Научная статья на тему 'Безработица — социальная проблема современного Дагестана'

Безработица — социальная проблема современного Дагестана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1274
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулкеримов Керим Курбанович

Статья посвящена актуальной проблеме безработицы в Республике Дагестан пореформенного периода. Важное место в статье занимают вопросы государственного регулирования рынка труда. Рассматривается сущность, причины появления и последствия безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Безработица — социальная проблема современного Дагестана»

Общественные и гуманитарные науки ••• 1

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316.723(470.67)

БЕЗРАБОТИЦА - СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ДАГЕСТАНА

© 2012 Абдулкеримов К.К.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

Статья посвящена актуальной проблеме безработицы в Республике Дагестан пореформенного периода. Важное место в статье занимают вопросы государственного регулирования рынка труда. Рассматривается сущность, причины появления и последствия безработицы.

The article is devoted to the urgent problem of unemployment in the Republic of Dagestan in the reform period. The issues of state regulation of the labor market take an important place in the article. The nature, causes and consequences of unemployment are considered in this article.

Ключевые слова: безработица, рынок труда, занятость, государственная служба занятости.

Keywords: unemployment, labor market, employment, state employment service.

В современной России занятость стала одной из острых социальноэкономических проблем, волнующих как государство, так и общество в целом. С каждым годом острота этой проблемы не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает, а Дагестан в связи с этим приобрел статус депрессивного региона с хронической безработицей.

В начале 90-х годов XX века в ходе проводимых реформ экономика Дагестана оказалась в самом глубоком социально-экономическом кризисе.

Низкий уровень развития

производственной и социальной сферы привел к увеличению роста безработицы в регионе и особенно в сельской местности. В связи со сложившейся ситуацией сократилась трудовая миграция населения из республики в другие регионы России.

Пореформенный период рынок труда в Дагестане приобретает трехэтапный

период своего становления. Первый этап: начальный, относится к 1991-1992 годам. В этот период начинается регистрация безработных. Второй этап -1993-1996 годы - характеризуется вынужденной неполной занятостью

населения. В результате ликвидации и реорганизации крупных и мелких

предприятий и организаций сократилось количество вакантных рабочих мест. Третий этап - депрессивный, охватывает период с 1997 года по наши дни. Этот этап характеризуется

продолжительностью безработицы, который приобрел застойный характер.

Безработица в Дагестане сильно проявилась в сельских районах, особенно в горных и высокогорных районах, где основным источником

традиционно являлось сельское хозяйство. Высокий уровень

безработицы в районах намного превысил общереспубликанский

уровень. Общая численность

безработных, проживающих в сельской местности в 2000 году, составляла 140,3 тыс. человек, что намного превысило численность безработных 1992 года, которая составило 59,3 тыс. человек [2. С. 87].

В пореформенный период в Республике Дагестан рост безработицы был вызван низким уровнем экономики и социального развития. Именно эта проблема непосредственно повлияла на сферу занятости.

Правительство Республики Дагестан, чтобы материально поддержать безработных граждан, выплачивало пособия по безработице; стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации,

переподготовки по направлению органов службы занятости. В настоящее время пособия по безработице очень скудные, ниже прожиточного минимума: 850

рублей [3] в месяц на человека. Службы занятости зачастую занимаются лишь регистрацией, не оказывая действенной помощи в трудоустройстве. Таким образом, за весь период реформ все предпринимаемые правительством меры по улучшению социального положения путем предоставления социальных пособий по безработице не принесли положительных результатов. А безработица в Дагестане приобрела более глубокий социальный характер. Об этом свидетельствует ежегодное увеличение числа безработных (табл. 1.

Таблица Динамика общей численности безработных и официально зарегистрированных в органах службы занятости

Года Общая численность безработных (тыс. человек) Официально зарегистрированные в органах службы занятости (тыс. человек)

1992 [2.С.16] 97,8 20,3

1995 165,5 53,5

1996 193,1 67,1

1997 198,4 54,6

1998 221,0 41,1

1999 232,4 53,9

2000 212,2 48,2

2007 [7] 1232,8 53,7

2009 [1] 186,2 48,8

Из таблицы видно, что с 1992 года количество безработных увеличивалось вплоть до 1999 года, а в последующие годы ситуация с безработицей немного налаживалась. Достигнутая в 2009 году цифра намного меньше, чем в 1999 году, но и это недопустимый уровень. И поэтому сегодня ситуация с безработицей оставляет желать лучшего.

Начиная с 1992 года, ситуация на рынке труда накалялась, безработица набирала обороты. Война в Дагестане привела к самым тяжелым социальным последствиям. А именно: к ухудшению демографической ситуации; к снижению уровня социально-экономичес-кого

развития; увеличению миграции, особенно этнической; росту

преступности; потери квалификации работников; нравственной и

психологической деградации населения. Безработица затронула не только мужчин, но и женщин.

Кроме этого, в Дагестане

увеличивался масштаб скрытой

безработицы, т.е. наличие на

предприятиях работников, по сути не имеющих работу или занятых неполный рабочий день.

Период с 1991 по 2000 год включительно был периодом

хронической безработицы. Закрывались или не работали заводы и фабрики, сокращалась численность работников и т.д. С 2000 года медленно начала

налаживаться экономика. Число безработных уменьшилось до 212,2 тыс. Увеличился размер заработной платы, что составило 871,8 рублей [2. С. 16, 17, 351], тогда как по России среднемесячная заработная плата одного работника составляла 2223 рубля [2. С.38], что намного превышало уровень заработной платы в Дагестане. Негативной тенденцией осталось

наличие застойной формы безработицы, что составляет 86,5% от общего числа безработных, среди которых женщины составляют 61,9%, при этом уровень образования безработных довольно

высок [5]. Кроме того, стали открываться частные предприятия,

конторы, банки, офисы, рынки, магазины. То есть все больше людей стало вовлекаться в рынок труда. Рабочий человек сегодня поставлен в

сложные бесперспективные условия, тогда как часть населения воспользовалась развалом страны и экономики, присвоив предприятия и др. Зарплата на таких предприятиях в пределах от 10 до 15 тысяч рублей. Кроме того, там не предоставляют оплачиваемый отпуск, не выплачивают больничные, нет путевок в санатории и в дома отдыха, как это было при социализме, а также нет профсоюзов, которые защищали бы интересы работников. Тяжелые условия труда характеризуется тем, что работодатель требует максимум усилий от работника: 10-12-часовой рабочий день, отсутствие соцпакетов, штрафы за различные провинности и т.д. Это все равно лучше, чем отсутствие работы. Госпредприятия в Дагестане фактически не работают, кроме некоторых: «Дербентский» и

«Кизлярский» коньячные комбинаты, предприятие «Денеб», филиал «Газпрома» в Дагестане, «Дагнефть» и др. На этих предприятиях работникам выплачивается высокая зарплата, однако трудоустроиться туда очень сложно.

Естественно, все эти проблемы требуют решения. Причем правильные шаги нужны как со стороны государства и власти, так и со стороны общества в целом и каждого его члена в отдельности.

В Дагестане основная часть молодежи не имеет работы, это ведет не только к материальным потерям государства, но и криминализации в стране. Безработица среди молодежи связана с отсутствием механизмов, регулирующих трудоустройство

выпускников школ, средних

специальных и высших учебных заведений. Нынешнее поколение сталкивается с совершенно иной ситуацией, складывающейся на рынке труда, нежели их родители, живших в условиях централизованной

планируемой экономической системе. В дореформенный период рынок труда в полной мере обеспечивал население рабочими местами в отраслях народного хозяйства. Трудоустройство граждан строго контролировалось. Выбор труда был ограничен, но в полной мере обеспечивалась стабильность заработной платы. Кроме того, работникам предоставлялось жилье, бесплатное медицинское обслуживание по месту работы, а также был открыт широкий доступ к детским учреждениям.

В Дагестане сложность

трудоустройства зависит не столько от сложившейся социально-экономической ситуации, сколько от традиционно сложившихся родственных и дружеских связей. Сложность в трудоустройстве прослеживается также в том, что многие дагестанские студенты, пройдя учебную практику по своей специальности, не уверены в том, что останутся работать на этом же предприятии или в этом учреждении, что во многих случаях приводит к трудоустройству не по специальности. Шансы найти работу по выбранной специальности

приравниваются к нулю. Кроме того, низкий уровень заработной платы приводит к падению престижа рабочих профессии. Не имея возможности устроиться на работу по специальности, значительная часть квалифицированной молодежи после окончания учебных заведений пополняет ряды безработных. В Дагестане проблема рынка труда не только в отсутствии рабочих мест, но ив профессиональном дисбалансе спроса на рабочую силу и ее предложения.

Таким образом, проблема занятости в Дагестане была вызвана переходом к рыночной экономике, который оказался крайне тяжелым. Сегодня рынок труда республики находится в условиях большого дефицита постоянных рабочих мест, проявляется в том, что на одну вакансию, заявленную в органы службы занятости, претендуют свыше 100 не занятых трудовой деятельностью

граждан. Для того чтобы решить проблему безработицы, в республике необходимы глубокие социальноэкономические преобразования,

направленные на улучшение жизненного уровня населения. В противном случае не избежать значительных социальных и моральных последствий безработицы, ее негативного влияния на общественные ценности и жизненные интересы

граждан. Выход из сложившейся

ситуации мы видим в создании

дополнительных рабочих мест, в реализации всех проектов,

способствующих дальнейшему

наращиванию экономического

потенциала региона. А для дагестанских сел данная проблема разрешится с началом строительства в районах и селах мостов, дорог, проведения всех необходимых коммуникаций, а также с открытием предприятий, организаций,

туризма и т.д.

Сегодня одним из важных проектов, направленных на снижение

безработицы, является «Стратегия социально-экономического развития Дагестана до 2020 года», в который входит строительство электростанций, работающих на природном газе, и малогабаритных котельных установок; производство кварцевого песка для стекольной промышленности и

строительство завода по выпуску высококачественного листового стекла; строительство цементного комбината; расширение производства

пластмассовых труб и освоение производства металлопластиковых и армированных труб и т.д. [6].

В разработанной правительственной «Программе по обеспечению

дополнительных мероприятий по

снижению напряженности на рынке труда Республики Дагестан на 2010 год» говорилось «о необходимости организации опережающего

профессионального обучения работников предприятий и организаций,

находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление

отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей,

проведение мероприятий по

высвобождению работников);

организации общественных работ в организациях, в том числе на социально значимых объектах, для работников, находящихся под угрозой увольнения; стажировке выпускников

образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы; содействии трудоустройству инвалидам; содействии развитию малого

предпринимательства и самозанятости безработных граждан и стимулировании создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан; адресной поддержке граждан, переезжающих в другую местность для трудоустройства на рабочие места постоянного и временного характера и т.д.» [4].

На наш взгляд, реализация данных направлений будет способствовать в скором будущем минимизации численности безработных, улучшению социально-экономической, финансовой, политической, семейной,

психологической обстановки.

Примечания

1. Алиева Д. Безработная статистика // Новое дело. № 42(926). 23 октября 2009. 2. Дагестан-2000. Ч. I. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Махачкала : Госкомстат Республики Дагестан, 2001. С. 74. 3. Консультант плюс. Постановление Правительства РФ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2012 год» от 3 ноября 2011 года № 888. 4. Консультант плюс. «Программа по обеспечению дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Республики Дагестан на 2010 год». 5. Мудуев Ш. С., Дибирова Б. К. Реакция рынка труда в Дагестане на современный экономический кризис // Вопросы структуризации экономики. Социальная цена реформирования экономики региона. 2001. № 7. С. 38. 6. Проект «Стратегия социально-экономического развития до 2020 года». иКЬ:Шр://’^^^паёа§е81ап.ги/т1ете’^2010/04/21/274/ 7. Хидиров Г. Безработица - дутая и реальная // Дагестанская правда 18 октября 2008 года.

Статья поступила вредакцию 17.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.