РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-236-239 УДК 378:796
Рощина Наталья Владимировна
Костромской государственный университет [email protected]
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье обобщены результаты исследования, отражающие динамику развития профессионально-личностных качеств будущих учителей физической культуры в процессе обучения в вузе; представлена модель формирования профессионально-личностной компетентности будущих учителей физической культуры; описаны условия и методы развития профессионально-личностных качеств студентов. Установлено, что у студентов на младших курсах преобладает мотивация избегания неудач, а к старшим курсам формируется мотивация достижений. Показана динамика формирования профессионально-значимых качеств, обще-профессиональных и профессиональных компетенций студентов от первого к четвертому курсу. Выявлены педагогические условия становления профессионально-личностной компетентности будущих учителей физической культуры: организация учебного процесса на основе междисциплинарности и интеграции рабочих программ учебных дисциплин; учет в учебном процессе объективных и субъективных факторов становления субъекта профессиональной деятельности; вариативность использования инновационных образовательных технологий и др.
Ключевые слова: профессионально-личностные качества, учитель физической культуры, профессионально-личностное развитие, компетенции, профессиональная компетентность.
Изучение дисциплин по физической культуре в вузе имеет ряд особенностей, связанных с психолого-возрастными характеристиками обучающихся, с организацией учебного процесса в целом (распределением лекционных, практических и лабораторных занятий), с выбором применяемых форм и методов обучения, зависящих от многих факторов и определяющих успешность интеллектуальной и физической подготовки. Успешная реализация целей и задач образовательного стандарта зависит от высокого уровня сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника вуза, способного в дальнейшем применять свои знания в личной и профессиональной деятельности.
Главная цель в процессе подготовки учителей физической культуры - развитие профессионально-личностных качеств студентов.
В психолого-педагогических исследованиях широкое распространение получили такие категории, как «профессионально-значимые качества» (Ф.Г. Гоноболин, Н.В. Кузьмина) [4], «профессионально-важные качества» (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, В. Д. Шадриков) [8], «профессионально-значимые личностные качества» (А.К. Маркова, С.В. Кондратьев, Л.М. Митина) [5].
В.Д. Шадриков понимает «под профессионально-важными качествами индивидуальные качества субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения» [8, с. 68].
По мнению А.А. Деркача под «профессионально-важными понимаются те качества, которые влияют на эффективность решения задач профессиональной деятельности, а профессионально-значимыми - те, что влияют на эффективность решения задач профессионального развития» [4, с. 37].
Э.Ф. Зеер отмечает, что «профессионально-важные качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность) деятельности» [6, с. 54]. Ученый выделяет такие профессионально-важные качества учителя физической культуры, как «наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, пластичность, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль» [6, с. 55].
Л.М. Митина полагает, что «учитель - ключевая фигура учебно-воспитательного процесса, он призван выступать не просто в роли человека-транслятора готовых знаний, умений и навыков, но и способствовать развитию творческого, индивидуального отношения каждого ученика к себе и к собственной жизни. Работа учителя физической культуры предполагает творческий, индивидуальный и нестандартный характер. Она будет успешна, если сам педагог будет постоянно стремиться к профессиональному и личностному развитию, к вершинам «акме»» [5, с. 76].
Компонентами профессионально-личностного развития будущего учителя физической культуры являются мотивационно-ценностный, перцептивно-гностический и коммуникативно-деятельност-ный [1]. «Качественные изменения компонентов профессионально-личностного развития находят отражение в его критериях. Критерии мотиваци-онно-ценностного компонента проявляются в избирательности выбора личных и общественных ценностей физической культуры, создании устойчивого активно-позитивного отношения к ним, удовлетворенности успешным использованием способов двигательных действий; перцептивно-
Вестник КГУ А 2019
© Рощина Н.В., 2019
236
гностического - определяют осознание сущности социального, духовного, психофизического и профессионального значения физической культуры для развития личности учителя, сформированность его психических, мнемических, аттенционных, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств; коммуникативно-деятельностного - определяет полноту и качество проявления эмоций, рефлексии, культуры общения, уровня самоуправления в процессе физкультурно-спортивной деятельности» [1, с. 28-29].
Профессионально-значимые качества педагога формируются в образовательной среде вуза, которая должна создавать эффективные условия для самореализации и саморазвития студентов. «Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности, любой начинающий учитель должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности» [2, с. 10].
На основе теоретических положений А. А. Дер-кача, В .Г. Зазыкина, В .М. Дьячкова, А. А. Мироедова нами была разработана авторская структурно-динамическая модель профессионально-личностного развития будущих учителей физической культуры (рис. 1).
Организация исследования В процессе реализации данной модели нами было организовано лонгитюдное исследование (длительностью 4 года, с 2014 по 2018 гг.), целью которого являлось выявление динамики развития профессионально-личностных качеств у студентов с 1 по 4 курс, изучающих физическую культуру в рамках дисциплин предметной подготовки в вузе.
Выборка исследования включала 150 человек в возрасте от 18 до 22 лет, студентов Костромского государственного университета направления подготовки «Педагогическое образование», направленность «физическая культура».
Лонгитюдное исследование предполагало ежегодные замеры развития профессионально-
Цель
Становление студента как субъекта профессиональной деятельности.
Задачи
Формирование мотивации овладения профессии. Принятие и присвоение гуманистических целей. Развитие профессионального самосознания. Формирование профессионально-личностных качеств. Формирование профессиональных компетенций.
Содержание
Государственный образовательный стандарт. Образовательная программа по профилю «Физическая культура». Программа формирования профессионально-личностной компетентности учителя физической культуры.
/
Результат
Способность преодолевать профессиональные трудности Готовность ставить цели профессионального саморазвития и выстраивать программы их достижения
Рис. 1. Модель профессионально-личностного развития будущих учителей физической культуры
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
237
личностных качеств студентов и определение динамики этого развития. Методический дизайн исследования включал методику диагностики Элер-са «Мотивация достижения и избегания неудач», методику диагностики профессионально-важных качеств учителя Ж.К. Холодова [7], авторскую анкету, выявляющую степень сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей физической культуры, а также метод наблюдения и экспериментальные пробы, определяющие профессионально-личностные качества студентов.
Обсуждение результатов исследования
Анализ эмпирических данных, полученных по методике диагностики мотивации достижения и избегания неудач, показал, что у студентов на первом курсе преобладает (более 80% от общей выборки) средний уровень мотивации к избеганию неудач, они умеренно ориентированы на успех, предпочитают среднюю степень риска.
Оценка достоверности сдвигов в показателях производилась нами с помощью Т-критерия Вил-коксона. Статистически достоверное изменение у студентов в уровне мотивации избегания неудач (Т=130, при р=0,000) происходит, начиная с 3 курса. Студенты предпочитают находиться в «зоне комфорта», стараются не включаться в проблемные ситуации, избегать ответственности. На 4 курсе отмечены значимые изменения в показателях «мотивация на успех» (Т=337, при р=0,04). Приходит осознание индивидуальной ответственности за собственные действия, формируется готовность преодолевать возникающие профессиональные трудности, добиваться максимально-возможных результатов.
Диагностика профессионально-важных качеств будущих учителей физической культуры показала, что статистически достоверное положительное изменение у студентов в процессе обучения в вузе произошло в уровне следующих показателей: сила воли (Т=136, при р=0,000), дисциплинированность (Т=153, при р=0,000), трудолюбие (Т=58, при р=0,000), аккуратность (Т=41, при р=0,000), скромность (Т=197, при р=0,002), доброта (Т=69, при р=0,000), справедливость (Т=176, при р=0,005), требовательность (Т=105, при р=0,000), чуткость (Т=139, при р=0,000), доброжелательность (Т=252, при р=0,034), нравственная чистота (Т=113, при р=0,000), доверие к учащимся (Т=233, при р=0,010), образцовое поведение (Т=77, при р=0,000), непримиримость к несправедливости (Т=22, при р=0,000), стрессоустойчивость (Т=12, при р=0,000), организованность (Т=94, при р=0,000), толератность (Т=85,5, при р=0,000), упорство (Т=278, при р=0,03).
Причем в период с первого по второй курс у студентов формируются такие профессионально-важные качества, как упорство (Т=82,5, при р=0,000), толератность (Т=83, при р=0,000), нравственная
чистота (Т=203, при р=0,009), требовательность (Т=157, при р=0,009), справедливость (Т=242, при р=0,04), скромность (Т=228, при р=0,015), аккуратность (Т=270, при р=0,023). На четвертом курсе развиваются чуткость (Т=209, при р=0,000), доброжелательность (Т=160, при р=0,000), нравственная чистота (Т=169, при р=0,017), доверие к учащимся (Т=180, при р=0,000), образцовое поведение (Т=214, при р=0,005), непримиримость к несправедливости (Т=164, при р=0,000), стрессоустой-чивость (Т=134, при р=0,000), организованность (Т=81,5, при р=0,000).
Анализ анкетирования студентов показал, что статистически достоверное положительное изменение (р < 0,01) в процессе обучения от первого ко второму курсу произошло в развитии компетенций, таких как «готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности», «готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса».
В период со второго к третьему курсу (р < 0,03) начинают формироваться такие обще-профессиональные компетенции, как «способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся», «готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования», «владение основами профессиональной этики и речевой культуры», «готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся».
С третьего по четвертый курс вновь (как и в ситуации перехода с первого на второй курс) значимо развиваются (р < 0,006) такие обще-профессиональные компетенции, как «готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности» и «готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса» [9].
Анализируя динамику развития профессиональных компетенций студентов, было установлено, что значимо достоверные сдвиги при переходе обучающихся с первого на второй курс (р < 0,02) отмечены по следующим профессиональным компетенциям: «способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и вне учебной деятельности», «способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности», «способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп».
238
Вестник КГУ ^ 2019
Динамика формирования профессиональных компетенций (р < 0,004) при переходе со второго на третий курс отмечена по компетенциям «готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов», «способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредмет-ных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов», «готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса».
На 4 курсе происходит формирование таких профессиональных компетенций (р < 0,01), как «способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики», «способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся», «готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования», «способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся», «способностью разрабатывать и реали-зовывать культурно-просветительские программы».
Выявленная положительная динамика формирования профессиональных компетенций и профессионально-личностных качеств будущих учителей физической культуры подтверждает эффективность внедрения в образовательную среду вуза авторской модели профессионально-личностного развития студентов.
Результаты лонгитюдного исследования позволяют нам сделать вывод о том, что педагогическими условиями становления профессионально-личностной компетентности будущих учителей физической культуры являются:
- организация учебного процесса на основе междисциплинарности и интеграции рабочих программ учебных дисциплин;
- учет в учебном процессе объективных и субъективных факторов становления субъекта профессиональной деятельности;
- вариативность использования инновационных образовательных технологий;
- интеграция субъектов, осуществляющих профессиональную подготовку будущих учителей физической культуры;
- практикоориентированность профессиональной подготовки и проблематизирующий характер образовательного процесса;
- развитие у студентов системы индивидуальных ресурсов преодоления профессиональных и личностных трудностей.
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К.А Развитие личности в процессе жизнедеятельности. - Психология
формирования и развития личности I ред. Л.И. Анциферова. - M.: Наука, 19S1. - С. 2б-29.
2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - M.: Смысл, 2007. - 41б с.
3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. -СПб.: Питер, 2003. - 25б с.
4. Деркач А..А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - M.: РАУ, 1993. - 420 с.
5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - M.: Флинта: ЫПСИ, 199S. - 200 с.
6. Психология профессий I Э.Ф. Зеер. - M.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 33б с.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта. - M.: Академия, 2012. - 47S с.
S. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. - M.: Изд-во «Институт психологии РАН », 2013. - 4б4 с.
9. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 201б-2020 гг.» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https:IIfcp.economy.gov.ruIcgi-binI cisIfcp.cgi7FcpIViewFcpIViewI2019I445I (дата обращения: 1.09.2019).
References
1. Abul'khanova-Slavskaia K.A Razvitie lichnosti v protsesse zhiznedeiatel'nosti. -Psikhologiia formirovaniia i razvitiia lichnosti I red. L.I. Antsiferova. - M.: Nauka, 19S1. - S. 2б-29.
2. Asmolov A.G. Psikhologiia lichnosti: printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza. - M.: Smysl, 2007. - 41б s.
3. Derkach A.A., Zazykin V.G. Akmeologiia. -SPb.: Piter, 2003. - 25б s.
4. Derkach A..A., Kuz'mina N.V. Akmeologiia: puti dostizheniia vershin professionalizma. - M.: RAU, 1993. - 420 s.
5. Mitina L.M. Psikhologiia professional'nogo razvitiia uchitelia. - M.: Flinta: MPSI, 199S. - 200 s.
6. Psikhologiia professii I E.F. Zeer. - M.: Akademicheskii proekt; Ekaterinburg: Delovaia kniga, 2003. - 33б s.
7. Kholodov Zh.K., Kuznetsov VS. Teoriia i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta. - M.: Akademiia,
2012. - 47S s.
S. Shadrikov V.D. Psikhologiia deiatel'nosti cheloveka. - M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN»,
2013. - 4б4 s.
9. Federal'naia tselevaia programma «Razvitie fizicheskoi kul'tury i sporta v Rossiiskoi Federatsii na 201б-2020 gg.» [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https:IIfcp.economy.gov.ruIcgi-binIcisIfcp. cgiIFcpIViewFcpIViewI2019I445I (data obrashcheniia: 1.09.2019).
Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4
239