Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 615.851.1
Р. Ю. Хуторской Научный руководитель - И. Е. Крамида Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КУРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕНЫМ ЗДОРОВЬЕМ
Проводится анализ результатов опроса студентов 1-3 курсов об их стойкости к курению. Доказывается, что аудиторные занятия валеологического практикума для студентов СМГ более эффективны в плане снижения зависимости от курения, чем оздоровительные занятия относительно здоровых студентов.
Основная задача воспитательного процесса вуза -развитие гармоничной личности студента, в которой проявляются позитивные личностные качества, обеспечивающие эффективное решение стоящих перед ней задач.
Для тех, кому по состоянию здоровья противопоказаны занятия физкультурой в основной группе (так называемой специальной медицинской группы студентов СМГ), в нашем институте организованы занятия валеологического практикума на основе китайской гимнастики Цигун: аудиторные и внеаудиторные. Как аудиторные, так и внеаудиторные занятия включают в себя упражнения по саморегуляции, эмоциональной рекреации, развитию позитивного мышления (подробнее см. в [1]). Все это помогает человеку стать успешной целеустремленной личностью.
Условием успеха является здоровье человека, сохранить которое помогает стойкость к вредным привычкам.
В течение нескольких лет нами проводится исследование зависимости от курения у относительно здоровых студентов (ОЗС) и СМГ 1-3 курсов разных специальностей. В данной статье перед нами поставлена цель доказать что аудиторные занятия валеоло-гического практикума (АЗВП) имеют большее влияние на снижение зависимости от курения студентов чем занятия по физической культуре для ОЗС.
Для проведения исследования были выделены следующие группы студентов: 1 - ОЗС 1 курса (169 человек); 2 - ОЗС 2 курса (190 человека); 3 - ОЗС 3 курса (106 человек); А1 - студенты СМГ, посещавшие АЗВП в течение одного учебного года или менее (191 человек); А2 - студенты СМГ, посещавшие АЗВП в течение трёх или четырех семестров (83 человека); А3 - студенты СМГ, посещавшие АЗВП в течение пяти или шести семестров (48 человек).
При исследовании зависимости студентов Сиб-ГАУ от курения нами использовались следующие методы:
1. Опрос. В данном исследовании мы использовали оценочный опрос. Студентам предлагалось оценить силу привычки к курению по 10-бальной шкале до начала обучения и в период опроса.
2. Первичная математическая обработка результатов опроса: подсчет процентного соотношения студентов с разной силой привычки к курению, вычисление разницы конечных и начальных оценок по данным опроса.
3. Статистическая обработка данных. Оценка достоверности различий между средними величинами проводилась с помощью /-критерия Стьюдента. Различия считались существенными при уровне значимости разницы средних равном или менее 0,05 и трактовались как тенденция к различию при уровне значимости более 0,05, но менее 0,15. Величины считались равными при уровне значимости более 0,75.
Опрос показал, что:
7. Из данных табл. 1 видно, что курящих студентов значимо меньше в группах студентов, посещающих АЗВП. Очевидно, что с увеличение времени АЗВП доля зависимых от курения значительно уменьшается. О группе ОЗС такого сказать нельзя.
8. Доли курящих редко групп ОЗС и СМГ по процентным показателям почти равны, но после статистической обработки этих данных можно сказать, что они имеют значительные различия (показатель уровня значимости колеблется от 0,05 до 0,02).
9. В табл. 2 в строках «улучшение» и «ухудшение» в СМГ видно, что ухудшения почти отсутствуют, а улучшения с увеличением времени АЗВП значительны.
10. В группах ОЗС доли ухудшений зависимости от курения намного больше, чем улучшений (см. табл. 2), и так же прослеживается кризис на 2 курсе -резкий рост доли курящих (см. табл. 1) и усиления их привычки, чего нельзя сказать о СМГ. Здесь на 2 курсе студенты, наоборот, намного легче справляются с зависимостью от курения и она стабильно со временем ослабевает.
11. Рост оценок стойкости к курению за время обучения (табл. 2) для ОЗС 2 курса отрицателен и намного ниже, чем у других студентов. Поэтому можно сказать, что хуже всего обстоят дела у студентов 2 курса, у которых стойкость к курению за время обучения в вузе падает. У ОЗС 1 3 курсов рост оценок стойкости к курению близок к нулю, однако доля ухудшений, как тенденция, выше у студентов 3 курса, т. е. можно сказать, что при обучении на 1-3 курсах стойкость к курению у ОЗС падает.
12. Рост оценок стойкости к зависимости от курения (табл. 2) в группах СМГ положителен и значимо выше, чем в группах ОЗС. Ухудшения практически не наблюдается. Из этого следует, что у курящих студентов СМГ зависимость от курения после обучения по программе АЗВП значительно снижается.
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
Таблица 1
Проценты курящих студентов в конце учебного года
Группы 1 2 3 а1 а2 а3
Всего куряшдх, % 24 33 24 12 7 6
Курят умеренно или часто, % 19 27 19 7 4 4
Курят редко, % 5 5 5 4 4 2
Таблица 2
Динамика зависимости от курения у студентов при обучении в СибГАУ
Группы 1 2 3 а1 а2 а3
Число курящих 43 66 29 29 9 3
Рост оценок стойкости к курению 0,1 -1,0 0,1 1,4 1,6 1,3
Улучшение (усиление стойкости к курению), % 23 23 24 59 78 33
Ухудшение (усиление зависимости от курения), % 35 44 41 10 0 0
Таким образом, можно сделать вывод, что АЗВП являются важным фактором снижения зависимости от курения у студентов с ослабленным здоровьем.
Библиографическая ссылка
1. Крамида И. Е. Валеологический практикум для студентов специальной медицинской группы // Физическая культура в системе образования : сб. ст. науч.-практ. конф. КГУКрасноярск, 2001. С. 123-125.
© Хуторской Р. Ю., Крамида И. Е., 2010
УДК 615.851.1
Р. Ю. Хуторской, Л. В. Габова Научный руководитель - И. Е. Крамида Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА КАК ФАКТОР ОСЛАБЛЕНИЯ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК У СТУДЕНТОВ
Проводится анализ результатов опроса студентов 1-3 курсов об изменениях их зависимости от алкоголя и курения. Доказывается, что внеаудиторные занятия валеологического практикума для студентов СМГ более эффективны в плане снижения зависимости от алкоголя и курения, чем оздоровительные занятия относительно здоровых студентов.
Для тех, кому по состоянию здоровья противопоказаны занятия физкультурой в основной группе (так называемой специальной медицинской группы студентов СМГ), в нашем институте организованы занятия валеологического практикума на основе китайской гимнастики Цигун: аудиторные и внеаудиторные [1]. Всех студентов специальной медицинской группы (СМГ) можно разделить на две группы: студенты, которые могут посещать аудиторные оздоровительные занятия (АЗ) и те, кто по разным причинам не могут этого делать. В нашем институте для студентов, которые не могут посещать предназначенные для студентов СМГ АЗ, разработаны специальные домашние задания (ДЗ). Они представляют собой систему упражнений по саморегуляции, направленных на улучшение физического и психического здоровья.
Целью данного исследования является изучение влияния внеаудиторных занятий валеологического практикума (ВП) и доказательство того, что эти занятия более эффективны в борьбе с вредными при-
вычками, чем занятия физкультурой в основной группе.
Задача исследования: провести сравнительный анализ ослабления вредных привычек у относительно здоровых студентов (ОЗС) и у студентов СМГ, занимающихся внеаудиторно по программе ВП, т. е. у тех, кто выполняют ДЗ.
Для проведения исследования были выделены следующие группы студентов: 1 - ОЗС 1 курса (169 человек); 2 - ОЗС 2 курса (190 человека); 3 - ОЗС 3 курса (106 человек); Д1 - студенты СМГ, выполнявшие ДЗ в течение одного учебного года или менее (72 человека); Д23 - студенты СМГ, выполнявшие ДЗ в течение трех и более семестров (38 человек).
При проведении исследования использовались следующие методы:
1. Опрос. В данном исследовании мы использовали оценочный опрос. Студентам предлагалось оценить силу привычек к курению и алкоголю по 10-бальной шкале в начале обучения в вузе и в момент опроса (в конце очередного учебного года).