Научная статья на тему 'Использование модульного подхода в реализации прикладной физической подготовки студентов в инженерно-экономическом вузе'

Использование модульного подхода в реализации прикладной физической подготовки студентов в инженерно-экономическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / BACHELOR / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / МОДУЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / MODULAR WORKING PROGRAM / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССС / EDUCATIONAL PROCESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / PROFESSIONAL-APPLIED TRAINING OF STUDENTS / СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПО ХОККЕЮ / SPORTS AND TECHNICAL SKILLS IN HOCKEY / СТАНДАРТ ФГОС 3+ / STANDARD FSES 3+ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / FUNCTIONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусев Алексей Николаевич, Евтин Андрей Борисович

Введение. Статья посвящена теоретическому и экспериментальному обоснованию модульного подхода в реализации профессионально-прикладной физической подготовки у студентов инженерно-экономического вуза на занятиях по физической культуре. Материалы и методы. Разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс по физической культуре рабочая программа на основе модульного подхода в профессионально-прикладной подготовке студентов инженерно-экономического вуза. Педагогический процесс по физической культуре в экспериментальной группе был направлен на повышение уровня физической подготовленности, спортивно-технических навыков по хоккею в целях развития профессионально-прикладных качеств, сохранения и коррекции здоровья студентов, а также формирования у них здорового образа жизни в образовательном процессе. Рабочая программа предусматривает использование учебных модулей-макроциклов, направленных на повышение уровня физической подготовленности, функциональных возможностей организма студентов и формирование спортивно-технических навыков по хоккею. В процессе исследования анализировались виды учебной деятельности студентов: программы самосовершенствования, выступления с докладами на конференциях вуза по проблеме формирования здорового образа жизни, моделирование уровня физической подготовленности и уровня здоровья, организация, проведение и судейство соревнований по футболу, самоконтроль и самооценка личностных достижений. В результате проведения эксперимента установлена положительная динамика развития профессионально значимых качеств студентов координации движений студентов (ловкость, точность, равновесие), а также показателей физической подготовленности. Определены и экспериментально обоснованы организационно педагогические условия, способствующие эффективности процесса профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Использование средств хоккея на основе модульного подхода в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов инженерно-экономического вуза, способствовало обеспечению в условиях академических занятий в вузе эффективное повышение уровня развития профессионально значимых двигательных качеств и показателей функционального и психического состояния студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусев Алексей Николаевич, Евтин Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODULAR APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF THE APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF STUDENTS IN ENGINEERING-ECONOMIC UNIVERSITY

The article is devoted to theoretical and experimental substantiation of the modular approach in the implementation of professionally-applied physical training of students of engineering and Economics University on physical culture. Materials and methods. Developed and introduced in educational process on physical culture work programme on the basis of modular approach in vocational and applied training of students of engineering and Economics University. The pedagogical process in physical education in the experimental group was aimed at increasing the level of physical fitness, sports and technical skills in ice hockey in the development of applied professional qualities, the preservation and correction of students ' health, as well as the formation of their healthy lifestyles in the educational process. The working program includes training modules-macrocycles, directed on increase of level of physical preparedness, functional possibilities of organism of students and the formation of the sport and technical skills of hockey. In the process of the study analyzed the learning activities of students: self-improvement programs, make presentations at conferences of the University on the issue of formation of a healthy lifestyle, modeling level of physical fitness and health, organization, carrying out and refereeing of competitions in football, self-monitoring and self-evaluation of personal achievements. In the result of the experiment, the positive dynamics of development of professionally important qualities of students coordination of students (agility, accuracy, balance), as well as indicators of physical fitness. Determined, and experimentally substantiated organizational and pedagogical conditions promoting efficiency of process of professional-applied physical training of students. The use of the hockey-based modular approach in the process of professionally-applied physical preparation of students of engineering and economic University, have helped provide in terms of academic practice in higher education effectively improved the level of development of professionally important motor skills and indicators of functional and mental status of students.

Текст научной работы на тему «Использование модульного подхода в реализации прикладной физической подготовки студентов в инженерно-экономическом вузе»

13.00.08 УДК 377.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

© 2016

Евтин Андрей Борисович, заведующий кафедрой «Физической культуры» Гусев Алексей Николаевич, доцент кафедры «Физическая культура» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия) Аннотация. Введение. Статья посвящена теоретическому и экспериментальному обоснованию модульного подхода в реализации профессионально-прикладной физической подготовки у студентов инженерно-экономического вуза на занятиях по физической культуре. Материалы и методы. Разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс по физической культуре рабочая программа на основе модульного подхода в профессионально-прикладной подготовке студентов инженерно-экономического вуза. Педагогический процесс по физической культуре в экспериментальной группе был направлен на повышение уровня физической подготовленности, спортивно-технических навыков по хоккею в целях развития профессионально-прикладных качеств, сохранения и коррекции здоровья студентов, а также формирования у них здорового образа жизни в образовательном процессе. Рабочая программа предусматривает использование учебных модулей-макроциклов, направленных на повышение уровня физической подготовленности, функциональных возможностей организма студентов и формирование спортивно-технических навыков по хоккею. В процессе исследования анализировались виды учебной деятельности студентов: программы самосовершенствования, выступления с докладами на конференциях вуза по проблеме формирования здорового образа жизни, моделирование уровня физической подготовленности и уровня здоровья, организация, проведение и судейство соревнований по футболу, самоконтроль и самооценка личностных достижений. В результате проведения эксперимента установлена положительная динамика развития профессионально-значимых качеств студентов -координации движений студентов (ловкость, точность, равновесие), а также показателей физической подготовленности. Определены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие эффективности процесса профессионально-прикладной физической подготовки студентов. Использование средств хоккея на основе модульного подхода в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов инженерно-экономического вуза, способствовало обеспечению в условиях академических занятий в вузе эффективное повышение уровня развития профессионально значимых двигательных качеств и показателей функционального и психического состояния студентов.

Ключевые слова: бакалавриат, здоровье, модульная рабочая программа, педагогический процесс, профессионально-прикладная подготовка студентов, спортивно-технические навыки по хоккею, стандарт ФГОС 3+, физическая подготовленность, физическая культура, функциональные возможности.

THE MODULAR APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF THE APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF STUDENTS IN ENGINEERING-ECONOMIC UNIVERSITY

© 2016

Evtin Andrey Borisovich, head of the chair «Physical culture» Gusev Aleksey Nikolaevich, an assistant professor of «Physical Education» Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics, Knyaginino (Russia) Abstract.The article is devoted to theoretical and experimental substantiation of the modular approach in the implementation of professionally-applied physical training of students of engineering and Economics University on physical culture. Materials and methods. Developed and introduced in educational process on physical culture work programme on the basis of modular approach in vocational and applied training of students of engineering and Economics University. The pedagogical process in physical education in the experimental group was aimed at increasing the level of physical fitness, sports and technical skills in ice hockey in the development of applied professional qualities, the preservation and correction of students ' health, as well as the formation of their healthy lifestyles in the educational process. The working program includes training modules-macrocycles, directed on increase of level of physical preparedness, functional possibilities of organism of students and the formation of the sport and technical skills of hockey. In the process of the study analyzed the learning activities of students: self-improvement programs, make presentations at conferences of the University on the issue of formation of a healthy lifestyle, modeling level of physical fitness and health, organization, carrying out and refereeing of competitions in football, self-monitoring and self-evaluation of personal achievements.In the result of the experiment, the positive dynamics of development of professionally important qualities of students - coordination of students (agility, accuracy, balance), as well as indicators of physical fitness. Determined, and experimentally substantiated organizational and pedagogical conditions promoting efficiency of process of professional-applied physical training of students. The use of the hockey-based modular approach in the process of professionally-applied physical preparation of students of engineering and economic University, have helped provide in terms of academic practice in higher education effectively improved the level of development of professionally important motor skills and indicators of functional and mental status of students.

Keywords:bachelor, health, modular working program, educational process, professional-applied training of students, sports and technical skills in hockey, standard FSES 3+, physical fitness, physical culture, functionality.

Введение

В условиях реформы российского образования и введения ФГОС 3+становятсяприоритетными такие методы иформы обучения и воспитания, которые с большей эффективностью будут способствовать формированию ценностного отношения студентов к физической культуре, а также создавать предпосылки для физического саморазвития и самосовершенствования[7, с. 2729-2733; 17]. Многообразие форм физического воспитания и реализация принципа вариативности физического воспитания требуют создания альтернативных программ, учи-

тывающих материально-техническую обеспеченность конкретных вузов с учетом интересов и особенностей студентов различных напралений подготовки [3,с.189-192; 13, с. 447].

Реализация стандарта третьего поколения, в котором дисциплина «Физическая культура» реализуется в рамках базовой части в объеме 72 академических часа в очной форме обучения и в форме элективных курсов («Прикладная физическая культура») в объеме 328 академических часов определяет новые требования к содержанию и структуре подготовки бакалавров с целью по-

вышения качества подготовки специалистов различных областей деятельности [15, с. 17]. В результате освоения дисциплины «Физическая культура»выпускник должен владеть средствами самостоятельного использования средств и методов физического воспитания, быть готовым к достижению достаточного уровня физической подготовленности для обеспечения социальной и профессиональной деятельности[11, с. 27].Решение данных задач возможно при реализации новых подходов к построению и содержанию дисциплины с учетом мотива-ционных и ценностных установок педагогического про-цесса[12, с. 4; 19, с. 21].

Наиболее важной проблемой современного высшего профессионального образования, является формирование не столько специалиста, сколько профессионала в своей сфере деятельности. Профессионал - это человек, сделавший определенное занятие своей профессией и достигший в нем успеха. При этом под профессией следует понимать некоепрофессиональное сообщество, в котором люди, занятые данным видом труда, объединенные общими целями этого вида труда, имеют также сходные интересы, знания, навыки, образ жизни[12, с. 4].

Профессией также называют разновидность деятельности (то же, что и работа), приносящую доход, статус и разнообразные эмоции. При этом в качестве исходного компонента формирования профессионального педагогического кредо у студента преобладает восприятие профессии как призвания (миссии, менталитетета в обществе), а не как карьеры.

Также профессией назвают необходимую для общества область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему возможность существования и развития. В этой трактовке речь идет о том, какую ценность имеет данная профессия в социокультурном пространстве и о том, на формирование каких терминальных и инструментальных ценностей в формировании мировоззрения личности она направлена.

Ценностная направленность личности - важнейший двигатель профессионального самоопределения. Подлинный профессионал - это, прежде всего, личность с развитыми интеллектуально-духовными функциями, несущая в себе социокультурные ценности и идеалы, представление о миссии своей профессии в обществе. На наш взгляд, обновление и углубление предметного содержания и технологии вузовского образования связаны, прежде всего, с наиболее полной реализацией его аксиологических основ. Терминальные ценности связаны с социумом и задаются культурой, на их основании у личности формируется ценностная ориентация. Задача профессионального образования в связи с этим - необходимость так сориентировать студента, чтобы он смог не только «вобрать в себя» ценностные основы функционирования современного общества и вневременные ценности, но и научился разбираться в мировых процессах, в практических ситуациях с аксиологической точки зрения.

Понимание ценностной направленности профессии является одной из базовых задач профориентационной работы с абитуриентами вузов и одной из базовых задач преподавания обьщекультурного блока учебных дисциплин на младших курсах. Как показали исследования, не более 18 % студентов первого курса технических вузов ставят ценность здоровья и здоровьесберегающих технологий в основу своей будущей профессиональной деятельности. Большинство опрошенных первокурсников (65 %) указывают ценность спорта в качестве отдыха и средства проведения досуга.

Культура профессионала в любой общественно значимой сфере включает в себя, прежде всего, общекультурную подготовку, т.е. достаточное владение опытом всей культуры. Специализация, как известно, создает однобокость, предпочтение каких-то стилей мышления и профессиональной деятельности.

Другой смысл слова «профессия» - «система знаний, умений и навыков, присущая определенному человеку». Говорят: «Он овладел профессией», «У него есть профессия». В этом смысле понятия «профессионал» и «специалист» на первый взгляд синонимичны, хотя очевидно, что понятие «профессионал» шире. Понятие «специалист» соответствует разновидностям областей труда в пределах профессий. Другими словами, специалист - это профессионал в узкой области знаний, но в оценку деятельности специалиста, как правило, входят только объективные результаты его труда, но не входят такие важные индивидуальные характеристики, как профессиональный стиль, творческий потенциал и возможности развертывания способностей.

В понятие «специалист» также не включены профессионально важные свойства его личности, качества, придающие процессу и результатам его профессиональной деятельности яркую индивидуальность («самость»). Отсутствует ориентация на саморазвитие личности и деятельности студента и выпускника вуза. Кроме того, даже многопрофильный специалист не обладает глубиной и интегративностью в восприятии профессиональных проблем. Каждый учебный предмет представляет для него «автономную систему» профессиональных знаний. Но перспектива развития специалиста тем выше, чем шире (при сохранении специализации) его кругозор, чем полнее он использует достижения всей культуры и других областей знания для своего собственного развития.

Исходя из вышеизложенного очевидно, что высшее профессиональное образование в настоящее время в рамках компетентностного подхода рассматривается не как период овладения профессией, а как сама профессия.

Деятельность профессионала, любое устремление его личности всегда предметны. Предмет профессиональной деятельности может быть материален - это объект, с которым студент вступил во взаимодействие и способ этого взаимодействия. И может быть идеален - это представления о предмете, его функционировании и роли в профессиональной деятельности и жизни студента. Этот второй вид предметности чаще всего применяется педагогом в прогностической, проектной, ана-литико-рефлексивной деятельности, в педагогическом моделировании.

Образование позволяет совершенствовать не только предметно-социальный мир - сферу совместного существования индивидуального и коллективного опыта (межличностные связи и отношения), но и внутренний предметный мир студента. Два полюса современных образовательных технологий - социокультурная предметность и предметность внутреннего мира студента - во многом определяют эффективность перехода от предметно-дисциплинарных технологий к методам развития личности, от монопредметных систем обучения к профессиональной культуре образования и самообразования.

Таким образом, его профессиональное сознание, формирующееся в ходе высшего образования, преобразуется в предметно-деятельностное, а деятельность является осмысленной и продуктивной. При этом следует разделять личностный и предметный смысл своей профессиональной деятельности.

Целесообразность занятия со спортивно-прикладной направленностью подтверждена рядом научных исследований. Главным критерием при внедрении наиболее популярных видов двигательной активности в вузах следует считать как объективную (требования общества), так и субъективную (личное желание) потребности в предлагаемых видах физкультурно-спортивной деятельности[2;4; 4, с. 4].

По мнению Кожанова В.В. [9, с. 12], между уровнем развития физических качеств и их проявлением в условиях профессиональной деятельности существует тесная взаимосвязь, а также то, что степень физической

подготовленности студентов к эффективному выполнению профессиональных функций следует определять с помощью комплексных критериев, а не показателей развития отдельных физических качеств [3;6]. Лубышева Л.И.[11, с. 11] указвает, что при разработке новых государственных стандартов целесообразно изменение системы и практики физического воспитания студентов вузов на спортивно-ориентированное направление с предоставлением им права выбора средств двигательной активности [9, с 12; 11, с. 11; 15, с. 8; 16, с. 68].

Так, значительный интерес студентов вызывают занятия хоккеем, который, несомненно, является одним их самых популярных и зрелищных из игровых видов спорта. Рост популярности хоккея в мире, обусловливают необходимость внедрения элементов этой прекрасной игры в учебный процесс и систему физического воспитания студентов в нефизкультурном вузе.

Выбор в пользу хоккея был сделан еще и потому, что занятия этим видом спорта способствует совершенствованию функциональных возможностей организма студентов, развитию адаптационных резервов, а также психофизических качеств, прикладных знаний, умений и навыков у будущих специалистов, которые помогут им быстро адаптироваться к производственным условиям, повысить уровень профессиональной надежности.

Введение модульной системы организации учебного процесса имеет целью поставить студентов перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего учебного года, а не заниматься штурмовщиной перед сессией и в ходе ее проведения[2, с. 6]. Для введения модульного подхода к организации учебного процесса необходимо провести ряд организационных мероприятий, к которым, в первую очередь относятся: - создание современной учебно-методической и материально-технической базы, обеспечивающей реализацию в учебном процессе современных обучающих технологий; - реализацию научно-обоснованных требований к уровню фундаментальной подготовки студентов, а также требований к знаниям и умениям по конкретным дисциплинам (объем и содержание учебных программ, наличие курсовых и контрольных работ, различного вида домашних работ, эссе, рефератов и т.п.); - наличие жесткой учебной дисциплины, как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей и администрации вуза, а также высокая мотивация первых к обучению, а вторых к самоусовершенствованию и самообучению[5, с. 63].

В основу модульного подхода в организации обучения положены два принципа: принцип «модульности» и принцип «сделай себя сам». Принцип «модульности» заключается в дроблении транслируемой или осваиваемой самостоятельно информации на модули - определенные части, способствующие не только лучшему ее освоению, но и обуславливающие необходимые требования: управляемость, гибкость и динамичность процесса обучения, использование новых технологий. Принцип «сделай себя сам» мобилизует силы и энергию студента в достижении поставленной цели обучения, позволяет осознанно подходить к восприятию той или иной информации или деятельности, предусмотренной в учебном плане. В то же время необходимо отметить, что переход на модульный принцип организации учебного процесса позволяет выполнять все требования государственных образовательных стандартов как по объему, так и по содержанию и уровню подготовки выпускников.

Материалы и методы

Технология модульного образования предполагает опережающее изучение теоретического материала, с четким алгоритмом учебной деятельности, согласованностью и завершенностью разделов программы на основе блоков [6, с. 34-42; 8, с. 112-115].

Сущностьютехнология модульного образования является то, что относительно небольшую часть учебного материала целесообразно изучать как автономную тему и включать в программу изучаемого курса [1, с.136-138;

10, с. 6].Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля, а цель модульного обучениязаключается в содействии развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала" [10, с. 6; 20, с. 34;.21, с. 127].

Целью работы явилась разработка, внедрение и экспериментальное обоснование модульного подхода в реализации профессионально-прикладной физической подготовки у студентов инженерно-экономического вуза на занятиях по физической культуре.

Педагогический эксперимент проводился на базе Нижегородского государственного инженерно-экономического университета г. Княгинино со студентами, обучающимися по направлению подготовки (210700) Инфокоммуникационные технологии и системы связи (уровень бакалавриата). В течение 2013/15 уч. года было обследовано 40 юношей первого-третьего курса в возрасте 17-20 лет, по 23 студента в экспериментальной и контрольной группах. Педагогический процесс по физической культуре в экспериментальной группе (ЭГ) был направлен на повышение уровня физической подготовленности, спортивно-технических навыков по хоккею в целях сохранения и коррекции здоровья студентов, а также формирования у них здорового образа жизни в образовательном процессе.

Для формирования двигательной компетенции у студентов на весь процесс обучения дисциплине «Физическая культура» была разработана модульная рабочая программа, состоящая четырех специальных учебно-тренировочных модулей-макроциклов, направленных на повышение уровня физической подготовленности, функциональных возможностей организма и формирование спортивно-технических навыков по хоккею.

В начале первого семестра студентов информировали о том, что они должны знать и уметь после изучения учебных элементов. В зависимости от целей и задач разрабатывалась тематика отдельных модулей и распределялось количество часов по семестрам. Формирование учебных модулей базировалось на таких принципах, как целевое назначение информации, сочетание комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей, содержательность каждого модуля, оптимальная передача информационного и методического материала.

Общетеоретической модуль подготовки включал в себя разделы и темы о здоровье, различных видах использования самостоятельных упражнений, основах медико-биологического контроля в процессе индивидуальных тренировок, сведения о человеке как о биологической системе, о физиологии спорта, основах спортивной тренировки в хоккее.

Технико-тактический модуль представлен деятельностью преподавателя и студента по усвоению элементарных технических навыков, тактической подготовкой, специальной физической подготовкой, и соревновательной деятельности. Техническая подготовка включала в себя упражнения на технику передвижения; владение клюшкой и шайбой; обучение обманным движениям (финтам); отбор шайбы; вбрасывание и т.п.

Тактическая подготовка предусматривала обучение студентов тактике нападения и тактике защиты. Обучение тактике нападения представляло собой освоение индивидуальных действий без шайбы и с шайбой; групповые действия. При проведении эксперимента мы совмещали практические действия с показом технико-тактической ситуации через видеопроекцию с остановкой кадра в определенный момент.

Результаты

В результате тестирования по выбранным нами контрольным упражнениям установлена положительная динамика развития профессионально значимых качеств студентов: улучшилась координация движений студен-

тов (ловкость, точность, равновесие). К концу учебного года точность ударов по воротам возросла на 24%.

По третьему модулю программы «Организация и судейство соревнований» (теоретический аспект) проводилось тестирование. С учетом интегрирующих целей для разработки рейтингового контроля по методико-практи-ческому разделу учебной программы (сомоорганизаци-онный модуль) нами были выбраны следующие задания: составление плана индивидуальной тренировки; проведение тренировочных занятий с группой; составление аэробной кривой и матрицы дозированной беговой нагрузки для совершенствования выносливости (теоретический аспект), третья часть задания описательная.

В процессе исследования анализировались виды учебной деятельности студентов: программы самосовершенствования, выступления с докладами на конференциях вуза по проблеме формирования здорового образа жизни, моделирование уровня физической подготовленности и уровня здоровья, организация, проведение и судейство соревнований по футболу, самоконтроль и самооценка личностных достижений.

Использование модульного подхода в профессионально-прикладной подготовке студентов факультета информационных технологий и систем связи на основе хоккея способствовало повышению физической подготовленности студентов по 4 показателям: сгибание и разгибание рук в упоре лежа, сгибание и разгибание туловища, прыжок в длину с места, 12-минутный бег (р<0,05)[14, с. 24]. К концу эксперимента число самостоятельно занимающихся хоккеем возросло до 56%. В результате проведения исследования были определены и экспериментально обоснованы следующие организационно- педагогические условия, способствующие эффективности процесса профессионально-прикладной физической подготовки студентов с использованием средств хоккея:

- организация спортивно ориентированного физического воспитания на основе хоккея;

- модульное обучение и организация рейтингового контроля, позволяющие корректировать учебный и тренировочный процессы на всех их этапах (входном, текущем, итоговом);

- организация и проведение поэтапного комплексного обследования студентов-хоккеистов (морфо-функци-ональное, исследование потребностно- мотивационной сферы, физической подготовленности).

Таким образом, использование средств хоккея на основе модульного подхода в процессе профессионально-прикладной физической подготовки студентов инженерно-экономического вуза, предусматривающая оценку исходного уровня физической подготовленности, конкретизацию задач отдельного занятия и последовательность их решения, а также планирование и его реализацию в условиях учебного процесса, способствовало обеспечению в условиях академических занятий в вузе эффективное повышение уровня развития профессионально значимых двигательных качеств и показателей функционального и психического состояния студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М., Транс-сервис, 1997. 225 с.

2. Блохин Н. В. Психологические основы модульного профессионально ориентированного обучения: Методическое пособие. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. 14 с.

3. Быстрицкая Е.В., Стафеева А.В. Антропные образовательные технологии в сфере физической культуры: проблемы и решения//Вестник мининского университета. №4.2015.

4. Дорошенко В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов математических специальностей с преимущественныи использованием средств футбола.Автореферат дисс.канд.пед.наук.

Краснодар.2013.24 с.

5. Дружкин А.В. Блочно-модульное обучение в профессиональном образовании. Саратов. 2001. 6,8, 63-64 с.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. М.Высшее образование сегодня. № 5. 2003. С. 34-42.

7. Иванова С.С., Стафеева А.В. Содержательные аспекты физического, психического и социального здоровья и возможности формирования их гармоничного соотношения//Фундаментальные исследования. 2014. № 11. С.2729-2733.

8. Карпов В.В., Катханов М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. М.; СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. 141 с.

9. Кожанов В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2006.№ 2. С. 12-15.

10. Кукосян О.Г., Князева Г.Н., Методическое пособие: «Концепция модульной технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования». Краснодар: 2004, С. 6 -15 .

11. Лубышева Л.И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание :теория и технология: Научно-методические рекомендации. М.. : Из-во «Теория т практика физической культуры», 2009. с.15-18.

12. Рудин М.В. Компетентностный подход к организации спортивно-оздоровительной деятельности студентов в вузе.Автореф.дис.канд.пед.наук. Брянск. 2012. 24 с.

13. Стафеева А.В. Социокультурный подход в формировании концепции здоровьеформирующего образо-вания//Международная научная конференция «Теория и методика физической культуры и спорта: наследие основоположников и перспективы развития», «Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма»; под общ. ред. А.Н. Блеера, В.П. Полянского. М. С. 447-448.

14. Стафеева А.В. Организация научно-исследовательской работы студентов физкультурных специальностей. Учебное пособие. Изд-во. Забайкальский гос. гумантарно-пед.ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Чита. 2006.114с.

15. Стафеева А.В., Воронин Д.И. Теоретико-методические предпосылки использования восточных оздоровительных систем в решении проблем сохранения здоровья студентов//Высшее образование сегодня. 2013. №10. С. 68-74.

16. Стафеева А.В., Воронин Д.И. Антропно-дея-тельностная парадигма образовательных технологий// Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13075 (дата обращения: 13.05.2014).

17. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография/Под ред. П.И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997. 352 с.

18. Щербакова В.Л., Платонова Е.Н., Вишневский В.И. Формирование компетенций бакалавра технического вуза по дисциплине «Физическая культура»: учеб. пособие М.: МАДИ, 2013. 68 с.

19. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонента личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 34-58.

20. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: Дис. д-ра пед. наук. Вильнюс, 1990. 213 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.