

4. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учеб. пособие / Л.И. Лубышева. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 240 с.

5. Макеева, В.С. Профессионально-личностное развитие будущего учителя в процессе физического воспитания [Электронный ресурс]: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / В.С. Макеева. - РГБ. - М., 2003. (Из фондов Российской государственной библиотеки). - Режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss/03/0675/030675007.pdf (дата обращения: 28.02.2017).

6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник / Л.П. Матвеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М: ФиС, СпортАкадемПресс, 2008. - 544 с.

7. Приказ Минобрнауки России №40536 от 11.01.2016 г. [Электронный ресурс] «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)». Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 28.02.2017).

8. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ 07.08.2009 г. № 1101-р.

9. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2010. - 464 с.

10. Усцелемова Н. А. Формирование профессиональной устойчивости студентов гуманитарного вуза средствами физического воспитания в образовательном процессе // Физическая культура и спорт в системе высшего профессионального образования: материалы Междунар. учеб.-метод. конф. - Москва, 2014. - Т. II. - С. 127-129.

11. Усцелемова Н. А. Исследование факторов, влияющих на профессиональную устойчивость будущих бакалавров физической культуры / Н. А Усцелемова, Е. А. Иванова // Современные тенденции развития науки и технологий: сб. материалов XIX Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород, 2016 г. - № 10, ч. 7 - С.117-120.

12. Усцелемова Н. А. Профессионально-педагогические аспекты определения понятий «компетентность», «компетенция» и «профессиональная устойчивость» // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры : сб. материалов XXIII Регион. науч.-метод. конф. с междунар. участием. - Челябинск : Изд-во Урал-ГУФК, 2013. - С. 216-217.

13. Федеральный закон РФ от 04.12.2007 г. №329-ФЗ [Электронный ресурс] «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/ (дата обращения: 28.02.2017).

14. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edugid.ru/zakon-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 28.02.2017).

15. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с.

Сведения об авторах:

Усцелемова Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры физической культуры факультета физической культуры и спортивного мастерства Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова 455000, Челябинская область, г Магнитогорск, пр. Ленина, 38, тел. (3519) 298572, e-mail: ustselemova.natalya@mail.ru

Иванова Елена Александровна, доцент кафедры физической культуры факультета физической культуры и спортивного мастерства Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова,

кандидат педагогических наук, доцент 455000, Челябинская область, г Магнитогорск, пр. Ленина, 38, тел. (3519) 298572

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.