Естественные и точные науки •••
Natural and Exact Sciences •••
Науки о Земле / Earth Science Оригинальная статья / Original Article УДК 91 (470. 67)
Проблемы безработицы в Дагестане и пути их решения
© 2017 Гаджиева З. М.
Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
РЕЗЮМЕ. Цель: изучить современное состояние и социально-экономические проблемы безработицы в Дагестане. Исследование основывается на использовании методов статистического анализа, факторного анализа, экономико-математических методов, эмпирического метода. Результаты. Приведена структура безработицы населения Дагестана. Выделены основные причины безработицы (увольнение в связи с окончанием срока действия срочного договора, увольнение при ликвидации организации, сокращение штатов, увольнение по собственному желанию, сложность трудоустройства у выпускников учебных заведений и др.) и меры, предпринимаемые для борьбы с ней. Выводы. Важной задачей в деле трудоустройства безработных является совершенствование отраслевой и территориальной структуры хозяйства, формирование новых форм хозяйствования. Для того чтобы решить проблему безработицы, в республике необходимы глубокие социально-экономические преобразования, направленные на повышение уровня жизни населения.
Ключевые слова: безработица, рынок труда, занятость, государственная служба занятости.
Формат цитирования: Гаджиева З. М. Проблемы безработицы в Дагестане и пути их решения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 97-104._
The problems of unemployment in Dagestan
and their solutions
© 2017 Zemfira М. Gadzhieva
Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
ABSTRACT. The aim is to study the current state and socio-economic problems of unemployment in Dagestan. The research is based on the use of statistical analysis methods, factor analysis, economic-mathematical methods, empiric method. Results. The structure of unemployment of the population of Dagestan is given. The main causes of unemployment and measures to combat it are allocated in the research (dismissal for cause with expiration of a contract, dismissal for cause with dissolution of an organization, downsizing, voluntary resignation, the difficulty of employment of graduates, etc.). Conclusion. The important task of employment is sectoral and territorial structure improvement of the economy, formation of new forms of management. To solve the problem of unemployment the region needs profound social and economic changes aimed at improving the standard of living of the population Keywords: unemployment, job market, employment, state employment service.
For citation: Gadzhieva Z. M. The problems of unemployment in Dagestan and their solutions. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Natural and Exact Sciences. 2017. Vol. 11. No. 1. Pp. 97-104. (In Russian)
Введение
На сегодняшний день занятость населения стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих как государство, так и общество в целом. И с каждым годом острота этой проблемы все более нарастает, особенно в таких трудоизбыточ-
ных регионах Российской Федерации, как Дагестан.
Труд, в результате которого производятся потребляемые материальные и духовные блага, развиваются и совершенствуются способности человека, является первым и основным условием всей человеческой жизни.
••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 1. 2017
••• йБРи ЮиЯМЛи Уо!. 11. N0. 1. 2017
Таблица 1
Динамика занятости экономически активного населения и безработицы в Республике Дагестан
Численность экономически активного населения, тыс.чел., в том числе: 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2012 г. 2016 г.
962,0 1195,7 1272,0 1329,2 1315,5
занятые в экономике 706,9 931,6 1083,2 1173,9 1160,6
безработные 149,0 264,1 188,5 155,3 146,2
из них зарегистрированные в органах службы занятости 53,5 50,9 40,2 30,9 26,5
Доля женщин в численности безработных, % 47,6 23,6 15,8 15,0 12,1
Доля мужчин в численности безработных, % 48,2 20,7 14,4 8,8 8,6
Источник: По данным Министерства труда и социального развития РД'
Полное и рациональное использование трудовых ресурсов имеет большое экономическое и социальное значение. Одним из важных критериев их использования является трудовая активность, доля трудоспособного населения, занятого в народном хозяйстве.
Методы исследования
Поставленные в исследовании задачи определили необходимость использования соответствующего инструментария, в том числе методов научного познания, включающих методы анализа, синтеза, наблюдения, сравнения. Одновременно широкое применение нашли специальные методы статистического анализа (непосредственной оценки, простого ранжирования, моделирования), которые обеспечили обоснованность научных результатов, подтвержденных объективностью первичного материала и предпосылок, логикой проведенного исследования.
Исходными данными для анализа явились данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстата), Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан (Дагестанстат). Необходимые для расчетов показатели динамики занятости экономически активного населения и безработицы в РД, структуры занятости трудовых ресурсов взяты из размещенных в онлайн-базах данных [1; 3-5].
Результаты
Трудовая активность населения зависит от его половозрастной структуры, размера семьи, количества детей, наличия мест приложения труда, соответствующих профессиональной подготовке работников, их требований к условиям и оплате труда, развития сферы обслуживания и т. д.
За 2000-2016 годы численность экономически активного населения в Дагестане возросла на 36,7 % и составила 1315,5 тыс. че-
ловек, в том числе мужчины - 8,6 %, женщины - 12,1 %. За эти же годы число занятых в народном хозяйстве увеличилось на 21,5 % (табл. 1) [2]. Численность экономически активного населения республики растет быстрее, чем число рабочих мест в экономике, поэтому Дагестан относится к трудоизбыточным регионам Российской Федерации.
Увеличение численности занятых в народном хозяйстве объясняется тем, что в баланс трудовых ресурсов включены лица, занятые в домашнем и личном подсобном сельском хозяйстве, производством товаров и услуг для реализации.
С началом экономических реформ 90-х годов XX века обострилась проблема безработицы как в России в целом, так и Дагестане в частности. Официально она отсутствовала с 1930 года, когда в СССР была закрыта последняя биржа труда. Но фактически «скрытая» безработица существовала и в советский период, особенно в сельской местности. Например, сельский житель считался колхозником, даже если он работал в колхозе 1-2 месяца в году. В остальное время такие люди были заняты в личном подсобном хозяйстве или выезжали на заработки в трудодефицитные районы нашей необъятной страны.
Вновь регистрация государственной службой занятости безработных, то есть людей, не имеющих работы, но желающих трудиться, началась в 1991 году.
Причинами этому послужили: вынужденная остановка производства, неплатежеспособность, банкротство и закрытие предприятий. Это привело к массовому сокращению и увольнению трудоспособного населения. Сильнее всего безработица отразилась на слабозащищенных слоях общества - молодежи, женщинах и пожилых людях. С целью организации помощи им в 1991 году
была создана служба занятости населения РД и аналогичная - Махачкалы (Центр занятости населения в МО «город Махачкала», внесенный в разряд государственных учреждений).
По данным Росстата за 2016 год, на Северном Кавказе отмечается самый высокий уровень безработицы в стране - 11,2 %. Республика Дагестан находится на 75 месте по уровню безработицы среди 85 регионов России. Уровень безработицы в Дагестане превышает среднероссийский показатель более, чем в 2 раза и составил в 2016 году 11,3 % от экономически активного населения, тогда как средний уровень по стране - 5,2 %. Максимальный его уровень был в 1998 году -30 % [1].
Снижение безработицы к началу 2000-х годов связано с оживлением народного хозяйства республики. По международным стандартам высоким считается уровень безработицы выше 10 %. Из сказанного видно: в Дагестане он продолжает оставаться очень высоким.
Следует отметить, что в республике около половины (в отдельные годы более 60 % от общего числа) безработных составляют женщины, почти половину - молодежь 1529 лет. В общей численности безработных доля женщин в 2016 году составляла 56,5 %, жителей сельской местности 52,1 % [2].
Из общей численности населения в возрасте от 15 до 39 лет высока доля безработных в возрастной группе от 30 до 39 лет, которые в структуре численности безработных за 2015 год составили 38,1 %. На втором месте возрастная группа от 25 до 29 лет -20,3 %. Третье место заняла группа в возрасте 20-24 года, с долей 22,8 % и последнее место занимает возрастная группа 15-19 лет, доля которой 11,1 % [3].
Подавляющую часть заявляемых предприятиями вакансий составляют рабочие места, не требующие профессионального образования. В то же время в составе безработных довольно высок удельный вес лиц, имеющих высшее и среднее специальное образование (в 2005 г. - 10,5 % в 2010 г. -22,3 %, в 2013 г. - 28,7 %) [2].
Как правило, не все безработные обращаются в государственную службу занятости с целью трудоустройства. Многие предпочитают искать работу самостоятельно. Наиболее предпочтительным при поиске
работы является обращение к помощи друзей, родственников и знакомых.
Среди факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на состояние рынка труда республики, следует отметить: высокий уровень традиционно незанятого населения; рост численности трудовых ресурсов; высокую долю сельского населения; приток вынужденных мигрантов; низкий уровень оплаты труда и др.
Проблема занятости в Дагестане была вызвана переходом к рыночной экономике, который оказался крайне тяжелым для республики, где рынок труда сегодня находится в условиях большого дефицита постоянных рабочих мест.
Начиная с 2000 года уменьшалось количество вакансий, заявляемых предприятиями в органы службы занятости. В результате этого увеличивалось число безработных, претендующих на одно вакантное рабочее место. Так, если на начало 1992 года центры по занятости и труду в городах и районах РД получили от предприятий и организаций заявки на 6 тысяч вакансий для трудоустройства безработных граждан, то в 2000 году - на 1363, в 2012 году - на 686 вакансий. При этом необходимо отметить, что в общем количестве заявок более 50 % приходится на негосударственный сектор экономики.
Р еальные цифры по занятости населения в Дагестане, как говорят эксперты-социологи, пока не поддаются точному исчислению по причинам приписок местных чиновников, высокого участия дагестанцев в теневой экономике и больших цифр трудовой миграции населения. Нередко трудовой мигрант-дагестанец может быть занят где-то за пределами Дагестана и при этом на родине числиться безработным.
Значительно затруднено трудоустройство молодежи, так как она не может на равных конкурировать с более опытными кадрами, в первую очередь попадает под увольнение. Заявок от предприятий и организаций по профессиям молодых безработных практически нет, что свидетельствует, на наш взгляд, о том, что система профессионального образования не в полной мере отвечает современным требованиям. По данным Министерства труда и социального развития РД, самыми неконкурентоспособными на рынке труда являются профессии бухгалтера, экономиста, инженера,
юриста, технолога, швеи-мотористки и т. д. Отмечается, что работодателям сегодня в основном нужны работники с рабочей профессией. Самыми востребованными на данный момент на рынке труда являются вакансии в сфере услуг. Это продавцы-консультанты, официанты, торговые представители, водители, а также кассиры и учителя.
В Дагестане сложность трудоустройства зависит не столько от сложившейся социально-экономической ситуации, сколько от традиционных родственных и дружеских связей. Сложность в трудоустройстве прослеживается также в том, что многие дагестанские студенты, пройдя учебную практику по своей специальности, не уверены, что останутся работать на этом же предприятии или в учреждении, поэтому во многих случаях трудоустраиваются не по специальности. Шансы найти работу по выбранной специальности приравниваются к нулю. Кроме того, низкий уровень заработной платы приводит к падению престижа рабочих профессий. Не имея возможности устроиться на работу по специальности, значительная часть квалифицированной молодежи после окончания учебных заведений пополняет ряды безработных. В Дагестане проблема рынка труда не только в отсутствии рабочих мест, но и в профессиональном дисбалансе спроса на рабочую силу и ее предложения.
Сложная ситуация с безработицей остается в сельской местности, на долю которой приходится около 84 % всех безработных.
География безработицы в Дагестане зависит в первую очередь от демографической
ситуации и от отраслевой структуры хозяйства.
Наибольшее количество безработных сосредоточено в горной зоне Дагестана с высоким естественным приростом населения и аграрным перенаселением. Здесь в трудоспособный возраст постоянно вступает большое количество молодежи, для которой требуются новые рабочие места. Возможности экономики, которая представлена в основном сельским хозяйством с сезонностью производства, для трудоустройства населения ограничены. В этой зоне больше всего безработных имеется в Акушинском, Ах-тынском Дахадаевском, Ботлихском, Ша-мильском и некоторых других районах [3].
На втором месте по численности безработного населения находится равнинная зона, в которой особенно выделяются Мага-рамкентский, Хасавюртовский и Дербентский районы, а также расположенные в равнинной части города Махачкала, Дербент и Дагестанские Огни, где размещены предприятия кризисных в данный период отраслей - виноградарства, садоводства, винодельческой, консервной и легкой промышленности, машиностроения, в том числе оборонного комплекса. Здесь в связи с сильным падением производства прошли массовые сокращения работников. Немало безработных и в предгорной зоне.
За годы социально-экономических преобразований существенные изменения произошли и в структуре занятости населения Дагестана по отраслям народного хозяйства (табл. 2).
Таблица 2
Структура занятости трудовых ресурсов Республики Дагестан по отраслям народного хозяйства (в %)
Отрасли 1980 г. 1990 г. 1995 г. 2005 г. 2010 г. 2012 г. 2015 г.
Промышленность 19,6 20,9 16,7 9,6 9,3 9,5 9,1
Сельское и лесное хозяйство 32,3 27,0 30,9 27,5 27,5 26,9 27,4
Строительство 7,7 9,2 8,4 5,1 6,4 7,1 7,9
Транспорт и связь 7,9 5,7 4,9 8,1 8,0 7,1 7,0
Торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение 6,9 6,7 5,8 13,8 13,3 12,8 12,9
и сбыт, заготовки
ЖКХ, бытовое обслуживание населения 2,8 4,1 4,7 3,7 4,5 4,6 4,3
Здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение 4,6 6,7 7,1 6,8 6,6 6,8 6,7
Образование, культура, искусство, наука и научное обслуживание 14,1 15,7 16,1 13,4 13,3 12,8 12,3
Финансы, кредитование 0,6 0,6 0,9 0,9
и страхование 0,5 0,5 0,9
Управление 2,6 2,4 2,9 7,2 5,9 5,2 5,1
Другие отрасли 1,0 1,1 1,6 0,3 0,3 0,3 0,4
Всего 100 100 100 100 100 100 100
Источник: [2; 6].
Таблица показывает, что основная часть занятого в народном хозяйстве населения трудится в сельском хозяйстве, образовании, культуре, искусстве, науке и научном обслуживании, промышленности. Неодинаковые темпы развития отдельных отраслей экономики способствовали перераспределению трудовых ресурсов между отраслями. За годы экономических реформ увеличивался удельный вес населения, занятого в отраслях непроизводственной сферы (торговля, общественное питание и материально-техническое снабжение, финансы, кредитование и страхование, аппарат органов управления и др.). В то же время уменьшалась доля занятых в отраслях промышленности.
Р азвитие новых форм хозяйствования, структурные изменения в экономике сопровождались сокращением численности работающих в государственном секторе и ростом числа занятых на арендных, частных предприятиях, в акционерных обществах, хозяйственных ассоциациях, кооперативах, в сфере индивидуального и частного предпринимательства и т. д.
Несмотря на некоторые положительные сдвиги в области занятости населения республики, ощутим дисбаланс между имеющимися рабочими местами и численностью граждан, ищущих работу. В настоящее время для нормализации ситуации в сфере занятости населения требуется целенаправленная и организованная политика, учитывающая динамику численности населения, потенциальных работников, инвестиционных процессов. Государственные службы, являясь связующим звеном между безработными и работодателями, должны усилить свою деятельность в направлении сокращения времени предоставления незанятым гражданам подходящей по квалификации и образованию работы.
Одним из важнейших направлений в улучшении деятельности государственной службы занятости является расширение информационного поля, налаживание непо-
средственных контактов с работодателями различных форм собственности. В работу региональных служб занятости необходимо внедрить прогрессивные методы информирования граждан через интернет, которые эффективно используется в мегаполисах, таких как Москва, Санкт-Петербург и др. Особую актуальность это приобретает в трудоизбыточных регионах Российской Федерации, каким является Республика Дагестан, так как использование интернета в региональных службах занятости позволит сократить время поиска работы для нетрудоустроенных в 2-3 раза.
Также представляется эффективным создание единого канала электронной связи «работодатель - служба занятости населения».
Экономическая эффективность названных мероприятий может быть выражена увеличением налоговых сборов за счет отчислений в региональный бюджет и небюджетные фонды, произведенных с заработков трудоустроенных через службу занятости людей.
Министерства и ведомства республики, администрации городов и сельских районов должны нацелить свое внимание на принятие мер, способствующих сохранению объемов производства, следовательно, и количества рабочих мест, а также на организацию дополнительных мест, не требующих больших инвестиций. В горных и предгорных районах республики целесообразно расширить мини-производства, ориентированные на использование местного сырья. Существенное увеличение количества рабочих мест может быть достигнуто путем своевременного ввода в действие строящихся объектов, восстановления деятельности филиалов и цехов промышленных предприятий с приостановленным производством, развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, кредитования создания перспективных рабочих мест на основе местных сырьевых ресурсов, развития социальной инфраструктуры. Необходимо
также продолжить политику поддержки фермеров за счет оказания им финансовой помощи, предоставления возможности получения техники и племенного скота по лизингу (аренде).
Значительным резервом роста трудовой занятости населения в РД является интенсивное развитие малого предпринимательства, самозанятости. Самозанятость и малое предпринимательство - это форма организации труда, которая может гибко реагировать на изменяющиеся требования рынка. Она является мобильной с точки зрения как приспособляемости процессов производства, так и использования различных способов поддержания определенного уровня занятости при изменении конъюнктуры рынка.
Очень важно не допускать безработицы среди молодежи и женщин. Молодежная безработица ведет к нарушению процесса смены поколений в экономике, к утрате (или отказу от приобретения) трудовых навыков, иждивенчеству, переходу в криминальную сферу деятельности. Молодежная безработица становится источником роста преступности, наркомании и алкоголизма.
Политика социальной защиты занятости женщин в РД должна быть ориентирована на решение двуединой задачи: обеспечение социальных гарантий работающих женщин от возможной безработицы и создание необходимых условий для трудоустройства безработных женских трудовых ресурсов на основе принципа добровольности.
Система социальной защиты женщин должна включать в себя комплекс мер по повышению экономического стимулирования предприятий, активно использующих прогрессивные формы занятости для них, и меры по непосредственной гуманизации их труда. Необходимо предусмотреть в Кодексе законов о труде статью, гарантирующую трудоустройство хотя бы женщин, имеющих несовершеннолетних детей.
В современных условиях ускоренные темпы технического прогресса, внедрение более сложных машин и оборудования предъявляют особенно высокие требования к образовательному уровню работников, к их квалификации. Для многих профессий типичным стало органическое сочетание функций умственного и физического труда. При этом на первый план в трудовом процессе выступает высокий уровень знаний.
От уровня знаний работника, его способности освоить и производительно применить данную систему машин зависит эффективность производства.
Развитие новой техники и технологии порождает качественно новые профессии высококвалифицированного труда, требующие от работников глубоких общеобразовательных и научно-технических знаний, высокого профессионального мастерства. Поэтому современный человек должен уметь приобретать новые знания и умения, то есть заниматься самообразованием, стараться самостоятельно овладеть как можно большим числом знаний и умений, осваивать новые профессии и виды знаний.
Облегчить освоение новых профессий человеку помогает базовое общее образование, на основе которого затем можно получить новые конкретные знания, умения и навыки. Поэтому в средней школе необходимо получать не узкое, а широкое образование, развивающее личность человека и готовящее его к работе в любых условиях. Большое внимание надо уделять специальной профессиональной подготовке и переподготовке специалистов и квалифицированных кадров.
Все названные и другие меры способствовали бы снижению напряженности на рынке труда.
Заключение
Таким образом, проблема безработицы является одной из самых актуальных в республике, так как она вызывает падение уровня жизни населения. Из-за высокого уровня безработицы у молодёжи снижается мотивация к учебе, так как она не видит дальнейшей перспективы.
Для устранения последствий безработицы и установления стабильности в экономической и социальной сферах правительства Российской Федерации и Республики Дагестан принимают соответствующие меры. Так, 21 июля 2016 года Правительство РФ сообщило, что на снижение напряженности на рынке труда четырём регионам будет выделено 313,8 млн. рублей, из них 84,4 млн. рублей получит Республика Дагестан [5]. Эти средства в основном будут направлены на поддержу компаний с наиболее сложной ситуацией: «Дагдизель», «Дагэлектроавто-мат», «Каспийский завод точной механики», а Министерство труда и социального развития республики заявило, что более тысячи
человек смогут избежать сокращения за счет поддержки из федерального бюджета.
Также разработана госпрограмма «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года. В интервью газете «Коммерсантъ» Министр Российской Федерации по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов сказал: «С развитием экономики мы будем решать ключевые задачи. Первая - снижение безработицы. Увеличим количество людей с реальными доходами, тех, кто не получает пособия».
Кроме того, государство обеспечивает безработных денежными выплатами. Постановлением правительства РФ от 12.11.2015 № 1223 установлен минимальный размер пособия по безработице, который составил 850 рублей [6]. Однако нужно отметить, что эта сумма является катастрофически маленькой, так как не способна удовлетворить минимальные потребности человека даже на неделю.
Одним из важных проектов, направленных на снижение безработицы, является «Стратегия социально-экономического развития Дагестана до 2020 года», предусматривающая строительство электростанций, работающих на природном газе, и малогабаритных котельных установок; производство кварцевого песка для стекольной промышленности и строительство завода по выпуску
1. Занятость и безработица в Российской Федерации в июле 2016 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/ free /B09_03/IssWWW.exe/Stg/ d01/169.htm [дата обращения: 21.01.201 г.]
2. Занятость, безработица и условия труда. Социальное положение и уровень жизни населения Дагестана // Статистический сборник. Махачкала, 2015.
3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://dagstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/dagstat/ru/statistic s/employment [дата обращения: 20.01.2017 г.]
1. Zanjatost' i bezrabotica v Rossijskoj Feder-acii v ijule 2016 goda [Employment and unemployment in the Russian Federation in July 2016] [Electronic resource]. Mode of access: http://www.gks.ru/bgd/free/B09_03/IssWWW.ex e/Stg/ d01/169.htm [accessed: 03.07.2016]
высококачественного листового стекла; строительство цементного комбината; расширение производства пластмассовых труб и освоение производства металлопластиковых и армированных труб и т. д. [5].
Также 10.08.2016 года было издано постановление правительства Республики Дагестан № 236 «Об утверждении Порядка реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан, на 2016 год» [4]. В нем рассмотрены такие задачи, как повышение квалификации работников, которые находятся под риском увольнения, возмещение организациям расходов, связанных с увольнением работников по причинам сокращения штатов, численности работников, возмещение затрат, которые связаны с принятием на работу инвалидов, временное предоставление работы лицам, которым грозит увольнение.
В заключение подчеркнем, что состояние рынка труда в республике напряженное. Она является зоной повышенной безработицы, но это не остаётся без внимания. На федеральном и региональном уровнях принимаются меры для улучшения текущего положения в социальной и экономической сферах.
4. Постановление Правительства РД от 10.08.2016 г. № 236 «Об утверждении Порядка реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан, на 2016 год» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ documen1/44l609984 [дата обращения: 10.12. 2016 г.]
5. Проект «Стратегия социально-экономического развития до 2020 года» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs. cntd.ru/document/412309398 [дата обращения: 20.02.2016 г.]
6. Российский статистический ежегодник. М., 2015.
2. Employment, unemployment and working conditions. Social status and living standards of the population of Dagestan. Statisticheskij sbornik [The statistical compilation]. Makhachkala, 2015.
3. Oficial'nyj sajt Territorial'nogo organa Fed-eral'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po
Литература
References
Respublike Dagestan [Official site of Local Agency of Federal State Statistics Service of the Republic of Dagestan]. [Electronic resource]. Mode of access: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ ros-stat_ts/dagstat/ru/statisti cs/employment [accessed: 20.01.2017]
4. Postanovlenie Pravitel'stva RD ot 10.08.2016 g. № 236 «Ob utverzhdenii Porjadka realizacii dopolnitel'nyh meroprijatij v sfere zanja-tosti naselenija, napravlennyh na snizhenie napr-jazhennosti na rynke truda Respubliki Dagestan, na 2016 god» [Resolution of the Government of the Republic of Dagestan from 10.08.2016. No. 236 "About approval of the Procedure of implementation of additional measures in the sphere of
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации
Гаджиева Земфира Магомедрагимов-
на, кандидат географических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической и социальной географии, естественно-географический факультет (ЕГФ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
employment aimed at reducing tensions on the labor market of the Republic of Dagestan in 2016"]. [Electronic resource]. Mode of access: http://docs.cntd.ru/document/441609984 [accessed: 10.12.2016]
5. Proekt «Strategija social'no-jekonomiches-kogo razvitija do 2020 goda» [The project "Strategy of social-economic development until 2020"]. [Electronic resource]. Mode of access: http:// docs.cntd.ru/document/412309398 [accessed: 20.02.2016]
6. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik [Russian statistical Yearbook]. Moscow, 2015.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation
Zemfira М. Gadzhieva, Ph. D. (Geography), assistant professor, the chair of Economic and Social Geography, Natural Geographical faculty (NGF), Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; email: [email protected]
Принята в печать 01.03.2017 г.
Received 01.03.2017.