Научная статья на тему 'Открытое занятие в детском саду: основные особенности, тенденции, приемы'

Открытое занятие в детском саду: основные особенности, тенденции, приемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / занятие / образовательная деятельность / воспитатель / preschool education / lessons / educational activities / educator

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакирова Елена Валерьевна

Актуальность исследования. Занятие является не только формой организации обучения дошкольников, но и показателем профессионализма педагога. На открытом или конкурсном занятии педагоги стремятся продемонстрировать самые современные методы и средства, что делает такие мероприятия отражением ведущих тенденций в дошкольном образовании настоящего времени. Цель исследования: выявление специфики организации занятий на основе материалов конкурсов для педагогов детских садов Ивановской области. Методология: видеоанализ занятий. Описание хода исследования. Для сбора исследовательских материалов были организованы дистанционные конкурсы. В них приняли участие 188 педагогов дошкольных организаций 21 муниципального района Ивановской области. В качестве конкурсной работы участники присылали видеозапись занятия с дошкольниками. В рамках исследования проведен видеоанализ занятий по изучению их структуры, выявлению наиболее распространенных и действенных педагогических приемов и средств. Основные результаты. Проанализировано 188 работ участников региональных конкурсов «Читаем Ушинского» и «Детский сад – современный формат», организованных в 2023 году. Отмечена общая тенденция к перегрузке образовательной деятельности игровыми приемами и сюрпризными моментами. Выявлено общее стремление к замене детской инициативы и самостоятельности последовательным выполнением заданий педагога. На основе анализа материалов конкурсантов разработана схема типичного открытого занятия, начинающегося звуковым приемом привлечения внимания детей, построением в круг, авторитарным целеполаганием через загадку или сюрпризный момент. Выводы. Среди особенностей конкурсных (открытых) занятий отмечаем желание педагогов применять зрелищные приемы, методы, средства (переодевание, эксперименты, технические устройства), а также преобладание активности взрослого, подавляющую активность ребенка. В стремлении проявить свои артистические способности педагоги берут всю инициативу на себя, выполняя большин­ство заданий, доминируя во всех видах деятельности и формулируя выводы. Среди особенностей, характеризующих открытые занятия, выделяем четкое построение образовательной деятельности как системы последовательных заданий, объединенных условной сюжетной линией (путешествие, сказка), не предусматривающее детскую инициативу и вариативность. Исследование показало преобладание развлекательных средств над образовательными и развивающими целями организации открытых занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакирова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Open lesson in kindergarten: main features, trends, techniques

The relevance of research. The lesson is not only a form of organizing the education of preschoolers, but also an indicator of the professionalism of the teacher. At an open or competitive lesson, teachers strive to demonstrate the most modern methods and tools, which makes such events a reflection of the leading trends in preschool education of the present time. The aim of the study: to identify the specifics of the organization lessons based on competition materials for kindergarten teachers in the Ivanovo region. Methodology: video analysis of lessons. Description of the research progress. Remote contests were organized to collect research materials. 188 teachers of preschool organizations from 21 municipal districts of the Ivanovo region took part in them. As a competitive entry, participants sent a video recording of a lesson with preschoolers. As part of the study, a video analysis of lessons was conducted to study their structure and identify the most common and effective pedagogical techniques and tools. The main results. 188 works of participants of the regional contests “Reading Ushinsky” and “Kindergarten – Modern Format”, organized in 2023, were analyzed. There is a general tendency to overload educational activities with gaming techniques and surprise moments. A common desire to replace children’s initiative and independence with consistent fulfillment of teacher’s tasks has been revealed. Based on the analysis of the contestants’ materials, a diagram of a typical open lesson has been developed, beginning with a sound technique for attracting children’s attention, building in a circle, authoritarian goal setting through a riddle or a surprise moment. Conclusions. Among the features of competitive (open) lessons, we note the desire of teachers to apply spectacular techniques, methods, means (dressing up, experiments, technical devices), as well as the predominance of adult activity, the suppressive activity of a child. In an effort to show their artistic abilities, teachers take all the initiative, completing most tasks, dominating all types of activities and formulating conclusions. Among the features that characterize open lessons, we highlight the clear construction of educational activities as a system of sequential tasks, united by a conventional storyline (journey, fairy tale), which does not provide for children’s initiative and variability. The study showed the predominance of entertainment over the educational and developmental goals of organizing open lessons.

Текст научной работы на тему «Открытое занятие в детском саду: основные особенности, тенденции, приемы»

�������� ����� ����������.

����� �� ����������� ��������������� ������������, �������, ������

������������ ������������. ������� �������� �� ������ ������ ����������� �������� �������������, �� � ����������� ���������������� ��������. �� �������� ��� ���������� ������� �������� ��������� ������������������ ����� ����������� ������ � ��������, ��� ������ ����� ������������ ���������� ������� ��������� � ���������� ����������� ���������� �������.

���� ������������: ��������� ��������� ����������� ������� �� ������ ���������� ������������ ��������� ������� ����� ���������� �������.�����������: ����������� �������.�������� ���� ������������. ��� ����� ����������������� ���������� ���� ������������ �������

������� ��������. � ��� ������� ������� 188 ��������� ���������� ����������� 21 ��������������� ������ ���������� �������. � �������� ���������� ������ ��������� ��������� ����������� �������� � �������������. � ������ ������������ �������� ����������� ������� �� �������� �� ����������, ��������� �������� ���������������� � ����������� �������������� ������� � �������.

�������� ����������. ���������������� 188 ����� ���������� ������������ ��������� ������� ���������� � �������� ��� � ����������� �������, �������������� � 2023 ����. �������� ����� ��������� � ���������� ��������������� ������������ �������� �������� � ����������� ����������. �������� ����� ���������� � ������ ������� ���������� � ����������������� ����������������� ����������� ������� ��������. �� ������ ������� ���������� ������������ ����������� ����� ��������� ��������� �������, ������������� �������� ������� ����������� �������� �����, ������������ � ����, ������������ �������������� ����� ������� ��� ���������� ������.

������. ����� ������������ ���������� (��������) ������� �������� ������� ��������� ���������� ��������� ������, ������, �������� (������������, ������������, ����������� ����������), � ����� ������������ ���������� ���������, ����������� ���������� �������. � ���������� ��������� ���� ������������� ����������� �������� ����� ��� ���������� �� ����, �������� ������������ �������, ��������� �� ���� ����� ������������ � ���������� ������. ����� ������������, ��������������� �������� �������, �������� ������ ���������� ��������������� ������������ ��� ������� ���������������� �������, ������������ �������� �������� ������ (�����������, �������), �� ����������������� ������� ���������� � �������������.

������������ �������� ������������ ��������������� ������� ��� ���������������� � ������������� ������ ����������� �������� �������.

�������� �����: ���������� �����������, �������, ��������������� ������������, �����������.��� �����������: �������� �.�. �������� ������� � ������� ����: �������� �����������, ���������, ������ // ����������� ���������� �����������. � 2023. � �6(120). � �. 46�63. DOI: 10.24412/2782�4519�2023�6120�46�63

���������: 18.10.2023. ������� � ����������: 3.11.2023.

. cuclitsa@mail.ru

UDC 373.2 DOI: 10.24412/2782�4519�2023�6120�46�63

Open Lesson in Kindergarten: Main Features, Trends, Techniques

Elena V. Shakirova.

Ivanovo State University, Ivanovo, Russia

The relevance of research. The lesson is not only a form of organizing the education of preschoolers, but also an indicator of the professionalism of the teacher. At an open or competitive lesson, teachers strive to demonstrate the most modern methods and tools, which makes such events a reflection of the leading trends in preschool education of the present time.The aim of the study: to identify the specifics of the organization lessons based on competition materials for kindergarten teachers in the Ivanovo region.Methodology: video analysis of lessons.Description of the research progress. Remote contests were organized to collect research materials. 188 teachers of preschool organizations from 21 municipal districts of the Ivanovo region took part in them. As a competitive entry, participants sent a video recording of a lesson with preschoolers. As part of the study, a video analysis of lessons was conducted to study their structure and identify the most common and effective pedagogical techniques and tools.The main results. 188 works of participants of the regional contests �Reading Ushinsky� and �Kindergarten � Modern Format�, organized in 2023, were analyzed. There is a general tendency to overload educational activities with gaming techniques and surprise moments. A common desire to replace children�s initiative and independence with consistent fulfillment of teacher�s tasks has been revealed. Based on the analysis of the contestants� materials, a diagram of a typical open lesson has been developed, beginning with a sound technique for attracting children�s attention, building in a circle, authoritarian goal setting through a riddle or a surprise moment.Conclusions. Among the features of competitive (open) lessons, we note the desire of teachers to apply spectacular techniques, methods, means (dressing up, experiments, technical devices), as well as the pre�dominance of adult activity, the suppressive activity of a child. In an effort to show their artistic abilities, teachers take all the initiative, completing most tasks, dominating all types of activities and formulating conclusions. Among the features that characterize open lessons, we highlight the clear construction of edu�cational activities as a system of sequential tasks, united by a conventional storyline (journey, fairy tale), which does not provide for children�s initiative and variability.The study showed the predominance of entertainment over the educational and developmental goals of organizing open lessons.

Keywords: preschool education, lessons, educational activities, educator.

For citation: Shakirova E.V. (2023). Open lesson in kindergarten: main features, trends, techniques. Preschool Education Today. 6:17, 46�63 (in Russian). DOI: 10.24412/2782�4519�2023�6120�46�63

Recieved: 18.10.2023. Accepted: 3.11.2023

. cuclitsa@mail.ru

��������

����������� ��������������� ������������� ������������ � ������ ��������, ���������� � ������������� ����������� � �������, ������������ � ������ �������, ��������������� ��������� � �������������� �������, ������������� �������������.

������� ��� ����� ��������������� ������������� ������������ �������� ������� ��������� � ���������, ���������� ������������ ���������������� ����������� �� ��������� ������������ � ��������� (������������, 2022). �������� �� ���� ������ �������, ������� � ������� ���� ��������� ��������. ��������� ������������� ���������� ���������� �.�. ����� � �������� �������� ����� ������������, ����������� �������� ��������, �������� ����, ���� � ������ (�����, 1981. �. 48). ��� ��������, ��� ��������� ����������� ��������, ��������� ����� ���������. ��� ���� ����������� ��������������� ������������� ������, ���� ������������ ������ (��� ��. �. 29). �������� �� �������������� ��������� ������������, �.�. ����� ����������� ���������� �������� �������, �������� �� �������� ����� ������� � �� ������������ ����������� (�����, 1981).

� ��������� ����� ������ �������� � ��������� ����������� ������ ������� �������, ������� ����������������� ������� ����������������� �������� ���������, ��� ������������� ���������� �������������� ����������� � ����������� ������ (���������, 2021; 2022). �� �������� �������� �������� ���������� ����������� ���� ������ ������, ������������������� ������������� ���������� � ��������, �������� ������������ �����������, �������� �� �������������� ��������. ������ � ��������, ������������� ������� ����������� ���������, ��������, ��� � ������� �� ������������ ������������ ���������������� � ����������� �������� ������� (�������, ���������, 2019). ������ ����� ����������������������������������������� �������� �� ��������� �������� � ���������� ����� ���������, ������ � ���������.

������� ��� ����� ����������� ��������������� ������������ �������

������������� ����������� ���������������� ������������ ������������ �������� ����� �� ������ ��������� ������� �����. ������ ������� ����, ������������� �� �������� �. �������, �������� ������� ������� � ������ �� �������� ������������ ��������������� ������������� � ����, ������������ � ������������� ����������. ������� �� �. ������� � �������� ����������� �������� ������� � ����������� ��������������� �������� ����� �.�. ���������, ��������� �������� ������������ ������� � ������ ��������� ��������� �������� � ���������� � ����� (���������, 2012).

������ ����� ������� � ������� ���� ���������������� ��� ������������� �, ������ �����, ������������ ������������ � ����������, ���������, ��������, �����, ������������� ������ �� �������, �����, � ����� ���� �� ������� ������� � ������ � ������������ �� ���������� ����. ������ ���������������, ��� ��������� ������� � ������� ���� ������ ���� ���������� (���������, 2014. �. 33). ��� ������� ���������� ����������� �������������� ���������� ������� ����������� � ������ �������, ��� ��������, ������� � �.�. ����� �������� �������� ������������ ��� ����������� ������� � ����������� ��������� ����� � ���. ����� ��������� � ������������ ���� ������������ ���������� ������������ ���� ���������� ���������� �� �� �����������. �������� ������ ���������, ������� ����������� �������� ������ ���� �������������� ������� ������ �������. ������� ������� � �������� ������ ���� �������������. ��� ����������� ������ ������ ����������� � �������� ��������������� �����������, � ������ �� ��������� ����� � ��������. <�> ������� ��������������� �������� � ���� �������� ������������ (����������� ��������, 2015. �. 7�8). ���� ����� ����������� ����������� � ������ ������ ���������� ���������� ���������� ��������� ���������� ����� ���������. ��������� ������ �������������� ���� ��������������� ������� �����, ���������� �������� (�. �������, �. ����, �. ���������� � ��.), ��������� ������������������ ������ �� �������� ���� ��������� ����� ������������, ������������� ��� � ����������� ��� �������� �������. ��� ���� ��������� ������������ ������ ��������������� �������� ��������������� ������.

������� �������� ������� � ������� ����������� ����������� ����������� � ������ ������� ������ � ������ �.�. ������, �������� ������ � ��� ����������� ������������������ �������� ������� �������� (���������, 2016). � ����� ������� �.�. ����� ������������ ��������� ���������� �� ������������ �������� ���� ��������, ��������� ������� �������� �� ����� ����������� ������� ���������. ������������� ����� �� �������� ������������������, �.�. ����� ���������� ��������� �������, ����������� �� ���������� ������������, �������������, ������������ � �����������, ��������� ������� ������ (�����, 1981. �. 32). �������� ������ ����������������� �������� ����� �� �������� ��� ������ � �������� ������� �������: ������� ����������� � ���, ��� ����� ����� � ������ �� ����� ���������� �������. ����� �� ������� ���������� � ��������� ��������������� ������ ����� �� ������������� �� ��������� �� ���� ����� ������ ������� (��� ��. �. 44). ������� ������������ ��� ����� ������������ �������� ����� ������ �����, ��������������� � ������������ �����. ������� � �������� ���� ����� ������ ���� ����� �� ������� ����������, ���������� � ��������� ������ ���� ������ ��������, ������� ������, ��������� � ��������� ������. � ��������� ����� ���������� �� ��� ����������� ����� ���������������� �������� �� ���������� � ����������� ������������ ���������� �������������������� ���������� ������ ���������� �������� �������������, ����������, ����������� ��������� ��� ������������ ����� ���������� ����������� (���� ����������..., 2022).

����������� ��������������� ��������� ������ ���� � ������� �������������� � �������. �� ��������� ������� � ����� ������������ ����������� �� ������������ ���� ������ ������� ���������� �������. ������������ �������� �� ������ �������� ������, ��� ����� ������� � ��� ��� ����������. ��������� � ������ ������������ ����������������� ���������������� ��������� ����������� ����������� ����� ��������� �� �����������, � ��� ��������������� �������������� ���������� ��� ����� ��������������� �������� � ������� (�������, ��������, �������� � ������ �������� �������), �� ��� ���� ���������� ������� ��� ��� ��������. � ����������� ���������� �� ��������� ����� �����������, ��� ����������������� �������������, ���������������� ���������������� ������������� (����������� ���������������..., 2016), ������������ ���������������� ������������� (������������� ��������..., 2013), ���������� ����� � �������������� ����� ���������. � ������� �������������� ���������� ����������, ��� ��� ����������� ����� ������ ��������� ������������ �� ��������� � ����������� � ������������� ��������, ���������� ������ ������������� � ����������� � �������������� ���������������, � � �������� ��������� ������� ��������������� �������� � ������ ����������� ���������� ���������������� �������� ��� ��������������� � ���������������� �������������� ��������� ����� ���������� ������������ ��� ������� ������������ ����� ��������, ���������� � �������� (���������� ����������..., 2021. �. 179). � ������������ � ���� ��������� ���������� �.�. ����������, ��� �������������� ������ � �������� ����� �� ���� ���������� ���������� ������� ��������������, ������ ��� �������� � �� � ���� �� ������������, ��� ��� � ����������� ������� ������������ ����������� ����������� ����������� ������������ ������ �� ������������ ������������� ������. � ������������ ����� ������� ������ ����� ������� ���������, ����� ��������������� ����� ���������� �������� (���������, 1997. �. 122). ����� ����, ������������� �������� � ����������� ���������������� ������������ ������������ �������� ����������� � ���������� ���������������� ��������, ������������ ������ ���, ����������� ������� � ����������. ��������� ������� �������� ����������� ������������ ������������� �� ������ �������� �����, ����������� ����������� ��������������� ��� ��� ���������� � �����, ���������� ������� � ������ ���, �� ������ ��������� � ������� ������������� �������� � ��������� �������� � ��������� (���������, 2022).

� ��������� ����������� ���������������� ��������� ����������� ������������ (��� ��) � ��������� �������� �������� ��������� �������. � ������������ � ������������, ������ � ��� ��, ��������� ��������������� ��� ����, ������������� � ���������� �����, ����������� ��; ��� �������������, ������������ �� �������� ������ ����� ��� ���������� ��������������� ���������, ��� �� ���������� � �������������� �������������� ���� � ������� ������, ����� ������� �������������� ��������� ���������������. ������� �������� ������ ������������ ��������, ������ � �����������, ��������������� ������, �������������������� � ��. ��� ����� ����������� � ���� ���������������� ��������, ������������ �������, ��������� ������������, �������������������� ��������, ������������� ����������� ��������������� ��������, ���������� � ����������������� �������� � ��� �����. � ������ ����������� ������� ������� ������ �������������� ��������������� ������������� � ������ ���������, ������� �����, �� ��������������� ������������, ������� ����� ����������� �������� � �������� ������������, ����������, ��������������� (����������� ���������������..., 2023. �. 137). ����� �������, � ����������� ���������������� ��������� ��������� �������������� ����� ������� ������� ����������� ��������������� ������������ ����� � �������� �������� � ��������� ���, �������� �� ������������� ���, �����������, �������������, ��������� � ������ ���������� ��������� �������������� �������� � ������� (��������, 2023).

�������� �������� ������� �������� ��� ��������� ��������, ������������ �� ���������������������������������������������������� ��������. �������� ����� �� ������� �����������������������������������,�������� ��� �� ����� �������� �������������� (�������, ���������, 2019). �� ������� �������� ������ ����, ��� �� ������ ����� ���������� � ��������������� ������������ � � ����, �� ��������, ���������� ��������� � �������� ��������. ����� ��������� �������� ������� �������� ��������� ����� ����� ����������� ��������������� ������������ � ������� ���, ��������� �� ������� ������ ��, ���� ������� ��� ��������� ��������� � ������� ���������, ����������� �� ��������� ������ ������� ����� ������, ������������ �� ����������� � �������� ���������� �� �������� ������ ��� ������, ���������� �� �������������� � ������ ��������.

����������� ������� ��� �������������� ��������

�������� ����������� ������� ������� �� ���������� ����������� �������� � ������������� ����� ����� � ���������� ������. � �������� �� ��������� ����� ������� � ������� ���� ��� ������� �� �������� �������� ����� ������������. ������� � ������� ����������� ������������, ��������� �� ������ ��� � ��� � ������� � ��������. ������ �� �����, ������ ��������� ������� ���������������� ��������������� ������, ��������� �� ������� ����������� �������� �����, ����� ������ ������ ��������. ������ �������� ������ �������� ���������, ��������� ������� ������������� ������� ���������� ������� ���������������������������������.����� �������������������������������������� � �������������� � ��������� ����� ������ � ������ (���������, 2021). ������� ������ �� ������ ������ ��������� ������, �� � ���������, ����� ��� ��� �����. �������������� �������� � �������������������� ����� �������� ��� ��������� � ������ ������������, ��� �� ��������� ��������� ������� ��� ���� (Freniere, Charlesworth, Dominance, 1983; Hu, Li, Wang, 2021). ���� ����������� ������� ������������������ �������, ������ ����� ����� ������������, � ����� ������������� ������� �������.

�������� �� ������������ �������� ����� �������� ������ � �������� � ������� ����, ��������� ��������� �������, ��� �������, �������� �� ������ � ������ ���������:

������� ���� (����������� �������� �����, ��������� � ����������� ���������� ���������� ������������);

�������� ���� (���������� ������������ �������� � ����� �� �������� ������������ ���������);

�������� ���� (��������� � ����������� ����������� ������������, ��������� � ������).

�� �������� ����� ������������� ����� ���������� ����� � ���������� � �������� ������ ������������, ������������ ������������ ���������� ����� � �������� ������ ���������� ������ (���������� ������������, 2021).

������ �������� ���������������� ������������� ���������� ������������ ��������� ������������ ������� ��� ������� ������������� �� ������������ �������������� �������� � �������� ������������� ���������. ������ ��������� ������� �� ���� ������: ������������ �������, ��������� ���������� �������������������������������������� (������, �����������, �����, 2022). ������ ������ ��������� �� �������� ������ �� ��������� ����� �� ��������������� ������������ � ������� � �� ������ �� ����, �� ���� ������� ��������� ������ ��������� ����� �������. �������� ��������� ����� � ���������� ������������� � ����������� �� ���������� ��� �������� � ��������������� ���� ��������. ����� �������, ��� �������� ������ ������ �������� � ��� ���������� ��� ������� ������������� � ��������� �����. �������� �� ���������� ������, ����� ������� �������� � �������� ������ ��������� ��� ���������� �������, ���������� �� �������.

������������

������������������������������������� ����������� �����������, ������ ������ ���������� � ����������� ������� ����������� ������� � �������, �������� �� ������������ � �������������� ���������� � �������������� ������� ������� (�������, ���������, 2019; ���������, 2021; 2022). ��� �������������, ����� ������ ���� ����� ���������� ��������� ��� ����������� � ��������� �������� ����� � �������� ���������� ��������������� ������������, � ����� ��������� ��������� �������� � ������� ����.

����� ������� ���������� ���� ���������� ���������� ����������� �� �� ����� ����� �������������� �� ��������. � ����� ����� ��������� ��� ������������ �������� ������������ ������������������������� ����������� ����������� ���������������� ������������ ���� ������������ �������������� �������� ������� ���������� � �������� ��� � ����������� ������� ��� ��������� �������� ����� ���������� �������. ��������� ��������� ��������� ����������� �������, ������� ����������� ��������� ��������. ����� ���� ���������������� 188 ������������� � ��������� ������������ � ��������� ������������, ���������� � ��������������. �� ���. 1 ����������� ������ ���������� ���������, ��� ������� ���� ������� � ���� ������������.

�������� ����� ���������� ��� ������� ��������� ������� ������������, ������� ������� �� ������� 157 �����, ����� ���� �� �������� 16 ������� ������������������, 6 � ������������ �������������, �� 3 ������� ������� ������������ � ���������������������, � ������ 2 ������� �������� �� ������������ �������� � 1 ������������������. ��������� ���� ������������ �������� ��������� ������� ��� ����� ����������� �������� ������������, �� �� �� ����� �������� ������������ �� �������������. ��� ������������ ������, ������, ��������� � ����� �����, ������� �������� ��������������������������������������� ����, �������� ��� �������� (�������������) ���������� ��������.

���������� �������: ������

� ��������� ������� ������ �������� �������������� ����, �� ������� ���������� ������������ ��������������� �������� ������ � �� ������� ����������� � ���������� � ��������� ������������. �������� ����������������� ��������, ������� ������������

���. 1. ������ ���������� ��������� �� ���������� ���. 2. ������ ����������� ��������, ������������� � ������ �������

�������� � ������ �������, ��������� ������������ � ����� (66 �������), �������� ������ � ������ ������� (�������, ������ �������������, ����� � �����) � ���������� �� 19 ���������, � ���������� �������� ���������� 16 �������, � ������� �� ����������� � 14 ��������. ��������� ������������ ������� ������������ �������� � ���������� �������������, ������������� �� ��������, ���������� �� �������, ������������ �� ���. 2.

�� 10 �������� �������� ���������� � ������ � ��������, ���������. ��������� ������� ���������� � ���������������, ����������� ��� ��������������� ���������� (7 �������), � ��������� ������� ������� ���������� � ����������������,�������,�������������������������������,���������������������������� ����������� �� ���� ������� ��� � ���������� ������ ����������� ���������. ����� ����� �������� ������������ �����, ����� ������� ���������� � ����������� � ������ ����� ���������� �����.

��� �������� �� ���. 2, ������������ ����� ������� ����� ���� ������� (66 �������, 35%) ��������� ��������� � ���� � �������, ��������� �� ����, �������� � ���� � �������� ���������� �������������� �������������. ������������ ������� ������ ����� ���������� ��� ���������, ���������� � ����������� �������� � ���������� ����. ����, ������� � �����, ��������� �������������, ��� ���������� �������� ���� ���� � ����������� � �����������, � ����� � � �������. ��� ������, ��� ������ ����� ����� ����������������, �� ������������� �� �� ������������ ���������� ��������� ����� � ���������� ������������? ������ �����, ���, ��� ��� ���������� ������� �� ��������, �������, ��������� ��������������� ������, ��������� � ������������� � �������������. � �������� ������������� ������ ������� ��������� ����� ����� �� �������������� ����������������� �����. ��������� ������������ � ���� ���������, ���� �������������� ��������� ������ � �������, ������������� �� ������ �� ���������� � ��� ������������ �������� � ���������� ������������ �� ���������� ��������� � ��������������� ���������� ��� �������.

�� ��� ������ ����� �������������� ��������� ���������� �������������� ����� � �������� ������ ����������� ���������, ������� ��� ����������� �� 16 ���������� ��������. ������� ���� �������, �� ������� ������������� �������, ����� ������������ ��������� �������:

����� � ������ ����� �����;

������� � ������ �������;

� ������� � ������ ���������, � ��� ����� ���������� �������;

� ������������ � ������ ���������.

���������� ��������� �������� �������� ����. �������� ������ ������� � ���, ��� ����� ������ ����� � ������ (������������ ����� � ������� ������; �������� �������, �������� ������ �������� �� ���������� ���������� �������). ��������� ������� ���������� � ������� ��� �������� � ��� ������ ������� (�������, ��������), � ������� ������ � ������ �������� ���������, ��� ��� ����� ��� ��������. ����� �������, ������������� ���� � ����� ���������� �������� ��������� ����� ����� ������ � �������������� ���� (������� �������) � ������ ��������� � ���������� �������������� � ������������. ���� ����������� � ������, ����� ����, ����� ��� �������� ����� ����������� ��� ����, ����� ����� �������� ��� ������� ��, ��� �������. ��� ����� ������� ��������� ���� ������� � ��������� ������� ��� �������������. ��������, � ������� ���������� ������ �����, ���������� (��������, ������� ������, ����� �� ����, ���������� ��������, ���������, ���������� � �.�.). ����������� ������� ���������� ��������� �����, � ��� ���������� �������, �������� ����� ������� ������������ �� ������������, ���������, ��� ��� ��� ��������, ��� ���� ������� ����� ������������. ����� ����� �������� ����������� ��������� � �������������� (������ � ����������� � ����� ����������) � ������������ (��� ����� �������, ������ ������ ��� � ����� �������� � ��������� �� ������������).

������ ������� � ��������� ������ ��������� ��������� ���������� ������� ���� �������� ���������, �������������� � ����� ������������ � ������ ��������� � ��� ����� ���������. ��������, ������������ ��������� � �� ����� ���������, ������ ����� ����� � ����� ����� ��������� �� ��������� ����������; ������ ������ ����� � ���������� ����� � ����� ��� ������; �������� ������, ������� �����������, � ��� �����. �������� ����������� ������������, ���� �������� ���� ����������, �������� ������� �� �����, �� ��������� ������. �������� ������� � �� ������� �������������� ��������� � ���� ����� ��������� ������, ��� �� ������, ���������� ���������� ��������.

���������� ������ ������� ������ ���� ������� � ���, ��� ������� ������� �������� ������, ������� �������� ����� � �����������, ������������ � ���������� �������������, � �������� ���� ���� ��������� � �������, ��� ��� ������ �� ���� ������ ����� ������ ������ ������� � ��������, ��������� �����, ������� �����������, � ������� ��������. �� ������ 188 ������������������ ���������� ������� ����� �������� ��������� ����������� ������� � ������ �������, ������������ ��� �������� �����������:

��� ������� ����� ��� �����, ������� �� ����� ������?

������ �� ������ ���������� ��������� ��������?

������ ��������� ���� �� ����� ���� � ������� ���?

������������������������������������� ������� ������ ���� �������, �� ������� ���� �� ������ ����� ���� �������� ������������ ����� � ������, ��������� ������������. �����������������������������������,���������� � ����������� ������������� �������������, ��������� ���� ����� �������������� ����� �� ������ ��� ������������, ������� � ���� �������������� �������. � ���� ����� ����������� ������������ ����� ������������ �������, ����������� �� ������ �������������. ��������, ������� ��������� �������������, � ��� ����� ������� ������ � ����� ��� ��� ����� ����� ���� �������. ���� ��������� ���������, ���������� ���� ������ � ��������������. � ���������� ����� ����� ��� ���������� � ������, ��� ��� ����, ����� ������ ������ ����� �� ���� ������, ����� ��������� �����. ����������� ������� �� ���������� ����������� � ����������� ����������� �������� �� ������ ��������� ������� ��� ���������� ����������, ������ ��� �����. ��� ���������, ����� �� ������ ������� ������ ��� ��������, ����� � ��� �������� ���������� ����� ���� � ����� ����� �� ������������ � ������� ������� ������, ��������� �������� ����� �������.

��������� ����� ��� ������� ����������� �������

������ ������� �������� ��������� ���������������� ������������ ������ �������. ��� �������, ��� ���� ������� � ���, ��� ��������� ������ ��������� ����� � ������ � ������� ��� ��������������� ����� ����� �������. ����� ��� �������������� � ���� ����������� ������������������������������,��������������, ������ ��� ��� ���������� ��������.

��������� ����������, ����� ����� � ���������� ������������ �� �������� ������������� ����������. ������ ���������, ����������� ���������� �� ��������, �� ������� ���� ���������,������������,����������������������� ���������, ���� ����������, �������� � ���������, ��������������, ������������ ������, ������� ������, �������������� ��������� �� ����� ��������, ����� �� ����������� �������, ��������, ������� ������, ������� �������, �������������, ���� �����, ��������, � ����� ��������������� (������� ����������). ��� ����� �� ������� ����������, ������������� �� ��������, ��������� ������ ������������ ������ ��������� ������������, ������� ������, � ����� ������������ ����� ������. ����������� ���� ����������� � ����������� ������������ �� �������� �� �����������, �� ����������� ������� � ��������, ������� �������� ��� ���������� ��������, ������������ �� ������� ����� ������ ��� �����.

������������� ��������� �������������� �� �������� � ���� ���������� ����������� �� ������, �� ���� � ����� �����, ���� �������� ������ �������� � ��������������� ���������: �������� �������, �����, ���������, ������������, ���� � ��������� ���. �������� ����������, ������������� ��� ����������� �������, ��������� ������, ����� ����� ���������� ������������� � ������������ ������������ � �����. ��������� ������� ��� ��������� ����� ������������ �������� ������� ��������� � ����� ��� �������������� �� ������������������ ����� � ������� ��������� ���������.

������������ �������� ����������� �������

������� � ����������� �����������, �� ���������������� �� ������ ������ ������ � ��������, �� � ��������� �������, ��� ������� � �������������� ������. �� 9 ��������� ��� ����������� ����� ����������� �� ����������. � �������� ������������ ������� ����������� ���������: �������� �������, ������, ��������� �������, ������������� (���������� �� ���� ��������), �� 4 �������� �������������� �� ������. ����� ����, 5 �������� ���� ��������� � ������� ������, �� ���� ����������������� ���������� �������, � ��� 5 ������� ���� ������������ ��� ������ � ������������, ����� ������� ���� ������������� � ����������� ������ � ��������� ����� � ���������� ���������� � ����������.

��� ����������� ����, �� 9 �������� ��� ����������� ����� �����������. ����� ������������ � ���, ������ � ������ �������, ������ ����������, ����������, ������, ����� � �����������. �������� ����� �����������, �������� ����� ����������� ���������� ���� ������� � ����� � ������� ������� ������������, ��� ���� ������������ �����, �������� ����������� �� ����������, ���������� ��� �� ������. ������� ����������� ������� � ����������� ������ �������, �� �������, ��� �� ������ ��� ������ ����������. �������� ������� � ������� �������� � ��������� �������� �� 5 �����, ����������� � ��������� ���������� ��������������� ������������ �����, ��������� ������� � ����� ������������� ��� � �������, ������������ �������� ��������� ������, ��������� � ������������. ����� ��������������� ������������ ��������� ��� ����������, � ������� ��� �������� ����� �������� ������������� ���������, � ���������� ������� �� ���������������, ��������� ����� �������� ��� ������������. �������� ��� ��, ��������������� ������������ � ����� ����������� � �������� �� ���������, � ��������� ����� �� ���� ����������� ��������, ������ � ����������� � �������������� ������� (����������� ����������������, 2023. �. 137). ��� �� �������, ��� ������� ������

���. 3. �������� ������ ����������� � ����������� �������� ����� �� ��������

����������� � ���� ��������������� ���������, ������������ �������, ��������� �������������, ������������������� ��������, ������������� ���������� ��������������� ��������� (��� ��). ��� ��������� ��� ��������� ������ ������������ ����� ������������ ����� �� �������������� ���������� ����������� ����������.

����������� � ��������� �������� ������� �� �������: ����� ���������� �������

� �������� ���������� ��������� ����� ������� �������� ��������� ������������� ������ ����������� � ����������� �������� �����. ����� �������� ���������������� ���������������,���������������/�������/���, ��������� ���������� �������� (��������, ��������, ������ ����, ���������, �������); ���� � �����, ��������� ����, �������, ������ ���������������� � �������� ����������� ��������, �������� ������������� ������������ ������������ ��� �����������. ����� ����, �� ��������� �������� ������������� ����� ���������� ���������������� ����� � ����������� ������. ��� ��� ������ ���� ������������ ��� ����������� ��� ����������� �������� ����� �� ������ ������ �������. ���� � �����, ������, ������� � �������� ����������� � ������� ������� ��� ���������� ������ ��� ������ �����, � ����� ��� ���������� ��������.

�� ������ ������ �������, ����� ���� ���� �������������� � ��������� � ������������, �������� ����� ������������ ������ ������, ��������, ���������������� ������� �� ���������� ������. �� ���. 3 ������������ ��������� ������ ����������� � ����������� �������� ����� �� ������ ������ ������� � �� ������������������.

��� �������� �� ���. 3, ����� ����������������� ������� ����������� �������� �� �������� ��������� �������. ������ ������ �� �������� �� 85 �� 188 ������������������� �������. ������������ �������������� ������������ ������� � ������ � �� 33 �������� ���� �������� ��������� �������� ����������� � ��������� ������ ��������� ������ ��� ��������� ����������� �������. ����������� ������ (��������� �����, ��������, ����� �������) ����������� �� 25 ���������, � ��� ����� ��� �������� ������� ����������� (����� �������) ��� ���������� ������������� ��������� (������������� ������, ���������� ��� ������� �������, ����������� ��� �������� �����). �� 24 ��������� ���������� �����, ������������ ���� ��� ����������� ��������. ��� ���� �������������� ��������, ��������, �����, ��������, ������ ����� � ������ ��������, ����������� ������� ���������� �����. ��������, ��� ������ ����������� ��������, ���� �����, ������� ������� ��� �������� �������. ����� �������, ����� �������� ����������� ��������� � ��������� �������������� ������ �����.

��� ����� �.�. ���������, ����� �� ���� �������� � ������ � �������������� ������ �������� ������� �����������, ���������� �������� � ���� ������ �� ������ ������, �� � ���������. �� ������ ���� ����� ������������� ������� ������ ��� ������ ��������� ���������� �������? ��� � ��� ��������� ��������� � ��������� ����������: ����� ������ ������� �������� ��������? ��� �� �������, �� ������������ � �� ����������, �� �� ���� ������� ����� (�������, �� ������!�), ��� ��������� ��� ����� ������� ������ ��� ��������� ������ � ����� �������� �������� �������� ����������. ����� �������� �� ������������� �������� ��������. ���� �� ������ ��������� ����� ������ ��������, �� ������� �� ���������� ������ ����� ���������� ��������?� (���������, 2021. �. 87). ������ �.�. ���������� ������������ ����������� ������������ ������ ������ ������������ � �� 16 �������� ��� �������� ����� � ����������� ������������ ��������� ���������� ����� (����� ��� ������������� �������� �� ������), �� 9 �������� ������ ��� ����������� � ��������������� ������ ��������. �������, ��� ����������� ������ ����� � ������� ������������� ��������� ��� ������������ �������, ��������� � ������� ������ ����������� � �������� �������������� ����������� ��������������, ��� ��� ������������ �������� � ������, � �� ��������� �� ����� ���������� ������� ������ ����������� �� ������ ������ ��������� ��� ���������� ����������������������� ������. ���������� ������ ����������� �������� ����� � ���������� ��������������� �������������, ������� �����, ��� �� 9 ��������� ����������� ��������� ���� ���������� ������, �� 4 � ��������� �����, ���������� � ����� ��������� � ������ ������.

������������ ����� �� ��������: �������

�� ����������� ������, �������� ������������ �������� ��� ����������� �������� ����� � ���������� ���������� ��������������� ������������. � ���������, ������ ������ �������� ������������ ��������� ��������� �� ����� ��������� �������. ��� ������� ������� ������ �� ��������������� � ���� ������� ���� �� ��������, � ��������� �����. ������� ��������� � ����� � ���� �����, ����������� ���������� �� ������, ����������� �� �����. �������� ���������������� ���� �������, �������������� ����� �� ��������, ������������� �� ���. 4.

���. 4. �������� ���������������� ���� �������, �������������� ����� �� ��������

� �������� ������������� � ���������������� ��������, ��������� � ��������� ��������, ����� �������������� ������� �������. �������� ����������� ��������� ���� �� ���� �����������������������, ������� ������������ � ����� � ����������� ������� �� ���������� �������. ������� ��� ������ ����: �����������������, ���� ��� � ������, ������� �� ������ ���������?� (���� ������� ������ ���, ������� ���������� �������, � �����������, ���� ������� ������� �������). �������� ���� ���� ��������� �� 21 �� 188 ���������� �������. ����� ��������� ������������������ ������� � ���������� ����������� (16 �������), ���������, ��������������� � �������� �������� (12 �������), ���� �� ������� (11 �������) � ���� � ������ (8 ��������),��3�������������������������������� � ���� ������. ������������ ��� � ������ �������� � ���, ��� ����� ������� ���� ��������� � ������������� ����������, �������������� ��� ������������ ������������� ����������� �������� ���� � ��������� ����������� �������� �� �������� �������� ��� � ����������� �������.

������������ ����� �� ��������: �������� �����������

�� ��� ����������� ������, �������������� ��� ����������� � ��������� �������� �� �������. �����������, ����������� ��� �������, ��������� ��������� ����, ������ ������������, ����� ����������� ����� �� ������� ��� ������. �������, ������������� ������, ����� ������� � ������������������ ������������� ���������� ��������� � ������� ��������� ������� (�����, ����������, �������) � ���������. ������ �� ����, ��� ������� � ��� �������������� ������������� (����������� ����������������, 2023. �. 137), ��� �������������, � ����� ���� ������������ ��������������� ��������� ������������ ����� �� ��������. ���������� ������ ������� �� �������������� ��������� �������:

������������������� � ���� ����������� �������, �������� �������� ��������� � �������;

������������ ������������ � ���� ���������� �������, ��������� � ���������������� ������� � ����������� (���������; �������������� ���������� � �������, �������, �������; ������� ��������);

������������� � ���� ����������� ���� ���������������������������������������������, ������� ���������� �������;

������������������� ���� ������������� � ��������� ���� ���������� (�����������, ����������, �����������, ���������������), ������������ � �������������� �����.

�����, ������� �� ������� �� ���������, ��������� � �������������������� � ������������ �������, ����������� � ����������� ���������� � ����������, � ��� ����� � �����, ������, �������, ������, ���������, �������� ������ � ������� ����������. �� ����� ������� �������� ������������� ����������� ������� � ���������� �����, ���������� �������� �����, ������������ ��������� �����, �� ���������� ��������� ������������� ������� ����� ����������� ������� �� �������. ������ �������� ���������� ��� ���������������� ������������� ������ ������������ ������������. � �������� ������������������� ����������� ���� ������������ ����������, ���������� ���� ����������, ���� ������� ���� � ���������� ����. ������������ ��������, ������� ��������� ����, ���� ������� � ��������� ��������: ����� ����� � ��� ��������� �������� �������� ����� ������ �.�. ��������� ������� ���������, ���������� �������, �������� �� �������� � ��� ���������� � ���������� �������� ������ ���� ��������. ����� ����, ���� �������, ��������� � ������������� ������ ������������� � ���������, �����, ����������, ������������� ������ �� ������� �������, ������ � ������ ���������. ���������� �� �������, �������, ������� ����������� �� �������� ������������ � ������������ (����������������, ������������������). ���� ����� ������������ ���������� � �������, ������� � �������������, � ��� ����� ����� ���� ������������� ��������������� ������������ ������������� ����� �� ������������ �� ��������� ����������� �� ������������ �������.

���� ���������

�� ���������������� ������� � ��������� ����� �������, �������������� �� �������� ���������� ���������� �������, ����������� �����, ��� ��������� ���������� ������ � ���������. ������� ��������� 188 �������, �� �������� 5 �������� ����� ����������� ��������������� ����� ������� � ������� ����.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

��������� �� ������ �������� �� ����������� �������. ��� �������, ������� ���������, ��� ���� ������ ������� �� ��������, ��� �� �����������, ��� ���� ����� ���������� � ����� �������, ����� ������� � �.�.

��������� ��� ����������� ����������� � ������� ��������� ����� �� �� ����������� � ��������� � �������. ����������� ������ ����� ������, ������� ��������� � ����, ����� ��������, ����������� ��� �� ����������� ������������ ��� ���������������� ������������. � ���� ����� ��������� ��������� ������ �������� � ���������� ����� ����������� �������� � ��� ��� ���� ���������� ����, ����� ���������� �������� ������ (�������� ��� �����, ������������� ��������, �������� ���� ��� ����� ������, ���������� ���������� �������).

��������� �� ������ ���������������� � ������������. ����� ������������ �� ������ ������� (�������� ����� ��� ������������) ������� ����� ������� ������� (���� �������) ��� ����������� �������, ������� ��� ���������� �� �������� �� ������ ��������� � ��������������� �� ������ �������� �� ������ �������.

��������� �� ������ ���������� ���������� ������������. ����� ��� ���������� ������ ���������� �� ��������, ��������� � ������������ ���������� ������������� ����� � ����������� �������� ��� �������. ��������� ��������������� ������������ ������������ � ���������� � ������������ ��������� � ��������� ������� ������������.

� ��������� �� ������ ������ ��������� ������������: �� �����, ��� ��, ���� ������������, ��� ��, �� ���� ���������� ������, ��� ��.

���������� ������� ��������� ��� ������� � ������������� ������� � ����� ������������� ������������ �� ���������� ������, ���������������������,��������,����������� ��� ������� ����� �������, � ����� ������ ��������� �� ������ ����� �� ���������� ������������������.�������������������� � ������� ������� ����� ���������������, ������������� ���� � ������, ������� ���������� ���� ������ � ������� ����������, ��� ��� �� �������� � ���������.

����������

��������������� ����� ���������� ��������, �� ������ �������� �������� ����������� ����� � �������� ������, ������������ ������������ �������������. �� ������ ������������� ������� �� ��������� ���������� ����� ��������������� ������������, ������� ������������ �� ���. 5.

�������� ����� �����������, �������� �������� ������� � ������� ���� ����������� �� ��������� ������ ����������� ��������� � ����� ������, ������������, �������� ��� ������� �����������, ������������ ��������� � ���������� � ����. ����� ������ ����������������� ������� ��������� ����������� �������� � ������ ��� ������� �� �������� ��� ��������� ����������� ��������. ����� �������� ������ ��� ����������� ���� ���

���. 5. ���������� ����� ��������� ��������� (�����������) �������

������ ������� � ��������� �����, ������������������������, �������������������� ����. ����� �������� ���������� ������� � �������� ������������������ ��� ��������� ��������� �������� ����� ������� ������ ������� ������������, ������� ������������ �������������������� ������� � ������������������. ������������� ������� ������ ���������, �� ������� ������� ��������� ����� ��� ��� ��������� ���, ��� ��� ������, � �������� ���� ���������.

����������, ��� ������������� ���� ������ ��������� ��������� ������� �� �������� �������� ��� ���������� ��������� ����������� ��������������� ������������. �� �� ������� ���� ����� �� ����� �������, ��� ��������� �������� ������� ������ ������ �� ����� ������������� ������� � �������, ������� ������������ ����� ����� �������� ���������� ��� ������.

������

��������� �����, ��� � ��� ������� � ����������� �����������, �������, ��� � ������������� � ����������� ��������������� ���������� ����������� ����������� ������ � ������ ��� ���������� ������������ ������ ��� ���������� ������� � ���������� ������, � ���������� ��������������� ���������� ������� ������, ������� ������� ������� ������������ � ������ ��������������� �������������. ����������� � ������������� �������� � �������� ������� ���������� �������� ��� ������������. �� ������� ������� ���� ������� ����, ��� ����� �� ����� ���������� � ��������� � ��������������� ����. ������ �� �������� ����������� ��������� ������ ��� ���� ����� ������� ������������, ������� � ��� ������� � ������������� ����������, ����� ������� �������� � ������ ����������� ������� ��������� � ��������������� ���������� � �����������. ����������� ���������� ������� ������� ��������� ����������� �� �������� ������, ������, ��������� � ��������������� ������������. �����, ������� � �������� ��� ���������� ����� ����������� ������� ���������� ���, ������ �� ������������� ����, ���������� � ���� ������������ �����. ��� ��������� ����������� ��� ������������������ ���������� �����������, ����������������� � �������� ���������������� �������� ������ � �������������.

� ������ ������������ ������������ �� ������� ��� ������������, ������� �������������� �������� �������� � ���� �������� ����������� �������.

���������� ������� � ���������� ��������� �� �������. �� ����������� �������� ���� �������������� � �������� �������� � ��������� ������������ ������� ��������, ������� �������� ������� ������� � �����������. ��� ������ ���������� ���������� �����, ��������� ���� ������ � ����������� ������� �������� ���������. ��� ������������ ������� ����� ��������� ������ ����� ����������� �������� � ����������� �����, �������� ������� ��� ������������ ����������� ����������������� � ���������� �������� � �������� ���������� ��������������� ������������.

�������� � �����������. � ���������� ������� ����� ����� ���������� ������� �������� � �������� ������� ����� ����������� � ��������������� ������� � �������, �� ���������� � ��������� ������ ��� ������ �����. ��������, �� ����������� ������� �� �������������� �.�. ��������� ����� �������� �������������� �� ���������� ���������� ������������� ���� ��������� ������ � ����� �������� �������� ��������, ��� �������, ������������ � ���������������� �����������. ��� ���� ������������ ����� ������������������� ������� ��������� ������� ������� ��������, �������, ��������������� � �������, �� ��������� � ����������� ���� �������, �, ��������������, ����������� ������������ �� ���������������� ������������ �� ������������ ��� �������� ������. ������������ ������������� ������� ����������� ����� ���������� ������������ ����� ��� ������������ ������� � ����������� �������� � ������, ������������������������������������������������� ������������������� ��������, ������������ �������,���������������������(����������� ����������������, 2023).

������ � �����. ������ ������������ �������������� �� �������� �� ���������������� ��������, ������������ �� �������� ��������������.����������������������������� �� ����� �������� ��������� ������ � ����������, ��������� ��������, ��������������� � �����������. ���������� ������ ������� �� ������ ����� ����������� ������ ������������������������������������������� ��� �������� ��������. �������, �� ���������� �������� ��������� ������ ����� ���� ���������� � �������������, �� ���� ������� ���� �� ����� ������ ������������������� ����������, ��������� � ������������ ��������

��� �� ����������� ������, ��������� � ���������� �������� ����� ��������. ��������, �� ������� �� ������������������� � ����� �����������, ������� �� ������ �������� � ����������� ����� � �������� ���������� �������, ������� ��������� �����: ���� �����������, ������ ��� �� ��� �����������!�. ���� ��������������� ����� ������������������������� ������������ ��������, ���� �� ������ ���� ������� �����������. ��� ����� �.�. ���������, ������� �.�. �����������, ������ ���� ������, �����, ������ ��� ��� ����, �� �� ��� �� ������������, � ���� �� �����, � ������ (���������, 2023. �. 77). ��� ������������� ��������� ������� ���� �� �������� ������������ � �����, � ���� ��� ������������������������������������������������ ����. �����, ����� ������ �������, �������� �������, �����, � ����� ������ ��� ���������� ���� ���������� ������������ ��������� � ��������� ��������, � ����� ��� ������� ���������� � �������� ����������.

� ����������. ��������������������������, ��� ����������� ������ �� ������ ����������� ���������� ������ ������������ � ����� ����������� �� ���������� �������������� ������������, ������������������ � ���������� � ����������, �������� � �.�. �� �������� �� �� ������ ����� �����������, ������� ��� ����� ���� ������ ���������� ���� �������� � ��������� ��� ��������������� �������. �� ��������, ��� ������ ������� ����� ���� ���������, ������������� ������������ � ����������� ������� (������������� ���������, 2021) � �������� ����� �������� ���������� �������, ����� ������� ������� � ���������� ����������� � 20�30 �����. ����������� � ������������� ���� ����������� ����� ��������� ��������� ������� (���. 5), ���������� ����������, ����� ���� ����� ���� �������� ��� ����, ����� ����������� ����� ��� ������� �����������, �������������������� � ������ ������������� �������������. �� ��� ������, ��� ������������ �������� ����� ������ �������� ������� �� ������� ������� � ����������� ��������� �������, � ������������ ������� ��� �������������� ������������� ������������, � ������� ���� ������� ��������� ������� ��� ��������������� �������� � ���� �����, ������, ��������. ���� ������� ������������ ����������� � ����������� ��������������� ���������������� ���������, ���� �������� ����������� � ����������� �� ��������������� ��� �������� ����� ������������ �������� � �������.

� ������� ����� � ������� ����. ������ ������������ ���������� � ��������� �� ��������� ����� ������� ����������, ������� ���� �������, � ����� ������� ������������, ������������ �� ���� �� ������� �������. �� ��������� �������� � ������ ��������� ����� �������, ��� �������� �����, ���������� ������������, ������� �������������� ��������. �������� �� ���������, ��� � ������ ���� ������ ����� ���� ����������� �� �������� � ������� ����. ���������� ������������ � ���, ��� ����������� � ����� ������� ������������ ���������������� ������������, �������� ���� ����� ������ ��� ������������ � �� ���������������������������.�����,������ ��� ������������� � ��������� ����� ��� ���������, ������������ ��������� ������� ����������� �������, ������� ��������� ��������, ���������� ��� ������� ��������. �������� ����������� ������������ �� ������������� �� ��������� ��� ����������, ������� ������� �� �������, �� ������������ ��������� �� ���������. ��������� �������� � ��������� � �������, ���������� ��� ��������������� ������������� �����. ���������� ������� ������� � ������������������ ����������� �������� ������� ��� ��������� � �������, ������� �� �� ������ �������������� ��� ���������������� �������������� �� ��������.

����������

�������� ����������� ������� �� ������ ���� ������������. �������� ����������� ��������������� ��������� ����������� ������������ ������ ������� � ������������ � ��������� ��������� ������� ��� ���������������� ����� �������� �����.

� ����� ������������ �������� ��������� ����������� �������� �������, ������� ��������, ������� ������ �� �������� � ���������. ������� �� ������������ ����� ���������� ������� ���������������� �������� �����. �������� ��� ���������� ������� � ��� �� ��������������� ����������� ��� ������ � �� ���������. �� ����� ������� �������� ���������, �������� ������� ��������� � ��������� ������������� ����. ��, ��� �������, � ���� ����������� � ������ ������������� ������� � �������, ������������ �� ���������, ������������ �� �������������� �������� � ����������� ������� � ������, � ����� �������, ������ � �������. ������ �������� ����� ����� ��������� ���������������� ����������, �� ������� �������� �������� �� ������� �������, ������������� ����������������� ������� � �������.

����� ���������� ������������ ����������, ��������� ������� ����� �������� ����������� ������������, ���� ��������� ������� �� � ����������� � ������������. �� ������

���������� �� ������

����������� ��������� ���� ������������ ���������� �������, ��������� ��������� ����������������� �������. � �������� ����������� ������������ �� ��������� ���������� ����������� ��������� ��� �������� ���������� � ����������� �������. n

�������� ����� ����������, �������� �������������� ����, ������ ������� ������������ ������������������������� ����������� ����� �� ����������� ��������������� ������������ (�������, ������), cuclitsa@mail.ru, https://orcid.org/0000�0003�1883�8402

Information about the author

Elena V. Shakirova, PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Continuing Psychological and Pedagogical Education, Ivanovo State University, Ivanovo, Russia, cuclitsa@mail.ru, https://orcid. org/0000�0003�1883�8402

����������

1.

��������� �.�. ������������� ������ ����������� ����������� � ������������� �.�. ������ // ����������� �������� ���������������������� ����. � 2016. � � 6(8). � �. 9�12.

2. ��������� �.�. ���������� ���������. � �.: �����, 2023. � 416 �.

3.

������������ �.�. ������� � ���������������� ��������� ��� ������ ��������� ������������ � ����������������� �������� ��������� // ������� ������ . � 2022. � � 1(48). � �. 3�5.

4.

� ��������� ���������� � �������� ������� ���������� � ��������: ������� ��� ����� / ��� ���. �.�. �����������, �.�. ���������. � ���.: �����, 2021. � 464 �.

5. ��������� �.�. ����������� �����. � �.: ����� �� ����������, 2012. � 104 �.

6.

��������� �.�. �������� ������� � ����������� �����������: ���������������������� ������: � 2 �. �. 1. � �����: ���������� ����������� �����������, 1997. � 177 �.

7.

����������� ������� ����� � ���� ���������. � �.: �� �����; ���.: ��������������� �������, 2015. � 128 �.

8.

��������� �.�., ���������� �.�. ������� ������������������� ��������� ����������� ����������������� ������������ � ������ // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �1(109). � �. 26�35. DOI: 10.24412/1997�9657�2022�1109�26�35

9.

������������� �������� ���������������� ����������� ����� ���������� ��������� �� 28.01.2021 N 2 ��� ����������� ���������� ������ � ���� ������ 1.2.3685�21 �������������� ��������� � ����������� � ����������� ������������ � (���) ������������ ��� �������� �������� ����� ��������� [����������� ������]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102030022?ysclid=llt54txbik222244432 (���� ���������: 16.08.2023).

10.

������������� �������� ���������������� ����������� ����� ���������� ��������� �� 15.05.2013 N 26 ��� ����������� ������ 2.4.1.3049�13 ����������������������������� ���������� � �����������, ���������� � ����������� ������ ������ ���������� ��������������� ����������锻 [������������ ������].URL: https://docs.cntd.ru/document/499023522?ysclid=llt7a1vp9q142003204 (���� ���������: 16.08.2023).

11.

��������� �.�., ��������� �.�. ����������� �������� ���� � XIX ����. ������ �� ������� ������������ ����������� �������. � �.: �� �����; ���.: ��������������� �������, 2014. � 128 �.

12.

������� �., ��������� �. ���������� ���������: �� ���� � ������������ �������� � ������������ ������� // ��������. � 2019. � � 3(331). � �. 8�13.

13.

��������� �.�. ������������ � ���������� ����������� ������� � ������ ����������� ���������: ������� � ������������� // �������� ������������ �����������. � 2021. � �6. � �. 81�94. � DOI: 10.31862/2218�8711�2021�6�81�94.

14.

��������� �.�. ������������ � ���������� ����������� ������� � ������ ����������� ��������: ��������� ����� �������� ��������� // �������� ������������ �����������. � 2022. � �1. � �. 85�97. DOI: 10.31862/2218�8711�2022�1�85�97.

15.

���� ���������� �� �� 09.11.2022 N 809 ��� ����������� ����� ��������������� �������� �� ���������� � ���������� ������������ ���������� �������������������� ���������� [����������� �������]. URL: http:// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (���� ���������: 16.08.2023).

16. ����� �.�. �������� � ������� ����. � �.: �����������, 1981. � 176 �.

17.

������ �.�., ����������� �.�., ����� �.�. ��������� ������������ ������� �� ������ ���������� ������������������ �������� � ���������� ����������� // �������. � 2022. � � 12. � �. 76�86. � DOI: 10.24412/2304�120X�2022�11087.

18.

����������� ��������������� ��������������� �������� ����������� �����������: ������� � ������ ����������� ��. � �.: �� �����, 2016. � 96 �.

19. ����������� ��������������� ��������� ����������� �����������. � �.: �� �����, 2023. � 208 �.

20.

�������� �.�. �������: �������, �������� � ������������ ������� � ������������ � ����������� ��������������� ���������� ����������� ����������� // ���������� ����������. � 2023. � � 4(189). � �. 47�49.

21.

Freniere P. L., Charlesworth W. R. Dominance, attention, and affiliation in a preschool group: A nine�month longitudinal study // Ethology and Sociobiology. � 1983. � 4(2). � �. 55�67. DOI: 10.1016/0162�3095(83)90030�4

22.

Hu B. Y., Li Y., Wang C. et al. Preschool teachers� self�efficacy, classroom process quality, and children�s social skills: A multilevel mediation analysis // Early Childhood Research Quarterly. � 2021. � 55. � �. 242�251. DOI: 10.1016/j.ecresq.2020.12.001

References

1.

Alekseeva V.V (2016). Teoreticheskie osnovy doshkol�nogo obrazovaniya v issledovaniyah A.P. Uso�voj [Theoretical foundations of preschool education in the research of A.P. Usova]. Sovremennye problemy social�nogumanitarnyh nauk [Modern problems of social and humanitarian sciences]. 6(8). 9�12.

2.

Doshkol�naya pedagogika s osnovami metodik vospitaniya i obucheniya: Uchebnik dlya vuzov (2021). [Pre�school pedagogy with the basics of methods of education and training: Textbook for universities]. Edit by A.G. Gogoberidze, O.V. Solnceva. St. Petersburg. Piter Publishing. 464 p.

3.

Federal�naya obrazovatel�naya programma doshkol�nogo obrazovaniya (2023). [Federal educational program of preschool education]. Moscow. Sfera Publishing. 208 p.

4.

Federal�nyj gosudarstvennyj obrazovatel�nyj standart doshkol�nogo obrazovaniya: Prikazy i pis�ma Mino�brnauki RF (2016). [Federal State Educational standard of preschool education: Orders and letters of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Moscow. Sfera Publishing. 96 p.

5.

Freniere P. L., Charlesworth W. R. (1983). Dominance, attention, and affiliation in a preschool group: A nine�month longitudinal study. Ethology and Sociobiology. 4(2). 55�67. DOI: 10.1016/0162�3095(83)90030�4

6.

Gabdrakhimova A.R. (2022). Uchastie v professional�nyh konkursah kak faktor povysheniya kvalifikacii i professional�nogo razvitiya pedagogov [Participation in professional competitions as a factor of professional devel�opment and professional development of teachers]. Vestnik Tyumenskogo oblastnogo gosudarstvennogo instituta razvitiya regional�nogo obrazovaniya [Bulletin of the Tyumen Regional State Institute for the Development of Re�gional Education]. 1(48). 3�5.

7.

Hu B. Y., Li Y., Wang C. et al. (2021). Preschool teachers� self�efficacy, classroom process quality, and children�s social skills: A multilevel mediation analysis. Early Childhood Research Quarterly. 55. 242�251. DOI: 10.1016/j.ecresq.2020.12.001

8. Komenskij Ya.A. (2012). Materinskaya shkola [Mother School]. Moscow. Kniga po trebovaniyu Publishing. 104 p.

9.

Kudryavcev V.T. (1997). Razvitoe detstvo i razvivayushchee obrazovanie: kul�turno�istoricheskij podhod: v 2 ch. CH. 1. [Developed childhood and developing education: a cultural and historical approach: in two parts. Part 1.]. Dubna. Upravlenie doshkol�nogo obrazovaniya Publishing. 177 p.

10.

Organizaciya detskih sadov v gody revolyucii (2015). [Organization of kindergartens during the revolution]. Moscow. Sfera Publishing; St. Petersburg. Obrazovatel�nye proekty Publishing. 128 p.

11.

Pod�yanova S.M., Polivanova K.N. (2022). Prichiny neudovletvorennosti roditelej doshkol�nymi obrazovatel�nymi uchrezhdeniyami v Moskve [Reasons for parents� dissatisfaction with preschool educational in�stitutions in Moscow]. Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie [Preschool Education Today]. 1(109). 26�35. DOI: 10.24412/1997�9657�2022�1109�26�35

12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federacii ot 28.01.2021 N 2 �Ob utverzhdenii sanitarnyh pravil i norm SanPiN 1.2.3685�21 �Gigienicheskie normativy i trebovaniya k obe�specheniyu bezopasnosti i (ili) bezvrednosti dlya cheloveka faktorov sredy obitaniya� (2021). [Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation from 28.01.2021 N 2 �On approval of sanitary rules and norms of SanPiN 1.2.3685�21 �Hygienic standards and requirements for ensuring safety and (or) harmlessness of environmental factors for humans�]. [Electronic resource]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202102030022?ysclid=llt54txbik222244432 (data 16.08.2023).

13.

Postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha Rossijskoj Federacii ot 15.05.2013 N 26 �Ob utverzhdenii SanPiN 2.4.1.3049�13 �Sanitarno�epidemiologicheskie trebovaniya k ustrojstvu, soderzhaniyu i organizacii rezhima raboty doshkol�nyh obrazovatel�nyh organizacij� (2013). [About the approval of SanPiN 2.4.1.3049�13 �Sanitary and epidemiological requirements for the device, content and organization of the work�ing hours of preschool educational organizations�]. [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 499023522?ysclid=llt7a1vp9q142003204 (data 16.08.2023).

14.

Shakirova E.V. (2023). Zanyatie: ponyatie, sushchnost� i prakticheskie resheniya v sootvetstvii s federal�noj obrazovatel�noj programmoj doshkol�nogo obrazovaniya [Lesson: the concept, essence and practical solutions in accordance with the federal educational program of preschool education]. Doshkol�naya pedagogika [Preschool pedagogy]. 4(189). 47�49.

15.

Simonovich Ya.M., Simonovich A.S. (2014). Organizaciya detskogo sada v XIX veke. Stat�i iz pervogo ros�sijskogo doshkol�nogo zhurnala [Organization of kindergarten in the XIX century. Articles from the first Russian preschool magazine]. Moscow. Sfera Publishing; St. Petersburg. Obrazovatel�nye proekty Publishing. 128 p.

16.

Socenko T., Elupahina A. (2019). Doshkol�naya didaktika: na puti k garmonichnomu razvitiyu i blagopo�luchiyu rebyonka [Preschool didactics: on the way to the harmonious development and well�being of the child]. Praleska [Praleska]. 3(331). 8�13.

17.

Trifonova E.V. (2021). Planirovanie i provedenie razvivayushchih zanyatij s det�mi doshkol�nogo vozrasta: istoriya i sovremennost� [Planning and conducting educational classes with preschool children: history and moder�nity]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education]. 6. �. 81�94. DOI: 10.31862/2218�8711�2021�6�81�94.

18.

Trifonova E.V. (2022). Planirovanie i provedenie razvivayushchih zanyatij s det�mi doshkol�nogo vozrasta: refleksiya opyta obucheniya studentov [Planning and conducting educational classes with preschool children: reflec�tion of students� learning experience]. Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education]. 1. 85�97. DOI 10.31862/2218�8711�2022�1�85�97.

19.

Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 N 809 �Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno�nravstvennyh cennostej� (2022). [Decree of the President of the Rus�sian Federation of 09.11.2022 N 809 �On approval of the Foundations of state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values�]. [Electronic resource]. URL: http:// https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_430906/ (���� ���������: 16.08.2023).

20.

Usova A.P. (1981). Obuchenie v detskom sadu [Kindergarten education]. Moscow. Prosveshchenie Publish�ing. 176 p.

21.

Utemov V.V., Yaroslavceva E.V., Gorev P.M. (2022). Struktura kognitivnogo zanyatiya na osnove tekhnologii argumentirovannogo diskursa v doshkol�nom obrazovanii [The structure of cognitive training based on the technol�ogy of reasoned discourse in preschool education]. Koncept [Concept]. 12. 76�86. DOI: 10.24412/2304�120X�2022�11087.

22. Vygotskij L.S. (2023). Psihologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow. Eksmo Publishing. 416 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.