РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ И ДЕМОГРАФИИ
ЭЛЬДАРОВ Э.М., ЭФЕНДИЕВ И. К, ГИМБАТОВ Ш.М.
ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ
СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
В статье по результатам мониторингового обследования сельского рынка труда Республики Дагестан, проведенного в 2006 г., раскрывается ситуация с занятостью, безработицей и трудовыми миграциями населения сельских районов республики. Предлагаются меры по повышению занятости сельского населения.
Н1Л)А1ЮУ Н.М., ЕЕЕЫВ1ЕVI.!., 01МВАТ0УЖМ
PRINCIPLES AND THE BASIC MEASURES OF INCREASE OF EMPLOYMENT OF AGRICULTURAL POPULATION
In article by results of monitoring inspection of a rural labour market of Republic of Dagestan spent to 2006 the situation with employment, unemployment and labour population shifts of rural areas of republic reveals. Measures on increase of employment of agricultural population are offered.
Ключевые слова: занятость, сельское население, мониторинговое обследование, сельский рынок труда, занятость, безработица, трудовые миграции, принципы, меры.
Keywords: employment, rural population, monitoring examination, rural market of the labour, employment, unemployment, labor migration, principles, measures.
Изучение вопросов занятости сельского населения и состояния рынка труда в сельской местности имеет основополагающее значение при выработке стратегии социально-экономического развития любой страны. При этом полагается, что достижение объективно возможной трудовой занятости селян представляет собой достаточно сложный и многогранный процесс, требующий значительных усилий как со стороны общества, так и, в первую очередь, со стороны самих граждан, нуждающихся в трудоустройстве.
Динамика сельского рынка труда в пределах конкретной территории определяется единством и противоречием двух типов факторов ее социально-экономического развития. Один из них - субъектно-ориентированный, включающий в себя такие формы движения населения, как естественная (рождаемость и смертность), миграционная (въезд и выезд) и социальная (изменение социально-трудового статуса людей). Данный тип факторов решающим образом сказывается на процессе воспроизводства трудовых ресурсов территории. Объектно-ориентированные факторы, в конечном счете, сводятся к интересам
и целям государства в плане производственной специализации той или иной сельской территории. Например, в условиях горного Дагестана такими интересами обусловлено гидроэнергетическое и связанное с ним промышленное, дорожное, водохозяйственное и иное строительство, возведение военных городков и застав у государственной границы и т.д. Можно утверждать о единстве указанных факторов, когда, например, транспортное или военное строительство в горах способствует росту занятости и предпринимательской активности местных жителей. Правда иногда практика демонстрирует и противоположное: несогласованность внешних интересов освоения сельских территорий с задачами их комплексного обустройства и обеспечения занятости селян.
В самом общем экономическом смысле современное состояние занятости населения в Республике Дагестан обусловлено сложившимся за десятилетия несоответствием в темпах создания рабочих мест и прироста численности трудовых ресурсов. В связи с формированием в стране рыночной экономики обеспечение занятости населения в РД, как и во многих субъектах Российской Федерации, оказалось еще и в числе наиболее сложно регулируемых со стороны государства сфер деятельности. Особую напряженность эти вопросы приобрели с середины 90-х гг., когда проявился обвальный спад производства.
В последующем, по мере развития малого предпринимательства, увеличения объемов выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики, численность занятых граждан поэтапно возрастала и достигла в 2006 г. почти 890 тыс. человек против 740 тыс. чел. в 2000 г. и 646 тыс. чел. в середине 1990-х гг.
Значительные изменения в связи со структурными преобразованиями в экономике произошли и в составе занятого населения. Так, в наиболее ёмком частном секторе численность работающих увеличилась с 47-50 тыс. чел. в 1995-1997 гг. до 400 тыс. чел. в 2000 г. и 530 тыс. чел. в 2006 г., достигнув почти 60% общей численности занятых. Одновременно с этим за рассматриваемый период более чем в 3 раза сократилась численность работников крупных и средних предприятий, вынужденно находившихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, а также число работающих в режиме неполного рабочего дня.
Следует отметить, что сохранение действующих и создание новых рабочих мест само по себе не решает проблемы занятости населения, поскольку для этого еще необходимо совмещение интересов работодателей, нуждающихся в рабочей силе, и граждан, ищущих конкретную работу. Реализацией указанной задачи призваны заниматься органы государственной службы занятости населения, функционирующие во всех муниципальных образованиях республики. Возрастающая с годами результативность деятельности этого важнейшего элемента рыночно-трудовой инфраструктуры приводит к растущей востребованности у дагестанских граждан услуг государственной службы занятости.
Содействие со стороны государства во временном трудоустройстве жителей села неразрывно связано с решением вопросов регулирования их трудовой миграции. Интенсивность отходничества сельского населения многие исследователи совершенно справедливо относят к важнейшему индикатору депрессивности экономики районов, в которых это население проживает. Важно подчеркнуть, что отходники всегда были нужны государству и продолжают оставаться для него востребованными в настоящее время. Сезонные самодеятельные поездки больших групп населения южных депрессивных регионов являются весьма эффективным способом смягчения сложившихся межрегиональных диспропорций и противоречий в стране. При этом государство обходится без дополнительных капиталовложений, без каких-либо обязательств перед включившимися по собственной инициативе в трудовой процесс работниками. Приезжие бригады сами оплачивают транспортные расходы при переезде к местам сезонных работ, сами находят объекты производства и заключают договоры. Наряду с этим, несмотря на продолжительный и высокоинтенсивный труд, отходники лишены пособий по временной нетрудоспособности, прав на оплачиваемый отпуск и др. социальных льгот и преимуществ. Чтобы обеспечить защиту не только экономических интересов, но и элементарных гражданских прав трудовых мигрантов, органы службы занятости республики должны стремиться к непосредственному участию в содействии такой занятости уже на стадии заключения договоров по временному трудоустройству дагестанских отходников с конкретными предприятиями и организациями трудодефицитных регионов России.
Несмотря на некоторое улучшение положения дел на рынке труда, Дагестан продолжает оставаться, по представляемым органами государственной статистики сведениям, в числе регионов с максимально высоким уровнем общей безработицы. Рассчитанной по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), он составляет 22-24% экономически активного населения, или 260-265 тыс. чел. Необходимо отметить, что численность безработных граждан, определяемая расчетным путем, должна применяться лишь для оценки резерва рабочей силы, которая может быть использована при создании определенных условий для их работы (привлекательность труда, высокий заработок, удобный режим работы, близость рабочего места). В условиях же Дагестана, равно как и в других республиках Северного Кавказа с высокой долей теневой экономики, включая и теневую занятость, методология МОТ при расчете уровня общей безработицы не позволяет получать даже с определенной погрешностью представление о реальном положении дел на рынке труда.
Поэтому роль ежегодных мониторинговых исследований трудовой занятости жителей сельских муниципальных образований республики, включающих в себя выборочные опросы (анкетирование) с целью выявления их мотиваций и предпочтений в различных видах хозяйственной деятельности и отходничества, представляется одной из важнейших задач современной социальной политики Дагестана.
Итоги проведенного в 2006 г. мониторинга сельского рынка труда Дагестана позволили сформулировать следующий ряд основных принципов и практических направлений деятельности государства по развитию трудового потенциала и смягчению проблемы занятости сельского населения Дагестана.
Обеспечение государственных гарантий занятости. Отказ от государственных гарантий занятости особенно негативно повлиял на положение выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Впервые оказавшись на рынке труда, выпускники все чаще остаются невостребованными со стороны работодателей, в связи с чем данная категория населения оказывается в жестких экономических условиях, связанных с безработицей и малыми доходами. Пути решения в этом вопросе, на наш взгляд, нужно искать в пересмотре политики формирования отраслевых структур в системе образования и производства, их увязке между собой, разработке региональных программ адаптации выпускников учебных заведений на рынке труда.
Требуется существенное увеличение уровня заработной платы работающих граждан в бюджетной сфере сельской экономики, с оплатой по ЕТС и других низкооплачиваемых отраслях как важного стимула закрепления кадров на селе. Для повышения уровня занятости населения, в том числе и за счет закрепления работающих кадров, требуется увеличение уровня заработной платы работающих граждан в сельском хозяйстве. В данном случае речь идет о решении следующей парадоксальной проблемы: в сельской местности с учетом сложившегося к середине 2006 г. уровня средней заработной платы (1 128 руб. в месяц) и максимального размера выплачиваемого пособия по безработице (2 880 руб. в месяц) для граждан с малым достатком становится более привлекательным статус безработного, нежели занятого в производстве.
Принципы экономической политики. В сельской местности необходимо, в первую очередь, укреплять индивидуальный сектор аграрного производства, в том числе за счет ускоренного перераспределения неиспользуемых сельхозугодий. Наиболее удачна перспектива их передачи в аренду для сельскохозяйственного использования с выдачей соответствующих свидетельств гражданам на право пользования землей.
Требуется всемерное содействие в увеличении числа фермерских и личных подсобных хозяйств. При этом, помимо реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», целесообразно продолжить практику поддержки фермерских и личных подсобных хозяйств за счет оказания финансовой помощи, предоставления возможности получения техники и племенного скота по лизингу.
В целях активизации государственной политики, направленной на развитие предпринимательства на селе, предлагается на основе продуманной работы на местах обеспечить создание благоприятных условий для развития малого бизнеса. Государство обязано оказывать комплексную и адресную поддержку малым предприятиям по самым различным направлениям деятельности, в том числе информационно-разъяснительной, обучающей, науч-
но-технической, технологической, финансово-кредитной, имущественной, а также связанной с оказанием целевого спектра деловых услуг, налаживанием деловых контактов, кооперации и т.д. Необходимо предусмотреть меры по кредитно-финансовой поддержке начинающих предпринимателей и безработных граждан, стремящихся открыть собственное дело, содействию в организации сельскохозяйственных кредитных кооперативов и развитии профессиональных гильдий предпринимателей, оказанию имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства за счет передачи им в установленном порядке бездействующих площадей и мощностей предприятий. Особую актуальность для республики представляют вопросы развития молодежного предпринимательства. Начинать надо с мер по предоставлению молодежи необходимой консультативной помощи, содействию в разработке бизнес-планов, предоставлении маркетинговых услуг и необходимых для открытия собственного дела кредитных средств, ведении постоянно обновляемого реестра молодых предпринимателей.
Большое будущее в сельской местности Дагестана у сферы туризма и сопутствующих ей отраслей обслуживания. Рекреационно-аграрные комплексы являются весьма трудоемкими, т.е. могут обеспечивать занятость значительного числа жителей населенных пунктов, близ которых размещены объекты туризма и санаторно-курортного лечения. При этом надо принимать во внимание то обстоятельство, что наиболее благоприятными предпосылками для расширения сети туристических объектов обладает наиболее трудоизбыточная зона республики - Южный Дагестан. Тем не менее в настоящее время здесь практически отсутствует развитая рекреационно-хозяйственная инфраструктура. Очевидно, что функционирование широкой сети предприятий туризма может позволить значительно улучшить положение дел с занятостью сельского населения в этой зоне.
По итогам настоящего мониторинга и анализа состояния дел на рынке труда, Министерство труда и социального развития РД полагает необходимым внести следующие предложения по повышению уровня занятости населения в сельской местности республики.
Прежде всего, с учетом традиционной занятости населения, основные усилия необходимо направить на укрепление индивидуального сектора аграрного производства и развитие личных подсобных хозяйств, производящих сельскохозяйственную продукцию не только для собственного потребления, но и для реализации. При этом в целях государственной поддержки сельхозпредприятий, предусматривающих создание новых рабочих мест, и сельского населения, организующего крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства в порядке самозанятости, необходимо провести работу в следующих направлениях:
❖ максимально широкое предоставление им по лизингу сельхозтехники, скота, семян и удобрений, с учетом того, что данная форма государственной поддержки позволяет сельхозпроизводителям расплатиться с лизингодателем после получения дохода;
❖ возродить систему потребительской кооперации для централизованного приобретения у сельхозпроизводителей производимой ими продукции;
❖ создать условия для закрепления на селе молодых специалистов за счет предоставления льгот по приобретению и найму жилья, выплаты ссуд на обзаведение хозяйством.
Министерству экономики РД необходимо предусматривать в качестве одного из основных условий конкурсного отбора инвестиционных программ и проектов наличие заключения о предполагаемой эффективности реализации инвестиционного проекта с точки зрения создания новых рабочих мест непосредственно в сельской местности. Повторные предложения работодателей об оказании финансовой поддержки рассматривать при выполнении ими ранее взятых на себя обязательств по созданию новых рабочих мест.
При заключении соответствующих договоров об экономическом сотрудничестве с различными субъектами Российской Федерации Минэкономики РД следует предусматривать возможность содействия в организации трудоустройства жителей Республики Дагестан в трудодефицитных регионах Российской Федерации, в том числе с использованием вахтового метода работы.
Совершенствование деятельности сельских муниципалитетов.
Многое зависит от администраций муниципальных образований и, в первую очередь, сельских районов. Именно эти структуры власти ответственны за создание необходимых с учетом потребностей своих районов и не требующих больших капитальных вложений предприятий по:
❖ производству местных видов строительных материалов;
❖ хранению и переработке сельскохозяйственного сырья в межсезонный период;
❖ производству товаров народного потребления;
❖ предоставлению различных видов услуг населению.
Больший акцент необходим на развитие мелких и даже единоличных видов производств и услуг, носящих характер каждодневного потребления со стороны местного населения.
Следовало бы уделить серьезное внимание вопросам проведения муниципального учета занятости граждан по единым, согласованным с государственными органами формам. Это позволит органам государственной власти и местного самоуправления располагать оперативными сведениями по всем основным социально-трудовым показателям в разрезе муниципальных образований. В условиях отсутствия четкой методологии такого анализа наиболее эффективной мерой, на наш взгляд, было бы введение в практику специальных показателей по учету доходных занятий граждан, проживающих в конкретном населенном пункте. В проводимой работе непосредственное участие должны принимать главы сельских поселений как наиболее информированные о характере трудовой занятости населения на подведомственных территориях.
Администрациям муниципальных районов могут быть рекомендованы конкретные меры по созданию необходимых, применительно к потребности своих районов, и не требующих больших капитальных вложений предприятий по производству национальных видов строительных материалов, хранению и переработке сельскохозяйственного сырья в межсезонный период, производству товаров народного потребления. При этом больший акцент необходим на развитие малого бизнеса, сферы социально-бытовых услуг на селе, мелких, и даже единоличных, видов производств и услуг, носящих характер каждодневного потребления со стороны местного населения, а также эффективное использование имеющихся сельскохозяйственных угодий.
Актуальные задачи научных исследований.
Необходимо постоянное совершение научно-исследовательской базы в области социально-трудовой проблематики дагестанского села. Современная практика государственного регулирования сельских рынков труда требует глубокой научно-методической проработки следующих главных вопросов:
❖ совершенствование существующей статистической системы учета численности занятого и незанятого трудовой деятельностью сельского населения;
❖ обоснование методологии, принципов и методов организации мониторинга сельских рынков труда, обеспечивающего получение наиболее полных сведений о них, в частности численности, пространственной мобильности, социально-трудовых мотивациях, проблемах жизнедеятельности селян, нуждающихся в трудоустройстве;
❖ разработка научных прогнозов развития сельских рынков труда;
❖ оперативная корректировка действующих государственных программ создания дополнительных рабочих мест на селе.
Эти задачи могут быть успешно решены только при консолидации усилий научно-исследовательских учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, ответственных за решение проблем села.
В заключение отметим, что геополитическое положение Республики Дагестан как южного форпоста России делает проблему социально-трудовой адаптации его сельских жителей к рыночной экономике весьма значимой в общественно-политическом смысле. От того, как успешно селяне приспосабливаются к складывающимся на межрегиональном, республиканском и локальном рынках труда условиям, и от того, как в этом им содействует государственная служба занятости населения, зависит не только их благополучие, но также социально-экономическая стабильность Страны гор, а значит, и Южного федерального округа, и России в целом.
_Литература_
1. Эфендиев И.И., Алиев Ш.М., Гимбатов Ш.М., Эльдаров Э.М. Занятость и отходничество сельского населения Дагестана. - Махачкала: Изд. «Наука плюс», 2008. - С. 200.