СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕЛА
Л.В. Бондаренко, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, руководитель Центра социальной политики и мониторинга сельского развития Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ВНИИЭСХ)
E-mail: 6ondarenko_l@ mail.ru
УДК 331.5
СЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТРУДА: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ
Аннотация. В статье анализируется состояние и тенденции на сельском рынке труда в период 2010-2014 гг.: изменения в уровне, половозрастной и отраслевой структуре занятости, масштабах и уровнях общей и зарегистрированной безработицы, половозрастной структуре безработных и их составе по продолжительности поиска работы. Охарактеризованы отличительные особенности сельского рынка труда по сравнению с городским. Приведены региональные различия в основных индикаторах состояния сельского рынка труда. Предложены меры по расширению сельского рынка труда и ускорению темпов его диверсификации.
Ключевые слова: занятость, общая и зарегистрированная безработица, продолжительность поиска работы, потребность в рабочей силе, региональные различия, стратегия развития.
Annotation. Reviewed in this article are the condition and trends of the rural labor market during the period 2010-2014: changes in the level and sex-age and sectoral structure of employment, scales and levels of general and registered unemployment, sex-age structure of the unemployed and their composition in terms of job search duration. The peculiarities of the rural labor market as against the urban one are described. The regional differences in the main indicators of the rural labor market condition are shown. The steps are proposed for expanding the rural labor market and hasten the pace of its diversification.
Key words: employment, general and registered unemployment, job search duration, manpower requirement, regional differences, development strategy.
Принятие федерального закона о развитии сельского хозяйства, который установил правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в агросфере и содействия устойчивому развитию сельских территорий, реализация ФЦП «Социального развития села до 2013 года», приоритетных национальных проектов «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование», «Здоровье», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, других федеральных и региональных программ, связанных с развитием аграрного сектора и сельских территорий, создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, способствовали повышению уровня занятости и доходов сельского населения, улучшению жилищных и других условий жизнедеятельности. По данным проведенного в 2014 г. Центром социальной политики и мониторинга сельского развития опроса, на значительное улучшение жизни либо положительные перемены указали 63% глав администраций муниципальных районов и глав администраций сельских поселений.
В то же время осталось много нерешенных социально-экономических проблем, которые мотивируют высокую миграционную активность сельского населения и препятствуют формированию демографической и трудоресурсной базы развития АПК, обеспечения продовольственной независимости и безопасности страны. К наиболее важным проблемам современного этапа развития российского села относится проблема сбалансированности сельского рынка труда. Невозможность трудоустроиться в 2014 г. волновала каждого третьего из числа опрошенных нами жителей села, каждый четвертый опасался потерять работу. Первая проблема заняла третье, вторая - шестое место среди предложенного респондентам перечня беспокоящих причин, состоявшего из 25 позиций1. В этой связи важно исследовать тренды, сложившиеся на сельском рынке труда в последнее пятилетие.
Занятость и отраслевая структура занятого сельского населения
В 2014 г. в сельской местности было занято 16484 тыс. человек в возрасте 15-72 лет - 100,7% к численности занятого населения в 2010 г. Гендерный состав занятых не претерпевает существенных изменений, более половины их численности - мужчины. Доля занятых в трудоспособном возрасте, как и
1 Опрос проведен в 24-х субъектах Российской Федерации, обследовано 4,4 тыс. сельских домашних хозяйств, опрошено 330 экспертов.
удельный вес молодежи, снижается, что обусловлено изменением возрастной структуры сельского населения (табл. 1).
Таблица 1 - Численность и половозрастная структура занятого сельского населения _(в среднем за год)_
2010 2011 2012 2013 2014
тыс. % тыс. % тыс. % тыс. % тыс. %
чел. чел. чел. чел. чел.
Занятое сельское
население в
возрасте 15-72 лет -
всего 16362 100 16592 100 16561 100 16579 100 16484 100
В том числе:
мужчины 8792 53,7 8898 53,6 8898 53,7 8939 53,9 8906 54,0
женщины 7569 46,3 7695 46,4 7663 46,3 7640 46,1 7578 46,0
Лица в возрасте:
15-19 287 1,8 259 1,6 223 1,3 226 1,4 192 1,2
20-29 3698 22,6 3735 22,5 3634 21,9 3655 22,0 3519 21,3
15-29 3985 24,4 3994 24,1 3857 23,3 3881 23,4 3711 22,5
трудоспособном
возрасте 15185 92,8 15305 92,2 15205 91,8 15198 91,7 15048 91,3
Сохраняется устойчивая тенденция повышения уровня занятости сельского населения. В 2014 г. этот показатель достиг 60,6% среди лиц в возрасте 15-72 лет и 70,7% - в трудоспособном возрасте. Устойчиво растет занятость и среди сельской молодежи в возрасте 20-29 лет. Уровень занятости лиц в возрасте 15-19 лет снижается в связи с увеличением доли молодых людей, обучающихся по дневной форме обучения, и неконкурентоспособностью профессионально неподготовленной молодежи на рынке труда. В целом уровень занятости сельской молодежи вырос с 48,4% в 2010 г. до 50,6% в 2014 г.
Значительные различия между сельскими и городскими территориями по уровню занятости сохраняются. В 2014 г. город превосходил село по этому важнейшему индикатору состояния рынка труда на 6,3 п.п., по уровню занятости в трудоспособном возрасте - на 7 п.п. При этом на молодежном рынке труда в стирании граней между городом и селом имеются значительные подвижки. Превосходство города по уровню занятости населения в возрасте 20-29 лет сократилось с 4,6 п.п. в 2010 г. до 3,1 п.п. в 2013-2014 гг. (табл. 2).
Таблица 2 - Уровень занятости сельского и городского населения в различных возрастных группах _(в среднем за год, %)_
2010 2011 2012 2013 2014
Городское население
- в возрасте 15-72 лет 64,4 65,4 66,5 66,3 66,9
- в трудоспособном возрасте 74,5 75,4 76,7 76,6 77,7
в возрасте:
- 15-19 лет 6,3 5,7 5,1 5,1 4,3
- 20-29 лет 67,5 68,5 68,4 68,5 68,9
- 15-29 лет 51,4 52,9 53,6 53,7 54,5
Сельское население
- в возрасте 15-72 лет 57,8 59,4 60,2 60,2 60,6
- в трудоспособном возрасте 67,5 69,1 69,9 70,1 70,7
в возрасте:
- 15-19 лет 12,2 11,9 10,9 11,0 9,7
- 20-29 лет 62,9 64,6 65,0 65,4 65,8
- 15-29 лет 48,4 50,2 50,5 50,8 50,6
К лучшему меняется региональная картина занятости сельского населения. Из группы аутсайдеров с уровнем занятости до 50%, включавшей в 2010 г. 5 субъектов Российской Федерации, выбыло 3 (Кабардино -Балкарская, Чеченская республики и Забайкальский край). Устойчиво отстающими остаются Республика Ингушетия, где уровень занятости сельчан в 2014 г. составил 48%, и Республика Тыва - 41,3%. Число регионов с уровнем занятости на сельских территориях свыше 60% увеличилось за анализируемый период с 22 до 29, а свыше 65% - с 6до 15 (табл. 3).
Таблица 3 - Распределение субъектов Российской Федерации по уровню занятости сельского населения _в возрасте 15-72 лет_
Уровень занятости, % Число субъектов РФ
2010 2011 2012 2013 2014
До 50 5 4 3 2 2
50,1-55 14 6 6 7 9
55,1-60 34 37 33 31 26
60,1-65 22 22 26 26 29
Свыше 65 6 12 13 15 15
Продолжается устойчивый процесс снижения аграрной специализации занятости. Удельный вес работающих в сфере сельского, лесного хозяйства и охоты сократился с 25,9% в 2010 г. до 22,3% в 2014 г. В указанных отраслях было занято 3684 тыс. человек, в том числе в сельском хозяйстве 3398 тыс., или 92,2%. Агросфера остается основным местом приложения труда на сельских территориях.
Наибольший уровень агроризации сельских территорий сложился в Тамбовской области, где удельный вес сельского населения, занятого в сельском хозяйстве, составляет 38,6%, а также в Белгородской (36,7%), Омской (31,3%), Оренбургской (30,2%) областях, в республиках Татарстан (36,5%) и Кабардино-Балкарская (30,8%) (табл. 4).
Таблица 4 - Группировка субъектов Российской Федерации по удельному весу сельского населения, занятого в сельском хозяйстве, в общей численности занятого сельского населения, 2014 г.
Удельный вес сельского населения,занятого в сельском хозяйстве, % Число субъектов Наименование субъектов Российской Федерации
До 5 7 Республика: Коми Край: Камчатский Области: Архангельская, Магаданская, Сахалинская Автономные округа: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий
5,1-10 7 Республика: Карелия Край: Хабаровский, Области: Костромская, Ленинградская, Московская, Мурманская, Томская
10,1-15 25 Республики: Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Марий Эл, Саха (Якутия), Тыва Края: Красноярский, Пермский, Приморский Области: Амурская, Владимирская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Нижегородская, Новгородская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская Автономная область: Еврейская Автономный округ: Ненецкий
15,1-20 15 Республики: Алтай, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания, Удмуртская, Хакасия Края: Забайкальский, Краснодарский Области: Астраханская, Кемеровская, Кировская, Курганская, Псковская, Рязанская, Тюменская, Челябинская
20,1-25 11 Республики: Башкортостан, Калмыкия, Чувашская Край: Ставропольский Области: Брянская, Воронежская, Липецкая, Орловская, Самарская, Ульяновская Автономный округ: Чукотский
25,1-30 8 Республики: Мордовия, Чеченская Край: Алтайский Области: Курская, Новосибирская, Пензенская Ростовская, Саратовская
Свыше 30 8 Республики: Дагестан, Кабардино-Балкарская, Татарстан Области: Белгородская, Волгоградская, Омская, Оренбургская, Тамбовская
Безработица в сельской местности
Продолжается сложившаяся в последние годы тенденция сокращения общей безработицы в сельской местности. Численность сельских безработных в возрасте экономической активности (15-72 лет), учтенных по методологии МОТ, за 2011-2014 гг. уменьшилась на 539 тыс. (27,7%) и составила 1408 тыс.
Гендерный состав безработных не претерпевает принципиальных изменений, более половины их численности - мужчины, у которых спрос на рабочие места выше, чем у женщин. Опережающими темпами сокращается численность безработных в возрасте 15-19 лет. По сравнению с 2010 г. численность безработной молодежи этой возрастной группы уменьшилась на 43,6% (табл. 5).
Таблица 5 - Численность и половозрастная структура безработных в сельской местности _(в среднем за год)_
2010 2011 2012 2013 2014
тыс. % тыс. % тыс. % тыс. % тыс. %
чел. чел. чел. чел. чел.
Численность
безработных в возрасте 15-72 лет - 1947 100 1753 100 1540 100 1502 100 1408 100
всего
В том числе:
мужчины 1093 56,1 980 55,9 872 56,6 849 56,5 786 55,8
женщины 854 43,9 773 44,1 668 43,4 653 43,5 622 44,2
Лица в возрасте: 15-19 117 6,0 104 5,9 80 5,2 70 4,7 66 4,7
20-29 661 33,9 595 34,0 542 35,2 511 34,0 461 32,7
15-29 778 40,0 699 39,9 622 40,4 581 38,7 527 37,4
трудоспособном возрасте 1897 97,4 1700 97,0 1496 97,1 1453 96,7 1347 95,7
Несмотря на положительные сдвиги на сельском рынке труда, преодолеть сложившийся хронический разрыв с городом по уровню общей безработицы не удается. Более того этот разрыв возрастает. Село уступает городу по уровню безработицы только среди молодежи в возрасте 15-19 лет (табл. 6).
Таблица 6 - Уровень общей безработицы среди сельского и городского населения
в различных возрастных группах _(в среднем за год, %)_
2010 2011 2012 2013 2014
Городское население
- в возрасте 15-72 лет 6,3 5,5 4,5 4,6 4,3
- в трудоспособном возрасте 6,5 5,7 4,7 4,7 4,5
в возрасте:
- 15-19 33,6 32,3 29,6 27,9 30,1
- 20-29 9,6 8,5 7,7 7,5 7,1
- 15-29 10,7 9,3 8,3 8,1 7,6
Сельское население
- в возрасте 15-72 лет 10,6 9,6 8,5 8,3 7,9
- в трудоспособном возрасте 11,1 10,0 9,0 8,7 8,2
в возрасте:
- 15-19 29,0 28,7 26,3 23,7 25,5
- 20-29 15,2 13,7 13,0 12,3 11,6
- 15-29 16,3 14,9 13,9 13,0 12,4
Коэффициент локализации российской безработицы, выражающий соотношение доли сельских безработных в их общей численности с долей сельского населения в общей численности населения страны, в 2014 г. равнялся 1,4 против 0,9 в 2000 г.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что методология МОТ, по которой определяется численность безработных, не учитывает российских особенностей сельского рынка труда, связанных с мелкодисперсным характером и низкой плотностью сельского расселения, удаленностью служб занятости, низкой диверсификацией предлагаемых рабочих мест и другими факторами, которые затрудняют активный поиск работы. Так, в 2014 г. 1433 тыс. незанятых сельчан при обследовании Росстата по проблемам занятости выразили желание работать, но, поскольку либо не занимались поисками работы, либо не были готовы к ней приступить в течение недели, были отнесены к категории экономически неактивного населения. Из них 329 тыс. человек - это отчаявшиеся найти работу. Если весь контингент выразивших желание работать причислить к безработным, учтенным по методологии МОТ, уровень сельской безработицы вырастет до 15,9%, т.е. вдвое, а если к безработным причислить только отчаявшихся найти работу - до 9,7%.
Согласно официальной статистике, за анализируемый период число субъектов Российской Федерации с уровнем общей безработицы в сельской местности в допустимых по международным оценкам пределах (до 10%) увеличилось с 38 до 62 (в 1,6 раза). В десятку регионов с наиболее низким уровнем сельской безработицы входят Республика Татарстан (2,6%), Московская (3,4), Тульская (3,6), Ленинградская (4,0) области, Республика Мордовия (4,0), Липецкая область (4,2), Ямало-Ненецкий автономный округ (4,2), Чувашская Республика (4,4), Белгородская область (4,7%).
Число регионов, в которых значение этого индикатора находится в интервале 10,1-20%, сократилось в 2,5 раза (с 40 до 16). Стабильно проблемными остаются республики Чеченская, Тыва и Ингушская. В 2014 г. уровень сельской безработицы в этих регионах составил соответственно 23,5; 27,4 и 32% (табл. 7).
Таблица 7 - Группировка субъектов Российской Федерации по уровню общей безработицы в сельской местности в экономически активном возрасте, 2014 г.
Уровень сельской безработицы, % Число субъектов Наименование субъектов Российской Федерации
До 10 62 Республики: Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Хакасия, Чувашская Края: Краснодарский, Красноярский, Пермский, Ставропольский, Хабаровский Области: Амурская, Астраханская, Башкортостан, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Вологодская, Волгоградская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская Автономные округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий
10,1-20 16 Республики: Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Коми, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания Края: Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Приморский Области: Архангельская, Иркутская, Томская Автономная область: Еврейская
Свыше 20 3 Республики: Ингушетия, Тыва, Чеченская
Положительные перемены произошли и в структуре безработных по продолжительности поиска работы. В 2014 г. удельный вес сельских безработных, ищущих работу в течение года и более, снизился до 34,1%, но эта категория остается основной. Более того, растет разрыв между селом и городом по доле «хроников» на рынке труда (табл. 8).
В 2014 г. сельский рынок труда имел застойный характер (доля безработных, ищущих работу в течение 12 и более месяцев, превышала 50%) в 7 субъектах Российской Федерации: республиках Тыва (71%), Ингушетия (65,2%), Карачаево-Черкесская (65%), Калмыкия (50,5%), Бурятия (50,8%), Забайкальском крае (53,5%), Мурманской области (50,1%). Наиболее низка доля хронически безработных на сельском рынке труда Ямало-Ненецкого автономного округа (12,6%), Ленинградской (17,3%) и Московской (19%) областей.
Неблагоприятной тенденцией на сельском рынке труда является увеличение лага между общей и зарегистрированной безработицей. Численность сельских безработных, состоящих на регистрационном учете в государственных органах занятости, продолжает сокращаться опережающими темпами по сравнению с общей численностью сельских безработных, учтенных по методологии МОТ. В 2014 г. на учете состояло 382,2 тыс. безработных, проживающих в сельской местности, или 27,1% от общей численности сельских безработных. Разрыв между уровнями зарегистрированной и общей безработицы вырос до 3,8 раза против 2,8 раза в 2010 г. Такая ситуация свидетельствует о снижении социальной защищенности сельского населения на рынке труда.
Таблица 8 - Структура безработных в городской и сельской местности по продолжительности поиска работы _(в среднем за год, %)_
Ищут работу, месяцев Среднее время поиска работы, месяцев
менее 1 от 1 до 3 от 3 до 6 от 6 до 9 от 9 до 12 12 и более
Городское
население
2010 11,2 20,1 23,2 9,1 9,4 27,0 7,2
2011 10,6 20,6 18,0 9,7 10,2 30,8 7,7
2012 11,9 22,1 19,7 8,8 9,6 28,0 7,2
2013 12,8 22,7 17,8 9,6 9,8 27,5 7,2
2014 12,6 23,5 18,4 9,9 10,9 24,6 6,9
Сельское
население
2010 11,4 16,2 21,3 8,2 7,3 35,6 8,1
2011 10,5 17,3 15,3 9,7 10,6 36,6 8,4
2012 10,7 20,2 17,1 8,2 7,9 35,8 8,0
2013 10,5 19,7 14,7 8,5 9,5 37,1 8,3
2014 11,8 19,1 14,4 10,7 9,9 34,1 8,0
В 2014 г. в 12 субъектах Российской Федерации общая безработица превышала зарегистрированную более чем в 7 раз (табл. 9). Абсолютным лидером по этому негативному индикатору состояния рынка труда с устойчивой тенденцией роста является Ульяновская область, где в 2014 г. уровень общей сельской безработицы составлял 8,6%, а уровень зарегистрированной - всего 0,4%. По сравнению с 2010 г. разрыв между этими показателями увеличился с 9,3 до 21,5 раза.
Таблица 9 - Группировка субъектов Российской Федерации по соотношению уровней общей и зарегистрированной безработицы среди сельского населения в возрасте 15-72 лет, 2014 г.
Превышение общей безработицы над зарегистрированной, разы Число субъектов Наименование субъектов Российской Федерации
До 2 4 Республика: Чеченская Области: Магаданская, Омская Автономный округ: Чукотский
2,1-3 15 Республики: Ингушетия, Коми Края: Камчатский, Красноярский, Хабаровский Области: Амурская, Архангельская, Кемеровская, Оренбургская, Смоленская, Томская, Тульская, Челябинская, Ярославская Автономный округ: Ненецкий
3,1-4 21 Республики: Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртская, Хакасия Края: Алтайский, Пермский Области: Владимирская, Вологодская, Ивановская, Калининградская, Кировская, Курская, Мурманская, Новосибирская, Самарская Автономный округ: Ямало-Ненецкий
4,1-5 13 Республики: Алтай, Башкортостан, Калмыкия, Мордовия, Области: Белгородская, Иркутская, Курганская, Московская, Орловская, Псковская, Рязанская, Свердловская, Тверская
5,1-7 16 Республики: Адыгея, Марий Эл Края: Забайкальский, Приморский, Ставропольский Области: Астраханская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Костромская, Липецкая, Новгородская, Пензенская, Ростовская, Саратовская, Тамбовская
Свыше 7 12 Республики: Бурятия, Карачаево-Черкесская, Чувашская Край: Краснодарский Области: Калужская, Ленинградская, Нижегородская, Сахалинская, Тюменская, Ульяновская Автономная область: Еврейская Автономный округ: Ханты-Мансийский
Предложение вакансий в агросфере, являющейся основным местом приложения труда в сельской местности, крайне недостаточно для удовлетворения спроса на рабочие места. Численность сельских безработных, состоящих на регистрационном учете на конец 2014 г., в 3,8 раза превышала количество вакансий, заявленных работодателями в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства. При этом в качестве положительного явления необходимо отметить устойчивое сокращение предложения рабочих мест с оплатой ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако их удельный вес еще превышает значение этого показателя по всей экономике - на конец 2014 г. соответственно 14 и 10,4%.
Коэффициент напряженности на рынке труда, выражающий отношение общей численности безработных к количеству вакансий, заявленных работодателями, снижается как по экономике в целом, так и в сельской местности. Но разрыв между среднероссийским значением этого коэффициента и его значением на селе растет. Если в 2010 г. показатель по селу превышал среднероссийский в 4,4 раза, то в 2013 г. - в 5 раз.
Спрос на работников рабочих профессий в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве продолжает абсолютно преобладать и значительно превышает долю заявленных потребностей на эту категорию работников в целом по экономике (табл. 10).
Таблица 10 - Заявленная работодателями потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест
2010 2011 2012 2013 2014
Всего заявлено, тыс.
с начала года 8187,8 8264,0 8671,1 8919,4 9036,1
на конец года 982,2 1161,0 1298,3 1377,7 1396,6
В том числе:
для замещения рабочих профессий
с начала года 6417,1 6408,2 6734,6 6943,0 7127,1
% 78,4 77,5 77,7 77,8 78,9
на конец года 701,2 836,1 943,1 1013,5 1052,0
% 71,4 72,0 72,6 73,6 75,3
с оплатой труда ниже прожиточного
минимума трудоспособного населения
с начала года 3094,1 2686,4 2231,9 2080,5 х
% 37,8 32,5 25,7 23,3 х
на конец года 165,6 169,9 149,1 154,5 145,1
% 16,9 14,6 11,5 11,2 10,4
Сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство, всего заявлено с начало года,
тыс. 627,5 607,0 591,7 609,4 100,6*
В том числе:
для замещения рабочих профессий
581,3 556,1 539,1 557,5 89,6*
% 92,6 91,6 91,1 91,5 89,1
с оплатой труда ниже прожиточного
минимума трудоспособного населения
300,5 238,4 189,7 172,7 14,0*
% 47,9 39,3 32,1 28,3 13,9
Коэффициент напряженности на рынке
труда
по экономике всего 0,7 0,6 0,5 0,5 0,4
в сельской местности 3,1 2,9 2,6 2,5 -
соотношение, раз 4,4 4,8 5,2 5,0 -
* В форме федерального статистического наблюдения за деятельностью по содействию занятости населения на 2014 г. заявленная работодателями потребность в работниках для замещения рабочих мест по видам экономической деятельности приведена по состоянию на конец года, поэтому данные по сельскому хозяйству, охоте и лесному хозяйству не сопоставимы с предыдущим динамическим рядом.
В Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2030 года определены приоритетные направления в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда в сельской местности:
создание новых и модернизированных рабочих мест в сельскохозяйственных организациях, обеспечивающих переход агропромышленного производства на инновационные технологии и индустриальные формы ведения хозяйства;
стимулирование развития предпринимательства, крестьянских (фермерских) хозяйств, самозанятости и форм семейной занятости на базе личных подсобных хозяйств и потребительской кооперации, а также содействие интеграции крупного и малого бизнеса;
повышение территориальной и профессиональной мобильности граждан, проживающих в сельской местности, доступности для них профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
создание условий для привлечения и закрепления квалифицированных молодых специалистов в сельской местности.
К их числу относится и развитие несельскохозяйственных видов деятельности, основными из которых являются заготовка древесины и деревообработка, производство строительных материалов и строительство; промыслы и ремесла; бытовое и социально-культурное обслуживание населения; заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого природного сырья; сельский туризм; торговля.
Для практической реализации этих направлений развития сельского рынка труда, на наш взгляд, необходимо:
- предусматривать в государственных программах развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и федеральных целевых программах устойчивого развития сельских территорий на федеральном и региональных уровнях расчеты по сохранению и развитию рабочих мест, в первом случае - в отрасли, во втором - в несельскохозяйственной сфере, производимые в увязке с региональными балансами трудовых ресурсов в сельской местности;
- разработать и утвердить на правительственном уровне регламентацию открытия компаниями, агрохолдингами и другими интегрированными бизнес-структурами, ведущими сельскохозяйственное производство, рабочих мест в несельскохозяйственной сфере для трудоустройства высвобождаемых на основе технико-технологической модернизации работников;
- создать режим наибольшего благоприятствования для развития на селе альтернативных видов деятельности, в том числе самозанятости и малого бизнеса в этой сфере.
Организационно-экономический и правовой механизм поддержки альтернативных видов деятельности на селе включает:
- расширение в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства круга получателей субсидированных кредитов на развитие несельскохозяйственной деятельности. Субсидированную кредитную поддержку этой деятельности предлагается оказывать не только ЛПХ, К(Ф)Х и СПоК, но всем физическим и юридическим лицам, создающим рабочие места и регистрирующим деятельность в сельской местности. Трудоизбыточным субъектам РФ, в которых уровень занятости сельского населения в экономически активном возрасте не превышает 55% (в 2014 г. таких регионов было 11), следует установить преференции по квоте выделяемых кредитных ресурсов и субсидированию из средств федерального бюджета процентных ставок;
- снижение ставки подоходного налога с индивидуальных предпринимателей и ставки налога на прибыль с юридических лиц, зарегистрированных и осуществляющих несельскохозяйственную деятельность в сельской местности, с учетом преференций трудоизбыточным субъектам Российской Федерации;
- освобождение от таможенных пошлин изделия художественных промыслов и ремесел, произведенные в сельской местности, а также продукцию заготовки и переработки дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья, вывозимых с таможенной территории РФ для реализации;
- освобождение от ввозных пошлин технику и оборудование, закупленные производителями за рубежом для осуществления ремесленническо-промысловой деятельности в сельской местности и деятельности по заготовке и переработке дикорастущих плодов, ягод, лекарственных трав и другого недревесного сырья.
В целях расширения самозанятости и малого бизнеса в сфере несельскохозяйственной деятельности также считаем целесообразным принять, подготовленный Ремесленной палатой России проект федерального закона «Об основах ремесленной деятельности в Российской Федерации», направленный на создание нормативно-правовых и экономический условий для массового развития на селе малых бытовых и ремесленных предприятий по широкому перечню профессий (выпечка хлеба, производство других продуктов питания из местного сельскохозяйственного сырья, изготовление художественных изделий, посуды, мебели и других предметов хозяйственного обихода, печное, кузнечное дело, строительство и ремонт жилья, надворных построек, ремонт и обслуживание автомобилей и бытовой техники, пошив и ремонт одежды и обуви, парикмахерские услуги, заготовка ягод, грибов, лекарственных трав и т.д.). Это будет способствовать не только созданию новых рабочих мест, но и насыщению сельского потребительского рынка услугами и товарами повседневного спроса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года: офиц. текст. М.: ФГБНУ «Росинформагротех». 2015.
2. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации 2013 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга: науч. изд. /Под науч. рук. и ред. д-ра экон. наук, проф., чл.-корр. РАН Л.В. Бондаренко. М.: ФГБНУ «Росинформагротех». 2015. вып. 1-й. 348 с.
3. Бондаренко Л.В., Татарова Л.Т. Занятость сельского населения и социальная защита безработных /Л.В. Бондаренко, Л.Т. Татарова // Экономика сельского хозяйства России». 2014. № 2. С. 58-65.
4. Бондаренко Л.В. Сельские территории: состояние и регулирование / Л.В. Бондаренко // АПК: экономика, управление». 2014. № 1. С. 69-79.