ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В СИСТЕМЕ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
О.В. Сараджева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета
Е.Н. Барикаев, кандидат экономических наук, доцент И.В. Боярская,
старший преподаватель ТФ МЭСИ (Тверской филиал МЭСИ) Научная специальность: 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством
E-mail: [email protected]
Аннотация. В условиях рыночной экономики возникла необходимость научного осмысления экономической ситуации, складывающейся в Республике Дагестан, а также теоретических и практических основ регулирования экономической безопасности, социальной защиты населения в республике, регулирования занятости с целью обеспечения экономической безопасности как в Республике Дагестан, так и в России в целом. Важнейший ресурс, позволяющий при наличии определенных количественных и качественных характеристик населения обеспечить национальную, в том числе экономическую безопасность любой страны - демографический, а все существующие в обществе проблемы связаны с вопросами занятости. Недостаточная разработанность перечисленных проблем обусловила выбор темы исследования.
Ключевые слова: занятость, безработица, региональный рынок труда, экономическая безопасность, рабочая сила, трудовые ресурсы
EMPLOYMENT OF THE POPULATION OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN SYSTEM OF THREATS OF ECONOMIC SAFETY
0.V. Saradzheva,
candidate of economic sciences, senior lecturer of chair «the Finance and the credit» of the Moscow state industrial university E.N. Barikayev, candidate of economic sciences, senior lecturer
1.V. Boyarskaya, senior teacher TF MESI (MESI Tver branch)
Annotation. In the conditions of market economy there was a need of scientific judgment of the economic situation developing in the Republic of Dagestan, and also theoretical and practical bases of regulation of economic safety, of social protection of the population in the republic, an employment regulation for the purpose of ensuring economic safety both in the Republic of Dagestan, and in Russia as a whole. The major resource allowing in the presence of certain qualitative characteristics of the population to provide national, including economic safety of any country - demographic, and all existing in the society of a problem are connected with employment questions. The insufficient development of problems caused a choice of a subject of research.
Keywords: employment, unemployment, regional labor market, economic safety, labor, manpower
Еще в начальный период становления в Российской Федерации рыночных отношений в нашем обществе появилось до тех пор незнакомое понятие -
безработица. Причем, если до 1991 года Конституцией СССР гарантировалось право граждан на труд, то в последующем государство лишь содействует в
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
обеспечении занятости населения. В целях определения правовых, экономических и организационных основ государственной политики занятости населения, в том числе направленных на социальную защиту граждан от безработицы, 19 апреля 1991 года был принят Федеральный закон «О занятости населения в РСФСР»1.
Как известно, обеспечение занятости населения и развитие рынка труда выступают одними из главных факторов социально-экономического развития. При этом достижение объективно возможной занятости населения представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс, требующий значительных усилий как со стороны общества в целом, так и в первую очередь со стороны самих граждан, нуждающихся в трудоустройстве. Состояние занятости населения в Республике Дагестан на всех этапах экономического развития обуславливалось складывавшимся на протяжении последних десятилетий несоответствием в темпах создания рабочих мест и прироста численности трудовых ресурсов. Более того, с начала 90-х годов в связи с формированием рыночных отношений обеспечение занятости населения, как и во многих субъектах Российской Федерации, оказалось еще и в числе наиболее сложно регулируемых со стороны государства сфер его деятельности.
Особую напряженность эти вопросы приобрели в связи с наметившимся с середины 90-х годов значительным спадом численности занятых граждан в экономике. В последующем, благодаря принимаемым в республике мерам по увеличению объемов выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики, численность занятых граждан поэтапно возрастала и достигла, по предварительным данным итогов 2006 г., почти 890 тыс. человек против 740 тыс. чел. в 2000 г. и 646 тыс. чел. в середине 90-х годов. Значительные изменения в связи со структурными преобразованиями в экономике произошли и в составе занятого населения. Так, в наиболее емком частном секторе численность работающих увеличилась с 47-50 тыс. чел. в 1995-1997 годах, до 400 тыс. чел. в 2000 г., 530 тыс. человек - в 2006 г., 720 тыс. человек в 2012 г., достигнув почти 75% общей численности занятых2. Одновременно с этим за рассматриваемый период более чем в 3 раза сократилась численность работников крупных и средних предприятий, вынужденно находившихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, а также число работающих в режиме неполного рабочего дня.
Позитивное влияние на состояние рынка труда оказывает реализация федеральных целевых и ре-
спубликанских программ социально-экономического развития, в рамках которых наращивается экономический потенциал и создаются новые рабочие места для трудоустройства незанятого населения. В числе наиболее значимых программ находится Программа экономического и социального развития республики на период до 2015 года, а также принятые в рамках ее реализации отраслевые и муниципальные программы. Подтверждением этому является то, что продолжена работа по трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, на условиях их материальной поддержки за счет средств федерального бюджета. В частности на этих условиях только в 2011 году трудоустроено около 4,5 тыс. человек из числа многодетных и одиноких родителей, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, инвалидов, лиц предпенсионного возраста, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и других. В целом в 2013-2015 годах планируется трудоустроить на указанных условиях около 14,5 тыс. человек3.
В то же время следует отметить, что непосредственно сохранение действующих и создание новых рабочих мест само по себе не решает проблемы занятости населения, поскольку для этого еще необходимо совмещение интересов работодателей, нуждающихся в рабочей силе, и граждан, ищущих работу. Реализацией указанной задачи призваны заниматься органы государственной службы занятости населения, функционирующие во всех муниципальных образованиях, возрастающая результативность деятельности которых приводит к растущей востребованности в ее услугах у граждан. Вместе с тем, несмотря на некоторые положительные сдвиги в сфере занятости населения, Республика Дагестан остается одним из наиболее трудоизбыточных регионов Российской Федерации, в котором дисбаланс между имеющимися рабочими местами и численностью граждан, ищущих работу, проявляется достаточно ощутимо. Так, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан4, суммарный неудовлетворенный спрос населения на рабочие места за 2010 год оценивается в 160-170 тыс. единиц, а уровень общей безработицы в республике (по методологии МОТ - Международной организации труда) в среднем составил свыше 13 процентов экономически активного населения. При этом значительная часть незанятого населения, испытывающая трудности в самостоятельном поиске работы, обращается в органы государственной службы занятости населения. Так, в 2009 г. работу через органы службы занятости искали 145,1 тыс. человек, а в 2010 г. услуги службы занятости были востребо-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ваны 138,5 тыс. человек. В 2010 г. в составе граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве, 34,3% общей численности составили жители горных районов республики, 21,9 - жители предгорных районов, 18,9 - равнинных районов, 24,7% - жители городов. При этом в составе обратившихся граждан 53,8 процентов составили граждане, длительное время или ранее не работавшие, 6,5% - лица, уволившиеся с последнего места работы по собственному желанию, 1,4% - уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, 0,6% - выпускники учебных заведений всех уровней. При этом доля выпускников учебных заведений сокращается (с 1,5% в 2009 г.), а доля граждан, желающих возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва или впервые ищущих работу, увеличивается (с 38,5% в 2009 г.).
Принимая во внимание отсутствие, особенно в сельской местности, достаточного количества постоянных рабочих мест для граждан, ищущих работу, обеспечивается содействие в их временном трудоустройстве за пределами Дагестана, в том числе в Ставропольском крае, Ростовской, Саратовской, Волгоградской, Московской областях и в других регионах. При этом содействие в трудоустройстве оказывается на основе договоров, заключаемых органами службы занятости с предприятиями и организациями. Наряду с этим, в целях повышения гарантии трудоустройства граждан, ищущих работу, и в первую очередь молодежи, значительное внимание уделяется вопросам профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан по востребованным на рынке труда специальностям за счет средств государственного бюджета.
Однако, несмотря на отмечаемое улучшение реального положения дел на рынке труда, Республика Дагестан продолжает оставаться по представляемым органами государственной статистики сведениям в числе регионов с максимально высоким уровнем общей безработицы, рассчитанной по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) и составляющей по оценке 22-24% экономически активного населения, или 260-265 тысяч человек5.
При этом необходимо отметить, что численность безработных граждан, определяемая расчетным путем, должна применяться лишь для оценки резерва рабочей силы, которая может быть использована при создании определенных условий для их работы (привлекательность труда, высокий заработок, удобный режим работы, близость рабочего места). В условиях же Республики Дагестан, равно как и в других республиках Северного Кавказа с высо-
кой долей теневой экономики, включая и теневую занятость, методология МОТ при расчете уровня общей безработицы не позволяет получать даже с определенной долей погрешности представление о реальном положении дел на рынке труда. В связи с таким положением и в соответствии с поручением Президента Республики Дагестан, Министерством труда и социального развития РД совместно с администрациями муниципальных районов в 2012 году был проведен мониторинг с целью уточнения численности занятого населения, а также населения, не имеющего работы или заработка (дохода) и нуждающегося в трудоустройстве, по 699 сельским поселениям и поселкам.
Анализ проведенной работы свидетельствует о несоответствии реального состояния рынка труда и расчетных статистических данных по численности занятых и безработных граждан. В частности, уточнение численности работающей части населения, проведенное с участием глав сельских поселений и поселков, показало, что из общего числа фактически занятых граждан по муниципальным районам не менее 166 тыс. человек, или около 29%, имеют незарегистрированное документально постоянное занятие (доход) и соответственно остаются не учитываемыми органами статистики, а 94 тысячи человек выехали на временные работы без регистрации выезда, что также приводит к увеличению расчетной численности незанятого населения.
Рассматривая другие проблемы, связанные с занятостью населения и функционированием рынка труда, следует подчеркнуть, что на сегодня актуальным, на наш взгляд, остается вопрос отнесения к занятым граждан, имеющих земельный пай или личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственную технику, используемую на сельхозработах по частным договорам, занимающихся торговлей на улице, рынках, строительством на частном подряде, откормом скота для его последующей реализации, частным извозом, т.е. занятых не всегда регистрируемыми видами деятельности, приносящими им трудовой доход. В том же числе неподдающиеся сегодня учету и граждане, работающие по найму у частных лиц, - это домработницы, домашние воспитатели, репетиторы и другие. Более того, принимая во внимание, что главным критерием при определении занятости населения является наличие получаемого гражданином дохода, служба занятости неправомочна отказать в постановке на учет многим категориям граждан, чей доход на правовой основе может быть определен, как было отмечено выше, лишь по принятию федерального закона о доходах.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Отказ от государственных гарантий занятости особенно негативно повлиял на положение выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Впервые оказавшись на рынке труда, выпускники все чаще остаются невостребованными со стороны работодателей, в связи с чем данная категория населения оказывается в жестких экономических условиях, связанных с безработицей и малыми доходами. Пути решения в этом вопросе, на наш взгляд, нужно искать в пересмотре политики формирования отраслевых структур в системе образования и производства, их увязке между собой, разработке региональных программ адаптации выпускников учебных заведений на рынке труда.
В целях дальнейшего обеспечения развития рынка труда, полноты учета занятого населения, а также населения, не имеющего работы, заработка (дохода) и нуждающегося в трудоустройстве, полагали бы целесообразным принятие следующих мер: в сельской местности необходима реализация дополнительных мер по укреплению в первую очередь индивидуального сектора аграрного производства, в том числе за счет ускоренного перераспределения неиспользуемых сельхозугодий и передачи их в аренду для сельскохозяйственного использования с выдачей соответствующих свидетельств гражданам на право пользования землей; увеличению числа крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. При этом, помимо реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», необходимо продолжить практику поддержки фермерских и личных подсобных хозяйств за счет оказания финансовой помощи, предоставления возможности получения техники и племенного скота по лизингу6.
В городской местности, принимая во внимание наличие квалифицированных кадров и достаточных производственных мощностей, позволяющих увеличить объем производимой продукции в промышленности без каких-либо значительных капитальных вложений, необходимо предусмотреть практику предоставления финансовой помощи на приобретение сырья и пополнение оборотных средств, что, как показывают расчеты, значительно выгоднее, чем вложение средств в создание новых производств. В целях активизации государственной политики, направленной на развитие предпринимательства, предлагается на основе целенаправленной работы на местах обеспечить создание благоприятных условий для развития бизнеса путем оказания комплексной и адресной поддержки малым предприятиям по различным направлениям, в том числе информационном, обучающем, научно-техниче-
ском, технологическом, финансовом, имущественном, по оказанию целевого спектра деловых услуг и налаживанию деловых контактов и кооперации.
В связи с этим, на наш взгляд, необходимо предусмотреть создание в Республике Дагестан технопарка и бизнес-инкубаторов, проведение кредитно-финансовой поддержки начинающих предпринимателей и безработных граждан, стремящихся открыть собственное дело, содействие в организации сельскохозяйственных кредитных кооперативов и развитии профессиональных гильдий предпринимателей, оказание имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства за счет передачи им в установленном порядке бездействующих площадей и мощностей предприятий. Крайне актуальны для республики и вопросы развития молодежного предпринимательства за счет оказания необходимых услуг молодежи в вопросах получения различных консультаций, разработки бизнес-планов, маркетинговых услуг, ведения постоянно обновляемого реестра молодых предпринимателей, предоставления необходимых для открытия собственного дела кредитных средств.
С точки зрения эффективности использования имеющегося потенциала трудовых ресурсов, которым располагает Дагестан, большое значение имеет развитие сферы туризма и сопутствующих ей отраслей обслуживания, которые весьма трудоемки и могут обеспечивать занятость значительного числа жителей населенных пунктов, близ которых размещены рекреационные объекты. При этом, принимая во внимание, что большое число туристических объектов расположено в крайне трудоизбыточной зоне республики - в Южном Дагестане, в котором практически отсутствуют развитая производственная инфраструктура и свободные рабочие места, успешное функционирование предприятий туризма может позволить значительно улучшить положение дел с занятостью населения.
Предметом постоянного внимания и заботы должна стать подготовка высококвалифицированных кадров по рабочим специальностям. В этой связи крайне назрела необходимость реформирования системы профтехобразования, уровень подготовки специалистов в которой и получаемый выпускниками квалификационный разряд не соответствуют потребности, заявляемой предприятиями, в том числе в органы государственной службы занятости населения. В этой связи видится необходимость создания на базе имеющихся профессиональных училищ многопрофильных центров подготовки рабочих кадров, подготовки специалистов социальной сферы, предпринимателей, развития ремесленничества. Наряду с подготовкой кадров крайне важно и при-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
нятие мер по закреплению молодых специалистов на предприятии, в том числе за счет установления им доплат, надбавок, других выплат стимулирующего характера к выплачиваемой заработной плате, льгот по обеспечению детскими дошкольными учреждениями, жильем и другими социальными гарантиями. При этом следует иметь в виду, что для выпускника крайне важно иметь длительный начальный период его работы на одном месте, так как именно он в последующей карьере и росте по должностям является практически всегда определяющим. Многое зависит и от администраций муниципальных образований, и в первую очередь сельских районов, которые должны уделять внимание созданию необходимых, применительно к потребности своих районов, не требующих больших капитальных вложений, предприятий по производству национальных видов строительных материалов, хранения и переработки сельскохозяйственного сырья в межсезонный период, производства товаров народного потребления, организации предоставления различных видов услуг населению. Больший акцент необходимо ставить на развитие мелких и даже единоличных видов производств и услуг, носящих характер каждодневного потребления со стороны местного населения. Большее внимание следовало бы уделить вопросам проведения муниципального учета по единым согласованным с государственными органами формам, что позволило бы органам государственной власти и местного самоуправления располагать оперативными сведениями по показателям, характеризующим положение дел в экономике и социальной сфере по муниципальным образованиям. В условиях отсутствия четкой методологии учета занятий граждан наиболее эффективной мерой, на наш взгляд, было бы введение в практику вышеназванного муниципального учета разработку показателей по учету доходных занятий граждан, проживающих в конкретном населенном пункте, с тем чтобы в проводимом учете непосредственное участие могли принимать главы сельских поселений как наиболее информированные о трудовых занятиях населения на подведомственной территории.
Реализация указанных мер, на наш взгляд, позволила бы улучшить положение дел на рынке труда, совершенствовать порядок учета численности занятых и незанятых трудовой деятельностью граждан, получить наиболее полные данные о реальном положении дел на рынке труда, численности граждан, нуждающихся в трудоустройстве с учетом перспективных программ создания дополнительных рабочих мест. При этом, безусловно, указанные вопросы могут быть успешно разрешены только при
консолидации усилий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе заинтересованных министерств и ведомств. Со своей стороны органы государственной службы занятости населения готовы оказывать дальнейшее содействие гражданам в их трудоустройстве, профессиональном самоопределении и получении профессий, пользующихся спросом на рынке труда.
1 О занятости населения в Российской Федерации (в редакции Федерального Закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ, с изменениями на 23 февраля 2013 г.) // Российская газета, № 172,
30.07.2012) (о порядке вступления в силу см. статью 41 Федерального закона от 28 июля 2012 года № 133-ФЗ); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru,
25.02.2013).
2 Постановление Правительства Республики Дагестан от 3 февраля 2011 г. № 26. Программа содействия занятости населения республики Дагестан на 2011-2015 годы. Электронный ресурс — dagmintrud.ru.
3 Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Пятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Кн. II. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ 2012. 412 с.
4 http://dagstat.gks.ru [Электронный ресурс. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан].
5 Рынок труда. Демографическая ситуация. - [Электронный ресурс - Лакский сайт. РФ].
6 Гордеев А. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» // Экономика сельского хозяйства. 2006. №1. С.3-4.
Литература
1. Гордеев А. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» // Экономика сельского хозяйства. 2006. № 1. С. 3-4.
2. О занятости населения в Российской Федерации (в редакции Федерального Закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ, с изменениями на 23 февраля 2013 г.) // Российская газета, № 172, 30.07.2012) (о порядке вступления в силу см. статью 41 Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 133-ФЗ); (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.02.2013).
3. Постановление Правительства Республики Дагестан от 3 февраля 2011 г. № 26. Программа содействия занятости населения республики Дагестан на 2011-2015 годы. Электронный ресурс -dagmintrud.ru.
4. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сборник докладов по материалам Пятой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Кн. II. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. 412 с.