СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
ДАГЕСТАН
И.А. Оруджев
Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала
Для Республики Дагестан 2007 год оказался переломным в социально-экономическом отношении. На 18% вырос валовый региональный продукт, на 17% увеличились объемы промышленного производства, а сельскохозяйственного - на 6,5%. Рост инвестиций в основной капитал составил 29%, на 24% вырос оборот розничной торговли, введено около 800 тыс. кв. метров жилья. В республике проведена большая работа по газификации и дорожному строительству, построены и сданы 23 школы, освоено в 2,2 раза больше инвестиций, чем в 2006 году - более 6 млрд. рублей. Год минувший был поворотным не только по темпам роста, но и в смысле увеличения денежных доходов населения республики. Если еще не так давно Республика Дагестан была на одном из последних мест в РФ по этому показателю, то сегодня - на 67. Увеличилась зарплата дагестанцев - на 1 тыс. рублей в среднем, впервые зарегистрировано снижение официальной безработицы, несколько повысилась инвестиционная привлекательность региона [1]'
На рынке труда в Республике Дагестан происходят значительные структурные изменения занятости населения: во-первых, снижается численность занятых в государственном секторе. Во-вторых, наблюдается тенденция увеличения удельного веса занятых в частном секторе. В-третьих, численность занятых женщин в экономике уменьшается в меньшей степени, чем число занятых мужчин. В-четвертых, более половины всех занятых трудятся в сфере материального производства. В-пятых, развитие частного сектора приводит к перемещению занятости из производственной сферы в сферу услуг.
Снижение спроса на рабочую силу в республике обусловлено различными причинами, связанными, главным образом, с падением производства; с избытками трудовых ресурсов; с низким уровнем заработной платы, предлагаемой работодателями неработающим гражданам; с уменьшением спроса реального сектора экономики на рабочую силу; с недостаточным уровнем развития инфраструктуры непроизводственной сферы.
В Дагестане по официальным данным Госкомстата республики уровень безработицы в 2005 году составлял 28,8% и увеличился по сравнению с 2000 годом на 15,4%. В общей численности безработных доля мужчин составила 54%, а доля женщин - 46%. Абсолютная численность безработных в республике в 2005 году составила 237,6 тыс. человек [2]. Динамика численности безработных приведена в таблице 1. ТАБЛИЦА 1
Численность безработных в РД за 2000-2005гг.в %
Показатели 2000г 2001г 2002г 2003г 2004г 2005г
Численность безработных - 100 100 100 100 100 100
Всего, из них:
студенты, учащиеся, пенсионеры 11,0 6,0 4,4 1,6 2,2 6,6
женщины 44,6 42,1 43,7 41,2 43,9 44,6
лица, проживающие в сельской местности 59,8 56,5 57,8 54,9 52,2 66,1
Приведенные в таблице 1 данные свидетельствуют о тенденции увеличения доли женщин в общей численности безработных. Так, в 2005 году по сравнению с 2000 годом она составила 47,6%. Доля безработных в сельской местности возросла на 6,3%, доля в общей численности безработных увеличилась на 3% и составила 66,1%.
Анализ структуры безработицы по уровню образования показывает, что в Дагестане доля безработных с высшим образованием несколько превышает аналогичный среднероссийский показатель. Так, в 2005 году в общей численности безработных доля лиц с высшим образованием составила в РФ 11,1%, а в Дагестане 11,7%. В 2005 году по сравнению с 2004 годом в Дагестане среди безработных женщин доля лиц с высшим образованием
снизилась более чем в 3 раза. В то же время доля мужчин с высшим образованием в общей численности безработных мужчин за этот период, наоборот, повысилась на 0,5% и составила в 2005 году 12,95 [3]. Данные о распределении численности безработных по уровню образования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Распределение численности безработных по уровню образования в 2005г.в %
Показатели Всего по В том числе
РФ РД мужчины женщины
I Ф I Д РФ РД
Безработные - всего в том числе имеют образование: 100 100 100 100 100 100
высшее профессиональное 11,1 11,7 8,6 12,4 14,1 10,9
неполное высшее профессиональное 4,0 2,7 3,8 1,8 4,4 3,7
среднее профессиональное 22,5 19,5 19,3 20,0 26,2 19,0
среднее (полное) общее 35,4 47,1 47,6 46,2 43,7 48,0
Основное общее 14,1 8,6 17,2 10,0 10,4 6,9
Напряженность на рынке труда в республике в определенной мере связана с миграцией населения.
Многие жители Дагестана, в том числе и молодежь не имеют желания овладевать знаниями, и они наверняка столкнутся с проблемами в поисках своего места в современной экономике. Из молодых людей, живущих в бедных семьях, в 2005 году 17% не получили даже среднего образования, и их перспективы найти хорошую работу весьма призрачны. Еще более тревожно то, что треть молодых людей имеют только свидетельство о восьмилетнем образовании, а половина из них считает свое образование законченным и не планирует приобретать новую квалификацию.
Так, например, махачкалинский центр занятости провел ежегодный мониторинг рынка труда для определения численности трудовых ресурсов и рабочих мест в столице. По данным баланса трудовых ресурсов в ней насчитывается более 52 тыс. человек, не работавших в 2007 году, в процентном соотношении доля не занятых от общего числа трудоспособного населения в Махачкале составила 14%. На 1 января 2008 года число безработных граждан, состоящих на учете, составляет 737 человек, из них 73,6% - женщины, молодежь - 26,4%.
Подавляющее большинство безработных (75,6%) - люди со средне-специальным и высшим образованием. На сегодняшний день они не востребованы на рынке труда. Трудоустройство этих граждан затруднено.
Ныне больше требуется специалистов рабочих профессий, их доля достигает 85%. За 2007 год работодатели заявили сведения о потребности на более чем 4 тыс. единиц вакансий. Рынок труда диктует свои правила, но, к сожалению, это не учитывается ни системой образования, ни абитуриентами при выборе будущей профессии. В результате вчерашний выпускник вуза, имея на руках диплом, встает на учет центра занятости[4] .
Как и в предыдущие годы, на интенсивность, форму, структуру и направления миграционных процессов продолжала оказывать решающее влияние сложившаяся в республике и в регионе социально-экономическая, криминальная и политическая обстановка.
До 90-х годов ХХ века республика имела отрицательное сальдо миграции, что было связано с отъездом населения на заработки в другие регионы страны. За период с 1990-1995 годы ситуация существенно изменилась: миграционный поток стал положительным, т.е. число приезжающих в республику стало превышать число выезжающих за ее пределы. А с 1996 года сальдо миграции вновь приобрела отрицательное значение. В 2005 году миграционная убыль составила минус 5,2 тыс. человек (в 2004 году - минус 6,1 тыс. человек).
Наибольшее отрицательное сальдо миграции отмечено в городах: Махачкале, Буйнакске, Кизилюрте и в Табасаранском, Сулейман-Стальском, Казбековском, Рутульском, Акушинском и Хивском районах.
Как и в предыдущие годы, положительное сальдо миграции у Дагестана складывается со странами СНГ и Балтии, что обеспечивается за счет лиц дагестанских национальностей, возвращающихся на постоянное место жительства в республику. Наибольшее положительное сальдо отмечается в обменах с Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном и Украиной.
Ускоренный переход к рыночной экономике, разрушение многих институтов поддержки и защиты семьи и детей, распад традиционной семейной ячейки привели к дезинтеграции долговременных социальных и семейных связей. Дагестанская сельская семья переживает один из глубочайших кризисов. Бездуховность, кардинальная смена жизненных и нравственных ориентиров, коренное изменение системы ценностей, коммерциализация обучения, заметное ослабление уставов семьи разрушают и порождают кризисные явления; проявлениями которых являются:
- усиливающееся расслоение дагестанского общества как результат перехода к рыночным отношениям, резкое снижение уровня жизни малообеспеченных семей;
- увеличение масштабов беспризорности и безнадзорности как социального явления;
- приобщение молодежи к наркотикам;
- рост подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;
- падение авторитета родителей и педагогов.
Думается, что это далеко не полный перечень тревожных обстоятельств, делающих весьма актуальными проблемы занятости в Дагестане.
Жители республики оказались заложниками не только экономического реформирования 90-х гг., но и заложниками внедрения «дикого рынка», исключившего из поля зрения государства экономически нерентабельные, раннее дотационные, а теперь депрессивные отрасли народного хозяйства.
Перерабатывающие предприятия, особенно консервные, молочные, винодельческие заводы и известные в стране и мире ковровые фабрики перестали существовать, а колхозы и совхозы разграблены. В результате чего 90% населения стало безработным и нищим. В регионе началась массовая миграция населения за пределы республики.
Должна быть разработана стратегия, направленная на решение круга социально-экономических задач, как законодательно отнесенных к предметам ведения органов власти РД, так и тех, входящих в компетенцию федеральных органов исполнительной власти. Главная цель такой стратегии - повышение благосостояния населения Дагестана на основе динамичного и устойчивого экономического роста. При этом рост ориентируется уже не только на активизацию наличных, но и создание новых производственных мощностей на обновление основных фондов и привлечение рабочей силы; намечается также структурная диверсификация экономики, включая опережающее развитие перерабатывающих промышленных производств, сельского хозяйства, строительства и коммуникационных систем.
Перечень и основные качественно-количественные характеристики этих задач в конспективном изложении таковы:
1. Рост занятости населения. Решить проблемы избыточности трудовых ресурсов на основе создания рабочих мест. Создать сеть учебных центров ускоренной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, прежде всего для строительства, сельского хозяйства, ЖКХ.
2. Развертывание современной инженерной инфраструктуры, сетей автодорог, связи и телекоммуникаций. Обеспечить основную часть населенных пунктов Дагестана тепло-, водо-, газоснабжением на уровне, гарантирующем удовлетворение потребностей граждан, нормальное функционирование и перспективное развитие действующих и создаваемых производственных и социальных объектов, асфальтирование сетей автомобильных дорог.
3. Развитие строительной индустрии и ее базы. Возведение новых предприятий стройиндустрии, призванных задействовать технику и технологии, адаптированные к местной сырьевой базе и построить такие предприятия за счет бюджетных средств.
Существует два основных варианта выбора средств политики занятости: пассивный и активный. Государственная политика на российском рынке труда характеризуется в основном преобладанием пассивных мер, таких как сдерживание массовой открытой
безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безработице, дополняясь разработкой программ трудоустройства безработных.
В политике занятости необходимо на практике перейти к активным мерам по сохранению рабочих мест в перспективных отраслях и секторах экономики. Помимо мер по субсидированию занятости, сдерживанию массовой открытой безработицы необходимо активнее стимулировать развитие малого предпринимательства в сфере услуг и материальном производстве. Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, демонополизации российской экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных предпринимателей.
Одним из эффективных направлений активной политики занятости является организация общественных работ. Под общественными работами (благоустройство дорог, строительство мостов, родников, гадеканов) понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, и привлечения при необходимости средств субъектов РФ и фонда занятости.
Особое место в борьбе с безработицей отводится разработке среднесрочных целевых программ: региональных, отраслевых и нацеленных на наиболее уязвимые категории граждан.
Региональные программы особенно необходимы для тех территорий, где уровень безработицы превышает предельно допустимые нормы. Здесь целесообразно создавать приоритетные условия для привлечения отечественного и иностранного капиталов, размещение государственных заказов и инвестиционных проектов, стимулирование самозанятости населения, а также его территориальной мобильности.
Отраслевые программы поддержки занятости необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (легкая, текстильная промышленность). Эти отрасли нуждаются в структурной перестройке, массовой переподготовке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозаменяющих производств. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилактики ее перехода в открытую форму необходимо иметь программу опережающей переподготовки для лиц, находящихся в вынужденных административных отпусках и под угрозой увольнения.
Первостепенное значение имеет и разработка целевых программ поддержки занятости социально уязвимых групп населения, неконкурентных на рынке труда. Для инвалидов, например, необходимо создавать институты так называемой «защитной занятости», т.е. защищенные от конкуренции мастерские, рабочие центры, работы на дому, общественные объединения инвалидов и учреждаемые ими предприятия с максимальными налоговыми и иными льготами.
Важнейшей функцией государства в регулировании занятости населения является обеспечение жесткого контроля на всех уровнях управления за сохранением и созданием рабочих мест в экономике страны. В настоящее время государство слабо контролирует ситуацию на рынке труда, занимает пассивную позицию по отношению к структурным изменениям, влияющим на соотношение числа вакансий и лиц, ищущих работу. Количество рабочих мест в экономике страны, в том числе и в РД продолжает снижаться. Государство на основе Концепции экономического и социального развития страны должно разработать конкретные целенаправленные региональные программы сохранения и создания рабочих мест. В них необходимо учитывать особенности каждого региона, демографические факторы (снижение рождаемости и старение населения), уровень и масштабы безработицы, вызванные спадом производства.
Система социальной политики должна предусматривать использование различных гибких форм поощрения работодателей, гарантирующих обеспечение занятости определенных категорий населения. К ним, в частности, можно отнести: выделение субсидий малоприбыльным предприятиям на сохранение и создание новых рабочих мест, предоставление налоговых льгот, кредитов на льготных условиях, компенсации затрат на заработную плату отдельных категорий работников.
Арсенал средств и форм стимулирования работодателей и наемных работников, используемых для регулирования занятости населения, весьма широк и уже давно
применяется в мировой практике. Однако в России системы стимулирования роста занятости населения разработаны без достаточного научного обоснования и практически не работают. Даже те скудные средства, выделяемые государством на субсидирование оплаты труда, используются органами службы занятости в ограниченных масштабах и в основном для обеспечения занятости только официально зарегистрированных безработных. В результате высококвалифицированные рабочие и специалисты предприятий, проходящих стадию реструктуризации производства, из-за резкого падения заработков покидают предприятия и вынуждены заниматься нелегальным бизнесом, тем самым способствуют процветанию теневой экономики.
С целью успешной реализации задач по повышению занятости населения территориальным государственным органам на основе региональных программ сохранения и создания рабочих мест следовало бы ежегодно разработать для каждого района сценарий регулирования занятости населения. Составление такого сценария предполагает наличие следующих исходных данных: статистические данные о естественном росте, составе и структуре трудоспособного населения; показатели миграции населения; данные предприятий и организаций всех форм собственности об ожидаемой численности работников, подлежащих сокращению в результате падения производства и ликвидации штатов; данные военных комиссаров о численности молодежи, подлежащей призыву на службу, освобожденной от службы, количестве демобилизованных военнослужащих; данные образовательных учреждений о количестве выпускников по очной форме обучения; данные органов службы занятости о количестве зарегистрированных безработных; данные жилищно-эксплуатационных управлений города (района) о количестве незарегистрированных безработных, нуждающихся в трудоустройстве. На основе этих данных можно разработать баланс трудовых ресурсов и рабочих мест района, который можно использовать для составления сценария по регулированию занятости населения и создания рабочих мест.
Важной функцией государства в регулировании занятости трудоспособного населения является модернизация системы социального обслуживания безработных, которым в Российской Федерации занимаются органы службы занятости. Суть государственной политики в области социального обеспечения безработных заключается в предоставлении безработным материальной поддержки на период поиска работы и оказания содействия в их трудоустройстве.
В настоящее время в органы государственной службы занятости обращаются примерно 25% безработных граждан. Из обратившихся в службу занятости статус безработного получают около 65% незанятых граждан. Среди безработных почти 35% составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Высокий уровень безработной молодежи свидетельствует о том, что государство не уделяет должного внимания проблеме подготовки молодежи к вступлению в трудовую жизнь, и ограничивается лишь представлением ей тех льгот, которые предусмотрены законодательством для безработного населения. В результате молодые люди, нуждающиеся в работе, вынуждены в массовом порядке прибегать к неформальным способам самозанятости: они в худшем случае создают преступные группы, занимаются распространением наркотиков, организацией интимных услуг в нелегальных притонах, а в лучшем случае либо открывают собственное нелегальное предприятие, либо эпизодически подрабатывают у работодателей на «теневых» условиях. Отсюда процветание теневой экономики, разгул преступности и размах нецивилизованного использования активной рабочей силы.
Библиографический список:
1. Дагестанская правда от 24 января 2008 г.
2. Дагестан - 2005. Часть 1. социально-экономическое положение Республики Дагестан. Статистический сборник Госкомитета РД. с.212.
3. Социальное положение и уровень жизни населения России. - М., 2006. - С.81; Статистический ежегодник Дагестан. - 2005. - Махачкала., 2006. - с.65.
4. Дагестанская права от 23 января 2008 г.