Научная статья на тему 'Современная подготовка физкультурных кадров с использованием инновационных технологий'

Современная подготовка физкультурных кадров с использованием инновационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ОЦЕНКА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковш Н. А.

Профессиональная деятельность в области физической культуры и, особенно в большом спорте, имеет свою специфику, требует не только адекватной профессиональной технологической подготовки, но и высочайшей самоотверженной готовности трудиться самозабвенно, неистово, преодолев вместе со спортсменом трудности, невзгоды, неудачи. Организация учебно-педагогической деятельности должна осуществляется при использовании инновационных способов организации учебного процесса и форм педагогического контроля. Основой для совместной обучающей деятельности преподавателя и учения студентов может стать разработанная действенно-практическая модель обучения, концептуальную основу которой составляет личностно ориентированное образование с опорой на контекстное и проективное обучение, совмещенное с технологией модульного обучения и рейтинговой системой оценки знаний студентов. Применение разработанной модели обучения педагогической деятельности, концептуальную основу которой составляет личностно-ориентированное профессиональное образование с опорой на контекстное и проективное обучение, активно направляет учебно-воспитательную деятельность студентов. Итоговым показателем профессиональной готовности и развитости специалиста физической культуры должна стать педагогическая культура, реализуемая в индивидуально-творческой деятельности и гарантирующая компетентность управления современного процесса физкультурного образования школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная подготовка физкультурных кадров с использованием инновационных технологий»

№ 1 - 2006 г.

13.00.00 Педагогические науки

УДК 371.13:796/799

СОВРЕМЕННАЯ ПОДГОТОВКА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ КАДРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Н. А. Ковш

Костанайский государственный педагогический институт (г. Костанай)

Профессиональная деятельность в области физической культуры и, особенно в большом спорте, имеет свою специфику, требует не только адекватной профессиональной технологической подготовки, но и высочайшей самоотверженной готовности трудиться самозабвенно, неистово, преодолев вместе со спортсменом трудности, невзгоды, неудачи. Организация учебно-педагогической деятельности должна осуществляется при использовании инновационных способов организации учебного процесса и форм педагогического контроля. Основой для совместной обучающей деятельности преподавателя и учения студентов может стать разработанная действенно-практическая модель обучения, концептуальную основу которой составляет личностно ориентированное образование с опорой на контекстное и проективное обучение, совмещенное с технологией модульного обучения и рейтинговой системой оценки знаний студентов. Применение разработанной модели обучения педагогической деятельности, концептуальную основу которой составляет личностно-ориентированное профессиональное образование с опорой на контекстное и проективное обучение, активно направляет учебно-воспитательную деятельность студентов.

Итоговым показателем профессиональной готовности и развитости специалиста физической культуры должна стать педагогическая культура, реализуемая в индивидуально-творческой деятельности и гарантирующая компетентность управления современного процесса физкультурного образования школьников.

Ключевые слова: учебно-педагогическая деятельность, инновация, интегрированная и дифференцированная оценка знаний

Проблема формирования профессиональной ценностно-мотивационной основы будущих специалистов физической культуры (ФК) и спорта актуальной была всегда. Практика и многочисленные исследования убедительно показывают, что значительных, а тем более выдающихся профессиональных достижений в области ФК и спорта добиваются специалисты, которые отличаются высоким уровнем профессиональной мотивации. Специфика профессиональной деятельности в области ФК и особенно в большом спорте требует не только адекватной профессиональной технологической подготовки, но и высочайшей самоотверженной готовности трудиться самозабвенно, неистово, преодолев вместе со спортсменом трудности, невзгоды, неудачи. Поэтому формирование прочной основательной профессиональной мотивации у студентов, избравших предметом своей будущей деятельности ФК и спорт, требует пристального внимания [2].

По некоторым данным признанных центров подготовки высококвалифицированных специалистов физической культуры и спорта после вуза начинают трудиться не более четверти выпускников, здесь дело в низком социальном статусе, в мизерной оплате труда начинающего специалиста, низком материальном обеспечении учебного и тренировочного процесса и т. д. Правда заключается в том, что около одной трети первокурсников, поступивших на специальность "ФК и спорт" признаются в том, что не собираются работать по ней, около одной трети - твердо ориентированы на работу по избранной специальности, а оставшаяся часть допускает такую возможность при благоприятных обстоятельствах. Неопределенность будущего снижает мотивацию учения: есть проблема посещаемости студентами учебных занятий, не достаточно высоки показатели успеваемости, низка общественная активность многих студентов. Но, самое главное, большинство студентов стремятся обеспечивать себя материально, работая и отвлекаясь от учебы [2]. Примерно 50 % выпускников ФФК Кустанайского государственного педагогического института (КГПИ) трудоустраиваются в систему образования (общеобразовательные школы, ДЮСШ, спортивные клубы). Однако сельская школа привлекает выпускников-мужчин только как возможность получения отсрочки от действительной службы в армии. С учетом свободного показатель трудоустройства возрастает до 60 %. Но в системе ценностных ориентаций студентов ФФК есть важный и очень мощный по своему мотивационному ресурсу источник - глубокие и прочные эмоциональные связи со спортом. С ним связаны эмоциональные переживания успеха, самоутверждения, признания, перспективы реализации потребностей, влечений, желаний, стремлений.

Проводимые нами многолетние систематические изучения ценностных ориентации студентов с первого курса и в течение всего периода обучения в вузе показывают, что учебный процесс несет в себе широкие возможности для формирования профессиональной мотивации, прежде всего, через коррекцию и развитие тех актуальных ценностей, которые проецируются в сферу ценностного ресурса избранной специальности. Иначе говоря, у студентов создается тот баланс актуальных ценностных приоритетов, который имеет реальные возможности для их реализации в избранной профессиональной деятельности. Формирование этого баланса требует от преподавателя (тренера, куратора группы) аксиологической и психологической грамотности, безусловного приоритета личности, ее уникальности. Через ценностно-смысловое наполнение учебно-профессиональной деятельности создается привлекательная эмоциональная и аргументированная жизненными смыслами стратегия, которая, однако, включает в себя и вектор ближайшего развития личности. Все это требует не только использования внутреннего ресурса имеющихся учебных планов, но и их основательной коррекции, прежде всего, в сторону укрепления профессионально-предметного компонента государственного образовательного стандарта по специальности "ФК и спорт".

"Теория и методика физической культуры" (ТМФК) как профилирующая научная и учебная дисциплина формирует систему фундаментальных знаний в профессиональной деятельности в области ФК и спорта. Теоретические знания -высшая форма научных и профессиональных знаний. Владение ТМФК определяет уровень и степень образованности студентов и специалистов, а также уровень их профессиональной компетентности. Специалист не сможет решать задачи на высоком профессиональном уровне, если он не владеет достаточным объемом научно-теоретических знаний [3].

Реализуя личностно развивающее обучение в процессе преподавания учебной дисциплины ТМФК, обучение строится нами как процесс: 1) индивидуального развития личности, сохранения ее самобытности, личной свободы; 2) интериоризации общечеловеческих ценностей, развития индивидуальных личностных смыслов,

проектирования физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности; 3) построения на основе диалога социальных взаимодействий. Личностно ориентированное образование представляет собой интеграцию обучения, воспитания и развития. Исходя из этого, в педагогическом процессе заложены логика индивидуального развития личности студента, его восхождение к новому качеству своей самобытности, освоение и воспроизводство культурно-исторического опыта и личностно-социальных функций, логика самодеятельности, смысл творчества и проектирования собственной деятельности, логика социального взаимодействия на основе взаимопонимания, сотрудничества - логика диалога. Важно, чтобы был обеспечен переход, "от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению" в процессе физкультурно-спортивной деятельности [5].

Организация учебно-педагогической деятельности может быть осуществлена при условии использования инновационных способов организации учебного процесса и форм педагогического контроля. Основой для совместной обучающей деятельности преподавателя и учения студентов может стать разработанная нами действенно-практическая модель обучения, концептуальную основу которой составляет личностно ориентированное образование с опорой на контекстное и проективное обучение, совмещенное с технологией модульного обучения и рейтинговой системой оценки знаний студентов. Контекстная система обучения, обеспечивающая гуманные отношения между преподавателями и студентами, предоставляет возможность индивидуального подхода к каждому студенту, позволяет отказаться от ориентации на среднего студента. Контекстное обучение осуществляется нами поэтапно по модульному типу: 1) семиотическая работа с информацией; 2) имитационная модель (проблемные и развивающие задания разной сложности, ролевые игры, имитационные игры); 3) социальная модель (решение задач, деловые игры, педагогическая практика).

Специальные исследования показывают, что на факультете в процессе обучения развивающаяся личность будущего специалиста имеет возможность получить самое блестящее образование. Решение проблемы подготовки специалиста ФК и спорта нам видится в грамотной организации самостоятельной работы студентов, в применении новых информационных технологий, которые, в первую очередь, связаны с внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Но решение "компьютерной" проблемы требует: а) наличия компьютеров; б) подготовленности профессорско-преподавательского состава; в) учебно-методического обеспечения (электронные базы данных, программы, компьютерные учебники и учебные пособия и т. д.). В связи с этим сегодня ФФК нужны собственные компьютерные классы. Специалисты отмечают, что область ФК и спорта пока еще не богата информационными ресурсами, поэтому параллельно следует обеспечивать специальной литературой студентов ФФК для изучения дисциплин учебного плана специальности "ФК и спорт", регулярно расширяя библиотечный фонд КГПИ.

Профессиональная деятельность педагога протекает в условиях постоянного педагогического общения учителя и учащихся. Развитие умений педагогического общения - это обучение в процессе общения студентов друг с другом, студентов с преподавателем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения студенты поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя. Совместная деятельность преподавателя и студентов в наиболее демократичной форме проявляется в форме семинарских занятий типа деловых игр. В зависимости от способа проведения условно выделяют следующие виды деловых игр (В. М. Розин): игра-обучение, игра-исследование, игра-тренинг. В конкретной

игре обучение, тренинг, исследованиемогут применяться интегрировано, формируя умения педагогического общения [1]. В ходе дискуссии студенты самостоятельно определяют профессионально значимые умения педагогического общения и вырабатывают требования для студентов отвечающих или выполняющих определенную роль. Студенты 3 курса ФФК, определив наиболее значимые умения педагогического общения (умение убеждать, слушать, спонтанно говорить), разработали требования к ответам: информировать точно, кратко, доступно; разъяснять, приводя примеры; доказывать или опровергать, используя знания, опыт, факты; уметь активно слушать, проявляя внимание, дружелюбие к собеседнику; уметь спонтанно говорить, используя широкий словарный запас, культуру речи, специальную терминологию. Преподаватель в итоге оценивает не только запланированные знания, но и проявленные умения педагогического общения. В качестве показателя динамики профессионального обучения при завершении учебного курса ТМФК

использована интегрированная и дифференцированная оценка. Дифференцированная оценка выводилась по баллам, полученным студентами за каждый учебный блок в модуле предмета, а интегрированная оценка - как общий балл за комплексное освоение учебных знаний по ТМФК.

Далее в период педагогических практик реализована методика модульно-проблемного обучения с акцентом на предметном и социальном контекстах деятельности в форме:

1. Организации совместной и индивидуальной деятельности, активизирующей учебно-познавательный процесс.

2. Взаимного интеллектуального обогащения студентов-практикантов в группе.

3. Обмена различными способами деятельности для оптимального решения проблем.

4. Рефлексии, через которую устанавливается отношение будущего учителя к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция.

5. Выполнения учебно-исследовательских заданий в общеобразовательной школе на уроках физической культуры с определением: моторной плотности; физической подготовленности школьников; физиологической кривой физической нагрузки.

6. Приобретения знаний, умений, навыков стандартной и творческой деятельности в процессе школьной учебно-воспитательной практики. Самостоятельное решение проблемных вопросов в педагогической деятельности. Решая проблему, студенты учатся практическому применению знаний, прочно усваивают систематизированные знания, совершенствуют логическую память, развивают речь, применяют изученные методы, приемы, средства обучения и воспитания.

Применение разработанной нами модели обучения педагогической деятельности, концептуальную основу которой составляет личностно-ориентированное профессиональное образование с опорой на контекстное и проективное обучение, активно направляет учебно-воспитательную деятельность студентов. Показателями такого отношения явилось: 1) большое количество студентов, желающих работать в дальнейшем учителями физической культуры, тренерами по виду спорта; 2) учителя ФК общеобразовательных школ г. Кустаная отмечают уверенную манеру поведения у студентов, качественный показ и объяснение, исправление ошибок; 3) проведение практикантами авторских нестандартных уроков физической культуры на ФФК в смотре-конкурсе "Лучший практикант года". Ведущими качествами специалиста,

владеющего профессионально-педагогической культурой, являются сформированность оценочных суждений, глубина научных познаний, способность к диалогическому общению, творческая активность, самостоятельность, профессиональный интеллект. Интегральным показателем профессиональной готовности и развитости специалиста должна стать педагогическая культура, реализуемая в индивидуально-творческой деятельности и гарантирующая компетентность управления современного процесса физкультурного образования школьников.

Список литературы

1. Гречко, А. С. Семинарские занятия как метод формирования умений пед. общения / А. С. Гречко // Совершенствование подготовки кадров в области ФК и С в условиях модернизации проф. образования в России: материалы 2-й науч.-практ. конф.. - М. : Флинта, 2004.

2. Поварпицын, А. П. О формировании проф. ценностно-мотивационной основы у будущих специалистов по ФК и С в процессе их учебы в университете / А. П. Поварпицын, Г. А. Бурцева // Там же. - М. : Флинта, 2004.

3. Теория и методика ФК : учеб. / Под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2004.

4. Холодов, Ж. К. Технология постградуального обучения в системе повышения квалификации и переподготовки физкультурных кадров / Ж. К. Холодов // Теория и практика ФК. - 2002. - N 5.

5. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - N 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.