Научная статья на тему 'Безработица в регионе: особенности, последствия, меры по преодолению'

Безработица в регионе: особенности, последствия, меры по преодолению Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
988
50
Поделиться
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / ЗАНЯТОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ / УРОВЕНЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ВОСПРОИЗВОДСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ. АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО КАДРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Маллаева М.И.

Статья посвящена проблеме безработицы и ее региональным особенностям. Проанализированы масштабы этого явления в современной России, проведены межрегиональные сопоставления важнейших параметров безработицы. Основное внимание уделено особенностям безработицы в Республике Дагестан, определены факторы и последствия безработицы в данной республике. Автором сформулирован ряд мер в области политики занятости применительно к Дагестану, которые также могут быть использованы и в других регионах с аналогичной ситуацией на рынке труда.

Текст научной работы на тему «Безработица в регионе: особенности, последствия, меры по преодолению»

БЕЗРАБОТИЦА В РЕГИОНЕ: ОСОБЕННОСТИ, ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ

М. И. МАЛЛАЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и экономической политики E-mail: madimal@mail.ru Дагестанский государственный университет

Статья посвящена проблеме безработицы и ее региональным особенностям. Проанализированы масштабы этого явления в современной России, проведены межрегиональные сопоставления важнейших параметров безработицы. Основное внимание уделено особенностям безработицы в Республике Дагестан.

Ключевые слова: безработица, занятость, уровень безработицы, рынок труда, воспроизводство, трудовые ресурсы, миграция, трудоустройство.

Безработица — социально-экономическое явление, определяемое как отсутствие занятости у определенной части экономически активного населения. В современной экономике безработица рассматривается как закономерный и неотъемлемый элемент рыночной системы. В России статус безработного определен Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которому «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имели работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней» [3]. Эта категория пополняется в первую очередь за счет беженцев, молодежи, лиц предпенсионного возраста, военнослужащих, уволенных из армии и не имеющих никакой гражданской специальности, атакже женщин с малолетними детьми и инвалидов.

В составе безработного населения можно выделить различные группы в соответствии с половозрастными, профессионально-квалификационными и социальными признаками, сгруппировав их по следующим основаниям:

• по возрасту, с выделением следующих групп: молодежи, лиц трудоспособного, атакже предпенсионного возраста;

• по тендерному признаку, с выделением женщин как менее защищенной в социальном отношении категории безработных;

• по социальному положению: рабочие, служащие и пр.;

• по образовательным и профессиональным характеристикам;

• по доходно-имущественным признакам;

• по обстоятельствам незанятости;

• по продолжительности пребывания в статусе безработного;

• по способам поиска работы.

Подобная группировка имеет большое значение при разработке мер в области социальной защиты безработных.

Уровень безработицы, определяемый как доля безработных в общей численности экономически активного населения, является важнейшим показателем состояния рынка труда. Различают уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) — доля всех безработных в численности экономически активного населения и уровень зарегистрированной безработицы — доля зарегистрированных безработных в экономически активном населении. Для целей социально-экономической политики важно не только наиболее правильно и объективно оценить уровень безработицы в рамках определенной группы населения, но и установить ее причины и границы в применении к конкретному рынку труда.

На протяжении 1990-хгг. в России происходило постепенное изменение природы безработицы. Если в начале реформ главным фактором роста безработицы являлось падение спроса на труд в условиях абсолютного сокращения производства, то в дальнейшем возрастало значение структурных факторов, диспропорций спроса на труд и предложения труда в территориальном, профессионально-квалификационном и демографическом разрезах. Эти факторы нашли отражение в росте длительности безработицы, усилении ее территориальной диф-

ференциации, увеличении возрастных разрывов в уровне и продолжительности безработицы. По данным Госкомстата России, среднее время поиска работы (незавершенной безработицы) завесь период реформ увеличилось практически в два раза: с 4,4 мес. в 1992г. до 8,7 мес. в 2007г. [5].

Динамика уровня безработицы в России за годы социально-экономических преобразований во многом отражает происходившие в стране процессы экономического и демографического характеров. Уровень общей безработицы в 1995—2000 гг. вырос с 9,4 до 10,6%, а к 2008г. снизился до 6,1 %. Уровень зарегистрированной безработицы характеризуется противоположными тенденциями: снижениемс 1995 по 2000г. с 3,2до 1,4% иростомк началу 2008 г. до 2,1 % [5]. Финансовый кризис внес существенные коррективы в эти цифры. По данным российских статистических служб, на апрель 2009 г. общая численность безработных в России составила 7,7 млн чел., или 10,2 % от экономически активного населения; численность зарегистрированных безработных за это время также выросла — с 1,3 млн чел. до 2,25 млн [1].

Особенно остро проблема безработицы затрагивает молодежь. Уровень безработицы среди лиц в возрасте до 30 лет значительно превышает этот показатель для взрослого населения. Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловлена двумя обстоятельствами. Во-первых, молодежь (возрастная категория — от 15 до 30 лет) составляет около 25 % трудоспособного населения РФ [5]. Во-вторых, от стартовых условий деятельности этой категории населения зависит последующее развитие страны. Еще в 1995 г. суммарная численность безработных в двух возрастных группах — до 20 лет и 20—24 лет —составляла 29,5% (11,5 и 18,0% соответственно) против 14% в возрастной группе 35—39 лет и 4,2 % среди граждан 50—54лет. Причем динамика этого показателя практически не претерпела изменений. По данным на начало 2008 г., наибольшую долю в общей численности безработных составила именно группа населения в возрасте 20—24 лет (20,5%, а в сумме с безработными до 20 лет—те же 29,5 %), против 9 % для возрастной группы 35—39 лет. Кроме того, возросла абсолютная численность этой категории безработных за 1995—2007 гг. — более чем в 1,5 раза. Для возрастной группы 20—30 лет также характерны наибольшие значения числа безработных (32,2%) по сравнению, скажем, с возрастными группами 30—40 лет (21,3%), 40-50 лет (23,3%), 50-60 лет (12,7%) [5]. Ситуация с молодежной занятостью является тревожной еще и потому, что приблизительно четвертая часть подростков подрабатывает в различных альтернативных

формах занятости и самозанятости, зачастую в нелегальном секторе экономики. Отсутствие механизмов, регулирующих трудоустройство выпускников учебных заведений, обусловливает недоиспользование знаний и квалификационного потенциала выпускников и вызывает дополнительную напряженность на рынке молодежного труда.

Среднероссийские показатели безработицы скрывают огромный разрыв ее масштабов, как по регионам, так и внутри самих регионов. Еслив 1992 г. уровень общей безработицы свыше 9 % наблюдался лишь в двух регионах, то в 1995 г. — уже в 48, а в 1998 г. — в 75 регионах. При этом в 54 регионах уровень безработицы превысил 13%,в 34— 15%,авЗ регионах — 30 %. В новом тысячелетии показатели безработицы несколько снизились, тем не менее уровень общей безработицы к 2008г. превысил отметку в 9% в 16 регионах страны при среднероссийском значении 6,1 %. Соотношение же максимального (в Чеченской Республике — 53 %) и минимального (в г. Москве — 0,8 %) значений составляет более 66 раз [4].

Состав регионов с наиболее высокими показателями уровня регистрируемой безработицы достаточно устойчив. К началу XXI в. уровень зарегистрированной безработицы, превышающий 3 %, наблюдался в 12 регионах страны, а уже к 2008 г. этот показатель превышал 3 % в 27 регионах. По расчетам автора, он существенно варьируется по регионам: от 0,4—0,8 % в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Калужской области и до 35,1 % в Республике Ингушетия. Причем в Ингушетии это значение выросло за рассматриваемый период более чем в 3 раза — с 8,5 до 28,4%. А в Чеченской Республике он уже в течение нескольких лет превышает 70%. В целом республики Южного федерального округа отличаются среди прочих регионов России наиболее высокой численностью безработного населения.

Приведенные цифры позволяют характеризовать ситуацию на ряде региональных рынков труда как критическую, поскольку, наряду с высокими значениями безработицы, здесь наблюдаются отсутствие механизмов «саморегуляции», тенденция к воспроизводству кризисного состояния, низкая восприимчивость к мерам, направленным на выход из трудной ситуации. Для многих региональных рынков труда характерны такие процессы, как ограниченное предложение рабочих мест, длительная безработица и ряд других, препятствующих их оздоровлению. Для признания ситуации на региональном рынке труда напряженной необходимо, чтобы при уровне официально регистрируемой безработицы, существенно превышающем его среднероссийское значение, другие сопряженные

с ним показатели состояния рынка труда в регионе (нагрузка на одну вакансию, средняя продолжительность безработицы и др.) также были заметно хуже среднероссийских значений.

В каждом регионе рынок труда формируется под влиянием проводимой в нем политики, сложившихся социальных, трудовых, культурных традиций. В качестве примера рассмотрим рыноктрудав Республике Дагестан, на формирование и функционирование которого оказали влияние следующие экономические и демографические особенности.

Во-первых, это высокий естественный прирост населения, особенно выделяющийся на фоне естественной убыли, характерной как в целом для России, так и для большинства ее регионов. За практически два десятилетия реформ население в Российской Федерации уменьшилось на 5,5 млн чел., тогда как в Дагестане — выросло на 868 тыс. чел. По данным на 01.01.2009, численность постоянного населения республики составила 2 713,4 тыс. чел.1, в том числе городского — 1 151,5тыс., сельского — 1 561,9тыс., увеличившись только за 2008г. на 25,6тыс. чел. (за 2007г. — на 29тыс. чел.) [2]. Рост населения республики в основном обеспечивается за счет естественного прироста, перекрывающего отрицательное сальдо миграции.

Во-вторых, высокие темпы воспроизводства трудовых ресурсов, связанные с быстрым увеличением численности населения. За последние почти 20 лет доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения возросла с 51,3 до 62,7%. Кроме того, для Дагестана характерно и увеличение числа занятых, среднегодовая численность которых в республике за тот же период увеличилась на 205,1тыс. чел., или на 29,2%, в то время как в целом по России наблюдалось снижение этого показателя почти на 10 % [4].

В-третьих, отставание темпов прироста рабочих мест от прироста трудоспособного населения (в республике на каждый процент прироста населения в трудоспособном возрасте создается сегодня 0,7—0,8% рабочих мест) [2]; результатом является чрезмерно высокий показатель численности зарегистрированных безработных в расчете на одну заявленную вакансию, равный 121. По значению этого показателя Дагестан занимает 2-е место по стране после Ингушетии, среднероссийская же величина составляет 1,5[4].

В-четвертых, проживание значительной части трудоспособного населения (57,5%) в сельской местности, характеризующейся ограниченностью

1 Оценка сведений приводится с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.

сферы приложения труда, обусловило сосредоточение на селе около 70 % от общего числа безработных в республике (в России этот показатель не превышает 30 %), причем имеется четко выраженная тенденция роста числа безработных в сельской местности (например, по сравнению с 2004 г. этот показатель вырос почти на 20%,ас 2000г. — на 15%) [2].

В-пятых, большая доля многодетныхженщин, а также лиц, занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве (пятая часть трудоспособного населения республики, что втрое превышает средний уровень по Российской Федерации).

В-шестых, сокращение трудовой миграции населения республики в другие регионы России при одновременном усилении притока лиц, возвращающихся в Дагестан. Результатом этих процессов явилось отрицательное сальдо миграции.

Наличие перечисленных особенностей заметно усложняет формирование рынка труда в республике. Становится явным несоответствие между благоприятными демографическими возможностями повышения трудового потенциала республики и ограниченными сферами его использования вследствие отсутствия должного прироста рабочих мест, что служит тормозом социально-экономического развития и нормального функционирования рынка труда и порождает столь грозное явление, как безработица.

Согласно официальным данным, к началу 2009 г. уровень зарегистрированной безработицы в Дагестане составил 3,7% (т.е. почти в 2 раза превысил среднероссийское значение), снизившись на 0,6% по сравнению с 2007 г. и на 1,3 % — по сравнению с 2000 г. [4]. Подобная динамика объясняется тем, что прирост численности зарегистрированных безработных за этот период (5,4тыс. чел.) заметно отстает от прироста численности экономически активного населения (271 тыс. чел.) [4]. Действительная численность безработных в Дагестане, особенно в сельских районах, зачастую вдвое—втрое превышает официально зарегистрированный уровень. Поэтому для оценки реального положения на рынке труда применяется коэффициент незанятости или уровень общей безработицы (выраженное в процентах отношение числа незанятых к числу экономически активного населения), составивший в 2007г. 20,2 % (в 2000г. — 26,5%). При этом в абсолютном измерении численность незанятого населения росла на протяжении более 10 лет, и только с 2006 г. начала снижаться (см. таблицу). Опять-таки причиной такого несоответствия служит значительный прирост экономически активного населения заданный период, вызванный причинами демографического характера.

Основные показатели занятости и безработицы в Республике Дагестан в 2000—2007 гг. *

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Экономически активное население,

всего, тыс. чел. 962,0 959,1 1077,5 1 030,9 1 089,7 1 174,9 1 206,3 1 233,0

В том числе:

— занятые:

тыс. чел. 706,9 678,4 817,5 819,0 793,1 913,4 937,1 984,0

в %к итогу 73,5 70,7 75,9 79,4 72,8 77,7 77,7 79,8

— безработные: тыс. чел. 255,1 280,7 260,0 211,9 296,6 261,5 269,2 249,0

в %к итогу 26,5 29,3 24,1 20,6 27,2 22,3 22,3 20,2

— мужчины, тыс. чел. 521,2 517,1 576,9 549,3 573,5 611,2 641,5 696,3

— безработные мужчины, % 26,3 29,4 23,7 20,9 25,8 21,2 23,0 20,2

— женщины, тыс. чел. 440,8 442,0 500,6 481,6 516,2 563,7 564,8 536,7

— безработные женщины, % 26,7 29,1 24,6 20,2 28,8 23,5 21,5 20,1

— уровень зарегистрированной безработицы, % 5,0 5,7 4,9 5,2 5,0 4,3 4,6 4,3

Доля в общей численности безработных

В том числе:

молодежь, % 46,1 48,2 47,8 49,2 51,3 49,7 49,9 52,3

женщины, % 46,2 45,9 47,3 45,8 50,1 50,6 46,0 43,0

сельское население, % 57,2 62,1 63,5 53,4 50,7 72,1 - -

* Составлено по данным источников официальной статистики Российской Федерации и Республики Дагестан.

Уровень безработицы существенно различается в городской и сельской местностях, а также в горных, предгорных и равнинных районах. Низкий производственно-экономический потенциал, ограниченность возможностей расширения сферы приложения труда, слабые налоговая и финансово-бюджетная базы отдельных районов, ведущие к высокому уровню безработицы, предопределяют необходимость проведения дифференцированной политики занятости, разработки специальной системы мер для смягчения ситуации на рынке труда в районах массовой безработицы, перераспределения средств, предназначенных для решения проблем занятости.

В Республике Дагестан, как и в целом по России, происходят процессы межотраслевого перераспределения рабочей силы в пользу непроизводственной сферы. За последние 6—7 лет при сокращении численности работников сферы материального производства на 10% в непроизводственной сфере их численность увеличилась на1 %.

Интенсивно развиваются торговый и туристский бизнес, другие виды деятельности, являющиеся перспективными с точки зрения создания новых рабочих мест в Дагестане, что обусловило некоторое снижение общего числа безработных в 2007 г. (по сравнению с предшествующим годом этот показатель снизился на 20тыс. чел.). Это направление в развитии социальной инфраструктуры особенно важно в условиях Дагестана, где потребности населения во многих видах социально-культурных и материально-бытовых услуг удовлетворяются далеко не полностью, и по уровню их потребления республика заметно отстает от России. Тем не менее

характерная для республики высокая численность незанятого населения во многом обусловлена общим спадом производства. Кроме того, в Дагестане значительные масштабы приобрела скрытая безработица. Главным фактором ее существования является искусственное сдерживание высвобождения работников бюджетных организаций, объясняемое действием ряда причин, среди которых можно выделить объективные и субъективные. Объективные — ограниченные финансовые возможности предприятий, не позволяющие им проводить дорогостоящее сокращение работников (дешевле их отправить в отпуск без сохранения зарплаты в надежде на то, что часть работников уволится по собственному желанию), а также по-прежнему высокий уровень социальной напряженности в регионе. Субъективные — стремление сохранить коллектив во избежание, например, развала бизнеса. По данным статистических органов республики за 2006 г., 10,2тыс. чел. (3,1% от среднесписочной численности работников предприятий) работали неполный день либо находились в вынужденных отпусках [2].

Проблема безработицы наиболее остро затрагивает такие социально уязвимые группы, как женщины и молодежь. С момента начала регистрации безработица в республике является преимущественно женской проблемой: по отдельным районам доля незанятых женщин колеблется от 60 до 80 %. Напротив, в тех районах, где используется надомный труд женщин, их доля среди безработных не превышает 30—40 %. Что же касается молодежи, то она занимает самую большую долю в составе безработного населения Дагестана среди прочих возрастных групп. Так,

на 01.01.2008 доля лиц в возрастной группе 20—29 лет составила 42 % от общего числа безработных в республике, а в сумме с безработными в возрасте до 20 лет этот показатель возрастает до 52,3 % [4].

Приведенные факты свидетельствуют о необходимости признания современной ситуации на рынке труда Республики Дагестан напряженной и требующей безотлагательной системы координирующих мер.

Существование безработицы формирует широкий круг экономических, социальных и психологических издержек, которые, естественно, выходят за рамки прямых расходов на поддержку безработных. Например, к экономическим последствиям безработицы можно отнести:

• неполное использование производственных возможностей общества и, как следствие — недопроизводство общественно значимых товаров и услуг. В соответствии с законом Оукена, формирующим зависимость между уровнем безработицы и объемом ВНП2, нетрудно определить, что неполученный объем благ в Дагестане ежегодно составляет примерно 35—40 %;

• масштабное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, для которых трудовая деятельность является основным источником средств существования. Это, в свою очередь, способствует снижению покупательной способности населения, а значит, и сокращению спроса на потребительские товары. Потеря работы для человека оборачивается не только снижением доходов и изменением привычного образажизни, но и риском социальной изоляции и семейно-бытовых конфликтов;

• снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;

• потерю налогоплательщиков, а соответственно и налоговых отчислений от доходов;

• увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д. Индивидуальные экономические издержки безработицы, связанные с потерей дохода и ухудшением материального положения не только самих безработных, но и членов их семей, трансформируются на уровне общества в социальные и психологические издержки [6]. Среди них некоторые ученые (Четвернина, Малеева) выделяют усиление политической нестабильности

2 В соответствии с данным законом, превышение на 1 % фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП от потенциального на 2,5 %.

и социальной напряженности в обществе, рост преступности и числа психических расстройств, потерю квалификации, обострение семейных отношений и, как следствие, деформацию личности безработного. Таким образом, безработица сегодня не только в Республике Дагестан или другом регионе с аналогичной ситуацией, но и в целом по стране представляет собой достаточно опасное явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной как на ликвидацию последствий безработицы, так и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня.

Активность государственной политики занятости заключается в мерах профилактического характера. Профилактика безработицы и ее сведение к естественному (объективному) уровню могут быть обеспечены, если во главу угла политики занятости поставить задачу достижения определенной структуры распределения всего трудоспособного населения по видам деятельности (занятость на производстве, обучение, военная служба, домашняя работа и т. д.), которая устраивала бы и отдельных граждан (по уровню дохода и социальной роли), и все общество. Отсюда политика занятости должна включать два основных направления:

1) повышение эффективности занятости;

2) развитие социально обоснованных видов «незанятости» (учеба, воспитание детей, льготная и досрочная пенсия и т.д.).

В числе мер первого блока можно предложить следующие.

1. Создание дополнительных рабочих мест, ориентированных преимущественно на использование местного сырья и потребление готовой продукции как внутри республики, так и за ее пределами. При этом приоритетное финансовое содействие следует оказывать работодателям, создающим рабочие места в наиболее трудоизбыточных районах и городах и трудоустраивающих социально незащищенных граждан. Для создания новых рабочих мест в Дагестане большое значение имеет развитие индустрии туризма, курортного хозяйства, способствующих расширению сферы услуг.

Определенный потенциал в решении проблемы занятости создает малый бизнес, преимущества которого очевидны для трудоизбыточных и дотационных регионов. Малое предпринимательство, во-первых, способно создавать рабочие места низкой капиталоемкости, что очень важно в условиях Дагестана. Во-вторых, здесь широко распространены гибкие условия труда и найма (неполный рабочий день, скользящий график труда, совместительство и пр.), что может помочь в решении проблемы женской, а также моло-

дежной занятости. Содействие предпринимательской инициативе безработных граждан (предоставление льгот при создании малых предприятий и кооперативов, первоочередное выделение земельных участков для создания фермерских и личных подсобных хозяйств, оказание им прямой финансовой поддержки и др.) не только будет способствовать решению проблемы безработицы, но и поможет насытить рынок товарами и услугами постоянного спроса, развить социальную инфраструктурурегиона.

2. Обеспечение временной занятости (организация общественных работ и пр.), позволяющее путем ориентации этих работ на создание производственной и социальной инфраструктур оживить регионы, сделав их привлекательными для частного капитала и предпринимательской активности. Наибольшее применение общественных работ может быть достигнуто в системе жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, торговли, на строительных и ремонтных работах, и т. д. Организация общественных работ еще долго будет актуальным направлением политики занятости в депрессивных и отсталых регионах, поскольку не требует значительных финансовых затрат, высокой квалификации работников и позволяет в приоритетном порядке привлекать граждан, особо нуждающихся в социальной помощи. Временное трудоустройство (например, на период каникул) поможет подросткам решить проблему выбора профессии, а также может способствовать частичному снижению роста преступности среди них, направив их активность на реализацию общественно значимых целей.

3. В порядке перераспределения неконкурентоспособной рабочей силы органам занятости необходимо оказать содействие миграции трудоспособного населения за пределы региона. Условиями ее осуществления являются совершенствование территориального размещения производства, преодоление чрезмерной специализации регионов, восстановление прежних и создание новых хозяйственных связей между регионами.

К мерам второго блока можно отнести следующие.

1. Современный рынок труда требует формирования общегосударственной разветвленной системы подготовки, переквалификации и трудоустройства кадров, поэтому одним из основных направлений активной политики занятости сегодня должно стать профессиональное обучение безработных, направленное на повышение конкурентоспособности кадров. Систематическое пребывание значительной доли незанятого населения в системе переобучения должно явиться объективным требованием

формирования «гибкой» модели рынка труда. Это особенно актуально в связи с обострением проблемы трудоустройства молодежи в Дагестане, во многом явившейся результатом массовой подготовки учебными заведениями республики специалистов, не пользующихся спросом на рынке труда. Для трудоустройства молодежи нужна новая политика, побуждающая систему образования гибко реагировать на меняющийся спрос на профессии.

2. Распространение практики досрочного выхода на пенсию при наличии необходимого стажа работы. Данное направление деятельности будет эффективным только в том случае, если размер пенсии приблизится к размеру заработной платы по соответствующей специальности.

3. Возведение деятельности женщин по уходу за детьми в ранг социальной занятости. Эта мера чрезвычайно актуальна в условиях Дагестана, где женщины составляют более половины всех безработных. Постепенное увеличение продолжительности общественно признанного периода ухода за детьми, а также изменение порядка и размера выплаты соответствующих пособий позволят добровольно покинуть рынок труда тем женщинам, которые в силу загруженности домашними делами не могут обеспечить высокой отдачи на работе.

Приоритет в проводимой сегодня политике занятости следует отдавать активным методам регулирования, поскольку предпочтение пассивных мер ведет кподцержанию безработицы надостаточно высоком уровне и требует значительных средств на выплату пособий, расширение льгот и т. д. Пассивная же политика должна опираться на систему социального страхования от безработицы, при этом в качестве источников финансирования должны быть использованы обязательные взносы работодателей, работников, а также отчисления из государственного бюджета. Подобная практика давно и успешно действует во всех странах с развитой системой социальной защиты населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Взгляд. Деловая газета. URL: http://www.vz.ru/ economy/2009.

2. Дагестан — 2008г. Статистический ежегодник. Махачкала, 2008.

3. О занятости населения в Российской Федерации (с последующими дополнениями и изменениями): Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032.

4. Регионы России — 2008. Социально-экономические показатели: Стат. сборник. М.: Госкомстат РФ, 2008.

5. Российский статистический ежегодник, 2008. М.: Росстат, 2008.

6. Четвернина Т. Я. Становление системы защиты от безработицы в современной России. М.: Наука, 2004.