Научная статья на тему 'Пути минимизации социально-экономических последствий безработицы в эпоху финансового кризиса'

Пути минимизации социально-экономических последствий безработицы в эпоху финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
878
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ / ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ / ПОИСК РАБОТЫ / РЫНОК ТРУДА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЗАНЯТОСТЬ / СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / УСЛОВИЯ И ОПЛАТА ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халиков О. Р., Мешкова Е. В.

В статье рассматриваются социально-экономические последствия безработицы, меры по стабилизации ситуации на рынке труда и минимизации последствий безработицы. Кроме того, раскрываются взаимосвязи между уровнем безработицы и средней заработной платой, динамикой функциональных нарушений, политической активностью. Особое внимание уделяется проблемам роста численности незарегистрированных безработных и альтернативным источникам их существования, не учитываемых государственной статистикой. Еще одним важным вопросом, рассматриваемым в статье, является степень реализации региональных программ по снижению напряженности на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO MINIMIZE THE SOCIO-ECONOMIC CONSEQUENCES OF UNEMPLOYMENT IN AN ERA OF FINANCIAL CRISIS

The article deals with socio-economic consequences of unemployment and measures to stabilize the situation on the labor market and minimize the consequences of unemployment. In addition, reveals the relationship between unemployment and average wages, the dynamics of functional impairment, political activity. Particular attention is paid to the growth of the unregistered unemployed and alternative sources of their existence, are not considered official statistics. Another important issue addressed in this paper is the degree of implementation of regional programs to reduce tensions on the labor market.

Текст научной работы на тему «Пути минимизации социально-экономических последствий безработицы в эпоху финансового кризиса»

ют управляющую систему, которая связана с управляемой подсистемой. При построении системы управления предлагается использовать комплексный подход к управлению, согласно которому система управления устойчивостью должна действовать на всех стадиях жизненного цикла, на всех уровнях управления, как по вертикали - по уровням руководства, так и по горизонтали - по функциям управления устойчивостью.

Как следует из рисунка 2 в центре системы расположен организационно-экономический механизм, который представляет собой организационное построение системы, включающее функциональное, элементное и структурное построение и экономический механизм - экономическую составляющую механизма, адекватную рыночным отношениям и обеспечивающую трудовую мотивацию, включающую элементы стимулирования и вознаграждения за результаты выполняемой работы .

Предлагаемая система управления развитием экономики промышленных отраслей обеспечит их поступательное устойчивое функционирование.

Литература:

1. Пособие по созданию и организационно-экономическому механизму функционирования агропромышленных формирований.

- М., ФГНУ «Росинформагротех», 2000. - 76 с.

2. Постюшков А. Рейтинг конкурентоспособности // РИСК.

- 2001. - № 4. - с. 64-71.

3. Потрубач Н.Н. Конкурентоспособность как фактор экономической безопасности // Социально-гуманитарные знания. - 2000.

- N 3. - с. 120-132.

4. Воронов А. Межотраслевые кластеры // Маркетинг. - № 5.

- с. 37-43.

ПУТИ МИНИМИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В ЭПОХУ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Халиков О.Р., аспирант, Мешкова Е.В., кандидат экономических наук, доцент

В статье рассматриваются социально-экономические последствия безработицы, меры по стабилизации ситуации на рынке труда и минимизации последствий безработицы. Кроме того, раскрываются взаимосвязи между уровнем безработицы и средней заработной платой, динамикой функциональных нарушений, политической активностью. Особое внимание уделяется проблемам роста численности незарегистрированных безработных и альтернативным источникам их существования, не учитываемых государственной статистикой. Еще одним важным вопросом, рассматриваемым в статье, является степень реализации региональных программ по снижению напряженности на рынке труда.

Ключевые слова: последствия безработицы, пособия по безработице, поиск работы, рынок труда, социальные программы, занятость, служба занятости, заработная плата, государственное финансирование, условия и оплата труда.

WAYS TO MINIMIZE THE SOCIO-ECONOMIC CONSEQUENCES OF UNEMPLOYMENT IN AN ERA OF FINANCIAL CRISIS

Khalikov O., The post-graduate student, Meshkova E., Ph.D., assistant professor

The article deals with socio-economic consequences of unemployment and measures to stabilize the situation on the labor market and minimize the consequences of unemployment. In addition, reveals the relationship between unemployment and average wages, the dynamics of functional impairment, political activity. Particular attention is paid to the growth of the unregistered unemployed and alternative sources of their existence, are not considered official statistics. Another important issue addressed in this paper is the degree of implementation of regional programs to reduce tensions on the labor market.

Ключевые слова: последствия безработицы, пособия по безработице, поиск работы, рынок труда, социальные программы, занятость, служба занятости, заработная плата, государственное финансирование, условия и оплата труда.

Социальные последствия безработицы и тесно связанная с ними политика занятости представляют одну из главных животрепещущих проблем современности.

Результаты научных исследований, проведенных в последнее время, документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Основой споров являются те исследования, которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений. Тем не менее, исследования конкретных случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно объяснить влиянием многих факторов: в частности, уровнем безработицы на момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, длительностью безработицы.

Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сра-

зу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни

и, следовательно, повысить уровень смертности [2].

Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестоким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы [1]. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению.

Малоизвестно о «пороге терпимости», когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социально-

го обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу.

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест [3]. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным.

Однако для определенного количества безработных курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку официальная политика государства заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости впоследствии терпят неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.

Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. По проведенным исследованиям можно сделать вывод о том, на кого может рассчитывать человек, потерявший работу. В процентном соотношении наши выводы выглядят так:

2,0% - на местную администрацию;

5,8% - на руководство предприятий;

8,6% - на профсоюзы;

70,6% - только на себя;

13% - ни на кого не надеются.

Легко убедиться, что люди отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится.

В этой связи интересны самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы: личные связи - 42,9%; государственную службу занятости - 26,5%; объявления - 11,1%; организацию собственного дела - 7,3%; коммерческую службу занятости - 6,1%; обращение к работодателю - 6,1%.

Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.

Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату [5]. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских районов еще не поняты до конца. Хотя во время кризисных явлений увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступления от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.

Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с ухудшением материального положения.

Таким образом, государство обязано принять определенные меры по снижению напряженности на рынке труда в эпоху финансового кризиса.

Правительство РФ уже разрабатывает ряд мер, которые помогут стабилизировать ситуацию на рынке труда, среди которых проведение еженедельного мониторинга ситуации на рынке труда, организация консультационных пунктов, финансирование активных программ занятости населения и увеличение максимального размера пособия по безработице [3].

Но этих действий недостаточно. Одновременно всем субъектам РФ необходимо представить в Министерство здравоохранения и социального развития РФ программы действий по снижению напряженности на региональных рынках труда.

Нужно заметить, что условием выделения средств из федерального бюджета является софинансирование программы регионом на

ПОДГОТОВКА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА

По СОСТОЯНИЮ НА 2 МАРТА 2009 ГОДА В МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ПОСТУПИЛИ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ 82 СУБЪЕКТОВ РФ:

Республики Башкортостан, Калмыкия, Карелия, Коми, Мордовия, Саха (Якутия),

, Татарстан , Хакасия, Северная Осетия-Алания, Бурятия, Адыгея, Марий-Эл, Алтай, Тыва, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Ингушетия, Удмуртская, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Чувашская республики

.Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Приморский, Ставропольский, Красноярский, Пермский, Камчатский, Хабаровский края

Архангельская, Астраханская, Амурская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Калининградская,

■ Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Магаданская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области

^ города Москва, Санкт-Петербург

Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Чукотский автономные округа, Еврейская

АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА

По СОСТОЯНИЮ НА 2 МАРТА 2009 ГОДА, 6 СУБЪЕКТОВ ПРИСТУПИЛИ К РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЗА СЧЕТ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ:

г

^ Чувашская Республика

Брянская, Владимирская, Вологодская, Тверская, Ярославская области

2 СУБЪЕКТА РФ ЗАКЛЮЧИЛИ ДОГОВОРЫ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ВРЕМЕННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ:

В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ -НА1 ООО РАБОЧИХ МЕСТ,

В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ - НА 250 РАБОЧИХ МЕСТ.

уровне не менее 5% [3]. Таким образом, на сегодняшний день общий объем средств, который планируется направить на реализацию перечисленных региональных программ, составляет 24,1 млрд. рублей. Из них субсидии федерального бюджета - 21,8 млрд. рублей, а финансирование регионов - 2,3 млрд. рублей [3].

Объемы финансирования региональных программ будут корректироваться с учетом текущей ситуации по безработице. В целом в бюджете предусмотрено 43,7 млрд. на реализацию мероприятий по снижению напряженности на рынке труда [4].

Мы полагаем, что в ходе реализации представленных региональных программ необходимо планировать:

- осуществить опережающую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников организаций, находящихся под риском увольнения;

- создать временные рабочие места для трудоустройства работников, находящихся под риском увольнения;

- направить на стажировку выпускников образовательных учреждений;

- оказать материальную поддержку предпринимательским инициативам, которые помимо обеспечения собственной занятости создадут определенное количество рабочих мест в сфере малого бизнеса;

- оказать адресную финансовую поддержку гражданам, переезжающим для работы постоянного или временного характера в другую местность на территории субъекта Российской Федерации или за его пределы для работы на предприятиях, испытывающих потребность в работниках.

На сегодняшний день необходимо также между Рострудом и местными властями 30 субъектов РФ заключить соглашения по реализации региональных программ, содержащих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда.

Положительным сдвигом в этой области следует признать тот факт, что 6 регионов уже приступили к реализации мероприятий региональных программ за счет собственных средств (Брянская область, Владимирская область, Тверская область, Вологодская область, Ярославская область, Чувашская Республика). А в Ярославской и Белгородской областях уже заключены договоры на организацию 1000 и 250 временных рабочих мест соответственно [4].

Отметим для справки, что на начало февраля 2009 года, по оценке Росстата, численность экономически активного населения Российской Федерации составляла 75,7 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны, и по сравнению с началом 2008 года увеличилась на 1,1% [4].

В численности экономически активного населения 69,6 млн. человек, или 91,9%, заняты в экономике и 6,1 млн. человек не имеют доходного занятия, но активно его ищут (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные). Общая численность безработных возросла с 4,5 млн. человек (в августе 2008 года) до 6,1 млн. человек (в январе 2009 года) [4].

Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в целом по Российской Федерации на начало февраля 2009 года составил 8,1% (в августе 2008 года - 5,8%) [4].

Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, выросла по сравнению с 1 октября 2008 года на 57,9% (722,5 тыс. человек) и достигла, по состоянию на 25 февраля 2009 года, 1969,6 тыс. человек. Соответственно уровень регистрируе-

мой безработицы вырос с 1,6% до 2,6% [4].

Наиболее значительный прирост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости за период с 1 октября 2008 года по 25 февраля 2009 года, произошел в Челябинской (на 188,1%), Нижегородской (на 178,6%), Вологодской (на 175,7%), Тверской (на 166,2%), Свердловской (на 142,8%) и Владимирской (на 137,4%) областях [4].

Наиболее значительные для субъекта Российской Федерации увольнения работников произошли в г. Санкт-Петербурге (49,1% от численности зарегистрированных безработных по состоянию на 18 февраля 2009 года), Вологодской (37,9%), Нижегородской (30,5%), Самарской (24,9%), Орловской (28,2%), Ульяновской (20,7%), Московской (18,8%) и Ростовской (18,4%) областях [4].

Таким образом, проблема уменьшения количества безработных граждан на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем как для процветающих государств, так и для развивающихся. Об этом свидетельствуют существующие практически во всех странах учреждения, специализирующиеся на помощи безработным, социальные программы и пр. В нашем государстве ликвидация безработицы является одной из приоритетных программ развития государства, и региональные управляющие органы постоянно отчитываются о такого рода проделанной работе.

Литература:

1. Кошепов А. Рынок труда в России: проблемы формирования и регулирования. - М.: Наука, 2008.

2. Гильденгерш М.Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в современных условиях. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2005.

3. Министерство экономического развития РФ http:// www.economy.gov.ru

4. Федеральная служба государственной статистики РФ http:// www.gks.ru

5. Эренберг Р., Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.