УДК 378:796:159.947. 3 - 057 875
Витун Е.В., Витун В.Г.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Повышение требований к качеству современного образования обуславливает необходимость повышения эффективности процесса профессиональной подготовки в вузах. В связи с тем, что залогом успешной учебной и будущей профессиональной деятельностиявляются личностные и волевые качества учеными рассматриваются пути приобщения студентов к физической культуре как одному из приоритетных средств их развития.
Цель работы - определить средства физической культуры, способствующие формированию волевых и личностных качеств у студентов.
Материалы и методы. Определение развития у студентов основных волевых качеств в процессе занятий физической культурой производилось в результате исследовательской работы, которая включала в себя следующие эмпирические методы: наблюдение, опрос, анкетирование, практические тесты.
Анкета, предложенная студентам, позволяет выявить степень сформированности у студентов волевого компонента теоретически, а практические тесты показывают результаты сформированности данных качеств.
Результаты. Проведенная работа по оценке формирования волевых и личностных качеств позволяет сделать вывод о недостаточной степени сформированности волевого компонента, а также отсутствии у студентов понимания пользы от занятий физической культурой для оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов необходимого для будущей профессиональной деятельности.
Выводы. Для повышения эффективности занятий физической культурой в вузе следует преобразовать образовательный процесс по данной дисциплине. Необходимо ознакомить студентов с основнымисредствами способствующими формированию личностных и волевых качеств, и на их основе сформировать потребностно-мотивационную сферу каждого студента к физической культуре.
Ключевые слова: физическая культура, профессиональная подготовка, личностные качества, волевые качества, средства и методы физической культуры.
Формирование личности будущего специалиста в вузе - сложный и многогранный процесс, успех которого обеспечивается, прежде всего, его организацией и планированием, созданием внешних и внутренних условий для развития и проявления необходимых личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, их системного единства и гармоничного сочетания.
Проблеме профессиональной подготовки специалистов различного профиля посвящены труды В.И. Андреева, А.Г. Асмолова, С.Л. Баты-шева, В.А. Беликова, А.А. Беляевой, А.Ф. Волкова, А.А. Деркача, М.С. Кагана, А.А. Леонтьева, В.А. Петровского, А.А. Реана и других авторов.
Среди основных направлений педагогической работы в вузах можно выделить следующие:
- формирование личностных и волевых качеств студентов;
- активизация учебно-познавательной дея-тельностистудентов;
- совершенствование психолого-педагогической подготовки будущих специалистов;
- эстетическое воспитание и организация свободного времени студентов;
- физкультурно-спортивная деятельность.
Тем не менее, следует отметить, что, с одной
стороны, современная система российского образования характеризуется различными прогрессивными тенденциями, такими как: гуманизация, гуманитаризация, использованиеличностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении студентов, а с другой стороны - здоро-вьеразрушающей организацией педагогического процесса, негативно влияющей на физическое и психическое здоровье обучающихся.
Анализ исследований последних лет показывает, что образовательный процесс обладает следующими «факторами риска:
- стрессовая педагогическая тактика (страх у студентов не сдать зачет или экзамен);
- интенсификация учебного процесса (ежегодно возрастающая учебная нагрузка в конечном итоге перестает соответствовать возрастным и функциональным возможностям студентов);
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья обучающихся;
- отсутствие системы работы по формированию качеств, способствующих успешной адаптации студентов к учебному процессу.
В свете вышеизложенного современные исследователи (Н.П. Абаскалова, Н.В. Барышева, М.М. Безруких, А.М. Столяренко и другие) отмечают немаловажную роль физической культуры в вузе для формирования личности будущего специалиста, а также подчеркивают необходимость преобразования физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности.
Качества личности в научной литературе рассматриваются как совокупность всех социально- и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде.
И.Ф. Харламов понимает под личностным качеством закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях [17].
Физическая культура как учебная дисциплина, является обязательной для всех специальностей вуза, служит средством формирования всесторонне развитой гармоничной личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов необходимого для будущей профессиональной деятельности [8].
Как учебный предмет физическая культура имеет сложное строение. Кроме воздействия на физические, функциональные, психофизиологические качества студентов физическая культура является процессом планомерного, систематического воздействия с целью дать студентам возможность приобрести знания и пони-
мание значения физической культуры для будущей профессиональной деятельности [11].
Актуальность исследования проблемы формирования личностных качеств у студентов в процессе физического воспитания обусловлена необходимостью разрешения противоречий между:
- высоким учебно-методическим потенциалом дисциплины «Физическая культура» в вузе и неэффективным его применением в разносторонней подготовке студентов в процессе занятий по физическому воспитанию;
- необходимостью более продуктивной реализации учебно-методического потенциала дисциплины «Физическая культура» по формированию у студентов различных личностных и волевых качеств, способствующих более продуктивной профессиональной деятельности.
Физическая культура выполняет следующие группы функций: общекультурные, специфические, внутренние.
Первая группа функций - общекультурные, характеризуют физическую культуру как часть культуры общества и отражают связь физической культуры с другими видами культуры.
К числу основных общекультурных функций можно отнести:
- эстетическую;
- нормативную;
- нравственную;
- образовательную.
Вторая группа функций - специфические, они характеризуют свойства физической культуры как самостоятельного вида культуры и более конкретно отражают специфику физической культуры для формирования физической культуры личности.
Основными специфическими функциями физической культуры являются:
- воспитательная;
- обучающая;
- развивающая;
- профессионально-прикладная.
Третья группа функций физической культуры - внутренние, которые характерны для компонентов физической культуры.
К ним можно отнести:
- функции физической культуры;
- функции профессионально-прикладной физической культуры (ППФК);
- функции спорта.
Так как к задачам нашего исследования относится формирование личностных и волевых качеств студентов необходимых в будущей профессиональной деятельности, то в аспекте нашего исследования мы опираемся на одну из специфических функций физической культуры - профессионально-прикладную. Профессионально-прикладная функция выражает возможность использования физической культуры в подготовке человека к специфике конкретной образовательной и профессиональной деятельности. При этом в процессе занятий происходит формирование и развитие тех личностных качеств, особенно волевых качеств, которые будут способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки и конкретной профессиональной деятельности.
Высокоразвитое современное производство требует повышенного напряжения умственных, психических, физических сил, дополнительных нагрузок на функциональные системы организма человека.
В процессе осуществления профессиональной деятельности и в повседневной жизни человеку постоянно приходится преодолевать какие-либо трудности, противостоять стрессовым ситуациям. Сохранять внутреннюю гармонию, уравновешенность позволяют в достаточной степени сформированные психологические, психофизиологические и волевые качества личности.
Многочисленные исследования, а также собственный опыт работы на кафедре физического воспитания в вузе позволяют нам предположить, что процесс регулярных занятий физической культурой способствуетформированию и развитию не только физических, но и психических качеств, черт и свойств личности.
В процессе физического воспитания формирование психических свойств личности происходит путем моделирования на занятиях различных жизненных ситуаций, «проиграть» которые
можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов.
Постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культурой и спортом (борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли, страха и т. д.) воспитывают у студентов волю, уверенность в себе. Способность комфортно чувствовать себя в коллективе.
Таким образом, использование физических упражнений на занятиях не ограничивается развитием только основных физических качеств. Их воздействие гораздо разносторонней, поскольку в процессе занятий физической культурой и спортом естественно происходит воспитание и самовоспитание целого ряда необходимых человеку в жизни психических качеств, черт и свойств личности.
Многообразные физические упражнения и виды спорта в разной степени воспитывают и формируют такие волевые качества, как: настойчивость, целеустремленность, самообладание, инициативность, решительность, смелость упорство, самостоятельность и др.
Задача преподавателей физической культуры - способствовать появлению и повышению у студентов мотивации к занятиям, что, в свою очередь, будет способствовать повышению их уровня учебы в целом и воспитанию нравственных качеств.
На учебных занятиях, и в процессе различных физкультурно-спортивных мероприятиях у студентов под влиянием преподавателей, коллектива и определенных условий формируются необходимые морально-волевые и личностные качества.
Регулярно выполняя упражнения, студенты осознают необходимость совершенствования и самосовершенствования своих физических и личностных качеств. У них появляется внутренняя потребность действовать в коллективе в соответствии со своими убеждениями, таким образом, у них формируются взаимопомощь и взаимовыручка, сплачиваются дружеские отношения.
Необходимость действовать в команде способствует формированию таких качеств,
как: готовность прийти на помощь товарищам, гуманность, честность, воля к победе, непримиримость к несправедливости и лжи и это приводит в конечном итоге к добросовестному отношению к учебе, появлению чувства ответственности и долга, коллективизму.
При многократном повторении физических упражнений с большими нагрузками, когда требуется достижение наивысшего результата, преодолеваются внешние и внутренние трудности, подключается воздействие на психические качества человека (мышление, память, внимание, воля, эмоции) эффективно влияющие на выполнение поставленной цели.
На занятиях выполнение упражнений, приемов и действий осуществляется в точном соответствии с их описанием, а также по распоряжениям руководителя занятий и под непосредственным его контролем. Соблюдение установленной спортивной формы одежды, нормативов, этики способствует воспитанию у студентов дисциплинированности, чувства собственного достоинства.
В аспекте нашего исследования, на теоретическом этапе, мы провели исследование отношения студентов к волевым качествам личности.
Волевые качества личности имеют большое значение в профессиональной деятельности человека. Именно они определяют умение человека сознательно направлять свою деятельность в соответствии с определенными целями, преодолевать трудности и препятствия в работе.
Всего учеными выделяются восемнадцать волевых качеств.
По Е.П. Ильину, такие качества как решительность, инициативность, собранность, настойчивость, самообладание являются основными качествами и играют ведущую роль в регуляции поведения и деятельности личности [10].
Волевые качества человека формируются посредством волевых усилий: решительность характеризуется минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации; инициативность определяется взятием на себя ответственности за принятое решение; собранность - как способность концентри-
ровать внимание на выполняемом задании; настойчивость проявляется в стремлении достичь отдаленную по времени цель; самообладание - как способность выполнить задание, несмотря на помехи.
В исследовании принимали участие студенты второго курса (26 юношей, 28 девушек).
Для выявления их отношения к волевым качествам студентам была предложена анкета с перечислением в ней всех волевых качеств личности (активность, настойчивость, целеустремленность, решительность, работоспособность, ответственность, самообладание, добросовестность, жизнерадостность, уверенность, инициативность, собранность, любознательность, надежность, терпеливость, оптимистичность, самостоятельность, сознательность), которые необходимо было расположить в порядке их значимости для себя с первого по восемнадцатое места.
Ранжирование волевых качеств (табл. 1) расположило волевые качества в следующем порядке:
- у юношей основные волевые качества занимают 6, 8, 10, 11 и 16 места;
- у девушек соответственно 5, 6, 8, 9 и 17 места.
Как видно из анализа полученных результатов, основные волевые качества, по мнению студентов вообще не входят в иерархическое ядро структуры волевых качеств, играющих с точки зрения Е.П. Ильина ведущую роль в поведении и деятельности личности.
Практическая часть исследования заключалась в том, что студентам было предложено выполнить:
- «степ-тест» восхождение на скамью высотой 50 сантиметров в темпе 180 подниманий и опусканий за 3 минуты;
- упражнение на статическую выносливость;
- кросс.
Подсчет полученных результатов «степ-теста» производился по формуле 18000/ П2+П3+2П4, где 18000 - постоянное число, П2, П3, П4 - частота пульса на 2, 3, 4 минуте после восхождения на скамейку [14].
Анализ результатов по всем упражнениям показал, что студенты, имеющие отличные и хорошие результаты в «степ-тесте», показали удовлетворительные и низкие в кроссе и при выполнении статических упражнений, и наоборот.
Мы предполагаем, что студенты, показавшие высокие и удовлетворительные результаты в кроссе и в статических упражнениях отличаются более развитыми волевыми качествами, они обладают настойчивостью и решительностью при занятиях деятельностью, связанной с физическими нагрузками.
А у студентов, которые в данных упражнениях показали низкие результаты, но высокие и удовлетворительные в «степ-тесте» возможности не реализованы и скорее всего они недостаточно мотивированы к физкультурно-спортивной деятельности.
Проведенное нами исследование по развитию личностных и волевых качеств у студентов не является исчерпывающим, мы предполагаем
его продолжение в процессе занятий по дисциплине «физическая культура» и участия студентов в различных физкультурно-спортивных мероприятиях.
Но, подводя итоги отдельного этапа нашего исследования, мы хотим выделить упражнения, которые целесообразно использовать на занятиях по физической культуре для достижения поставленных результатов.
Профессиональная подготовка студентов в вузе требует формирования различных личностных и волевых качеств, особых умений и навыков, поэтому в процессе занятий физической культурой с учетом ее профессионально-прикладной функции целесообразно решать следующие задачи:
а) сохранить высокую работоспособность при длительном пребывании в условиях гиподинамии;
б) повысить устойчивость организма к монотонным движениям и действиям;
Юноши Девушки
1-целеустремленность 1-активность
2-ответственность 2-целеустремленность
3-работоспособность 3-ответственность
4-уверенность 4-работоспособность
5-активность 5-настойчивость
6-настойчивость 6-самообладание
7-терпеливость 7-самостоятельность
8-решительность 8-собранность
9-сознательность 9-решительность
10-собранность 10-оптимистичность
11-самообладание 11-надежность
12-самостоятельность 12-любознательность
13-добросовестность 13-добросовестность
14-надежность 14-уверенность
15-оптимистичность 15-сознательность
16-инициативность 16-терпеливость
17-жизнерадостность 17-инициативность
18-любознательность 18-жизнерадостность
Таблица 2 - Результаты «степ-теста»
Оценка Юноши Девушки
Отлично 2% 3%
Хорошо 15% 13%
Удовлетворительно 43% 46%
Плохо 17% 15%
Очень плохо 23% 22%
Таблица 1 - Ранжирование волевых качеств
Определение условий формирования личностных качеств...
Витун Е.В., Витун В. г.
в) сформировать правильную осанку;
г) определенные двигательные умения и навыки, которые будут использоваться в будущей профессиональной деятельности;
д) улучшить функционирование опорно-двигательного аппарата и функциональных систем организма.
Для успешного решения обозначенных задач целесообразно рекомендовать следующие средства физической культуры: различные подвижные и спортивные игры, эстафеты, гимнастические упражнения, упражнения со скакалкой, набивным мячом, на гимнастической скамейке и другие.
В каждое занятие следует обязательно включать упражнения из профессионально-прикладной физической культуры.
К ним можно отнести упражнения развивающие координацию движений: упражнения на равновесие, кувырки вперед-назад, различные эстафеты, бег с препятствиями и т. д.
Такие волевые качества, как: смелость и решительность, настойчивость и упорство, инициативность и находчивость, выдержка и самообладание вырабатываются у студентов во время занятий легкой атлетикой, плаванием, лыжным спортом. Эти качества можно воспитывать целенаправленно на занятиях, используя специальные упражнения.
Восприятие пространства и времени, способность к точной оценке расстояний, имеющие немаловажное значение для определенных профессий, можно формировать при помощи специальных упражнений на гимнастических снарядах, элементов из спортивных игр.
Внимание, активность и устойчивость к внешним помехам также вырабатываются в процессе выполнения различных упражнений.
Целесообразно рекомендовать следующие средства и методы профессионально-прикладной физической подготовки: а) гимнастику - упражнения с набивными мячами, с гимнастической скамейкой и на гимнастической лестнице, упражнения со скакалкой; б) спортивные игры: волейбол - мягкий приём мяча, точную его подачу, игру в небольшом кругу; баскетбол - броски по корзине, ведение мяча с изменением направления; в) лёгкую атлетику - спринтерский бег с низкого и высокого стартов, бег на средние дистанции, прыжки в высоту и длину с разбега; г) подвижные игры и игры типа эстафет.
Также необходимо использовать упражнения для развития выносливости, например, серийные упражнения в беге, плавании, в передвижении на лыжах, интенсивные спортивные игры, специальные упражнения, связанные с задержкой дыхания.
Кроме того, на занятиях необходимо создавать такие условия, чтобы студенты проявляли собственную инициативу, верили в свои силы и способности. Корректное устранение ошибок в выполнении упражнений со стороны преподавателя снимет у студентов нерешительность и неуверенность в своих силах, будет способствовать повышению мотивации к достижению высоких результатов.
10.08.2016
Список литературы:
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 3-издание. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
3. Ахметов, А.М. Воспитание морально-волевых и психофизических качеств студентов средствами физической культуры / А.М. Ахметов ; отв.ред. М.Я. Виленский, С.И. Филимонова // Материалы всероссийской научно-практической конференции «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов» (17-18 ноября 2011 года) - М.:, 2011. -316 с.
4. Барышева, Н.В. Физическая культура и здоровый образ жизни: учебное пособие / Н.В. Барышева, П.А. Виноградов, В.И. Жол-дак. - Самара.: СГУ 1997. - 256 с.
5. Беликов, В.А. Личностная организация учебно-познавательной деятельности / В.А. Беликов. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. - 144 с.
6. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - Изд-во «Питер», 2011. - 304 с.
7. Витун, Е.В. Оценка психологической устойчивости студентов на занятиях по физической культуре [Электронный ресурс] / Е.В. Витун, В.Г. Витун, И.В. Горшенина // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культу-
ры. Материалы Всеросийской научно-методической конференции; - Оренбург: гос. ун-т. - Электрон. дан. - Оренбург: ОГУ 2016. - С. 3269-3273.
8. Витун, Е.В. К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе / Е.В. Витун, В.Г. Витун // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всеросийской научно-практической конференции (с международным участием). - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - С. 3268-3272.
9. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
10. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - Спб: Питер, 2009. - 368 с.
11. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебник для институтов физической культуры / Е.П. Ильин. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.
12. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие / Л.И. Лубышева. - М.: Академия, 2010. -272 с.
13. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник / Л.П. Матвеев. - 4-е изд. - СПб. -М. - Краснодар, 2004. - 160 с.
14. Методики психодиагностики в спорте: учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Физ. воспитание» / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М.: «Просвещение», 1984. - 191 с.
15. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан. - Изд-во «Питер», 2016 - 288 с.
16. Физическое воспитания студентов: учеб. пособие / Л.С. Дворкин, К.Д. Чермин, О.Ю. Давыдов. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 700 с.
17. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - Минск: Ушверштэцкае, 2000 - 560 с.
Сведения об авторах: Витун Елена Владимировна, доцент кафедры физического воспитания факультета прикладной биотехнологии и инженерии Оренбургского государственного университета,
кандидат педагогических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: qwertyuiuop_1960@ inbox.ru
Витун Владимир Гаврилович, доцент кафедры физического воспитания факультета прикладной биотехнологии и инженерии Оренбургского государственного университета,
кандидат педагогических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: qwertyuiuop_1960@ inbox.ru