«Татнефть-АГНИ» являются организационной моделью корпоративного образовательного пространства, в основе которой лежит единство познания, преемственности в обучении фундаментальным основам математических и естественнонаучных дисциплин, увлеченности профессиями, востребованными в нефтегазовой отрасли. Внедрение профильных классов «Татнефть-АГНИ» можно рассматривать в качестве инновационного подхода, так как оно преобразует характер обучения в отношении его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в системе обучения.
Инновации в образовании принято разделять на инновации-модернизации и инновации-трансформации. Инновации-модернизации в большей степени ориентированы на высокоэффективное репродуктивное обучение. В основе таких инноваций лежит технологический подход. Инновации-трансформации направлены на обеспечение исследовательского характера учебного процесса, организацию поисковой учебно-познавательной деятельности. Здесь в основе лежит поисковый подход, ориентирующий на формирование опыта проблемной творческой деятельности в сочетании со стимулированием ценностных ориентаций.
Перед нами поставлена сверхзадача- создание таких условий для развития системы способностей, знаний, умений, компетенций, которые позволили бы обучающимся в профильных классах (10-11 кл.) в дальнейшем, после поступления и обучения в нефтегазовом вузе, полноценно включиться в мир профессии, связанной с нефтегазовой отраслью. Адаптивность, гибкость, вариативность и непрерывность образовательного процесса в профильных классах - это помимо прочего возможность создания и поддержания условий продуктивной работы школьных учителей и научно-педагогических работников вуза.
Под профильным классом понимается организационная модель корпоративного образовательного пространства, или форма дополнительного образования. Тогда под профилем разумно понимать комбинацию обязательных и элективных курсов, отвечающих общим требованиям учебного процесса, проектирующуюся в объем знаний, умений, навыков будущего работника нефтегазовой отрасли. К базовым предметам профиля мы относим математику, физику, химию, информатику, черчение. Материальная база АГНИ способствует организации познавательной и исследовательской деятельности обучаемых. Обучение в профильных классах построено на модульно-компетентностной основе. Мы убеждены, что профильные классы дают возможность обучающимся перемещаться как по вертикали, то есть от одной ступени образования на другую, так и по горизонтали, то есть в рамках одного уровня. Профильные классы способствуют расширению образовательного пространства учащегося за счет введения новых курсов и увеличения доли проектной и исследовательской деятельности. Тем самым создаются условия для успешной самореализации обучающихся. Таким образом, профильные классы максимально обеспечивают развитие тех качеств будущих студентов АГНИ, в перспективе - работников нефтегазовой отрасли, которые позволят им максимально эффективно реализовать личностный потенциал в профессии.
Выводы. Профильные классы «Татнефть-Агни» как объект изучения является фактором, обеспечивающим согласование между средним и высшим образованием, высокотехнологичным нефтегазовым производством. В триединой системе «школа-вуз-производство» профильные классы содействуют взаимодействию, взаимовлиянию, взаимопроникновению компонентов. Исследование учебно-воспитательного процесса в профильных классах в условиях корпоративного образовательного процесса способствует поиску и нахождению управляющих воздействий на систему «школа-вуз-производство» с целью ее улучшения, повышения качества образования.
Профильные классы не только обеспечивают цели образования обучающихся на будущее, но и способствуют развитию зоны их ближайшего развития.
Профильное обучение в данной концепции - наиболее оптимальная с точки зрения достижимости преемственности форма профессиональной ориентации.
Литература:
1. Чудов В.Л. Система интеграции лицея, вуза и производства в интересах устойчивого развития качества образовательной подготовки. Автореф. дис. ...д-ра. пед. наук: 13.00.01 / Чудов В.Л. - 2005. - 58 с.
2. Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе / И.П. Яковлев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 115 с.
3. Годник С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: авторефер. дис.. д-ра пед.наук: 13.00.01 / С. М. Годник - М., 1980. - 32 с.
4. Тавстуха О.Г. Взаимодействие общего и дополнительного образования в реализации предпрофильной подготовки учащихся / О.Г. Тавстуха, А.А. Муратова // Образование и саморазвитие. № 3. -2007. - С. 64-69.
5. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997. - 223 с.
Педагогика
УДК 37.047
кандидат педагогических наук Звягинцев Максим Валерьевич
Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (Новокузнецк); старший преподаватель Обыденников Геннадий Александрович
Новокузнецкий Филиал-Институт Кемеровского Государственного Университета (Новокузнецк)
ЗАНЯТИЯ ТРАДИЦИОННЫМ КАРАТЭ И КОБУДО, КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ОСВОЕНИЮ БОЕВЫХ ПРИЁМОВ БОРЬБЫ КУРСАНТАМИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ФСИН РОССИИ
Аннотация. Умение вести рукопашный поединок жизненно необходимо сотрудникам силовых структур, однако подготовить человека к реальному поединку очень сложная задача. В учебных заведениях для этого создаются специальные условия, однако не все курсанты осваивают боевые приёмы борьбы с одинаковой эффективностью. В данной статье рассматривается проблема предварительной подготовки учащейся молодёжи, которая в дальнейшем будет способствовать эффективному освоению боевых приёмов борьбы в процессе обучения.
Ключевые слова: боевые приёмы борьбы, курсанты, физическое воспитание, каратэ-до, кобудо, повышение эффективности физического воспитания.
Annotation. The ability to conduct a hand-to-hand fight is vital for the security forces, but to prepare a person for a real fight is a very difficult task. Special conditions are created for this in educational institutions, however not all cadets master combat techniques of struggle with equal effectiveness. This article deals with the problem of pre-training students who will further contribute to the effective development of combat techniques in the training process.
Keywords: combat fighting techniques, cadets, physical education, karate do, kobudo, increase the effectiveness of physical education.
Введение. Учебные заведения принадлежащие ФСИН России призваны готовить высокопрофессиональных сотрудников для уголовно-исполнительной системы. Для этого в учебных заведениях создаются все условия, которые состоят из бытовых, материальных, образовательных и т.д. В частности, при изучении дисциплин «Прикладная физическая подготовка», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» есть, как хорошо знакомые курсантам средства физической подготовки, так и совершенно новые, на которые учебным планом выделяется большое количество учебных часов. К хорошо знакомым можно отнести лёгкую атлетику, гимнастику, спортивные игры, лыжную подготовку. К совершенно новым относятся «Полоса препятствий» и «Боевые приёмы борьбы» (БПБ). Боевые приёмы борьбы - это такие приёмы пресечения противоправных действий, которыми должен владеть каждый сотрудник. Они учат противостоять агрессии и противоправным действиям безоружного или вооружённого человека, или группы лиц с использованием различных приёмов борьбы. БПБ основаны на приёмах рукопашного боя и составляют его органическую часть. Сейчас под рукопашным боем понимается спортивное единоборство, направленное на выявление спортсмена, который наиболее качественно подготовлен в рамках действующей редакции правил, в своей весовой категории. БПБ это приёмы самозащиты от различных нападений безоружного или вооруженного человека которые демонстрируются в первом круге соревнований по рукопашному бою и часть этих приёмов запрещена во втором круге соревнований где непосредственно проходят контактные поединки. Таким образом рукопашный бой — это вид спортивного единоборства, в котором есть раздел БПБ.
Для успешного овладения разделом БПБ, естественно желательна определённая подготовка, которую необходимо осуществлять на протяжении некоторого количества времени. Необходимо понимать, что выбор учебного заведения в Российской действительности происходит зачастую в самый последний момент. Это связано с конкурсами в высшие учебные заведения, а также с другими факторами. Однако, если выбор осознанный, если человек стремиться служить Родине, то понятно, что к этому необходимо готовиться. Как показывает опыт готовиться надо и к сдаче ЕГЭ и к дополнительному экзамену, а также к тому, что во время обучения будет уделяться большое количество времени общей физической подготовке, а также специальной физической подготовке. Именно подготовке к изучению физической подготовке необходимо уделить особое внимание. Как мы указывали выше боевые приёмы борьбы — это не спортивные приёмы ведения единоборств, а приёмы, которые помогут сохранить жизнь и здоровье сотруднику в критической ситуации противоборства с нарушителем. Именно этот факт указывает нам на то, что только обучение спортивным единоборствам, не поможет решить данную проблему, хотя сами занятия спортивными единоборствами весьма полезны. Почему не стоит заниматься только спортивными единоборствами для подготовки к овладению боевых приёмов борьбы? Ответ кроется в самих спортивных единоборствах и способах подготовки в них. Спортивные единоборства — это состязания, как правило двух спортсменов, но возможно и большего числа, в котором они должны показать своё превосходство в технике, тактике, физической и психологической готовности в рамках определённых правил, нарушение которых приведёт к проигрышу. Правила соревнований определяют технические действия, которые можно применить, форму одежды спортсменов их антропометрические данные. Разберём подробнее, психические действия определяются набором техник, которые может применять спортсмен, а также не менее обширным списком «запрещённых» техник, которые либо не оцениваются, либо напрямую их применение влечёт наказание. Как правило, в эту категорию попадают как наиболее действенные и, как следствие наиболее опасные приёмы, которые позволяют обеспечить победу травмировав соперника, что в спортивном поединке будет запрещено, а в реальной ситуации самообороны это будет самый действенный вариант. Именно этот вариант и необходим в БПБ. Форма одежды, во всех единоборствах имеется своя форма и свой инвентарь, то и другое может варьироваться в очень широких пределах, и спортсмен тренируясь привыкает противостоять сопернику, который одет и экипирован соответствующим образом. В БПБ необходимо уметь реагировать на любое нападение, которое может осуществиться в любой момент времени и нападающий может быть в любой одежде или даже без таковой. Антропометрические данные соперников в спортивных единоборствах примерно одинаковы с определённым «шагом». Это могут быть весовые категории, либо категории единиц в которых суммируются рост и вес спортсмена. В БПБ по определению такого быть не может сотрудник может противостоять противнику чьи антропометрические данные могут значительно отличаться от данных сотрудника, к тому же противник может быть другого пола чем сотрудник и это тоже необходимо принимать во внимание, и последнее в подавляющем числе спортивных единоборств не используется оружие, мы не берём во внимание отдельные виды фехтования, и уж точно в спортивных единоборствах нет такого, что один из спортсменов был бы вооружён, а второй был бы безоружным. В БПБ ситуация, когда нападающий вооружён, а сотрудник без оружия является стандартной, и сотрудник должен уметь обезоружить нападающего нанеся ему минимальный вред здоровью.
Формулировка цели статьи. Таким образом, исходя из вышеизложенного представляется необходимым отобрать такую систему единоборств, которая могла бы быть полезной в плане изучения БПБ. Данная система должна создавать предпосылки для успешного овладения в дальнейшем БПБ и при этом она должна быть доступна учащимся школы, не требовать какого-либо дорогостоящего оборудования, легко внедрима в образовательных организациях которые находятся в «глубинке» нашей страны.
Изложение основного материала статьи. Принимая во внимание, сказанное выше, мы обращаем внимание не на спортивные единоборства, а на так называемые «прикладные» виды единоборств. Стоит обратить внимание на то, что не все виды «прикладных» единоборств можно использовать при обучении школьников. Это связано с несколькими причинами: с высокой эффективностью единоборств, которую
школьники в силу своего возраста могут применить неадекватно обстоятельствам, высоким требованиям к физическому состоянию занимающихся которое не может быть достигнуто школьниками, с не очень адекватными методами обучения (отсутствием научно-обоснованной системы обучения) и другим причинам. Наиболее перспективными мы считаем восточные единоборства, а также системы работы с оружием. Анализируя системы единоборств, можно остановить своё внимание на таких направлениях как Ушу (Ву-шу) стиль Винь чунь, джиу-джитсу, айкидо, айкиджитсу, каратэ-до, системы ножевого боя, палочного боя, фехтование на мечах (кен-до), кобудо.
Китайское направление ушу, стиль Винь чунь. Очень интересный вид ушу, имеет сугубо прикладное значение, очень хорошо разработанная методическая база обучения. К недостаткам можно отнести отсутствие методики обучения работе с оружием, вернее она есть, но это очень специфическое оружие большинство из которого используется только в этом стиле ушу, так же не очень высокая эффективность защиты от нападения людей владеющих единоборствами, даже спортивными.
Джиу-джитсу, здесь мы рассматриваем японский вариант этой борьбы, так как есть и европейский и бразильский варианты этого единоборства. Плюсами этого единоборства являются умение вести поединок на близкой дистанции, вырабатывается умение выполнять самостраховку, умение вести поединок на земле, полу т.е. в партере. Минусы: низкая эффективность в защите от ударов руками и ногами, отсутствие эффективной системы защиты от нападения с оружием, для занятий необходим дорогостоящий борцовский ковёр.
Айкидо и айкиджитсу. Весьма интересные системы единоборств. Плюсы: отличная техника проведения приёмов, отличная техника перемещений, присутствует техника работы с традиционным оружием. Минусы: низкая эффективность применения приёмов, очень длительное время обучения, необходимость специфического оборудования (ковёр, инвентарь, специальная форма).
Каратэ-до, мы рассматриваем в данной статье традиционное каратэ-до. Каратэ-до в современном понимании это и вид спорта, и система подготовки к рукопашному бою, и современная система физического воспитания (фитнесс), и система философских воззрений, и образ жизни. Традиционное каратэ в нашем понимании — это система подготовки человека к ведению реальной схватки включающая в себя традиционные формы обучения: кихон (базовая техника и способы её тренировки), ката («формальные» упражнения, включающие в себя различные формы защит и атак) и способствующее тренировки кихона, а также развитию физических качеств, кумитэ (формы тренировки с партнёром) включающие в себя тренировки атак и защит от непосредственного нападения, темашивари (форма «твёрдой» подготовки) включающее в себя разбивание различных предметов: досок, кирпичей, черепицы, кусков льда и др. руками и ногами. Плюсы: высокий уровень физической подготовленности, большой спектр способов нападения и защит, отсутствие дорогостоящего оборудования необходим только чистый пол (в спортивном зале, в актовом зале, рекреации и т.д.). Минусы: отсутствие работы с оружием и против него, отсутствие навыков ближнего боя с элементами борьбы.
Системы ножевого боя, палочного боя. Данные системы эффективны в работе с оружием и против него, однако большинство систем ограничивается только одним видом оружия. Плюсы: изучение работы с реальным оружием, знание его «сильных» и «слабых» качеств, психологическая уверенность в своих силах. Минусы: в большинстве «школ» изучается только один вид оружия, невозможность защиты от других видов оружия, противодействие невооружённому сопернику, вернее защититься можно, но эта защита будет неадекватна нападению и попадает под статью уголовного кодекса.
Фехтование на мечах (кендо). Эффективная система самообороны, меч можно заменить на палку и с помощью эффективной системы перемещений можно защищаться от нападения с различными видами оружия. Плюсы: эффективная система работы с коротким оружием, эффективная система перемещений. Минусы: дорогостоящий инвентарь, отсутствие адекватной системы защиты от нападения безоружного.
Кобудо. Японская система нападения и защиты с применением традиционного для Японии сельскохозяйственного инвентаря. Плюсы: изучение способов атаки и защиты с применением различного вида «оружия», что позволяет использовать для защиты от нападения практически любой предмет от стула до торшера, «набивка» тела, при занятиях удары наносятся по телу партнёров, но не в полную силу и обозначением ударов в особо уязвимые места человеческого тела. Минусы: отсутствие техник ведения поединка без оружия со всеми вытекающими последствиями (способов атак и защит от ударов руками и ногами, способов защит от захватов и бросков и др.).
Анализируя плюсы и минусы приведённых нами единоборств, можно сделать вывод о том, что «идеального» единоборства не существует и необходим некий синтез из приведённых систем. Здесь необходимо сделать одно замечание. При обучении традиционному каратэ-до процесс обучения тесно переплетается с кобудо, т.е. кобудо считается составной частью традиционного каратэ-до. Каратэ-до является «базой» для кобудо, каратэ учит правильным положениям тела «стойкам», передвижениям, техникам работы туловища и конечностями. В дальнейшем на эту «школу» движений накладывается техника работы с оружием. Считается, что «оружие» является продолжением руки и накладывается на технику передвижений каратэ-до. Также изучение атакующих действий оружием, позволяет прочувствовать всю технику, найти в ней сильные и слабые стороны и позволяет научиться эффективной технике защиты от нападения с этим оружием. Так как в кобудо используются различные типы оружия: колющее, рубящее, колюще-рубящее, ударно-раздробляющее это позволяет изучить принципы защиты от большинства если не всех типов холодного оружия, как при наличии оружия или сходным с ним предметов. Это делает кобудо весьма перспективным способом обучения молодых людей для защиты от нападения с холодным оружием. Таким образом традиционной каратэ-до и кобудо являются весьма эффективным средством подготовки для овладения БПБ, так как учит перемещениям, способам атак и защит и др.
Для проверки данного утверждения был проведён констатирующий педагогический эксперимент. Суть эксперимента заключалась в следующем: была сформирована группа из числа курсантов Кузбасского Института Федеральной Службы Исполнения Наказаний (КИФСИН) которые ранее занимались традиционным каратэ-до и кобудо, которая стала экспериментальной, а также три группы которые были контрольными. Первая контрольная группа была сформирована из курсантов, которые занимались единоборствами (бокс, рукопашный бой, тайский бокс, панкратион, самбо, дзю-до, куреш). Вторая контрольная группа состояла из спортсменов, которые не занимались единоборствами в неё входили лыжники, пловцы, игровики. Третья контрольная группа состояла из курсантов, которые ранее не занимались спортом. После этого курсанты изучали БПБ согласно учебному плану, в течении определённого количества
времени. По итогу эксперимента оценивалось качество усвоения приёмов и количество времени затраченное на овладение курсом. Для оценки качества освоения приёмов использовался метод экспертных оценок, пять экспертов оценивали качество выполнения приёмов и выставляли отметку от 1 до 5 баллов. После этого оценки суммировались, выводилось среднеарифметической значение по каждому члену группы и среднеарифметическая оценка по группе. Для оценки времени освоения использовалось количество занятий, которое было затрачено курсантами для овладения всеми характеристиками изучаемого приёма на отметку «удовлетворительно». Это связано с тем, что данная отметка является пороговым значением для оценки приёма на зачёте и экзамене. Эксперимент проводился в течении пяти месяцев, за это время было изучено пять приёмов защиты от нападения с ножом, и проведено одинаковое количество занятий со всеми курсантами.
За время проведения констатирующего педагогического эксперимента были получены следующие результаты, таблицы № 1, 2.
Таблица 1
Результаты оценки качества выполнения приёмов методом экспертных оценок
Экспериментальная группа (12 человек) Контрольная группа № 1 (13 человек) Контрольная группа № 2 (17 человек) Контрольная группа № 3 (21 человек)
Оценка в баллах 5.0 4.4 4.7 3.7
Анализируя полученные данные можно сделать несколько выводов. Экспериментальная группа, состоящая из курсантов, занимавшихся традиционным каратэ-до и кобудо, получила высшие отметки за выполнения приёмов, группа курсантов которая не занималась спортом демонстрирует самые низкие показатели, что вполне объяснимо. Превосходство контрольной группы № 2, над группой № 1 говорит о том, что освоению боевых приёмов борьбы мешает предыдущий спортивный опыт курсантов единоборцев. Хотя разница и не существенна.
Таблица 2
Количество занятий, затраченных группами на освоение техники приёмов на отметку
«удовлетворительно»
Экспериментальная группа (12 человек) Контрольная группа № 1 (13 человек) Контрольная группа № 2 (17 человек) Контрольная группа № 3 (21 человек)
Количество занятий 12 15 18 23
Анализируя полученные данные можно сделать следующий вывод, экспериментальная группа затратила меньше всего занятий для усвоения техники выполнения приёмов, затем идёт контрольная группа № 1 состоящая из спортсменов единоборцев, затем контрольная группа № 2 состоящая из спортсменов и максимальное количество занятий затрачено группой, которая спортом ранее не занималась. Это свидетельствует о том, что занятия физической культурой, а особенно единоборствами создают благоприятную почву для освоения боевых приёмов борьбы. Данный двигательный опыт полученный ранее благоприятно переносится на данный вид физической активности.
Выводы. Исходя из полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Успешность в изучении боевых приёмов борьбы зависит от множества факторов, в том числе от приобретённых ранее двигательных навыков. Эти навыки, как показали данные эксперимента могут играть как положительную, так и отрицательную роль.
2. Занятия физической культурой и спортом вообще и единоборствами в частности является благоприятным фактором для обучения боевым приёмам борьбы, что отображено результатами нашего исследования.
3. Восточные единоборства не спортивной направленности, представляются нам наиболее перспективными в плане дальнейшего обучения боевым приёмам борьбы. Они позволяют сформировать «школу» движений, которая будет в дальнейшем полезна в формировании двигательного навыка, который вырабатывается в результате занятий боевыми приёмами борьбы.
4. Каратэ-до и кобудо являются прекрасными подготовительными средствами для овладения боевыми приёмами борьбы, что демонстрируют результаты проведённого педагогического эксперимента. Особенно это хорошо видно по таблице № 2. Занятия данными средствами физического воспитания позволяют экономить время обучения, что позволяет оптимизировать процесс в пользу вариативности использования техники боевых приёмов борьбы в различных типичных и не типичных ситуациях.