Статья/Агйс1е
УДК 159.9
Б01: 10.26795/2307-1281-2020-8-2-13
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПОДГОТОВКУ ТРЕНЕРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н. Е. Серебровская1, О. В. Суворова2, Н. И. Дунаева1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация 2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
АННОТАЦИЯ
Введение. В настоящее время в российском обществе активно обсуждаются проблемы профессионального высшего образования в сфере физической культуры и спорта, изменения целей и содержания подготовки тренеров в связи с новыми социальными задачами: пропаганда здорового образа жизни российского населения, формирование новых жизненных ценностей, стратегий и установок в обществе, выстраивание курса на продление активной жизни российских граждан и оздоровления подрастающего поколения россиян, разработка здоровьесберегающих технологий для населения и т.д. В статье обосновывается необходимость разработки нового подхода к обучению студентов факультетов физической культуры и спорта, обсуждается необходимость изменения образовательного контента и методов обучения будущих педагогов-тренеров, формирование педагогических условий для профессионального и личностного самоопределения и саморазвития студентов. Материалы и методы. Статья носит характер аналитического обзора, в ней осуществлена попытка систематизации научного психолого-педагогического знания по проблеме подготовки тренера в системе высшего профессионального образования. Основным методом изучения проблемы профессиональной подготовки педагога-тренера является метод теоретического анализа научных педагогических и психологических работ в трудах отечественных авторов. Отмечается, что профессиональная подготовка педагога-тренера должна быть основана на определенных принципах, которые обоснованы и раскрываются в данной статье.
Результаты исследования. Рассмотрено и охарактеризовано содержание профессиональной деятельности педагога-тренера, определены профессиональные компетенции, которыми он должен обладать как профессионал; содержание, методы и средства профессиональной подготовки педагогов в области физической культуры и спорта. Приведены результаты опроса студентов факультета физической культуры и спорта Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского относительно их подготовки и получения профессиональных знаний и умений в психолого-педагогической области. Обосновывается необходимость разработки нового подхода к обучению студентов факультетов физической культуры и спорта, необходимость изменения образовательного контента и методов обучения будущих педагогов-тренеров, формирование педагогических условий для профессионального и личностного самоопределения и саморазвития студентов.
Обсуждение и заключения. Обосновывается вывод о необходимости дальнейшего теоретического анализа и обобщения имеющихся научных исследований по данной проблеме. На основании результатов немногочисленных психологических исследований отечественных авторов доказывается необходимость дальнейшего изучения проблемы профессиональной подготовки педагогов-тренеров. Определены перспективы развития профессионального высшего образования в области физической культуры и спорта. Обосновывается вывод о том, что традиционные подходы к подготовке тренера-педагога в системе высшей школы требуют пересмотра, а процесс обучения - содержательного и организационного реформирования.
Ключевые слова: образование, физическая культура, спорт, профессиональное самоопределение, тренер, педагогические условия, саморазвитие, студент.
Для цитирования: Серебровская Н.Е., Суворова О.В., Дунаева Н.И. Новый взгляд на подготовку тренера в системе высшего профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 13
A NEW LOOK AT THE TRAINING OF A COACH IN THE SYSTEM OF HIGHER
PROFESSIONAL EDUCATION
N. E. Serebrovskaya1, O. V. Suvorova2, N. I. Dunaeva1
1National Research Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky,
Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation
ABSTRACT
Introduction. At present in Russian society the problems of professional higher education in the field of physical culture and sports, changes of goals and content of training of trainers in connection with new social tasks are actively discussed: Promotion of a healthy lifestyle of the Russian population, formation of new life values, strategies and attitudes in society, building a course to extend the active life of Russian citizens and improve the health of the younger generation of Russians, development of health of saving technologies for the population, etc. The article justifies the need to develop a new approach to education of students of faculties of physical culture and sports, discusses the need to change educational content and methods of education of future teachers-trainers, formation of pedagogical conditions for professional and personal self-determination and self-development of students.
Materials and methods. The article is an analytical review, where an attempt was made to systematize scientific psycho-pedagogical knowledge on the problem of training of the trainer in the system of higher vocational education. The main method of studying the problem of professional training of the teacher - trainer is the method of theoretical analysis of scientific pedagogical and psychological works in the works of domestic authors. It is noted that professional training of the teacher - trainer should be based on certain principles which are justified and disclosed in this article.
Results. The content of professional activity of the teacher-trainer is considered and described, professional competences which he should possess as a professional are defined; Content, methods and means of training teachers in physical culture and sports. The results of the survey of students of the Faculty of Physical Culture and Sports of the Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky concerning their training and obtaining professional knowledge and skills in the psycho-pedagogical field are presented. The necessity to develop a new approach to education of students of faculties of physical culture and sports, the necessity to change educational content and methods of education of future teachers-trainers, formation of pedagogical conditions for professional and personal self-determination and self-development of students is justified. Discussion and Conclusions. The conclusion on the need for further theoretical analysis and synthesis of available scientific research on this problem is justified. On the basis of the results of few psychological studies of domestic authors, the need for further study of the problem of vocational training is proved. teachers-trainers. Prospects for the development of vocational higher education in the field of physical culture and sports have been defined. The conclusion that traditional approaches to training of the trainer-teacher in the system of higher school require revision, and the process of education - meaningful and organizational reform is justified.
Keywords: education, physical culture, sports, professional self-determination, trainer, pedagogical conditions, self-development, student.
For citation: Serebrovskaya N.E., Suvorova O.V., Dunaeva N.I. A new look at the training of a coach in the system of higher professional education // Vestnik of Minin University. 2020. Vol. 8, no. 2. Р. 13.
Введение
Стоящая сегодня перед российским обществом серьезная задача формирования культуры здорового образа жизни населения, изменения отношения к собственному здоровью, курс на продление активной жизни российских граждан и оздоровления подрастающего поколения, разработки здоровьесберегающих технологий для населения требует выработки нового подхода к подготовке профессионалов в области спорта и физической культуры.
Встает вопрос: как повысить профессиональный уровень педагогов-тренеров, как подготовить специалистов с новым уровнем мышления и компетентности, соответствующим актуальным потребностям государства и общества [1]?
Возникают новые виды спорта, новые спортивные направления. Спорт высоких достижений становится все более инновационной областью. Новые технологии, с одной стороны, и ориентация на индивидуальность людей, их физические и психологические особенности при занятиях спортом и физической культурой предъявляют высокие требования к тренеру, уровню его профессиональной компетентности.
В связи со всем вышесказанным все большее значение приобретают новое содержание профессиональной подготовки тренеров в области физической культуры и спорта, новые формы и методы их подготовки [5]. Такая подготовка должна быть основана на компетентностной модели.
Именно спорт как один из немногих социальных институтов решает важные социальные задачи: развивает личность человека, формирует новую систему жизненных ценностей, меняет отношение человека к себе и своей жизни. С точки зрения М.Я. Виленского, развитие личности посредством спорта и физической культуры является «сжатой моделью жизни», т.к. сроки спортивной карьеры и активных занятий спортом ограничены [4]. И в этот ограниченный период времени человеком решается целый ряд важных личностных задач, развивающих все без исключения сферы личности.
Таким образом, можно говорить о том, что педагог-тренер является социально значимой профессией и имеет общественную ценность. Именно педагог-тренер является центральной фигурой как в процессе подготовки профессиональных спортсменов, так и в формировании новой системы жизненных и личностных ценностей молодого поколения россиян [7].
Обзор литературы
Научные исследования, посвященные вопросам формирования профессиональных компетенций специалистов в области физкультуры и спорта, активно изучаются отечественными авторами: Л.Е. Варфоломеева [3], В.К. Бальсевич [2], Э. Майнберг [14], Ю.Н. Павлов [20], Л.Г. Чернышева [28], А.Я. Корх [9], А.М. Кузьмин [12], С.В. Кузьмина [13], А.В. Гутко [6] и др. Некоторые вопросы, касающиеся подготовки и обучения педагогов-тренеров, освещались в психологических и педагогических исследованиях [19]. В меньшей степени в отечественных трудах представлены работы по изучению формирования профессиональной компетентности будущего педагога-тренера [8, 31]. В работах дается обоснование важности применения компетентностного подхода, который позволяет повысить конкурентоспособность будущего специалиста в сфере физической культуры и спорта, поскольку основополагающим критерием является ожидаемый результат, который получит будущий специалист на «выходе», т.е. тот багаж знаний, умений и ценностей, личностных компетенций, необходимых для реализации деятельности. Изучая психологические компетенции современного специалиста физической культуры, А.В. Гутко [6] центральную роль отводит аутопсихологической и социально-психологической компетенциям.
Как отмечают авторы, профессиональная подготовка педагога-тренера должна обеспечивать качественную подготовку высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта, а требования к уровню подготовки студентов повышаются как в сфере профессиональных, так и в области личностных качеств. Тренеру-педагогу отводится особенная роль как субъекту образовательного процесса. В этой связи важны его социальная, личная и профессиональная позиции, осознание им социальной и профессиональной ответственности за результат своей профессиональной деятельности [10, 18]. Современный специалист в области спортивной подготовки отличается наличием профессионально значимой системы ценностей, высоким уровнем профессиональной мотивации, педагогическими знаниями и умениями.
Важным аспектом, как считает К.С. Колодезников [8], является процесс самосовершенствования будущего педагога-тренера, который определяется такими критериями, как наличие субъектной позиции, проявление творческой активности, устойчивые и доминирующие потребности и мотивы к профессиональному самосовершенствованию, способность к управлению образовательной деятельностью. Важно
отметить, что эффективность педагога-тренера зависит не только от степени развития отдельных профессиональных и личностных компетенций, но и от системы их взаимосвязей.
В исследованиях было охарактеризовано содержание профессиональной деятельности педагога-тренера, определены профессиональные компетенции, которыми он должен обладать как профессионал. Однако важным вопросом остается вопрос профессиональной подготовки педагогов в области физической культуры и спорта в аспектах ее содержания, методов и средств.
В настоящее время разрабатываются и активно внедряются в практику подготовки педагога-тренера модели формирования профессиональных компетенций будущих педагогов-тренеров, которые рассматриваются как целостные структурно организованные образования. Так, в работе О.А. Кривко [11] представлена модель, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного (включает такие компетенции, как личностная, когнитивная, рефлексивная, деятельностно-результативная, организационная, процессуальная, результативная). Данная модель позволяет сформировать у будущих педагогов-тренеров профессионально-педагогические компетенции. Новые задачи в области физической культуры и спорта соответственно определяют значимость тех изменений, которые должны происходить в системе высшего профессионального образования тренеров. В частности, серьезные изменения должны касаться формирования в процессе обучения студента его личностных компетенций, его личностной культуры.
Следует отметить, что формирование компетентного специалиста является многоступенчатым процессом, который начинается еще в среде школьного образования при условии того, что там созданы специальные условия для этого. Современные отечественные авторы (П.А. Егорова, В.А. Малинин, Т.Г. Мухина, А.П. Панфилова, С.Н. Сорокоумова, Т.М. Сорокина, О.В. Суворова, Д.Д. Яркова) считают, что развитие компетентного, духовно-нравственного специалиста, готового к успешной самореализации на рынке труда, возможно лишь при внедрении в образовательный процесс комплексной психолого-педагогической поддержки в условиях интегративного комплекса «школа - вуз» [16, 17, 21, 25, 26, 27, 28, 30, 31].
Требования к будущему профессионалу определяются особенностями современной спортивной сферы и профессионального спорта [24]. В частности, тренер является основной фигурой в жизни спортсмена, поэтому требует от первого высокого уровня ответственности за своего подопечного, за его физическое и психологическое здоровье. Другой важной особенностью профессии педагога-тренера являются особые личные, человеческие отношения, возникающие между тренером и обучающимся или спортсменом, которые требуют достаточного уровня доверия между ними [18]. Они должны базироваться на авторитете тренера.
Другой особенностью труда педагога-тренера является высокий уровень профессионального стресса, физические и нервные перегрузки, изменение условий труда, жесткий график тренировок, сборов, соревнований, частые разлуки с семьей и т.д.
Кроме этого, тренерская работа связана с постоянными коммуникациями с разными категориями людей: воспитанниками, их родителями, коллегами, техническим персоналом, медиками, судьями на соревнованиях, представителями СМИ и т.д. Это требует от тренера высокого уровня коммуникативной компетентности, конфликтологической компетентности, глубоких психологических знаний и умений.
Высоки и так называемые «профессиональные риски» в деятельности педагога-тренера [23]. Это связано с высоким уровнем зависимости результатов работы не столько лично от него, тренера, сколько от многих других факторов (эмоционального и физического
состояния воспитанника, неожиданных травм спортсменов, материальной базы для тренировок, особенностей судейства и пр.). Часто эти факторы невозможно просчитать и заранее предугадать, они подчас носят ситуативный характер. Профессиональная репутация и статус тренера напрямую зависит от успехов и побед его воспитанников.
Развернутый анализ педагогических рисков в работе педагога-тренера, связанных с его жизненной позицией, был дан И.Г. Абрамовой, А.Н. Николаевым, С.С. Мирошниковой и др. К составляющим педагогического риска относят: степень ответственности педагога-тренера в осуществлении собственного педагогического замысла в отношении его подопечных; преодоление неопределенности в ситуации принятия педагогического решения; регулирование взаимоотношений между участниками тренировочного процесса; согласованность педагогических действий членов педагогического коллектива в процессе становления личности спортсмена [15]. Еще одним фактором профессионального риска является публичность профессии тренера [29]. Постоянно находясь на виду, тренер вынужден сдерживать свои эмоции, скрывать свои переживания. Переживая за своего воспитанника во время соревнований, наставник вынужден сохранять внешнее спокойствие, не имея возможности открыто выразить свое настроение и эмоциональное состояние.
Профессиональная сфера спорта, особенно спорта высоких достижений, отличается высоким уровнем конкурентности. Отсюда - нестабильность профессионального статуса и профессионального положения педагога-тренера.
Таким образом, тренер является, с одной стороны, спортсменом-наставником, с другой стороны - педагогом и даже психологом. Важнейшим фактором профессиональной деятельности тренера является его личность, к которой также предъявляются высокие требования с точки зрения нравственной и моральной зрелости, социальной ответственности перед обществом, развитой индивидуальной культуры. Все это ставит перед системой высшего образования сложные и интересные задачи по подготовке современного профессионала педагога-тренера.
Материалы и методы
В ходе проведенного теоретического анализа по данной тематике стало очевидно, что назрела необходимость разработки нового подхода к обучению, а также изменения образовательного контента и методов обучения будущих педагогов-тренеров студентов факультетов физической культуры и спорта. Следует отметить, что отсутствие системных знаний по данной проблеме не позволяет проводить эмпирическое исследование, требует построения модели формирования психолого-педагогических компетенций, отвечающей реалиям сегодняшнего дня. Основным методом изучения данной проблемы является теоретический анализ информации, изложенной в трудах отечественных авторов, где описаны теоретические аспекты и результаты эмпирических исследований, относящихся к проблеме подготовки педагога-тренера в системе высшего профессионального образования. Был применен метод опроса с целью получения информации от студентов относительно достаточности/недостаточности получаемых в ходе профессиональной подготовки профессиональных знаний и умений в психолого-педагогической области.
Результаты исследования
По результатам опроса студентов факультета физической культуры и спорта Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского многие обучающиеся считают недостаточными полученные в ходе профессиональной подготовки профессиональные знания и умения, в частности в психолого-педагогической области. Так считают более 62% опрошенных. Например, выпускникам, как они считают, не хватает знаний: психологических особенностей разных возрастных групп (78%), гендерных особенностей спортсменов (59%), психологии командообразования и командной работы (48%), психологии лидерства и наставничества в спорте (43%), психологии личности спортсмена (76%). Кроме этого, студенты отмечают недостаточность сформированных компетенций в области саморегуляции (87%), профилактики профессиональных деструкций спортсменов и тренеров (65%), выстраивания спортивной мотивации (43%).
Также заслуживает внимания и тот факт, что большинство опрошенных студентов (более 80%) считают недостаточным сформированные в процессе обучения навыки по личностному саморазвитию, как духовному, так и нравственному.
Таким образом, можно говорить о том, что сегодняшние выпускники вузов недостаточно подготовлены к решению стоящих перед отраслью спорта и физической культуры задач. К системе подготовки педагогов-тренеров для этой сферы имеется много вопросов, она нуждается в существенных изменениях на уровне содержания и методологии. Имеющееся методологическое обеспечение, учебные планы, рабочие программы дисциплин, учебно-методические комплексы не учитывают современных направлений развития российского общества, меняющихся интересов молодого поколения россиян. Кроме этого, можно говорить о недостатке преемственности учебных дисциплин из разных сфер (биологии, анатомии, психологии, педагогики, других общетеоретических дисциплин) и отсутствие «привязки» теоретических знаний к практическим аспектам будущей профессиональной деятельности тренера. Студенты не приобретают в процессе обучения необходимых им умений и навыков, в частности в педагогической, психологической и коммуникативной сферах.
Еще одним «узким» местом профессиональной подготовки педагогов-тренеров является, как правило, слабая материально-техническая и спортивная база вузов. А ведь сегодня тактическая и техническая подготовка в тренерской работе является крайне важной. Обучение будущих и нынешних спортсменов тактико-техническим действиям требует от педагога-тренера высокого уровня развития собственных профессиональных компетенций.
Обсуждение и заключения
Таким образом, профессиональная подготовка педагогов-тренеров должна быть основана на определенных принципах. Прежде всего, на принципе компетентности, который содержательно обеспечивает высокий уровень подготовки выпускника к своей профессиональной деятельности и предполагает особенности профессиональной мотивации, осознание своих профессиональных и личностных целей, самооценку своего личностного потенциала, регулирование своего профессионального становления, самосовершенствования и самовоспитания.
Также важнейшим принципом профессиональной подготовки тренеров является принцип системности. Многоаспектность профессиональных задач, стоящих перед
педагогом-тренером, требует глубоких знаний в разных областях и целого комплекса профессиональных умений и навыков. Это необходимо учитывать при построении процесса обучения и разработке учебного плана.
В соответствии с принципом индивидуализации содержание образовательного процесса и его организация в вузе должны учитывать внутреннюю мотивацию каждого студента факультета физической культуры и спорта к будущей профессиональной деятельности и реализовываться в форме активного взаимодействия его участников с учетом их индивидуальных личностных возможностей.
Кроме этого, использование принципа активности в вузовской подготовке будущих педагогов-тренеров позволяет студентам стать активными участниками образовательного процесса, приобрести необходимые практические знания и умения, сформировать компетенции для будущей профессиональной деятельности. В частности, благодаря этому приобретаются навыки по отбору перспективных кандидатов в профессиональный спорт, умение планировать и проводить тренировки с учетом индивидуальных возможностей спортсменов, поставленных перед ними целей.
Сегодня в подготовке будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта большую часть занимает тактико-техническая подготовка, обеспечивающая приобретение студентами тактических и технических умений и навыков в рамках выбранного вида спорта, что, несомненно, тоже очень важно. Но при этом не менее важным является не только накопление собственного спортивного опыта, но и его осмысление.
Построение образовательного процесса на основе перечисленных выше принципов позволяет решить новые задачи подготовки будущих педагогов-тренеров. В частности, приобрести педагогические знания, сформировать педагогический опыт за счет реализации специальных производственных практик, проведения мастер-классов, введение в учебный процесс специальных курсов. Все это позволяет студентам приобрести педагогический опыт, сформировать необходимые педагогические компетенции. При этом реализуется полноценная педагогическая подготовка будущих тренеров, позволяющая не только приобрести необходимые педагогические знания, умения и навыки, но и побудить студентов к профессиональному саморазвитию.
Последнее имеет сегодня особое значение в связи с новыми задачами и социально значимыми ориентирами в российском обществе, ведь современный тренер работает прежде всего с личностью своего воспитанника и должен являться авторитетом для него, подавать ему положительный пример как в спортивной деятельности, так и в построении собственной жизненной стратегии.
К сожалению, в традиционной подготовке будущих тренеров не учитываются современные тенденции по созданию здоровьесберегающих технологий жизни современного человека, необходимости адаптации к факторам внешней среды, роль психологии в работе по преодолению и профилактике стрессовых ситуаций, трудных или кризисных периодов человека. В этой связи очень важна психологическая подготовка студентов факультетов физической культуры и спорта, знания о связи физического и психического состояния человека, их использование для личностного роста и развития, навыки психической саморегуляции. Интеграция знаний «о здоровом теле и духе» в рамках профессиональной подготовки специалистов тренеров позволяет формировать его профессиональное самосознание, систему ценностных представлений о человеке и его здоровье. Приобретя подобные знания, выпускник факультета физической культуры и спорта становится не только тренером, но и специалистом в области валеологии. Это соответствует общемировым
тенденциям. Такая комплексная специализация является крайне актуальной в свете сегодняшних задач по оздоровлению населения, формированию культуры здорового образа жизни.
Таким образом, определяя перспективы развития профессионального высшего образования в области физической культуры и спорта, можно говорить о необходимости повышения интереса населения, в частности молодого поколения, к новым знаниям, формированию позитивных жизненных стратегий, физическому и духовному саморазвитию и т.д. Для этого просто необходим выход за рамки сегодняшних представлений о тренере как о специалисте узкого профиля в конкретном виде спорта с весьма ограниченным функционалом. Традиционные подходы к подготовке тренера-педагога в системе высшей школы требуют пересмотра, а процесс обучения - содержательного и организационного реформирования.
Список использованных источников
1. Алексеев А.В. О психологической подготовке в спорте // Человек в мире спорта. Новые идеи, технологии, перспективы: тезисы докладов международного конгресса. М., 1998. Т. 2. С. 356-357.
2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 1999. №4. С. 21-40.
3. Варфоломеева Л.Е. Акмеологические основы развития специалиста образования физической культуры: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1999. 462 с.
4. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. М.: Изд-во МГПИ, 1982. 156 с.
5. Гогунов Е.Н. Профессионально-психологическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту //Теория и практика физической культуры. 2005. №4. С. 42-44.
6. Гутко А.В. Формирование психологической компетентности у будущих учителей физкультуры: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2011. 27 с.
7. Имашев А.М. Динамика изменения состояния и структура функциональной компетентности будущих учителей физической культуры в двигательной педагогической функции // Теория и практика физической культуры. 2008. №11. С. 90 -92.
8. Колодезников К.С. Организационно-педагогические условия самосовершенствования будущего специалиста физической культуры и спорта в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2010. 23 с.
9. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность: учебное пособие. М.: Терра-Спорт, 2000.
10. Краснова М.А. Формирование психологической готовности у студентов физкультурного вуза к предстоящей профессиональной деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук. Омск, 2002. 23 с.
11. Кривко О.А. Формирование профессиональной компетентности педагога-тренера по спорту в процессе обучения в вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2013. 21 с.
12. Кузьмин А.М. Основы педагогического мастерства специалиста физической культуры. Челябинск: УРАЛГАФК, 1997.
13. Кузьмина С.В. Формирование психологической готовности студентов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта: автореф. дис. ...
канд. психол. наук. Н.Новгород, 2010. 21 с.
14. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. М.: Аспект-Пресс, 1995.
15. Мирошникова С.С. Становление педагогической позиции спортивного тренера: рискологический аспект // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2014. №6(33). С. 119-122.
16. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Егорова П.А, Яркова Д.Д. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «Школа - вуз» // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №4(29). С. 14.
17. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Малинин В.А., Егорова П.А., Мухина Д.Д. Социально-нравственное развитие обучающихся в условиях инклюзивного обучения // Психолого-педагогический поиск. 2018. №4(48). С. 152-163.
18. Николаев А.Н. Методика изучения успешности деятельности тренеров // Теория и практики физической культуры. 2003. №4. С. 18-22.
19. Николаев А.Н. Успешность деятельности тренера // Теория и практика физической культуры. 2003. №12. С. 29-33.
20. Павлов Ю.Н. Психолого-педагогические условия формирования личностных качеств спортсменов, необходимых для командного взаимодействия: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. 23 с.
21. Повшедная Ф.В., Малинин В.А., Мухина Т.Г., Гуриков А.В. Роль инновационного университета в системе "Школа - вуз" // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 172176.
22. Свищёв И.Д. Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2001. №12. С. 9-14.
23. Серебровская Н.Е. Мониторинг как средство оценки качества образовательной среды университета // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2017. №4(48). С. 3038.
24. Серебровская Н.Е. Нижегородское образование // Научно-практический журнал. 2016. №2. С. 41-45.
25. Сорокоумова С.Н., Мухина Т.Г., Егорова П.А., Мухина Д.Д. Исследование коммуникативной компетенции будущих педагогов // Язык и культура: сборник статей XXIX Международной научной конференции / под ред. С.К. Гураль. Томск, 2019. С. 396402.
26. Сорокоумова С.Н., Никулина О.В. Развитие исследовательских профессиональных действий конкурентоспособной личности магистров // Нижегородский психологический альманах. 2017. №1. С. 97-104.
27. Сорокоумова С.Н., Столбов П.В. Компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов строительных специальностей // Приволжский научный журнал. 2010. №1. С. 237-242.
28. Чернышева Л.Г. Психологические детерминанты профессионального становления педагогов по физической культуре: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2007. 48 с.
29. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка: практические аспекты ее исследования в условиях спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2000. №5. С. 25 -26, 39-41.
30. Gruzdeva M.L., Vaganova O.I., Kaznacheeva S.N., Bystrova N.V., Chanchina A.V. Modern Educational Technologies in Professional Education // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. No. 73. Pp. 1097-1103.
31. Kurbatova A.S., Bicheva I.B., Ivanova N.V., Zaitseva S.A., Krasilnikova L.V. Career guidance problem as a systemic problem in russian society // Revista inclusions. 2020. Vol. 7. Pp. 158173.
32. Suvorova O.V., Sorokoumova S.N., Gutko A.V., Minaeva E.V., Ivanova N.V., Mamonova E.B. Experience of Emotional and Physical Violence and Psychological Boundaries of Personality of Psychology Students // Espacios. 2017. Vol. 38, no. 56. Pp. 34-42.
References
1. Alekseev A.V. About psychological preparation in sport. CHelovek v mire sporta. Novye idei, tekhnologii, perspektivy: tezisy dokladov mezhdunarodnogo kongressa. Moscow, 1998. Vol. 2, pp. 356-357. (In Russ.)
2. Bal'sevich V.K. Prospects for the development of the general theory and technology of sports training and physical education. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury, 1999, no. 4, pp. 21-40. (In Russ.)
3. Varfolomeeva L.E. Acmeological basis for the development of a specialist in the education of physical education: the dissertation of the doctor of psychological sciences. St. Petersburg, 1999.446 p. (In Russ.)
4. Vilenskij M.YA. Physical education in the scientific organization of the learning process in higher education. Moscow, MGPI Publ., 1982. 156 p. (In Russ.)
5. Gogunov E.N. Professional and psychological competence of a specialist in physical education and sports. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury, 2005, no. 4, pp. 42-44. (In Russ.)
6. Gutko A.V. The formation of psychological competence in future physical education teachers: the author's abstract of the thesis of the candidate of psychological sciences. Nizhny Novgorod, 2011.27 p. (In Russ.)
7. Imashev A.M. Dynamics of state changes and the structure of functional competence of future teachers of physical education in motor pedagogical functions. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury, 2008, no. 11, pp. 90-92. (In Russ.)
8. Kolodeznikov K.S. Organizational and pedagogical conditions for self-improvement of a future specialist in physical education and sports at a university: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Yakutsk, 2010. 23 p. (In Russ.)
9. Korh A.YA. Trainer: activity and personality: study guide. Moscow, Terra-Sport Publ., 2000. (In Russ.)
10. Krasnova M.A. The formation of psychological readiness of students of a sports school for the upcoming professional activity: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Omsk, 2002.23 p. (In Russ.)
11. Krivko O.A. The formation of the professional competence of a teacher-trainer in sports in the process of learning at a university: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Barnaul, 2013. 21 p. (In Russ.)
12. Kuz'min A.M. Fundamentals of pedagogical skills of a specialist in physical education. Chelyabinsk, URALGAFK Publ., 1997 (In Russ.)
13. Kuz'mina S.V. The formation of students' psychological readiness for professional activities in the field of physical culture and sports: the author's abstract of the thesis of the candidate of psychological sciences. Nizhny Novgorod, 2010.21 p. (In Russ.)
14. Majnberg E. The main problems of sports pedagogy. Moscow, Aspekt-Press Publ., 1995. (In Russ.)
15. Miroshnikova S.S. The formation of the pedagogical position of a sports trainer: a riskological aspect. Elektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal VGSPU «Grani poznaniya», 2014, no. 6(33), pp. 119-122. (In Russ.)
16. Muhina T.G., Sorokoumova S.N., Egorova P.A, YArkova D.D. Professional self-determination and professional career of studying youth in the conditions of the integrative complex "School -University". VestnikMininskogo universiteta, 2019, vol. 7, no. 4(29), p. 14. (In Russ.)
17. Muhina T.G., Sorokoumova S.N., Malinin V.A., Egorova P.A., Muhina D.D. Social and moral development of students in an inclusive learning environment. Psihologo-pedagogicheskij poisk, 2018, no. 4(48), pp. 152-163. (In Russ.)
18. Nikolaev A.N. Methodology for studying the success of trainers. Teoriya ipraktiki fizicheskoj kul'tury, 2003, no. 4, pp. 18-22. (In Russ.)
19. Nikolaev A.N. The success of the coach. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury, 2003, no. 12, pp. 29-33. (In Russ.)
20. Pavlov YU.N. Psychological and pedagogical conditions for the formation of personal qualities of athletes necessary for team interaction: the author's abstract of the thesis of the candidate of psychological sciences. Stavropol, 2004. 23 p. (In Russ.)
21. Povshednaya F.V., Malinin V.A., Muhina T.G., Gurikov A.V. The role of an innovative university in the School-University system. Modernizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noj obrazovatel'noj povestki: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam razrabotki i aprobacii novyh modulej programm bakalavriata po ukrupnennoj gruppe special'nostej «Obrazovanie i pedagogika» (napravlenie podgotovki - Special'noe (defektologicheskoe) obrazovanie), predpolagayushchih akademicheskuyu mobil'nost' studentov vuzov pedagogicheskogo profilya (nepedagogicheskih napravlenij podgotovki) v usloviyah setevogo vzaimodejstviya. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2015. Pp. 172-176. (In Russ.)
22. Svishchyov I.D. Vocational training and advanced training of specialists in the field of physical education and sports. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury, 2001, no. 12, pp. 9-14. (In Russ.)
23. Serebrovskaya N.E. Monitoring as a means of assessing the quality of the educational environment of the university. Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah, 2017, no. 4(48), pp. 30-38. (In Russ.)
24. Serebrovskaya N.E. Nizhny Novgorod Education. Nauchno-prakticheskij zhurnal, 2016, no. 2, pp. 41-45. (In Russ.)
25. Sorokoumova S.N., Muhina T.G., Egorova P.A., Muhina D.D. The study of the communicative competence of future teachers. YAzyk i kul'tura: sbornik statej XXIXMezhdunarodnoj nauchnoj konferencii /podred. S.K. Gural'. Tomsk, 2019. Pp. 396-402. (In Russ.)
26. Sorokoumova S.N., Nikulina O.V. Development of research professional actions of a competitive personality of masters. Nizhegorodskij psihologicheskij al'manah, 2017, no. 1, pp. 97-104. (In Russ.)
27. Sorokoumova S.N., Stolbov P.V. Competency-based approach to vocational training of students of construction specialties. Privolzhskij nauchnyj zhurnal, 2010, no. 1, pp. 237-242. (In Russ.)
28. CHernysheva L.G. Psychological determinants of the professional formation of teachers in physical education: the author's abstract of the dissertation of the doctor of psychological sciences. St. Petersburg, 2007.48 p. (In Russ.)
29. YAkovlev B.P. Mental load: practical aspects of its research in the conditions of sports activity. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury, 2000, no. 5, pp. 25-26, 39-41. (In Russ.)
30. Gruzdeva M.L., Vaganova O.I., Kaznacheeva S.N., Bystrova N.V., Chanchina A.V. Modern Educational Technologies in Professional Education. Lecture Notes in Networks and Systems, 2020, no. 73, pp. 1097-1103.
31. Kurbatova A.S., Bicheva I.B., Ivanova N.V., Zaitseva S.A., Krasilnikova L.V. Career guidance problem as a systemic problem in russian society. Revista inclusions, 2020, vol. 7, pp. 158-173.
32. Suvorova O.V., Sorokoumova S.N., Gutko A.V., Minaeva E.V., Ivanova N.V., Mamonova E.B. Experience of Emotional and Physical Violence and Psychological Boundaries of Personality of Psychology Students. Espacios, 2017, vol. 38, no. 56, pp. 34-42.
© Серебровская Н.Е., Суворова О.В., Дунаева Н.И., 2020
Информация об авторах Серебровская Наталья Евгеньевна - доктор психологических наук, доцент, профессор, ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация, email: [email protected].
Суворова Ольга Вениаминовна - доктор психологических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Дунаева Наталья Ивановна - кандидат психологических наук, доцент, ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected].
Information about the authors Serebrovskaya Natalia - Doctor of Psychology, Professor, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (NNSU), Nizhny Novgorod, Russian Federation,e-mail: [email protected].
Suvorova Olga Veniaminovna - Doctor of Psychology, Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Dunaeva Natalia Ivanovna - Candidate of psychological Sciences, associate Professor, National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (NNSU), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected].
Вклад соавторов
Серебровская Наталья Евгеньевна - обзор литературы; анализ и интерпретация теоретических и эмпирических исследований, формулирование обобщающих выводов. Суворова Ольга Вениаминовна - обзор литературы; анализ и интерпретация теоретических и эмпирических исследований, формулирование обобщающих выводов. Дунаева Наталья Ивановна - обзор литературы; анализ и интерпретация теоретических и эмпирических исследований, формулирование обобщающих выводов.
Contribution of authors Serebrovskaya Natalia - literature review; analysis and interpretation of theoretical and empirical studies, formulation of generalizing conclusions.
Suvorova Olga Veniaminovna - literature review; analysis and interpretation of theoretical and empirical studies, formulation of generalizing conclusions.
Dunaeva Natalia Ivanovna - literature review; analysis and interpretation of theoretical and empirical studies, formulation of generalizing conclusions.
Поступила в редакцию: 19.03.2020 Принята к публикации: 21.04.2020 Опубликована: 03.06.2020