Научная статья на тему 'Занятия практикума на основе гимнастики цигун как фактор личностного развития студентов с ослабленным здоровьем'

Занятия практикума на основе гимнастики цигун как фактор личностного развития студентов с ослабленным здоровьем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦИГУН / ЛИЧНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТИ / ФіЗИЧНА КУЛЬТУРА / ОСОБИСТіСТЬ / РОЗВИТОК / STUDENTS / PHYSICAL EDUCATION / QIGONG / PERSONALITY / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамида Ирина Евгеньевна

Целью работы является исследование эффективности обучения студентов специальной медицинской группы по программе оздоровительного практикума и ее вероятную динамику в контексте развития у студентов позитивных личностных качеств. Всего в исследовании приняло участие 282 относительно здоровых студента 3 курса и более 250 студентов специальной медицинской группы. Были использованы методы опроса и статистические методы обработки данных. Доказано, что занятия оздоровительного практикума на основе гимнастики цигун более эффективны в плане развития личности студентов, чем занятия по физической культуре для относительно здоровых студентов. Доказано, что развитие позитивных качеств личности студентов растет с увеличением длительности их обучения по программе практикума. Показано, что любые занятия практикума на основе гимнастики цигун являются важным фактором личностного развития студентов с ослабленным здоровьем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крамида Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training workshop on the basis of gymnastic qigoing as a factor of personal development of students with poor health

The aim is to study the effectiveness of the training of students of special medical group health program of the workshop and its change in the context of the students' positive personal qualities. A total of 282 participated relatively healthy 3 rd year student and more than 250 students of special medical group. Survey methods were used and statistical methods of data processing. It is proved that the lessons of the workshop on the basis of health qigong exercises are more effective in terms of personality development of students than the physical training for the relatively healthy students. It is proved that the development of positive personality traits of students increases with the duration of their training under the program of the workshop. It is shown that any of the workshop sessions on the basis of qigong exercises are an important factor in personal development of students with poor health.

Текст научной работы на тему «Занятия практикума на основе гимнастики цигун как фактор личностного развития студентов с ослабленным здоровьем»

э

2013

И

Занятия практикума на основе гимнастики цигун как фактор личностного развития студентов с ослабленным здоровьем

Крамида И. Е.

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Анотации:

Целью работы является исследование эффективности обучения студентов специальной медицинской группы по программе оздоровительного практикума и ее вероятную динамику в контексте развития у студентов позитивных личностных качеств. Всего в исследовании приняло участие 282 относительно здоровых студента 3 курса и более 250 студентов специальной медицинской группы. Были использованы методы опроса и статистические методы обработки данных. Доказано, что занятия оздоровительного практикума на основе гимнастики цигун более эффективны в плане развития личности студентов, чем занятия по физической культуре для относительно здоровых студентов. Доказано, что развитие позитивных качеств личности студентов растет с увеличением длительности их обучения по программе практикума. Показано, что любые занятия практикума на основе гимнастики цигун являются важным фактором личностного развития студентов с ослабленным здоровьем.

Ключевые слова:

студенты, физическая культура, цигун, личность, развитие.

Краміда І.Є. Заняття практикуму на основі гімнастики цигун як фактор особистісного розвитку студентів із послабленим здоров’ям. Метою роботи є дослідження ефективності навчання студентів спеціальної медичної групи за програмою оздоровчого практикуму та її ймовірну динаміку в контексті розвитку у студентів позитивних особистісних якостей. Всього в дослідженні взяло участь 282 відносно здорових студента 3 курсу і більше 250 студентів спеціальної медичної групи. Були використані методи опитування і статистичні методи обробки даних. Доведено, що заняття оздоровчого практикуму на основі гімнастики цигун більш ефективні в плані розвитку особистості студентів, ніж заняття з фізичної культури для відносно здорових студентів. Доведено, що розвиток позитивних якостей особистості студентів зростає із збільшенням тривалості їх навчання за програмою практикуму. Показано, що будь-які заняття практикуму на основі гімнастики цигун є важливим чинником особистісного розвитку студентів з ослабленим здоров'ям.

студенти, фізична культура, цигун, особистість, розвиток.

Kramida I. E. Training workshop on the basis of gymnastic qigoing as a factor of personal development of students with poor health. The aim is

to study the effectiveness of the training of students of special medical group health program of the workshop and its change in the context of the students’ positive personal qualities. A total of 282 participated relatively healthy 3 rd year student and more than 250 students of special medical group. Survey methods were used and statistical methods of data processing. It is proved that the lessons of the workshop on the basis of health qigong exercises are more effective in terms of personality development of students than the physical training for the relatively healthy students. It is proved that the development of positive personality traits of students increases with the duration of their training under the program of the workshop. It is shown that any of the workshop sessions on the basis of qigong exercises are an important factor in personal development of students with poor health.

students, physical education, qigong, personality development.

Введение.

Большое количество студентов вузов имеют нарушения здоровья, что доказывают исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными за последние десять лет. В разных вузах наблюдается примерно одно и то же: около 35-40 % студентов имеют слабое здоровье, менее 70 % студентов по состоянию здоровья отнесены к основной медицинской группе [8]. Студентов, посещающих занятия по физической культуре для основной группы, можно считать лишь относительно здоровыми (ОЗС), т.к. большинство из них имеют те или иные заболевания слабой или средней тяжести. Необходимо разрабатывать и внедрять в учебный процесс новые технологии, повышающие оздоровительную эффективность занятий по физической культуре для студентов с ослабленным здоровьем. Эти технологии должны быть эффективными как в плане физического и психического оздоровления студентов, так и в плане развития здоровой личности студентов.

В нашем вузе до 12% студентов, проходящих обучение на факультете физического воспитания и спорта, относятся к специальной медицинской группе (СМГ). Такие студенты проходят обучение по физической культуре в соответствии с программой специализации «Оздоровительный практикум на основе китайской гимнастики цигун» (ОП).

Эта программа предусматривает проведение аудиторных занятий, на которых студенты выполняют

© Крамида И. Е., 2013 doi: 10.6084/т9.^Ь|аге.691014

специальные оздоровительные упражнения: релаксационные и суставные разминки, китайскую гимнастику цигун и упражнения по саморегуляции (подробнее см. в [1]).

Часть студентов СМГ, обучающихся по программе этой специализации, по разным причинам не посещает аудиторные занятия ОП. Эти студенты выполняют индивидуальные домашние задания (ДЗ). ДЗ представляют собой систему упражнений по саморегуляции, эмоциональной рекреации, выработке позитивного отношения к себе и к жизни, решению личностных проблем (более подробно см. в [1]).

В научно-педагогической литературе за последние годы не обнаружено публикаций, посвященным аналогичным комплексам занятий для студентов вузов. Наиболее близкими по тематике можно считать работы С. А. Литвинова [5], А. В. Макарова [6] и Т. В. Састамойнен [7]. С. А. Литвинов и А. В. Макаров исследовали эффективность использования упражнений гимнастики ушу, (аналога гимнастики цигун) только в плане совершенствования физической подготовки студентов основной группы посещающих занятия по физической культуре. Эти авторы не рассматривали вопросов использования этой гимнастики на занятиях СМГ, а также развития личности студентов, выполняющих эти упражнения.

Т. В. Састамойнен исследовала эффективность выполнения упражнений сахаджа-йоги на занятиях по физической культуре в группах СМГ как в плане психофизического развития, так и в плане духовного со-

вершенствования посещающих занятия. Эти занятия содержат составляющие, изменяющие социальнопсихологические и духовные качества человека, но не содержат аналогов упражнений китайской гимнастики цигун.

В наших работах [3, 4] проведен анализ личностного развития студентов СМГ в процессе их обучения по программе ОП. Полученные результаты говорят о высокой эффективности занятий ОП в плане развития личности студента. Однако необходимо выяснить, что изменилось за последние годы (т.е. рассмотреть вопрос в динамике), и в каком направлении следует совершенствовать ОП.

Здоровой личностью можно считать ту, у которой развиты восемь основных позитивных качеств, каждое из которых включает в себя несколько частных характеристик - черт характера или способностей человека (последние ниже перечислены в скобках): позитивность или позитивное отношение к жизни (умение извлекать уроки из неприятностей, оптимизм, умение находить положительное в любом событии жизни, жизнерадостность, способность учиться на ошибках), успешность (в учебе, в делах и в личной жизни), эмоциональная устойчивость (уравновешенность, низкие ранимость, тревожность, раздражительность), терпимость в отношении к другим людям (умение понимать и принимать других людей, дружелюбие, низкая агрессивность), уверенность (высокая самооценка, умение принимать себя таким, какой есть, доверие к себе, самостоятельность, отсутствие комплексов неполноценности), активность (умение настраиваться на важные дела, жизненная активность, целеустремленность, организованность, ответственность), самоконтроль (осознание себя как личности, осознание необходимости работы над собой, способность осознавать свое состояние, умение расслабляться без дополнительных релаксаторов типа алкоголя и проч., умение освобождаться от негативных эмоций), коммуникабельность (общительность, умение находить друзей, раскованность в общении).

Будем считать позитивными личностными изменениями такие, при которых степень развития в человеке вышеперечисленных восьми качеств личности увеличивается.

В течение нескольких лет нами проводится исследование позитивных личностных изменений у студентов в период их обучения на факультете физической культуры и спорта. В данной работе для выяснения динамики личностного развития студентов СМГ, проходящих обучение по программе ОП, нами проводится сравнительный анализ некоторых суммарных результатов, полученных при проведении исследований в 2001-2004 г. и в 2008-2012 г.

Современные изменения российского общества требуют модернизации образования и, в частности, модернизации учебного процесса по физической культуре. Одной из основных задач вуза является формирование инициативной, нравственной, предприимчивой, самостоятельной личности специалиста, готовой к личност-

ному развитию. Важной задачей является разработка и внедрение в учебный процесс новых эффективных технологий, как в плане физического и психического здоровья студентов, так и в плане их личностного развития в процессе обучения в вузе. В нашем вузе внедрена в учебный процесс новая оздоровительная технология - оздоровительный практикум на основе гимнастики цигун для студентов СМГ. Исследование эффективности этой модернизации учебного процесса является важной практической задачей.

Работа выполнена в соответствии с планом НИР Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы - Исследовать эффективность обучения студентов СМГ по программе ОП и ее вероятную динамику в плане развития у студентов позитивных личностных качеств.

Задачи работы.

1. Провести сравнительный анализ позитивных личностных изменений у студентов СМГ, обучавшихся по программе ОП в течение 1 - 3 лет, и относительно здоровых студентов (ОЗС) обучавшихся по физической культуре на 3 курсе, имеющих наилучшие показатели позитивного личностного развития среди ОЗС 1 - 3 курсов [2, 3].

2. Провести сравнительный анализ позитивных личностных изменений у студентов СМГ, обучавшихся по программе ОП в периоды 2001-2004 г. и 20082012 г.

Материал исследования. Для проведения исследования отбирались студенты, активно посещавшие занятия по физической культуре. Они были объединены в разные группы студентов, обучавшихся в вузе в 2001-2004 г. и в 2008-2012 г. Обозначим эти группы следующим образом (ниже в скобках приведены объемы выборок для групп 2001-2004 и 2008-2012 г. соответственно): 3 - ОЗС 3 курса (46 и 236 человек), посещавшие обычные занятия по физической культуре; А1 - студенты СМГ, посещавшие аудиторные занятия ОП в течение одного учебного года или менее (45 и 169 человек); А2 - студенты СМГ, посещавшие аудиторные занятия ОП в течение трёх или четырех семестров (12 и 53 человека); А3 - студенты СМГ, посещавшие аудиторные занятия ОП в течение пяти или шести семестров (16 и 33 человека); Д1 - студенты СМГ, выполнявшие ДЗ в течение одного учебного года или менее (27 и 69 человек); Д2 - студенты СМГ, выполнявшие ДЗ в течение трёх или четырех семестров (18 и 35 человек), Д3 - выполнявшие ДЗ в течение пяти или шести семестров (4 и 12 человек - все, кто проделали эту работу в полном объеме). Всего в этом исследовании приняло участие 282 относительно здоровых студента 3 курса и более 250 студентов СМГ.

Методы исследования.

1. Опрос. В конце соответствующего учебного года студентам предлагалось оценить по шкале от 0 до 10 баллов степень развития у них разных качеств личности в начале и в конце периода обучения.

Э 2013

и

2. Первичная математическая обработка результатов опроса каждого студента: 1) подсчет разности конечной и начальной оценок каждой из частных характеристик каждого основного позитивного качества личности - роста оценок за время обучения (в качестве позитивной оценки негативного качества принималась величина 10 - N где N - оценка степени развития негативного качества); 2) подсчет среднего значения роста оценок отдельных качеств личности, являющихся проявлениями каждого из восьми основных позитивных качеств личности.

3. Статистические методы обработки данных: 1) подсчет средних значений роста оценок основных позитивных качеств личности для каждой группы опрошенных; 2) оценка достоверности различий между средними величинами по ^критерию Стьюдента. Различия принимались за существенные при уровне значимости менее 0,05 и трактовались как тенденция к различию при уровне значимости более 0,05, но менее 0,15 (в приведенной ниже таблице такие случаи отмечены звёздочкой). Величины считались равными при уровне значимости более 0,75.

Результаты исследования.

Ниже приведена итоговая таблица среднего роста оценок развитости вышеперечисленных восьми позитивных качеств личности ОЗС 3 курса и студентов СМГ, обучавшихся по программе ОП, за соответствующий период обучения (1, 2 или 3 года).

Обозначения и сокращения в таблице: др. - другие; 3' - данные группы 3, т.е. ОЗС третьего курса, А - данные всех групп студентов СМГ, посещавших аудиторные занятия ОП, Д - данные всех групп студентов СМГ, выполнявших ДЗ практикума.

Опрос студентов показал следующее:

1. Для всех 8 основных позитивных личностных изменений в оба рассматриваемых диапазона времени рост оценок у всех групп студентов СМГ, проходивших обучение по программе ОП, значимо выше, чем у ОЗС того же срока обучения. В 2001-2004 г. рост оценок шести позитивных личностных изменений (кроме активности и коммуникабельности), а в 2008-2012 г. семи (кроме коммуникабельности) у студентов СМГ после второго года аудиторного обучения по программе ОП значимо выше, чем у ОЗС 3 курса. В 2001-2004 г. рост оценок трех позитивных личностных изменений (позитивности, эмоциональной устойчивости, самоконтроля), а в 2008-2012 г. семи (кроме коммуникабельности) у студентов СМГ уже после первого года аудиторного обучения значимо выше, чем у ОЗС 3 курса.

Средний рост оценок по всем восьми позитивным личностным изменениям для опрошенных студентов, обучавшихся по программе ОП, уже после первого года обучения в 2001-2004 как тенденция, а в 20082012 г. значимо выше, чем у ОЗС 3 курса.

Можно с уверенностью сказать, что позитивное развитие личности студентов, посещающих аудиторные занятия ОП, идет более успешно, чем развитие личности ОЗС, не проходящих такого обучения.

2. И в 2001-2004 г., и в 2008-2012 г. данные группы А3 значимо выше данных либо группы А1, либо обеих других групп студентов, посещавших аудиторные занятия ОП, для всех позитивных личностных изменений. Средний результат по всем личностным изменениям групп студентов, обучавшихся в течение одного, двух и трех лет (А1, А2, А3) последовательно растет в 2001-2004 г. значимо, в 2008-2012 г. как тенденция, после первого года обучения. Можно сделать вывод, что позитивные личностные изменения у студентов, посещающих аудиторные занятия ОП, растут с увеличением длительности обучения.

3. И в 2001-2004 г., и в 2008-2012 г. для всех восьми основных позитивных личностных качеств рост оценок у студентов СМГ, выполнявших ДЗ, значимо выше, чем у посещавших аудиторные занятия с тем же сроком обучения, и тем более выше, чем у ОЗС третьего курса.

Это позволяет сделать вывод, что позитивное личностное развитие студентов СМГ, выполняющих ДЗ, более интенсивно, чем развитие тех, кто посещают аудиторные занятия ОП или занятия по физической культуре для ОЗС..

4. И в 2001-2004 г., и в 2008-2012 г. данные роста оценок основных позитивных личностных изменений у студентов группы Д1 либо равны данным для группы А3, либо значимо выше данных группы А3 или А2. Средние значения по всем восьми личностным изменениям для групп Д1 обоих диапазонов времени значимо выше, чем у групп А2, и различаются незначимо с данными групп А3.

Это означает, что личностный рост у студентов, выполнявших ДЗ ОП в течение одного года, выше, чем у тех, кто посещали аудиторные занятия ОП в течение двух лет, и близок к личностным изменениям у тех, кто занимались аудиторно по программе ОП в течение трех лет. Т. е. у тех, кто выполнял ДЗ, наблюдается более быстрое позитивное личностное развитие, чем у тех, кто посещал аудиторные занятия ОП (и тем более, чем у ОЗС 3 курса).

5. Сравнение данных 2001-2004 и 2008-2012 г., показывает, что:

1) наблюдается отрицательная динамика роста оценок развитости позитивных качеств личности у ОЗС 3 курса;

2) рост оценок развитости пяти из восьми позитивных качеств личности (кроме успешности, уверенности и активности) у студентов СМГ, посещавших аудиторные занятия ОП, в 2008-2012 г. после одного или трех лет обучения (группы А1 и А3) значимо выше, чем в 2001-2004 г., а после двух лет обучения (группа А2) рост оценок для семи качеств личности в обоих диапазонах времени различается незначимо, а для одного (активности), в последние годы, как тенденция, повысился;

3) в 2008-2012 г. рост оценки успешности студентов группы А3 значимо, а рост оценки уверенности как тенденция ниже, чем в 2001-2004 г. Эти два показателя личностного развития взаимосвязаны. Можно

Таблица 1

Средний рост оценок позитивных качеств личности студентов за период обучения

Качества личности Годы Рост оценок в +(0 -10) ба группах, ллов Важные значимые соотношения

3 А Для каждого периода времени В динамике

А1 А2 А3 Д1 Д2 Д3

Позитивность 1 2001- 2004 1,0 1,4 2,0 2,2 2,6 2,8 3,6 '3' < все; А2, А3 > А1; Д > А А32 > А31

2 2008- 2012 0,8 1,5 2,1 2,9 2,7 2,5 3,4 '3' < все; Д, А3 > А2 > А1

Успешность 1 2001- 2004 1,1 0,7 1,3 2,0 1,8 2,4 2,3 '3', А1< др.; А3 >А2; Д2 >Д1, А '31' > '32'; А31 > А32; Д21 > Д22

2 2008- 2012 0,5 0,8 1,1 1,3 1,6 1,8 2,1 '3' < все, А1*; А3, Д1 > А1; Д2 > А2; Д3 > Д1, А3

Эмоциональная устойчивость 1 2001- 2004 0,0 0,7 1,0 1,3 1,8 2,2 2,4 '3' < все; А3 >А1; Д2 >Д1, А А32 > А31; Д21 > Д22

2 2008- 2012 -0,1 0,9 1,3 2,0 1,6 1,8 2,7 '3' < все; А3 > А2 > А1; Д1 > А1; Д2 > А2; Д3 > Д1, А3

Терпимость 1 2001- 2004 0,6 0,8 1,3 1,5 1,9 2,5 2,4 '3', А1< др.; Д2 > Д1, А2 '31' > '32'; А12 > А11; А32 > А31; Д21 > Д22

2 2008- 2012 0,3 1,2 1,4 1,9 1,9 2,0 2,8 '3' < все; А3 > А1; Д1 > А1; Д2 > А2; Д3 > Д1, А3

Уверенность 1 2001- 2004 1,0 1,1 1,6 2,7 2,1 2,4 2,8 '3', А1< др; А3 > А2; Д1 > А1; Д2 > А2 А31 > А32*

2 2008- 2012 0,8 1,2 1,7 2,4 2,0 2,2 2,8 '3' < все; А3 > А2 > А1; Д3 > Д1; Д1 > А1; Д2 > А2

Активность 1 2001- 2004 1,0 1,0 1,1 1,6 1,8 2,3 2,2 А3 > А1,'3'; Д2 > Д1; Д1 > А1, '3'; Д2 > А2 >'3'* '31' > '32'; А22 > А21*

2 2008- 2012 0,6 1,1 1,5 1,6 1,8 2,2 2,8 '3' < все; А2*, А3 > А1; Д1 > А1; Д2 > А2; Д3 > Я1. А3

Самоконтроль 1 2001- 2004 1,0 1,4 2,0 2,2 2,7 2,9 4,0 '3' < все; А2, А3 >А1; Д > А '31' > '32'; А12 > А11; А32 > А31

2 2008- 2012 0,7 1,7 2,1 2,7 2,6 2,6 3,2 '3' < все; А3 > (А2* > А1); Д3 > Д1, А3*; Д1 > А1; Д2 > А2

Коммуникабельность 1 2001- 2004 1,0 0,7 1,1 2,0 1,7 1,7 2,4 А3, Д > А1, А2, '3' А12 > А11*

2 2008- 2012 1,0 1,0 1,2 1,9 1,5 1,6 2,2 '3' < А3, Д; А3 > А2, А1; Д1 > А1; Д2 > А2*

Средние по всем качествам 1 2001- 2004 0,8 1,0 1,4 1,9 2,1 2,4 2,7 '3' < все, А1*; А3 > А2 > А1; Д1> А1, А2; Д2 > А2, А3; Д3 > Д1* А3 31' > '32'; А12 > А11; А32 > А31*; Д11 > Д12*; Д21 > Д22

2 2008- 2012 0,6 1,2 1,5 2,1 1,9 2,1 2,7 '3' < все; А3 > (А2 > А1*); Д1> А1, А2; Д2 > А2; Д3 >Д1, Д2, А3*

ностные изменения. Интенсивность этих изменений выше, чем у ОЗС, проходящих обучение по физической культуре в основной группе.

2. Развитость позитивных качеств личности студентов растет с увеличением длительности их обучения по программе практикума.

3. Эффективность аудиторного обучения по программе практикума в плане личностного развития студентов в 2008-2012 г.в целом повысилась по сравнению с 2001-2004 г. Интенсивность позитивных личностных изменений у студентов, проходящих внеаудиторное обучение по программе практикума, на втором году обучения в 2008-2012 г. снизилась по сравнению с 2001-2004 г., однако по-прежнему она осталась выше, чем у студентов, проходящих обучение по физической культуре в основной группе.

4. Любые занятия практикума на основе гимнастики цигун являются важным фактором личностного развития студентов с ослабленным здоровьем.

предположить, что, если уделять на занятиях ОП больше внимания развитию уверенности и позитивного отношения к себе, то будет расти и успешность студентов;

4) в 2008-2012 г. наблюдается снижение показателей личностного роста у студентов СМГ, выполнявших ДЗ ОП в течение одного или двух лет: средний рост оценок для групп Д1 и Д2 в эти годы значимо ниже, чем в 2001-2004 г.; в последние годы рост оценок группы Д2 значимо ниже этого показателя в 2001-2004 г. для трех позитивных качеств личности: успешности, эмоциональной устойчивости и терпимости. Необходимо предусмотреть в комплексе ДЗ для студентов СМГ более эффективные упражнения для развития этих качеств личности студентов.

Выводы:

1. У студентов СМГ, проходящих обучение по программе оздоровительного практикума на основе гимнастики цигун, происходят позитивные лич-

а 2013

Ц

5. Для повышения эффективности аудиторного обучения студентов по программе ОП в плане развития личности необходимо на занятиях ОП уделять больше внимания развитию у студентов уверенности и позитивного отношения к себе. Для повышения эффективности внеаудиторного обучения студентов по программе ОП в плане развития личности необходимо предусмотреть в комплексе ДЗ для студентов СМГ более эффективные упражнения для развития успешности, эмоциональной устойчивости и терпимости.

Малые объемы выборок групп студентов третьего года обучения не позволили получить значимые соот-

Литература

1. Дубровинская Е.И. Социально-психологические условия формирования мотивации первичного отказа от табакокурения среди студенческой молодежи: автореф. дисс. канд. психол. наук / Е.И. Дубровинская. - М., Российский гос. социальн. ун-т.

- 2012. - 16 с.

2. Крамида И.Е. Валеологический практикум на основе китайской гимнастики цигун для студентов специальной медицинской группы / И.Е. Крамида // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация в высших учебных заведениях: проблемы и перспективы развития: матер. междунар. электрон. науч. - практ. конф. / СибГАУ. - Красноярск. - 2011.

- С. 179 - 181.

3. Крамида И.Е. Занятия валеологического практикума на основе китайской гимнастики цигун как фактор ослабления зависимости студентов от курения / И.Е. Крамида // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация в высших учебных заведениях: проблемы и перспективы развития: матер. междунар. электрон. науч. - практ. конф. / СибГАУ. - Красноярск. - 2011. - С. 182 - 185.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Крамида И.Е. Изменение зависимости от алкоголя у студентов, обучающихся по программе валеологического практикума на основе гимнастики цигун, как показатель эффективности практикума / И. Е. Крамида // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация в высших учебных заведениях: проблемы и перспективы развития: матер. междунар. электрон. науч. - практ. конф. / СибГАУ. - Красноярск. - 2011.

- С. 186 - 189.

5. Крамида И.Е. Валеологический практикум на основе гимнастики цигун как фактор развития личностных компонентов здорового образа жизни у студентов / И.Е. Крамида // Актуальные проблемы, механизмы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: матер. всерос. научно-практич. конф. / ИрГСХА. - Иркутск. - 2011. - С. 255-259.

6. Кузьменок Г.Ф. Совершенствование системы организации профилактики употребления психоактивных веществ среди учащейся молодежи: автореф. дисс. канд. пед. наук / Г.Ф. Кузьме-нок. - М., Моск. гос. медико-стоматол. ун-т. - 2010. - 17 с.

7. Радкевич Н.В. Социально-психологические аспекты табакокурения среди студентов медицинских и немедицинских вузов: автореф. дисс. канд. мед. наук / Н. В. Радкевич. - М., Моск. медиц. академия. - 2005. - 21 с.

8. Waters K. и др. Characteristics of Social Smoking Among College Students // Journal of American College Health, 2006. - vol.55(3) . - pp. 133-139.

9. Lyvers M., Hall T., Bahr M. Smoking and psychological health in relation to country of origin // International Journal of Psychology, 2009. - vol. 44(5). - pp. 387-392.

ношения между показателями личностного развития этих и других студентов. В отношении студентов третьего года обучения сформулированные выше выводы носят предварительный характер. Нами выявлены направления, в которых необходимо совершенствовать ОП. Необходимо внести нужные изменения в учебный процесс аудиторного и внеаудиторного обучения студентов по программе ОП и провести опросы студентов в ближайшие 1-2 года, чтобы проверить эффективность этих изменений. Увеличение объемов выборок для разных групп даст возможность получить статистически более достоверные результаты.

References

1. Dubrovinskaia E.I. Social’no-psikhologicheskie usloviiaformirovaniia motivacii pervichnogo otkaza ot tabakokureniia sredi studencheskoj molodezhi [Social and psychological conditions of the formation of the primary motivating smoking cessation among students], Cand. Diss., Moscow, RSSI Publ., 2012, 16 p.

2. Kramida I.E. Valeologicheskij praktikum na osnove kitajskoj gimnastiki cigun dlia studentov special’noj medicinskoj gruppy [Valeological workshop based on Chinese qigong exercises for students of special medical group]. Fizicheskoe vospitanie, sport, fizicheskaia reabilitaciia i rekreaciia v vysshikh uchebnykh zavedeniiakh: problemy i perspektivy razvitiia [Physical education, sport, recreation and physical rehabilitation in higher education: problems and prospects], Krasnoyarsk, 2011, pp.179-181.

3. Kramida I.E. Zaniatiia valeologicheskogo praktikuma na osnove kitajskoj gimnastiki cigun kak faktor oslableniia zavisimosti studentov ot kureniia [Valeology workshop sessions on the basis of Chinese Qigong as a factor that would reduce dependence students from smoking]. Fizicheskoe vospitanie, sport, fizicheskaia reabilitaciia i rekreaciia v vysshikh uchebnykh zavedeniiakh: problemy i perspektivy [Physical education, sport, recreation and physical rehabilitation in higher education: problems and prospects], Krasnoyarsk, 2011, pp.182-185.

4. Kramida I.E. Izmenenie zavisimosti ot alkogolia u studentov, obuchaiushchikhsia po programme valeologicheskogo praktikuma na osnove gimnastiki cigun, kak pokazatel’ effektivnosti praktikuma [Change of alcohol dependence among students enrolled in the program valeologicheskogo workshop based on Qigong, as an indicator of the effectiveness of the workshop]. Fizicheskoe vospitanie, sport, fizicheskaia reabilitaciia i rekreaciia v vysshikh uchebnykh zavedeniiakh: problemy i perspektivy razvitiia [Physical education, sport, recreation and physical rehabilitation in higher education: problems and prospects], Krasnoyarsk, 2011, pp.186-189.

5. Kramida I.E. Valeologicheskij praktikum na osnove gimnastiki cigun kak faktor razvitiia lichnostnykh komponentov zdorovogo obraza zhizni u studentov [Valeological workshop based on Chi Kung as a factor of personality components of a healthy lifestyle among students]. Aktual’nye problemy, mekhanizmy i perspektivy razvitiia fizicheskoj kul’tury i sporta v vysshikh uchebnykh zavedeniiakh Minsel’khoza Rossii [Actual problems, mechanisms and prospects of development of physical culture and sports in higher education Russian Ministry of Agriculture], Irkutsk, 2011, pp.255-259.

6. Kuz’menok G.F. Sovershenstvovanie sistemy organizacii profilaktiki upotrebleniia psikhoaktivnykh veshchestv sredi uchashchejsia molodezhi [Improving the system of organization of prevention of substance use among students], Cand. Diss., Moscow, MSMDU Publ., 2010, 17 p.

7. Radkevich N.V. Social’no-psikhologicheskie aspekty tabakokureniia sredi studentov medicinskikh i nemedicinskikh vuzov [Social and psychological aspects of smoking among medical students and nonmedical university], Cand. Diss., Moscow, MMA Publ., 2005, 21 p.

8. .Waters K. Characteristics of Social Smoking Among College Students. Journal of American College Health, 2006, vol.55(3), pp. 133-139.

9. .Lyvers M., Hall T., Bahr M. Smoking and psychological health in relation to country of origin. International Journal of Psychology, 2009, vol.44(5), pp. 387-392.

Информация об авторе:

Крамида Ирина Евгеньевна: [email protected]; Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф.Решетнева; просп. им. газеты Красноярский Рабочий, 31, г. Красноярск, 6600І4, Россия.

Цитируйте эту статью как: Крамида И. Е. Занятия практикума на основе гимнастики цигун как фактор личностного развития студентов с ослабленным здоровьем // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. -2013. - № 4. - С. 35-40. doi:10.6084/m9.figshare.691014

Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive.html

Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.ru).

Дата поступления в редакцию: 11.04.2013 г.

Опубликовано: 30.04.2013 г.

Information about the author:

Kramida I. E.: [email protected]; Siberian State Aerospace University Newspaper Krasnoyarsk Worker avenue, 31, Krasnoyarsk, 660014, Russia.

Cite this article as: Kramida I. E. Training workshop on the basis of gymnastic qigoing as a factor of personal development of students with poor health. Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2013, vol.4, pp. 35-40. doi:10.6084/ m9.figshare.691014

The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html

This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).

Received: 11.04.2013 Published: 30.04.2013

І ПЕДАГОГІКА I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.