Научная статья на тему 'Динамика развития профессионально-личностных качеств будущих учителей физической культуры'

Динамика развития профессионально-личностных качеств будущих учителей физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONALLY PERSONAL QUALITIES / PHYSICAL CULTURE TEACHER / PROFESSIONALLY PERSONAL UPGRADE / COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рощина Наталья Владимировна

В статье обобщены результаты исследования, отражающие динамику развития профессионально-личностных качеств будущих учителей физической культуры в процессе обучения в вузе; представлена модель формирования профессионально-личностной компетентности будущих учителей физической культуры; описаны условия и методы развития профессионально-личностных качеств студентов. Установлено, что у студентов на младших курсах преобладает мотивация избегания неудач, а к старшим курсам формируется мотивация достижений. Показана динамика формирования профессионально-значимых качеств, обще-профессиональных и профессиональных компетенций студентов от первого к четвертому курсу. Выявлены педагогические условия становления профессионально-личностной компетентности будущих учителей физической культуры: организация учебного процесса на основе междисциплинарности и интеграции рабочих программ учебных дисциплин; учет в учебном процессе объективных и субъективных факторов становления субъекта профессиональной деятельности; вариативность использования инновационных образовательных технологий и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of development of professional and personal qualities of future physical education teachers

The results of research, reflecting dynamics of progress in personally professional qualities of future physical culture pedagogues, studying at a higher education institution, are generalised in this article. The model of growth of personally professional competency of future physical culture teachers is represented. The conditions and methods to upgrade professionally personal qualities of students are described in this article. It has been established that among junior students, the motivation for avoiding failures prevails, and the achievement motivation is formed in the senior students. The dynamics of the formation of professionally significant qualities, general professional and professional competencies of students from the first to the fourth course is shown. The pedagogic conditions for the formation of professional and personal competency of future physical education teachers are revealed: organising the educational process on the basis of interdisciplinarity and integration of work programmes of academic disciplines; accounting in the educational process of objective and subjective factors in the formation of the subject of professional activity; the variability of the use of innovative educational technologies, etc.

Текст научной работы на тему «Динамика развития профессионально-личностных качеств будущих учителей физической культуры»

РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-236-239 УДК 378:796

Рощина Наталья Владимировна

Костромской государственный университет [email protected]

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье обобщены результаты исследования, отражающие динамику развития профессионально-личностных качеств будущих учителей физической культуры в процессе обучения в вузе; представлена модель формирования профессионально-личностной компетентности будущих учителей физической культуры; описаны условия и методы развития профессионально-личностных качеств студентов. Установлено, что у студентов на младших курсах преобладает мотивация избегания неудач, а к старшим курсам формируется мотивация достижений. Показана динамика формирования профессионально-значимых качеств, обще-профессиональных и профессиональных компетенций студентов от первого к четвертому курсу. Выявлены педагогические условия становления профессионально-личностной компетентности будущих учителей физической культуры: организация учебного процесса на основе междисциплинарности и интеграции рабочих программ учебных дисциплин; учет в учебном процессе объективных и субъективных факторов становления субъекта профессиональной деятельности; вариативность использования инновационных образовательных технологий и др.

Ключевые слова: профессионально-личностные качества, учитель физической культуры, профессионально-личностное развитие, компетенции, профессиональная компетентность.

Изучение дисциплин по физической культуре в вузе имеет ряд особенностей, связанных с психолого-возрастными характеристиками обучающихся, с организацией учебного процесса в целом (распределением лекционных, практических и лабораторных занятий), с выбором применяемых форм и методов обучения, зависящих от многих факторов и определяющих успешность интеллектуальной и физической подготовки. Успешная реализация целей и задач образовательного стандарта зависит от высокого уровня сформированности общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника вуза, способного в дальнейшем применять свои знания в личной и профессиональной деятельности.

Главная цель в процессе подготовки учителей физической культуры - развитие профессионально-личностных качеств студентов.

В психолого-педагогических исследованиях широкое распространение получили такие категории, как «профессионально-значимые качества» (Ф.Г. Гоноболин, Н.В. Кузьмина) [4], «профессионально-важные качества» (А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, В. Д. Шадриков) [8], «профессионально-значимые личностные качества» (А.К. Маркова, С.В. Кондратьев, Л.М. Митина) [5].

В.Д. Шадриков понимает «под профессионально-важными качествами индивидуальные качества субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения» [8, с. 68].

По мнению А.А. Деркача под «профессионально-важными понимаются те качества, которые влияют на эффективность решения задач профессиональной деятельности, а профессионально-значимыми - те, что влияют на эффективность решения задач профессионального развития» [4, с. 37].

Э.Ф. Зеер отмечает, что «профессионально-важные качества - это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность) деятельности» [6, с. 54]. Ученый выделяет такие профессионально-важные качества учителя физической культуры, как «наблюдательность, образную, двигательную и другие виды памяти, техническое мышление, пространственное воображение, внимательность, эмоциональную устойчивость, решительность, пластичность, настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, самоконтроль» [6, с. 55].

Л.М. Митина полагает, что «учитель - ключевая фигура учебно-воспитательного процесса, он призван выступать не просто в роли человека-транслятора готовых знаний, умений и навыков, но и способствовать развитию творческого, индивидуального отношения каждого ученика к себе и к собственной жизни. Работа учителя физической культуры предполагает творческий, индивидуальный и нестандартный характер. Она будет успешна, если сам педагог будет постоянно стремиться к профессиональному и личностному развитию, к вершинам «акме»» [5, с. 76].

Компонентами профессионально-личностного развития будущего учителя физической культуры являются мотивационно-ценностный, перцептивно-гностический и коммуникативно-деятельност-ный [1]. «Качественные изменения компонентов профессионально-личностного развития находят отражение в его критериях. Критерии мотиваци-онно-ценностного компонента проявляются в избирательности выбора личных и общественных ценностей физической культуры, создании устойчивого активно-позитивного отношения к ним, удовлетворенности успешным использованием способов двигательных действий; перцептивно-

Вестник КГУ А 2019

© Рощина Н.В., 2019

236

гностического - определяют осознание сущности социального, духовного, психофизического и профессионального значения физической культуры для развития личности учителя, сформированность его психических, мнемических, аттенционных, интеллектуальных, эмоционально-волевых качеств; коммуникативно-деятельностного - определяет полноту и качество проявления эмоций, рефлексии, культуры общения, уровня самоуправления в процессе физкультурно-спортивной деятельности» [1, с. 28-29].

Профессионально-значимые качества педагога формируются в образовательной среде вуза, которая должна создавать эффективные условия для самореализации и саморазвития студентов. «Независимо от специализации и характера будущей профессиональной деятельности, любой начинающий учитель должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности» [2, с. 10].

На основе теоретических положений А. А. Дер-кача, В .Г. Зазыкина, В .М. Дьячкова, А. А. Мироедова нами была разработана авторская структурно-динамическая модель профессионально-личностного развития будущих учителей физической культуры (рис. 1).

Организация исследования В процессе реализации данной модели нами было организовано лонгитюдное исследование (длительностью 4 года, с 2014 по 2018 гг.), целью которого являлось выявление динамики развития профессионально-личностных качеств у студентов с 1 по 4 курс, изучающих физическую культуру в рамках дисциплин предметной подготовки в вузе.

Выборка исследования включала 150 человек в возрасте от 18 до 22 лет, студентов Костромского государственного университета направления подготовки «Педагогическое образование», направленность «физическая культура».

Лонгитюдное исследование предполагало ежегодные замеры развития профессионально-

Цель

Становление студента как субъекта профессиональной деятельности.

Задачи

Формирование мотивации овладения профессии. Принятие и присвоение гуманистических целей. Развитие профессионального самосознания. Формирование профессионально-личностных качеств. Формирование профессиональных компетенций.

Содержание

Государственный образовательный стандарт. Образовательная программа по профилю «Физическая культура». Программа формирования профессионально-личностной компетентности учителя физической культуры.

/

Результат

Способность преодолевать профессиональные трудности Готовность ставить цели профессионального саморазвития и выстраивать программы их достижения

Рис. 1. Модель профессионально-личностного развития будущих учителей физической культуры

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

237

личностных качеств студентов и определение динамики этого развития. Методический дизайн исследования включал методику диагностики Элер-са «Мотивация достижения и избегания неудач», методику диагностики профессионально-важных качеств учителя Ж.К. Холодова [7], авторскую анкету, выявляющую степень сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих учителей физической культуры, а также метод наблюдения и экспериментальные пробы, определяющие профессионально-личностные качества студентов.

Обсуждение результатов исследования

Анализ эмпирических данных, полученных по методике диагностики мотивации достижения и избегания неудач, показал, что у студентов на первом курсе преобладает (более 80% от общей выборки) средний уровень мотивации к избеганию неудач, они умеренно ориентированы на успех, предпочитают среднюю степень риска.

Оценка достоверности сдвигов в показателях производилась нами с помощью Т-критерия Вил-коксона. Статистически достоверное изменение у студентов в уровне мотивации избегания неудач (Т=130, при р=0,000) происходит, начиная с 3 курса. Студенты предпочитают находиться в «зоне комфорта», стараются не включаться в проблемные ситуации, избегать ответственности. На 4 курсе отмечены значимые изменения в показателях «мотивация на успех» (Т=337, при р=0,04). Приходит осознание индивидуальной ответственности за собственные действия, формируется готовность преодолевать возникающие профессиональные трудности, добиваться максимально-возможных результатов.

Диагностика профессионально-важных качеств будущих учителей физической культуры показала, что статистически достоверное положительное изменение у студентов в процессе обучения в вузе произошло в уровне следующих показателей: сила воли (Т=136, при р=0,000), дисциплинированность (Т=153, при р=0,000), трудолюбие (Т=58, при р=0,000), аккуратность (Т=41, при р=0,000), скромность (Т=197, при р=0,002), доброта (Т=69, при р=0,000), справедливость (Т=176, при р=0,005), требовательность (Т=105, при р=0,000), чуткость (Т=139, при р=0,000), доброжелательность (Т=252, при р=0,034), нравственная чистота (Т=113, при р=0,000), доверие к учащимся (Т=233, при р=0,010), образцовое поведение (Т=77, при р=0,000), непримиримость к несправедливости (Т=22, при р=0,000), стрессоустойчивость (Т=12, при р=0,000), организованность (Т=94, при р=0,000), толератность (Т=85,5, при р=0,000), упорство (Т=278, при р=0,03).

Причем в период с первого по второй курс у студентов формируются такие профессионально-важные качества, как упорство (Т=82,5, при р=0,000), толератность (Т=83, при р=0,000), нравственная

чистота (Т=203, при р=0,009), требовательность (Т=157, при р=0,009), справедливость (Т=242, при р=0,04), скромность (Т=228, при р=0,015), аккуратность (Т=270, при р=0,023). На четвертом курсе развиваются чуткость (Т=209, при р=0,000), доброжелательность (Т=160, при р=0,000), нравственная чистота (Т=169, при р=0,017), доверие к учащимся (Т=180, при р=0,000), образцовое поведение (Т=214, при р=0,005), непримиримость к несправедливости (Т=164, при р=0,000), стрессоустой-чивость (Т=134, при р=0,000), организованность (Т=81,5, при р=0,000).

Анализ анкетирования студентов показал, что статистически достоверное положительное изменение (р < 0,01) в процессе обучения от первого ко второму курсу произошло в развитии компетенций, таких как «готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности», «готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса».

В период со второго к третьему курсу (р < 0,03) начинают формироваться такие обще-профессиональные компетенции, как «способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся», «готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования», «владение основами профессиональной этики и речевой культуры», «готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся».

С третьего по четвертый курс вновь (как и в ситуации перехода с первого на второй курс) значимо развиваются (р < 0,006) такие обще-профессиональные компетенции, как «готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности» и «готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса» [9].

Анализируя динамику развития профессиональных компетенций студентов, было установлено, что значимо достоверные сдвиги при переходе обучающихся с первого на второй курс (р < 0,02) отмечены по следующим профессиональным компетенциям: «способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и вне учебной деятельности», «способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности», «способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп».

238

Вестник КГУ ^ 2019

Динамика формирования профессиональных компетенций (р < 0,004) при переходе со второго на третий курс отмечена по компетенциям «готовность реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов», «способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредмет-ных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов», «готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса».

На 4 курсе происходит формирование таких профессиональных компетенций (р < 0,01), как «способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики», «способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся», «готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования», «способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся», «способностью разрабатывать и реали-зовывать культурно-просветительские программы».

Выявленная положительная динамика формирования профессиональных компетенций и профессионально-личностных качеств будущих учителей физической культуры подтверждает эффективность внедрения в образовательную среду вуза авторской модели профессионально-личностного развития студентов.

Результаты лонгитюдного исследования позволяют нам сделать вывод о том, что педагогическими условиями становления профессионально-личностной компетентности будущих учителей физической культуры являются:

- организация учебного процесса на основе междисциплинарности и интеграции рабочих программ учебных дисциплин;

- учет в учебном процессе объективных и субъективных факторов становления субъекта профессиональной деятельности;

- вариативность использования инновационных образовательных технологий;

- интеграция субъектов, осуществляющих профессиональную подготовку будущих учителей физической культуры;

- практикоориентированность профессиональной подготовки и проблематизирующий характер образовательного процесса;

- развитие у студентов системы индивидуальных ресурсов преодоления профессиональных и личностных трудностей.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А Развитие личности в процессе жизнедеятельности. - Психология

формирования и развития личности I ред. Л.И. Анциферова. - M.: Наука, 19S1. - С. 2б-29.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - M.: Смысл, 2007. - 41б с.

3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. -СПб.: Питер, 2003. - 25б с.

4. Деркач А..А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - M.: РАУ, 1993. - 420 с.

5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - M.: Флинта: ЫПСИ, 199S. - 200 с.

6. Психология профессий I Э.Ф. Зеер. - M.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 33б с.

7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта. - M.: Академия, 2012. - 47S с.

S. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. - M.: Изд-во «Институт психологии РАН », 2013. - 4б4 с.

9. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 201б-2020 гг.» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https:IIfcp.economy.gov.ruIcgi-binI cisIfcp.cgi7FcpIViewFcpIViewI2019I445I (дата обращения: 1.09.2019).

References

1. Abul'khanova-Slavskaia K.A Razvitie lichnosti v protsesse zhiznedeiatel'nosti. -Psikhologiia formirovaniia i razvitiia lichnosti I red. L.I. Antsiferova. - M.: Nauka, 19S1. - S. 2б-29.

2. Asmolov A.G. Psikhologiia lichnosti: printsipy obshchepsikhologicheskogo analiza. - M.: Smysl, 2007. - 41б s.

3. Derkach A.A., Zazykin V.G. Akmeologiia. -SPb.: Piter, 2003. - 25б s.

4. Derkach A..A., Kuz'mina N.V. Akmeologiia: puti dostizheniia vershin professionalizma. - M.: RAU, 1993. - 420 s.

5. Mitina L.M. Psikhologiia professional'nogo razvitiia uchitelia. - M.: Flinta: MPSI, 199S. - 200 s.

6. Psikhologiia professii I E.F. Zeer. - M.: Akademicheskii proekt; Ekaterinburg: Delovaia kniga, 2003. - 33б s.

7. Kholodov Zh.K., Kuznetsov VS. Teoriia i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta. - M.: Akademiia,

2012. - 47S s.

S. Shadrikov V.D. Psikhologiia deiatel'nosti cheloveka. - M.: Izd-vo «Institut psikhologii RAN»,

2013. - 4б4 s.

9. Federal'naia tselevaia programma «Razvitie fizicheskoi kul'tury i sporta v Rossiiskoi Federatsii na 201б-2020 gg.» [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa: https:IIfcp.economy.gov.ruIcgi-binIcisIfcp. cgiIFcpIViewFcpIViewI2019I445I (data obrashcheniia: 1.09.2019).

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

239

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.