Научная статья на тему 'Повышение эффективности овладения боевыми приёмами борьбы курсантами ФСИН'

Повышение эффективности овладения боевыми приёмами борьбы курсантами ФСИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / БОЕВЫЕ ПРИЁМЫ БОРЬБЫ / ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ / ОБУЧЕНИЕ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / PENITENTIARY SYSTEM / FIGHTING TECHNIQUES / TRAINING OF CADETS / TRAINING OF OFFICERS OF THE PENAL-EXECUTIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Пичугин Максим Борисович

Очень часто от качества овладения боевыми приёмами борьбы зависит жизнь сотрудника внутренних органов и в частности сотрудника уголовно-исполнительной системы. Уровень овладения боевыми приёмами борьбы на местах оставляет желать лучшего. В данной статье предлагается усовершенствованная методика обучения и совершенствование боевых приёмов борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Звягинцев Максим Валерьевич, Пичугин Максим Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE EFFECTIVENESS OF MASTERING COMBAT TECHNIQUES BY CADETS OF THE FSIN

Very often, the life of an employee of internal bodies and, in particular, of a penitentiary system employee, depends on the quality of mastery of combat methods of struggle. The level of mastery of combat methods of fighting on the ground leaves much to be desired. In this article, we propose an improved method of training and improving combat combat techniques.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности овладения боевыми приёмами борьбы курсантами ФСИН»

Таким образом, метод Case-Study можно считать передовой инновационной методикой, способствующей формированию мотивации к изучению русского языка в высшей школе.

Интерес к изучению живого языка появляется при изучении слова не только с позиций формально-грамматических, но и с нравственно-эстетических. Обучая студентов устной речи, необходимо пробудить у них интерес к происхождению слова, к его строению и значению, произношению и написанию.

Выводы. Активные речевые умения и навыки формируются на занятиях по культуре русской речи при помощи большой базы упражнений, тестов, кейс-заданий, в основе которых заложено создание специальных речевых ситуаций, вызывающих у студентов желание вступить в речевое общение. Цель заданий -стимулировать возникновение коммуникативных намерений. Эффективным средством для стимулирования общения выступают языковые игры, не только развивающие у студентов языковое чутьё, но и помогающие снять языковой барьер, чувство боязни говорить. Помогают также различные нестандартные формы занятий: беседы, споры, дискуссии, защита научного проекта и др.

По нашим наблюдениям, в процессе учёбы многие студенты начинают понимать, что их речевая культура нуждается в корректировке и совершенствовании. Следовательно, можно надеяться на дальнейшую самостоятельную работу над речью: будущий врач должен постоянно совершенствовать своё речевое мастерство.

Безусловно, овладение устной речевой культурой - процесс сложный и длительный, который продолжается в процессе последующей профессиональной самореализации. Однако и результат того стоит: правильная, яркая, эмоциональная, содержательная речь - залог профессионального успеха не только врачей, но и представителей других профессий.

Литература:

1. Буяльский, Б. А. Искусство выразительного чтения: Книга для учителя / Б. А. Буяльский. - М.: Юнити - Дана, 2006. - 245 с.

2. Введенская, Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - Ростов н/Д, 2010. - 544 с.

Педагогика

УДК 796.819

кандидат педагогических наук Звягинцев Максим Валерьевич

Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (г. Новокузнецк); преподаватель Пичугин Максим Борисович

Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (г. Новокузнецк)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ БОЕВЫМИ ПРИЁМАМИ БОРЬБЫ

КУРСАНТАМИ ФСИН

Аннотация. Очень часто от качества овладения боевыми приёмами борьбы зависит жизнь сотрудника внутренних органов и в частности сотрудника уголовно-исполнительной системы. Уровень овладения боевыми приёмами борьбы на местах оставляет желать лучшего. В данной статье предлагается усовершенствованная методика обучения и совершенствование боевых приёмов борьбы.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, боевые приёмы борьбы, обучение курсантов, обучение сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Annotation. Very often, the life of an employee of internal bodies and, in particular, of a penitentiary system employee, depends on the quality of mastery of combat methods of struggle. The level of mastery of combat methods of fighting on the ground leaves much to be desired. In this article, we propose an improved method of training and improving combat combat techniques.

Keywords: penitentiary system, fighting techniques, training of cadets, training of officers of the penal-executive system.

Введение. Боевые приёмы борьбы (БПБ) специфические приёмы рукопашного боя, направленные на задержание нарушителя с нанесением ему минимального вреда для здоровья. Эти приёмы демонстрируются в I туре соревнований по рукопашному бою версии ФРБ, и им обучают в образовательных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации. Именно то, что при задержании нарушителя ему возможно нанесение минимального вреда для здоровья и является краеугольным камнем построения системы БПБ. Сам этот подход близок к японской борьбе дзю-дзюцу (джиу-джитсу) где пленение противника без нанесения видимых повреждений тела является высшей целью, показателем мастерства. Система БПБ строится на болевых воздействиях на «уязвимые» анатомически слабо защищённые части человеческого тела: суставы, не покрытые мышцами кости, органы чувств, «открытые» участки человеческого тела и др. Этим приёмам уделяется большое внимание при подготовке личного состава, как в институтах так и на курсах первоначальной подготовки, а так же повышения квалификации и переподготовки.

Формулировка цели статьи. Проведённый в апреле 2018 г. Чемпионат ФСИН России по рукопашному бою показал, что владение БПБ личным составом оставляет желать лучшего. Поэтому, целью статьи является создание системы для проведения занятий в рамках физической подготовки (ФП), прикладной физической подготовки (ПФП), элективных дисциплин по физической культуре и спорту (ЭДпоФКиС), а также боевой и специальной подготовки (БСП), которая способствовала бы более качественному овладению БПБ.

Изложение основного материала статьи. БПБ являются частью рукопашного боя, но между ними имеется кардинальное отличие. Общее понятие рукопашный бой — это собирательное обозначение способов ведения поединка без оружия, с холодным оружием и сходными с ним предметами. В нашем случае рукопашный бой — это вид спорта, в котором спортсмены соперничают друг с другом по определённым спортивным правилам. Их задача продемонстрировать: техническое, тактическое, физическое превосходство над соперником в рамках утверждённой редакцией правил. БПБ призваны обеспечить безопасность человека, сотрудника, если его жизни и здоровью угрожают с помощью нападения без оружия и с оружием. И если в рукопашном бое имеется распределение спортсменов по весовым категориям, то в БПБ такого распределения по определению быть не может. Таким образом БПБ могут применяться против нападающего, который

может значительно отличаться от защищающегося по росто-весовым характеристикам, он может быть вооружён и нападение может происходить в любое время суток и в любом месте. Поэтому, сотрудник должен быть постоянно готов к применению БПБ. Эту готовность можно обеспечить только регулярной тренировкой, тренировкой в различных местах (спортивный зал, занятия на улице на асфальте, в лесу, в различных зданиях, кабинетах и др.) и в разной одежде (спортивной, повседневной, полевой и др.), и с различными партнёрами.

Кроме организационных вопросов, важнейшим является и подход к обучению. В практике обучения единоборствам существует три подхода к обучению.

Первый это спортивный подход. В нём изучаются всё многообразие атак, несколько вариантов защиты от них. После такой подготовки занимающийся вполне свободно может применять широкий спектр защит, а также других действий и реально готов к отражению нападения. Недостатки данного подхода: необходимы значительные временные затраты, как правило способы защиты от нападения с оружием или не изучаются, или изучаются поверхностно, не умение противостоять противнику других весо-ростовых характеристик. Яркие представители: бокс, каратэ, кик-боксинг, дзю-до и др.

Второй подход. В этом подходе изучаются определённые движения, которые могут называться по-разному (комплексы, принципы) и на основе этих движений строится индивидуальная боевая система. Плюсы такого подхода: достаточно быстрое обучение большого числа людей минимальным навыкам самообороны. Минусы: навыки не прочны, не могут быть применены против большинства способов нападения, низкая эффективность при реальном нападении. Яркие представители: некоторые виды Ву-шу (У-шу), различные новоделы, псевдо-исторические направления и др.

Третий подход. Это базово-кустовой подход или базово-кустовой метод. Разработан и внедрен в практику старшим научным сотрудником Института востоковедения АН СССР Г.В. Поповым. В нём изучается определённый приём (база) и в дальнейшем множество атак сводится к этому «базовому» приёму. Таких базовых приёмов может быть несколько. Плюсы: можно обучать большую группу учеников практически одновременно, приемлемые временные затраты на обучение, формируется достаточно высокий уровень навыка самозащиты, формируется примерно одинаковая эффективность противодействия вооруженному и безоружному нападению. Минусы: навык необходимо постоянно поддерживать, не всегда эффективная защита против нападающего владеющего навыками единоборств или навыками обращения с холодным оружием.

В системе обучения БПБ используется в основном третий подход, хотя частично можно применять на определённых этапах и первый и второй подходы. Разумное сочетание может принести много пользы в деле совершенствования БПБ.

На этапе обучения БПБ, как и на этапе обучения любой технике физических упражнений, необходимо чтобы сотрудники чётко усвоили ведущее звено техники, и детали техники. Для этого необходимо чёткое объяснение, показ техники с нескольких сторон и в разном темпе, с акцентом на важные моменты. После объяснения и показа следует переходить к разучиванию приёма. Разучивать приём целесообразно «по разделениям» под счёт. Как только приём успешно выполняется в данном ритме, следует выполнять его «слитно», без пауз. Обучать целесообразно на обе руки сразу. После того как приём усвоен, можно переходить к его совершенствованию.

Совершенствование необходимо осуществлять по двум линиям, линиям «внутренних» и «внешних» условий. Под линией «внутренних» условий понимается совершенствование динамических, кинематических, ритмических и иных характеристик техники выполнения приёма. Сюда же относится межмышечная координация и другие биомеханические характеристики приёма. На первом этапе совершенствования очень хорошие результаты даёт методический приём сходный с методическим приёмом, из дзюдо который называется утикоми (учикоми). Суть его в выполнении первой фазы приёма (вход в приём) без его финальной части (броска), в максимально быстром темпе, несколько, до 10 - 15 раз. В нашем случае рекомендуется выполнять приём так же 10 раз, но попеременно по 5 на правую и левую руку, максимально быстро и без фиксации болевого воздействия в конце приёма. Например, загиб руки за спину «нырком». Партнёры лицом друг к другу, выполняющий приём максимально быстро выполняет приём попеременно на каждую руку в конце лишь обозначая фиксацию. Партнёр стоит спокойно и не сопротивляется. После того как данное упражнение усвоено и выполняется быстро необходимо ограничить временные рамки его выполнения, первоначально до 10 секунд, а в дальнейшем и до 5 - 7 секунд, с обязательным сохранением правильности выполнения техники приёма. На этом же этапе следует выполнять приём из различных исходных положений: при подходе спереди, сзади, с боку. Из исходно положения сидя, лёжа, стоя спиной к партнёру. Можно так же делать на количество или с ограничением по времени. Окончанием этого первого этапа совершенствования может являться контрольное занятие с оценкой техники выполнения приёма и с выставление отметки. Это будет стимулировать познавательную активность обучающихся.

Под этапом совершенствования приёмов по линии «внешних» условий понимается совершенствование техники приёма исходя из внешних условий: это морфо-функциональные особенности партнёров, ограничение по времени выполнения приёма, психическая нагрузка во время выполнения приёма, выполнение приёмов после значительных физических нагрузок. Первым методическим приёмом на данном этапе будет совершенствование приёмов со сменой партнёров. Обучающиеся в зависимости от их количества и места проведения занятий, перестраиваются в два круга (внешний и внутренний) или в четыре шеренги (1 шеренга работает со второй, 3 с 4). И затем выполняется приём на обе руки с обеих сторон, а затем по команде руководителя занятий происходит смещение какого-либо круга или шеренги на одного человека. Этот методический приём позволяет проработать БПБ с большим количеством партнёров, что позволяет значительно улучшить технику выполнения исходя из весо-ростовых особенностей партнёров. В дальнейшем можно изменять исходные положения партнёров, например, начинать выполнения приема из положения стоя спиной к партнёру, по команде «к бою» он разворачивается лицом к нападающему, а по команде «приём» происходит непосредственное выполнение приёма. В дальнейшем при отработке группы приёмов можно давать свободу выбора атаки из 2,3,4,5 и т.д. действий. Например, при защите от атаки ножом можно разрешить выбор атаки нападающему либо сверху, либо с низу. Это позволит создать дополнительное психическое напряжение из-за неопределённости атаки, и необходимости делать выбор предугадывая направление атаки. Затем выбор можно предоставлять из 3,4 и т.д. видов атаки. Ограничение по времени можно применять следующее. Перед атакой, например, ножом, нападающий выполняет какой-либо

акробатический элемент, например, кувырок вперёд и атака ножом сверху. Защищающемуся необходимо оценить дистанцию и адекватно среагировать на атаку. Так же здесь можно предоставлять право выбора атаки из заданных, нападающему тем самым мы создаём и психическую нагрузку. Психическую нагрузку так же могут создавать другие обучающиеся, например, криками подбадривать или наоборот пытаться помешать выполнению приёма. В качестве психологического прессинга можно создавать различные ситуации, например, несколько человек изображают «толпу», а один по команде преподавателя атакует. Задача защищающегося выполнить приём. Можно так же проводить «соревнования» по выполнению приёмов, как личные, так и лично-командные. В качестве рефери выступает преподаватель или несколько наиболее подготовленных курсантов, слушателей. Ну и ещё одним методическим приёмом является проведение таких занятий на фоне физической усталости. Например, если в водной части занятия дать большую физическую нагрузку, кроссом или КСУ.

Так же необходимо напомнить о важности разминки перед занятиями БПБ. Разминка должна быть, как общая, так и специальная. Общая направлена на повышение уровня ЧСС и АД. Специальная направлена на повышение уровня гибкости и координации специфичных для БПБ.

Данная методика организации и проведения занятий была апробирована в Кузбасском институте ФСИН России в 2017 - 2018 учебном году, на 2 курсе. Экспериментальная группа (Э) состояла из курсантов и занималась по разработанной программе, контрольная группа (К) состояла так же из курсантов и занималась по стандартной программе. В начале учебного года курсанты обеих групп были примерно одинаково готовы физически к занятиям. Курсанты обеих групп изучали раздел БПБ «защита от нападения с ножом», правда из-за специфики профессиональной программы бакалавриата у экспериментальной группы было больше часов практических занятий, чем у контрольной группы, которые осваивали профессиональную программу специалитета. У экспериментальной группы было 56 часов, у контрольной 42. Эксперимент длился 6 месяцев, после этого периода курсанты были отправлены в отпуск на каникулы, которые составили 2 недели. После возвращения был проведён констатирующий педагогический эксперимент. Эксперимент был направлен на оценку уровня овладения БПБ, разделом «защита от нападения с ножом», курсанты должны были выполнить защиту от 5 атак ножом. Для оценки качества выполнения приёмов использовался метод экспертных оценок, когда три преподавателя кафедры оценивали выполнение приёмов. Сама процедура оценки была максимально приближена к той которая присутствует на соревнованиях по рукопашному бою. Процедуру такой оценки в экспериментальной группе прошли 78 человек, в контрольной группе 44 человека. Оценка выполнения осуществлялась экспертами по 5-бальной шкале, для обработки получаемых данных использовались методы математической статистики (среднее арифметическое, среднеквадратичное отклонение, достоверность по ^критерию Стьюдента). Изучались: средняя оценка по группе, распределение в % по группам, с разным уровнем успешности овладения БПБ. За 6 месяцев изучения раздела «защита от нападения с ножом», раздел был изучен полностью и были получены следующие результаты, см. таблицу 1.

Таблица 1

Результаты экспериментальной (Э) и контрольной (К) групп которые были получены в ходе констатирующего педагогического эксперимента

Группа Средняя оценка Достоверность

Экспериментальная группа (78 человек) 4.4 + 0.6 р < 0.5

Контрольная группа (44 человека) 3.8 + 1.2 н.д.

Полученные результаты говорят о следующем. Средняя отметка в экспериментальной группе выше чем в контрольной на 0.6 балла и это достоверный результат. Это говорит о том, что разработанная нами методика обучения и совершенствования БПБ эффективнее стандартной.

Представляется интересным выяснить распределение отметок, полученных в экспериментальной и контрольной группах для более точной оценки эффективности, разработанной нами методики обучения БПБ.

В таблице № 2 приведено распределение курсантов по уровню успешности овладения БПБ.

Таблица 2

Результаты распределения экспериментальной (Э) и контрольной (К) групп по уровням успешности овладения БПБ полученными в результате констатирующего педагогического

эксперимента

Группы Уровни в %

ниже среднего средний высокий очень высокий

Экспериментальная - 38.5 38.4 23.1

Контрольная 3.2 59.8 29.4 7.6

Распределение полученных отметок свидетельствует о следующем. В экспериментальной группе зафиксированы более высокие показатели в уровнях с высокими и очень высоким уровнем овладения боевыми приёмами борьбы, суммарно туда входит более 60 % от численного состава группы. Это свидетельствует о том, что разработанная нами методика позволяет повысить уровень овладения БПБ до высокого уровня.

Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что разработанная методика позволяет повысить качество усвоения БПБ курсантами. Это происходит за счёт задействования широкого спектра средств и методов, содержащихся в разработанной методике.

Мы не отвергаем других объяснений полученных результатов поскольку обучение и совершенствование БПБ процесс чрезвычайно многофакторный. Часть факторов могла быть и не учтена в рамках нашего исследования. Мы проводили анализ только тех фатов, которые фиксировались нашим исследованием.

Выводы:

1. БПБ отличаются от рукопашного боя хотя и имеют сходные элементы.

2. Разработанная нами методика позволяет качественно улучшить организацию и проведение занятий по овладению и совершенствованию БПБ. Позволяет внести элементы неожиданности и новизны, повысить эмоциональный фон занятия и мотивацию к ним.

3. Разработанная методика позволяет качественно улучшить уровень овладения БПБ, что было подтверждено нашим исследованием. Это позволит скорректировать срок подготовки сотрудников, повысив качество их подготовки.

Педагогика

УДК 371.48

кандидат педагогических наук Звягинцев Максим Валерьевич

Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (г. Новокузнецк); кандидат экономических наук Звягинцева Елена Николаевна

Кузбасский институт Федеральной Службы Исполнения Наказаний России (г. Новокузнецк) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Аннотация. В современном педагогическом процессе существует великое множество образовательных технологий. Но нет ни одной воспитательной технологии. Существует мнение, что разработать воспитательную технологию невозможно, т.к. практически невозможно учесть все особенности её протекания. Данная статья прогнозирует создание воспитательных технологий, выявляет необходимые условия для её разработки и реализации, описывает необходимые педагогические условия её разработки.

Ключевые слова: педагогические технологии, образовательные технологии, воспитание, воспитательные технологии.

Annotation. In the modern pedagogical process, there is a great variety of educational technologies. But there is no educational technology. There is an opinion that it is impossible to develop educational technology, because it is almost impossible to take into account all the features of its course. This article predicts the creation of educational technologies identifies the necessary conditions for its development and implementation, describes the necessary pedagogical conditions for its development.

Keywords: pedagogical technologies, educational technologies, upbringing, educational technologies.

Введение. В современном мире с развитием информационных технологий, объём информации возрастает в геометрической прогрессии. В связи с этим остро встаёт вопрос, как «усвоить» такой объём данных современным молодым людям. Сложности добавляют и происходящие изменения содержания ФГОСов, которые меняют акценты в образовательном процессе, особенно это актуально для ступени высшего образования. Это привело к разработке в педагогике так называемых образовательных технологий, которые при соблюдении определённых педагогических условий гарантируют минимальный образовательный результат. Именно гарантия результата и является одним из главных условий бурного развития образовательных технологий в современном образовательном пространстве. Но помимо «вкладывания» знаний в головы современной молодёжи, остро стоит вопрос о воспитании личности. В широком смысле под воспитанием понимается процесс передачи накопленного социально-культурного опыта подрастающему поколению. В узком смысле под воспитанием понимается формирование определённых качеств и свойств личности человека. Цель воспитания определяется государством и социумом и может быть «скорректирована» в связи с изменяющейся обстановкой. «Корректировка» происходит через решение воспитательных задач, которые вроде бы как решаются, но насколько эффективно это происходит определить с высокой долей точности достаточно сложно. Таким образом, остаётся открытым вопрос насколько достигается цель воспитания личности в плане её результативности и как измерить «воспитанность». В образовательных технологиях оценить уровень развития компетенций можно, а вот в воспитательном процессе об этом говорить не приходится, потому что воспитательный процесс очень сложен по своей сути т.к. в нём очень сложно учесть все составляющие этого процесса в связи с наличием большого числа факторов, имеющих влияние на этот процесс. Однако, как показывает практический опыт советской педагогики, воспитательный процесс можно осуществлять на высоком уровне эффективности.

Формулировка цели статьи. Исходя из вышеизложенного, актуальным является теоретическое обоснование возможности разработки воспитательных технологий. Разработка воспитательной технологии будет возможна если будут соблюдены следующие условия: будут определены педагогические и специальные условия необходимые для успешной реализации воспитательной технологии, будут определены закономерности построения воспитательной технологии, определено количество времени необходимое для воздействия воспитательной технологии на воспитуемого, выявлены «маркеры» и способы оценки по которым можно будет определить эффективность влияния воспитательной технологии на личность воспитуемого. Вышеперечисленные условия и будут являться задачами нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. Как уже отмечалось выше под таким явление, как воспитание понимается формирование определённых качеств личности, передача «жизненного опыта» подрастающему поколению. И именно в усвоении этого опыта кроется один из важнейших моментов воспитательного процесса. Ведь, чужой опыт можно воспринимать по-разному. В одной ситуации он может быть воспринят и «присвоен», «приобщён» к своему жизненному опыту. В другой ситуации, опыт может быть проигнорирован, и он окажется невостребованным. Таким образом, «актуализация» этого опыта и является настоящей педагогической проблемой. В «идеальном» случае воспринятый опыт будет присовокуплен к опыту личности и будет использован ею при принятии решений, совершению тех или иных поступков в процессе своей жизни. В «отрицательном» случае, опыт может быть не воспринят, а если и воспринят, то не переведён в личный опыт, и к нему не будут «обращаться» в процессе жизнедеятельности. Есть ещё и третий случай «не идеальный». Опыт воспринят и переведён в личный опыт, но используется «по усмотрению» в соответствии с нравственными и личностными предпочтениями человека. Демонстрация такого опыта будет «ситуативной» и зависеть от того выгодно его демонстрировать личности или нет. Исходя из этого «оценить» эффективность воспитательного процесса не представляется возможным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.