- проведение кураторских часов;
- самореализация первокурсников через научную, творческую и спортивную деятельность (также и вне учебное время). Участие первокурсников в различных научных олимпиадах, творческих конкурсов и спортивных состязаний как внутри вуза так и за его пределами;
- ознакомление первокурсников с историей вуза, традициями и сайтом вуза.
4. Завершающий этап. После проведения первых трех этапов, на которых первокурсников знакомили с вузом, преподавателями, кураторами, другими студентами, проводили анкетирование и беседы, участвовали в различных творческих, научных и спортивных мероприятиях наступает время проведения итогов. Задачами данного этапа являются:
- анализ полученных результатов анкетирования, бесед и эссе;
- выявление эффективных и неэффективных позиций в проведенных этапах, с внесением необходимых корректировок;
- сообщение и обсуждение полученных результатов на ученом совете.
Исключительностью данной модели значиться то что в ее основании заложен социальных заказ, отображающий многообразные личностные и общие потребности первокурсников. Также необходимо отметить, что процесс адаптации первокурсника без непосредственного желания и готовности первокурсника адаптироваться к жизни в вузе, невозможен.
Литература:
1. Бучкин А.В. МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. -2012. - № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7686 (дата обращения: 11.11.2018).
2. Москвина И. Б. Адаптация первокурсников в вузе: модель психолого-педагогического сопровождение. Педагогическое образование и наука. №12, 2009 с. 73-78.
3. Недосека О.Н., Тарасова С.М. // педагогическая модель социальной адаптации студентов-педагогов к будущей профессиональной деятельности//Вектор науки ТГУ. 295-298 С.
4. Оганесян, Е. В. Культурологическая модель педагогической практики в системе высшего педагогического образования / Е.В. Оганесян: дис. ... д-ра пед, наук: 13.00.08 Москва, 2005. - 406 с.
5. Педагогический словарь: учеб, пособие для студ. высш. П24 учеб, заведений / [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.
6. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Харвест, 2007. - 976 с.
7. Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам: словарь-справочник / Авт.-сост.: Т. М. Баринова, И. О. Гарипова, В. В. Каранова, Н. П. Леонова, Е. А. Шкатова рец. В. Т. Кудрявцева, Е. М. Гоголева. - Магадан: Изд. «Охотник», 2011. - 112 с.
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Галавова Гульнара Вакифовна
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань); старший преподаватель Закирова Лилия Растямовна
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г. Казань)
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СПОРТИВНОГО ВУЗА
Аннотация. Данная статья актуальна в связи с социальным запросом, требованием которого является личностно-креативный аспект образования, нехватка личностного начала во всех областях социальной жизни. В сфере образования возникает необходимость в качественной подготовке современного специалиста, тренера, обеспечивающего личностное развитие субъектов образовательного процесса, в создании обобщенной модели профессионально-личностного развития студентов педагогических и спортивных вузов. Применение технологий личностного подхода является одним из главных процессов в обучении студентов. Обобщение практического опыта помогает выявить типологические характеристики студентов, которые различаются по характеру профессионально-личностной самоактуализации. При составлении характеристик мы опирались на следующие критерии: мотивацию студента в учебной и предстоящей профессиональной деятельности; систему поощрений со стороны педагога в ходе учебного процесса.
Целью данного исследования является создание обобщенной модели профессионально-личностного развития студентов педагогических и спортивных вузов для применения новых технологий личностного подхода к обучающимся. Предварительное исследование проблемы показало необходимость построения обобщенной модели профессионально-личностного развития студентов педагогических и спортивных вузов, обеспечивающего становление исследуемой готовности к применению технологий в процессе общепедагогической подготовки, которая является важной составляющей в процессе обучения. В каждом этапе представлена модель, которая обладает целями, содержанием и динамичными характеристиками и соответствует системе готовности будущего преподавателя к использованию личностно-направленных обучающих технологий. Благодаря этому студент имеет возможность реализовать себя в учебе и в будущей профессии. Исходя из этого, студент проходит стадии самоанализа собственной подготовленности к реализации технологий личностного подхода, самореализации, самоизменения.
Ключевые слова: модель, модель профессионально-личностного развития студентов, личностный подход, образование, обучение.
Annotation. The relevance of this article is justified by its social request demanding personal and creative aspect of education, the necessity of personal and creative aspect for education, and lack of personal principle in all social life spheres. There is need in high quality training of a modern specialist, a trainer who can supply personal development of educational process subjects, need in creation of general model in professional and personal development of students in pedagogical and sport higher institutions. The appliance of personal approach
technologies is one of the main processes in teaching. Practical experiment generalization helps to reveal typological characteristics of students which can be differed on professional and personal self-actualization character. When making characteristics we based on the following criteria: student's motivation in training and professional activity, and system of incentives applied by an educator in the learning process.
The aim of the research is creation of a generalized model of professional and personal development of students in pedagogical and sport higher institutions for application of new personal approach technologies for students.
The preliminary problem research showed the need for making generalized model of professional and personal development of students in pedagogical and sport higher institutions, providing establishment of researched readiness to technologies implication in general pedagogical process, which is an important component for the educational process. In each stage a model having aims, content and dynamic characteristics is represented. It links to the system that reveals readiness of a future teacher for implication of person-centered training technologies. Therefore a student has an opportunity in self-realizing in training and future profession. Consequently, the student goes through the stages of self-analyzing readiness for realization of personal approach technologies, self-realization and self-changing.
Keywords: model, model of professional and personal development of students, personal approach, education, teaching.
Введение. Педагогический опыт педагогов, создающих «авторские» технологические системы, оказывая влияние на развитие современной практики образования, освещает новые проблемы в педагогической науке, столкнувшейся с необходимостью переориентации профессионального уровня подготовки учителя с функционально-предметного на целостно-личностный уровень мышления.
Для изменения качества данной подготовки требуется исследование и изучение педагогических условий, которые необходимы для становления основ мастерства будущего учителя в осуществлении личностно ориентированной профессиональной деятельности, базирующейся на применении диалоговых, задачных, имитационно-игровых технологий обучения, которое обеспечивает имитационно-игровые технологии обучения и развитие личностных функций учеников.
Соответственно, актуальность данного исследования обусловлена социальным запросом, требующим личностно-креативного аспекта образования; требованием новой социокультурной ситуации, отмеченной дефицитом личностно начала во всех аспектах социальной жизни, а также в образовании; ориентации качества подготовки современного учителя, тренера на реализацию функций, модели профессионально-личностного развития студентов, обучающихся в педагогическом и спортивном вузе.
Цель данного исследования - введение обобщенной модели профессионально-личностного развития студентов педагогического и спортивного вуза для применения новых технологий личностного подхода к обучающимся.
Изложение основного материала статьи. Первоначальное изучение проблемы выявило необходимость строения обобщенной модели профессионально-личностного развития студентов педагогического и спортивного вуза, которое обеспечивает становление готовности к применению технологий в процессе общепедагогической подготовки. Под моделью в данном случае подразумевается мысленно представляемая материализуемая система, которая при отображении или воспроизведении объекта исследования имеет способность замещать его таким образом, что ее исследование дает новую информацию о данном объекте. Смысл моделирования заключен в воспроизведении характеристик (структуры, свойств, взаимосвязей, отношений) некоторого объекта на другом, специально созданном для их исследования. Мысленное моделирование связывается с абстрагированием и идеализацией, посредством которых выделяются и отображаются определенные стороны моделируемых объектов для тут выявления наиболее эффективного тут средства, специфически предназначенного для решения именно данных как задач в структуре целостного учебно-воспитательного процесса. Основным признаком теоретической модели считается тот факт, что она представляет, как собой определенную, как четко фиксированную связь элементов, предполагающую конкретную структуру. Соответственно, наличие некоторой общности модели и определенных сторон педагогического явления есть основное условие исследования реальных свойств процесса. Из многообразия факторов, определяющих функционирование сложной системы, которой является процесс подготовки будущих учителей к применению технологий личностного похода и которую невозможно отразить в простой и однозначной модели, мы выделяли основные, абстрагируясь от остальных, поскольку ценность моделирования выражается в выделении существенного в изучаемом объекте.
В педагогических исследованиях цель определяют, как «нормативное представление об окончательном процессе преобразования». Согласно А.Н. Леонтьеву, роль как общей цели выполняет осознанный мотив. В как нашем исследовании большая роль отводилась личностным детерминантам профессионального саморазвития студентов, таким как потребность в признании, в самоактуализации, получающим свое удовлетворение в общении [3]. Основой понимания механизма принятия будущим учителем как целей профессионально-личностного становления является анализ сложного мотивационного поля, которое возникает в системе его близких социальных связей и отношений (сокурсники, преподаватели, школьники) в учебной и практической профессиональной деятельности. Мотивация развивается в тесной связи с развитием мировоззрения, общих, индивидуальных и специальных способностей человека и осознанием им своего места в жизни, а изменение или мотивов отражается на развитии личности в целом, актуализирует различные аспекты потребностей, социальные и духовные силы личности.
Обобщение практического опыта дает возможность выявить типологические характеристики студентов, которые различаются по характеру «движущих сил» в профессионально-личностной самоактуализации. При составлении характеристик мы определили следующие критерии: мотивация самопроявления личности в учебной и предстоящей профессиональной деятельности, система стимулов со стороны педагога в ходе обучения. Потребность в самоизменении в связи с ориентацией на личностный подход в предстоящей профессиональной деятельности по-разному проявляется у студентов, можно выделить следующие типы: «рационалисты» (или «прагматики»), «философы» и «зависимые».
Первый тип отличается приземленными меркантильными личностными качествами, которые ориентированы на внешне регламентируемую деятельность. Данный тип не отражает глубину «Я-концепции» такого студента, основой его ценностных ориентаций выступает личный интерес, расчет; как самим студентом не всегда рефлексируется и проявляется в определенном консерватизме и «закрытости» к
принятию новых ценностей и смыслов собственной деятельности и поведения. Так как в мотивации данного типа студентов превалирует позитивное ориентирование на внешние стимулы, для них главным является одобрение, признание со стороны обучающего, рейтинговый балл. Правильная постановка целей и наличие данных стимулов помогают с легкостью приспособиться к различным условиям, в них проявляется исполнительность, граничащая с приспособленчеством (таких 3%). Самым главным является выявление потребности и творческий подход к деятельности, который достигается благодаря личностному контакту с обучающим и взаимной симпатии. Исследования среди студентов методами собеседования, тестирования, интервьюирования привели к результатам, которые составили 39%. Несмотря на обладание теоретическими знаниями и операционными умениями, у них снижено желание в самоактуализации в данном виде деятельности.
Альтернативный тип - «философы», характеризуется внутренней ориентированностью. В группе этот тип занимает положение «белой вороны», увлеченно входит в процесс достижения цели и отличается открытостью по отношению к как новым видам деятельности и ценностям, желанием адекватной самореализации(12%). Мотивацией для них является изыскивание собственных способов создания личностно ориентированной ситуации в процессе обучения и актуализации выбора решения поставленных задач. Большая часть обучающихся данного типа достигает высокой степени подготовленности и имеет наиболее высокую потребность самореализации в учебной и будущей профессиональной деятельности (8%), которая приобретает ряд особенностей: избирательность, критическое самооценивание, как образ мышления и поведения студента как субъекта деятельности и поведения [1].
Студенты третьего типа - «зависимые», совмещают в себе особенные черты, как первого, так и второго типа, заметно демонстрируют социогенные потребности. Приоритетным мотивом учения является самоутверждение в глазах авторитетных лиц, влиянию которых они подвергаются в той или иной степени (49%). Важными стимулами для обучающихся является моральное поощрение доминирующей группы, общественное мнение, которое выражается как вербально, так и невербально.
Из данных типологических групп можно условно вычленить подгруппы обучающихся, индивидуальные формы активности которых сочетаются с теми профессиональными функциями, которые развиваются при стимулировании личностного подхода: «коммуникаторы», «организаторы» и «просветители». Учет данных особенностей дает возможность реализоваться в разных ситуациях делового и межличностного взаимодействия, повысить личностный статус студента.
«Коммуникаторы», обладая коммуникативными умениями и навыками, склонны самовыражаться в разных социальных ситуациях; «организаторы» проявляются в умении мотивировать других на решение поставленной цели; «просветители» отличаются хорошей эрудицией, сочетают воображение и интуицию, незаменимы в ситуации прогноза и выбора способов проблемы.
Критериями построения контента обучающего является склонность к объединению содержательных и процессуальных сторон обучающего процесса, который направлен, с одной стороны, на личность, а с другой - на личностный и профессиональный опыт определенных обучающихся. Степень подготовленности к реализации технологий личностного подхода зависит от наличия личностных качеств и индивидуальных особенностей студентов, проявляющихся в учебном процессе. При определении контента осуществлялись следующие цели: формулировка начальных представлений о личностно ориентированных технологиях, определение степени подготовленности обучающихся к их использованию, побуждения к саморазвитию, увлечения и склонность к индивидуальному учебному процессу по усвоению опыта применения личностно направленных образовательных технологий. В качестве материала для учебных занятий был подобран дидактически проанализированный опыт, имеющийся в науке и практики личностно ориентированного обучения. Соответственно, рассматривая сущность содержания обучающего процесса технологиям личностного подхода, его реализацию мы осуществляли при помощи разнообразных процессуальных направлений посредством организованных специальным образом учебных занятий, использование образцов технологий личностного подхода. В основе содержания обучения лежат концепции и технологии создания в учебном процессе личностно ориентированных ситуаций, являющихся одновременно фактором проявления личностных функций будущего специалиста [2].
Личностная направленность в будущей профессиональной деятельности противоречит стандартному мышлению и поведению, выделяет ценностный аспект, упорядочивает степень и возможности становящиеся субъектности личности будущих специалистов. Каждый из учащихся имеет весьма индивидуальный уровень понимания идей педагогической деятельности, присущий ее иррациональным, аксиологическим аспектам (нравственным и эстетическим) и уровень осознавания собственного характера и места в личностно ориентированном процессе обучения. Данные уровни находятся в непосредственной зависимости от степени развития намерений личностного бытия обучающегося, целостного представления о видах построения личностно ориентированного процесса обучения. На основе предыдущих исследований и выводов в процессе профессионально-личностного становления обучающегося были отмечены пять этапов, которые важно пройти каждому обучающемуся ( логика которых зависит от типологических особенностей субъектов учебной деятельности).
На каждом этапе представлена модель процесса обучения, которая обладает определенными целями, содержанием и процессуальными характеристиками, направленными на построение целостного представления о видах личностного подхода в обучении, сочетается с характеристикой будущего специалиста.
Основываясь на концептуальных критериях реализация личностно ориентированного образования и опыте дидактических исследований в русле данной концепции, в качестве обобщенного дидактического средства при проектировании подготовки студентов к применению технологий личностного подхода мы избрали систему ситуаций, моделирующих деятельность учителя по применению задачных, диалоговых, имитационно-игровых технологий. Структура и функции таких ситуаций, выбор их технологии зависели от этапа обучения [1].
Выборочные функции этапов подготовки специалистов к использованию технологий личностно подхода, дидактические характеристики данных этапов, а также содержание профессионально-личностного саморазвития на каждом из них выявлены в предложенной обобщенной модели обучения технологиям личностного подхода (таблица).
Таблица
Модель обучения технологиям личностного подхода
Цели этапов подготовки к применению технологий личностного подхода Содержательные и процессуальные характеристики этапов Личностное саморазвитие будущего учителя в системе общепедагогической подготовки и в ходе педагогической практики
Содержание обучения Формы и метода обучения
I . Эмоционально-личностное восприятие идей и концепций личностного подхода в процессе обучения Идея самоценности личности и межличностного общения. Роль учителя в организации учебного процесса, ориентированного на личность. Мотивационное обеспечение. Диалоговая форма. Изложение педагогических понятий на основе решений профессиональных задач. Самоанализ собственных представлений и отношения к идеям и концепциям личностного подхода в образовании.
П. Осознание сущности и категорий личностного подхода и его технологий, профессионально-педагогического общения Дидактические характеристики, функции личностно ориентированной ситуации и закономерности ее построения. Ориентировка в системе средств технологического обеспечения личностно ориентированного учебного процесса. Имитационно-игровые формы, метода моделирования конкретных ситуаций и условий, имитирующих приемы личностного подхода к учащимся в обучении . Новый понятийный аппарат ( технологии, личностно ориентированная ситуация, личностные функции, эмпатическое общение, саморазвивающая деятельность). Самоанализ совей готовности
Литература:
1. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 500 с.
2. Галавова, Г.В. Формирование готовности будущего учителя к осуществлению дифференцированного обучения в школе: дис. ...кандидата педагогических наук: 13. 00. 01 / Галавова Гульнара Вакифовна; [Место защиты: Татар. гос. гуманитар. - пед. ун-т.]. - Казань, 2010. - 246 с.
3. Психология и педагогика. / К.А. Абульханова. - М.: Совершенство, 1998. 320 с.
Педагогика
УДК 37
аспирант кафедры спортивной медицины Гамер Борис Ильич
Государственный университет физического воспитания и спорта Республики Молдова (г. Кишинев); доктор педагогических наук,Ректор Манолаки Вячеслав Георгиевич
Государственный университет физического воспитания и спорта Республики Молдова (г. Кишинев)
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Аннотация. Затронутая в настоящей статье проблема формулируется как современные противоречия, препятствующие оптимизации здоровья учащейся молодёжи средствами физической культуры и спорта. Актуальность и значимость поиска путей оптимизации здоровья указанной категории граждан обусловлена важностью задачи сохранения и укрепления здоровья, и негативными показателями, определяющими его состояния современной учащейся молодёжи, выступающей в качестве трудового и популяционного потенциала любой страны. В ходе исследования был осуществлен опрос среди учащихся с 1 по 3 курса медицинского колледжа, в результате которого было выявлено мнение респондентов о содержании ряда понятий, среди которых «быть здоровым», «здоровый образ жизни», определены факторы, влияющие на качество занятий по дисциплине «Физическая культура» и причины по которым учащиеся колледжа игнорируют их. Установление субъективных причин, обусловленных несформированностью системы ценностей физической культуры и спорта, обусловило выявление положительной корреляции между ней и уровнем самоорганизации студенческой молодежи в физкультурно-оздоровительной деятельности. Полученные результаты исследования позволили сделать вывод о необходимости и значимости внедрения разнообразных видов физкультурно-оздоровительных практик в образовательный процесс высшей школы и секционных занятий.
Ключевые слова: здоровье, учащиеся, здоровый образ жизни, субъективные причины, физкультурно-оздоровительная деятельность, средства физической культуры и спорта.