УДК 351:304 ДЕНЕВИЗЮК ДМИТРИИ АЛЕКСАНДРОВИЧ
к.э.н., ученый секретарь ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,
e-mail: [email protected]
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И МЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕГИОНЕ1
Аннотация. Предмет исследования. Анализ ситуации на рынке труда Республики Дагестан и обоснование реализации политики занятости на региональном уровне. Метод. Методологической основой исследования выступили положения фундаментальных и прикладных работ отечественных и зарубежных специалистов в области региональной экономики, управления социально-экономическими системами и экономики труда. Обоснование теоретических положений и разработка практических рекомендаций осуществлялись на основе общенаучных подходов с применением методов теоретического обобщения, анализа и синтеза индукции и дедукции. Результаты. Обоснована актуальность формирования адекватной и эффективно функционирующей региональной системы занятости населения. Осуществлена характеристика и проанализированы тенденции и показатели развития рынка труда Республики Дагестан. Рассмотрены мероприятия, осуществляемые региональными органами государственной власти в сфере занятости населения. Предложены стратегические направления региональной политики занятости. Область применения. Результаты проведённого исследования могут быть использованы в практике планирования, разработки стратегий и целевых программ социально-экономического развития территорий. Вывод. Реализация представленных в статье предложений будет способствовать постепенному сглаживанию диспропорций между структурой рабочих мест в экономике региона и профессиональным составом трудовых ресурсов.
Ключевые слова: занятость, безработица, политика занятости, рынок труда региона, социально-экономическое развитие.
DENEVIZYUK DMITRIY ALEKSANDROVICH
PhD, scientific Secretary of FSBIS "Institute socio-economic research, Dagestan scientific center, Russian Academy of Sciences",
e-mail: [email protected]
ANALYSIS OF THE SITUATION AND MEASURES OF IMPLEMENTATION OF THE EMPLOYMENT POLICY IN THE REGION
Abstract. The subject of study. Analysis of the situation in the labor market of the Republic of Dagestan and justification of the employment policy in the region. The method. On the basis of fundamental and applied research of domestic and foreign scientists on the management of socio-economic systems and the labor market. The development of practical recommendations was made on the basis of scientific approaches, together with methods of theoretical generalization, analysis and synthesis, induction and deduction. The results. The urgency of formation of effectively functioning regional system of employment of the population is proved. The characteristic and the analysis of dynamics of labor market development in the region is given. The measures taken by the regional authorities in the sphere of employment are considered. The strategic directions of the regional employment policy are proposed. The area of application. The results of the research can be used in the practice of planning, developing strategies and targeted programs for socio-economic development of the territories. The conclusion. Implementation of proposals will help reduce disparities
Keywords: employment, unemployment, employment policy, regional labor market, social and economic development.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 17-02-00357а
Введение. Проводимые в настоящее время социально-экономические преобразования характеризуется активным поиском путей решения проблем регионального развития, среди которых особую актуальность приобретает проблема формирования адекватной и эффективно функционирующей региональной системы занятости населения, чему посвящено значительное количество научных трудов [1;3;4;5;6;7;13;14;15]. Современное состояние рынка труда отражает неоднозначность происходящих в сфере занятости процессов. Территориальные особенности социально-экономических ситуаций в регионах Российской Федерации чрезвычайно разнообразны. Комплексы факторов, определяющих в каждом из субъектов федерации общую сбалансированность и структурные характеристики рынков труда, существенно отличаются от региона к региону. Поэтому изучение региональных особенностей сферы занятости весьма актуально.
Методы исследования. Несмотря на стабилизацию положения на рынке труда в целом по России в последние годы, в ряде регионов Российской Федерации ситуация в сфере занятости остаётся напряженной. Ситуация на рынке труда характеризуется напряженностью в большей степени в регионах, где возможности трудоустройства и выбор вакансий сильно ограничены, а темпы роста и продолжительность безработицы выше, чем по России в целом[11]. К сожалению, этому способствует нестабильность экономики, низкий уровень жизни населения, несбалансированность между спросом и предложением рабочей силы, безработица, которая является одной из коренных социально-экономических проблем. При этом следует иметь в виду, что на территории отдельного региона может функционировать множество локальных рынков труда, ситуация на которых может значительно отличаться, а иногда даже отражать противоположные тенденции, что определяется социально-демографической структурой, экономической базой, природно-климатическими факторами, транспортными связями и т.п [12].
Республика Дагестан, входящая в состав Северо-Кавказского федерального округа, является ярким примером территории с напряженной ситуацией в сфере занятости населения. Далее остановимся на отдельных заслуживающих на наш взгляд внимания характеристиках и тенденциях развития рынка труда Республики Дагестан последних лет.
Численность населения Республики Дагестан за последние 6 лет стабильно росла с 2930,4 тыс. человек в 2011 году до 3041,9 тыс. человек в 2016 году (рис. 1). Прирост численности населения за этот период составил 111,5 тыс. человек (103,8%), чего нельзя сказать о численности населения занятого в экономике Республики Дагестан, динамика которой была разнонаправленной, а ее прирост за период с 2011 по 2016 годы составил около 2 тыс. человек (100,17%).
2011 2012 2013 2014
¡Численность населения РД, тыс, чел. -Численность населения занятого в экономике РД, тыс. чел. Источник: по данным Росстата - URL: http://www.gks.ru/
Рис. 1. Динамика численности населения и численности населения занятого в экономике Республики Дагестан, тыс. чел.
В динамике структуры занятости в экономике Республики Дагестан необходимо отметить наличие тенденций к снижению доли занятых по следующим видам экономической деятельности: сельское хозяйство, обрабатывающие производства, образование, государственное управление. транспорт и связь. В то же время существенно увеличилась доля занятых в строительстве и торговле (таб. .1).
Таблица 1
Структура занятости в экономике Республики Дагестан, в % к общей численности занятых в экономике
2005 2010 2015 2016
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 27,4 25,7 25,2 23,7
Рыболовство, рыбоводство 0,1 0,2 0,2 0,2
Добыча полезных ископаемых 0,6 0,7 0,4 0,5
Обрабатывающие производства 7,8 7,3 6,3 6,7
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1,4 1,3 1,2 1,2
Строительство 5,0 6,4 13,0 12,8
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 13,9 13,3 16,5 16,8
Гостиницы и рестораны 1,6 3,0 1,9 2,1
Транспорт и связь 8,1 8,0 5,7 5,9
Финансовая деятельность 0,6 0,6 0,5 0,7
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 3,2 2,7 3,1 3,2
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 7,4 5,9 4,7 4,8
Образование 13,1 13,3 10,7 10,7
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 6,3 6,6 6,6 6,6
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 3,7 4,5 4,0 4,0
Источник: по данным Росстата - V.http://www.gks.ru/
Большая часть населения Дагестана проживает в сельской местности, а сельское хозяйство - это ключевой сектор экономики региона. Не смотря на санкционное давление на Российскую Федерацию, ориентацию на импортозамещение, рост численности сельского населения и сохранение ее доли в общей численности населения региона на уровне 54,8% в Республике Дагестан с 2013 года наблюдается тенденция к сокращению доли занятых в сельском хозяйстве (рис. 2). Это говорит о том, что меры, предпринимаемые органами государственной власти, направленные на стимулирование импортозамещения недостаточно эффективны. Фактором, сдерживающим рост занятости в аграрном секторе экономики региона, также является нестабильное финансовое состояние сельскохозяйственных организаций: высокие долговые обязательства, низкое материально-техническое обеспечение [2]. В Дагестане наблюдается перераспределение рабочей силы из сельских территорий в города региона, чему способствует более благоприятная конъюнктура на городском рынке труда.
Анализ структуры занятых по месту основной работы показывает, что более половины работающих в Республике Дагестан осуществляют трудовую деятельность в собственных домашних хозяйствах по производству продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства; в сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица; по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в фермерском хозяйстве, в то время как в Северо-Кавказском федеральном округе и Российской Федерации на предприятиях, в организациях со статусом юридического лица работают соответственно 57,4% и 80,8% занятых (рис. 3).
Источник: по данным Росстата - URL: http://www.gks.ru/
Рис. 2. Динамика доли сельского населения и доли занятых в сельском хозяйстве Республики Дагестан, %
Источник: по данным Росстата - URL: http://www.gks.ru/
Рис. 3. Структура занятых по месту основной работы в 2016 г., %
Межрегиональная трудовая миграция населения является значимым компонентом миграционной ситуации в Республике Дагестан, это подтверждается тем, что в общем миграционном обороте численность занятого населения, выезжающего из РД на работу в другие субъекты РФ в десятки раз превышает количество въезжающих в республику из других регионов России (таб. 2). Это говорит о низкой привлекательность региона с точки зрения трудовых притязаний местного населения. Отток из региона населения, находящегося в трудоспособном возрасте, дополнительно увеличивает демографическую нагрузку на оставшееся трудоспособное население региона.
Общая численность безработных в Республике Дагестан (по методологии МОТ) в 2016 году составила 146,2 тыс. чел., а численность официально зарегистрированных безработных в государственных учреждениях службы занятости населения (УСЗН) по РД - 27,7 тыс. чел. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 5,3 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения. Как видно из графиков, представленных на рисунке 4 до 2015 года количество без-
работных в республике ежегодно сокращалось. В 2016 году прирост числа безработных в (по методологии МОТ) в 2016 году составил 104,2%, а зарегистрированных в государственных УСЗН безработных - 102,2%.
Таблица 2
Динамика межрегиональной трудовой миграции, тыс. чел.
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Численность занятого населения, выезжающего из РД на работу в другие субъекты РФ 28,7 31,7 42,1 32,8 45,1 36,7
Численность занятого населения, въезжающего в РД из других РФ на работу 1,0 1,4 1,1 2,5 1,0 1,0
Разница между числом въезжающих-выезжающих трудовых мигрантов по Республике Дагестан -27,7 -30,3 -41,0 -30,3 -44,1 -35,7
Источник: по данным Росстата - URL: http://www.gks.ru/
110,0 105,0 100,0 95,0 90,0 85,0 80,0
103,8 104,
98,4
102, 18,5
91-4 90, 2 / \ 89
я7 ^ 5
85,3
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
^^Общая численность безработных в РД (по методологии МОТ), в % к соответствующему периоду предыдущего года
^^Численность официально зарегистрированных безработных в государственных УСЗН в РД, в % к соответствующему периоду предыдущего года Источник: по данным Росстата - URL: http://www.gks.ru/
Рис. 4. Динамика изменения численности безработных в Республике Дагестан, в % к предыдущему году
Численность безработных, проживающих на сельских территориях Республики Дагестан (в соответствии с методологией МОТ) до 2014 года снижалась (рис. 5). В 2015 году прирост численности безработных на сельских территориях составил 106,7%, а 2016 году - 104,7%.
Уровень безработицы в Республике Дагестан в 2016 г. составил 10,9 % (таб. 3). В Российской Федерации в целом уровень безработицы мужской части населения выше чем у женской. В Северо-Кавказском федеральном округе и Республике Дагестан, обратная ситуация - уровень безработицы женщин выше.
Несмотря на снижение с 2011 г. по 2016 г. нагрузки незанятого населения, зарегистрированного в органах службы занятости населения, на одну заявленную вакансию по Республике Дагестан боле чем в 2,5 раза, в республике в 5,9 раза меньше вакансий, чем в СКФО и 30,6 раза меньше, чем в целом по России (рис. 6).
100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Источник: Дагестан в цифрах 2017. - Махачкала, 2016. С. 55.
Рис. 5. Динамика изменения численности безработных (в соответствии с методологией МОТ), проживающих на сельских территориях Республики Дагестан, тыс. чел.
Таблица 3
Динамика уровня безработицы в Республике Дагестан, %
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Уровень безработицы
Российская Федеpация 6,5 5,5 5,5 5,2 5,6 5,5
СКФО 14,5 13,1 13,0 11,2 11,1 11,0
Республика Дагестан 12,7 11,7 11,6 10,2 10,8 10,9
Уровень безработицы мужчин
Российская Федеpация 6,9 5,8 5,8 5,5 5,8 5,7
СКФО 13,6 11,9 12,3 10,6 9,9 10,0
Республика Дагестан 11,1 8,8 10,3 8,6 9,3 8,8
Уровень безработицы женщин
Российская Федеpация 6,0 5,1 5,2 4,8 5,3 5,3
СКФО 15,5 14,4 13,6 11,8 12,5 12,2
Республика Дагестан 14,5 15,0 13,1 12,1 12,7 13,6
Источник: по данным Росстата - URL: http://www.gks.ru/
2011 2012 2013 2014 2015 2016
ESCKOO НЯКРД -Ш-РФ
Источник: по данным Росстата - URL: http://www.gks.ru/
Рис. 6. Нагрузка незанятого населения, зарегистрированного в органах службы занятости населения, на одну заявленную вакансию
96,8
Для нормализации ситуации в сфере занятости населения в Республике Дагестан требуется организованная политика занятости, учитывающая на федеральном и региональном уровнях динамику численности населения, потенциальных работников, инвестиционных процессов, а также взаимодействие работодателей, работников и служб занятости населения [8]. От решения проблем занятости в Республике Дагестан, зависит уровень благосостояния населения и возможность переход региона к устойчивому развитию.
Мероприятия в области содействия в трудоустройстве гражданам, ищущим работу, оказания материальной поддержки гражданам в период их вынужденной безработицы, обеспечения потребностей предприятий в квалифицированной рабочей силе в Республике Дагестан осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Дагестан и подконтрольные министерству структуры. В 2016 году министерством в целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в трудоустройстве, расширения банка вакансий, усиления взаимодействия с работодателями центрами занятости населения проведены 434 ярмарки вакансий с участием 875 предприятий и организаций республики, которыми было заявлено 7 485 вакансий. В ярмарках вакансий приняли участие 14 676 чел. из числа безработных и незанятых граждан. По результатам проведенных ярмарок вакансий и встреч-бесед с работодателями 6 327 чел. были трудоустроены, 12 305 чел. получили профориентационные услуги. В 2016 году в центрах занятости населения государственную услугу по профессиональной ориентации получили более 46,0 тыс. человек. В приоритетном порядке государственная услуга по профессиональной ориентации оказывалась гражданам, испытывающим трудности в поисках работы.
В республике Дагестан разработана и утверждена постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 марта 2016 г. № 71 государственная программа Республики Дагестан «Реализация дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Дагестан». Указанная Программа включает в себя следующие мероприятия:
- опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения;
- возмещение работодателям, реализующим программы развития организации (в том числе программы, направленные на импортозамещение, инновации, развитие персонала), расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, выпускников профессиональных образовательных организаций;
- временная занятость работника, находящегося под риском увольнения;
- возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество [10].
Результаты. С учетом выявленных проблем и осуществляемых мероприятий в сфере занятости Республики Дагестан, представляется необходимым предпринять меры по совершенствованию региональной политики занятости. Современная политика занятости на региональном уровне сводится преимущественно к помощи безработным. Требуется существенная корректировка политики занятости региона не только на рынке труда, но и в сфере образования и социального развития в целом. Необходимо осуществление политики занятости, обеспечивающей реализацию трудового потенциала населения региона, совершенствование работы центров занятости населения, организацию тесного сотрудничества между различными субъектами занятости, прямо или косвенно причастными к региональному рынку труда [9].
Стратегическими приоритетами региональной политики занятости на наш взгляд должны стать следующие.
- проведение постоянного мониторинга удовлетворенности населения региона в сфере занятости, результаты которого позволят получать информацию для предупреждения безработицы и корректировки механизмов региональной политики занятости;
- осуществление региональными органами власти мероприятий, связанных с профессиональной ориентацией молодежи, начиная с раннего возраста;
- повышение уровня информированности населения по вопросам трудоустройства;
- подготовка прогнозов о динамике потребностей организаций и предприятий региона в
конкретных видах трудовых ресурсов. Это позволит образовательным организациям региона определять наиболее перспективные направления подготовки обучающихся и готовить специалистов, которые в будущем будут востребованы на региональном рынке труда;
- активизация работы региональных органов власти и образовательных организаций по привлечению местного бизнес-сообщества к финансовой поддержке в подготовке необходимых специалистов;
- стимулирование на региональном уровне самозанятости.
Выводы. Реализация указанных направлений будет способствовать постепенному сглаживанию диспропорций между структурой рабочих мест в экономике региона и профессиональным составом трудовых ресурсов.
Литература
1. Абдулманапов П.Г. Проблемы стимулирования трудовой миграции в регионе (на примере Республики Дагестан) //Миграционное право. 2008. № 3. С. 16-18.
2. Абдулманапов П.Г. Трудовой потенциал сельской местности экономически отсталого региона // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 4 (48). С. 337349.
3. Алиева В. Ф., Гимбатов Ш.М., Эльдаров Э.М., Эфендиев И.М. Современные миграционные процессы в Дагестане // Региональные аспекты социальной политики. 2004. № 6. С. 84-95.
4. Багомедов М.А. Главные проблемы труда и социальной политики в регионе // Вопросы структуризации экономики. 2010. № 2. С. 23-29.
5. Гимбатов Ш.М. Экономический кризис и трансформация миграционных связей // Вопросы структуризации экономики. 2009. № 2. С. 83-85.
6. Гимбатов Ш.М. Этнорегиональные особенности трудовой миграции в Республике Дагестан // Труд и социальные отношения. 2010. № 12. С. 21-25.
7. Кутаев Ш.К. Основные проблемы формирования регионального рынка труда и эффективного использования трудовых ресурсов // Фундаментальные исследования. 2016. № 2-3. С. 583-587.
8. Кутаев Ш.К. Региональный рынок труда: функционирование и развитие. - Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 2008. -347 с.
9. Логинова Л.В. Региональные диспропорции на рынке труда и задачи политики занятости // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2013. № 1. С. 78-87.
10. Отчет о деятельности Министерства труда и социального развития Республики Дагестан за январь-декабрь 2016 г. - URL: http://www.dagmintrud.ru/
11. Сарычева Т.В. Сравнительный анализ структурных сдвигов в занятости населения региона // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 2. С. 170-176.
12. Утинова С.С. Изоморфный рынок труда в России / С.С. Утинова; Рос. акад. наук. Ин-т экономики. - М.: Наука, 2003. - 205 с.
13. Эльдаров Э.М., Эфендиев И.И., Гимбатов Ш.М. Принципы и основные меры повышения занятости сельского населения //Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 4. С. 325-331.
14. Ambra Poggi, Rosella Nicolini; Labor Market Reform and Rent-sharing: A Quasi-experiment Experience, Applied Economic Perspectives and Policy, Volume 38, Issue 4, 1 December 2016, Pages 618-631, https:// doi.org/10.1093/aepp/ppv026
15. Franziska Hampf, Ludger Woessmann; Vocational vs. General Education and Employment over the Life Cycle: New Evidence from PIAAC, CESifo Economic Studies, Volume 63, Issue 3, 1 September 2017, Pages 255-269, https://doi.org/10.1093/cesifo/ifx012
References:
1. Abdulmanapov P.G. Problemy stimulirovaniya trudovoy migratsii v regione (na primere Respubliki Dagestan) //Migratsionnoe pravo. 2008. № 3. S. 16-18.
2. Abdulmanapov P.G. Trudovoypotentsial sel'skoy mestnosti ekonomicheski otstalogo regiona//Sovremennye issledovaniya sotsial'nyhproblem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). 2015. № 4 (48). S. 337-349.
3. Alieva V.F., Gimbatov SH.M., El'darov E.M., Efendiev I.M. Sovremennye migratsionnye protsessy v Dage-stane //Regional'nye aspekty sotsial'noy politiki. 2004. № 6. S. 84-95.
4. Bagomedov M.A. Glavnye problemy truda i sotsial'noy politiki v regione // Voprosy strukturizatsii ekonomiki. 2010. № 2. S. 23-29.
5. Gimbatov SH.M. Ekonomicheskiy krizis i transformatsiya migratsionnyh svyazey // Voprosy strukturizatsii ekonomiki. 2009. № 2. S. 83-85.
6. Gimbatov SH.M. Etnoregional'nye osobennosti trudovoy migratsii v Respublike Dagestan // Trud i sotsi-al'nye otnosheniya. 2010. № 12. S. 21-25.
7. Kutaev SH.K. Osnovnye problemy formirovaniya regional'nogo rynka truda i effektivnogo ispol'zovaniya trudovyh resursov //Fundamental'nye issledovaniya. 2016. № 2-3. S. 583-587.
8. Kutaev SH.K. Regional'nyy rynok truda: funktsionirovanie i razvitie. - Mahachkala: ISEIDNTSRAN, 2008. -347 s.
9. Loginova L. V. Regional'nye disproportsii na rynke truda i zadachi politiki zanyatosti // Vestnik Volgograd-skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial'nye tekhnologii. 2013. № 1. S.
78-87.
10. Otchet o deyatel'nosti Ministerstva truda i sotsial'nogo razvitiya Respubliki Dagestan za yanvar'-dekabr' 2016 g. - URL: http://www.dagmintrud.ru/
11. Sarycheva T.V. Sravnitel'nyy analiz strukturnyh sdvigov v zanyatosti naseleniya regiona // Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO. 2012. № 2. S. 170-176.
12. Utinova S.S. Izomorfnyy rynok truda v Rossii /S.S. Utinova; Ros. akad. nauk. In-t ekonomiki. - M.: Nauka, 2003. - 205 s.
13. El'darov E.M., Efendiev I.I., Gimbatov SH.M. Printsipy i osnovnye mery povysheniya zanyatosti sel'skogo naseleniya //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2009. № 4. S. 325-331.
14. Ambra Poggi, Rosella Nicolini; Labor Market Reform and Rent-sharing: A Quasi-experiment Experience, Applied Economic Perspectives and Policy, Volume 38, Issue 4, 1 December 2016, Pages 618-631, https:// doi.org/10.1093/aepp/ppv026
15. Franziska Hampf, Ludger Woessmann; Vocational vs. General Education and Employment over the Life Cycle: New Evidence from PIAAC, CESifo Economic Studies, Volume 63, Issue 3, 1 September 2017, Pages 255-269, https://doi.org/10.1093/cesifo/ifx012